что нужно делать при тумане на машине
Как правильно и безопасно ездить в тумане
Статья о том, как правильно управлять машиной в тумане — правила безопасной езды, что нельзя делать, советы и рекомендации. В конце статьи — видео о 20 советах вождения автомобиля в тумане. Статья о том, как правильно управлять машиной в тумане — правила безопасной езды, что нельзя делать, советы и рекомендации. В конце статьи — видео о 20 советах вождения автомобиля в тумане.
Туман — одно из наиболее опасных природных явлений для автомобилистов, поскольку он ограничивает зону видимости порой до нескольких метров. В «молочной» оболочке расположение всех объектов видится намного дальше, чем в действительности, и скорость ощущается меньше, нежели на самом деле. Во избежание аварий на дорогах в густой туман ехать на машине нужно с пониженной скоростью — до 10 км/ч.
В летний период наиболее активен предрассветный туман. А после знойного дня он может всю ночь не рассеиваться над дорогой. В зимний сезон при плюсовой температуре часты многодневные туманы, незначительно рассеивающиеся на несколько часов днём.
Туман может наступить совершенно внезапно, заставив водителя врасплох. И так же быстро исчезать.
На что ориентироваться при езде в тумане
Хорошими помощниками при езде в тумане являются ограничительные столбы, которые излучают красный свет. Если их нет, нужно ориентироваться по асфальтовому полотну. Ориентироваться по задним фонарям впереди идущего автомобиля не стоит, поскольку водитель данной машины видит не больше остальных.
Осевая линия на некоторых перекрестках отсутствует, поэтому чтобы не сбиться с пути, можно уменьшить скорость до минимума и ждать, пока подсказывающая линия станет видна. Лучше также не съезжать со своей разметки и не перестраиваться.
В плотном туманре цвета источников света меняются. Короткие волны при прохождении через туманную пелену рассеиваются сильнее и быстрее, чем длинные. Длина красного луча в спектре наибольшая и воспринимается человеком быстрее и чётче. Красный цвет светофора виден издалека значительно лучше, чем жёлтый или зелёный — они даже при небольшом расстоянии рассеиваются и теряют яркость. Зелёный цвет превращается в желтоватый цвет, а жёлтый – в красноватый.
Как вести себя автомобилисту в случае возникновения густого тумана
Чего не нужно делать
Уход за фарами
Большую ценность в деле обеспечения безопасности машины при езде в тумане представляют световые приборы автомобиля, поэтому о них желательно позаботиться заранее. Часто водители вспоминают о неисправности фар машины, лишь когда по какой-то причине фары недостаточно хорошо освещают дорогу или когда их слепит встречный автомобиль.
Любая фара состоит из источника света, отражателя, рефлекторного стекла и корпуса с креплением. Главные правила в ухода за фарами:
Выезжая в туман, следует заранее позаботиться о чистоте и рабочем состоянии всех фар. Если при движении автомобиля фары слабо освещают дорогу, нужно остановиться на обочине и хорошо их протереть, предварительно включив проблесковые маячки и аварийные огни.
Скользкая дорога
Асфальт в оседающий туман влажный и мокрый, как в дождливую погоду. Исходя из этого, дорога становится достаточно скользкой, и машину может занести даже на маленькой скорости. Уменьшается сцепление, следовательно, увеличивается тормозной путь.
Что делать в такой ситуации:
При первых признаках усталости
Нервная система по-своему реагирует на возникновение тумана. Неясная горизонтальная видимость, напряжённое эмоциональное состояние, внезапное появление из белой мглы другой машины — все это может вызвать панику, что провоцирует резкое снижение внимания и потерю ориентации в пространстве, и водитель может допускать ошибки.
Туман порой бывает настолько плотным, что поездку лучше отложить и терпеливо ожидать изменения погоды. Как начинающим, так и профессиональным водителям важно знать, что внимательность, осторожность и спокойствие — необходимые правила при движении на автомобиле в сильный туман.
