что нужно для интервью
Интервью или собеседование? Проще простого!
От того, как вы подготовитесь к интервью, и как будете себя вести и зависит результат. Узнайте, как сделать так, чтобы произвести впечатление о себе как о сотруднике, который нужен компании, и получить работу.
Цель прохождения интервью — показать, что ваши навыки, знания и опыт как нельзя лучше соответствуют требованиям рассматриваемой позиции. Во время интервью вы должны продемонстрировать сознательность вашего выбора, знание профессии, компании и отрасли, к которой она относится, желание работать именно в этой компании.
Как подготовиться к интервью
Готовясь к интервью, очень важно провести предварительную разведку. Необходимо собрать как можно больше сведений о фирме, куда вы идете на собеседование и о людях, с которыми вам предстоит встретиться.
Полезную информацию можно получить разными способами. Если речь идет о крупном предприятии, познакомьтесь с его продукцией или услугами. Многие организации распространяют свои проспекты и рекламные брошюры. Попробуйте найти статьи в прессе или Интернете об этой организации.
Можно побеседовать с человеком, работающим или работавшим в этой организации. От него можно узнать массу полезных вещей, но следует учитывать субъективную окраску таких рассказов. Возможно, на некоторые из ваших вопросов сможет ответить консультант агентства, в которое вы обратились.
Что надо знать об организации, в которую вы идете на интервью:
Некоторые советы:
Как успешно пройти интервью
Интервью, как правило, начинается с более конкретных вопросов о вашей профессиональной подготовке или с описания вакантной должности и организации в целом. Внимательно слушайте. Следуйте тому направлению беседы, которое задаст интервьюер. Вы должны стремиться сообщить о себе все, что говорит в вашу пользу.
Ваши ответы на задаваемые вопросы должны быть прямыми, то есть отвечать непосредственно на поставленный вопрос; и точными, то есть не выходить за пределы обсуждаемой темы. Это, однако, не означает, что вы должны говорить только да и нет.
Существуют ответы, которые повторяются миллион раз, например: Мне нравится работать с людьми. Даже если это и так, постарайтесь избежать штампов. Например, расскажите о вашей манере работы с клиентами. Отсутствие штампов и банальностей производит благоприятное впечатление. В то же время, отвечая на вопрос, вы можете вставить нужную информацию. Например, если вас спросят, каковы были ваши обязанности в отделе рекламы, вы можете не только коротко рассказать о них, но и добавить, что за 6 месяцев вашей работы газетная реклама стала эффективней на 25%. Это будет ответом по существу, и никто не сочтет подобное дополнение неуместным.
Во время интервью постоянно соотносите ваш профессиональный опыт или образование с реальными обязанностями той позиции, на которую вы претендуете. Рассказывая о вашем прошлом отрицательном опыте, аргументировано объясняйте причины, по которым вы уволились или были уволены, не обнаруживая своих обид. Если вы хотите проявить себя зрелым человеком, изложите позицию другой стороны.
Что касается зарплаты, вы можете назвать зарплату, которая вас удовлетворит, но не раньше, чем вас об этом спросят.
Говорите правду. Во-первых, скорее всего, ваши волнение и колебания будут заметны и заронят сомнения. Каждая неточность будет неизбежно углублять возникшие сомнения и вызывать дальнейшие вопросы, в которых вы будете увязать все глубже и глубже. Во-вторых, вы рискуете оказаться в очень неприятной ситуации, если на втором собеседовании забудете, что говорили на первом. В-третьих, если вам и удастся убедить кого-то сейчас, то потом, когда вас примут на работу, вам придется продемонстрировать то, о чем вы говорили. Даже если вас не уличат, вы постоянно будете опасаться разоблачения.
Если вам предложат заполнить какие-нибудь формы, лучше взять их с собой и вернуть в кратчайший срок. Работая с ними дома, потренируйтесь на черновике. Помните, что все имеет значение: и грамотность, и помарки, и почерк, и четкость формулировок.
