В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обращаются потребители с жалобой на неправомерные действия продавцов при рассмотрении претензии на качество непродовольственных товаров.
При обращении к продавцу с требованием о возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества либо обмене на качественный товар, потребители встречаются с такой ситуацией: продавец самостоятельно по своему усмотрению проводит устную консультацию у независимого эксперта и выдвигает встречное требование о возмещении стоимости этой консультации.
Казалось бы, требование продавца правомерно, если экспертиза установила, что недостаток в товаре возник по вине потребителя. Однако как быть, если потребитель не просил проводить экспертизу?
В этой связи считаем необходимым напомнить, в каких случаях, и в каком порядке необходимо проведение независимой экспертизы товара.
Действия продавца при обращении потребителя с претензией на ненадлежащее качество товара, на который установлен гарантийный срок, регламентированы п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». В частности, при обращении потребителя с одним из требований, предусмотренных законом, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
И только в том случае, если после выявления продавцом причин возникновения недостатков товара, потребитель не соглашается с результатами проверки качества и настаивает на удовлетворении своего требования, проводится независимая экспертиза за счет продавца, при проведении которой потребитель также вправе участвовать.
Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. При этом проведение экспертизы в форме устной консультации уместно лишь в присутствии потребителя, поскольку чек об оплате услуг эксперта не содержит в себе необходимых сведений (о товаре, представленном для проведения экспертизы, о результатах экспертизы).
Не стоит забывать и о том, что в случае несогласия с результатами проведенной экспертизы за потребителем остается право оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Уважаемые потребители, знайте и умейте отстаивать свои права. В случае возникновения разногласий с продавцами, нарушающими права потребителей, обращайтесь в Управление Роспотребнадзора. Телефон «горячей линии»: (3882264241. Общественная приемная работает ежедневно по будням с 9-00 до 13-00 по адресу: Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 173. Адреса общественных приемных в территориальных отделах можно узнать на нашем сайте: http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/service/territorial-divisions.html
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 1084 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Как самостоятельно сдать товар ненадлежащего качества на экспертизу
Содержание
Сегодня, наверное, все потребители знают о своих правах и понимают, что товар ненадлежащего качества они смело могут вернуть продавцу, чтобы получить обратно деньги или аналогичную, но исправную вещь. Но как быть, если продавец отказывается признавать дефект и не желает проводить экспертизу? Кто и за чей счет в принципе должен этим заниматься? На эти и другие вопросы отвечаем в этой статье.
Когда нужна экспертиза?
Экспертизу чаще всего проводят в том случае, если речь идет о технически сложных товарах или если у продавца возникают сомнения в том, что проданный товар действительно имеет недостатки. В такой ситуации экспертизу инициирует продавец, осуществляет ее за свои средства. Покупатель при этом может присутствовать на собственно оценке состояния объекта, чтобы проследить за соблюдением всех требований и добросовестности выполнения экспертами своих обязанностей.
Важно! Если экспертиза покажет, что недостатков нет, заплатить за нее придется покупателю. В остальных случаях платит продавец. Заставить потребителя оплатить экспертизу до ее результатов продавец не вправе.
Может ли продавец отказаться проводить экспертизу? Да, но только если бремя доказывания возникновения недостатков лежит на покупателе. Закон говорит о двух таких случаях:
В этих случаях продавец будет отвечать за недостатки, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Соответственно, обязанность доказывания (проведения экспертизы) возлагается на потребителя.
Если же по закону продавец обязан провести независимую экспертизу товара, но по каким-либо причинам отказывается, то покупатель может либо обратиться сразу в суд (тогда экспертиза может быть проведена в рамках судебного разбирательства), либо провести экспертизу самостоятельно и после получения ее результатов повторно обратиться к продавцу или в суд. Кстати, если экспертиза подтвердит наличие брака, продавец будет обязан компенсировать покупателю расходы на нее.
Как покупателю самому провести экспертизу?
