что нужно для алхимии

LiveInternetLiveInternet

Фотоальбом

Цитатник

Астраханский фарфоровый завод Фото из архива автора. Скульптура Окунь, фарфор подгла.

Пастуший рожок: почти забытый атрибут и специальный инструмент древней Руси Рожок (Жалейка, Пи.

Музыка

Видео

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Алхимия для «чайников»

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

Мало кому известна история обретения «Изумрудной скрижали Гермеса», и незаслуженно, обходится вниманием исследователей. А ведь вполне может быть, что мы топчем в дорожной пыли подлинный бриллиант.

Ну и сам девиз, конечно, заставляет задуматься над тем, что было в голове у того креативщика, который его сочинял. Первая мысль, которая должна приходить в голову современному просвещённому человеку, должна быть о том, что алхимики, как заблуждающиеся, тёмные неучи, надеялись зарыться в шахту, и отыскать некий булыжник. А может философский камень это вообще никакой не камень? И даже не геополимерный бетон, не керамогранит, не искусственный мрамор,а нечто такое, о чём мы понятия не имеем? Но сначала, минимум справочной информации:

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

М не одному кажется, что текст изображён «вверх ногами» и зеркален?

Вот ещё одно изображение:

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии
Надпись вверху, переводится с латыни как «Изумрудная скрижаль Гермеса. Гермес не греческий бог, а арабский алхимик, по официальной версии. В нижней части, надпись переводится дословно как «слово секретное Гермеса», а на понятном нам языке, просто «ПАРОЛЬ ГЕРМЕСА», т.е. автора манускрипта. А вот ещё один вариант гравюры, более поздний, и уже раскрашенный в цвета. Цвет в алхимии играет важнейшую роль, поэтому рассматривать удобнее всего именно это изображение.

Начну с «закорючек». Солнце и Луна это не планеты. В Алхимии каждый символ имеет своё значение, иногда несколько. Какое использовать в каждом конкретном случае, знают только настоящие алхимики.

И ещё любопытный момент. Изторики утверждают, что алхимия уходит своими конями аж в древний Египет! Тогда откуда они могли знать о существовании олова? Олово то начали добывать впервые только из касситерита, руды, залежи которой существовали исключительно на Британских островах!

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

«PUT» я не случайно выделил, потому, что в рассматриваемом вопросе,совпадения исключены. Возможно, что выбор фамилии правителя России не случаен, и осуществлялся теми, кто разбирается в вопросах, которые для нас набор бессмысленных закорючек.

Итак, почему именно семь элементов считаются наиважнейшими, основополагающими?

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимииХанс Бальдунг. Семь дерущихся лошадей.
что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимииСемь чудес света. Пирамиды Гизы, Висячие сады Семирамиды, Олимпийская статуя Зевса, Храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, и Александрийский маяк.

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

Семь престолов неба.

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

Основных башен у Московского кремля тоже семь.

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимииНо необязательно в изображении должна присутствовать цифра или слово «семь». Семёрка может быть и в виде классической иудейской меноры, а менора, в свою очередь стала образцом для зашифрованного послания в символике, как здесь:

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимииА вы не знали, кто у нас рулевые по нефти, финансам и СМИ?

Теперь вспомним сколько нас на земле собралось в этом году:

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии
А сколько там у нас трубачей в джаз-банде «Апокалипсис»?

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии
Всё правильно помните. Семь их. Чем там седьмой то грозился?

у и последняя семёрка:

1) Зи,
2) Зи-ку,
3) Мир-ку,
4) Лиз-Бу,
5) Нисси,
6) Суххаб,
7) Хеа.

Ну вот и закончили наконец разбор одной группы символов. Теперь обратимся к центральной части.

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

Кроме Земли и космоса, основное место между правой и левой руками «Невидимого деятеля», занимают три щита, связанные одной цепью. Кто такой Невидимы деятель? Полагаю,что это знают только алхимики самого высокого градуса посвящения.

Кольцо, это символ Уробороса.