20 советов вождения автомобиля в тумане — в видео:
Вождение в тумане: Три правила безопасной езды
Поздняя зима и ранняя весна — время самых сильных туманов. И ездить в них — занятие непростое, особенно, для начинающих водителей.
Конечно же, советы не помогут практическим навыкам, но вот в голове остаться могут, а в нужный момент выстрелить и… возможно, сберечь здоровье вам и другим участникам дорожного движения.
Самое опасное в туманную погоду — весьма ограниченная видимость, которая может спровоцировать как мелкие, так и серьезные ДТП. Как бы это удивительно и смешно не звучало, но самое первое и главное правило безопасной езды в тумане — не ездить в тумане. Да-да, именно так. Если есть возможность остаться дома (или там, где вы находитесь) и переждать непогоду, лучше поступить именно так. Поверьте, никто не сочтет вас трусом или плохим водителем.
Однако, если обстоятельства сложились так, что вам все-таки пришлось сесть за руль, или вы буквально ворвались на автомобиле в зону тумана (обычно так бывает при резких перепадах температуры между днем и ночью), то придется напрячь всю свою внимательность и соблюдать все нижеперечисленные правила.
Снизьте скорость
Речь даже не в соблюдении скоростного режима (это должно работать априори). Речь о том, что в условиях ограниченной видимости препятствия возникают на дороге внезапно. Только что вы не видели автомобиль, ограждение или поворот, а он — тут как тут. Скорость даже согласно знакам может оказаться слишком высокой для торможения или маневра. Поэтому действовать нужно по ситуации и видимости — если нужно, то снизить скорость не только до 15-20 км/ч, но и до 5.
Фото: globallookpress.com © Bahnmueller
У бывалых водителей есть даже правило: в тумане скорость должна быть в половину меньше расстояния, на которое вы видите. Видимость около 10 метров, скорость — 5 км/ч; видимость — 50 метров, скорость — 25 км/ч и так далее.
Если же туман становится все гуще и гуще, а видимость — все меньше и меньше, то есть смысл остановиться и переждать. Правда, при остановке имейте в виду: не стоит парковать автомобиль прямо у обочины. Помните — вас не видят точно так же, как и вы не видите их. И стать причиной ДТП — не очень хорошая идея. Если все же съехать глубоко некуда, то не забудьте «подсветить» автомобиль всеми возможными средствами — «аварийки», стояночные огни, габариты и так далее.
Светотехника автомобиля
ПДД обязуют водителей включать габаритные огни, ближний свет фар и противотуманные фары (передние и задние). Дальний в тумане лучше не включать — сильный пучок яркого света не только не поможет рассеять туман, но и создаст перед автомобилем опасную световую завесу, ослепляя при этом самого водителя.
Важно: противотуманные фары должны быть действительно противотуманными, желательно, с лампами желтого цвета, которые эффективно рассеивают туман. Кроме того, важна и настройка противотуманок — они не должны бить в глаза встречным водителям.
Маневрирование в тумане
Возможно, это покажется вам смешным, но в тумане лучше максимально воздержаться от маневрирования. Даже от самого простого. Обгоны, объезды и прочие маневры могут привести к серьезным ДТП. Дело в том, что туман, особенно в темное время суток, существенно путает наш с вами глазомер. И те объекты, которые кажутся нам далекими, могут оказаться гораздо ближе, чем есть на самом деле. Поэтому держите дистанцию от впередиидущего автомобиля больше, чем обычно. Не совершайте резких движений — разгона, торможения и так далее. Совершайте только те маневры, которые действительно необходимы, и только несколько раз убедившись в их безопасности.
Если позволяет погода, стекла лучше опустить и выключить музыку. Иначе можно не услышать сигнал клаксона или иные важные звуки.
Фото: globallookpress.com © Jochen Tack
Еще одно правило при маневрировании в тумане — старайтесь держаться ближе к правой стороне. Левой стороны придерживаться более чем опасно — в тумане встречный автомобиль появится прямо перед вами внезапно, а среагировать вы можете не успеть.
