чему учит сказка двенадцать месяцев для читательского дневника
Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»
Читательский дневник по пьесе «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака
Автор: Самуил Яковлевич Маршак
Название: «Двенадцать месяцев»
Жанр произведения: пьеса-сказка
Главные герои: Падчерица, Королева, Солдат, Месяцы, Старуха и её дочь.
Второстепенные герои: профессор.
Характеристика главных героев:
Падчерица — добрая, скромная девушка. Красивая. Пошла в зимний лес за цветами.
Королева — капризная, своенравная, жестокая. Исправилась.
Солдат — спокойный, добрый, верный.
Месяцы — добрые, могущественные, справедливые.
Старуха и её дочь — злые, завистливые, обманщицы.
Характеристика второстепенных героев:
Профессор — умный, честный, слабохарактерный.
Краткое содержание пьесы «Двенадцать месяцев»
В зимнем лесу Падчерица встречает Солдата и показывает ему лучшую ёлочку.
В это время Королева капризничает, никого не слушает, и велит принести ей подснежники.
Старуха посылает Падчерицу в лес за цветами, и девочка встречает месяцев.
Месяцы решают помочь девочке и меняются между собой.
Падчерица набирает подснежников, а Апрель дарит ей волшебное колечко.
Старуха приносит Королеве цветы, а та требует земляники.
Старуха признаётся, что не сама собирала цветы, и Королева велит привести Падчерицу.
Все вместе они отправляются в лес.
Королева выбрасывает колечко, но Падчерица всё равно встречает Апрель.
Месяцы сердятся и быстро сменяют друг друга.
Когда наступает жара, все скидывают шубы, но скоро вновь приходит зима.
Королева мёрзнет, а придворные бросают её.
Январь начинает исполнять желания и старуха с дочерью превращаются в собак.
Королева раскаивается, и Падчерица прощает её.
Они возвращаются во дворец, а везут сани собаки.
План пьесы:
Основная мысль произведения «Двенадцать месяцев»
Главной мыслью этой пьесы является то, что нельзя требовать от людей невозможного.
Основной идей пьесы оказывается то, что к людям надо относиться с добром, если хочешь, чтобы также поступали с тобой.
Королева поняла, что нельзя быть эгоисткой и жить лишь для себя.
А старуха и её дочь не смогли исправиться и были сурово наказаны.
Чему учит произведение:
Пьеса учит доброте. Учит не желать людям зла, не завидовать и не обманывать.
Учит тому, что всё дурные поступки обязательно вскроются и будут наказаны.
Учит скромности и отзывчивости.
Краткий отзыв по пьесе «Двенадцать месяцев» для читательского дневника
Прочитав эту пьесу, я была поражена как капризами королевы, так и смирением терпеливой Падчерицы.
Эти героини в пьесе были одного возраста, но какими разными характерами они обладали.
Королева жила в атмосфере вседозволенности и потому росла эгоисткой.
Она привыкла, что все её желания исполнялись, и стала требовать невозможного.
Падчерица терпеливо сносила издевательства старухи-мачехи и была вознаграждена.
Автору удалось написать очень поучительную историю, в которой нашлось место прощению тех, кто исправился и осознал свои ошибки, и наказанию тем, кто ничего не понял.
Мне очень понравилось, что всё в сказке закончилось благополучно.
Что Падчерица получила богатые дары и избавилась от угроз и оскорблений старухи.
Мне понравилось, что королева осознала ошибки и решила начать жить по-новому.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать, правильно ли мы живём.
Все ли наши поступки отвечают законом добра и справедливости, не обижаем ли мы кого-то напрасно.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Ещё читательские дневники по другим произведениям Маршака:
Библиотека произведений автора пополняется.
Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»
Читательский дневник по сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака
Автор: Самуил Яковлевич Маршак
Название: «Двенадцать месяцев»
Главные герои: 12 месяцев, падчерица, мачеха, дочь мачехи.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Падчерица — добрая и послушная.
Трудолюбивая и отзывчивая.
Скромная, милая, отзывчивая и вежливая.