В качестве экспертов выступают любые лица, обладающие специальными познаниями по предмету проведения экспертизы: это могут быть как частные экспертные организации, так и государственные экспертные учреждения. Найти список организаций, работающих по требуемому профилю в вашем городе, можно в интернете.
Следует отметить, что услуги по проведению товароведческой экспертизы не лицензируются, экспертные организации не обязаны являться членами саморегулируемых организаций, поэтому при выборе такой организации лучше проверить несколько параметров:
Важно! Вы должны уведомить продавца о том, что планируете сдать товар на независимую экспертизу. Он, в свою очередь, может захотеть принять участие в этом процессе (то есть проконтролировать, чтобы процедура проходила без нарушений, а сделанные выводы соответствовали действительно полученным результатам).
Как проходит экспертиза?
Экспертиза должна ответить на ряд вопросов (в зависимости от претензий покупателя):
Немаловажный вопрос из перечисленных выше – как возник дефект. Если причина в производственном браке, некорректной транспортировке или неаккуратном хранении в магазине, покупатель не несет ответственности за такой недостаток товара. Если причина в действиях покупателя (неправильная эксплуатация, физическое воздействие и так далее), то рассчитывать на компенсацию или возврат товара нельзя.
Еще один сложный момент – доказательство того, что информация о товаре не соответствует его реальным характеристикам. В этом случае нужно будет собрать документы, в которых указываются параметры товара, чтобы эксперты понимали, с чем сличать реально полученные результаты.
Сколько стоит экспертиза?
Стоимость экспертизы зависит от ценовой политики организации, типа товара и количества параметров, которые оценивают специалисты. В общем случае на цену повлияет количество товаров, их местонахождение (можно ли привезти вещь в лабораторию, или нужен выезд специалиста на дом), количество документов, которые есть на руках у покупателя (с данными о товаре), срок проведения работ и так далее.
Еще раз напоминаем, что в случае самостоятельной экспертизы покупатель оплачивает ее изначально самостоятельно. Но если наличие дефекта, недостатка, некорректной информации при продаже подтвердится, продавец компенсирует все расходы.
А потом?
После получения результатов экспертизы покупатель может повторно обратиться к продавцу и потребовать, чтобы товар обменяли на аналогичный, но без недостатков, вернули ему деньги или компенсировали расходы на устранение этого недостатка.
Результаты экспертизы можно оспорить в суде. Если процедуру проводил продавец, иск подает покупатель; если экспертиза организовывалась по инициативе покупателя, за продавцом остается право обратиться в суд.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Продавец отказывается вернуть деньги за товар с дефектом. Что делать?
Содержание
Обнаружили, что приобрели товар с дефектом? Требования по недостаткам товара могут быть предъявлены в течение всего срока службы товара, а если он не установлен, то в течение 10 лет.
Потребитель имеет право предъявить продавцу (производителю) одно из требований: вернуть стоимость товара; заменить товар на аналогичный (той же марки, модели); безвозмездно устранить недостатки (ремонт); снизить покупную цену (продавец должен возвратить часть уплаченной за товар суммы); заменить на такой же товар, но другой марки (модели) с пересчетом цены (п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Требования о возврате уплаченной суммы и возмещении убытков следует изложить в письменном виде в претензии, адресованной продавцу.
Претензию нужно написать в свободной форме, указав следующую информацию:
Спорная ситуация? Требуйте провести экспертизу
Если продавец отказывается возвращать деньги и утверждает, что дефект образовался по вине покупателя, настаивайте на проведении экспертизы.
Экспертиза товара – это специальное исследование, которое проводится для того, чтобы определить причины образования дефекта. Срок проведения экспертизы – от 10 до 20 дней, в зависимости от заявленных покупателем требований. Проводить экспертизу могут только специалисты (эксперты), у которых есть необходимые документы на ведение такой деятельности. Именно такие специалисты составляют заключение, в котором указывается наличие (или отсутствие) недостатков в конкретном товаре и по чьей вине (изготовителя или потребителя) возникли эти недостатки.