Напоследок хочется напомнить, что езда в туман — это большой стресс для водителя, каким бы опытным он не был. Плюс ко всему, это и высокое физическое напряжение — на всю катушку работают и мозг, и глаза (особенно если вы едете по незнакомой дороге), и даже руки рефлекторно сильнее сжимают руль (хотя это совершенно не обязательно, как и говорят в автошколах). А все эти факторы ведут к быстрому переутомлению и снижению концентрации, что может привести к ДТП.
Не забывайте, если полоса тумана оказалась шире, чем вы думали, есть смысл остановиться и размяться (помните про правила остановки у обочины, описанные выше). Правило «Быстрее едешь — быстрей приедешь» в тумане точно не работает.
С неработающими или грязными осветительными приборами и с неработающими «дворниками» езда категорически запрещена. Иначе такой автомобиль может стать серьезной помехой движению или даже причиной ДТП.
8 советов, как правильно ездить в туман
Водители не раз отмечали, что наиболее сложно и опасно водить транспортное средство в условиях туманности. Слабая видимость, высокий уровень влажности значительно увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий. Для того, чтобы избежать столкновений, травм участников движения, порчи личного или государственного имущества, необходимо придерживаться ряда простых рекомендаций.
Включенные осветительные элементы
Движение в тумане станет легче и безопаснее, если включить габаритные огни, а после, настроить фары на ближний свет. В условиях плохой видимости дальний свет только мешает, рассеиваясь по густой дымке, отражаясь на транспортном средстве. Автомобилистам следует подключить задние фары, чтобы обозначить свое месторасположение для водителей, едущих сзади.
Если ближний свет также начинает отблескивать в мелких капельках на стекле и капоте, стоит настроить фары максимально вниз и сделать концентрированный луч.
Противотуманные фары
Противотуманки стоит использовать только при очень густом тумане. Такой способ освещения значительно эффективнее обычных фар (можно комбинировать противотуманные фары и фары ближнего света).
Определять расстояние в тумане сложно. Водители могут ориентироваться на столбы, расположенные вдоль дороги, строения, верхушки или стволы деревьев. Хорошо, если движение происходит по дорожному полотну с разметкой, тогда ориентир можно выбрать некоторое количество прерывистых линий.
В тумане все предметы кажутся дальше в несколько раз, чем есть на самом деле. Особое внимание стоит уделить светофорам и переездам. В дымке свет рассеивается, красный кажется желтоватым, а зеленый – желтоватым.
Обогрев
В условиях туманности образовывается конденсат из-за разницы в температуре среды и внутри салона автомобиля.
Избежать конденсата можно, если подключить обогрев салона и лобового стекла.
Для устранения туманного «пота» стоит использовать специальные растворы или обычную сухую материю. Протерев стекла изнутри, можно избавиться от потеков, сделать обзор более хорошим.
Открытые окна
Даже в холодное время года, следует немного приоткрыть окна в машине. Это позволит ориентироваться по звукам, различать голоса, музыку, шум колес других транспортных средств.
Ориентируясь по звукам, можно услышать сигналы железнодорожного переезда, машину, едущую на высокой скорости.
Соблюдение дистанции
Передвигаясь по магистралям и трассам в условиях слабой видимости из-за тумана, следует позаботиться о достаточном расстоянии между участниками движения:
Передвигаясь по городу, дистанция позволит объехать предметы на дороге, притормозить на лежачем полицейском. За городом, дистанция между транспортными средствами позволит избежать столкновения с животными.
Контроль скорости
Двигаться в тумане следует на пониженной скорости. Дорожное полотно становится скользким, видимость слабая, это провоцирует столкновения и аварии. Лучше всего передвигаться со скоростью 50-70 км/ч.
Низкая скорость позволяет предотвратить бесконтрольное движение юзом, снизить тормозной путь.
Соблюдение рядности
Лучше всего, когда при перемещении в тумане есть возможность совершения маневров. Для этого, предпочтительнее выбирать среднюю полосу и двигаться по ней, не сворачивая без необходимости.