Правила поведения:
Какие вопросы наиболее часто задают на интервью
Некоторые дополнительные вопросы, которые вам могут задать на интервью:
Ситуационные задачи
На интервью в некоторых компаниях вам могут предложить решить ситуационные задачи, направленные на то, чтобы проверить ход ваших мыслей и вашу способность находить правильные решения. Будьте к этому готовы. Например:
При завершении встречи еще раз коротко изложите доводы в пользу своей кандидатуры и поблагодарите проводившего интервью за оказанное вам внимание.
Возможные косвенные причины отказа в приеме на работу:
10 вещей, которые надо знать, чтобы сделать крутое интервью
В рамках «Международной школы журналистики» главный редактор Sports.ru Юрий Дудь объясняет, как делать русских спортсменов интересными.
Чтобы сделать хорошее интервью, нужно:
1. Найти человека, которому есть что рассказать.
Моя позиция: разговорить можно кого угодно – даже если у человека репутация безнадежного молчуна. Но пара противопоказаний все же имеется.
Во-первых, не стоит делать интервью с человеком, который появляется в медиапространстве по любому поводу и высказывается абсолютно про все: переход Мбокани в киевское Динамо, неудачную шутку Ивана Урганта и рождение третьего наследника королевы Елизаветы. Таких людей я причисляю к категории «выжженная земля»: перцы, которые рассказали все свои истории и вряд ли найдут что-то новое для вас.
Во-вторых, не стоит тратить свое время на тех, кто панически осторожен в своих высказываниях. Скажем, Алексей Смертин – прекрасный когда-то игрок и очень образованный парень – сейчас настолько запуган окружающей действительностью, что даже на вопрос: «Вам чай или кофе?» – ответит уклончиво. Это категория – «медийные трУсы». Сделать их смелее можно, но всегда велик риск неудачи – подумайте, стоит ли тратить на это время.
2. Подготовиться
Если кто-то, выдающий себя за мастера жанра, расскажет вам, что приходит на интервью без подготовки, без списка вопросов, просто с диктофоном и хорошим настроением, не верьте. Скорее всего, это рисующийся дурачок, но никак не мастер жанра.
Каким бы известным ни был ваш собеседник, подготовка к интервью – штука, которая позволит вам:
а) узнать о человеке много того, что вы не знали/не помнили; если интервьюируемый чувствует напротив себя человека в теме, он воспримет это как знак уважения и расположится к вам.
б) понять, какие темы доставляют человеку удовольствие, а какие – вызывают напряжение. это дико полезно в планировании последовательности вопросов.
в) избежать повторений. Истории, которые герой уже много раз рассказывал в предыдущих интервью, вам не нужны. Вы крутой интервьюер, поэтому вы пришли за свежими, никогда прежде не рассказанными байками.
С появлением такой штуки, как тег, готовиться к интервью с известными людьми стало совсем просто.
Если же вы идете к неизвестному – сканируйте его по соцсетям, тоже крайне полезное изобретение.
3. Спланировать порядок вопросов
Когда-то на Sports.ru работал Юра Баранков. Юра был растафарианцем и здорово говорил по-испански. Когда ЦСКА назначил себе тренером Хуанде Рамоса, Юра отправился к нему на интервью, которое начал вопросом: «Вы провалились в двух своих последних командах – Тоттенхэме и Реале. Почему?» Рамос несколько прифигел, закрылся, на все оставшиеся вопросы только бубнил: никакой испанский Юру не выручил. «Ты хороший парень, – сказал Рамос в конце разговора. – Но наше следующее интервью попробуй начать с чего-нибудь более веселого».
Про обсеры, фак-апы и прочие неудачи надо спрашивать обязательно. Но точно не в начале. Идеальное время для неудобных вопросов – вторая половина интервью или любой момент, когда вы максимально, почти до дружбы расположили к себе собеседника.
