что нужно для безналичного расчета
Особенности наличных и безналичных расчетов
Понятие наличного и безналичного расчета
Наличные и безналичные расчеты осуществляются как юридическими, так и физическими лицами. В соответствии с п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса наличные и безналичные расчеты, не связанные с бизнес-деятельностью между физлицами, могут осуществляться без ограничения, за исключением случаев, когда есть лимиты, установленные договором по обслуживанию в банках и/или законом.
Безналичный и наличный расчет между юрлицами, а также с участием граждан при ведении предпринимательской деятельности производится в соответствии с п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса. При этом безналичные расчеты осуществляются через финансово-кредитные организации (банки), где открыты соответствующие расчетные счета.
В п. 1 ст. 862 ГК РФ выделены 4 основные формы проведения безналичных расчетов:
Также могут существовать и другие формы безналичных расчетов, если это предусмотрено соответствующим законом и правилами обслуживающего банка. Участники сделки сами выбирают удобную им форму оплаты (делают выбор в пользу наличного или безналичного расчета) и закрепляют сделанный выбор в условиях двухстороннего договора.
Наличные расчеты между юрлицами и ИП лимитируются. Каков сейчас размер лимита, как он применяется, кого и как наказывают за его несоблюдение, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.
Правила ведения наличных и безналичных расчетов утверждены нормативными актами. Так, порядок проведения операций с наличностью по кассе предприятия/ИП производится в соответствии с указаниями Банка России от 11.03.2014 № 3210. Порядок проведения безналичных операций утвержден положением Банка России от 29.06.2021 № 762-П.
Особенности учета наличных и безналичных средств
Для проведения наличных и безналичных расчетов в бухучете используются активные счета 50 и 51. Поступление денежных средств (при проведении наличных и безналичных расчетов) отображается по дебету указанных выше счетов. И соответственно, выбытие средств отображается по кредиту.
Сальдо на счетах 50 и 51 должно быть всегда положительным, за исключением тех случаев, когда банк открывает клиенту овердрафт — тогда возможен отрицательный остаток на расчетном счете.
При работе с наличностью на предприятии устанавливается самостоятельно выбранный размер лимита. Наличные расчеты должны проводиться через кассу фирмы с применением ККТ.
Кто и в каких случаях может работать без кассового аппарата (не применять ККТ), смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе бесплатен.
Выводы
Ведение безналичных и наличных расчетов предусматривает присутствие 2 контрагентов. Ведение расчетов наличными средствами между физлицами, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, происходит без каких-либо ограничений. Наличные расчеты у юрлиц и ИП проводятся с соблюдением кассовой дисциплины.
О том, как важно соблюдать кассовую дисциплину, вы узнаете из этой статьи.
Безналичные расчеты проводятся с участием банковских учреждений, которые выполняют распоряжение своего клиента на списание денежных средств с его расчетного счета в пользу другого лица на его расчетный счет, открытый в этом же или в другом банке, с которым у исполняющего платежное поручение банка установлены корреспондентские отношения.
Для отображения наличных и безналичных расчетов в бухучете используются активные синтетические счета 50 и 51. На данных счетах по итогам отчетного периода может оставаться сальдо, которое свидетельствует о наличии денежных средств у организации или предпринимателя.
Безналичный расчет по онлайн-кассе
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
С июля 2021 почти не осталось ситуаций, когда можно продавать товары или услуги без применения кассы. При этом в большинстве случаев физлица и контрагенты расплачиваются по безналу: картами, через интернет-банк, через сайт. И не все такие оплаты требуют выдачи чека. Расскажем, в каких случаях нужно проводить продажу через кассу, а в каких нет.
Как определить, нужно ли выдавать чек при продаже
В общем случае кассовые чеки выдают при получении безналичной оплаты / предоплаты за товары, работы или услуги (ст. 1.1 и п. 1 ст. 1.2 54-ФЗ). Но многое зависит от статуса плательщика и формы расчетов.
Если плательщик физлицо — касса нужна в любом случае. Если плательщик ИП или юрлицо, все зависит от формы платежа — проходит он с предъявлением электронного средства платежа или нет. Расскажем подробнее.
Нужна ли касса при расчетах с физлицами
При любой безналичной оплате от граждан продавец должен применять кассу. Форма платежа не важна: клиент может оплатить покупку картой или сделать перевод из мобильного банка, внести полную или частичную оплату — в любом случае, чек нужно выдать. Разница лишь в том, что при оплате картой через кассу и банковский терминал чек обычно выдается сразу, а при оплате через сайт или интернет-банк чек отправляют клиенту по e-mail или sms до конца следующего рабочего дня после дня оплаты (письмо Минфина РФ от 21.06.2018 № 03-01-15/42668).