Концентрация и внимание
Всегда нужно быть внимательным и сконцентрированным за рулем, а особенно, при низкой видимости. Есть угроза не заметить пешехода или автомобиль. Сосредоточенный водитель всегда успеет совершить маневр, уйти от столкновения из-за невнимательности других участников дорожного движения.
В тумане многие автолюбители замечали резкую потерю внимательности, некую растерянность, визуальные и звуковые иллюзии. Следует выбрать ряд и медленно передвигаться, обращая внимание на все сопутствующие звуки, знаки, разметки.
А так же самые интересные статьи:
Как правильно ездить в тумане?
Вождение в тумане требует специального комплекса приёмов и мер безопасности
В летние и осенние месяцы перспектива тумана на российских дорогах становится все более вероятной. И даже если Вы уверенный водитель, то он может сделать вождение достаточно трудным и опасным, а если Вы едете в машине пассажиром, то туман может быть глубоко нервирующей перспективой.
Но у нас для Вас хорошие новости: если Вы будете следовать нескольким простым правилам, и вместе с этим будете терпеливым, разумным и осторожным, Вы можете минимизировать вероятность плохих последствий. Конечно, Вы не можете облегчить аналогичным образом процесс вождения для других водителей, и они по-прежнему будут представлять опасность для Вас, но если Вы сами будете знать основы безопасного вождения в тумане, то по меньшей мере наполовину опасность Вы снизите.
Отправляйтесь в поездку только по мере необходимости
Да, Вы слышали это в прогнозах погоды, официальных сводках ГИБДД, где говорили о предстоящем тумане, да и в окно собственного дома Вам не видно даже соседнего здания, но ведущие прогнозов и официальные лица не случайно предупреждают об опасности. Ваша поездка по-настоящему что срочное или важное? Настолько срочное и настолько важное, что Вы готовы подвергнуть себя и своих пассажиров опасности? Если нет, то, может быть, лучше остаться дома, выпить чашечку чая и подождать, пока видимость улучшится, занявшись не менее важными делами дома? Мы можем поручиться за то, что это будет приятнее и продуктивнее, нежели застрять в огромной пробке, или, что ещё хуже, стать причиной такой пробки в холодный туман.
Проверьте фары и используйте их правильно
Кстати, используйте задние противотуманные фары, только если туман достаточно густой. Все автомобили оснащены задними противотуманными фонарями, потому что их включения в условиях густого тумана требуется законом. А Вы знаете, как включать и выключать их? Если нет, при первой же возможности загляните в инструкцию по эксплуатации. Помните, что и задние противотуманные фонари работают также только в режиме ближнего света фар, так что убедитесь, что Вы едете не с дневными ходовыми огнями или вовсе с выключенным светом.
Не включайте задние противотуманные фары раньше, чем это реально нужно, ну, разве только Вам очень хочется ослепить водителя позади Вас. Мы бы рекомендовали включать задние ПТФ только тогда, когда видимость дороги не превышает 100 метров (Вы ведь помните из ПДД, что передние противотуманные фары нужно включать в условиях недостаточной видимости, которая составляет менее 300 метров).
К слову, передние противотуманные фары выбрасывают низкоидущий широкий луч, который режет туман, чтобы помочь Вам увидеть края дороги. Их на самом деле совсем не обязательно использовать, если туман не очень густой, так как они хоть и предоставляют преимущество в плане видимости, но также имеют свойство ослеплять водителей встречного транспорта.
Включите печку и/или кондиционер (климат-контроль)
Туман снаружи часто будет приводить к конденсации внутри салона автомобиля, и в туманную погоду, такой конденсат может образовываться весьма внезапно. Были даже случаи, когда водители очень долгое время ехали в условиях якобы тумана, но затем, когда видимость становилась практически нулевая, они останавливались на обочине, включали «аварийки», выходили из машины и. обнаруживали, что это был вовсе не туман, а их стёкла очень равномерно запотевали, а снаружи авто был уже вполне солнечный ясный день.
