вирши это что такое в литературе простыми словами
Вирши
Содержание
Ранние украинские вирши
К самым ранним из дошедших до нас относятся: вирши на герб князя Острожского, написанные Герасимом Смотрицким, его же «Предисловие к читателям Острожской библии» (1581), «Хронология» Андрея Рымши (1581), его же стихи в «Сборнике» братьев Мамоничей (1585), в Литовском статуте (1586) и в «Апостоле» тех же Мамоничей (1591), затем «Лямент дому княжат Острожских» (1603) и другие.
Литературная форма вирши возникла сначала под влиянием правил греческой метрики, — сюда относятся своеобразные попытки изданной во Львове в 1591 грамматики «Адельфотес», а также «Грамматики» Лаврентия Зизания (1596) и Мелетия Смотрицкого (1619) (см. Метрическое стихосложение); затем, под влиянием польского силлабического стиха, вирши приняли силлабический характер.
Как стихи вирши характеризуются, с одной стороны, обязательным наличием рифмы, а с другой — значительной свободой ритма, и свободой в числе слогов и в расположении ударений напоминают украинские думы, возникшие под их несомненным и непосредственным влиянием, что отчасти сближает их с рифмованной прозой.
Соизмеримость стиховых единиц виршей осуществлялась путём выравнивания их по константам — конечным ударениям; совпадая в правой своей константной части, вирши выравнивают различие в силлабическом и тоническом строении своей левой части.
Силлабическая поэзия на Украине
Позднее в этом стихе развивается постоянная цезура, колебания в числе слогов значительно сокращаются, расположение ударений сводится к небольшому числу тонических конфигураций (что и определяет силлабическую урегулированность), и постепенно он переходит в обычный силлабический стих.
Аналогичным образом протекало и развитие польского силлабического стиха, только ко времени Кохановского (1530—1584) достигшего характерной для него равносложности.
Носителями виршевой поэзии являлись преимущественно учителя и ученики духовных школ и разного рода духовные лица, избиравшие темами виршей обычно религиозные события. Многие из этих вирши были собраны позднее в «Богогласнике», изданном в Почаевской лавре (1790). Позднее, наряду с духовными, развились и светские вирши, имевшие характер бытовой или сатирический; были вирши и характера исторического (например вирши о Богдане Хмельницком, «Разговор Великороссии с Малороссией» С. Дивовича и ряд других).
Будучи чисто книжного происхождения (хотя и испытывая влияние народной словесности), вирши в своё время однако сыграли значительную культурную роль. Во многих случаях они были непосредственно связаны с чисто народной литературой; так ряд исторических виршей перешёл в народные «думы» (например вирши о Богдане Хмельницком); многие вирши перешли в народную «лирную» поэзию; сюда же относится развитие многих праздничных песен («вірші різдвяні й великодні») и тому подобное. Несомненно также известное влияние вирши на первые произведения новой украинской литературы — «Энеиду» Котляревского.
Русские вирши
В русской литературе возникновение вирши связывалось обыкновенно с именем Симеона Полоцкого (1629—1680), однако вирши встречаются и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века; уже в повести 1606, известной под названием «Иное сказание», встречается ряд отрывков, по построению восходящих к типу виршей; находятся такие же отрывки и в других повестях того времени у авторов, вышедших из состава братии Сергиевской лавры (связанной с Украиной), опиравшихся в своих опытах не только на украинские вирши, но и на народную поэзию, в которой (за вычетом элемента музыкальности, как раз в это время снижавшегося среди образованных слоёв населения (см. «Стихосложение народное»)) налицо были и силлабическая свобода, и тоническая неурегулированность, и выравнивание по константам, и спорадически возникавшая рифма, и т. п.
С этой точки зрения влияние польского и украинского стиха представляется только сопутствующим моментом в образовании русских вирши, возникавших в связи с общим движением, начавшимся в XVII века (которое ещё Пыпин характеризовал как «эпоху поисков новых форм», в частности поэтических), вызванным значительными культурно-экономическими сдвигами этого периода.