Исключения: от применения касс при работе с гражданами освобождены предприниматели на некоторых видах деятельности. Например, это услуги сиделок или нянь, изготовление ключей, сдача в аренду квартир, образовательные и спортивные услуги. Подробнее об освобождении от касс читайте в нашей статье.
В какие сроки нужно пробить чек физлицу при безналичной оплате
При оплате картой на кассе чек пробивается сразу. Это может быть бумажный чек или электронный, тогда отправьте его покупателю по e-mail или sms до конца следующего рабочего дня после покупки. Еще один вариант — сформировать и передать клиенту QR-код для считывания чека.
Если клиент платит за товар или услугу удаленно — через сайт или через интернет-банк, вы должны пробить чек до завершения следующего рабочего дня, после того как деньги поступят на ваш счет. Если это полная или частичная предоплата, то есть товар или услугу вы передадите клиенту после получения денег, придется выдать два чека.
Как формировать на кассе чеки при предоплате, читайте в нашей статье.
Иногда компании и предприниматели сами покупают товары или услуги у граждан. Для такой ситуации у чиновников нет единого мнения. ФНС считает, что чек следует пробить, если вы покупаете товары у физлиц для перепродажи (письма от 13.04.2020 № АБ-4-20/6201@ и от 14.08.2018 № АС-4-20/15707). Минфин считает, что чеки не нужны, если вы платите гражданам аренду, заработную плату, матпомощь или подобные платежи (письма от 26.12.2019 № 03-01-15/102189 и от 10.10.2019 № 03-01-15/77953).
Так что безопаснее выдавать чек физлицу, если товар или услугу вы покупаете для перепродажи, а в иных случаях касса не нужна.
Как выдавать чеки при оплате от граждан по QR-коду
Если с вами расплатились по QR-коду, то правила требуют в ответ вывести на дисплей смартфона или компьютера QR-код, чтобы покупатель мог считать чек. Такой код равносилен выдаче бумажного или электронного чека (п. 2, 3 и 3.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Если нет возможности вывести код на экран, просто отправьте покупателю электронный чек, сам код или ссылку для скачивания чека/кода.
Нужна ли касса при расчетах с контрагентами
Есть один вид безналичного платежа от предпринимателей и юрлиц, когда продавец не формирует чек, — это денежный перевод по платежному поручению на реквизиты расчетного счета продавца (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Поэтому компании, которые принимают оплаты только от юрлиц и ИП, могут работать вовсе без касс, если договорятся с контрагентами о платежах по реквизитам счета через платежку.
Если же контрагент расплатился корпоративной картой, бесконтактным платежом со смартфона или через электронный кошелек, вы обязаны применить кассу и выдать чек.
При зачете авансов или предоплат между предпринимателями и компаниями кассу применять не нужно, так считает ФНС (информация на сайте от 10.06.2020, письмо ФНС РФ от 21.08.2019 № АС-4-20/16571@). Но УФНС РФ по Москве считает, что при предоставлении за товары, в том числе при взаимозачете между организациями или предпринимателями, кассу применять нужно (письма от 13.08.2019 № 17-15/138092@, от 13.08.2019 № 17-15/147887@).
Санкции за невыдачу чеков при безналичном расчете
Если вы не выдали чек при безналичном расчете, вас могут оштрафовать (ч. 2 ст. 14.5 КоАП):
Если чек вы пробили, но не отправили покупателю, возможен штраф поменьше (ч. 6 ст. 14.5 КоАП):
Чтобы упростить бухучет при работе с кассой, подключите веб-сервис Контур.Бухгалтерия: система умеет принимать отчеты о закрытии смены с касс. А еще в Бухгалтерии легко вести учет, платить зарплату и налоги, автоматически создавать отчеты и отправлять их через интернет. Тестируйте сервис бесплатно 14 дней.
Как производится оплата по безналу?
Все больше предприятий и частных лиц выбирают для себя виртуальную форму оплаты. Дело в том, что она не является малозатратным вариантом и производится гораздо быстрее, независимо от времени и дней недели. Оплата по безналу очень удобна и практически не ограничена нормативными документами. Поэтому постепенно вытесняет обычный наличный расчет. Более подробная информация представлена ниже.
Что такое безнал?
Форма безналичного расчета представляет собой движение денежных средств по счетам клиентов банковских или кредитных организаций в электронном виде. Выполняется любая оплата товаров по безналу только через специализированные организации, имеющие лицензии на выполнение банковских операций.