Теперь о том, когда и как покупатель может провести независимую экспертизу.
Если дефект обнаружен до окончания гарантийного срока. Сначала экспертизу должен провести продавец (изготовитель). Имейте в виду, что вы (покупатель) имеете право присутствовать при проведении экспертизы. Когда будете составлять претензию, укажите, что вы (а еще лучше ваш представитель – эксперт-специалист) хотите воспользоваться этим правом.
Если покупателя не удовлетворяют результаты экспертизы, которую провел продавец (изготовитель), нужно провести собственную независимую экспертизу, самостоятельно выбрав экспертное учреждение. Это исследование покупатель проводит за свой счет. Но если результаты будут противоположными результатам заключения экспертов продавца, покупатель может подавать в суд. Если эксперты продавца сделали ложное заключение и иск будет удовлетворен в пользу потребителя, затраты последнего на собственную экспертизу компенсирует ответчик, то есть продавец (изготовитель).
Если дефект обнаружен после окончания гарантийного срока, но не позднее двух лет со дня приобретения товара. Потребитель должен доказать, что купил товар с уже существующим дефектом. Главный аргумент при этом – акт экспертизы, которую покупатель должен предоставить продавцу (изготовителю). Если продавец не согласится признавать результаты экспертизы, потребитель может обратиться в суд, который назначит еще одну экспертизу. Если в результате этой экспертизы подтвердится правота потребителя, продавца обязуют компенсировать не только все расходы покупателя, но и моральный ущерб (сумму определяет суд).
Критерии выбора эксперта
Первая рекомендация при выборе эксперта – обратиться в учреждение с хорошей репутацией и опытом работы. Искать такую организацию лучше всего по рекомендации тех людей, кто уже сталкивался с подобной ситуацией и кому эксперты помогли решить спор в пользу потребителя.
Вторая рекомендация: если не нашли нужных специалистов «по рекомендации», запрашивайте у эксперта копии документов, подтверждающих его компетенцию, профильное образование и опыт работы. Кроме формальных регалий, поинтересуйтесь, сколько было проведено исследований, аналогичных вашему случаю (специфика товара и самого дефекта).
Имейте в виду, эксперты не обязаны предоставлять вам документы, подтверждающие их квалификацию, и предъявлять акты экспертизы. Тем не менее, если эксперты отказываются предоставить эту информацию, ищите другую экспертную организацию.
Что должно быть в заключении эксперта?
Как правило, акт экспертизы, также его могут называть заключением эксперта или специалиста, состоит из трех частей – вводной, описательной и резюмирующей, – в которых указываются:
время и место проведения экспертизы;
данные эксперта-специалиста, сведения о его профессиональном опыте, образовании и др., позволяющие удостовериться, что он действительно специалист;
сведения об организации, в которой работает эксперт;
сведения о заказчике экспертизы (потребителе);
вопросы, поставленные на разрешение эксперта (для большинства случаев достаточно вопроса: «Имеются ли в товаре заявленные дефекты? Если имеются, установить причину их появления»);
описание предыстории обращения потребителя к эксперту (в части дефекта товара);
идентификационные данные предмета экспертизы (дефектного товара);
нормативные документы (законы, ГОСТы, технические регламенты и пр.), на соответствие которым проводится экспертиза либо которые определяют методологию проверки дефекта;
способ проведения исследования (экспертизы) – органолептический, инструментальный и т. д.;
использованные приборы и инструменты (желательно убедиться, что все измерительные средства имеют действующую поверку);
описание самого исследования (экспертизы); чем более подробно описан ход проверки, тем проще в дальнейшем будет отстаивать объективность такой экспертизы;
выводы по поставленным вопросам;
список приложений (чем больше будет приложено копий документов, подтверждающих квалификацию эксперта, тем лучше).
