что нужно для аудиосистемы
Как построить систему
Подбор аудиокомпонентов и обьединение их в живой музыкальный организм – дело непростое, и слово «строительство» не является преувеличением. Чтобы музыка по щелчку выключателя уносила вас пленительной волной, заставляя забывать обо всем, недостаточно придти в магазин и спросить «все самое лучшее». Вы можете потратить огромные деньги и не получить ничего, кроме разочарования – «И за это я выложил сумму с шестью нулями?». Чтобы этого не произошло, музыкальную систему нужно собирать шаг за шагом, и в этой статье я предложу пошаговый алгоритм сборки. Статья написана на основе личного опыта и опыта людей, которые помогали мне в погоне за идеальным звуком.
Итак, вы любите музыку и решили, что у вас дома должна появиться хорошая стереосистема. С чего начать?
Я знаю два способа услышать звучание хорошей аудиосистемы. Каждый имеет свои плюсы и минусы, поэтому лучшим вариантом будет совместить оба. Первый способ – посетить ежегодную выставку Moscow hi-end show, где вы сможете послушать несколько десятков систем высокого уровня, включить свою любимую музыку на аппаратуре, которая понравится вам больше всего, и задать вопросы консультантам, которые не будут вам ничего настойчиво впаривать. Минусы этого способа в том, что выставки проводятся один-два раза в год, и в условиях одновременного звучания десятка мощных аудиосистем (хоть и в разных помещениях) впечатления от прослушивания часто оказываются смазанными. Кроме того, громкое определение «хай-энд» и космическая стоимость компонентов, не гарантируют хорошего звука. По опыту посещения таких выставок могу сказать, что звучат по-настоящему 5% представленных систем, 70% звучат на уровне приличного ширпотреба, а 20% хочется немедленно выключить и никогда больше не слышать. Проблема в том, что на выставках аппаратура не настроена, помещение не предназначено для прослушивания, техника часто подключается с несовместимыми компонентами только потому? что их нужно продавать! Поэтому рассчитывайте на то, что, если вам повезет, вы услышите всего 1-2 хороших системы. Впрочем, для того, чтобы получить представление о настоящем звуке этого достаточно – вы просто ахнете, и не захотите слушать ничего другого.
2. ВТОРОЙ ШАГ – ОПРЕДЕЛИТЕ БЮДЖЕТ. Хороший звук – увлечение дорогое. Чтобы наслаждаться звучанием своей системы, не обязательно гнаться за брендами, стоимость которых исчисляется десятками тысяч долларов, но все же есть порог, ниже которого говорить о хорошем звуке бессмысленно. Минимальная сумма, которая потребуется, чтобы у вас дома появилось что-то прилично звучащее 120-200 тысяч рублей (по курсу на день, когда писалась эта статья – 3000-5000 тысяч долларов) при условии покупки аппаратуры б\у. Верхнего предела не существует, причем затраты, как в Формуле-1, увеличиваются по экспоненте – начиная с определенной планки, ради получения небольшой прибавки в звуке приходится тратить многие тысячи. Кроме того, для людей со средствами важны такие вещи, как дизайн и престижность марки, и найдутся богатые меломаны, не согласные ставить в гостиной ничего, кроме колонок Living Voice за миллион долларов. Возможно, придет время, и вас будет не удержать от покупки усилителя, сопоставимого по стоимости с Мерседесом, но для первой очень хорошей системы верхним пределом можно считать 400-800 тысяч рублей. Если вы не сможете получить хороший звук за эти деньги – значит, вы что-то делаете неправильно, и секрет не в том, чтобы тратить больше, а в том, чтобы тратить грамотнее.
