что нужно для обслуживания велосипеда
Обслуживание велосипеда (обязательные действия)
У тебя нет времени мыть велосипед?
Ерунда. Минимальная чистка байка занимает 5 минут – столько же, сколько ты тратишь на чашку чая после катания. Обычно помогает заранее приготовленное ведро с водой, щетками, губками и чистящим средством. Скорее всего, ты этим воспользуешься. Мы предлагаем три варианта помывки разной продолжительности, которыми ты сможешь воспользоваться в зависимости от времени, которым ты располагаешь.
Проверка цепи
Если у тебя есть измеритель износа цепи, измерь ее, чтобы узнать имеет ли смысл заморачиваться дальше или твоя цепь – достояние прошлого. Если она жива, то нанеси смывку для смазки, подожди немного и смой все жесткой щеткой с горячей мыльной водой. Дай высохнуть или вытри тряпкой, а потом нанеси водовытесняющее средство. Затем снова вытри цепь насухо и смажь смазкой. Смазка должна быть внутри цепи, поэтому ототри снаружи все излишки, иначе к ней будет прилипать грязь. Если цепь растянута, ее обязательно нужно заменить. Это гораздо дешевле, чем менять потом всю трансмиссию. Растянутая цепь очень быстро убивает звезды системы и кассету, и новую цепь на них уже не поставить – она будет проскакивать. Мы рекомендуем цепи SRAM или KMC, потому что на них есть замки, с помощью которых цепь можно снять и поставить без инструментов и осложнений.
Тормозные ручки и переключатели
Эти детали требуют всего каплю смывки, чтобы удалить выступившее на корпус масло и вытереть его тряпкой насухо. На оси вращения тормозных ручек надо нанести немного масла из баллончика лучше с трубочкой, чтобы не поливать все вокруг. Лишнее вытереть. В манетках типа RapidFire (Shimano или SRAM) нужно снять заглушку, закрывающую место, через которое вставляется тросик (маленькая пробочка со шлицом под крестообразную отвертку), и туда тоже брызнуть немного смазки.
Рубашки и тросики переключателя
Переключи задний переключатель на самую большую звезду (обычно 32 зуба), а потом, не вращая педали, скинь на самую маленькую. Цепь не даст переключателю сильно сдвинуться, но при этом ослабнет тросик, и ты сможешь без особого труда отстегнуть рубашки от рамы. Двигая их по тросику туда-сюда и добавляя на тросик смывку, их можно прочистить, а потом и смазать жидким маслом. При этом не надо ничего разбирать, а значит потом настраивать. Если тросик капитально заржавел или рубашка протерлась/заломилась, их придется заменить.
Тормозные колодки (V-Brake)
Расстегни вибрейк и дай рычажкам раздвинуться до упора. Теперь ты можешь взглянуть в лицо своим колодкам. Повыковыривай из них большие камушки и куски обода, потом пройдись мелкой шкуркой, чтобы удалить налипшую мелочь. Если накладка сношена до метки максимального износа, можешь этого и не делать 😉 просто замени колодки/накладки. Проверь правильность положения колодки и убедись, что она затянута. Не помешает капнуть немного жидкой смазки в загнутую трубочку, подводящую тросик. Пользователям дисковых тормозов надо извлечь колодки (при этом постараться не потерять стопорные шплинты и т.д.). Если толщина материала накладки меньше 1 мм или износ неровный, колодки надо заменить. Не забудь заглянуть в суппорт, вдруг там что-нибудь застряло.
Само собой разумеется, ты должен регулярно осматривать свою раму на предмет вмятин, погнутостей и, самое важное, трещин. Основные места их появления – под нижней трубой при соединении ее с рулевой. Также внимательно осмотри косынки, точки крепления задней подвески, дропауты, особенно со стороны заднего диска. Дисковый тормоз создает дополнительную нагрузку на верхнее перо особенно в месте крепления суппорта к перу. Как это ни грустно, но рама с трещиной должны быть утилизированы. Если она внезапно развалится, ты рискуешь получить очень серьезную травму. Царапины можно убрать средством типа T-Cut (таким же, как для автомобилей), можно даже точно попасть в цвет.
Седло
Осень– тяжкое время для седел. Постоянные замачивания и общение с грязью и мокрой лайкрой. Радуй свое седло регулярной сушкой (но не направляй на него тепло напрямую, иначе оно сморщится). Высохшее седло неплохо бы пропитать специальным средством для защиты кожи. Оно придаст водоотталкивающие свойства. Главное, дай ему высохнуть, прежде чем ехать, иначе на твоих штанах появится «черная метка». Если кожа снизу начинает отклеиваться, воспользуйся суперклеем.