Испытав в своём возникновении воздействие народной поэзии, вирши позднее, в свою очередь, оказывали на неё влияние, вирши несомненно воздействовали на строение раёшника, а также на такие, например, произведения, написанные стихом тонического типа, как «Роман в стихах» (изданного Сиповским в его «Русских повестях XVII—XVIII веков»), «История о царе Давиде» (напечатанная в «Памятниках русской драматической литературы эпохи Петра Великого» академиком Перетца, 1903) и др.
ВИРШИ
Полезное
Смотреть что такое «ВИРШИ» в других словарях:
Вирши — (от латинского versus стих, польское wiersz) один из видов тонического стиха духовного, а затем и светского, содержания, развивавшийся на Украине с конца XVI до начала XVIII в., а затем перешедший и в русскую литературу (конец XVII XVIII в.). К… … Литературная энциклопедия
вирши — стихи Словарь русских синонимов. вирши см. стихи Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ВИРШИ — (польск. wierszy от лат. versus стих), 1) в 16 18 вв. название всяких стихов (особенно для чтения, а не для пения).2) В позднейшее время уничижительное название стихов (обычно плохих) … Большой Энциклопедический словарь
ВИРШИ — ВИРШИ, виршей, ед. нет (от польск. wiersz стих). 1. Силлабические стихи, распространившиеся в русской и украинской литературе 17 века под влиянием польской системы стихосложения (лит.). 2. Плохие стихи бездарного или неумелого сочинителя (разг.… … Толковый словарь Ушакова
ВИРШИ — ВИРШИ, ей. Старинные русские и украинские силлабические стихи (теперь ирон. о плохих стихах). | прил. виршевый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Вирши — (от лат. versus стих, польск. wiersz, укр. вірш) один из видов стиха духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся сначала в Польше, затем на Украине и в Беларусии с конца XVI до начала XVIII века, а после перешедший и … Википедия
вирши — ей; мн. [от польск. wierczy стихи] 1. Украинские и русские силлабические стихи 16 18 вв. Вирши Феофана Прокоповича. 2. Ирон. О стихах (обычно плохих). Кропать в. * * * вирши (польск. wierszy, от лат. versus стих), 1) в XVI XVIII вв. название… … Энциклопедический словарь
вирши — ВИ´РШИ (польское wierszey, от лат. versus стих) название авторских духовных, а затем светских стихов в России 16, 17 и 18 вв. Сами поэты виршевики называли стихи «вершами» (верш это двустишие, скрепленное рифмой); так, духовный стихотворец Кирилл … Поэтический словарь
вирши — Заимств. в XVI в. из польск. яз., в котором wierz «строка, стих» < лат. versus «стих, ряд», производного от vertere «вертеть». Вирши буквально «упорядоченные по размеру строки». Ср. однокорневое версификация … Этимологический словарь русского языка
вирши — ей, только мн. 1) лит. В XVI XVIII вв.: название любых стихов первоначально религиозного содержания, затем на светские темы, близких по форме к рифмованной прозе, без определенного стихотворного размера, но с обязательной рифмой в конце. Синонимы … Популярный словарь русского языка
Вирши
Вирши это стихи изначально тонического, затем силлабического строения, которые получили развитие в Польше, Белоруссии, Украине, России в XVI-XVIII вв.
Ритмическое строение
Такое дисметричное строение стиха близко к форме рифмованной прозы. Под воздействием польской системы стихосложения в XVII веке вирши получили силлабическое строение, при котором стих разделяется на ритмические единицы, равные по количеству слогов, и содержит цезуру. При чем русские вирши основаны не только на женской рифме, характерной для польского стиха, но и на мужских, дактилических рифмах, что указывает на самостоятельное развитие этой формы в русской поэзии.
Пример вирши:
О мудрости преславная.
От веков в человецех давная,
Любители твои тобою прославлены,
И на высоких достоинствах поставлены,
Тобою царие царствуют,
И сильным народами справуют.
(«Похвала премудрости троякой»; Кирилл Транквиллион-Ставровецкий)
Происхождение
Термин «вирши» заимствован из польского языка, слово изначально использовалось в качестве названия любых стихов в противоположность прозаическим текстам. Вирши предназначались для чтения, в отличие от музыкальных стихов псальм или кантов. Вирши появились в Польше в конце XVI века, затем в Украине и в Белоруссии. В русскую литературу вирши вошли в конце XVII века.
