в чем смысл русские женщины
Н. А. Некрасов «Русские женщины»: анализ произведения
История создания
Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.
Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).
Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.
Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.
Жанр, направление
По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.
В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.
Образы и символы
Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли
Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.
Смирение в пути
Куда бы ни приезжала Мария, она становилась «героинею дня». В Москве она встретила Пушкина, передавшего ей послание декабристам. Он даёт Марии установку, которой она будет следовать всю жизнь: блажен, кто меняет суету света на подвиг бескорыстной любви. И всё-таки на первом привале в Казани графиня повздыхала, глядя на бал. Окончательно смиряется Мария в конце пути, когда жизнь света уже не важна, и на балу, устроенном в Нерчинске в её честь, она засыпает на диване.
В путешествии Мария подобна героине волшебной сказки. Ей враждебна природа (вьюги, морозы, дикие звери). К её судьбе и судьбе декабристов равнодушны некоторые люди.
Но у неё есть и бескорыстные помощники. У входа на рудник Волконская делает вывод: «Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили…» Даже сам рудник как будто хранит Волконскую и ведёт её к цели.
Переворот сознания
Вся семья уговаривала Марию не ехать: «Напрасна великая жертва твоя, найдёшь ты там только могилу!»
В 20 лет Мария Волконская поняла, что за неё всё решал отец, она не умела думать. Когда она столкнулась с несчастьями, то пережила бурю чувств: бессилие, гнев, волнение. В беседе с отцом Мария осознала, что ею движет чувство долга. У неё нет выбора – ехать или не ехать. Она будет свободна только в ссылке, свободна от собственной совести и от укоров общества: «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!»
Темы, проблемы и настроение
Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.
Основная идея
Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.
В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все преграды.
Семья Марии Волконской
Отец Марии – генерал Н.Н.Раевский, но его имя не называется в поэме. Уже в 19 лет он стал полковым командиром, храбро участвовал во многих сражениях, прославился в войне 1812 года. Тяготы походов с ним разделяла семья. Отец был крутого нрава. Матери он казался почти божеством, а дети любили отца в герое. Отец научил Марию не щадить ничего, служа долгу. Он до последнего не верил, что дочь его ослушается. Он не только не благословил её перед отъездом, но обещал проклясть, если она не вернётся через год.
Анализ стихотворения — Русские женщины. Русский язык и литература
Н.А. Некрасов написал замечательное произведение «Русские женщины», посвященное женам декабристов. Эти смелые представительницы прекрасной половины человечества не побоялись и устроили настоящее восстание в Петербурге на Сенатской площади в 1825 году. Этот бунт возмутил властей, и они сослали женщин вместе с их мужьями в Сибирь.
В течение целого года Некрасов писал эту поэму. Чтобы с точностью передать суть исторических событий, описных в этом произведении, поэт постоянно обращался к достоверным источникам. В нем автор пытался передать главный смысл – это сила духа и величие души русских женщин, их искренние эмоции и веру в настоящую любовь.
Само произведение написано в двух частях. Первая носит название «Княгиня Трубецкая», а вторая часть – «Княгиня Волконская». Эти две сильные и бесстрашные женщины, не испугавшись предстоящих жизненных трудностей и искренне любя своих супругов, приняли для себя серьезное и безвозвратное решение пройти свой путь рядом с мужьями и отправились за ними в Сибирь.
В первой части княгиня Трубецкая прощается со своим отцом, затем, собравшись в дальнюю дорогу за супругом, ее всеми путями отговаривает от этого поступка губернатор. Вторая часть произведения, касающаяся княгини Волконской начинается с главы под названием «Бабушкины записки». Содержание этой части больше выглядит как семейное воспоминание. Вторая глава выражена более душевно и эмоционально.
Некрасова восхищают эти женщины, они, несмотря на предстоящие лишения, голодную жизнь и суровые условия Сибири, не побоялись уйти от хорошей и сытой жизни, отправившись вслед каждая за своим мужем.
Это публичное непокорство к власти, сила характера и собственное мнение восхищают писателя, в его глазах русская женщина является не только матерью и домохозяйкой, но и отдельной личностью с волевым и смелым духом. Не только для себя, но и для других он хотел раскрыть в своей поэме эти черты женской души и характера.
В конце произведения губернатор пытается всеми возможными способами отговорить княгиню Трубецкую от этой поездки. Сначала он пытается вызвать жалость и сострадание к отцу, затем расписывает все прелести жизни в свете, грозит, что придется отказаться от титула княгини. Губернатор призывает женщину остановиться, ведь мучения, которые она будет испытывать в ссылке, лягут тяжким бременем и на ее супруга. Он будет винить себя в том, что его супруге приходится несладко.
Но настоящая русская женщина, коей является княгиня Трубецкая, жена декабристка уверена в правильности своего поступка. Она считала, что любая жена, любящая своего мужа должна следовать за ним. Умение пожертвовать собой и своими благами ради сильной любви и справедливости делают человека поистине сильным и смелым.
Анализ 2
В середине семидесятых XIX века в России снова намечался подъем общественности. Большинство русских писателей и поэтов не желали оставаться в стороне и стали поднимать все социальные проблемы на страницах своих произведений. Некрасов вдохновленный подвигом отважных русских женщин декабристок пишет поэму «Русские женщины», которая появляется на страницах журнала «Отечественные записки». В поэме возникают два высокохудожественных женских образа русских княгинь Трубецкой и Волконской.