Каретка
Переключись на маленькую звезду и сбрось с нее цепь на корпус каретки. Убедись, что в разных положениях шатунов люфт каретки отсутствует. Крутани шатуны – они должны крутиться легко и свободно. Если нет – настало время замены (картриджные и внешние подшипники не поддаются чистке и ремонту). Не забудь удалить грязь и ржавую воду из корпуса. Используй смывку для смазки, чтобы почистить резьбу. Нанеси свежую смазку (не жадничай), установи каретку обратно и вытри все лишнее
Рулевая колонка
Сними крышку, вынос, проставочные кольца и вытащи вилку. Сними крышку с верхней чашки и облей все смывкой для смазки. Если подшипник открытый, вытащи сепаратор с шариками и ототри их до блеска. Если шариков не хватает, на них есть сколы или темные точки – время менять шарики (обычно вместе с сепаратором). Посмотри на дорожки в чашке и на конусе. Они должны быть гладкими, ровными и блестящими. Если на них есть ямки или задиры (следствие перетягивания рулевой), рулевую колонку придется поменять целиком. Если в твоей рулевой закрытые промо-подшипники, есть два варианта добраться до них. Можешь или аккуратно снять с них пыльники, прикрывающие шарики сбоку и заменить смазку, или поменять подшипник целиком. Перед тем как запрессовывать новый подшипник, не забудь смазать чашку. Если у тебя нет пресса, подложи что-нибудь деревянное под молоток или пользуйся киянкой. Не забудь удалить лишнюю смазку.
Подвеска
Время — 10 минут/несколько дней
Используй теплую мыльную воду и зубную щетку, чтобы окончательно отмыть вилку и амортизатор. Обрати особое внимание на пыльники (но не залезай под них, это может привести к загрязнению масла, и ты можешь случайно поцарапать ноги). Если вилка начинает подтормаживать – это явный признак того, что пора менять масло. Вообще, если вилке больше 2 лет, то масло точно надо менять. Большинство вилок можно обслуживать в домашних условиях. В этом нет ничего сложного. Однако мы советуем обращаться в мастерские. Как правило, сервис не занимает много времени, а в мастерских есть и все необходимые расходные материалы.
Подседельный штырь
Вытащи штырь, удали с него смазку. Смажь заново и вставь на место, но не забудь перед этим сделать то же самое с внутренней поверхностью подседельной трубы. Не наноси слишком много смазки, а если твой штырь из карбона, используй совместимую с карбоном смазку или не смазывай вообще.
Грипсы
Сними грипсы и протри под ними руль. Промой грипсы горячей водой из-под крана и дай им высохнуть на воздухе, прежде чем воспользоваться лаком из баллончика. Лак работает, как клей, с той лишь разницей, что его можно растворить водовытесняющим спреем. Разумеется, никогда не поздно перейти на прикручивающиеся грипсы типа ODI, которые фиксируются на руле двумя 2, 5-миллиметровыми винтиками. Еще такие же делают Trek и Yeti.
Кассета
Сними кассету и обильно полей ее смывкой для смазки. Потом возьми щетку и хорошенько пройдись по ней. Обрати внимание на лапки паука (на которых закреплены звездочки). Именно там чаще всего прячется грязь. Внимательно осмотри корпус трещетки. Если он заржавел, почисти его и спрысни маслом из баллончика. Поставь кассету на место.
Советы механика
Горячая вода или холодная? Со шланга или с ведра?
Используй воду, когда моешь свой байк, и чем горячее, тем лучше, особенно если коровьи лепешки уже присохли. Но если речь идет не о ведре, а о шланге, то не все так однозначно. Конечно, мы воспользуемся любым шлангом для мытья, от садово-поливочного с низким давлением и без насадки до автомоек высокого давления. В нормальных руках это только удвоит скорость работы. Однако можно накликать проблемы на собственные втулки, каретку и подшипники в подвеске. Несмотря на то, что все подшипники закрытые, их пыльники не в состоянии противостоять продолжительному или многократному прямому попаданию струи воды под высоким давлением. В итоге у тебя будет слишком чистый и очень скрипучий байк без капли смазки. Если ты пользуешься шлангом, то направляй струю на трубы рамы и покрышки и старайся не попадать на рулевую, каретку и втулки. Летом, как правило, можно обойтись вообще без воды. Стирай пыль и засохшие комки грязи мягкой сухой тряпкой.
Чтоб винты не растерять
Болтики, винтики, шарики от подшипников и другие мелкие детали имеют очень неприятную привычку. При первой же возможности они разбегаются и прячутся по щелям, откуда их уже не достать. Поэтому очень полезно складывать всю мелочевку в какую либо емкость. Идеально подходят пластиковые крышки от спреев. Чистота – залог здоровья. Прежде чем ремонтировать байк, стоит запастись достаточным количеством бумажных салфеток и применять их по прямому назначению. Это гораздо удобнее, чем старая грязная тряпка. Чем меньше ты пачкаешь себя и все вокруг, тем быстрее и легче делается работа.
Посмотрите популярные предложения нашего магазина
Stels Saber 20 V010 2020 (фиолетовый)
Обслуживание велосипеда (обязательные действия): 1 комментарий
Спасибо: доступно-понятно! (рекламисты много теряют, если с Вами ещё не сотрудничают! …но они точно „подтянутся“)
Рекомендации по выбору смазочных материалов очень желательны — есть желание Вам доверять. исходя из толкового Вашего освещения темы.
Как быстро провести техническое обслуживание велосипеда своими руками
В современном обществе велосипеды все чаще пользуются спросом, они не наносят вред окружающей среде и поддерживают физическую форму велосипедиста.