Мачеха — злая и корыстная.
Получила по заслугам.
Сестра — ленивая и жадная.
Была наказана за свою грубость.
12 месяцев — справедливые, строгие, добрые.
Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев»:
Мачеха отправила падчерицу в лес за подснежниками.
Девочка вышла на лесную поляну и увидела двенадцать мужчин.
Это были братья-месяцы.
Она рассказала им про подснежники, и Март предложил Январю уступить ему место.
Остальные месяцы согласились.
Падчерица набрала подснежников и вернулась домой.
Узнав, с кем она встречалась, мачеха отправила в лес свою дочь.
Но та была грубой и злой. Январь поднял метель, и девушка погибла.
Мачеха отправилась её искать и тоже замёрзла.
А падчерица вышла замуж и развела прекрасный сад.
План сказки:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль произведения «Двенадцать месяцев»
Главная мысль сказки в том, что добрые поступки всегда вознаграждаются.
Основная идея сказки в том, что нельзя завидовать чужому счастью.
Чему учит сказка
Сказка учит быть добрым, послушным и трудолюбивым.
Учит не впускать в душу зло и жадность.
Краткий отзыв по сказке «Двенадцать месяцев» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что вежливость и впрямь может открыть любые двери.
Падчерица была доброй, и приветливой и месяцы пожалели её.
Они подарили девочке подснежники.
А родная дочь мачехи была грубой, и месяцы наказали её.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось рассказать о том, как трудолюбие и вежливость помогают человеку исполнить самые заветные желания.
Мне очень понравилась падчерица.
Она была доброй, скромной и трудолюбивой.
Девочка была готова ждать в лесу прихода марта, лишь бы не возвращаться домой.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, достаточно ли вежливо мы общаемся с другими людьми.
Ведь сказать вежливое слово нетрудно.
А пользы от него будет много.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Братец Январь, уступи мне на час своё место!
Погладил свою длинную бороду старик и говорит:
— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.
— Ладно, уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой.
— Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров.
Всем месяцам она своя.
Ещё читательские дневники по произведениям Самуила Маршака:
Библиотека произведений автора пополняется.
«Двенадцать месяцев» — читательский дневник по сказке С.Я. Маршака
Известная и популярная сказка «Двенадцать месяцев» учит детей тому, что невозможно повернуть время по желанию, и всё в жизни идёт своим чередом. Это волшебное произведение помогает быть добрее и чище. Следует с ребятами записать краткое содержание «Двенадцать месяцев» в читательский дневник, чтобы они лучше запомнили это произведение. Ведь оно яркое и позитивное, где действующими лицами являются не только люди, но и сама природа.
История создания
Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.
Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.
Характеристика героев
В сказке много различных персонажей. Всех героев сказки «12 месяцев» можно разделить на положительных и отрицательных. К добрым можно отнести следующих действующих лиц:
Главная героиня — падчерица, которая с утра до вечера трудится, но всё равно мачеха ею недовольна. Девочка очень добрая и отзывчивая, скромная и спокойная. Она по сюжету встречается в зимнем лесу с братьями-месяцами, которые по характеру отражают то время года, которое они представляют. Март — это мальчишка, задорный и весёлый. И совсем другое дело Декабрь, который и внешне выглядит старше всех и рассуждает правильно. Он готов помочь девочке.
Многие персонажи сказки «12 месяцев» не имеют имени, так как автор хотел показать общество в целом. К отрицательным можно отнести следующих героев:
Мачеха и её дочка в сказке — коварные и лживые, думают только о своей выгоде и ради этого выгоняют падчерицу в сильнейший мороз на улицу, заставляя идти в лес за подснежниками. Избалованной и капризной девочкой показана в сказке и королева. Она глупа и не желает учиться, а все вокруг неё лишь соглашаются с её прихотями и желают исполнить любое её желание.
Жанр и главная мысль
Анализируя сюжет «12 месяцев» и персонажей, следует обратить внимание, что произведение относится к жанру волшебной сказки. Основными его элементами являются:
Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит торопиться, так как всему своё время. Смысл произведения: только доброе сердце умеет творить чудеса. Когда человек добрый, ему стараются помочь все вокруг.