Поэтическая форма виршей формировалась под влиянием правил древнегреческого метрического стихосложения. В этом отношении известны грамматика «Адельфотес», изданная во Львове в 1591 г., «Грамматики» Л. Зизания (1596 г.) и М. Смотрицкого (1619 г.).
Первоначально виршевая поэзия создавалась представителями духовенства, поэтому стихи носили преимущественно религиозный характер. Первые знаменитые произведения жанра представляют собой вирши на герб князя К. К. Острожского в острожской библии 1581 г. Г. Смотрицкого, «Хронология» (1581 г.) А. Рымши и др.
Содержание вирши
Духовные вирши вошли в сборник религиозных песен XVIII века «Богогласник», изданный в Почаевской лавре (1790 г.). Позднее сложились светские вирши – стихи бытового или сатирического характера. В украинской поэзии весомое место занимали исторические вирши (например, о Богдане Хмельницком), ставшие народными думами. Вирши оказали непосредственное влияние на формирование новой украинской литературы («Энеида» И. П. Котляревского).
«Верши»
Ранние составители виршей называли свои сочинения «верши», что означает двустишие, связанное рифмой. Восточнославянский православный богослов Кирилл Транквиллион-Ставровецкий в книге «Перло многоценное» (1646 г.) представился как «композитор, складач сих вершов…».
Вирши в русской литературе
В русской литературной традиции возникновение виршей соотносят с именем духовного писателя С. Полоцкого (1629-1680 гг.), но образцы виршевой поэзии встречаются ещё в начале XVII века (повесть «Иное сказание», 1606 г.; и др.).
Русские авторские вирши в XVII-XVIII вв. составляли Мардарий Хоныков, Карион (Истомин), Сильвестр (Медведев), Антиох Кантемир, Феофан (Прокопович). В создании виршевой поэзии писатели опирались не только на польские и украинские стихотворные образцы, а и на русскую народную поэзию, стихосложение которой соответствовало ритмике виршей (свобода в количестве слогов, расположении ударений, нерегулярная рифма). Вирши оказали влияние на строение раёшного стиха, других произведений тонического стихосложения.
Древнерусские вирши представлены в сборнике произведений «Виршевая поэзия (первая половина XVII века)», который отражает восточнославянскую культуру и историю русской письменной поэзии.
Современное значение
В русском литературном обиходе с конца XVIII века термин «вирши» также употребляется в ироническом контексте: так называют посредственные и архаичные стихи. В украинской языковой практике слово до сих пор применяется для обозначения понятия стиха.
Слово вирши произошло от польского wierszy и от латинского versus, что в переводе означает стих, строка, ряд.
Что такое вирши? Познавательное в поэзии для читателя
Елизавета Коркина
Что такое вирши? Познавательное в поэзии для читателя
Тенденции современной поэзии все чаще сводятся сейчас к философским темам. Человека заботят темы бытия, его естества и места в мире. Авторы, используя прозу, выражают свои глубокие мысли и переживания, а иногда и доносят философию до умов читателя. И это не ново.
Любой поэтический текст может быть в форме стихов или строк. В зависимости от длины текста, количества ударений, слогов и стоп в каждой строке выделяют тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую системы стихосложения. Тонический стих характерен для древнерусской поэзии. От гр. tonos – ударение, он основан на чередовании ударений в строке, создающих ритм. Он характерен для языков, в которых ударные слоги качественно отличаются от безударных, а ударения не имеют постоянного места в слове. Например для русского и немецкого языка. Силлабо-тоника начинает распространяться у нас с 30-х годов XVIII века. А вот силлабическая (или виршевая) поэзия господствует в XVII – начале XVIII века. Силлабическая система (от гр. syllable – слог) основана на повторении равного количества слогов с строке. К таким языкам относятся польский, чешский, итальянский и французский.
Вирши (от латинского versus — стих, польское — wiersz) — один из видов тонического стиха — духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся с конца XVI до начала XVIII в. Вирши появились в Польше в конце XVI века, а в русскую литературу вошли в конце XVII века. Как стихи вирши характеризуются, с одной стороны, обязательным наличием рифмы, а с другой — значительной свободой ритма и свободой в числе слогов.