Доступен безнал абсолютно всем лицам, независимо от формы их деятельности. Как правило, по окончании рабочего дня владельцам счетов предоставляется выписка активности движения их денежных средств за сутки, что позволяет контролировать все операции. Но при необходимости такую выписку можно запросить у кредитной организации в любое время.
Регулировка безналичных расчетов
Оплата по безналу подчиняется только трем нормативным документам, которые полностью контролируют их осуществление. Главным является Гражданский кодекс РФ, в 46 главе которого описаны все базовые требования к разрешенным безналичным формам денежного обращения.
Далее безнал подчиняется:
Первый документ был утвержден Центральным Банком еще 24.12.04 года и раскрывает порядок законного осуществления эквайринга. Данное понятие определяет привычную для многих обычных граждан безналичную оплату за услуги или товары.
Второй документ был утвержден только 19.06.12 года Банком России и содержит в себе все необходимые подробные описания возможных форм безналичных расчетов и требования к ним. Все содержащееся в положении полностью соответствует нормам Гражданского кодекса.
Любая оплата по безналу обязана осуществляться в строгом соответствии всем перечисленным нормативным документам, но такой контроль не является препятствием для роста популярности безналичного денежного обращения среди всего населения.
Преимущества безналичного расчета
В первую очередь оплата по безналу документы требует минимальные, в сравнении с обычным наличным расчетом между организациями. Многие компании выбирают именно такую форму расчетов, поскольку она дает возможность избежать больших штрафов из-за допущения ошибки в оформлении кассовой дисциплины и пользовании кассовыми аппаратами.
Крупные организации также все чаще выставляют счет на оплату по безналу своим клиентам, вместо того, чтобы брать с них живые деньги. Это позволяет компаниям заметно экономить, поскольку обслуживание подобных операций обходится на порядок дешевле.
Явная выгода подобных расчетов для обычных граждан в удобстве проведения операций. Дело в том, что осуществлять их можно просто имея платежную банковскую карту и возможность выхода в интернет, а комиссии за денежные переводы между счетами взимаются не всегда или составляют минимальные потери.
Выгода подобных виртуальных расчетов есть и для государства, ведь это позволяет постоянно контролировать все денежные потоки в реальном времени. Кроме этого, уменьшение оборота живой денежной массы снижает возможность инфляции в стране.
В целом, преимущества безналичного расчета четко видны для каждого, а главное, что осуществлять их можно в любое время суток, в любой день недели и совершенно независимо от географии перевода.
Виды расчетов по безналу для физических лиц
Наиболее распространенная и доступная гражданским лицам форма оплаты – в виде электронного перевода. Она представляет собой перемещение денежных средств с личного банковского счета плательщика на счет получателя посредством банковского оператора. Получателем может быть физическое лицо или организация, главное, чтобы такое право было описано в договоре между держателем счета и банком. Плательщиком же может быть только частное лицо.
Еще одной формой расчетов, которая, как и предыдущая, регулируется законом «О национальной платежной системе» является прямое дебетование. Оно представляет собой списание со счета владельца средств по требованию их получателя, но только в случае, если это разрешено договором между владельцем счета и кредитной организацией. Чаще всего такие выплаты представляют собой обязательные комиссии за обслуживание банковской карты или счета.
Самая распространенная форма
ИП оплата по безналу чаще всего осуществляется посредством платежного поручения. Воспользоваться такой формой могут даже частные лица, не имеющие расчетного счета в кредитной организации. Оплата представляет собой составление и передачу в банк определенного документа – поручения, подробно описывающего сумму, получателя и срок, в который необходимо осуществить перевод. Все это осуществляется за средства плательщика.
Срок действия поручения официально составляет 10 дней, не учитывая момент подачи документа, но на практике все происходит намного быстрее. Затормозить получение средств может только неправильное оформление поручения.
Самая защищенная форма
Наиболее защищенной формой безналичного расчета считается оплата посредством аккредитива. Она представляет собой неудобства для плательщика, поскольку требует отдельного открытия аккредитива, даже если в этом банке уже имеется расчетный счет, но все это ради безопасности.
Плательщик должен перевести на открытый счет определенную сумму за товары или услуги и обязать банк выплатить их получателю только при выполнении определенных условий. То есть, пока получатель не даст кредитной организации подтверждение о том, что полностью выполнил свои обязательства сделки, деньги он не получит. Банк в этом случае выступает не заинтересованным третьим лицом и гарантирует законность операции.
