что нужно для академического рисунка
Зачем нужны курсы академического рисунка?
Изучать академический рисунок советовали каждому художнику.
Рисовать круги и бюсты, штриховать их линия за линией, тщательно отслеживать свет и тень… Все это рекомендуют начинающим творцам. Но так ли эти знания необходимы? Попробуем разобраться.
Понятие академического рисунка
Чтобы разобраться, зачем нужны курсы академического рисунка, необходимо сначала понять, что именно на них изучают. А занимаются на таких уроках в основном изображением различных предметов: кубов, шаров, конусов, бюстов. Причем делается это так, чтобы максимально точно повторить внешний вид, фактуру объекта.
Для изображения в данной технике важно соблюдение законов перспективы, грамотная композиция или компоновка элементов на рисунке, корректные пропорции всех предметов, верная передача света, теней, а также фактуры поверхности.
Все эти и другие требования делают академический рисунок сложным для освоения предметом, который требует максимального внимания и немалых усилий от ученика. И все же, он стоит того.
Зачем нужен академический рисунок?
В чем же польза академического рисунка? Человек, овладевший этим навыком хотя бы частично, получает следующие преимущества:
Эти и другие важные знания и умения, которые художник приобретает при обучении подобного рода, делают это занятие одним из важнейших в рисовании.
Место академического рисунка в рисовании
Большинство художников уверено: академически
й рисунок сродни урокам чистописания в первом классе. Конечно, их можно перешагнуть, но без них у художника не появится четкое понимание композиции, опрятный штрих и другие знания, формирующие основу профессионализма. Во время этих занятий ученик двигается от простой первоосновы к сложным предметам, анализируя каждый из них и перенося на бумагу.
Но, даже придавая такую важность этому моменту обучения, ни один мастер не рассматривает академический рисунок сам по себе: с точки зрения творцов, это этап обучения, а не вид творчества. Пусть период обучения сложен и долог, но академическое изображение – это то, что необходимо перерасти. Обойтись без него не получится, но останавливаться на этом этапе нельзя, ведь он предполагает наиболее точное повторение реальности. А повторение реальных форм сложно назвать творческим процессом. Не зря работы всех учеников так похожи.
Понять всю прелесть ученических тренировок помогут курсы академического рисунка от художественной студии «АРТАКАДЕМИЯ». Мастера своего дела помогут вам овладеть навыком профессионального рисования, прочувствовать каждый элемент картины, увидеть свои ошибки, изучить правильные подходы. Мы индивидуально поработаем с каждым, поможем вам справиться со сложными моментами. Звоните или приходите на первый урок. Мы уверены, что вам понравится!
Основы академического рисунка
Основы академического рисунка — эта тема столь обширна, что излагается в нескольких томах, поэтому мы начнем с общих понятий и терминов, сделав нечто вроде вводного материала.
Самое главное и первостепенное в рисунке это материалы и положение руки. Без этого можно даже не начинать.
В основном рисунок выполняется графическими материалами. То есть карандашом, углем, мелками, соусом, сангиной и так далее. Но мы с вами начнем с основы основ, то есть с карандаша. Они бывают разной мягкости. Указывается она прямо на корпусе.
Обозначение — Т или Н значит твердый, а М или В значит мягкий. Далее добавляется цифра (степень). Чтобы разобраться, вам следует попробовать порисовать каждым карандашом. Тогда вы наглядно увидите в чем разница. В практике мягкие карандаши чаще используются для набора тона, плавной штриховки и проработки теней, а твердые для изображения четких линий, проработки света и полутонов.
Переходим к бумаге. Здесь никаких заморочек не надо. Главное не берите офисную тоненькую бумагу, ничего путного не получится. Можно для тренировки не брать большие форматы. А уже после того как рука привыкнет, переходить на размеры побольше. Еще один из важных моментов, не рисуйте на бумаге, которая не прикреплена к основанию на котором расположена. Если это маленький лист, малярного скотча будет достаточно. Если формат больше 30/40 стоит пользоваться деревянными планшетами. Натягивать лист на него с помощью воды, степлера или клея. Таким образом вы обеспечиваете для себя идеальные условия. Под листом не будет воздуха и штрих будет ложиться ровно, не создавая проблем.
Немного о положении руки. Не нужно держать карандаш так, как обычно мы держим ручку при письме. Хоть это в первое время будет казаться неудобно, но уверяю, так в ваших движениях будет больше свободы, скорость штриховки будет расти, а лист закрываться стремительнее. Положение 1 хорошо лишь тогда, когда изображение небольшое и вы прорабатываете детали. В других случаях лучше выбирать положение руки как на других представленных вариантах.
