что нужно для отказного письма на товар
Отказное письмо на продукцию
Под отказным письмом понимается официальный документ, который выдается аккредитованными организациями компаниям коммерческого сектора экономики о том, что тот или иной товар или услуга не нуждаются в декларировании и сертификации.
Документ носит справочный характер и касается обычно только каких-то конкретных наименований продукции.
Виды документа
Все отказные письма можно условно поделить на две разновидности:
При этом по своему смыслу они практически ничем не различаются.
Единственное серьезное отличие заключается в том, что таможенные службы требуют письма, которые выдаются от имени Министерства промышленности и торговли.
Как получить отказное письмо
Для того, чтобы получить отказное письмо, фирма, которая в нем нуждается, должна отправить в аккредитованное учреждение специальный запрос-заявку. В нем следует указать, в отношении какой продукции требуется справка и для каких целей она нужна.
Кроме того, для отказного письма потребуется предоставить некоторые документы, в которых указать информацию общую для всех:
Если речь идет об отказном письме для торговых предприятий, то нужно к заявке приложить:
При необходимости получения отказного письма для таможни следует предоставить:
Сколько действует документ
Срок действия для такого рода документов законодательно не установлен, так что любое полученное отказное письмо действительно вплоть до момента включения изменений в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия» или до того, как на отмеченные в письме товары вступят в силу технические регламенты.
В некоторых случаях, правда, прописывается крайняя дата действия документа: чаще всего на практике она равняется одному году.
Платно или бесплатно
Аккредитованные организации выдают данный вид документов за определенную плату.
Она зависит от количества наименований продукции, по которым требуется сформировать отказ. Как правило, стоимость письма не превышает трех тысяч рублей, а делается оно в срок не более одной недели.
Кто может получить отказное письмо
Отказное письмо выдается любым представителям бизнеса: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а вот частное лицо получить отказное письмо не может.
Следует отметить, что владельцем того или иного отказного письма может быть только одна организация, передавать его третьи лицам не следует, учитывая тот факт, что для них оно автоматически утрачивает законную силу.
Обязательно ли получение отказных писем
Данный вид документации относится к разъяснительным бумагам, т.е. носящим справочный характер. Это значит, что наличие отказных писем не требуется для продажи товарно-материальных ценностей.
Точно также, если товары не подлежат обязательному декларированию и сертификации, то и таможня не станет настаивать на предоставлении регламентирующих документов.
Иными словами, отказные письма необходимы только тогда, когда кто-либо из представителей бизнеса изъявит на это собственную волю.
Имеет ли право вторая сторона договора требовать наличие отказного письма
Поскольку наличие отказных писем является правом, а не обязанностью организации, никто не вправе требовать от нее этого документа. Однако, если такой пункт включен в договор между сторонами, то, во избежание разногласий с партнером или заказчиком, как и все другие условия данного соглашения, его следует выполнить.
Составление отказного письма
На сегодняшний день отказное письмо не имеет унифицированного образца, так что составляться оно может в произвольной форме, исходя из того, как видит данный документ аккредитованная организация, которая его выдаёт. Главное, чтобы бланк по своей структуре соответствовал нормам делопроизводства и правилам делового документооборота.
Кроме того, следует иметь в виду, что в бланке отказного письма должны содержаться и некоторые обязательные сведения. В частности, к ним относятся:
При этом перечень товаров, по которым составляется одно отказное письмо, практически не ограничен.
Оформление бланка
Как к оформлению письма, так и к его содержанию, законодательство не предъявляет никаких особенных критериев. Иными словами, документ может быть написан на фирменном бланке организации или на простом листе бумаги.
Важным условием является наличие на документе подписи ответственного лица (при этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо образом, не допускается), а также сведения о его должности. Также бланк должен быть заверен печатью учреждения, которая будет свидетельствовать о подлинности документа.
После оформления отказное письмо обязательно должно быть зафиксировано в журнале исходящей документации организации, которая его сформировала.
Передан документ может быть разными способами:
Отказное письмо на продукцию
Официальное отказное письмо — это специализированный документ, подтверждающий, что продукция, на которую оно оформлено, действительно не нуждается в сертификате или декларации соответствия. Оно может понадобиться для оформления, перевозки и реализации товара, не подлежащего сертификации, при взаимодействии с таможенными органами, потребителями или партнерами.