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

Микрокосм, и макрокосм. (кликабельно)

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии
что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимии

Источник

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

Далее – еще более туманно:

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия — «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

Источник

что нужно для алхимии. Смотреть фото что нужно для алхимии. Смотреть картинку что нужно для алхимии. Картинка про что нужно для алхимии. Фото что нужно для алхимииlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Мало кому известна история обретения «Изумрудной скрижали Гермеса», и незаслуженно, обходится вниманием исследователей. А ведь вполне может быть, что мы топчем в дорожной пыли подлинный бриллиант. Для меня знакомство с алхимией, началось с этой гравюры.

Ну и сам девиз, конечно, заставляет задуматься над тем, что было в голове у того креативщика, который его сочинял. Первая мысль, которая должна приходить в голову современному просвещённому человеку, должна быть о том, что алхимики, как заблуждающиеся, тёмные неучи, надеялись зарыться в шахту, и отыскать некий булыжник. А может философский камень это вообще никакой не камень? И даже не геополимерный бетон, не керамогранит, не искусственный мрамор,а нечто такое, о чём мы понятия не имеем? Но сначала, минимум справочной информации:

Мне одному кажется, что текст изображён «вверх ногами»?

Вещь эта — отец всяческого совершенства во всей вселенной. (Иллюминатами пахнет, и свидетелями Иеговы, по моему.)

Полно то, что я сказал о действии солнца». (Т.е. добавить нечего? Всё-всё-всё рассказал? А я не понял. )

Помните, что такое пароль? Правильно. Секретное слово, истинное значение которого известно только посвящённым. Так у военных лётчиков «коробочками» называют бронетехнику противника, а у разведчиков «славянский шкаф» не имеет ни малейшего отношения к мебели. Так что же такое «философский камень»? Ведь это пароль, сомнений в этом нет никаких.

Вот ещё одно изображение:

Надпись вверху, переводится с латыни как «Изумрудная скрижаль Гермеса. Гермес не греческий бог, а арабский алхимик, по официальной версии. В нижней части, надпись переводится дословно как «слово секретное Гермеса», а на понятном нам языке, просто «ПАРОЛЬ ГЕРМЕСА», т.е. автора манускрипта. А вот ещё один вариант гравюры, более поздний, и уже раскрашенный в цвета. Цвет в алхимии играет важнейшую роль, поэтому рассматривать удобнее всего именно это изображение.

Начну с «закорючек». Солнце и Луна это не планеты. В Алхимии каждый символ имеет своё значение, иногда несколько. Какое использовать в каждом конкретном случае, знают только настоящие алхимики. Итак:

И ещё любопытный момент. Изторики утверждают, что алхимия уходит своими конями аж в древний Египет! Тогда откуда они могли знать о существовании олова? Олово то начали добывать впервые только из касситерита, руды, залежи которой существовали исключительно на Британских островах!

В результате плавки у нас будет просто золото. Не чистое, с примесями. Для чего? Большой вопрос. Пропорций я не знаю, и вряд ли кто знает. Вариантов открыть кодовое замковое устройство с семью цифрами, значительно меньше, чем вариантов приготовления нужного сплава, с требуемыми свойствами. Да и свойств этих мы не знаем.

Ну вы посмотрите этот короткий ролик, и вдумайтесь о чём в нём идёт речь. По сути, в сюжете есть открытое признание о том, что законы сохранения энергии и массы можно выбросить на помойку. Разве этого мало?

Не уловили связи со смыслом вышеизложенного?

Источник

Основы Алхимии

В этой статье подробно рассмотрены основы алхимии – великой контрнауки наук, которая, согласно Карлу Густаву Юнгу, была предтечей глубинной психологии. Чтобы понять алхимию, для начала разберёмся, в каком историческом контексте она существовала.

Начало средних веков. По всей Европе свирепствует инквизиция, человек принудительно брошен в состояние раскола (христианский дуализм духа и материи есть, по сути, философия шизофренического раскола, которая уже показала свою ущербность). Всё земное, материальное, чувственное отдано в компетенцию дьявола и постулируется как препятствие спасению. Все философские и религиозные учения, придерживающиеся иных, более здоровых позиций, уничтожены как ереси (см. мою статью об Офитах). Однако «в бессознательном» осталась потребность в компенсации однобокой коллективной установки, и скрытым её выразителем и стала алхимия.