Далее рассмотрим средства выразительности. То есть точка, линия, штрих, пятно. Данные средства являются составляющими любого изображения, поэтому их углубленное изучение очень сильно влияет на качество рисунка и мастерство художника.
Линия.
Она может быть любой: тонкой, толстой, прямой, искривленной, прерывистой, бледной, насыщенной и так далее. Одной только линией можно создавать невероятные работы.
Эгон Шиле
Штрих.
Совокупность линий, объединенных в одну форму или условный контур. Это то самое средство выразительности, которым чаще всего пользуются в академическом рисунке. Штрих тоже может быть абсолютно разным. Главное верно выбрать способ штриховки в зависимости от работы. Материальность предметов также передается с его помощью. Твердые предметы (гипс, дерево, керамическая посуда) изображается более сближенным штрихом, а мягкие (драпировки, шерсть, оперение птицы) наоборот раздельным, хаотичным, разобщенным штрихом.
Пятно.
То самое средство выразительности, без которого в вашем рисунке или живописной работе не будет цельности. Мы не можем изображать все предметы одинаковыми по тону и насыщенности. Они попросту сольются в листе в один сплошной серый цвет. Даже наше визуальное восприятие работает в стиле пятна. Мы не видим людей контурами, линиями или совокупностью линий, мы воспринимаем их как пятно. То же самое и с объектами на натюрмортах. Поэтому художник должен развивать видение тоновой разницы между объектами, чем больше различий между ними, тем реалистичнее и лучше рисунок. Пятно помогает придать объем, свет, тень, показать где в натюрморте главное, где второстепенное, разбить его на планы.
Поэтапный набор тона / пятна с помощью штриха
Следующим этапом мы рассмотрим построение самих предметов. Все они имеют свою ось, точки опоры, светотень и объём. Все это нужно уметь передать в вашем рисунке. Но, конечно же, построение первостепенно. Не стоит думать, что построить объект равно срисовать его. То, что вы успешно изобразите контур предмета не значит, что вы сможете его построить. Возьмем примитивный пример для рассмотрения.
Сначала набрасываем контур, примерное пространство, которое займут ваза и яблоко. После этого — ось. В данном случае главная ось вертикальная. На ней «держится» ваза. Если бы она (ваза) была на боку, ось исказилась бы соответственно. Далее намечаем эллипсы (объём внутри). Эта часть подразумевает изучение и понимание перспективы и ее законов, к которым мы перейдем в следующей статье. На третьем же счищаем ластиком линии построения и уточняем вазу. Вот именно после этого этапа можно приступать к работе тоном, но сегодня мы эту информацию пропустим, так как она очень обширная. Помимо перечисленных мной этапов есть еще очень много вещей, которые нужно учитывать при рисовании. Например: композиция, светотень, перспектива, тоновое отношение, плановость, ритм и так далее. Ваша задача отслеживать выход моих статей, внимательно читать, понимать и запоминать материал.
Хотели бы познакомить вас с курсом «Основы рисунка»
Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.
Автор: Анастасия Маркелова
Что нужно для академического рисунка
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
А еще я теперь веду творческие колонки в марте в любимом сообществе http://club-365.livejournal.com/
Если вы думаете, что я с ходу быстренько расскажу, как рисовать голову, скажем, Вольтера или Аполлона, и запугаю вас до смерти – вы глубоко ошибаетесь 🙂 На самом деле, академический рисунок только кажется таким элитным, высокомерным и страшным – как его представляют в академиях. Если вы хотите постичь азы и двигаться дальше – все в ваших руках.
А я немного расскажу, с чего начинать.
Отбывая время в художке, я откровенно не понимала, за что это мучение с многочисленными и не слишком разнообразными геометрическими предметами. И только сейчас – лет в 30, до меня дошло, что я их люблю и понимаю, зачем это все было нужно 🙂
1. Чтобы что-то хорошо нарисовать – вам нужно реально полюбить то, что вы рисуете. Поэтому нужно понимать, что все эти многочасовые штудии нужны для того, чтобы потом нарисовать что-то очень крутое – шикарный средневековый домик, затерянных в небольшом немецком городке, или красивый корабль, стоящий в гавани где-нибудь на лазурном побережье. Потому что все сложное как раз и состоит из таких маленьких кубиков, шариков и прочих конусов и трапеций.
Поэтому начинаем с малого. Первое на чем можно тренироваться, чтобы понять законы перспективы и построения – проволочные каркасы. Они прозрачные и позволяют действительно увидеть всю форму.