Произведение посвящённое женщинам Некрасов пишет в жанре поэмы, которая представляет собой крупное лирическое произведение с повествовательным сюжетом.
Отправляющаяся за мужем княгиня Трубецкая идёт с полной уверенностью в своём высоком долге, который она обязана разделить с супругом.
У отца она просит лишь благословения, желая вызвать своим поступком чувство гордости. Но отец переживает за родную дочь и не может позволить себе с легкостью её отпустить.
Основа первой части строится на диалоговой форме Трубецкой и губернатора пытающегося уговорить её возвратиться домой. Чтобы встретиться с губернатором княгиня провела в пути около двух месяцев. Во время которых даже успел заболеть её сопровождающий. Эту проблемную ситуацию автор преподносит засчет литературного приёма — сопоставления.
Губернатор лично вышел встречать княгиню, так как получил приказ вернуть её обратно.
Но княгиня верна своему желанию и на любые доводы губернатора отвечает: «Долг меня зовет».
Форма диалога, которую выбирает автор в общении героев, наиболее лучшим образом способна раскрыть весь их внутренний мир со всеми чувствами и переживаниями.
Губернатор во время общения с княгиней настолько проникся её отвагой, что вызвался даже лично отвезти её.
Вся поэма «Русские женщины» Некрасова пропитана героизмом и мужественностью русских женщин, которые несмотря ни на какие проблемы и преграды пошли в сибирскую ссылку за своими мужьями. Они добровольно решили разделить тяжелую участью своих мужей. Испытания, которые им довелось пройти показывают стойкость нрава, преданную верность и сильную любовь.
Княгиню Трубецкую автор демонстрирует с внешней стороны, изображая её реакцию на трудности, которые возникают на пути. Среди них центральный эпизод — это сцена с губернатором, который запугивает её всевозможными лишениями. Предупреждает о том, что придётся ей жить в неволе, питаться сухарями терпя весь ужас движения по этапу.
Но все запугивания меркнут перед смелостью княгини.
Смена изначального названия поэмы «Декабристки» на «Русские женщины» способна в большей степени подчеркнуть героизм и нравственную красоту русских женщин, которыми они славятся испокон века.
Для Некрасова было важно превознести истинную женскую сущность, которую в России всегда недооценивали. Будь то обычная крестьянка или богатая дворянка, неважно, а важным для поэта было показать именно то, что русская женщина всегда способна на подвиги.
Анализ поэмы Русские женщины
Поэма Н. Некрасова «Русские женщины», на создание которой его вдохновил подвиг жен декабристов, написана в двух частях. Первая рассказывает о княгине Екатерине Трубецкой, а вторая, представленная в форме семейных воспоминаний о княгине Волконской.
Обе княгини принимали участие в протестах в Петербурге, проходящих на Сенатской площади в 1825 году. Это вызвало сильное возмущение властей и женщин отправили в ссылку вслед за мужьями. Княгиню Трубецкую всячески отговаривает от продолжения поездки генерал-губернатор. Он проводит параллель между ее нынешней беспечной и сытой жизнью и полной лишений жизнью в Сибири, запугивает предстоящей нищетой и утратами. Он также пророчит Трубецкой потерю дворянского титула и полное забвение в светском обществе. Но княгиня осталась непоколебима в своем решении, уверенная в том, что обязана разделить участь своего мужа. Более того, она не представляет дальнейшего существования в обществе людей, чей страх и тщеславие не позволили оставить праздную жизнь и светскую суету.
Не менее важный выбор становится перед княгиней Марией Волконской, которой кроме звания, привычных развлечений и комфорта, пришлось расстаться с маленьким ребенком. До предела эмоционально описан момент ее прощания с малышом, невозможно представить какой ураган чувств происходил в ее душе и каких сил ей стоило справиться с ним и не изменить решения. Понимание и принятие своего мрачного будущего, бесконечно долгая и тяжелая дорога в Сибирь окончательно формируют сильную личность в этой нежной девушке.
Некрасов восхищен стальным характером и бескорыстной верностью героинь своим супругам и гражданской позиции. Не только для себя, но и для читателя он хотел показать поразительную глубину души русской женщины, ее жертвенность, безоговорочное следование долгу чести. В его глазах героини предстали в новом свете, в образе волевых личностей, но побоявшихся таких крупных перемен в жизни, а не в привычном образе матери и хранительницы очага. Главной задачей поэта было познакомить читателя с поистине великими, фантастическими людьми своего времени, с которой он справился не без труда, подарив миру это выдающееся произведение.
На протяжении года автор писал эту поэму. Часто в диалогах с друзьями, он отмечал, что написание дается нелегко, потому что ему было важно, чтобы работа прошла цензуру. Чтобы с достоверностью передать суть исторических событий, описанных в ней, Некрасов постоянно обращался к документальным источникам. Причиной этому было крайнее нежелание русских аристократов делиться фактами и воспоминаниями. Отсутствие сведений о случае княгини Трубецкой заставило прибегнуть поэта к методу художественного домысла в некоторых сценах, что не помешало воссоздать ее образ, в котором заключена вся храбрость и безоговорочная преданность русских женщин.
Анализ стихотворения Русские женщины по плану
Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)
Автор: Guru · 17.09.2018
Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.
История создания
Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.
Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).
Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.
Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.
Жанр, направление
По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.
В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.
Образы и символы
Темы, проблемы и настроение
Основная идея
Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.
В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.
Средства художественной выразительности
Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).
Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. »), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).