В русской литературе виршевая поэзия связана с именем Симеона Полоцкого (1629—1680). Симеон был придворным поэтом московских царей – Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича, воспитывал детей государя, прославился своей просветительской деятельностью. Отмечу, что вирши можно встретить и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века.
Вирши по своему содержанию могут быть духовные, лирические, сатирические и даже исторические, повествующие о народной истории. Этот вид стиха в своем творчестве использовали и зарубежные поэты. В 1952 году свои «Дианетические вирши» представил Рон Хаббард в Финиксе, штате Аризона. В этих строчках он передал общее понимание устройства человека и его взаимодействия с окружающей вселенной. Позднее, все они были положены на музыку и выпущены в альбоме под названием «Верный способ быть — просто быть». Они просты и понятны.
«Ты можешь сделать все, за что бы ты ни взялся».
«Чего бы ты ни избегал, тебя когда-то одолеет»
«Чтобы локти не кусать, источником лишь нужно стать».
Современная культура оказывает влияние на формирование поэзии, но и обратную связь невозможно отрицать. Появление большого количества писателей, прозаиков, публицистов говорит о том, что и национальная и мировая поэзия переживают период расцвета. Виршевая поэзия, начиная с времен своего зарождения оказала большое влияние на формирование истории и ее роль в открытии литературного потенциала остается велика.
Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».
«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой «Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. «.
Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя» Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение.
Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.
Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.
Родительское собрание на тему: «Воспитываем будущего читателя» Настоящее время характеризуется изобилием всевозможных обучающих телепередач для дошкольников, детских компьютерных игр, анимационных.
Экран читателя и его наполнение. Мастер-класс Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер-класс изготовления Экрана читателя. Внедрение новых стандартов.
ВИРШИ
Смотреть что такое «ВИРШИ» в других словарях:
ВИРШИ — (польск. wierszy, от лат. versus стих). 1) поздравительные стихотворения в Малороссии. 2) вообще плохие стихи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИРШИ плохие стихи. Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка
Вирши — (от латинского versus стих, польское wiersz) один из видов тонического стиха духовного, а затем и светского, содержания, развивавшийся на Украине с конца XVI до начала XVIII в., а затем перешедший и в русскую литературу (конец XVII XVIII в.). К… … Литературная энциклопедия
вирши — стихи Словарь русских синонимов. вирши см. стихи Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ВИРШИ — (польск. wierszy от лат. versus стих), 1) в 16 18 вв. название всяких стихов (особенно для чтения, а не для пения).2) В позднейшее время уничижительное название стихов (обычно плохих) … Большой Энциклопедический словарь
ВИРШИ — ВИРШИ, ей. Старинные русские и украинские силлабические стихи (теперь ирон. о плохих стихах). | прил. виршевый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Вирши — (от лат. versus стих, польск. wiersz, укр. вірш) один из видов стиха духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся сначала в Польше, затем на Украине и в Беларусии с конца XVI до начала XVIII века, а после перешедший и … Википедия
вирши — ей; мн. [от польск. wierczy стихи] 1. Украинские и русские силлабические стихи 16 18 вв. Вирши Феофана Прокоповича. 2. Ирон. О стихах (обычно плохих). Кропать в. * * * вирши (польск. wierszy, от лат. versus стих), 1) в XVI XVIII вв. название… … Энциклопедический словарь
вирши — ВИ´РШИ (польское wierszey, от лат. versus стих) название авторских духовных, а затем светских стихов в России 16, 17 и 18 вв. Сами поэты виршевики называли стихи «вершами» (верш это двустишие, скрепленное рифмой); так, духовный стихотворец Кирилл … Поэтический словарь
вирши — Заимств. в XVI в. из польск. яз., в котором wierz «строка, стих» < лат. versus «стих, ряд», производного от vertere «вертеть». Вирши буквально «упорядоченные по размеру строки». Ср. однокорневое версификация … Этимологический словарь русского языка
вирши — ей, только мн. 1) лит. В XVI XVIII вв.: название любых стихов первоначально религиозного содержания, затем на светские темы, близких по форме к рифмованной прозе, без определенного стихотворного размера, но с обязательной рифмой в конце. Синонимы … Популярный словарь русского языка