2. Следующее, доступное любому непрофессионалу – макеты фигур из плотной бумаги и картона. Лучше белой, потому что на белом понятнее будет, как ложатся тени. И обязательно выставите свет! То есть поставьте близко к своему объекту настольную лампу. И круто будет, если вы зарисуете на листе, как свет идет, причем в трехмерном измерении – больше сверху или больше сбоку, больше от нас или на нас. Такую реальную объемную стрелочку. И тогда, даже если кто-то переставил вашу лампу, паника вас не коснется )
3. Купите книгу про основы академического рисунка, чтобы разобраться с перспективой, тенями, тоновыми отношениями и прочими страшными зверями ) У меня есть такая со страшно сложным текстом, но понятными картинками – Николай Ли. Основы академического рисунка.
Там будут и простейшие упражнения, например, с согнутым многократно листом бумаги, чтобы посмотреть, как изменяется освещение, удаляясь от источника света.
И вообще читайте больше профильной литературы. Это очень помогает разобраться со сложными моментами.
4. Потом можно браться за чашки и другую белую посуду. Пока лучше белую, чтобы цвет не сбил вас с толку. И лучше, если вся эта кухонная утварь не будет блестеть. Сюда подойдут и баночки с кремом, пузырьки и тюбики зубной пасты. Рисуйте пока только форму, без надписей и прочих мелочей.
5. Рисуйте хорошо заточенным карандашом. Если формат небольшой – подойдет хорошая точилка, если мы работаем с листами формата А3 – лучше точить скальпелем, чтобы был длинный острый кончик – иначе вы просто замучаетесь бегать за точилкой и обратно. Еще лучше, если у вас на готове несколько карандашей каждой степени мягкости (я обхожусь HB,B,2B).
6. Тренируйте штрих – есть несколько упражнений, которые помогают его отточить и научиться проводить длинные ровные линии. Например, когда вы рисуете максимально длинные линии максимально быстро на листе А4, пока он не станет очень черным. Фишка в том, что смотреть следить за линией не нужно, а как бы поджидать ее взглядом в той точке, куда, собственно, она и должна прийти.
И правильная постановка руки не помешает, особенно, если вы взяли большой формат и поставили на мольберт.
7. Конечно, самый классный вариант – найти хорошего наставника, если вы хотите докопаться до самой сути всех важных моментов. Но придется поискать. Тут не будут решать цена или известность. Возможно, придется перебрать немало вариантов. Но дело того стоит, потому что хороший учитель поможет разобраться со многими проблемами быстрее, чем если бы вы доходили до всего самостоятельно. Хотя, и самому можно все осилить ) было бы боооооольшое желание.
8. Самый Страшный Секрет того, как научиться рисовать – это рисовать 🙂 Много рисовать, каждый день – обязательно. Чем больше рисуете, тем лучше «набивается» рука, оттачивается стиль. И не обязательно все выкладывать – неудачные эксперименты можно оставить для себя, чтобы потом посмотреть через полгодика – и понять, каким же крутым вы стали 🙂
Академический рисунок: объективность взгляда, рождающая совершенство
Д исциплина, самоконтроль, внимательность, терпение, собранность – те немногие качества, которые воспитывает в нас академический рисунок. Ошибочно считать, что он доступен лишь в высших или среднеспециальных художественных учебных заведениях. Принцип обучения «от простого к сложному» позволяет заниматься академическим рисованием даже детям, начиная с этапа художественной школы или студии.
СОДЕРЖАНИЕ
Что собой представляет академический рисунок
Академический рисунок – это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик. Иногда применяют сангину, уголь, сепию.
Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, не забывая про свет и тень (светотень) на изображаемых моделях.
Первые уроки посвящены знакомству с простыми геометрическими формами: шаром, кубом, цилиндром, призмой, конусом. Если понять конструкцию и распределение света на этих предметах, то в дальнейшем не составит труда разобрать более сложный объект, а далее и строение человека. Почему? Не секрет, что в основе всех предметов лежат простые геометрические формы. Да и человеческое тело мы можем условно разбить на те же геометрические части.
На любой стадии рисунок может считаться законченным, если светотеневую моделировку и конструкцию вести одновременно по всей плоскости листа. Рисовать начинают от общей формы и заканчивают мелкими, детальными прорисовками. А теперь представим, что, попав в группу академического рисунка с нулевыми знаниями, мы зададим друг другу вполне логичный вопрос: «. как художник художнику: вы рисовать умеете?»
Но давайте забудем мифы о том, что основы академического рисунка «неподвластны новичкам», им нужно «учиться много-много лет» и вообще изначально «быть на уровне». Уберём страхи и громкий пафос. Академическое рисование может освоить человек на любой ступени художественной подготовки и знаний.