О чем идет речь
Все изделия, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», должны иметь при себе подтверждающие их безопасность и качество декларации или сертификаты. Аналогичное требование применяется к продукции, упоминаемой в технических регламентах Евразийского экономического союза. Для того чтобы узнать, подлежит ли сертификации товар, следует сначала изучить требования этих нормативных актов. Отсюда вытекает ответ на вопрос, что такое отказное письмо на товар или изделие. Если продукт не внесен в эти списки (как правило, это комплектующие или части будущего изделия — например, мебельные ножки), об этом придется оповестить соответствующие органы. Оформление ОП является добровольной процедурой. Назначение оповещения зависит от его вида.
Виды отказных писем
В российской практике встречается несколько разновидностей документа, поскольку официальное отказное письмо — это подтверждение отсутствия необходимости разных типов оценки соответствия. Обычно оно требуется при таможенных перевозках либо по запросу Роспотребнадзора, Росстандарта, пожарных служб или иного контролирующего ведомства. Во всех этих случаях устанавливается неограниченный срок действия отказного письма на продукцию любого типа. Наиболее распространенными сейчас являются следующие виды ОП.
Для кого предназначено
Отсутствие требования об обязательной пожарной сертификации
Отсутствие требования об обязательной сертификации по стандартам РФ или ЕАЭС
Отсутствие требования об обязательном санитарно-эпидемиологическом контроле
Отсутствие требования об обязательной сертификации по стандартам РФ или ЕАЭС, карантинного контроля
Клиенты и партнеры
Отсутствие требования об обязательной сертификации по стандартам РФ или ЕАЭС
Так, чтобы доказать отсутствие необходимости оформления пожарного сертификата, пожарным службам предъявляется ОП пожарной безопасности. Для проверки Роспотребнадзора оформляется специальный документ СЭС, подтверждающий, что продукцию не требуется подвергать санитарно-эпидемиологической экспертизе. ОП для Ростехнадзора оформляется на оборудование или технику (как правило, на комплектующие и детали оборудования), не вошедшие ни в один действующий технический регламент Таможенного Союза. То есть для всех этих случаев потребуется сделать документ, соответствующий конкретному назначению. При этом по сути ни для каких товаров отказное письмо не является обязательным документом: оно оформляется по инициативе владельца продукции, чтобы облегчить процесс взаимодействия с контролирующими органами.
ОП для таможни
До вступления России в Евразийский экономический союз самыми востребованными были отказные письма на товар для таможни. Они содержали код ТН ВЭД ТС — номенклатуру, по которой ФТС могла бы проверить продукцию. Начиная с октября 2010 года их выдавал только Минпромторг России, но сейчас их вправе оформлять аккредитованные органы по сертификации.
ОП для торговли
Чаще всего потребность в подготовке таких документов возникает в рамках торговых отношений. Покупатели изделий, включая организаторов крупных коммерческих тендеров и государственных закупок, хотят убедиться, что приобретаемая ими продукция не подлежит обязательной сертификации. Чтобы подтвердить, на какие товары достаточно только отказного письма, в нем обычно приводятся ссылки на нормативные акты, подтверждающие отсутствие требования об оценке соответствия, сведения о наименовании товара и его характеристиках.
Сейчас для однозначной идентификации изделий, предназначенных для обращения на внутрироссийском рынке, используется код общероссийского классификатора продукции. Ранее для этого использовался код ОКП, но с 2017 года для подтверждения соответствия продукции определенной категории используются коды ОКПД 2.
Кто выдает ОП
Ответ на вопрос о том, кто выдает отказное письмо, сейчас прост: оно составляется аккредитованным органом по сертификации, который внесен в единый реестр таких организаций, размещенный на сайте Росаккредитации. Область его аккредитации должна соответствовать характеру продукции, для которой оформляется ОП.
При подготовке ОП для таможни следует учитывать важный момент: в соответствии с разъяснением Росаккредитации от 13 ноября 2018 г. № 29283/05-СМ сертификационные центры не вправе давать официальные разъяснения относительно практики применения нормативных актов Евразийского экономического союза. Такая документация имеет исключительно справочный характер.