Выбор ЦАП – весьма «холиварная» тема, и самый плохой способ подобрать устройство – это читать форумы с комментариями. Лучше определите бюджет, приходите в магазин, где есть возможность послушать 3-4 варианта, попросите поставить свою любимую музыку и внимательно послушайте. Почерк устройств будет отличаться. В одном случае вы услышите более масштабное звучание, в другом – более деликатное. Одни ЦАПы будут выдавать богатый низ, у других низ будет послабее, зато окажутся более проработанными высокие частоты. Выбирайте по своему вкусу и не покупайте в этот заход никаких других компонентов – ни колонок, ни усилителя. Только ЦАП. Выбирайте 24 битные модели, устроенные по принципу дельта-сигма-мультибит, чтобы иметь возможность проигрывать формат HD-track. Более старые («винтажные») ЦАП могут не поддерживать этот формат, и с ними у вас не получится шагнуть за пределы обычных компакт-дисков. Хороший ЦАП можно приобрести по цене от 45.000 рублей до 4000 евро. Вот пара моделей, рекомендуемых знатоками цифрового звука:
NAIM DAC-V1 80 000р – хороший агрегат для PCM потока со встроенным усилителем для наушников класса А, с возможностью подключения к компьютеру по USB и использования как внешней звуковой карты по ASIO.
NAIM DAC 142 000р – шикарный агрегат для PCM потока с возможностью воспроизведения WAV и Flac непосредственно с USB Fash, нету возможности подключения к компьютеру по USB и использования как внешней звуковой карты.
В вопросе воспроизведения цифровых файлов тоже есть тонкости:
1) самое дешевое и убогое по звуку это мультимедиа проигрыватели всех фирм и разновидностей.
2) При воспроизведении на компьютере звук зависит от операционной системы:
3) Лучшие программные проигрыватели Foobar 2000 под Windows, Audirvana Plus под Mac OS X, MPD c Real Time патчем под Linux.
Стоимость подобного усилителя 5-8 тысяч рублей. Это будет «аппарат ни о чем», но если вы ограничены в средствах, то на этом компоненте имеет смысл сэкономить, чтобы основательнее вложиться в акустику. Пусть лучше ваша система не сразу раскроется в полной мере и будет иметь потенциал к улучшению, чем сразу упрется в потолок по причине слишком бюджетных колонок.
И все же, как бы хороши не были колонки Acron, если мы строим главную систему, от которой хотим получать удовольствие, то совет один – только напольники, невзирая на размер комнаты.
Колонки можно условно поделить на две конструктивные группы – широкополосные и многополосные. В первом случае мы имеем дело с одним-двумя тонкими легкими динамиками, которые закреплены в пустотелых или слабо демпфированных деревянных корпусах, резонирующих наподобие скрипичной или виолончельной деки. Вот типичные примеры широкополосных колонок и их динамиков.
Во втором случае речь идет о массивных, плотно задемпфированных, корпусах, и могучих динамиках – в хороших многополосных колонках один только высокочастотник может весить 3-4 кг. Вот типичные примеры многополосных колонок – они, кстати, распространены гораздо шире.
Широкополосные колонки идеальны для джаза, классики, вокала. У них более открытый звук, и скрипки, трубы, виолончели будут играть так, словно перед вами живые инструменты. Рок-музыка звучит из таких акустических систем крикливо, ритм-секции не хватает низов, а электрогитарам певучести. Многополосные колонки, напротив, прекрасно воспроизводят рок, отлично справляются с блюзом, но живой скрипки вы из них не услышите. Я не говорю, что слушать классику или джаз на многополосной акустике невозможно. Слушать можно, но широкополосная раскроет такую музыку полнее. Я слушаю рок музыку, и мои многополосные напольные колонки прекрасно передают ее, но стоит поставить классику – и волшебства нет. Музыка звучит тяжеловесно, скрипки не парят в воздухе, и я всегда вспоминаю, как пленительно звучала классика на широкополосных колонках. Редко кто может позволить себе две пары акустических систем под разные жанры, поэтому приходится делать предпочтение. Итак – второй выбор широкополосная или многополосная акустика, в зависимости от любимых музыкальных жанров.
Когда выбор типа колонок сделан, необходимо снова вернуться к бюджету и решить, сколько вы готовы потратить. Как я уже писал, при ограниченных средствах лучше потратить на колонки 80% денег, оставшихся после покупки ЦАП, и довольствоваться недорогим временным усилителем. Если ваш бюджет совсем мал и на колонки осталось всего 20-50 тысяч, то вариант один – искать колонки б\у, причем найти широкополосную акустику будет очень сложно, но возможно. Скорее всего, это будут самодельные колонки, сделанные на основе отдельно приобретаемых динамиков. Например, такие:
Многополосные бюджетные системы вы можете приобрести в салоне «винтажной» аппаратуры www.retrozvuk.ru. Например такие:
Фазоинвертор – это отверстие в передней или задней стенке колонки, которое добавляет системе баса. Колонкам с задним фазоинвертором, к которым как раз относится Aleks id-570, абсолютно противопоказаны маленькие комнаты – победить гул и бубнеж будет невозможно. С передним фазоинвертором ситуация проще, но если ваша комната меньше 16-18 квадратов, то старайтесь прибрести напольные колонки с большим басовым динамиком и БЕЗ фазоинвертора. И здесь, если мы все еще говорим о скромных бюджетах, то приходится снова вернуться к единственному варианту – приобретению «винтажа».