Очевидно, что не во всех случаях акт экспертизы будет содержать все эти сведения. Но есть главный принцип: заключение эксперта не должно оставлять сомнений в объективности его выводов. Желательно, чтобы эти выводы были перепроверяемы.
Альтернативным вариантом экспертизы может стать обращение в общественные организации, специализирующиеся на исследовании товаров рынка и проверке их качества. Важно понимать, что это обращение ни к чему такую организацию перед вами не обязывает. Скорее, это может стать поводом к распространению информации о некачественном товаре, в том числе в государственные надзорные органы.
Как провести независимую экспертизу – пошаговая инструкция
Сейчас мы поговорим о том, как провести независимую экспертизу.
Что для этого требуется и какие этапы необходимо пройти?
1 этап: Выбор компании
Перед тем, как выбрать компанию, убедитесь, что у неё в наличие есть необходимые для проведения экспертизы лицензия и аккредитация. Также важна специализация эксперта, образование и его опыт работы.
Немаловажным является такой фактор, как репутация компании.
Наш центр независимых экспертиз имеет большую репутацию, ставить под сомнение которую никто не собирается. Именно поэтому работа выполняется на высоком уровне. Опыт проведения независимой экспертизы всегда радует наших клиентов.
Если компанию рекомендовала страховая служба, то стоит насторожиться — есть вероятность, что оценка ущерба занижена. А рисковать нет смысла.
2 этап. Заключение договора
Заключая договор с независимым центром экспертизы, вы полностью себя обезопасите, так как эксперт будет действовать исключительно в рамкам заключенного договора. Но, прежде чем заключать договор, обязательно изучите документы оценщиков.
Необходимо прочитать текст договора и подробно ознакомиться со всеми его пунктами. Не будет лишним проконсультироваться с юристом по некоторым пунктам, вызывающие у вас сомнения.
3 этап: Предоставление объекта для осмотра
Потерпевшему требуется показать повреждённое имущество. Осматриваемый объект должен находиться в том же состоянии, что и после повреждений. Никаких лишних, посторонних предметов быть не должно!
Не забываем, что для независимой экспертизы необходимо предоставить все документы на исследуемый объект. После чего проходит сам осмотр.
Осмотр должен проводиться в обязательном порядке. Дата и время обозначаются заранее и оповещаются заинтересованные стороны также заблаговременно в письменной форме.
Если кто-то из сторон не явился на экспертизу, то это никак не сказывается на её проведении. Разумеется, на такие случаи, должны быть веские доказательства того, что оповещение было доставлено.
Страховым компаниям может быть отправлена телеграмма или заказное письмо. При невыполнении данных правил, фирма без проблем сможет подать апелляцию на результаты исследования.
4 этап: Ожидание результатов
После того, как оценка была проведена, остается только ждать результатов. Сроки экспертизы должны быть прописаны в договоре, который заключается с экспертным бюро. Точное количество дней определяется, исходя из сложности и вида экспертизы.
Порой бывает необходимо получить дополнительные данные для проведения экспертизы. Если клиент заинтересован в проведении исследования, то он по возможности должен предоставить все необходимое.
5 этап: Получение отчета
Готовый отчет экспертной службы – это самое настоящее доказательство в суде. В период досудебных разбирательств, вы имеете право передать копию экспертизы другой стороне, чтобы показать наглядно, чем вы располагаете.
Получив копию исследований на руки, другая сторона конфликта будет решать: согласиться с требованиями оппонента и полностью удовлетворить ваши требования, или оспорить экспертизу.
Во всех этих моментах вам помогут разобраться высококвалифицированные юристы. Обязательно обращайтесь к ним, так как точные знания в этой области решают судьбы сторон.
Помните! Независимый эксперт – это всегда много лучше, нежели чем просто эксперт страховой компании. Почему? Так как экспертное бюро заинтересованно лишь в том, чтобы сохранить свою репутацию и выполнить исследование с высокой точностью.