4. Не ссать
Одна из самых больших ошибок отечественных интервьюеров – излишний пиетет к собеседнику. Друзья, если вы будете трусить и не зададите вопросы, которые могут доставить вашему герою неудобства, вы провалите свою работу. Помните: ваша цель – сделать хорошо не герою вашего интервью, а людям, которое это интервью прочтут.
Под журналистской отвагой, разумеется, не подразумевается невоспитанность. Все возможные элементы такта и уважения к человеку обязательны, однако они не отменяют того, что герой интервью будет высечен розгой.
5. Следить, чтобы в интервью вас было мало
Просто запомните: те журналисты, которые без всякой необходимости пичкают в интервью вопросы в три-четыре-пять-десять строк, либо чересчур себя любят, либо просто старперы. Интервью – это история про героя, а не про журналиста. Журналист в интервью всего лишь человек из сферы обслуживания, он должен быть как крутой официант: полезным, но незаметным.
Чем короче ваш вопрос, тем лучше.
6. Сокращать
Интервью ценят не за вопросы, а за ответы. Если вопрос был хорош, но ответ на него – мычания или пара строк воды, не ставьте этот вопрос-ответ в окончательную редакцию интервью. Это сэкономит время читателя и избавит ваше интервью от слабых мест.
Идеальное интервью – то, где нет НИ ОДНОГО ответа, к-й можно было бы безболезненно вырезать из-за его неинтересности, водянистости, пустоты.
Исключение – жанр жесткого интервью «мочить подлецов». То есть то интервью, где конкретными вопросами и мычанием в ответ достигается эффект разоблачения героя.
7. Вытягивать то, что запомнят
Чтобы оценить собственное интервью, просто задайте себе вопрос: когда человек закончит его читать, у него что-то останется в памяти или он забудет о нем уже через минуту, открыв новое окно браузера? Если что-то останется в памяти – интервью хорошее. Если останется много чего – интервью крутое.
Запоминаются лучше всего истории. То есть смешные/страшные/удивительные/дикие подробности из жизни и ремесла – ровно такие, какие мы рассказываем друг другу за пивом/шашлыками/обеденным перерывом.
Если вы общаетесь с неизвестным человеком, 90 процентов его историй должно быть про известных людей. Про команду, каждый матч которой он посещает. Про тренера Кварцяного, на лестничной площадке с которым он живет. Про футболиста Милевского, в одном ночном клубе с которым он зависает. Мир – большая деревня, все мы так или иначе пересекаемся с селебрити, даже если сами селебрити не являемся. Давите человеку на память и вытягивайте истории про знаменитых/интересных, о которых он знает больше вас.
8. Не сглаживать углы
Мы живем в век толерантности. Мы живем в век многочисленных пресс-служб, которые вычищают из интервью уйму интересного. Поэтому если герой готов говорить о чем-то конфликтном, не жалейте вопросов, не оставляйте все в намеках и полуоткровениях – докручивайте до конца. Тогда интервью запомнится. Тогда интервью будет крутым.
9. Оставлять интонации
Самое лучшее интервью – то, которое ты читаешь, но как будто слушаешь. То есть речь собеседника передана так, как будто он с тобой разговаривает. Всякие специфические детали: смешные суффиксы и окончания, жаргонизмы, инверсия, паузы – все это важно и поможет вам установить максимально прямой контакт между героем и читателем.
Разумеется, надо знать меру: давать тупую расшифровку речи человека, который говорит совсем уж грязно, не стоит. Но искать компромисс между чистым языком и языком реальным надо обязательно.
10. Причесывайте, заверяйте
Заверка интервью (в переводе на народный язык: дать герою интервью почитать его перед публикацией и внести правки, о которых он попросит) – штука, которой с каждым годом все тяжелее избежать.