Замечательный художник, педагог от бога Д. Н. Кардовский оставил вот такие мудрые слова: «..Важно выполнение самой сути рисунка, важна его сущность, а совершенство использования материала — дело второстепенное. Совершенство исполнения приходит само собой в результате длительной работы, как во всяком ремесле. »
История рисунка
Мы не будем оглядываться совсем далеко и говорить о первобытной изобразительной деятельности. Рисунок как самостоятельный вид появился намного позже – во времена европейского Возрождения. К примеру, итальянский рисунок делился на два разных подхода.
Строгой линейностью, выразительной пластикой, скрупулёзностью штриха выделялись представители флорентийской и римской школы. Вспомним зарисовки Леонардо да Винчи и его, поистине, научный подход реалистического изображения человека, животного, окружающих нас явлений и вещей. Совсем другим, более эмоциональным, был рисунок венецианцев. Быстро положенные живописные штрихи в Тициановской графике смотрятся красочными пятнами, напоминая эскизы и наброски.
И вот рисунок начинает своё грандиозное шествие по европейским странам. Приходит в Немецкое Возрождение с великолепным Дюрером. В Голландии XVII века приобретает новую жизнь и широкую известность. Французское общество XVIII столетия полюбило этот простой, лаконичный вид изобразительного искусства. Карандаш, уголь, перо в ловких руках художника творили чудеса, гуляя своим тонким кончиком по бумаге. Веселя графичными зарисовками и портретами не только аристократов, но и простых людей.
А что же происходило в России? Только во 2-й половине XVIII века в Санкт-Петербургской Академии художеств постепенно стал внедряться классический рисунок. Этому способствовали такие блестящие художники-преподаватели как А. Иванов, К. Брюллов, А. Лосенко, Г. Угрюмов.
Следующий «рисовальный» подъём в Академии начнётся с приходом грамотного художника и умнейшего наставника многих поколений студентов – профессора П. Чистякова. И как понятно, точно он рассуждал:
«Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности. Нужно уметь остановиться вовремя, легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь схватить общее. Лучше недосказать, чем пересказать. Неприятно, когда портрет лезет из рамы, лучше, когда он как бы уходит в глубину. Искусство не должно пугать».
Русская школа рисунка всегда отличалась чёткостью форм, строгостью пропорций, внимательным отношением к линии. Несмотря на сложные перипетии судьбы нашего государства, академический рисунок сохранил установленные веками высокие традиции.
Техника рисования
«Иногда можно услышать вопросы: «А ты умеешь рисовать руки? А лошадей? А деревья?» Но ответ на них таков: мы вообще рисуем не «вещи», мы рисуем линии…» (Берт Додсон).
Что такое техника в общем смысле? Это мастерство, умение пользоваться приёмами и знаниями, полученными в процессе обучения от самого простого к более сложному. Давайте рассмотрим основы академического рисунка, которые в своей совокупности как раз помогают овладеть той самой «сильной техникой».
Материалы
Каждый начинающий художник просто обязан изучить «инструменты» для рисования. Не надо на них экономить, но покупать самые дорогие на первых порах тоже не стоит. В чём нужно разобраться:
Отработка приёмов работы с карандашом
Простой карандаш – основной спутник академического рисования. С ним проще всего начинать и «ставить руку»: тренировать моторику упражнениями. Знакомство с линией, штрихом, пятном.
Понятия о композиции и ритме
Для грамотного размещения рисунка в формате листа, нужно узнать, что такое центр композиции и пространство картины. Какое движение, динамику можно задать на плоскости? Как развить пространственное мышление?
Изучение законов перспективы
Для того, чтобы любые тела и предметы «жили» в изображении – необходимо грамотно пользоваться знаниями перспективы. Как ведут себя объекты в пространстве? Что такое сокращение? Точка схода, линия горизонта?
Тональность
На этом этапе студенты узнают самые важные понятия света и тени. Откуда берётся объём? Что такое градации тонального пятна и цельность тональных отношений?
Знакомство и отработка на практике разных видов рисунка:
Примерный список учебных заданий академического рисунка:
Художники
Лучшие мировые художники академического рисунка: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Ян Ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн (младший), Рембрант Харменс ван Рейн, Жан Огюст Доминик Энгр, Антуан Ватто, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов, Павел Федотов, Валентин Серов, Илья Репин и др.
Набор для академического рисунка от О. Рубцовой
Обязательные принадлежности учащегося.
Академический рисунок является обязательной учебной дисциплиной любой школы, училища или ВУЗа, дающего художественную профессию.
