что нужно для мхк в 10 классе
Рабочая программа по МХК 10 класс 17 часов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования №697
Приморского района Санкт-Петербурга
зам. директора по УВР
И.о. директора ГБОУ ЦО №697
____________ И.Н. Аверина
учитель первой категории
Кинькова Алла Васильевна
Данная рабочая программа разработана на основе: нормативно-правовых документов.
Уровень рабочей программы – базовый.
Количество недельных часов – 0.5 ч. Количество часов в год – 17 ч.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Цели и задачи рабочей программы: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения
кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
содержание учебного предмета
Содержание учебных тем
Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности (2)
Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка.
Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2)
Буддисткие храмы. Появление в Индии мировой религии – буддизма. Будда Ситхартха Гаутама.
Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2)
Учение Лао – цзы и Конфуция. Великая китайская стена.Жанры китайской живописи. Шелкография.
Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2)
Религия Синтоизм. Храмы древней Японии. Японская поэзия танка; икебана, чайная церемония.
Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2)
Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры (2)
Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции. Римская художественная культура.
Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2)
Ветхий завет. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.
Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности (2)
Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2)
Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.
Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2)
Художественная культура Франции.
Тема11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей (2)
Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2)
«Венская классическая школа»
Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2)
Музыкальное искусство и литература Киевской Руси
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2)
Новгородская живопись и музыкальное искусство.
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2)
Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.:
Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2)
Музыка и изобразительное искусство XVII в.:
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (1)
Итоговое повторение (1)
Кол-во часов программы
Художественная культура Древнего и средневекового Востока
Художественная культура Европы: Становление христианской традиции
Раздел III.Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.)
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
Типовая государственная программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часов в год. В соответствии с Учебным планом МОБУ СОШ с.имени Восьмое Марта на изучение предмета «МХК» в 10 классе выделено 1 час в неделю, 34 часов в год.
Критерии оценивания обучающихся 10 классов
Учебники:
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. для уч-ся 10 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.
Автор отобрал из произведений зарубежного искусства и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.
В учебник для 10 класса вошли темы истории культур Древнего и средневекового Востока, становления европейской культурной традиции, основ русской национальной культуры.
Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки российской Федерации для учащихся 10 классов в качестве учебника по мировой художественной культуре».
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2010.
СД диск..Л.А.Рапацкая Мировая художественная культура.
Рабочая программа по МХК в 10 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карамалы-Губеево
муниципального района Туймазинский район
«29 » августа 201 6 г.
» 30 «августа 201 6 г.
» 30 » августа 201 6 г.
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 10 КЛАСС
Салихова Ляля Зинуровна,
учитель русского языка и литературы.
Рабочая программа по мировой художественной культуре рассчитана на два часа в неделю в общеобразовательном классе базового уровня подготовки.
1. Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »;
3. Федерального перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год (приказ от 31 марта 2014 г № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников »).
4. Примерная программа среднего общего образования по МХК (для 10 – 11 классов) Л.А.Рапацкой (Москва « Просвещение » 1990 год).
6. Учебного плана МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево (приказ №110 от 30.08.2016 г);
7. Календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево (приказ № 110 от 30.08.2016 г).
В 10 классе выделяется 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), согласно календарному учебному графику 34 недели x 2= 68 часов.
Рабочая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта 2004г., Программы мировой художественной культуры (для 10 – 11 классов) Л.А.Рапацкой, Методических рекомендаций по преподаванию МХК в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на ФБУП 2004 года. Рабочая программа рассчитана на использование учебника Л.А.Рапацкой «Мировая художественная культура» 10 класс.
Изучение МХК в старших классах школы призвано сформировать целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, обобщить и закрепить знания, полученные на уроках истории, изобразительного искусства, музыки, литературы. Воспитать чувство гордости за творцов, создавших шедевры русской национальной культуры, невозможно вне контекста мировых художественных традиций.
Учебный курс рассчитан на 68 часов и содержит три тематических блока:
— Художественная культура древнего и средневекового Востока
— Художественная культура Европы: становление христианской традиции
— Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции
Цели изучения МХК в 10 классе
Освоение знаний о стилях и направлениях в МХК, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре.
Развитие чувств, эмоций, образно-эстетического мышления и художественно-творческих способностей.
Воспитание гордости за творцов, создавших шедевры русского зодчества, живописи, музыкального творчества.
Воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование потребности в освоении ценностей МХК.
Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.
Использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Роль МХК в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности
Приоритетными для предмета МХК на этапе среднего (полного) общего образования
умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
умение устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
умение оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа;
умение использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
навыки владения основными формами публичных выступлений;
умение определять собственное отношение к произведению искусства;
способность осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
В процессе изучения МХК осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.
Формы контроля знаний
Тестовые и контрольные задания по изученному материалу, самостоятельный анализ произведений искусства, презентации о художниках и музыкантах.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения МХК на базовом уровне ученик должен:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили МХК;
особенности языка различных видов искусства,
узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями искусства;
пользоваться различными источниками информации о МХК;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации),
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и культурного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Для учителя и учащихся
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 10 класс, учебник 2008г.
ЕмохоноваЛ.Г Мировая художественная культура, учебник 2009г.
Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура, учебник 1999г.
Забияко А.П. Начала древнерусской культуры, 2002г.
Энциклопедический словарь юного музыканта, 1985г.
Энциклопедия «Искусство» (в 3-х томах)2007г.
100 чудес света, 2002г.
Лисовый И.А., Ревяко К.А. «Античный мир в терминах, именах, названиях», 1997г.
Лучесской К. От пирамиды до телебашни, 1979г.
Зелинский Ф.Ф. Мифы древней Эллады.
Мелетинский Е.М. Мифологический словарь, 1991г.
Шедевры русской живописи, 2006г.
Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера, 1981г.
Художественная культура древнего и средневекового Востока
Художественная культура Европы: становление христианской традиции
Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции
Художественная культура Древнего Египта
Художественная культура Древней и Средневековой Индии
Художественная культура Древнего и Средневекового Китая
Художественная культура Японии
Художественная культура мусульманского Востока
Культура Египта и Индии: сходство и различие.
Культура Китая и Японии: сходство и различие.
Практическая работа по темам №1-5
Античность: колыбель европейской художественной культуры.
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.
Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности
Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности
Практическая работа по темам № 6-8
Художественная культура итальянского Возрождения
Художественная культура итальянского Возрождения
Рабочая программа по предмету «МХК» для 10 класса
к рабочей программе по мировой художественной культуре для 10 классов.
Рабочая программа по предмету «мировая художественная культура» для учащихся средней школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 10 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010 г.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Главная цель помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура»:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
формируются основы эстетических потребностей,
развивается толерантное отношение к миру,
актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость,
развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества
Содержание учебного предмета
Мировая художественная культура, 10 класс
(1 час в неделю, 34 часов)
Художественная культура первобытного общества и первобытных цивилизаций
Первые художники Земли. Находки в пещере Тешик-Таш. Наскальная живопись. Писаницы и петроглифы. Альтамира. Каповая пещера. Томская писаница. Архитектура страны фараонов. Храмовое искусство. Сфинкс. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Канон в изображении человека. Скульптура древнего Египта. Костюм древних египтян. Художественная культура Древней и Передней Азии. Искусство доколумбовской Америки. Дольмены. Храмы. Эгейское искусство. Греческий эпос и эгейская архитектура (Лабиринт Минотавра).
Художественная культура Античности
Архитектурные ордена. Особенности греческих храмов. Афинский Акрополь. Парфенон. Золотой век Афин. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. Архитектура императорского Рима. Римские дороги и акведуки. Изобразительное искусство Римской империи. Римская мозаика. Театральное и музыкальное искусство античности. Костюм Древней Греции и Рима.
Художественная культура Средних веков
Мир византийской культуры. Храмовое зодчество. Византийская мозаика. Икона. Архитектурный облик Древней Руси. Новгород. София Великая. Золотые ворота. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Древнерусская иконопись. Архитектура западноевропейского средневековья. Романские храмы. Готика. Пламенеющая готика. Витраж. Изобразительное искусство средних веков. Театральное искусство и музыка средних веков. Средневековая литература. Эпос и рыцарский роман. Культ Прекрасной дамы. Костюм Раннего возрождения. Бургундские моды.
Художественная культура средневекового Востока
Индия — «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама.
Художественная культура Возрождения
Великие географические открытия и их влияние на изменение сознания человека. Флоренция — «колыбель» итальянского Возрождения. Представление о человеке в эпоху Возрождения. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Джотто. «Золотой век» Возрождения. Архитектура. Скульптура. Фреска. Станковая живопись. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Ботичелли. Возрождение в Венеции. Северное Возрождение. Босх. Дюрер. Музыка и театр эпохи Возрождения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Наименование разделов курса, тем уроков
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Формы и виды контроля
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗИЙ
Что такое МХК?. Цели и задачи курса.
Первые художники Земли.
Записи обзорной лекции
Древний Египет. Архитектура Древнего Египта.
Записи обзорной лекции
Древний Египет. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.
Записи обзорной лекции
Древний Египет. Изобразительное искусство Древнего Египта. Рельефы и фрески.
Записи обзорной лекции
Скульптурные памятники и музыка Древнего Египта.
Записи обзорной лекции
Художественная культура Междуречья.
Записи обзорной лекции
Подготовить сообщения на выбранную тему.
Искусство доколумбовой Америки.
Записи обзорной лекции
Подготовить сообщения на выбранную тему.
Записи обзорной лекции
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
08.11.2017 по 25.12.2018 г.
Записи обзорной лекции
Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.
Записи обзорной лекции
Архитектура императорского Рима.
Записи обзорной лекции
Изобразительное искусство Римской империи.
Записи обзорной лекции
Сделать заметки в тетрадь.
Театральное и музыкальное искусство античности.
Записи обзорной лекции
Сделать заметки в тетрадь.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВья
Мир византийской культуры.
Самостоятельная работа в классе с дополнительной литературой
Раздел 3. Средние века
Сделать заметки в тетрадь.
Архитектурный облик Древней Руси.
Записи обзорной лекции
Сделать заметки в тетрадь.
Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества
Записи обзорной лекции
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
Записи обзорной лекции
Архитектура западноевропейского средневековья.
Записи обзорной лекции
Изобразительное искусство средних веков.
Записи обзорной лекции
Театральное искусство и музыка средних веков.
Записи обзорной лекции
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА
Индия – «страна чудес».
С 08.01.2018 по 30.03.2018г.
Записи обзорной лекции
Доклад на тему «Искусство индийского танца».
Художественная культура Китая.
Записи обзорной лекции
Искусство страны восходящего солнца (Япония).
Записи обзорной лекции
Художественная культура ислама.
Записи обзорной лекции
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
Записи обзорной лекции
Глава 25 выборочно
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.
Записи обзорной лекции
Просмотр презентации по теме
Художественные принципы Высокого Возрождения. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Записи обзорной лекции
Просмотр презентации по теме
Подготовить проекты на предложенную тему.
С 01.04.2018 по 30.05.2018г.
Записи обзорной лекции
Мастера венецианской живописи.
Записи обзорной лекции
Возрождение в Венеции.
Записи обзорной лекции
Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.
Записи обзорной лекции
Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».
Музыка и театр эпохи Возрождения.
Записи обзорной лекции
МХК от истоков до 17 века.
Записи обзорной лекции