Правило по заверке простое: если герой попросил вас почитать интервью перед публикацией, вы не можете отказать; если речи об этом не было – публикуйте смело, без повторного контакта с героем.
Тенденцию к тому, что пресс-службы становятся все более профессиональными, а герои – аккуратными, я раньше воспринимал с грустью. Но на самом деле предварительная заверка часто бывает полезной. Увлекаясь рассказами, герои часто путают имена, даты, факты и прочие детали, которое читатель проверит парой кликов в Гугле и напряжется: «Мне чо, бл#, мозги тут пудрят?» Когда герой смотрит на те же самые истории в напечатанном виде, вспомнить имена, факты и прочие детали чуть точнее ему значительно легче, чем во время разговора. В довольном громком интервью Романа Орещука полно фактически ошибок: сделал покер, хотя на самом деле хет-трик, сыграли 0:0, хотя на самом деле проиграли и т.п. Уверяю: в этой долгой, ухабистой беседе ляпов было бы в два раза больше, если бы Роман не вычитал интервью накануне и не поправил те вещи, которые смог чуть лучше вспомнить.
Впрочем, такие заверки работают только с адекватными людьми. Учитывая, что общаться приходится не только с ними, бывают проблемы. Герой, который на диктофон рассказывает интересные вещи, а перед публикацией просит их убрать, – довольно обычная история для России ее нынешней эпохи, эпохи воров и ссыкунов. Поэтому чем дальше, тем больше интервью становится искусством не только беседы, но и дипломатии. Когда герой на заверке начинает безбожно резать самые интересные вещи, я чаще всего жонглирую двумя приемами:
1. Напираю на то, что без этого интервью получится обычным и герой будет такой же, как все. Вы удивитесь, но, к счастью, еще довольно много людей не хотят быть такими, как все.
2. Если шансов спасти историю нет никаких, требую, чтобы в обмен герой рассказал что-нибудь еще – другое, но интересное.
Этим летом, однако, у меня случилась встреча, когда не помогли никакие приемы. Так вышло, что я давно мечтал пообщаться с Анатолием Бышовцем – разумеется, не об итогах российского тура и не текущей форме сборной России, а о нем самом. Дивным июльским днем мы встретились на Фрунзенской набережной и почти полтора часа болтали. Бышовец рассказал много крутого: про то, как потерял деньги на финансовой катастрофе Кипра, как чуть не подрался с Семиным в «Локомотиве», как переживал обвинения в том, что берет взятки с игроков. Причем рассказывал в своей роскошной, выносящей мозг всем невеждам манере. Я уже поймал цитату для заголовка (Анатолий Бышовец: «Лучше грешным быть, чем грешным слыть») и предвкушал, как мы разобьем интервью великого человека на пару десятков цитат, раскидаем их по соцсетям и осветим путь скитающемуся по сети простому народу.
Заверка разрушила мое небо. Чтобы обсудить интервью, Бышовец назначил еще одну встречу и много, много говорил. О том, что воспоминания о «Локомотиве» ранят его близких, что внуков дразнят из-за этого в школе, что никаких взяток, конечно же, не было и вообще зачем же об спустя шесть лет вспоминать? Я объяснял – зачем; пару раз, как мне показалось, подобрался к тому, чтобы его убедить. Все-таки показалось – встреча пошла на второй час, но он не сдавался: предлагал пообщаться заново, но о чем-нибудь другом. Понимая, что проиграл, и не без труда сдерживая гнев, я предложил следующее: «Тогда решаем так: это интервью не выходит вовсе. Но и мы делаем вид, что незнакомы. Я вас не знаю».
Бышовец был счастлив и, когда мы расставались, крепко жал руку: «Юра, запомни: сегодня ты сделал доброе дело».
Этим я и успокоился. Потому что если даже такие парни, как мы с вами, перестанем делать добрые дела, рано или поздно зло победит. А для того, чтобы оно никогда не победило, мы с вами на этом сайте, в общем, и собрались.