Налично-безналичный расчет
Условно оплата нал-безнал определяет расчеты через чековые книжки, поскольку после списания средств со счета чекодателя может подразумевать выдачу их наличными на руки или перевод на банковский счет. Распространена такая форма оплаты больше в странах Европы и США и осуществляется только при подтверждении личности предъявителя чека и получении информации о наличии достаточной для перевода суммы на счету чекодателя, ну и, конечно, после подтверждения подлинности чека.
Еще одной формой безналичного расчета является перевод посредством инкассо или инкассового поручения. Выполняется он только в том случае, когда получатель средств предоставляет банку подтверждение перед ним денежных обязательств владельца счета. По сути, это взыскание долга и происходит оно даже без своевременного уведомления владельца счета. Как правило, должник узнает о снятии уже после осуществления перевода.
На чем базируется безнал?
В первую очередь, все безналичные расчеты обязаны проводиться в соответствии с законодательством и нормативными документами. Помимо общих правил, каждая кредитная организация обязана действовать только в рамках действующего договора между банком и владельцем счета. Выйти за рамки составленного документа разрешается только при подписании нового соглашения. Кроме этого, банк не имеет права влиять на выбор формы оплаты участников сделки.
Любой выставленный счет на оплату по безналу, образец которого можно получить прямо в кредитной организации, должен быть подкреплен достаточным количеством средств на счету плательщика. Помимо этого, операции по переводу денег обязаны осуществлять в указанный срок, в противном случае на виновника могут накладываться санкции или штрафы. Ну и, конечно, каждый владелец счета имеет право акцепта, а значит, без предварительного его уведомления списывать деньги со счета запрещено даже государству.
Разновидности счетов
Любой безналичный расчет допустим только при наличии банковского счета с необходимой суммой на нем. Исключением является лишь оплата посредством платежного поручения, которая разрешена законодательством и может осуществляться даже при отсутствии счета в банке, но только физическими лицами. Для ведения предпринимательской деятельности обязательно нужно иметь банковский счет.
Их существует несколько разновидностей:
Контроль средств
Для частных лиц учет движения средств на счету позволяют вести банковские выписки, для организаций все сложнее. Они используют книги доходов и расходов, в которые заносят данные платежных поручений, инкассовых операций, мемориальных ордеров и так далее. Аналитика специальных счетов ведется с помощью выписок по аккредитивам, депозитам, чековым операциям и другим формам расчетов.
О том, как выставить счет на оплату по безналу держателю счета, должны подробно рассказать в банке, а также сообщить о возможных штрафах. Накладываются они как на сами кредитные организации, так и на платежных агентов, если те не выполнили в срок свои обязательства.
Как ИП принимать деньги от клиентов: ликбез для новичков
Почитайте основные правила, чтобы уже в самом начале деятельности не нарваться на штрафы.
Наличные расчеты
Узнать, нужна ли вам касса, можно с помощью сервиса ФНС по этой ссылке https://kkt-online.nalog.ru/
Если касса нужна, то неважно, кто приносит вам наличные – физлица, ИП или организации. Нужно пробивать чек всем. Но имейте в виду, что расчеты наличными с юрлицами и ИП ограничены суммой 100 тысяч по одному договору. От физлиц принимать наличные можно в любом размере.
Эквайринг или интернет-эквайринг
Не путайте терминал с кассой! Терминал тоже выдает бумажный слип, но он не равен кассовому чеку. Если по закону вы не освобождены от применения кассы, то терминал вас не спасет, кассу приобрести нужно.
Для интернет-эквайринга, тоже нужно заключить договор с банком плюс произвести настройки на сайте.
Безналичные расчеты через банк
Можно и без расчетного счета, но тогда могут возникнуть вопросы у банка к вам, а у налоговиков – к вашему контрагенту. С расчетным счетом к вам будет больше доверия и меньше проблем.
Физлицо тоже может перечислить вам деньги на расчетный счет. Но если вы обязаны использовать кассу, то есть только один способ, при котором можно не пробивать чек – клиент перечисляет вам деньги по квитанции или платежному поручению в отделении банка. Но уже после 1 июля 2019 года чек будет нужен даже в таком случае. В остальных случаях чек нужен уже сейчас. Например, если клиент перевел вам деньги через онлайн-банк.
Прием электронных платежей
Для приема электронных денег тоже нужна касса.
Почтовый перевод
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Что выгоднее для ИП: сравниваем способы приёма безналичных платежей
Приём безналичных платежей — это обязательный минимум для любого современного бизнеса. Мы сравнили все существующие способы и свели их в удобную таблицу, чтобы любой предприниматель смог легко разобраться, сколько их и какой удобнее.
Торговый эквайринг
Когда покупатель приходит в магазин и оплачивает покупки банковской картой, телефоном с NFC или умными часами.