Кто вправе получить ОП
Получить ОП вправе любой заявитель, обладающий правом распоряжения продукцией: в этой роли обычно выступает продавец, изготовитель или уполномоченное лицо соответствующего субъекта. При обращении в сертификационный центр потребуется предоставить бумаги, подтверждающие права заявителя.
Как подать заявку на ОП
Порядок получения письма несложен. Изготовителю или продавцу продукции следует связаться со специалистами аккредитованной организации и подготовить заявку. В ней обычно указываются:
При необходимости сотрудники сертификационного центра запросят у заявителя дополнительные данные и подтверждающую документацию. После получения заявки, документов и внесения оплаты, предприниматель, заключивший договор, в короткие сроки получит готовое отказное письмо, которое предоставляется по требованию контролирующих органов или по запросу покупателей, интересующихся, как проверить на подлинность нужный товар. То, через сколько дней выдается готовый документ, зависит от вида продукции и ее количества, но, как правило, это достаточно небольшой срок — опытный эксперт, который точно знает, как написать нужный текст, подготовит его за один рабочий день.
Обязательно ли получать ОП
В отличие от сертификационной документации, отказное письмо не является обязательным документом для всех видов товаров. Но оно существенно упрощает процесс взаимодействия с контролирующими органами или увеличить шансы потенциального поставщика на заключение крупного контракта. Это позволяет покупателю продукции быть уверенным в том, что продавец или производитель не пренебрег обязательной процедурой оформления документов на продукт, отсутствие которых в дальнейшем вызывает проблемы при его эксплуатации.
Необходимые документы
После того, как заявитель разобрался, что такое отказное письмо на продукцию, и пришел к выводу, что его необходимо оформить, ему следует обратиться в аккредитованный орган по сертификации. На этом этапе потребуется выяснить, какие документы нужны на товар для оформления отказного письма, скрепить их печатью организации и подписью руководителя. В список входят следующие позиции:
Состав пакета может изменяться — все зависит от вида и количества товаров. Например, для оформления ОП, подтверждающего отсутствие необходимости сертификации по стандартам Таможенного союза, обычно требуется информация о кодах ТН ВЭД для данной категории продукта.
Срок действия
Срока действия такие документы, как правило, не имеют — до того момента, пока не изменятся требования нормативных актов, регулирующих порядок их сертификации. Если товар появляется в перечне продукции, подлежащей сертификации или декларированию, утвержденном постановлением Правительства № 982, для него потребуется провести процедуру оценки соответствия и подготовить подтверждающие документы. Аналогичный порядок применяется, если необходимость провести сертификацию обусловливается принятием нового техрегламента Евразийского экономического союза. Законодательные требования в отношении того, через сколько дней выдается отказное письмо, не установлены: этот срок определяется договором между заказчиком и исполнителем.
Стоимость оформления
Обычно услуга по составлению ОП предоставляется аккредитованными сертификационными центрами на платной основе. Поскольку получение отказного письма инициируется заявителем, оформление осуществляется за его счет. Стоимость подготовки действующим законодательством не регулируется. Она определяется органом по сертификации самостоятельно исходя из его ценовой политики и основывается на уровне квалификации экспертов, сложности исследуемого продукта и других факторах.
Заказать расчет стоимости
Уточните, сколько стоит оформление отказного письма в компании АТТЭК
Стоимость ОП зависит от нескольких основных факторов:
В любом случае цена подготовки такого документа обычно очень демократична, особенно в сравнении со сложностями, которые может повлечь за собой его отсутствие.
Преимущества АТТЭК
Центр АТТЭК – это команда профессионалов, которые знакомы со всеми тонкостями сертификационного законодательства. Наши эксперты точно знают, в каких случаях требуется оформить отказное письмо на продукцию, и как это делается. Мы гарантируем своим клиентам оперативное оформление ОП и конкурентоспособную цену. В нашем центре Вы сможете получить документ установленного образца на любой товар, чтобы существенно облегчить процесс взаимодействия с контролирующими органами или выполнить условия государственного контракта.