Жгите и помните: неинтересных собеседников – мало, журналистов-балбесов – полно.
Правила хорошего интервью
Занимаюсь усовершенствованием процесса найма Java специалистов. Для улучшения процесса интервью составил свод правил и рекомендаций по проведению интервью. Хочу поделиться своими разработками с комьюнити. Возможно, кому-то пригодится =) И так, погнали!
Каких целей я пытался добиться:
Сделать интервью менее стрессовым мероприятием как для кандидата, так и для интервьювера.
Помочь кандидатам понять свои слабые и сильные стороны и как развиваться дальше в ИТ.
Показать, что компания ценит людей и время, которое кандидаты потратили на интервью
Зачем нужна программа сертификации интервьюера?
Программа появилась не случайно. Ведь нужно было решить следующие задачи:
Стандартизировать процесс интервью. Так мы уменьшим время, потраченное на одного кандидата и сможем гарантировать определенный минимальный уровень качества.
Упростить взаимодействие рекрутмент отдела с экспертами по интервью.
Техническая подготовка
1: Навести порядок у себя в календаре и внести в него все свои активности
Мой подход такой: я вношу все свои дела. Будь то обед, визит к врачу, занятия спортом и т.д. Когда рекрутер спрашивает у меня про удобные слоты для интервью, я говорю, что она может использовать мой календарь.
Зачем это нужно? Представьте, что рекрутер специалисту нужно согласовать время проведения интервью с кандидатом и интервьюером. Задача сама по себе не сложная, но вы только представьте ее. Нужно узнать тайм слоты у кандидата, потом у интервьюера, и когда рекрутер нашел пересечение, нужно уточнить у одного и второго конкретную дату, потом кандидат или интервьюер вспоминает, что не может в этот момент времени, потому что у него по планам стрижка, и все начинается сначала. Мало того, что на это тратится куча времени. Так еще и отвлекаются от работы все 3 человека.
2: Камера
Начинаем интервью с включенной камерой.
Уберите лишний шум. Для шумоподавления можно использовать любое программное обеспечение. Многие программы имеют встроенную функциональность по шумоподавлению. После знакомства, можете спросить у кандидата, как ему будет удобнее общаться, с камерой или без. Если без, то можно ее выключить.
Если вам проще проводить интервью без камеры, можете спросить у кандидата, не будет его смущать, если вы выключите камеру. Почему камера не обязательна и даже может быть вредна на интервью, можно почитать вот тут и тут.
3: Проверить интернет соединение: оно должно быть хорошим и стабильным
4: Ознакомиться с матрицей компетенции
5: Ознакомиться со стандартными вопросами на интервью
Опять-таки, это для того, чтобы понимать, как глубоко стоит углубляться в знания кандидата по той или иной теме. И еще: в фидбек форме не будет конкретных вопросов. Интервьюер может сам выбирать, какие вопросы задавать.
Подготовка к конкретному интервью
Прочитать требование по вакансии. Это очень важно, так как требования у разных клиентов разные. Нужно проверить требования проекта, знание каких специфических фреймворков и подходов ему нужны, какой должен быть опыт у кандидата и другие важные аспекты. Возьмем простой пример вакансии, где нет упоминания популярных в мире java фреймворков, таких как Spring и Hibernate. Если их нет в описании, то и спрашивать их на интервью не стоит. Наоборот правило тоже работает: если есть в требованиях знание Kafka и TDD практик, то интервью должно строиться вокруг этих требований.
Интервью
Включите камеру и попросите соискателя сделать тоже самое.
Обратитесь по имени к кандидату и поблагодарите за то, что выделил время.
Представьтесь. Расскажите немного о себе. Например, меня зовут Даниленко Максим, я занимаю должность тимлида на проекте XYZ.
Расскажите о плане интервью и сколько оно займет времени. Например: интервью будет занимать 1 час, мы поговорим про алгоритмы, core java, spring и hibernate.