Чтобы велосипед прослужил своему владельцу долгие годы и не вышел из строя, ему необходимо проводить регулярное техническое обслуживание, сделать это можно своими руками. Как именно проводить смазку велосипеда и на что обращать внимание рассказано в статье.
Частота технического обслуживания велосипеда зависит от того, насколько часто им пользуются. Если вы регулярно совершаете поездки на своем велобайке, то и осмотр его нужно проводить хотя бы один раз в сезон. Если же транспортом пользуются редко, то его обслуживание можно проводить раз в год.
Как часто проводить ТО велосипеда
Важно! Если вы собираетесь в длительное путешествие, то обязательно перед этим проведите внимательный осмотр всех подвижных узлов велосипеда, это же нужно сделать и по возращению.
Техническое обслуживание может быть полным и частичным:
Самое главное правило, которое нужно выполнять при уходе за велосипедом — это его регулярная мойка и смазывание.
Как быстро провести техническое обслуживание велосипеда своими руками
Что и как осматривать
Для того что бы понять, как проводить ТО, нужно разобраться в устройстве велосипеда:
При экспресс-мойке цепь не снимают, в этом случае грязь смывается водой с помощью тряпки или струей воды под давлением. Так же, при наличии средств, можно приобрести специальную машинку для чистки цепи, в нее заливается растворитель, человек вращает педали, а щетки, которые находятся внутри машины, вымывают грязь.
Многие мастера рекомендуют пользоваться аэрозолями, которые проникают в щели и растворяют старое масло, одним из таких средств является WD-40.
Важно! Наносить смазку на влажную цепь ни в коем случае нельзя, она должна быть абсолютно сухой. При наличии компрессора, цепь можно продуть.
Наносить масло нужно внутрь звеньев, а не на саму цепь, более того, после нанесения, ее нужно хорошо протереть и убрать лишнюю смазку, иначе на масло быстро налипнет пыль, что будет затруднять вращение педалей.
Если цепь растянута, то ее необходимо заменить, иначе в негодность придет вся трансмиссия, а цена на новую в Москве, да и не только, весьма высокая.
При наличии трещин лучше обратиться к мастеру за профессиональной помощью. После того как рама была вымыта и высушена, на нее можно нанести полироль.
Осматривая раму особое внимание нужно уделить подседельному штырю, чтобы на нем не было трещин и изломов. Потом необходимо открутить сиденье и смазать конец штыря.
Разновидностей тормозов очень много, самые распространенные из них это:
Если велосипед часто используется по бездорожью, тогда давление в колесах должно быть меньше, это улучшит сцепление колес с дорогой. Для городских дорог давление в колесах должно быть больше. Степень накачки зависит еще и от веса водителя:
Осматривая колеса особое внимание нужно уделять втулкам, если на велосипеде стоят промышленные втулки, то делать это можно пару раз в год. А если шарикоподшипники — то раз в сезон нужно осматривать шарики на наличие вмятин или потертостей и менять их при необходимости. Любые втулки требуют регулярного смазывания, для этого их так же, как и остальные детали необходимо очистить от грязи и наложить новую смазку.
Важно! Если обод колеса искривился и принял форму “восьмерки” или “овала”, а у вас нет опыта вытягивания спиц, то лучше обратиться за помощью к веломастеру.
В открытой каретке подшипники подлежат замене если при осмотре были обнаружены разрушения или деформация шариков. Если подшипник целый, его необходимо промыть и обильно смазать маслом, затем вытереть лишнюю смазку и установить на место.
Чтобы техническое обслуживание велосипеда не занимало много времени
его необходимо проводить регулярно и не запускать велосипед до такого состояния, когда детали заржавели и присохли друг к другу, старайтесь менять и смазывать их сразу, как только заметили неисправность. Сделать это можно своими руками, на просторе интернет есть достаточно видео о том, как правильно провести ремонт велосипеда.
Особенно внимательно относитесь к цепи и колесам, всегда подкачивайте их до необходимой жёсткости, но не переусердствуйте при этом. Если велосипед сильно намок — высушите его и обязательно смажьте детали. Не забывайте регулярно осматривать раму, так как ее повреждение может привести к серьёзным авариям и травмам.
И самое главное помните, абсолютно все узлы велосипеда, все детали, которые трутся друг об друга подлежат чистке и смазыванию, не пренебрегайте этим правилом и тогда ваш велосипед прослужит вам долго, а поездки на нем будут приносить только удовольствие.
Как правильно выполнять техобслуживание велосипеда своими руками
Полное техническое обслуживание
Если нет сильного износа, обслуживание велосипеда не вызывает никаких проблем даже у начинающих мастеров. При помощи подробного описания можно быстро произвести регулировку механизмов, исправить незначительные поломки. Особого внимания заслуживают рулевой узел, система трансмиссии, переключатели скоростей.
Ремонт руля
Руль и вынос (кронштейн крепления) велосипеда осматривают на наличие трещин и прочих дефектов. Стоит проверить, хорошо ли затянуты болты. При необходимости их закручивают туже, поочередно, по направлению крест-накрест. Обязательно уточняют, есть ли люфт в рулевой колонке.