Алхимия в противовес христианству устремляется в материю, к металлам и первоэлементам, дабы через их пресуществление достичь спасения, тогда как христианин стремится уйти от материи. Христианин направляет свою душу к Богу за пределами материального, алхимик же ищет Бога, сокрытого в материи. Бог христианина совершенен, и через обращение к совершенству обретается спасение – Бог алхимиков нуждается в человеке, как в освободителе из оков элементов. Подобная идея уже встречалась в некоторых гностических воззрениях, а также в системе каббалистов, и на тот момент заново возродилась из коллективного бессознательного. Юнг приводит многочисленные алхимические параллели в символизме Христа и камня философов (иначе называемым «сыном философов»). Даже само название «философский КАМЕНЬ» указывает на Христа, в евангельских аллегориях называемого «камнем, отвергнутым строителями, но ставшим во главу угла». Так же общими аллегориями Христа и камня являются пеликан, единорог, и т.д. Всем, кто интересуется этим вопросом более глубоко, стоит ознакомиться с работой Юнга «Психология и алхимия».

Однако есть важное отличие: тогда как Христос после вознесения идентифицируется только с духовным миром, «философский камень» является одновременно и духовным, и материальным, т.е. рождённым из нижайшей «прима материи». Кстати, опять же некоторые алхимики проводили параллель между Христом, рождённым в яслях в окружении весьма неблагородном, с философским камнем, который творится из самой низшей, первичной материи, «тьмы египетской», становясь вследствие алхимических манипуляций царём царей и Богом Богов. Подобные параллели, конечно же, не случайны и имеют глубочайшее психологическое значение. Бессознательное, не имея возможности напрямую компенсировать односторонность христианского средневекового мифа, компенсировало его косвенно через богатый и сложный символический ряд алхимии, о значении которого сами алхимики в абсолютном большинстве своём не имели никакого понятия!

Возникает вопрос: как подобное возможно? Как может быть, что человек, будучи носителем каких-либо идей и воззрений, не знает значение того, что он проповедует и делает?

Юнг не раз утверждал: «Беда алхимиков в том, что они не знали, что говорили». Этот парадокс возможно понять только в контексте учения об архетипах, которые присутствуют независимо от того, осознаём мы их значение или нет.

Непосредственно воспринимать психическую реальность способен далеко не каждый. Для абсолютного большинства работает механизм психологической проекции, когда собственный психологический процесс приписывается объекту, свойства которого пока неизвестны.

В алхимической проблематике этот механизм очень сложен, поскольку налицо отношение к очень глубокому слою «бессознательного коллективного», извечные архетипические силы которого всегда останутся для человека тайной тайн. Архетипы активизируются в особых ситуациях – это может быть духовный кризис или психотический срыв, интенсивная духовная практика или длительное уединение. Алхимик в этом отношении был идеальным субъектом: уйдя от социума в свою лабораторию (куда люди из-за суеверного страха предпочитали не заглядывать), он оказывался один на один со своим бессознательным. Несомненно, что длительное уединение способствовало его активации. Имея дело с металлами и элементами, он не обладал научным знанием о них, и потому они оказывались идеальным «экраном» для проекции содержаний бессознательного.

Таким образом, изучая алхимию, мы прежде всего исследуем бессознательные архетипические аспекты психики, которые на них проецировались. В этом отношении алхимия родственна астрологии. Точно так же, как астролог проецирует свои психические процессы не звёзды, и, имея хороший контакт с коллективным бессознательным, вполне качественно может предсказывать будущее (искренне думая, что читает по звёздам), алхимик проецирует архетипы на металлы и элементы, будучи полностью убежден, что работает с чистой материей, а на самом деле манипулирует с аспектами собственной психики, спроецированной все на ту же материю.