Отказное письмо
Что такое отказное письмо
Отказное письмо содержит ссылку на законодательство, и свидетельствует о том, что указанная в документе продукция не попадает в «Перечень продукции товаров и услуг, подлежащей обязательной сертификации».
Отказное письмо на продукцию выдается в том случае, если она не подлежит обязательной сертификации или обязательному декларированию.
Также в отказном письме указывается, что продукция не попадает в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов».
Когда требуется отказное письмо
Отказное письмо может потребоваться в нескольких случаях:
Настоящее письмо не является официальным разъяснением актов, составляющих право Евразийского экономического союза (включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза).
Кто выдает отказное письмо
Такое письменное разъяснение выдается уполномоченными Органами по сертификации на проведение работ по подтверждению соответствия Техническим регламентам и в отношении продукции, подтверждение безопасности которой регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 и Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 620.
Отказное письмо может быть выдано Органом по сертификации исходя из положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294).
В области аккредитации Органа по сертификации должна присутствует продукция, на которую отказное письмо запрашивается. Орган по сертификации даёт разъяснения в ответ на полученное официальное обращение от фирм, индивидуальных предпринимателей, таможенных организаций, органов исполнительной и судебной власти.
Отказное письмо содержит наименование продукции, идентификационные признаки, и может содержать коды ОКПД 2 или код ТН ВЭД и при необходимости другую техническую информацию.
Оформление отказного письма
Отказное письмо оформляется на листе А4 и заверяется печатью органа по сертификации, выдавшего документ. Держателем отказного письма является только одно юридическое лицо. В одно отказное письмо можно включить любой список продукции.
Необходимые документы для оформления отказного письма
Для оформления отказного письма потребуются следующие документы, закрепленные подписью и печатью организации:
Состав пакета документов может изменяться — все зависит от вида и количества продукции.
Срок действия отказного письма
Отказное письмо действует в течение срока действия нормативных актов, на основании которых данное письмо составлено.
В некоторых случаях отказное письмо выдается с указанием конкретного срока действия (обычно — 1 год).
Отказные письма с неограниченным сроком действия выдаются на партию продукции. На практике чаще всего выдаются именно отказные письма второго типа. Срок действия отказного письма указывается на бланке наряду с перечнем продукции и реквизитами получателя.
Получить отказное письмо на продукцию
Компания «Новотест» поможет оформить «отказные письма» для таможни, для торговли. Многолетний опыт работы позволяет нам работать с различной продукцией.
Для того чтобы получить «отказное письмо», свяжитесь с нашими сотрудниками по телефону, или по электронной почте. Для заказа «отказного письма» вы можете также заполнить заявку на нашем сайте.
Здесь можно задать любой интересующий вас вопрос на тему сертификации.
Что такое отказное письмо для маркетплейса и как его оформить
Чтобы размещать некоторые виды продукции на маркетплейсе, продавец или производитель должен предоставить отказное письмо. Оно подтверждает, что конкретный товар не нуждается в сертификации и декларировании. Кому и зачем нужны отказные письма, кем выдаются, что требуется для оформления и чем грозит отсутствие документа – читайте в статье.
Что такое отказное письмо
Многие товары допускаются к продаже только при наличии сертификата или декларации о соответствии стандартам. Тем самым производитель удостоверяет, что продукция не опасна для здоровья людей, животных, не способна причинить вред окружающей среде, имуществу. Есть единый перечень таких товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ.
Но продукцию, не попадающую в этот список, еще нельзя продавать без документов. Производитель должен подтвердить, что для товара не нужен сертификат, то есть он безопасен. Для этого и предназначено отказное письмо.
Отказное письмо (ОП) – это официальный документ, который выдает специальная уполномоченная организация производителю или поставщику товара. В нем разъясняют, что данный вид продукции не нужно в обязательном порядке сертифицировать. Свидетельство подкрепляется ссылкой на законодательные акты.
У отказных писем две сферы применения:
В рамках темы рассмотрим второй вариант.