Некоторые современные автомобили имеют подогрев передних ветровых стёкол, которые могут быстро удалить осевший на лобовом конденсат и должны использоваться всякий раз, когда происходит конденсация в машине.
Вы, возможно, думаете, что оставили достаточно места для торможения, если автомобиль перед Вами начнёт экстренно тормозить. Но что делать, если автомобиль перед Вами не оставил дистанции перед собой. Если он врежется в авто перед ним, то это приведёт к внезапной его остановке, намного быстрее, чем Вы ожидаете. В этом случае Вам будет недостаточно того расстояния, которое Вы оставили.
Кроме того, не забывайте о том, что в условиях такой влажной погоды мокрая дорога обуславливает гораздо больший тормозной путь.
Особенности управления автомобилем в тумане!
Неблагоприятные атмосферные условия значительным образом влияют на безопасность дорожного движения. И речь идёт не только о холодном периоде года, когда на дорогах возникает гололедица или идёт снег, образующий дорожные завалы и препятствующий нормальному движению.
Одной из наиболее серьёзных опасностей для автомобилистов является туман. Это природное явление значительно ограничивает видимость вокруг автомобиля, что напрямую влечёт увеличение количества столкновений, наездов и прочих дорожно-транспортных происшествий.
Статистика дорожных происшествий указывает на то, что более трети всех самых серьёзных автомобильных аварий происходит именно в условиях резкого снижения видимости, вызванного туманом. В условиях тумана стаж вождения и технические возможности даже самых передовых марок автомобилей сводятся к минимуму.
Всё дело в том, что в тумане человеческий глаз теряет способность точно рассчитывать расстояние до впередиидущего автомобиля, а также иного препятствия. Все предметы в тумане воспринимаются расположенными намного дальше, чем это есть на самом деле. В связи с чем, на первые роли выходит, то, каким образом водитель будет вести себя в таких сложных погодных условиях, его благоразумие, рассудительность и ответственность.
— Основные правила для безопасной езды в тумане:
Чтобы максимально обезопасить себя и других участников дорожного движения от возможных очень печальных последствий дорожных происшествий, обусловленных туманом, следует запомнить несколько правил и рекомендаций, и руководствоваться ими при езде в условиях ограниченной видимости.
Главное и самое надёжное правило, касающееся езды в туманную погоду, заключается в том, что при наличии возможности воздержаться от поездки в тумане, и лучше всего использовать такую возможность. Лучше максимально подстраховаться и отложить запланированные дела, чем попасть в беду.
Если же возможности отложить поездку нет, стоит помнить, что основным залогом безопасной езды в условиях тумана является значительное снижение скоростного режима. Если вы попали в туман внезапно, уже совершая свой маршрут, помните, что к месту назначения вы в любом случае прибудете с опозданием. Поэтому, попав в туман, выбирайте ту скорость движения, при которой вы наверняка сможете адекватно среагировать на возникшее препятствие, успев затормозить или совершить иной манёвр.
В условиях плохой видимости скорость может составлять, как 20, так и 5 км/ч. Вообще, существует «золотое» неписаное правило установления скоростного режима езды в тумане: показатель скорости автомобиля должен быть меньше половины показателя расстояния видимости.
Так, к примеру, если видимость не превышает двадцати метров, то скорость движения автомобиля в таких условиях не должна быть более десяти километров в час. А, если туман слишком густой и видимость на дороге не превышает двух метров, настоятельно рекомендуется прекратить движение и остановиться. Лучше подождать, пока столь плотный туман рассеется, потеряв при этом немного времени, чем впоследствии жалеть об опрометчивом решении ехать вслепую.
Останавливаясь на шоссе, нужно постепенно прижиматься к правой обочине дороги. Ориентируйтесь по расположенным вдоль обочины предметам – деревьям, домам, заборам. Самым лучшим вариантом будет съезд с полотна дороги подальше на обочину. При этом обязательным условием будет включение габаритных огней или аварийной сигнализацию, вне зависимости от времени суток.