Если при хранении велосипеда руль был свернут, не все знают, как правильно его отрегулировать. В первую очередь выставляют оптимальную высоту, производят центровку элемента, а также переднего колеса. Для выполнения процедуры необходимо ослабить крепежные элементы, зажать обод ногами и зафиксировать его строго перпендикулярно по отношению к детали.
Обслуживание трансмиссии
Чтобы разобраться, как именно нужно отремонтировать велосипед, следует внимательно осмотреть цепь. Изношенное полотно быстрее стачивает зубцы на звездочках. В среднем срок эксплуатации элемента рассчитан на 4 тысячи километров.
Со временем пины, которые соединяют между собой звенья, приходят в негодность, а цепь удлиняется. Измерить ее можно при помощи специального калибра. Если произошло растяжение, лучше заменить полотно, пока не испортились велосипедные звездочки.
Если элементы трансмиссии в порядке, нужно просто очистить ее от грязи. Для этого можно воспользоваться специальной машинкой, которая промывает полотно без необходимости снятия. Отличным моющим средством станет любой растворитель либо WD-40. Когда цепь станет чистой, ее нужно высушить, воспользоваться специальными силиконовыми смазками.
Переключатель скоростей
Проверяют точность настройки, функционирование переключателей велосипеда. Для этого заднее колесо проворачивают на весу, меняют передачи. Уточняют особенности работы задних и передних элементов. Процесс изменения скоростных режимов должен происходить плавно и четко.
Подходы к выполнению техобслуживания
Ремонт проводится одним из двух существующих методов, что используются для любой техники:
Для того чтобы выбрать между ними, вам стоит знать следующее — наработка на отказ только для тех, кто любит проехаться вблизи своего дома пару раз в неделю и предпочитает просто заменить сломанный узел на новый. А вот плановый ремонт необходим, для того чтобы постоянно быть уверенным в надёжности велосипеда — а это нужно в первую очередь спортсменам и путешественникам.
Особенности хранения велосипеда
Если вы не хотите, чтобы в дальнейшем хранение велосипеда обернулось неприятными сюрпризами, храните его в квартире. Если у вас не хватает места, то спрячьте его под кровать, в шкаф и так далее
Обратите внимание на то, что в специализированных магазинах совсем недорого возможно приобрести специальный крепеж с несколькими крючками. Лучшим вариантом считается как раз подвешивание велосипеда к стене
Чердак, гараж, балкон и прочие помещения выбирать для хранения велосипеда не следует. Так как в этом случае ваш железный друг будет подвергаться постоянным атмосферным воздействиям. В случае с регулярными перепадами влажности и температуры, его системы и элементы станут портиться. Вред будет нанесен и покрышкам также.
Для хранения может подойти теплый тамбур. Но будьте внимательны, так как именно из тамбура велосипеды воруют чаще всего.
Можно ли самостоятельно ремонтировать горный велосипед?
Подобные вопросы задают многие владельцы двухколесных транспортных средств. И этому есть объяснение. Сегодня стоимость горных велосипедов достигает больших сумм. Не каждый может себе позволить менять одно транспортное средство на другое, не задумываясь о своих финансовых расходах. Поэтому владельцы горников при возникновении неисправностей стараются тщательно изучить все тонкости и нюансы предстоящей работы. Многие из них доверяют свое имущество только специалистам, которые перебрали не один десяток велосипедов.
Более продвинутые владельцы горных велосипедов знают, что с профилактическими мероприятиями и ремонтными работами можно справиться самостоятельно, без помощи профессионалов. Самое главное — иметь под рукой необходимые для работы инструменты (плоскогубцы, проволоку, клей, ножницы, смазку, тормозную жидкость и так далее) и безупречно разбираться в устройстве велосипеда.
Нужно ли мыть цепь
В свое время я мыл цепь каждые пятьсот километров, отмачивая её в бутылке с уайт-спиритом. Со временем энтузиазм ушел, но тем не менее, как показала практика, на ресурс это не оказало никакого влияния.
Надо понимать одну простую вещь — мыть велосипедную цепь нужно лишь тогда, когда она цепляет на себя абразив — песок и грязь. Чтобы этого не было, надо пользоваться подходящими к условиям катания смазками.
Это камень в огород тех, кто удивляется, зачем покупать специальные вело-смазки, когда есть масло для мотоциклетных цепей, бензопил или вообще отработка.
Велосипедная цепь для многоскоростной трансмиссии очень сильно отличается по конструкции не только от мотоциклетной, но даже от той, что стоит на велосипедах синглспидах.
Я на данный момент смазываю цепь силиконовым спреем. Он вообще практически не цепляет грязь и пыль, но очень быстро высыхает, поэтому приходится проходиться перед каждой покатушкой. Хватает примерно на 100 км. Вариант не самый лучший, зато быстрый.
Какое обслуживание требует каждый элемент
Во время езды на велосипеде, ему требуется техническое обслуживание. Зимой условия эксплуатации более жесткие, по этому необходимо дополнительное обслуживание
Ниже мы приведем поэлементно на какие элементы велосипеда нужно обратить внимание при техобслуживании перед зимним сезоном
Тормозная система
На велосипеде могут стоять вибрейки или дисковые тормоза. От разновидности которых зависит быстрота реакции тормозного механизма и их обслуживание. Первые относят в более худшему варианту, так как при торможении долгая ответная реакция. По причине налипания снега, образования льда на ободе и вдобавок плохого сцепления с дорогой. В связи с этим отрезок для срабатывания тормоза увеличивается, а препятствие становится всё ближе.