Примеры бюджетных многополосных колонок для небольших помещений Diatone DS-77EX (32000 руб.) с передним фазоинвертором и Diatone DS-77HR (31000 руб.) без фазоинвертора.
Какие колонки брать, если средства позволяют потратить на акустику от 90 до 300 тысяч рублей? Позвольте сразу назвать несколько вариантов, которые лично я считаю наиболее удачными. Конечно, я не слышал все акустические системы мира, но сравнение нескольких десятков моделей уже позволяет сделать кое-какие выводы. К тому же, если вы выполнили первый шаг этого руководства – послушали звучание систем у друзей-аудиофилов и на выставках, то представление об идеальном звуке у вас уже есть, и вы сами сможете убедиться, насколько предлагаемая акустика соответствуют вашему идеалу.
Если ваш выбор спокойная живая музыка и широкополосная акустика, то лучший вариант – акустические системы Universo Virtuoso работы выдающегося мастера Александра Червякова. Широкополосных колонок лучше этой модели, на мой взгляд, просто не существует – это абсолют. Подробно об их устройстве вы можете прочитать здесь. Имя Александра вы еще услышите, когда мы будем говорить о виниле, и я в любом случае рекомендую напроситься к нему в гости на прослушивание, чтобы расширить свои представления о возможностях музыкального звуковоспроизведения.
Акустические системы Universo Virtuoso Александра Червякова. 240.000 руб. на заказ.
Подержанные колонки Hаrbeth можно найти за приемлемые деньги на avito – фото реальных объявлений.
Universo Virtuoso и Harbeth категорически не подходят для тяжелой музыки, и если ваша стихия рок, то бескомпромиссные варианты придется искать на территории «винтажа». Вот несколько идеальных решений для строительства «тяжелой» системы.
Diatone DS-5000 и их младший брат Diatone DS-3000. Стоимость 250-300 и 100-130 тысяч соответственно. Ничего лучше я не слышал. Есть еще огромные Diatone DS-9000, но эту модель я видел только на фото. Если у кого-то есть – пригласите послушать.
Technics SB-8000 и модель подешевле (и чуть хуже) Technics SB-7000. Ориентировочная цена 110-150 тыс. руб. Одни из лучших акустических систем для тяжелой музыки, блюза и арт-рока.
Наверняка, существует еще некоторое количество удачных акустических систем, но перечисленные – вне конкуренции. Я не слышал акустики лучше Universo Virtuoso или Harbeth для спокойной живой музыки, и не слышал, чтобы колонки играли рок и металл лучше, чем Diatone DS-5000 или Techincs SB-8000. (Подробно об истории моих акустических мытарств можно прочитать здесь). Отдельной строкой имеет смысл упомянуть легендарные Tannoy с коаксиальными динамиками, но в чем их легендарность – для меня загадка. Тяжелую музыку они играют ужасно, а в плане исполнения классики или джаза не сравнятся с Universo Virtuoso. На всякий случай, попробуйте их где-то послушать – вдруг вам понравится. Любят ведь их за что-то.
Есть еще вот такие монстры JBL 4350, которые тоже можно назвать «абсолютом для рок-музыки», но они требуют большого помещения, очень мощного усилителя и стоят в районе 600 тысяч рублей. Думаю, для бескомпромиссных рокеров, владеющих большими площадями, такие колонки в сочетании с усилителем «Антрацит» Разина и Мусатова могут стать идеальным решением.