Что нужно: POS-терминал, через который будет проходить платёж, и онлайн-касса, которая обеспечит хранение, шифрование и защиту фискальных документов и передаст данные по платежам в налоговую.
Особенности: деньги на счёт поступят в течение одного-трёх дней. Комиссия за операции — от 1,2%.
Срок поступления платежа | 1–3 дня |
---|---|
Комиссия за операции | От 1,2 % |
Оборудование | POS-терминал — от 11 500 ₽; онлайн-касса — от 18 925 ₽ |
Мобильный эквайринг
Когда покупатель оплачивает покупки или услуги банковской картой вне торговой точки. Актуально для перевозок, курьерской доставки.
Что нужно: MPOS-терминал, смартфон или планшет.
Особенности: деньги на счёт поступают в течение одного-трёх дней. Комиссия за операции — от 1,49%.
Срок поступления платежа | 1–3 дня |
---|---|
Комиссия за операции | От 1,49% |
Оборудование | MPOS-терминал — от 11 500 ₽; смартфон или планшет — от 0 ₽ (можно использовать личные) |
Интернет-эквайринг
Когда покупатель оплачивает покупки в интернет-магазине.
Что нужно: защищённая страница на сайте магазина, через которую проходит платёж, и специальный платёжный сервис.
Особенности: деньги на счёт поступят в течение одного-трёх дней. Комиссия за операции — от 1,7%.
Срок поступления платежа | 1–3 дня |
---|---|
Комиссия за операции | От 1,7% |
Оборудование | Сайт и платёжная страница |
Приём платежей по QR-коду
Появился недавно и позволяет принимать оплату от клиентов через Систему быстрых платежей. Покупатель с помощью телефона сканирует специальный QR-код, куда «вшиты» данные ИП, и оплачивает покупку через своё банковское приложение.
Что нужно: смартфон или планшет.
С 1 июля до 31 декабря 2021 года комиссия составляет 0%. Государство компенсирует малому и среднему бизнесу комиссии за приём платежей через СБП по QR-кодам. Если раньше комиссия составляла 0,4–0,7%, то сейчас и до конца года благодаря госпрограмме её не будет вообще. Но воспользоваться таким способом можно только через банк — участника программы.
Вот так выглядит таблица с основными особенностями приёма платежей по QR-коду:
Срок поступления платежа | Мгновенно |
---|---|
Комиссия за операции | 0% до 31 декабря 2021 года, далее — 0,4–0,7% |
Оборудование | Смартфон или планшет — можно использовать личные |
В августе к этой программе присоединился Райффайзенбанк. Банк предлагает малому и микробизнесу подключиться к Системе быстрых платежей. Это подойдёт, если вы продаёте что-либо офлайн или через интернет. Для работы с платежами по QR-коду не нужно специальное оборудование — достаточно смартфона или планшета с приложением Райффайзен Бизнес Онлайн. Сервис быстрого приёма платежей по QR-коду до пяти раз дешевле эквайринга — такая экономия особенно актуальна начинающим ИП. Также у Райффайзенбанка есть расширенная программа для бизнеса, который работает с эквайрингом и онлайн-кассами.
Какой способ приёма платежей выгоднее
Мы сравнили все виды приёма платежей и свели в одну таблицу:
эквайринг
онлайн-касса — от 18 925 ₽
Надежда Шестакова, руководитель направления эквайринга Райффайзенбанка для малого и микробизнеса
«Принято считать, что ставка эквайринга в России в среднем составляет 3%. На самом деле тарифы сильно различаются в зависимости от категории бизнеса. Например, в продуктовом ретейле тарифы действительно могут быть ниже 2% и составлять 1,7% для крупного бизнеса. Для разных категорий средняя по рынку ставка эквайринга — 2–2,7%. Комиссии также зависят от банка и его бизнес-модели. Конкуренция с новыми сервисами, такими как СБП, и быстрое их внедрение поможет бизнесу и сконцентрирует банки на предоставлении новых продуктовых решений, а не только на согласовании и регулировании интерчейнджа при негативных сценариях.Так, в Райффайзенбанке ставка интернет-эквайринга составляет 2,7%. При приёме платежей по QR-кодам — 0,4–0,7%, и до 31 декабря 2021 года она компенсируется государством, оставаясь фактически нулевой».
Подключиться к сервису приёма платежей через СБП можно прямо сейчас через Райффайзенбанк. Для этого нужно просто заполнить форму на сайте и оставить заявку. Менеджеры банка свяжутся с вами и подберут оптимальную услугу под ваш бизнес.