Вывод? Являясь наименее зависимым от коллективного мифа и наиболее открытым для воздействий коллективного бессознательного, алхимик оказался идеальным объектом для восприятия потребности в целительной компенсации одностороннего религиозного мифа. Алхимия, сама того не зная, становится единственной наследницей гностицизма и предшественницей глубинной психологии. Постулируя сотворение Бога путём великого делания из неблагородной первичной материи (которая, в итоге, становится камнем камней, «третьим сыном», разрешающим вековой конфликт духа и материи), алхимия превращается, если хотите, в благородную королеву всех ересей, предусмотрительно маскируясь под банальную золотодобытчицу! Мало кто обращал внимание на утверждение Г. Дорна о том, что «…наше золото не есть золото черни», хотя в этом утверждении скрывается подлинная правда алхимии.
Ниже приводится примерная интерпретация алхимической символики в контексте глубинной психологии.

СВИНЕЦ

Неблагородная первичная материя, он, как самый тяжелый из металлов, стал символом мощной инертности, а опасность отравиться свинцовыми парами при плавке создала убеждение, что в свинце непременно присутствует демон. (Подобное мышление вполне естественно для средневекового мистического соучастия, когда грань между внешним и внутренним не была проведена). Психологически свинец соответствует начальной уроборической бессознательности или состоянию тяжелой депрессии. Даже в современном языке есть такие выражения, как «свинцовая усталость» или «свинцовая тоска» – крайние степени негатива. Для алхимика, как и для всякого, имеющего дело с архетипическими энергиями, существовала нешуточная опасность сойти с ума, войти в одержимость архетипом, что на языке алхимических аллегорий и означало «попасть во власть демонического свинца».

Однако именно из этой наихудшей субстанции мастер посредством сложных манипуляций создаёт «философский камень» – суть, предельную, высшую целостность, самость. Юнг рассматривал невроз как перспективу к потенциальному росту, следуя алхимическому тезису «…где болезнь, там и лекарство». Христианский тезис о том, что Бог открывается через страдания, в алхимии наполняется особым, тайным смыслом.

РТУТЬ

Для человека средневековой ментальности ртуть была выразителем Меркурия – высшего и низшего Бога одновременно. Почему? Ртуть для алхимиков – это воплощённый парадокс: она одновременно ведёт себя как металл и как вода. Кроме того, способность ртути самостоятельно испаряться делала её в глазах посвященного адепта материальным воплощением духа. Для современной развитой личности подобные аналогии выглядят несколько странно, но не стоит забывать тот факт, что средневековый человек не обладал научными знаниями, а потому металлы, будучи чем-то совершенно непостижимым, были и идеальным экраном для любых психологических проекций. Вот психо-свойства ртути:

«-она состоит из всех мыслимых противоположностей. Ярко выраженная двойственность, которая постоянно именуется единством;

— она материальна и духовна;

-она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;

-она, можно сказать, чёрт, спаситель и психопомп, неуловимый трикстер; наконец, отражение Бога в матери-природе;

-она так же является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum; «…в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой – индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное». (К.Юнг «Дух меркурия»)

Учитывая вышепроцитированный текст, мы должны понимать, что аспект ртути Меркурия очень противоречив и часто проявляется в любом металле. Это создаёт немалую путаницу для интерпретирующего, однако, говоря непосредственно о ртути, чаще всего акцентируется парадоксальность, противоречивость, творческая иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает буквально заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, когда от нас требуется отказаться от своего рационализма и услышать то, что называется «хлопком одной ладони», звук которого откроет душу для целительного преобразования.

Кроме того, Меркурий обладает андрогинной природой и в мужской психике, как правило, проявляет себя с фемининной стороны, как анима, а в женской является носителем мужского (маскулинного) начала в качестве анимуса.