Еще один «новодельный» вариант, который можно рекомендовать любителям рока, блюза и арт рока – упомянутые выше акустические системы Aleks 570 Amati. Стоят эти колонки относительно недорого, они всегда есть в наличии, и если вы не хотите долго гоняться за Диатонами или переплачивать за JBL, то берите эту акустику – она действительно хороша, при условии, что размеры комнаты (не менее 18 кв.м) позволяют устанавливать колонки с задним фазоинвертором. К этим колонкам обязательно нужно брать супертвиттер, так что общая стоимость будет около 90.000 руб.
Экзотические акустические системы:
На этом тему акустических колонок считаю закрытой и перехожу к следующему разделу.
Представьте, что некто закупает Тойоты по ценам производителя, лепит на них шильдики со своим именем, и продает по цене Мерседеса. Хороший бизнес, но матюгов и одиозности не избежать. И все же… Я по-прежнему отношусь к компании Алекс с большой теплотой, а к Александру Ян-Беляевскому с огромным уважением. Он действительно ДЕЛАЕТ и продает акустические системы идеальные по соотношению цена/качество и у него замечательные усилители. Что касается проигрывателя компакт дисков, то я понимаю, что производить их в России попросту невозможно, а аппаратуру выгодно продавать комплектно и желательно под единым брендом – отсюда н…бка с Onkyo 733, которую я считаю простительной. Проигрыватель, в любом случае неплохой, исправно работает до сих пор, а переплата в 400 долларов вполне компенсировалась адекватной ценой колонок, внимательным отношением и гарантийным сервисом.
Столь длинная преамбула нужна для того, чтобы вы не считали меня ангажированным «алексоманом» и, начитавшись в интернете негативных комментариев об этой компании, не воспринимали скептически данный в этом разделе совет. Я не собираюсь расхваливать все, что выпускает Aleks, но ряд продуктов продаваемых под этим брендом по соотношению цена/качество можно считать непревзойденными. Чтобы убедиться в этом, просто послушайте и сравните звучание упомянутой выше акустики Aleks id-570 и, допустим, звучание схожих по конструктиву Dynaudio Excite X38 за 150 тысяч рублей. Сравните и тогда решайте, как относиться к сетевым комментариям вроде: «Алекс – дерьмо российское, уважающим себя меломанам там ловить нечего». Кроме того, я не утверждаю, что лучше усилителей Aleks ничего нет. Я лишь информирую вас о том, что это очень хорошие усилители по соотношению цена/качество, и предлагаю взять на прослушивание транзистор и лампу, чтобы выбрать, какой звук вам нравится. Определив это, ищите «свой» усилитель где угодно, и это – следующий шаг.
6. ШЕСТОЙ ШАГ – ВЫБОР КОНКРЕТНОЙ МОДЕЛИ УСИЛИТЕЛЯ. Выбрав тип усилителя, вы сужаете круг поисков вдвое. Если ваш выбор – лампа, то можно сузить его еще больше, поскольку ламповые усилители делятся на два больших подкласса – однотактные и двухтактные. Для широкополосной акустики с наибольшей долей вероятности подойдут однотактные усилители. У них меньше мощность (широкополосным колонкам большая мощность и не нужна), но считается, что они воспроизводят живую музыку точнее.
Качественный и недорогой однотактный усилитель «Silver» от компании «Audioinstrument». Ориентировочная цена 35.000.
Важнейший момент в подборе усилителя – это согласование его выходного сопротивления с сопротивлением акустики. По-научному это соотношение называется коэффициентом демпфирования. Ламповые усилители имеют гораздо большее выходное сопротивление, чем транзисторные, и это причина, по которой некоторые акустические системы не хотят дружить с лампой. Если сопротивление ваших колонок 4 Ома, а выходное сопротивление усилителя 2-3 Ома, то коэффициент демпфирования получается низким. При движении катушки в магнитном поле в динамических головках акустики возникают паразитные напряжения, и это негативно сказывается на звуке. Убедитесь, что сопротивление колонок превышает выходное сопротивление усилителя хотя бы в два раза. Если выходное сопротивление усилителя 2-3 Ома, а сопротивление акустики 6-8 Ом – они подружатся. Акустические кабели тоже вносят в сопротивление свой вклад, и это причина, по которой тонкий кабель с высоким сопротивлением иногда лучше раскрывает акустику, чем толстый кабель, сопротивление которого ниже.