Сказка Маршака учит, что добро всегда побеждает зло. Об этом гласят и народные пословицы на эту тему. Например, что доброе дело никогда не остаётся без награды. В этом и заключается мораль этой волшебной сказки.
Краткий сюжет
В одной семье умерла мать, оставив после себя дочку. Вскоре её отец женился на злой и жадной женщине, которая любила лишь только себя и свою глупую дочь. Плохо стало жить падчерице в доме у мачехи. Невзлюбила та девушку и постоянно заставляла её работать, не давая даже минутку отдохнуть.
Всё это происходило в королевстве, в котором правила девочка. Королева не любила учиться, была капризная и глупая. Её образованием занимался профессор, который был мудр и ещё пытался спорить с капризами маленькой королевы. Но она всё время обещала его казнить, поэтому мудрый старик не пытался настаивать на обучении и во многом соглашался с капризной девочкой.
И вот однажды королеве захотелось накануне Нового года подснежников. Она отдала приказ, что тот, кто принесёт ей корзину весенних цветов, получит взамен такую же корзину золота. Услышала такое желание королевы и жадная мачеха, которая тут же отправила в лес за подснежниками падчерицу.
В лесу было холодно и темно, поэтому бедной девочке было очень страшно. Но она встретила в самой лесной гуще 12 месяцев, которые решили помочь падчерице. Они сделали так: на некоторое время Апрель вступил в свои права, и поляна покрылась подснежниками, которые девушка тут же собрала. Поблагодарив месяцы и отправляясь домой, героиня получила в подарок от Апреля ещё и волшебное кольцо.
Волшебные превращения
Когда же падчерица вернулась домой, злая мачеха и её дочь, отобрав у девочки корзину с подснежниками и волшебное кольцо, немедленно отправились во дворец. Но всё-таки им пришлось сознаться, что цветы собрали не они, а падчерица. Королева тут же приказала привести девочку, так как она хотела с ней немедленно отправиться в лес за земляникой.
Но так как в лесу бушевала метель, придворные быстро замёрзли. Тогда королева бросила волшебное колечко в прорубь и неожиданно наступила весна, затем лето и осень, и очень быстро опять наступила зима.
Но зато появился Январь, который и стал исполнять желания:
И вскоре все благополучно выбрались из леса. И после этого девочка больше не страдала от унижений своей мачехи.
Художественные особенности
Анализ волшебной сказки показал, что нужно всегда помогать другим людям, совершать добрые поступки. И это основная мысль этого произведения. Рассматривая поступки героев «12 месяцев», ребята понимают, что плохие люди всегда будут наказаны. Содержание сказки отражает действительность, так как есть в мире люди, которые ради золота готовы на всё. Они могут предать и обмануть.
В сказочном произведении Самуила Маршака прекрасно сочетается реальность и фантастика. Все поступки героев и их характеры реалистичны. Но, безусловно, есть в этой сказке и волшебные моменты:
Такое необычное сочетание позволяет читателю полностью погрузиться в мир этой удивительной зимней истории. И уже с самого начала прочтения сказки хочется узнать, как закончится это произведение. Сюжет этого волшебного литературного сочинения посвящён и трудолюбию.
Пересказ для читательского дневника
Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:
Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.
Отзыв о падчерице
Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.
Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.
И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.
Анализ волшебного произведения
Сказка учить детей совершать лишь только хорошие и добрые поступки. Главная героиня постоянно терпит унижения и обиды, но не становится злой, поэтому ее и награждают богатыми подарками в конце.
Другое дело ее сестра и мачеха, которые злые и жадные, поэтому они в сказке и превращаются в собак.
Интересным фактом является и то, что в этой сказке для детей есть фольклорные элементы. В тексте очень много живых фраз и народный говор. В речи зверей очень много эпитетов, но особенно интересна речь главной героини, которую читатель не знает, как звать, но это оказывается совсем неважно. Речь падчерицы льётся, словно речка, она идеальная, мелодичная и плавная.