Сера в алхимии символизирует активную мужскую субстанцию, воплощённую в материи. Она – чистый тип динамизма. Как и всякий субстрат, в алхимии обладает амбивалентными свойствами: в позитивном аспекте представляет собой огонь солнца, свет сознания, в негативном идентифицируется с дьяволом, адской серой, со страстями и вожделениями всех мастей. Мария-Луиза фон Франц предполагает, что ассоциации серы с Дьяволом и адом возникли впервые у монаха, испытывавшего сексуальное искушение и переживавшего необузданною энергию, которая, кажется, сжигала дотла – такой человек вполне мог провести аналогию с лёгковоспламеняющейся серой!

Сера также связана с субстанцией Солнечной «красноты» и потому представляет принцип сознания. «Сера представляет активную субстанцию солнца, или если говорить языком психологии, фактор мотива в сознании – с одной стороны, волю, которую лучше всего рассматривать как подчинённый сознанию динамизм, а с другой стороны, непреодолимое влечение, невольную мотивацию или импульс, начиная с простого интереса и заканчивая настоящей одержимостью». (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 151).

Соль представляет собой противоположность серы и соотносится с женским, статичным принципом. Как и всякий объект в алхимии обладает двойными свойствами, образуя диалектическую пару. Издавна соль соотносится с мудростью. Данная аналогия сопоставления женского принципа с глубинным разумом стара, как мир – ещё у гностиков София отождествлялась с мудростью Божьей. Параллели можно найти и в буддизме ваджраяны, где женский принцип соотносится с мудростью, а мужской – с мастерскими средствами.

Обратным свойством соли для алхимиков была ее горечь, чем ещё раз подтверждается парадоксальность алхимического мышления, ибо «…там, где есть горечь, отсутствует мудрость, а там, где есть мудрость, не может быть горечи» (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 330). Кроме того, соль, как обладающая свойством консерванта, соотносится с обретением бессмертия, так как «засаливание тела» есть метафора обретения тела нетленного. Однако соль в то же время определяет тело как материю обычную, тленную. Подобные противоречия Юнг объяснял тем, что в отличие от «эго», чётко знающего свои пределы, «границы архетипа и размыты, и могут быть нарушены другими архетипами, так что может иметь место взаимообмен определёнными качествами» (Юнг, «МС», пар № 660).

Алхимическую триаду (соль, ртуть, сера) Юнг идентифицирует как архетипическую троицу, встречающуюся ещё в египетской культуре. Таким образом, сера представляет мужской принцип, соль – женский, а ртуть – андрогинный, объединяющий противоположности воедино.

CТАДИИ ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ, первая стадия великого делания начинается с начальной бессознательности, когда сознание находится на очень низком, примитивном уровне (мистерия объединения не может возникнуть, если не произойдёт разъединение). Дух (сера), душа (ртуть) и тело (соль) на первой стадии находятся в состоянии неразделённого единства, где дух оказывается подчинен душе, а душа телу.

Отсюда первоочередной задачей является освобождение души от власти материи: «…разделение обозначает извлечение души и её проекций из плотской сферы и из всех условий окружающей тело среды. Иными словами, это означает интроверсию, интроспекцию, медитацию и тщательное исследование желаний и их мотивов» (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 673). То есть, психологически стадия освобождения души от оков материи соответствует изъятию проекций из внешнего мира и опознавание их как внутреннего содержания.

Алхимики советуют поместить «Меркурий в герметичный сосуд и нагревать до тех пор, пока не произойдёт трансформация». Психологически нагревание соответствует пристальному вниманию и наблюдению, а запечатывание в сосуд – извлечению проекций из объекта. Поскольку мы изначально уравняли концепцию Меркурия с концепцией бессознательного, рецепт звучит так: «Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно» (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 749).

В этом коротком отрывке заключен весь принцип психотерапии, вся тайна исцеления и освобождения. Психолог ничего не привносит нового, он только обучает анализанда видеть свои психические комплексы и не проецировать их вовне. А изменение, в случае исполнения всех необходимых условий, не заставит долго ждать. В сновидениях на этой стадии присутствуют мотивы борьбы, противоборства, преследования, могут появляться видения огня, что знаменует сильное напряжение сознания. Поэтому главная задача – не соскользнуть назад в бессознательное состояние неосознаваемых противоположностей и научиться понимать свои проекции.