На какие товары и услуги выдается ОП
Отказное письмо нужно оформлять на те товары и услуги, которые не попадают под требование о сертификации или декларировании. Но как понять, на какие именно? Предположим, мы хотим реализовать через маркетплейс спортивный инвентарь. Какой документ понадобится для продажи товаров этой группы – сертификат, декларация о соответствии, или можно ограничиться отказным письмом?
Но приведенные списки достаточно длинные, изучение займет много времени. Можно пойти более простым путем – запросить информацию в организации, которая занимается сертификацией товаров. Лучше обратиться одновременно в несколько центров – так вы с большей вероятностью получите ответ. В сертифицирующей организации вам скажут, какой тип документа необходим для реализации товара, и, если нужно, помогут с оформлением.
Обязательно ли получать отказное письмо
Предприниматель сам вправе решить вопрос об оформлении ОП: характер документа не разрешительный, а только справочный. Для регистрации и продажи продукции на маркетплейсе предоставлять его обычно не требуется. Но если возникнет спорная ситуация с покупателем или контролирующими органами, наличие отказного письма значительно упростит жизнь предпринимателю. Оно будет официальным обоснованием того, что отсутствие сертификата или декларации не противоречит закону.
Кто выдает отказные письма
Оформлением и выдачей ОП занимаются центры сертификации. К таким организациям предъявляется одно главное требование – они должны иметь аккредитацию в Росстандарте. Чтобы убедиться, что выбранный сертификационный центр соответствует этому условию, найдите его номер в реестре аккредитованных лиц. Проверьте, есть ли у организации полномочия по сертификации товаров. Номер в реестре можно узнать на сайте сертификационного центра.
В остальном при выборе организации для оформления ОП стоит руководствоваться общими критериями: стажем работы, ценами, сроками оказания услуг.
Как оформить отказное письмо
Чтобы получить отказное письмо для торговли, предприниматель составляет заявку. Форму обращения можно скачать на сайте организации. В заявке укажите реквизиты вашей компании, вид товара и цели получения отказного письма.
Вместе с заявкой в аккредитованный центр нужно предоставить:
Этого обычно достаточно, чтобы сделать отказное письмо для торговли на маркетплейсе. При подготовке документа для таможенного офомления потребуются еще контракт и инвойс.
После этого центр сертификации вышлет договор на оказание услуги и счет для оплаты. Тестировать образцы продукции не требуется, поэтому весь процесс оформления займет не больше недели (обычно 1-3 дня). На основе предоставленных вами сведений эксперты определят вид товара и его код по классификатору ОКПД2.
Полученные данные сверят со списками сертифицируемых видов продукции. Готовое отказное письмо вышлют по почте или отправят с курьером. Можно забрать его лично в центре сертификации. Стоимость услуги – около 3 000 рублей.
Как выглядит отказное письмо на продукцию
В законодательстве нет такого понятия, как «отказное письмо». Соответственно нет и единых правил его оформления. Каждая сертифицирующая организация использует свой бланк, и в этом нет нарушения.
В отказном письме всегда указывают:
Отказное письмо заверяется подписью ответственного сотрудника и печатью центра сертификации.
В одном ОП допустимо указывать любое количество наименований товаров. Это значит, если вы продаете несколько видов продукции, не нужно оформлять отдельное отказное письмо для каждого из них. Но важно, чтобы названия были такими же, как в товарной карточке на маркетплейсе, иначе в случае проверки могут возникнуть проблемы.
Срок действия документа
Для отказных писем не предусмотрен срок действия, документ можно считать бессрочным. Но стоит помнить о возможных изменениях в законодательстве. Требования к сертификации продукции регулярно пересматривают. Сегодня ваш товар отсутствует в перечнях, но это не значит, что так будет всегда. Возможно, в следующем году на него потребуется оформлять сертификат или декларацию. В этом случае отказное письмо станет недействительным.
Перечни товаров, сертифицируемых в обязательном порядке, обновляются каждый год. Чтобы избежать недоразумений, советуем следить за изменениями.
Если вы продаете не только на маркетплейсе, но и в своем онлайн-магазине, попробуйте сквозную аналитику для электронной коммерции. Отслеживайте конверсию в покупку, какие категории товаров чаще покупают, какая реклама убыточна, анализируйте спрос и грамотно распределяйте рекламный бюджет.