Как ничто иное, рисунок имеет канонические основы. Обязательно соблюдение пропорций, моделирование пространства с помощью линейной, а затем воздушной, перспективы, наблюдение, а иной раз, почти вычисление, светотеневого нюанса.
В учебном рисунке основной инструмент- простой карандаш. Для удобства работы на свету и в тенях, а также с фактурой предмета, грифели карандашей имеют различную твердость.
Твердые карандаши (2H, H) хороши для работы на свету, карандаши средней мягкости (F, HB, B) удобны для построения и средних тонов, тени же обычно делают более мягким карандашом (2B, 3B, 4B). Еще более мягкие карандаши используются в эскизных работах, а также в набросках (ССЫЛКА на статью о набросках).
Поскольку традиционным способом наложения тона является штриховка, карандаш должен быть хорошо заточен и его остроту важно поддерживать с помощью канцелярского ножа.
Академический рисунок иначе называют «учебным». Это значит, что придется не только много штриховать, но также исправлять большие куски неверно положенного тона, а также работать в мелких деталях, осветляя и уплотняя их.
Бумагу в академическом рисунке закрепляют на доске или планшете с помощью кнопок или клея, иногда используют степлер или клейкую ленту. Очень удобно, когда работа не скользит, а крепко укреплена, натянута, на планшет. Для этого ее намачивают и закрепляют по боковым частям планшета.
Сама бумага рекомендована чертежная.
Для эскизных компоновок и набросков очень удобен блокнот карманного формата, который всегда бывает с художником. Бумага в нем не должна быть слишком гладкой и плотной. Гладкая удобнее для работы в черно-белой графике пером и мультилайнером, а плотная хорошая для длительной зарисовки.
Состав набора для академического рисунка.
В нашей художественной школе есть четкие требования к материалам, поэтому раньше я давала каждому своему ученику список принадлежностей, которые он самостоятельно покупал в художественном магазине. Сейчас в магазине «Красный карандаш» на Таганке (ул. Большие Каменщики, д. 4) можно приобрести все рекомендуемые материалы в наборе, причем при записи в нашу школу, вы получаете скидку 5 %. О том, как ее получить, спрашивайте при записи в «Классы живописи и рисования» Ольги Рубцовой ( hudojka.com ).
В состав комплекта для новичка входят:
ПРИМЕЧАНИЕ: Бумага приобретается отдельно.
Если набор требуется для школы Ольги Рубцовой, то следует купить чертежную бумагу ГОЗНАК в листах формата А1 (хватает на 2 рисунка) или А2 (один рисунок), чтобы натянуть на планшет.
Если набор приобретается для самостоятельного использования, пожалуйста, уточняйте требования к формату бумаги у своего преподавателя!
P.S. Три секрета.
Поскольку мы начинаем работать на минимальном учебном формате, А3 (30*40см), и работаем сидя, в пленэрной позе, то используем не доску на мольберте, а натянутый планшет с упором на колени. Так бумага не сопротивляется, а рисование более легко и маневренно. Разумеется, чтобы увидеть неудачные места, ученики отставляют работу на 2-3 метра, и, проанализировав, продолжают работу. Рисование на более крупном формате (А2, А1) потребовало бы работы за мольбертом, стоя, но я все равно рекомендовала бы натягивать планшет, это существенно повышает качество работы.
Как натянуть планшет?
1. На чистую горизонтальную поверхность стола положите лист бумаги, форматом бОльший, чем планшет.
2. Сверху положите планшет так, чтобы его рабочая сторона оказалась внизу. Оставьте по краям места для загиба бумаги. Обрежьте бумагу в форме развертки канцелярским ножом и уберите обрезки.
3. Возьмите емкость с водой и мягкую губку. Смочите губку и легкими движениями обильно смочите бумагу по направлению от центра листа к краям, как показано на рисунке стрелками. Переверните развертку и повторите операцию с другой стороны.
4. поверх мокрой бумаги (она станет неровной, волнистой и запузырится), положите планшет рабочей стороной вниз, прижмите к бумаге и закрепите края развертки на боковых гранях планшета с помощью клея (пва, клейстер), степлера или кнопок.
5. Переверните планшет и оставьте его сохнуть.
Внимание! Рабочую сторону бумаги нельзя тереть пальцами и губкой, будьте аккуратны, иначе на рисунке будут неприятные катышки после высыхания.
Ластик для рисования, а мы используем обычно классическую художественную резинку со слоном, важно подготовить к работе со штрихом и тонкими линиями. Для этого его разрезают по диагонали, как показано на рисунке ниже.
В оформлении статьи использована авторская графика О. Рубцовой, а также фрагмент рисунка ученика «Классов живописи и рисования», Михаила Балуева.