CONIUNCTIO, вторая стадия представляет собой процесс слияния сознания и бессознательного. Если вначале основным объектом распознавания были теневые части, которые необходимо наблюдать как бы со стороны, беспристрастно следя за их трансформацией в герметичной колбе, то эта стадия подразумевает встречу с анимой.

На уровне «Coniunctio» происходит полёт в бессознательное (катализируемое анимой) и слияние с теневыми энергиями. Coniunctio в алхимии символизируется священным браком царственной четы Солнца и Луны, Христа и церкви. Так же к символам coniunctio относятся мотивы поглощения или принятия в пищу подобного подобным: «Индивид должен прийти на тайную вечерю с самим собой; это значит, что он признает в себе существование другого человека. Но если он упорствует в своей однобокости, то два льва разорвут друг друга на куски».

Эта стадия представляет определённую опасность для «эго», поскольку сознанию угрожает полное исчезновение, растворение в море бессознательного. Неправильная, неудачная coniunctio угрожает безумием. Потому необходима величайшая осторожность во время прохождение данной стадии. Главная задача аналитика – подготовить индивида к решающей и полной трансформации. Здесь сновидения изобилуют мотивами брака, растворения, полётов во тьму, отождествления с непринимаемыми частями. Вывод: необходимо уметь «отпустить» себя и не препятствовать естественному процессу трансформации.

NIGREDO. Стадия Nigredo, как правило, следует после coniuctio, когда произошло слияние «эго» с бессознательными комплексами; теперь и то, и другое в их прежнем виде умирает и распадается. Nigredo – это уровень смерти, распада и полной утраты какой-либо опоры; ему свойственна тяжелая депрессия, порой с суицидальными желаниями. Кажется, будто там, где раньше было «Я», открылась чёрная дыра, которая поглощает всё и вся. Любые попытки держаться за старое вызывают ещё большие страдания.

Что же касается сновидений, то они изобилуют мрачными мотивами распада; типичны клаустрофобические запертые помещения, расчленения, распятия, кастрации, падения в грязь. Завершение Nigredo обычно знаменует появления в снах мотива мандалы четверичных, целостных конструкций, переживание которых воспринимается как священное.

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ (АНДРОГИН), стадия завершения. Противоположности объединены в новом «Я», которое несёт в себе черты каждой из конфликтовавших субстанций, но при этом не является ни тем, ни другим. Это уровень завершения великого делания, соответствующий соприкосновению с unus mundus (единый ум). Происходит переживание тотального всеединства: «…если должны соединиться такие противоположности, как дух и материя, сознание и бессознательное, свет и тьма и так далее, то соединение произойдёт в третьей вещи, которая представляет собой не компромисс, а новое трансцендентное существо, которое можно описать только посредством парадоксов» (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 765).

Меркурий здесь становится воплощением Самости, предельной целостности, единства с бытиём. Теперь могут активироваться скрытые парапсихологические способности, происходит много синхронистичных совпадений: «…если символизм мандаллы является психологическим эквивалентом unus mundus, то синхронистичность – его парапсихологическим эквивалентом. Хотя синхронистические феномены происходят во времени и пространстве, они демонстрируют замечательную независимость от обоих этих незаменимых детерминант физического существования и потому не подчиняются закону причинности» (там же, пар.№ 662).

Сновидения в этот период связаны с рождением ребёнка, символами четверичности и мандаллы. Завершающая задача: принять изменения с благодарностью и постараться по возможности избегать идентификации с Самостью, ибо любые инфляционные тенденции впоследствии приносят серьёзные проблемы.