Есть несколько способов найти для себя идеальный ламповый усилитель – выбирать среди современных производителей, обратиться к частным мастерам, искать б/у. Покупать «винтажную» ламповую технику, разменявшую третий десяток лет, категорически не стоит, если вы не опытный радиолюбитель, поэтому не берите бывшие в употреблении устройства старше 5-7 лет. Выбор усилителей огромен, и совет послушать ламповую модель от Aleks сослужит вам хорошую службу. Этот усилитель относится к «золотой середине» и, запомнив его звучание, вы будете стремиться или повторить его или превзойти. Вас не введут в заблуждение «эксперты», которые красиво рассуждают о преимуществах винтажных английских триодов и тотальном превосходстве американской медной проводки 40-х годов, но демонстрируют устройства, которые по сравнению с Алексом попросту не звучат. Вы не станете переплачивать за брендовую технику, если она не дает очевидного превосходства в звуке. Вам проще будет выбрать за приемлемые деньги усилитель б\у – ведь вы уже знаете, на что ориентироваться. Я не знаю, на чем вы остановите свой выбор, но точно могу сказать, что звучание лампового двухтактника Aleks Fantini-4 – хорошая отправная точка. Чтобы превзойти ее, придется долго перебирать варианты и, скорее всего, прилично доплачивать. Сэкономлю вам время и назову два аппарата, которые дают более «продвинутый» звук.
Однотактный ламповый усилитель на 45-ой лампе – «Black Beauty» Александра Червякова. На заказ.
Цена в зависимости от комплектации 105-135 тыс. руб. Среди однотактных моделей – абсолют.
Двухтактный усилитель на лампах КТ-66 – «Audioinstrument Solo» Сергея Глазунова.
Цена 140 тыс. руб. Великолепный двухтактник с богатым масштабным звуком.
Если вы предпочли транзистор, то сориентироваться будет сложнее, потому что транзисторной техники масса, и при выборе можно рассматривать «винтаж» 80х, при условии, что у вас есть куда нести аппарат на профилактику и в ремонт. Больше того, для «винтажной» многополосной акустики бюджетного уровня это будет оптимальный вариант. Ничего приличного из новодельной транзисторной техники дешевле, чем за 70-150 тысяч рублей, вы не возьмете, а достойный «винтажный» транзисторник можно подобрать за 35-60 тыс. руб. Одним понравится Marantz, другие будут без ума от Luxman, третьи сочтут вершиной Accuphase – слушайте, выбирайте, ищите свое. Я назову лишь один транзисторный усилитель, который по-настоящему мне понравился. Это современный французский аппарат Lavardin IT-15. Я слышал его на выставке Moscow Hi-End 2013 в связке с Harbeth Monitor 4.0, и звучание было великолепным. Однако, за это транзисторное великолепие придется выложить около 10 тысяч евро. Более скромные модели Lavardin стоят около 3 тысяч евро, к тому же встречаются варианты распродажи демотехники, Например, Lavardin IS, стоивший 2390 евро можно приобрести за 1195. Другой вопрос – обыграет ли этот усилитель топовые модели 80х – но это может решить только сравнительная прослушка.
При сопоставимой цене компонентов в этой транзисторной дуэли я поставил бы на «винтаж», но истину можно установить только в сравнительном прослушивании в составе одной системы.
Lavardin IT-15. 10.500 евро – у транзисторного «винтажа» нет шансов.
Несколько слов стоит сказать о предусилителях. По этому вопросу часто ломаются «холиварные копья» – одни считают, что хороший пред делает сигнал богаче, другие – что предусилитель, это лишний элемент в системе и вносит ненужные искажения. Опять же, все зависит от ваших предпочтений. Транзисторные усилители часто бывают двублочными (как приведенная на фото связка Accuphase С-200L/P-300L), и в этом случае вы от предусилителя никуда не денетесь. А вот добавлять пред в систему с хорошим двухтактным или однотактным ламповиком чаще всего не имеет смысла.
Достаточно установить в комнате 6-10 угловых модулей более компромиссных изделий Vicoustic Super Bass Extreme, и звук в комнате преобразится. Удовольствие не дешевое – пара модулей стоит 34 тысячи, но если есть возможность, то имеет смысл потратиться. Если возможности нет – найдите в интернете, как изготовить угловую басовую ловушку самому. На Ютубе есть видеоинструкции, следуя которым вы сможете изготовить ловушки самостоятельно или в мастерской. В этом точно будет больше смысла, чем в бесконечном поиске «волшебных кабелей».