По вышенаписанным причинами дисковые тормоза для велосипеда в зиму наилучший вариант
Неважно механические или гидравлические, наличие хотя бы на одном колесе значительно улучшить реакцию
При установке механических, стоит уделить внимание тросикам и рубашкам, которые могут замерзать
Обслуживание тормозной системы заключается в тщательной очистке после каждого катания и во время езды в сезон зимы, периодически проверяя механизм нажатием на ручку торможения.
Амортизация
Амортизация на велосипеде во время лета играет важную роль, но зимой какая бы она качественная ни была, но всё равно замёрзнет. Поэтому обслуживанием нужно заниматься перед началом сезона и после каждого заезда осуществлять чистку.
Если велобайк в комплекте имеет масляную вилку, то при обслуживании нужно заменить масло на более устойчивое к влаге и низкой температуре. Это необходимо проводить из-за того, что масло становится более вязким и деревенеет, в результате чего не происходит смягчение. Кроме, масла на вилке могут замерзать все резиновые детали, что также необходимо учесть при ТО. И после каждого заезда насухо вытирать вилку.
Лучшим вариантом будет – это замена амортизационной на жёсткую вилку. Таким образом, владелец при ТО проведёт разбор передней части байка, за счёт чего сохранит на будущий сезон амортизационную вилку.
Трансмоссия
Эта часть велосипеда наиболее подвержена замерзанию и налипанию снега в зиму. Именно цепь залог всего движения, поэтому её нужно держать в хорошем состоянии. Первое обслуживание предполагает очистку и смазку. Смазка должна быть качественной и выдерживать минусовые температуры и влагу. А после каждой езды проводить частичную подготовку, для продления срока службы трансмиссии.
Отдельная тема – это переключатели, которые, как и все детали замерзают в зиму, без должного обслуживания. Тросики могут замёрзнуть, а кроме этого в рубашки может попасть влага и начнётся процесс коррозии. Поэтому предварительно необходимо смазать и обезопасить от попадания влаги рубашки и тросики.
Основная часть велосипеда, которую в принципе защитить очень сложно холодной зимой. Но можно подготовить к низким температурам. Заключается это в постепенном переносе байка. Вначале в подъезд на 10 минут, так как там температура будет ниже, чем в квартире. После чего вынести его на улицу. Такие же манипуляции проделывать по возвращении, одновременно очищая раму, колёса и остальные части от снега и льда.
Покрышки
Резина на велосипед должна иметь хорошее сцепление, по этом лучшем варианте будет специальная шипованая покрышка с большим числом металлических шипов. От количества их на резине зависит качество сцепления. Для этого перед сезоном проводят обслуживание и замену покрышек.
Летняя резина в этом случае не подходит, так как при плохом протекторе, или стёртом, будет прокручиваться и управлять будет нереально. Возможен вариант, когда резина имеет агрессивный протектор, за счёт которого будет хорошо цепляться за поверхность дороги.
Отдельного внимания заслуживает камеры давление, в которых будет изменяться при понижении температур. То есть при надувании будет показывать одно значение, а на улице давление уменьшится. Поэтому нужно это учитывать, но сильно накачивать камеру не стоит.
Ремонт поломанной спицы самостоятельно
Профессионалы советуют только один выход — замена поломанной спицы на новую. В том случае, если в наличии есть запасные спицы, то справиться с данной задачей на переднем колесе горного велосипеда не составит никакого труда. Намного сложнее решить ее, если спица поломалась на заднем колесе со стороны кассеты. В домашних условиях ее можно самостоятельно демонтировать. А вот во время путешествия можно вставить кусок проволоки. Для работы понадобятся плоскогубцы. Обломок спицы, который остался со стороны обода, загибается крючком. За крючок цепляется проволока и соединяется с другим концом спицы.
Надежность велосипедных компонентов
Я не раз писал о том, что лучше немного потратиться, и купить велосипед среднего уровня, так как установленные компоненты будут иметь достаточную надежность, чтобы не беспокоить своего владельца много тысяч километров. Условно, этот средний уровень приходится на компоненты групп Alivio-Deore-SLX в линейке Шимано.
Шаг №1: У меня есть новый велосипед, когда мне нужно смазывать мою цепь?
Нередко велосипедисты испытывают соблазн слишком часто смазывать свою цепь, поэтому фраза «слишком много не достаточно» может применяться! Перед каждым выпуском, или даже довольно регулярно, найдите время, чтобы проверить состояние вашей цепочки. Во-первых, убедитесь, что ваш велосипед стоит вертикально. Затем возьмите ткань в левой руке, чтобы обернуть ее вокруг цепи и крепко держать ее; Правой рукой поверните педаль в направлении против часовой стрелки. Это гарантирует, что накопленная грязь будет удалена.
Инструменты
Осуществлять ремонт и обслуживание велосипеда просто невозможно без наличия определенного набора инструментов и расходных материалов. Базовый список инструментов должен иметься у каждого ответственного велосипедиста:
Специалисты настоятельно рекомендуют увеличивать число необходимых инструментов, формировать собственные наборы и рабочие коробки. Помимо вышеуказанных средств, при наличии которых становится возможным самостоятельное техническое обслуживание велосипеда, полезными могут стать: выжимки для цепи, спицевые и втулочные ключи, щетки для очистки, смазки деталей.
Зачем нужно проходить обслуживание велосипеда?
Велосипед, как и любое сложное устройство нуждается в обслуживании. Если вовремя не проходить ТО велосипеда, тогда срок его службы может сократиться в разы.
Обслуживание нужно если:
Нужно подготовить велосипед к сезону
Велосипед долго стоял без дела
Последнее ТО было больше года назад
Вы купили велосипед с рук
Вы купили велосипед в супермаркете
Нужно подготовить велосипед к длительной поездке
Нужно подготовить велосипед к соревнованиям
Что бывает без обслуживания
Проблема, которая может привести к дорогостоящему ремонту (замена втулки или даже колеса)
Что бывает без обслуживания
Делает невозможным дальнейшее движение на велосипеде. Происходит из-за ненастроенных передач.
Что бывает без обслуживания
Сточенные зубцы на звездах
Случается из-за несвоевременной замены цепи. Дорогостоящий ремонт.
Что бывает без обслуживания
Стертые тормозные колодки
Приводит к нарушению работы тормозной системы. Езда на таком велосипеде опасна.
Как подготовить велосипед к зиме
Зимняя езда для непосвящённого человека — нечто необычное и экзотическое. Более того, подавляющее число наших соотечественников убеждены в том, что место велосипеду в зимнее время отнюдь не на дороге, а сугубо в гараже или на балконе.
Но это правило не для убеждённых приверженцев велосипеда. Для многих велосипедистов езда в зимнее время — это целый водопад незабываемых ощущений, экстрима и возможность здорового времяпровождения. Вместе с тем, никто не отменяет необходимости использования велотранспорта для езды на работу, учёбу и т. п.
В связи с этим, сразу же возникает вопрос: а нужно ли предпринимать какие-либо дополнительные усилия для того, чтобы в холодное время года велик так же исправно передвигался и был таким же управляемым, как и при летних погодных условиях?
Оказывается, что кое-что таки необходимо сделать. О том как именно действовать велосипедисту в преддверии грядущего зимнего сезона и какие работы по обслуживанию велика осуществлять, мы и рассмотрим.
Регулировка велосипеда
Как ни странно, но многие из владельцев велосипедов очень мало внимания уделяют его регулировке. Причины тому могут быть разные: кто-то не знает, что байк нужно настраивать, кто-то не умеет этого делать, ну а остальные попросту не желают тратить время на обслуживание своего двухколесного друга, поскольку не считают это важным.
И это далеко не все возможные причины такого небрежного отношения к своему железному коню. Не стоит упускать из виду тот факт, что правильно настроенный велосипед является гарантией легкой, комфортной, а также безопасной езды.
Более того, если байк не подогнан под конкретного велосипедиста, катание на нём и вовсе может нанести вред здоровью, а особенно коленям и спине.
Как самостоятельно отремонтировать прокол шины
Для того чтобы починить шину, следует иметь под рукой следующие инструменты: клей для резины и несколько небольших заплаток. При отсутствии клея можно воспользоваться обыкновенным скотчем. Опытные мастера рекомендуют перед проведением работ влить в шину несколько капель воды. После того, как камера наполнится воздухом, вода распределится по поверхности и будет выступать в роли своеобразной пробки, расположенной на месте прокола.
Нужно учитывать тот факт, что колесо может прийти в негодность где-нибудь посредине поля. В этом случае его можно набить травой и потихоньку доехать до ближайшего магазина. Если прокол слишком большой, то область прокола следует наполнить клеем.
Особенности хранения велосипеда
Если вы не хотите, чтобы в дальнейшем хранение велосипеда обернулось неприятными сюрпризами, храните его в квартире. Если у вас не хватает места, то спрячьте его под кровать, в шкаф и так далее
Обратите внимание на то, что в специализированных магазинах совсем недорого возможно приобрести специальный крепеж с несколькими крючками. Лучшим вариантом считается как раз подвешивание велосипеда к стене
Чердак, гараж, балкон и прочие помещения выбирать для хранения велосипеда не следует. Так как в этом случае ваш железный друг будет подвергаться постоянным атмосферным воздействиям. В случае с регулярными перепадами влажности и температуры, его системы и элементы станут портиться. Вред будет нанесен и покрышкам также.
Для хранения может подойти теплый тамбур. Но будьте внимательны, так как именно из тамбура велосипеды воруют чаще всего.
Чистка и мойка
Невозможно себе представить уход за велосипедом без чистки и мойки. Ведь ни для кого не секрет, что загрязнённые детали на порядок быстрее изнашиваются.
Непосредственный процесс чистки — серьёзная процедура, описание которой заслуживает рассмотрения в отдельной статье.
Естественным же продолжением чистки, является мойка.
Для мойки Вам потребуются: губка, жидкое моющее средство или автомобильный шампунь, сухая тряпка.
Не желательно мыть велосипед под напором воды. При таком мытье вода, под давлением попадает в каретки, втулки, блоки переключения скоростей, рулевую колонку и амортизаторы, не получая обратного хода. Вреда от такого мытья больше, чем пользы.
Поэтому наливаем тёплую воду в ведро с водой, добавляем моющее средство и приступаем. Если не удаётся полностью удалить жировые загрязнения, следует добавить в моющий раствор немного растворителя — после этого жировые отложения быстро сойдут.
После мытья протираем тряпкой насухо.
По мере полного высыхания могут появиться солевые разводы. Это легко устраняется с помощью средства для полирования автомобилей.
Ремонт велосипеда дома, или как ухаживать за тормозами
Относят к системе тормозной: ручки тормоза, гидролинии, калиперы.
На первом этапе проверяется состояние поршней. Новыми заменяют детали, если необходимо. Заметить неполадки в работе калиперов просто: о них свидетельствует долгое и слабое торможение, а также проваливание ручки. Решением проблемы в ликвидации появившихся неисправностей.
Тормозная ручка устроена примитивно: корпус, поршень, ручка. Вызвать сложность может уплотнительное кольцо. Если дома отремонтировать не получается, обратитесь к мастерам, которые проведут замену поршней и колец.
При ремонте велосипеда дома, придется прокачать тормозную жидкость. Для переборки это явление нормальное. Тормозная жидкость быть должна однородной. Если это свойство утрачено, может нарушаться работа тормозов, что опасно для велосипедиста. Проведенная вовремя замена, гарантирует надежность торможения и безопасность гонщика.
Обслуживание рамы, колес и подвески
Начинаем техобслуживание отдельных неподвижных частей велосипеда. Рама – основной компонент, без которого велика не существует в принципе. Каркас воспринимает на себя все усилия и от человека, и от всех закрепленных на нем составных частей.
Со временем в трубах и на стыках накапливается усталость, которая вынуждает раму искажать форму. Стоит отметить, что заметно это только после очень долгой эксплуатации велосипеда. Условия, провоцирующие искажение рамы: езда в непредназначенных условиях, частые падения велосипеда, несоответствие грузоподъемности весу велосипедиста. ржавая цепьЧем смазывать цепь велосипеда?
Рама уязвима и к появлению коррозии. Сколы и порезы на краске вызывают интенсивное окисление металла. Чтобы предотвратить развитие ржавчины, необходимо часто проводить осмотр рамы, устранять очаги коррозии специальными составами и при необходимости загрунтовать и покрасить проблемный участок.
Серьезные повреждения (трещины и разломы) отремонтировать своими руками не получится, здесь стоит обратиться к мастеру.
Колеса склонны к деформациям. Изгибы обода делают движение некомфортным и ухудшают состояние колеса. Своевременно устранить деформацию «восьмерка» или «яйцо» можно с помощью изменения натяжения спиц при помощи спицевого ключа.
Избежать искривления колес можно путем поддержания оптимального давления в шинах. Камеры и покрышки должны быть без порезов и проколов, а ниппель – герметично держать воздух внутри шины. Если прокол застал в пути, нужно воспользоваться ремкомплектом – специальными латками для заклеивания дырок.
Снимать покрышки рекомендуется с помощью мягких лопаток – монтажек. Они позволяют сохранить целостность покрытия обода, камеры и флиппера, а также быстро демонтировать шину.
Лопатки для разбортировки колеса
Требует тщательного ухода и центральная часть колеса – втулка. Особенности обслуживания втулок:
Обслуживание передней вилки включает в себя периодическую замену смазки, очистку ног от пыли и налета, своевременную замену уплотнительных деталей. В некоторых случаях, когда мягкость амортизатора не регулируется, требуется замена пружины и (или) демпфера
Поддерживать амортизацию горного велосипеда в рабочем состоянии крайне важно, так как она играет ключевую роль в комфортности передвижения и состоянии рамы
Некоторые велосипеды, кроме амортизационной вилки, имеют задний гаситель колебаний. Требования по уходу за ним аналогичны, разве что чаще придется протирать пыльники от грязи.
Инструменты для ремонта своими руками
Качественное сервисное обслуживание велосипедов, особенно дорогих эксклюзивных моделей, требует использования хороших надежных инструментов, материалов, устройств. Ниже предлагается базовый набор, рекомендуемый экспертами велосипедного дела. Его желательно иметь каждому велосипедисту. Заменить данный перечень какими-либо аналогами попросту невозможно.
Инструменты для ремонта велосипеда
Дополнительные приспособления, съемники, инструменты
Перечень, предложенный выше, является базовым, без которого невозможно обойтись. Далее рекомендуем обзавестись удобными практичными изделиями, которые не обязательны, но могут очень сильно помочь при обслуживании велосипедной техники либо когда осуществляется ремонт велосипеда. Они станут незаменимыми помощниками в пути и облегчат многие монтажные операции. При наличии подобных ключей любой велосипед легко разбирается вплоть до голой рамы.