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ
Поскольку развитие имеет цикличную форму, то одни и те же стадии могут проигрываться много раз, причём в разных масштабах. Выше был описан архетипический процесс, захватывающий всю сознательную и бессознательную психику (в подобных условиях процесс, как правило, происходит в «кризисе середины», то есть, от 35 до 40 лет). Однако нельзя забывать и о малых координатах, например, если речь идёт об интеграции относительно слабо энергетически заряженного автономного психического комплекса. Сама структура стадий интеграции останется примерно такой же, но, скажем, Nigredo будет не всепоглощающей тоской, а легкой депрессией, и финал окажется, соответственно, не космическим экстазом всеединства, а просто приятным переживанием. Здесь наиболее ясно видно, как знание алхимии помогает в анализе сновидениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

1) Алхимия представляла собой компенсацию односторонней христианской позиции, обращая своё внимание на материю, ища в ней дух. Христианство, напротив, старается отбросить материю во имя духа;

2) Субстанции, с которыми работает алхимик, есть разные составляющие «психе»;

3) Основной темой алхимического искания является создание «философского камня», который есть незыблемая Самость, Христос-Меркурий, где объединяются противоположности;

5) Объединение противоположностей вопреки христианскому «подъёму на небеса» у алхимиков всегда начиналось со спуска в материю, где происходили аннигиляция и распад на атомы, после чего следовало albedo т.е. очищение и воскресение в новом качестве.

6) Сложность и противоречивость алхимических текстов связана с тем, что алхимики сами не знали, о чем говорили, и были объектами, а не субъектами «Великого делания». Ни один человек средневековой ментальности не выдержал бы осознанного восприятия идеи о тёмной стороне Бога.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 1. Ниже приведены две иллюстрации, как алхимические символы продуцируются в «бессознательном» у современных людей. Первый пример я привожу из своего опыта. В раннем детстве (где-то в 13 лет) мне приснился сон, который я навсегда запомнил и лишь значительно позднее узнал, что он имеет отношение к коллективному бессознательному и напрямую связан с алхимическом символизмом. Вот его описание:

АМПЛИФИКАЦИЯ. Начало и конец сна имеют отношение к личному бессознательному, поэтому их можно не затрагивать. Важна основная часть, то действие, которое происходит в кинотеатре, ибо это достаточно сложная архетипическая драма. Архетип «нарушения священного запрета» есть практически во всех мифах, но здесь он предстаёт несколько в необычном ракурсе – главным действующим лицом оказывается не человек, а Бог. Что прямо указывает на древнюю алхимическую мудрость: «Что вверху, то и внизу». Здесь же идёт прямая параллель с гностическим воззрением об «искре божьей, улетевшей в материю и в ней растворившейся». В данном сновидении практически дословно проигрывается алхимический миф о Габриции, устремившимся в объятия Бейи и растворившимся в ней. Бейя в этом мифе представляла первичную материю, которая подвергалась трансформации. Ворона (одна из популярнейших аллегорий Дьявола в средневековой схоластике) у алхимиков символизировала ту же самую первичную материю и стадию Nigredo. Каждый, кто внимательно ознакомился со статьёй, без особого труда узнает в приведённом сне стадию Coniunctio, плавно и естественно переходящую в Nigredo. Внимательный читатель может спросить: если подобные масштабы характерны, прежде всего, для кризиса середины жизни, то почему такой процесс активировался у 13-тилетнего ребёнка, причём во всём архетипическом величии? Однако не стоит забывать, что в психологии (в отличие от других наук) нет непреложных законов, а есть только тенденции. И в данном случае мы имеем дело с исключением, возникающим время от времени. Подобные редкостные архетипические прорывы происходят, если психика по каким-то причинам очень разбалансирована и потому открыта всем «ветрам» коллективного бессознательного. В его бесконечном резерве индивидуальное «эго» находит решение проблемам, которые не решаемы только одними сознательными усилиями.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 2. Следующее короткое сновидение принадлежит женщине, долгое время проходившей психологический анализ. Ее главная проблема – перфекционизм и сверхрационализм, жесткие критерии которого не давали переживать бессознательное во всей его парадоксальности и антиномичности. Сновидение знаменовало ключевой перелом в анализе. «Я у себя дома, вижу, как мой сын разбивает градусник и по всему полу разливается ртуть. Ртути становится всё больше и больше». Думаю, что данное сновидение достаточно понятно всякому, кто ознакомился с данной статьёй, потому не буду повторяться на амплификации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *