что нужно для ico
Погружение в технологию блокчейн: Что такое ICO и как его провести
Продолжаем серию материалов посвященных разработке с помощью технологий блокчейна. В этой статье разработчик из Waves рассказывает о том, как провести набирающий популярность ICO, а также об опыте поднятия ноды в облаке Azure.
Цикл статей «Погружение в технологию блокчейн»
Что такое ICO?
В последнее время стал популярным уход от привычной модели IPO в пользу проведения ICO — initial coin offering — организационно куда более простого процесса. Техническая основа ICO — токены. Выпуск токенов происходит путём добавления в блокчейн транзакции с их описанием, количеством и уникальным ID. После выпуска любое количество токенов может быть отправлено на любой кошелёк в блокчейне.
ICO — это продажа компанией своих токенов в обмен на более-менее стабильные криптовалюты. Поскольку внешнего регулятора в лице государства тут нет, приходится полагаться на репутацию. Здесь в игру вступают эскроу — авторитетные люди или компании, кошельки которых используются для хранения средств до завершения ICO. В случае, если ICO завершилось, собрав денег меньше минимального порога, эскроу возвращают всё обратно инвесторам.
Иногда используют кошельки с несколькими подписями (multisig wallets). К примеру, для сети Bitcoin такие кошельки описаны здесь.
О том, как провести ICO на Waves, я расскажу дальше.
Waves Platform
Криптовалютная платформа Waves была запущена в апреле 2016 года, ICO-инвестиции составили 30 тысяч биткоинов, а на сегодняшний день капитализация платформы — более 100 миллионов долларов. В блокчейне Waves используется алгоритм Proof-of-stake, с минимальным майнящим балансом в 10 000 Waves.
Один из основных способов использования Waves — это именно проведение ICO. Сеть платформы состоит из так называемых нод (node — узел), которые сообщаются между собой и предоставляют API для использования клиентскими кошельками.
Основной программный интерфейс платформы — Node API, поддерживающий работу с различными транзакциями: переводом средств, выпуском токенов и лизингом Waves. Также нода предоставляет API децентрализованной биржи (DEX). Большинство методов API доступны из web-клиента, но их, конечно, можно использовать и напрямую. К примеру, получим список последних 20 неподтверждённых (ожидающих добавления в блокчейн) транзакций:
Полную документацию Node API можно найти там же, где и подробное описание установки ноды: в GitHub-репозитории.
Одно из преимуществ обладания Waves-нодой — это возможность майнинга. Нода, на балансе которой есть от 10000 Waves, участвует в генерации блоков, и за каждый сгенерированный блок она получает комиссию со всех транзакций, находящихся в блоке, а также бонус в виде некоторого количества MRT (Miners Reward Token), которым, в свою очередь, можно торговать на бирже.
Чтобы организовать майнящую ноду в сети Waves, нужно развернуть её на своём сервере. Никаких особых требований к железу у ноды нет, но 4 Гб оперативной памяти и 10 Гб свободного дискового пространства всё же стоит иметь. Также весьма удобный способ поднять ноду — это воспользоваться готовой виртуальной машиной в MS Azure.
Waves Node в Azure
Находим Waves Platform в Azure Marketplace и нажимаем кнопку «Создать». Затем — несколько простых шагов по настройке вашей виртуальной машины с Waves на борту.
Первым делом, выберите название и создайте учётную запись. Также определитесь с типом диска, способом аутентификации и географическим расположением машины:
Теперь найдите подходящую вам конфигурацию железа:
И, наконец, сконфигурируйте сеть и уточните дополнительные параметры:
Осталось проверить настройки и оплатить подписку. Поздравляю, теперь вы — участник сети Waves!
DEX: простейший способ провести ICO
Как уже упоминалось выше, DEX расшифровывается как «decentralized exchange» и позволяет торговать токенами, которые есть в блокчейне. Работа DEX обеспечивается матчером, который хранит ордера пользователей и отправляет в блокчейн транзакции обмена токенами для исполняющихся ордеров. Основное преимущество такой биржи — в том, что все деньги хранятся в кошельке пользователя, а матчер лишь сопоставляет ордера. Прежде чем попасть в блокчейн Waves, exchange-транзакции всегда проверяются нодами на соответствие цен в ордерах, чтобы матчер не мог внедрить «неправильные» транзакции.
В DEX не нужно ждать добавления новых валют, и это делает его удобной площадкой для быстрого проведения ICO: вы можете выпустить свой токен и, как только issue-транзакция окажется в блокчейне, выставить его на продажу.
Вкратце, процесс выглядит следующим образом:
Однако, у такой схемы есть и минусы. Во-первых, на данный момент в Waves отсутствуют multisig-кошельки, а значит, инвесторы должны полностью доверять создателю ICO или его эскроу. Во-вторых, чтобы оперировать криптовалютами, не родными для платформы, нужно сначала воспользоваться шлюзом для перевода средств из стороннего блокчейна в блокчейн Waves. Для «внешних» криптовалют внутри платформы созданы специальные токены, которые обмениваются один к одному с этой же валютой в её настоящем блокчейне.
Waves позволяет вести безопасную биржевую торговлю и проводить ICO и краудфандинговые кампании, одновременно являясь чем-то вроде sidechain-технологии для других фиатных и криптовалют. Подробнее про sidechain можно почитать в этой статье.
Получаем данные о сделках на DEX из сервиса datafeed
Коммьюнити Waves активно ведёт собственные разработки, улучшающие и дополняющие платформу. Здесь я расскажу про datafeed — программу, интегрирующуюся с нодой и агрегирующую информацию о сделках, заключаемым через DEX.
Допустим, нам нужна история сделок по какой-нибудь паре, то есть, те ордера, exchange-транзакции от которых уже попали в блокчейн. Для этого используем метод /api/trades/
Эти и другие данные из datafeed могут быть использованы для отслеживания хода ICO: например, для получения статистики по криптовалютам и размерам сделок при покупке ICO-токенов.
Проект datafeed находится в бета-версии, поэтому официальной документации пока что нет. Текущий черновик с описанием основых методов — под спойлером.
Waves Data Feed API (v1.3.2)
REST API server http://marketdata.wavesplatform.com/api/
REST API methods:
GET /symbols — get the list of symbols
GET /markets — get the list of all asset pairs traded, with ticker and matchers info
GET /tickers — get the tickers for all asset pairs traded
GET /ticker/
GET /trades/
GET /trades/
GET /candles/
GET /matchers — get the list of all available matchers
Examples:
Both amountAsset and priceAsset can be Asset IDs or Asset Symbols. They can also be mixed. Symbols are case insensitive.
Будущее платформы Waves
Вполне можно предположить, что через 10-15 лет криптовалюты и блокчейн-технологии будут настолько же привычными, насколько сегодня нам привычны пластиковые карты. Уже сейчас многие люди, особенно в развитых странах, начинают противиться контролю со стороны государства и банков. Это движение к децентрализации порождает множество проектов, подавляющему большинству которых необходимо финансирование, которое логичнее всего искать среди целевой аудитории — в криптовалютной индустрии.
Именно здесь, в области финансирования и проведения ICO, платформа Waves может занять ключевую позицию и стать одним из лидирующих игроков криптомира, позволяя новым проектам быстро и эффективно находить инвестиции.
Помимо ICO и токенизации, команда Waves ведёт исследования в области анонимного голосования на блокчейне, а также планирует разработку и внедрение защищённого месенджера на базе платформы.
Об авторе
Филипп Филиппак — frontend-разработчик Waves Platform. Пришёл в профессиональную разработку в 2012 году, занимался различными проектами, в том числе Пробок.нет, LabicomConnect и timestore. Участвовал в gamedev-конкурсе js13kGames. В данный момент занимается разработкой ICO-платформы Lapti. Увлекается software-архитектурой и изучением алгоритмов.
9 шагов для самостоятельного запуска ICO
Сейчас многие пишут о проведении ICO и все как один утверждают, что для этого нужны какие-то фантастические ресурсы, огромная команда и немыслимые рекламные бюджеты. И это отчасти так, если вы решили все отдать на аутсорс, а сами просто сидеть и ждать результатов.
Я понял, что это наш шанс привлечь достаточную сумму для развития SmartProgress. Но я совершенно ничего не знал, что для этого нужно делать, поэтому я создал новую цель «Провести ICO для SmartProgress» и я стал собирать информацию по крупицам. Именно в блоге этой цели вы увидите всю цепочку событий.
Какие же шаги необходимы для проведения ICO?
Этап 1: Юридическая сторона вопроса
Все статьи уверяют нас, что перво-наперво необходимо позаботиться о юридической стороне вопроса: открыть компанию, причем желательно в Сингапуре, открыть банковский счет, заказать у юристов пакет документов: White Paper, Terms of Condition, Privacy Policy.
На мой взгляд — это бессмысленная трата средств. Если вы хотите собирать исключительно криптовалюту, то смело отложите открытие компании и банковского счета на момент успешного завершения вашего ICO. Это сэкономит вам несколько тысяч долларов и пару седых волос. Возможно, вы вообще не соберете ни сатоши (0.00000001 BTC). И даже если соберете, юридическое обоснование потребуется только для вывода вашей криптовалюты в фиат (обычные деньги).
Что касается документов: Terms of Condition, Privacy Policy, то они в основном все стандартные, и даже юристы их делают по шаблону. Поэтому возьмите любой понравившийся в интернете и замените название проекта. Про White Paper напишу далее.
Этап 2: Регистрация на BitcoinTalk и прокачка аккаунта
Этот этап нужно выполнить как можно раньше. Вся движуха по ICO происходит именно на этом форуме и чем больший ранг будет у вашего аккаунта, тем выше доверие будет у инвесторов.
Будет большой ошибкой публикация вашего анонса об ICO с аккаунта новичка. На форуме существуют ограничения для прокачки ранга, поэтому подъем до Jr. Member у вас займет 1,5 месяца, до Member — 2,5 месяца. Поэтому регистрируем аккаунт и начинаем писать комментарии на нем, повышая свой ранг как можно раньше. И еще. Вы должны знать, что по правилам форума новички не имеют возможности публиковать картинки, это значит вы не сможете сделать презентабельные посты об ICO как у нас или Полибиуса.
Вот тут есть вся информация о рангах и периодах смены рангов, вы должны успеть к дате смены периодов набрать определенное количество постов, чтобы перейти в следующий период.
Делаем этот этап параллельно с остальной подготовительной работой и уделяем минут 30 в день на комментирование чужих постов.
Этап 3: Выбираем платформу выпуска токенов
Тут существует 3 варианта:
1. Создание собственного блокчейна.
Самый сложный и дорогой. Нужен только если вы создаете блокчейн-проект. Если цель вашего ICO — просто привлечение средств, то этот вариант не для вас.
2. Токены в Ethereum.
Вариант значительно проще, т.к. работает на имеющемся блокчейне Ethereum, но от вас потребуется написание смарт-контракта. Можно конечно заморочится, но зачем такие сложности, если есть вариант еще проще?
3. Токены Waves.
Waves — блокчейн-платформа для выпуска криптографических токенов и проведения краудфандинговых кампаний. Её основное предназначение как раз выпуск своих токенов и она решает эту задачу в пару кликов. Самый простой и быстрый вариант. Мы выбрали именно его. На то, чтобы его попробовать, протестировать и понять на практике как все это работает, у вас уйдет пару часов.
Этап 4: Пишем White Paper
White Paper — это основной документ вашего проекта, он должен содержать: описание идеи, история развития (если она есть), конкурентные преимущества, команда проекта, дорожная карта развития, сколько вам нужно денег, на что они будут потрачены, сроки и детали вашего ICO. Это скорее творческая работа, нежели юридическая, его должны писать вы сами и он должен быть идеальным.
В качестве примера, можете посмотреть White Paper SmartProgress (eng).
White Paper должен быть написан на английском языке, остальные языки по желанию. На качественную проработку White Paper может уйти от двух до четырех недель.
Этап 5: Выбираем способ продажи токенов
Тут существует несколько вариантов в зависимости от того, на какой платформе вы решили выпускать свои токены.
1. Смарт-контракт Ethereum.
Вы пишите смарт-контракт, который служит своего рода мерчантом. На счет контракта покупатели отправляют эфир, а контракт в обмен отправляет автоматически ваши токены. С одной стороны удобно, т.к. покупатель сразу получает токены на свой счет эфир-кошелька, а с другой — мы ограничиваем прием средств только эфиром. К тому же опять сложности с написанием смарт-контракта.
2. Waves DEX.
На платформе Waves вы можете создать публичные заявки на продажу ваших токенов в различных валютах: USD, EUR, BTC, ETH, WAVES. Покупатели будут покупать ваши токены прямо на бирже Waves, а вам будут зачисляться деньги на счет.
Это самый простой и дешевый вариант. По сути, не написав ни строчки кода, вы создали способ продажи своих токенов и вам даже не нужен будет сайт. Достаточно White Paper, в котором будет написано название вашего токена, его адрес и время старта продаж. В назначенное время, вы создаете оферы и ждете покупок.
3. Создание своего сайта для продажи токенов.
Этот вариант хоть и трудозатратнее, но мы выбрали именно его.
Во-первых, в нашем White Paper мы заявляем, что мы команда опытных веб разработчиков с многолетним стажем. Поэтому было бы странным тот факт, что мы поленились создать специальный сайт под ICO.
Во-вторых, сайт дает нам дополнительные возможности, такие как сбор email-адресов, партнерская программа, начисление различных бонусов и т. д.
На разработку сайта у нас ушел 1 месяц работы.
Этап 6: Пишем Bounty-кампанию
Bounty программа — это поощрение людей, которые помогают в продвижение вашего ICO. Оплата происходит вашими будущими токенами, т. е. это бесплатный маркетинг, тем более самый эффективный, на нем и нужно делать упор.
За различные действия участника должны начисляться «доли» от общего бюджета. Например, если пользователь с рангом Member устанавливает на форуме вашу рекламную подпись (надпись, которая автоматически добавляется под каждым постом пользователя), то ему начисляется 3 доли, а если это же действие делает пользователь с рангом Hero, то ему начисляется 6 долей. После завершения ICO, бюджет делится на общее количество долей и выплачивается участникам Bounty в виде ваших токенов в зависимости от того, сколько долей они заработали.
За какие действия можно начислять участникам вознаграждения?
Проанализировав большое количество участников различных Bounty-кампаний, я пришел к выводу, что самые эффективные каналы — это перевод и подписи.
Участники кампаний в социальных сетях по больше части создают фейковые аккаунты с накрученным подписчиками. Поэтому эффективность данного канала практически нулевая. А те, кто обладает реальным раскрученным социальным аккаунтом с целевой аудиторией, не готовы участвовать наравне с такими фейками и получать одинаковую с ними оплату. Для них же будет более предпочтителен вариант партнерской программы с получением процента от привлеченных средств.
В качестве примера, можете посмотреть нашу Bounty-кампанию.
Этап 7: Назначаем дату старта продаж токенов и длительность
К этому моменту у вас уже есть прокачанный аккаунт на форуме BitcoinTalk, написанный White Paper и создан инструмент продажи токенов. Пора назначать дату продаж. Как правило это + 1 месяц от даты вашей полной подготовки. Этот месяц вам дается на маркетинговую кампанию. Меньше времени может не хватить, больше — остудит интерес инвесторов.
Классическая длительность ICO составляет 30 дней. Успешные ICO могут собрать максимальную сумму за считанные часы, но, а если вы не собираете минимальную сумму за 30 дней, то вы её и за больший срок не соберете.
Этап 8: Публикуем анонс на форуме
Вам нужно будет опубликовать анонс вашего ICO на форуме в разделе «Форки» в основном разделе на английском языке и в локальном на русском.
Ваш топик должен начинаться с приставки «[ANN]», означающий анонс ICO. Когда ICO начнется, вы должны будете заменить приставку на «[ICO]».
Существует 2 варианта оформления вашего топика: текстом и картинками. Как показывает практика, пост оформленный картинками выглядит презентабельнее и инвесторы к нему относятся с большей лояльностью.
В вашем топике нужно вынести всю основную информацию из White Paper, но не перенасытить лишними деталями.
Будьте готовы к тому, что в английской версии форума к вам доверие будет ниже чем нулевое. По разным причинам к командам из России и Украины в англоязычном сегменте отношение предвзятое и считается, что все мы мошенники, хотим собрать деньги и свалить. Поэтому вы должны отработать возражения на этот счет и иметь хорошее обоснование почему именно вам можно доверять.
Этап 9: Реклама
Все продвижение за пределами форума BitcoinTalk имеет очень низкую эффективность. Т.к. инвестирование в ICO по-прежнему остается занятием не массовым и занимаются им только посвященные в эту отрасль люди. А на форуме продвижение работает посредством Bounty где от вас не требуются финансовые вложения.
Как же увеличить охват аудитории на форуме?
1. Переводы на другие языки.
В рамках Bounty нужно сделать как можно больше переводов вашей [ANN] топика на другие языки.
2. Подписная кампания.
В рамках подписной кампании, участники устанавливают вашу рекламную подпись и начинают писать посты на форуме, другие участники видят эту подпись и если она их заинтересовала, они кликают на неё и попадают на ваш сайт или [ANN] топик.
Чем больше будет участников вашей кампании, тем больший охват аудитории они сделают.
3. Подъем вашего топика в списке.
Активность на форуме бешеная и ваш топик будет очень быстро опускаться вниз, поэтому вы должны постоянно думать как его поднять снова наверх.
— Опубликовали Bunty-кампанию? Напишите об этом в комментарии к [ANN] топику.
— Запустили страницы в социальных сетях? Напишите об этом.
— Сделали перевод на китайский? Еще коммент.
Но не переусердствуйте. Ваши комментарии не должны выглядеть как спам, в противном случае вашу тему удалят, а вас забанят и тогда месяцы подготовки пойдут коту под хвост.
4. Общайтесь с вашими подписчиками.
Если у вас есть сайт, на котором вы собираете email адреса, то обязательно ведите еженедельную рассылку с последними новостями о вашей кампании. Рассказывайте им о ваших успехах. На какие языки вы сделали перевод, сколько подписчиков вы собрали, где сделали публикаций анонсов о предстоящем ICO. Постоянно подогревайте интерес потенциальных инвесторов.
Немного по нашему ICO:
Старт продаж токенов запланирован на 22 Октября в 14:00 UTC. В первые 24 часа, токены будут продаваться с 20% бонусом. ICO продлится 30 дней до 22 Ноября.
Оставьте email на нашем сайте, чтобы получать новости и не пропустить старт продаж.
Если у вас остались вопросы по ICO SmartProgress, можете написать нам в группу телеграмм.
Как Запустить и Провести ICO Проект, Создать Свою Криптовалюту или Токен
Содержание
Вероятно, вы заметили насколько сильно изменился цифровой что в последние несколько лет. На первое место выдвинулась совершенно новая былым деятелям индустрия и направление криптовалют. Развитие и создание биткоина предполагает уход от банковского централизованного сообщества контролируемого бюрократами к свободному в котором простота, легкость, доступность и анонимность вместе с низкой комиссией является ключевыми пунктами идеологии. Именно криптовалюты, блокчейн и запуск ICO сделали это все возможным.
Кому подходит ICO?
Щепетильный вопрос, который мы обсуждали в наших других статьях. Многие эксперты не дают однозначного ответа, поэтому команда Merehead предлагает свой ответ. ICO подходит компаниям, предпринимателям, энтузиастам и идеологам которые верят что их проект способен повлиять если и не на весь мир, то хотя бы на отдельную страну. ICO это всего лишь средство привлечения инвестиций и запуска вашего проекта. Он подходит и цифровым проектам, и офлайн проектам в равной степени.
Как работает ICO?
Процесс ICO часто сравнивается с IPO, но это не совсем верно. Гораздо ближе по идеологии сравнить его и с fundraising компаниями и с процессом IPO. Процесс ICO делится на несколько логических этапов. В своей основе он полагается на умные контракты блокчейна. Особого значения не имеет какой именно блокчейн вы выберете ethereum, NXT или другой. Подробнее мы поговорим позже в этой статье. Итак, умные контракты это стартовая точка, ядро всего ICO. Очевидно, что самый первый это создание собственной криптовалюта или токена, далее следует pre-ICO и после ICO, или как ещё говорят crowd sale.
С чего начать ICO
Как только вы определились с идеей, сделали небольшое исследование конкурентов вы готовы у первом активным шагам. Вы можете положиться только на себя, свою команду, другое агентство или же избавиться от головной боли и выбрать Merehead которая будут вас сопровождать на всех этапах.
White paper
Возможно единственный самый сильный и эффективный инструмент вашего ICO. White paper это техническое, операционное и поэтапное описание вашего проекта. В него входит детальное описание команды, биография каждого участника. Особое внимание следует уделить образованию и предыдущему релевантному опыту. Если вы запускаете ICO для рынка еды, или концертов едва ли вы добьётесь успеха если ваши ключевые участники работали только в кинематографе. Релевантность и экспертность ключевые пункты.
Due diligence для ICO
Исследование и анализ компании и ICO крайне важно для инвесторов. В последний год, на рынке было много мошенничества и инвестора «слегка» обеспокоены этим. В каждом подкасте, конференции и мероприятии спикеры уделяют особое внимание правильному Due Diligence ICO. Это и анализ коммуникабельности, white paper, команды, исследования на причастность команды к вашему проекту, качество, подготовке и много других пунктов.
Будьте уверены, что практически каждый второй инвестор, если не 70%, делает Due Diligence чтобы быть уверенным в вас. Вы должны быть подготовлены перед полем боя, и знать о слабых-сильных сторонах. Обратитесь к агентству или компании Merehead на глубокий Due Diligence. Выявите подводные камни как можно раньше, и исправьте их. В конце концов, уделите своему проекту должное внимание.
Команда
Первая и самая важная это основатели и управленцы, менеджера C-уровня (CEO, CTO, COO, CMO и т.д.). Вторые выступают ваши разработчики, менеджеры. Третья, наименее значимая ваши рядовые работники. Команда по поддержке инвесторов, менеджеры по общественных связям и т.д. На вопрос сколько указывать участников команды на сайте и документе однозначного ответа нет.
Важный деталь о том как собрать команду и управлять ею. В нашу компанию обращались основатели с командой под 15 и до 30 человек. На каждых этапах все из них сталкивались с определенными сложностями в управление командой. А именно, сперва это проблема найти квалифицированных кандидатов. К счастью, на рынке IT в том числе криптовалют есть квалифицированные кандидаты с других стран.
Если вы не смогли найти правильного человека в своей стране, обратитесь за помощью в близлежащие страны. Например, для ICO из России стоит присмотреться к кандидатам с Украины, Беларуси т.к. язык это наиболее легкий путь для понимания. Для Германии это Швейцария и Австрия. Для англоязычной аудитории, можете присмотреть к филиппинцам. В общем, решения есть. Но стоит помнить о менталитете и подходе к работе. Дьявол кроется в деталях. Часовые пояса, это та еще заноза.
Для одной команды, в которой люди со всех спектров очень сложно дается работа. Поэтому придется использовать корпоративные аккаунты в Trello, GDrive, Calendar, Skype, Slack и много чего другого. Включая Zoom для Gulf стран. Либо же обратиться в специализированную компанию как Merehead которая решит вашу головную боль и поможет вам.
Как выбрать советников для ICO
Гораздо чаще встречается распределение доли проекта с ними. Их однозначно стоит опубликовать на своём сайте ведь в основном это влиятельные люди в этой индустрии. Будьте уверены, они будут вас тянуть в верх. Советников для ICO можно найти на конференциях и профессиональных мероприятиях.
Криптовалюта или токен
Определившись с идеей, технической документацией и white paper настало дело для выбора и создание криптовалюты или токена. Какой стоит выбрать? На базе какого блокчейна реализовать токен? Давайте рассмотрим лишь несколько различных вариантов:
Форк популярной криптовалюты
Neo, NXT, Ripple, Waves токены
К счастью другие блокчейны тоже имееют возможности и функционал умных контрактов – основу криптовалют и токенов. Плюсы пожалуй варьируются от типа блокчейна. Например, токены Waves имеют большую пропускную способность транзакций. С другой стороны стоят возможности и функционал. Зачастую создание криптовалюты на NXT обходится дороже, дольше и менее эффективно.
Если вы не уверены, какой тип криптовалюты вам стоит выбрать – обратитесь к консалтинговому агентству, или нашим менеджерам.
Создание собственного блокчейна и криптовалюты
Наименее эффективный в виду сложности, и просто невероятных инвестиций. Зачем изобретать что-то с нуля, если есть готовый и богатый функционал на том же Hyperledger Fabric? Существенное значение имеет блокчейн в медицине.
Создание поверх другого блокчейна
Hyperledger Fabric, Corda, Ethereum, NEO все они имеют блокчейны. И на каждом из них можно сделать криптовалюту.. Не имеет значение какую платформу вы выберете, ведь для децентрализованных приложений это будет топливом.
Маркетинг ICO
Каналов продвижения, и PR существует десятки. Однако в рамках ICO, нас интересуют самые эффективные. Это форумы и социальные сети, контекстная реклама в Facebook, Google, Bing; конференции и конечно же сама ваша посадочная страница. Детально о маркетинге ICO и плане было написано в нашей статье.
Хочу напоминать вам, маркетинг должен проводиться на протяжении всех этапов pre-ICO, crowd sale и даже перед запуском самой криптовалюты. Дело здесь в том, что маркетинг включает в себя как внутренний, так и внешний. Вы должны работать на бренд. Генерирование посадочных страниц, и дельнейшая работа с ним. База инвесторов гораздо важнее базы пользователей.
Локализация и перевод
Помощник и слуга маркетинга. Наиболее богатые инвесторах находятся в США, Китае, Корее, Японии и России. Если ваш сайт не имеет локализации на эти страны вы допускаете серьёзное ошибку. Помните всегда о законе Парето. 80% результата приносят 20% усилии, и остальные 20% результата благодаря 80% усилиям. Это можно спроецировать на выше упомянутые страны.
Не забывайте, что локализация это не столько перевод на другой язык а адаптация под другую аудиторию. Проявляется в их манере, ориентации, менталитете, языке, написании и остальных других аспектах. Конечно, это не отменяет что вы должны делать локализацию и на другие языки. Но что делать если нет соответствующего участника команды, или просто язык плохо освоен?
Как сделать Bounty программу для ICO
На помощь приходит программа поощрений. Например, пользователь написавший локализацию на свой язык получает +10% токенов. Весьма солидный вклад за помощь в локализации, согласитесь. Реферальная система, бонусная программа, и благодарность за репостинг в социальных сетях это 3 столба на котором строится основа продвижения.
В деталях проработанная маркетологам, утверждённая основателями программа поощрений или bounty program способна сделать взрывной лавинообразный эффект вашему ICO. Грех не использовать ее в вашей кампании. При правильном применения способна в разы снизить затраты на маркетинг. Однако требует слаженной работы маркетингового отдела и технических специалистов, и отдела по работе с клиентами.