Инструменты для самостоятельного ремонта велосипеда
Перечень расходных материалов
Расходные материалы постоянно необходимы при эксплуатации любого транспортного средства, даже совершенно нового – авто, мотоцикла, мотороллера, велосипеда. Это элементы, которые быстро засоряются либо приходят в негодность и их необходимо регулярно менять в процессе пользования техникой. Это, в первую очередь, пластичные смазки, жидкие масла на синтетической основе, растворители, некоторые другие материалы.
Растворитель для комплексной очистки приводной цепи и звездочек.
Консистентная смазка для обработки пружин вилок, манеток, уплотнительных колец подвески, храповиков, подшипников.
Очиститель тормозных элементов и деталей трансмиссии.
Тормозная жидкость для велосипедных тормозов марки DOT либо гидравлическое масло. Жидкости подбираются под конкретные типы тормозных механизмов вашего велосипеда.
Масло для смазки пружинок переключателей передач, цепи, контактных педалей, при загрязненных условиях эксплуатации.
Масло для смазки штанов вилки, пропитки сальников, смазки пневматических камер подвески.
Масло вилочное
Внимание: обязательно вилочное! Оно необходимо для демпфирования.
Расходные материалы при ремонте и обслуживание велосипеда
Велосипедные смазки
Ремонт велосипеда самостоятельно осуществляется с обязательным наличием современных смазывающих средств. Велосипед, как и любое другое транспортное средство, где постоянно осуществляются процессы повышенного трения, нуждается в регулярном смазывании. Существуют три разновидности сугубо велосипедных масел:
Первая группа применима для смазки переключателей тросов, шарнирных соединений, цепи, демонтажа прикипевшей резьбы.
Жидкие смазки реализуются в флаконах-масленках. Масло типа И5А, используемое для швейных машинок, идеально подходит и для смазки задних втулок, цепей любых велосипедов. Не рекомендуется пользоваться на морозе.
Густые консистентные смазки можно приобрести в банках либо тюбиках. Ими обрабатывают подшипниковые узлы, резьбовые соединения.
Сервисное обслуживание трансмиссии
После тормозных колодок цепь является вторым велосипедным элементом, который необходимо периодически менять по мере износа. Качественные велосипедные цепи мировых производителей способны пройти несколько тысяч километров. При этом их необходимо своевременно обслуживать.
Демонтаж цепи велосипеда
Современные изготовители производят цепи с замками специальной конструкции, которые быстро, удобно демонтировать и которые надежно удерживают цепь при движении. Велосипедист может легко самостоятельно снять ее одним движением в пути. Далее можно сменить цепь на новую, чтобы сразу же продолжить движение либо произвести ее ремонт. При отсутствии замка следует использовать специальную выжимку из ремонтного комплекта.
Сам принцип сервисного обслуживания предусматривает периодическую очистку важных узлов от старой смазки, скопившейся грязи. При этом внутреннее пространство между цепными роликами смазывается жидким маслом. Окончательный штрих обслуживания – регулировка правильного натяжения цепи.
Натяжение цепи велосипеда
Система
Систему, как и многие другие механизмы вашего железного друга, следует регулярно очищать фланелевой салфеткой, смоченной в растворителе. При монтаже звездочки должны быть расположены друг относительно друга. Большая звездочка изготовлена так, что на ее наружной стороне имеется специальный пин или штырь. Его необходимо выставить напротив кривошипа.
Этот штырь служит предохранителем против выпадения цепи со звездочки. Маленькая и средняя звездочки своими внутренними зубьями смотрят на кривошип. Пин средней звездочки смотрит на каретку
Подобное расположение чрезвычайно важно для синхронной работы всего приводного механизма
Кассета
Кассетой называется комплект звездочек. Каждая из них напрессована на барабан втулки, которая изготовлена со шлицевыми пазами. Обычно в наборе 7 шестерен. Их крепеж выполнен на пауке. Иногда в качестве дополнения в комплект входит еще 1-4 звездочки. Кассета способна функционировать в составе велосипеда больший период, чем цепь, но меньший, чем система.
Сервисное обслуживание кассеты осуществляется методом очистки с помощью растворителя и мягкой фланелевой салфетки. При этом удаляется грязь, скопившаяся на поверхностях металлических деталей, во впадинах и соединениях. Демонтаж и монтаж кассеты производят с помощью специального съемника. С этим приспособлением ремонт своими руками не выглядит сложным процессом.
Каретка
Велосипеды современных производителей оснащаются двумя типами кареток:
Все каретки собираются на промышленных подшипниках, через которые вал соединяется с шатунными палками посредством шлицевых соединений. Конструктивно они состоят из двух чашек, в каждую из которых запрессовано по подшипнику. Приступая к разборке, следует запомнить местоположение правой и левой чашек относительно кареточной трубы. С каждой стороны резьба в стакане разная.
Аналогично обслуживаются все остальные важные узлы и механизмы велосипеда, меняются изношенные элементы, закладывается новая смазка. Как становится понятно из нашей статьи – велоремонт своими руками является совсем не сложным мероприятием. При регулярном обслуживании ваш двухколесный друг будет радовать вас своим безупречным внешним видом и надежными механическими характеристиками. В добрый путь на велосипеде!