Независимая экспертиза – это объективное исследование, основанное на применении научно обоснованных подходов. В идеале независимой должна быть любая экспертиза, ведь только при таком исследовании возможно получить достоверные результаты. Так как от результатов экспертизы нередко зависит решение суда по рассматриваемому делу, на законодательном уровне закреплены положения, обеспечивающие объективность проводимого исследования.
фото: niex.ru
Когда нужна независимая экспертиза?
К независимой экспертизе обращаются, когда нужно установить значимые факты для уже рассматриваемого дела, повторного возбуждения дела или пересмотра ранее принятого решения. Для этого привлекается эксперт – человек, компетентный в той или иной области знания.
Часто термин «независимая экспертиза» используют применительно к внесудебному исследованию. Независимая экспертиза может быть судебной и досудебной.
Судебная независимая экспертиза имеет процессуальную форму и регулируется Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) и процессуальными кодексами. Назначает ее суд, следователь или дознаватель по собственной инициативе или по прошению сторон. Досудебное или внесудебное исследования могут заказать юридические или физические лица. Внесудебную экспертизу чаще всего инициируют, когда хотят решить спор без привлечения суда, а досудебную – если собираются подать иск, к которому нужно приложить результаты экспертизы для обоснования своих требований.
В конечном счете, какие бы цели не преследовались инициатором независимой экспертизы, все они сводятся к одному – получить заключение, в котором будет отражено мнение эксперта по спорным вопросам.
фото: niex.ru
Какие требования предъявляют к эксперту?
Достоверность и объективность экспертного заключения в первую очередь зависят от специалиста, который проводит исследование. К такому человеку законодательство предъявляет профессиональные требования: высшее образование, экспертная подготовка, прохождение аттестации каждые пять лет (ст. 13 Закона № 73-ФЗ).
Однако, только лишь требования профессионального плана не способны в полной мере обеспечить объективность исследования. Поэтому, закон требует, чтобы лицо, выполняющее экспертизу, было независимым (ст. 7 Закона № 73-ФЗ). Это значит, что эксперт не может находиться в служебной или иной зависимости от инициатора экспертизы, участников дела и лиц, заинтересованных в решении по спору. Если есть основания сомневаться в независимости эксперта, он подлежит отводу (ст. 70 УПК РФ, ст. 23 АПК РФ).
Независимый эксперт – независимая экспертиза
Законодательство прямо называет лишь один вид зависимости – служебную. Что подразумевается под иной зависимостью, не указывается. Обычно к ней относят факт участия эксперта в качестве представителя стороны в другом деле или факт договорной связи между сторонами. Все это является основаниями сомневаться в непредвзятости эксперта, при которой экспертиза уже не будет иметь статус независимой.
Более того, при независимой экспертизе не может оказываться воздействия на эксперта в целях получения заключения в пользу одной из сторон или в интересах других лиц (ст. 7 Закона № 73-ФЗ). А за предоставление заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность – от штрафа в размере 80 тыс. руб. до ареста на три месяца (ст. 307 УК РФ). Если такое заключение послужит основой для обвинения подозреваемого в тяжком преступлении, эксперта могут лишить свободы на пять лет.
фото: niex.ru
Каким должно быть заключение эксперта?
Итогом независимой экспертизы является заключение, в котором специалист отражает свое мнение относительно поставленных перед ним вопросов. Данный документ должен быть представлен в письменном виде и состоять из трех частей (ст. 86 ГПК РФ, ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ, ст. 25 Закона № 73-ФЗ):
Законодательство называет два необходимых качества данного документа – обоснованность и объективность, последнее из которых тесно связано с правовой категорией независимости (ч. 1 ст. 85 ГПК РФ, ст. 8 Закона № 73-ФЗ). Чтобы заключение было объективным, составлять его должен беспристрастный, непредвзятый, независимый эксперт. Только в таком случае заключение станет основой справедливого судебного решения.