Модуль угловой басовой ловушки Vicoustic Suber Bass Extreme. Дельная вещь! 34000 руб. за пару.
А вот на что не стоит тратить ни денег, ни времени, так это на разрекламированные американские tube-traps. Эти цилиндры, во-первых, уродливо выглядят, во-вторых абсолютно не работают. Я повелся на рекламный ролик, где создатель этих «ловушек» вращал их возле своих губ, говорил testing, testing и обращал внимание на то, как меняется его голос.
Я пытался повторить то же самое – голос не меняется абсолютно, «ловушки» на звук в комнате не влияют. Одно из двух – либо создатель этих ловушек надувает лохов, изменив свой голос в ролике на постобработке, либо под видом «американских ловушек» у нас предлагают куски свернутого в цилиндр ковролина.
«Басовые ловушки» tube traps – пожалейте свое время.
9. ВИНИЛ. Сравнивать звучание хорошего винилового тракта и цифровую систему так же бессмысленно, как сравнивать великолепную мраморную статую и живого человека. Проблема в том, что хороший виниловый тракт – вопрос не столько денег, сколько везения. Это настолько тонкая материя, что хороший тракт у вас появится в одном случае – если вас лично за руку проведет в этот мир опытный человек, который давно этим увлекается. Иначе вы рискуете купить себе вертушку и фонокоректор, потратиться на пластинки, и получить звук, который в лучшем случае будет чуть приятнее цифрового. Я не вижу смысла платить большие деньги за тактильное удовольствие «вытащить из конверта пластиночку», и если виниловая система не заиграет на голову выше цифровой, предоставляя вам качественно иной музыкальный опыт, то лучше отказаться от этой идеи вообще. Чтобы винил заиграл у вас по-настоящему, вам необходим наставник. Мне повезло встретить такого человека, и я не делаю тайны из его имени – это замечательный мастер, человек с тончайшим музыкальным вкусом Александр Червяков. Вот его сайт, на котором можно узнать о его работах и музыкальных принципах: www.tube-eden.ru. С удовольствием передаю ему слово, потому что лучше него о секретах винилового звуковоспроизведения никто не расскажет. Слово Александру.
Если вы хотите использовать лучшие винтажные головы без компромиссов, вам придется отказаться от красивых японских вертушек и посмотреть в сторону немецких DUAL, которые внешне невзрачны, но имеют легкие и ультра-легкие тонармы. К тому же, стоят они дешевле, хотя и труднее достаются. Этот перекос на рынке объясняется маркетингом профессиональных продавцов б/у на нашем рынке, т.к. продать «красивую» вещь проще. К звуку это не имеет никакого отношения. Так же имеет значение, что японские вертушки адаптированы по тонармам к МС-головкам, что тоже является современном мейнстримом, и к звуку имеет «косвенное» отношение. Сам бы я выбрал Дуал именно в плане музыкальности, которую на них получить проще в силу возможности использования лучших винтажных головок во всей их красе.
Теперь про привод проигрывателей. Выбирайте прямой (direct) или пассиковый (belt). Не советую новичкам ролик, т.к., скорее всего, от времени он потерял свою форму и эластичность и «рокот» вам гарантирован. Лично я предпочитаю прямой, в нем я не слышу ничего лишнего. Пассиковый дает некоторый «резиновый окрас», который, кстати, кому-то может и понравиться.
Pioneer PL-30/PL50 и все подобные японские. Их очень много, нет смысла перечислять. Dual 701, Dual 704 (прямой привод), Dual 510 (пассик). Их тоже много, особенно на немецком E-bay. Там и покупать. Если немец не отправляет в Россию, то пользуйтесь услугами фирм-посредников.
А вот с винтажными головками, да еще если у вас подходящий тонарм, есть где разыграться! В прямом и переносном смысле этого слова. В задачу статьи не входит глубоко вникать в эту тему, поэтому назову беспроигрышные варианты. И, кстати, легкодоставаемые. По крайней мере, на E-bay, немного поохотившись, их можно найти. Да и по объявлениям в России они попадаются.