— Обязательно обозначьте себя:
Требование о включении габаритных огней, фар ближнего света или противотуманных фар, при движении в условиях тумана является одним из основных. А вот включать дальний свет фар категорически запрещается — в этом случае перед автомобилем возникает плотный световой занавес, не только препятствующий остаткам видимости, но отражающий свет фар, ослепляя тем самым водителя. В подавляющем большинстве случаев, туман не ложится на землю, повисая над её поверхностью в нескольких сантиметрах, в связи с чем, правильно настроенные противотуманные фары будут самым эффективным способом осветить дорогу и обозначить свой автомобиль.
— Маневры в условиях плохой видимости:
Совершать манёвры, которые в обычных условиях езды были бы абсолютно нормальными, не рекомендуется, как не рекомендуется проявлять и другие признаки «лихачества». Лучше избегать всевозможных внезапных маневров – обгонов, перестроений, опережений. Двигаясь в тумане, очень сложно адекватно оценить движения других автомобилей. Ведь поэтому и правила дорожного движения запрещают обгон во время тумана. В случае если обгон или опережение обусловлено реальной необходимостью, следует заранее предупредить любым доступным и понятным способом о предстоящем манёвре водителя, едущего впереди автомобиля. Не стоит доверять задним огням идущего впереди авто – дистанцию стоит держать ощутимо больше, чем в обычных условиях.
Те, кто продолжает в тумане ехать, как ни в чем не бывало, показывают не своё мужество и мастерство, а безрассудность. Водитель, обгоняющий без явной на то причины, играет с опасной неизвестностью. Помните, что водителей — специалистов по движению в условиях плохой видимости не существует. Также стоит избегать и неожиданного торможения. При необходимости остановиться, нужно постепенно снижать скорость и после остановки включить аварийную сигнализацию. Кстати, в условиях тумана значительно искажается не только восприятие расстояния до предметов, но и их цвета. Поэтому, в тумане, как никогда актуальна поговорка про «семь раз отмерь, один отрежь». В данном случае, она говорит о том, что лучше лишний раз удостовериться в истинности сигнала светофора, чем двигаться, бросив в его сторону поверхностный взгляд. Кроме того, желательно ориентироваться не по задним огням попутной машины, а по дорожному полотну.
Во время тумана лучше опустить стёкла автомобиля. Так будет гораздо больше шансов услышать нужные звуки с дороги. В условиях плохой видимости водители нередко используют сигнал клаксона. Для лучшего ориентира в пространстве, стоит периодически отвечать звуковым сигналом своего автомобиля другим участником движения – это обеспечит лучший ориентир в пространстве.
— Дополнительные негативные факторы езды в тумане:
Учитывая, что туман представляет собой мельчайшую водяную пыль, на ветровом стекле движущегося в тумане автомобиля постепенно скапливается влага, создающая дополнительные препятствия обзору. Поэтому, при движении в тумане, стоит включить дворники ветрового и обогрев заднего стекла. Не забывайте и об эффекте аквапланирования, который может быть спровоцирован водянистой плёнкой от густого тумана на дорожном покрытии. В таких условиях тормозной путь значительно увеличивается.
Водитель, управляющий автомобилем в условиях недостаточной видимости, практически всё время движения вынужден пребывать в состоянии высокого эмоционального напряжения и повышенной опасности. Такое состояние провоцирует быструю утомляемость и резкое снижение внимания. Чтобы отсрочить переутомление, не стоит смотреть длительное время непосредственно на дорогу перед автомобилем, кроме того, это поможет не потерять ориентацию на затуманенной дороге.
Если туман не рассеивается на протяжении длительного времени, особенно в ночное время суток, стоит периодически останавливаться для отдыха и снятия нервного напряжения. Ни в коем случае нельзя пытаться как можно быстрее преодолеть местность, покрытую туманом, вопреки усталости, надежнее и безопаснее переждать туман, съехав с дороги.