Этап Pre-ICO
Итак мы подошли ближе непосредственно к запуску pre-ICO. На конференциях часто спрашивают зачем же все-таки нужно этап Pre-ICO, разве нельзя обойтись без него? Отвечу вам – можно обойтись и без pre-ICO. Но цена ошибки может быть колоссальной. Этап pre-ICO нужен по нескольким причинам.
Больше этого периода настоятельно не рекомендую проводить, это негативно скажется на бренде. На этом этапе, пользователи зачастую очень сильно заинтересованы в инвестировании в ваш проект и поэтому достичь soft-cap очень легко. Это объясняется одной простой причиной. Стоимость токенов/криптовалют на Pre-ICO гораздо ниже (3-5 раз), с целью привлечения внимания аудитории и первичная обработка ее.
Здесь и зарождается лавинообразный эффект. А поскольку монеты стоят дешевле, значит маржа и выручка будет больше. Что делать после того, как Pre-ICO закончиться? Стоит ли сразу запускать crowd sale? Нет, ни в коем случае. После окончания этого этапе, сперва проанализируйте, оцените свою способности, ожидания и в конце концов насколько реально достичь суммы что вы планировали. После сделайте несколько изменений и итераций в ваш умный контракт, протестируйте его и вы готовы чтобы перейти к следующему этапу.
Этап Crowd Sale
Основной жизненный этап ICO, который покажет станет ли ваш продукт живым, разработанным и успешным. Все усилия должны быть потрачены на успешное преодоление предыдущих этапов. Средняя длительность crowd sale это 2-4 недели, иногда продлевают его до 2 месяцев.
Однако стоит помнить, что успешные проекты достигают hard cap всего за несколько дней. Что стоит помнить о crowd sale? Только постоянную связь с аудиторией. Возможно это единственное что можно исправить и улучшить на этом этапе. Никаких изменений в контракте, ничего. Только позитивное, глубокое и понимающее общение с инвесторами.
Жизнь после ICO
Если вы думали, что после crowd sale проект закончен – не торопитесь с выводами. Самое интересное начинается здесь. После успешного ICO важно постоянно поддерживать коммуникацию с клиентами, держать их в курсе событий. Возможно, партизанский или агрессивный маркетинг это будет через чур, но вести бизнес страницы в социальных сетях важно. Ваши деньги вы можете потратить на разработку, маркетинг и дальнейшее движение с вашим проектом.
Но можно ли повысить капитализацию компании, и если да – то как? Весьма разумный вопрос. Дело в том, что после того как вы распродали свои токены или криптовалюту инвесторам, они захотят ее обменять на биткоин, альткоин или наличные деньги. Вы можете разместить свою криптовалюту на бирже. Именно так и поступают компании, которые запустили свои продукты и обрели популярность.
Размещение криптовалюты на бирже является катализатором капитализации. Если дела у компании идут хорошо, такое событие позволит привлечь новых инвесторов и увеличь объемы. В противном случае, если продукт еще не запущен вы рискуете всем в том числе разорить компанию.
Ведь логика инвесторов проста, они хотят заработать деньги путем инвестирования. Если после распродажи токенов вы разместите их на криптовалютной бирже, будьте уверены, что ваши инвестора бросятся туда их продавать и обвалят курс. Вот почему ICO сравнивают с IPO. Вы должны знать психологию и ход мыслей инвесторов.
Что нужно чтобы разместить криптовалюту или токен на бирже?
С одной стороны неоднозначный вопрос и в основном базируется на человеческом факторе. Ведь по ту сторону биржи сидят живые люди со своими собственными потребностями. Тем не менее, давайте перейдем к теории, а затем практике. Криптовалютных бирж сейчас существует много, обменники, биржи и биржи с маржинальной торговлей. Все биржи делятся на 3 типа: крупные, средние и мелкие биржи.
Требования под каждый тип варьируются в разы. Но минимальные требования именно для мелких бирж. Ваша криптовалюта или токен должен иметь открытый исход код, который проанализирует на уязвимости и безопасность эксперты. Если она их удовлеторит, они с радостью примут ее в свои ряды. Однако, если не будет должного дневного/месячного объема торгов по ней, ее тут же закроют.