Когда читал эпизод про шубы, смеялся до слёз. Так им и надо злым и жалким!
Да, сложно поверить, что девочка столь капризна, что придумала такой приказ. А ведь королева должна быть рассудительной и мудрой!
Запоминающийся эпизод про братьев-месяцев. Никогда не представлял, как могут они выглядеть!
«Двенадцать месяцев» читательский дневник
Всего получено оценок: 234.
Всего получено оценок: 234.
«Двенадцать месяцев» — популярная сказка о том, что нельзя изменить ход времени и каждому явлению в жизни полагается свой черёд. Чудеса случаются, если верить в них всем сердцем!
Краткое содержание «Двенадцать месяцев» для читательского дневника
Название: «Двенадцать месяцев»
Число страниц: 64. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев». Издательство «АСТ». 2014 год
Жанр: Пьеса-сказка.
Год написания: 1943 год
Главные герои
Падчерица – трудолюбивая, добрая, не злопамятная девочка.
Старуха — злобная, жадная мачеха Падчерицы.
Дочь Старухи – такая же жадная, завистливая и злая, как и её мать.
Королева – капризная и своенравная девочка.
Профессор – учитель Королевы, мудрый старик-учёный.
Солдат – добрый, жалостливый мужчина.
Двенадцать месяцев – каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками.
Сюжет
В одном королевстве правила Королева – совсем ещё девочка, своенравная и очень капризная. Даже старый мудрый Профессор, который занимался её образованием, боялся ей перечить – легкомысленная Королева могла не задумываясь казнить его.
Однажды, в канун Нового года, Королева отдала приказ – принести к ней во дворец корзину подснежников в обмен на корзину золота и шубу. Жадная Старуха, услышав об этом, снарядила в лес безотказную Падчерицу. Оказавшись в тёмном холодном лесу, девочка повстречала двенадцать месяцев, которые решили помочь ей. Они сделали так, что на время в свои владения вступил Апрель, и поляна покрылась подснежниками. Девочка собрала их полную корзину, а на прощанье получила от Апреля волшебное колечко.
Старуха и Дочка отобрали у Падчерицы колечко и корзину с подснежниками и отправились во дворец. Им пришлось сознаться, что подснежники собирала Падчерица. Королева приказала привести девочку, чтобы всем вместе отправиться в лес собирать землянику.
В лесу бушевала метель, и придворные быстро замёрзли. Королева бросила в прорубь волшебное колечко, и тотчас наступила весна, следом за ней – лето, осень, и вновь в свои владения вступила зима. Появился Январь и принялся исполнять желания. Профессор попросил, чтобы всё шло своим чередом, Солдат захотел просто согреться. Старуха и Дочка получили в подарок шубы и тут же превратились в собак. Падчерице месяцы подарили сундук с богатыми подарками. Двенадцать месяцев пожелали им счастливого пути, и все благополучно выбрались из леса.
План пересказа
Главная мысль
Всему своё время и каждому событию свой черёд.
Чему учит
Сказка учит доброте, милосердию. Она учит тому, что невежество и капризы могут привести к неприятным последствиям.
Отзыв
Эта сказка показывает, как важно, чтобы всё происходило в свой срок. Иначе получится большая путаница, которая не доведёт до добра.
Рисунок-иллюстрация к сказке Двенадцать месяцев.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что зло было наказано: Старуха и дочка превратились в собак, а капризная Королева поняла, как она была неправа.
Двенадцать месяцев Маршак С.Я. — читательский дневник
Произведение «Двенадцать месяцев» Маршак сочинил зимой 1942 – 1943 гг. в Москве, Время, описанное в сказке – это 17-19 вв., когда еще люди жили бедно и голодно, носили рваные платки, ходили в лес за хворостом, топили печи. Как написано в сказке, действие происходит в Богемии, горной стране. Раньше была такая страна, которая располагалась на месте современной Чехии.
Падчерица — девочка со спокойным и добрым характером. Она умеет помогать людям.
Мачеха — злая женщина, ненавидящая свою приемную дочь. Мачеха хочет избавиться от падчерицы.