Если рекрутер или менеджер не рассказали о проекте, расскажите. Расскажите про те нюансы, которые будут интересны данного уровня кандидату. Не стоит джуну рассказывать про архитектуру. Расскажите, кого ищете и что ждете от кандидата на данной должности. Нужно помнить, что главным мотиватором для кандидата является сама работа, которой ему предстоит заниматься.
Попросите кандидата рассказать о своем опыте или задаче, которой он гордится. Исходя из его опыта или знаний можно уже составлять картину, насколько этот кандидат подходит под вакансию. Диалог на тему, которая человеку хорошо знакома, поможет ему расслабиться и настроиться на нужную волну. В это время, по желанию, вы можете делать записи о том, что хорошо бы у него еще спросить или уточнить.
Не обязательно: можно пройтись по CV и позадавать вопросы по CV. Поговорить про то, кем видит себя человек на проекте. Какая у него была роль на предыдущих проектах.
Заметка: этот пункт больше для менеджеров, чтобы оценить софт скилы кандидата.
Во время технического интервью записывайте ответы в фидбэк форму. Это поможет потом и в подготовке фидбэка кандидату, и в проведении внутренних ассесментов в будущем, так как интервью кандидатов считается 0 ассесментом. Если человек будет собеседоваться на несколько проектов, это поможет остальным интервьюерам.
Прощаемся. Еще раз благодарим за уделенное время и продуктивную дискуссию. Если кандидат показал себя хорошо в определенных темах, так ему об этом и скажите и похвалите. В мире IТ много хейта, нужно исправлять ситуацию. Результат интервью желательно кандидату сразу не объявлять. Возьмите немного времени, чтобы лучше взвесить все за и против.
После интервью
Заполняем фидбэк форму и пишем краткое резюме по этому человеку — плюсы и минусы. Может быть, какие-то свои замечания. Вносим свой вклад в то, чтобы вся информация по всем кандидатам была хорошо систематизирована.
Если кандидат не прошел (ну, обычно это происходит из-за незнания каких-то тем), напишите, где ему можно про это прочитать, чтобы в следующий раз он успешно прошел интервью. Например, кандидат не ответил на вопрос по executionServices. Так и напишите, что ответ можно найти в книге Concurrency in practice глава такая-то. Можете еще каких-то дополнительных статей кинуть. И не забудьте похвалить там, где человек хорошо отвечал. Нет большой трагедии в том, что человек не показал сегодня все свои знания или чего-то не знал. Нам нужно помочь ему закрыть пробелы в знаниях и я уверен, что в следующий раз кандидат обязательно пройдет. Главное дать материалы, по которым он сможет подготовиться.
Выводы
Надеюсь, эти правила станут отправной точкой к улучшению вашего процесса интервью. Для тех, кто только начал проводить собеседования, они будут хорошей базой. Знаю, что их тут не особо и много, а также что почти все они интуитивно понятны. Но если бы мы все так себя вели, в интернетах не было бы статей, описывающих ужасные интервью.
У Amazon, например, есть целые гайды в виде книг и буклетов по этой теме, и в них намного больше правил и требований. Хоть эта статья — и не исчерпывающая инструкция, но уже первый шаг в правильном направлении.
Мне бы хотелось узнать о правилах или хороших практиках, которые есть в других компаниях. Было бы прикольно увидеть их в комментах. Пишите)
Полезные ссылки
Как проводить и проходить собеседование в IT: краткий курс молодого бойца, link
Алгоритм проведения IT собеседования, link
Подборка: 60 универсальных вопросов для интервью
Интервью — один из самых благодарных видов контента.
Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.
На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.
Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.
И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью, которые можно адаптировать под отдельного персонажа.
Эту подборку мы готовили для себя. Но решили поделиться ею и с вами. Потому что шаблоны всегда помогают в работе.
Вопросы для интервью: 60 шаблонов
Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.
Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.