Итак, три головки, достойные «музея славы»:
Empire D4000- I/II/III. Сама «тушка» одинакова, отличается только вставками. Вставка I легко покупается на E-bay и некоторых западных магазинах в состоянии NOS. II и III найти сложнее, но тоже можно.
ADC XLM-MKII/MKIII. Тоже вполне доставаемая. Если не удается купить с хорошей оригинальной иглой, то вам дорога к японцам в Jico- фирму, которая делает вставки для винтажных головок. Часто ее иглы оказываются не хуже, а то и лучше оригинальных.
Shure V-15 III. Тут я не советую гоняться за оригинальной вставкой, а взять Jico SAS. Она лучше родной без всяких сомнений.
Имейте в виду, что эти головы полностью раскроются только на легких тонармах и будут компромиссно звучать на средних. Если ваш тонарм тяжелый, просто забудьте про них. И напоследок, самый больной и трудно решаемый вопрос. Это фонокорректор. Хотелось бы дать готовый рецепт из «магазинных», а его нет! По крайней мере, я не знаю. Зато знаю, что эти самые «магазинные» полностью сливают «авторским» корректорам. И неважно, сколько они стоят, мне приходилось слышать корректоры за 7тыс. евро (цена в Германии) и все они уступали, причем драматически и с позором, корректорам сделанным руками наших мастеров. Я скромно умалчиваю о себе, не об этом речь сейчас, просто я заметил одну закономерность. Если среди «брендовых» изделий я лично не слышал что-то действительно достойное и музыкальное, позволяющее полностью раскрыть всю красоту аналогового звука, то среди авторских и даже просто самодельных, собранных на коленке, я такие слышал. Это далеко не значит, что все они такие, но там хоть можно искать. И найти. У меня нет объяснения этому феномену. Конечно, я не могу охватить весь рынок «фирмЫ», может быть, что-то я пропустил. Но уверен, что стоить приличный фирменный корректор будет как чугунный мост и в разумный бюджет не влезет. Поэтому, совет только один: ищите ламповый (обязательно) фоно-корректор, сделанный руками умельцев. Он тоже не будет стоить копейки, но, учитывая бедовую ситуацию с фирменными, стоимость его окажется вполне приемлемой.
Найти подобный магнитофон в приличном состоянии не просто, но еще труднее довести его до ума. Вам понадобится грамотный специалист, время и деньги. Лента для катушечников до сих пор выпускается, но одна катушка стоит 1500 рублей. Расходы почти как с виниловым трактом, а смысл сомнительный. Лучше уж потратиться на свой тракт и иметь оригинал, чем возится с катушечником ради копий. Для дачи же сгодится привычная цифра или кассетная запись. И вот в кассетнике, на мой взгляд, смысла гораздо больше.
Кассетная дека не дает качества катушечного магнитофона, и записи с винила будут хуже оригинала, хотя на слух покажутся приятнее компакт-диска. Дело не столько в возможностях пленки, сколько в ограниченности электронной начинки самой деки. Для большинства дек звук с пластинки как будто слишком широк, и «мозги» кассетника втискивают его в более узкую колею, теряя воздушность и трехмерность звучания. Исключение составляют всего три аппарата: Nakamichi 700 ZXE, Nakamichi 700 ZXL и Nakamichi 1000 ZXL – эти деки пишут на уровне хороших катушечников, почти что один в один с пластинкой.
11. ПОСЛЕСЛОВИЕ. Эта статья писалась для того, чтобы увлеченные музыкой люди могли быстро и без лишних затрат подобрать себе комплект аппаратуры, идеальный для их личного слуха и музыкальных предпочтений. Суммируя вышесказанное, приведу два комплекта, которые рекомендовал бы друзьям, обратись они ко мне с просьбой собрать для них лучшую систему из всех возможных и уложиться при этом в минимальную сумму.
ДЛЯ СПОКОЙНОЙ ЖИВОЙ МУЗЫКИ: классики, джаза, легкого арт-рока, вокала.
Вертушка Dual 701 + любая головка из “музея славы» с новой иглой Jico = 30-40 тыс.руб. с пересылками, настройкой и возможным ремонтом.