Дочка мачехи — девочка с таким же характером, как у ее матери. Ей ненавистна ее сводная сестра. Злость, жадность, наглость, зависть к сводной сестре, приведут дочку мачехи к трагическому финалу.
Существуют природные циклы, которые невозможно поменять. Если человек ощущает себя хозяином природы и считает, что может ее изменить, если он вмешивается в естественный ход времени, то от этого могут выйти одни только неприятности. Произведение Маршака учит доверять силам природы, а не требовать от них невозможного.
Сказка учит доброте, гуманности, хорошему отношению к людям. Она укрепляет веру в то, что в борьбе Добра и Зла, обязательно победит Добро. Она помогает человеку поверить то, что Чудеса случаются, когда человек дружит с природой.
Сказка учит верить в то, что даже в самых трудных ситуациях есть выход. И его подскажет сама жизнь, сама природа. Не нужно отчаиваться, а спокойно идти на огонек надежды. И природа обязательно поможет человеку.
Мачеха отправляет свою падчерицу за подснежниками в лес зимой. Дочка мачехи поддерживает свою мать. В лесу падчерица увидела костер, вокруг которого расположились Двенадцать месяцев. Они придумали как помочь девочке собрать подснежники. Дочь мачехи тоже идет к братьям-месяцам за подарками, но в ответ получает метель да стужу. Дочь мачехи и ее мать замерзают в лесу.
Эта сказка учит не вмешиваться в природу. Если человек думает, что он – хозяин природы, то это не так. В природу не стоит вмешиваться, с ней можно просто подружиться. И тогда она щедро одарит каждого, кто уважает, ценит ее.
Когда читаешь сказку, то радуешься за падчерицу. Справедливость восторжествовала, Добро победило Зло. Злые мачеха и ее дочь наказаны, а падчерица прожила долгую и счастливую жизнь. И понимаешь, что счастье приходит к людям с добрым сердцем. Им помогает сама природа, которую в сказке олицетворяют двенадцать месяцев. Злые люди накажут сами себя. Ведь никто не заставлял дочку и мачеху идти в лес. Переполненные завистью к падчерице, они сами выбрали свою судьбу: замерзнуть в лесу.
Мне не очень нравится, что падчерица пошла в лес по требованию мачехи. Могло бы так случиться, что она замерзла в лесу, если бы не встретила она братьев-месяцев. Лучше бы она убежала из дома, в котором ее не любят и так сильно желают ей зла, что отправляют на верную гибель.
В сказке есть и Волшебство, и необычные персонажи – Двенадцать месяцев, и Чудо. Мне сказка очень понравилась. Ее интересно читать, а в новогодние праздники мне нравится смотреть мультфильм, отснятый по мотивам этой сказки. Каждый из нас хочет, чтобы в жизни Добро побеждало Зло и восстанавливалась Справедливость.
Образная система построена на противоборстве двух сил – Добра и Зла.
Доброе начало олицетворяют падчерица и Двенадцать месяцев, представляющие собой силы природы. Силы Зла – это Мачеха со своей Дочерью. Природа всегда поможет добрым и трудолюбивым людям, не нарушающим ход природных явлений. Поэтому Падчерица и братья месяцы находятся в единстве. Силы Зла – Мачеха и ее дочь, также создают единение, поддерживают друг друга. Их сила направлена против падчерицы. Они желают ей зла, дают ей невыполнимое задание, хотят, чтобы она замерзла в лесу. Но силы Добра – сама Природа в образе Двенадцати месяцев, спасают девочку от неминуемой гибели.
В сказке используются важные образы-символы:
Падчерица — дочь, которая приходится неродной одному из супругов.
Буран — снежная буря, метель на открытой местности.
Поземка — метель, которая кружит снег, поднятый с земли.
Бурелом — деревья в лесу, поваленные после бури.
Страна Богемия — древнее название местности, на котором сейчас расположена Чехия.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
«Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник».
«А больше тебе ничего месяцы не дали? — Да я больше ничего и не просила».
«Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду».
У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.