что нужно делать при рождении ребенка по исламу
Что мусульмане делают при рождении ребёнка?
Появление новорождённого в этом мире – одно из наиболее значительных событий в жизни семьи, приносящее большую радость и вызывающее восторг у родителей, родственников и друзей. Новорождённый вдохновляет родителей и даёт новую жизнь их сердцам. Забываются испытания и невзгоды, и внимание родителей теперь сосредоточено на ребёнке. Однако важно понимать, что вместе с радостью появления нового человека на родителей ложится и ответственность перед Всевышним, связанная с уходом за ребёнком и его воспитанием.
Исламом чётко оговорены положения, связанные с рождением ребёнка и которых следует придерживаться для того, чтобы с самого рождения младенец и его родители находились под Божьей благодатью, под благотворным воздействием исламской традиции.
После рождения ребёнка
В случае наличия возможности и если здоровье малыша позволяет, следует его искупать. После этого следует произнести азан в его правое ухо и икамат – в левое. Азан может произнести отец ребёнка или взрослый мусульманин.
Священные слова азана и икамата должны быть первыми словами, что донесутся до слуха младенца. Именно они символизируют величие Господа, содержат формулу единобожия, признание которой делает человека мусульманином.
После азана и икамата предпочтительно произнести следующее дуа:
«Аллаhумма иннии у’изуhу бика ва зуррийятаhу минаш-шайтаанир-раджиим»
Смысл: «О, Аллах! Прошу Тебя защитить его и его потомство от сатаны, изгнанного и побиваемого» (сура «Аль-Имран»).
Далее произнесите суру «аль-Ихляс».
«Аллаhумма ‘аллимhу-ль-китааба валь-хикмата ва фаḱḱыhhу фид-диин»
Смысл: «О Аллах! Обучи его Кyр`ану и мудрости (Сунне) и осени его пониманием религии».
Можно также произнести:
«Аллаhуммадж ‘альhу барран таḱыйян ва амбитhу филь-Ислями набатан ẍасана»
Смысл: «О Аллах! Сделай его праведным и богобоязненным и дай ему преуспеть в Исламе прекрасным образом».
Плацента и пуповина
Следует уважительно обращаться с плацентой и пуповиной и закопать их с должной заботой, поскольку это части человеческого тела. Выбрасывание в качестве мусора и сжигание в печи неприемлемо. Мёртвое тело человека, а также части его тела и органы не следует ни кремировать, ни выбрасывать.
Тахник подразумевает вкладывание крохотной части разжёванной сладости в рот младенца, желательно чтобы данным веществом являлись финики. Мёд или что-нибудь сладкое могут послужить их идеальной заменой. Тахник является сунной.
Посланник Божий ﷺ сам совершал тахник многим сподвижникам – например, Абдулле бин Зубайру и Абдулле бин Тальхе (да будет Господь доволен ими).
Пророк ﷺ совершил тахник не только указанным двум сподвижникам, но и многим другим. Как передавала мать правоверных Айша (да будет Господь доволен ею), приносить своих детей Посланнику Всевышнего ﷺ для тахника и благословения было обычной практикой среди сподвижников.
Цель тахника в том, что данное действие укрепляет мышцы полости рта, способствует подготовке ребёнка к принятию материнской груди и сосанию молока наилучшим образом.
Тахник может совершить праведный член семьи или мать ребёнка. Если по той или иной причине тахник пропущен, в этом нет ни вреда, ни греха.
Бритьё головы младенца и жертвоприношение
На седьмой день после рождения согласно Сунне Пророка Мухаммада ﷺ желательно побрить голову младенца, а серебро, вес которого равен весу волос, следует раздать в благотворительных целях (садака).
(Прим.: при определении седьмого дня дату рождения следует считать первым днём.)
Забой животного за ребёнка на седьмой день тоже является желательным. В целях акыки следует заколоть двух овец или коз за мальчика и одну овцу или козу за девочку (в обоих случаях имеются в виду животные любого пола).
Также является желательным дать имя ребёнку в тот же самый день. Однако есть и другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребёнка. Посланник Аллаха ﷺ назвал своего сына в день его рождения в честь Пророка Ибрахима (мир ему).
В одном из хадисов передаётся, что Пророк ﷺ совершил жертвоприношение за Хасана и сказал Фатиме удалить его волосы и раздать милостыню в размере, равном серебру, соответствующему по весу удалённым волосам.
Совершая акыку, следует произнести следующее дуа:
«Аллаhумма hазиhи Аḱыḱату (имя ребёнка), дамуhа би дамиhи ва ляẍмуhа би ляẍмиhи ва ‘азмуhа би ‘азмиhи ва джильдуhа би джильдиhи ва ша’руhа би ша’риhи. Аллаhуммадж ‘альhа фида-а ибни мина-н-нар»
Перевод: «О Аллах! Приношу в жертву это животное во имя Твоё за своего ребёнка, в качестве замены, кровь за кровь, плоть за плоть, кости за кости, кожу за кожу и волосы за волосы. О Аллах! Прими эту жертву в качестве защиты моего ребёнка от огня ада».
Обрезание является сунной для лиц мужского пола. Оно должно быть произведено до достижения ребёнком совершеннолетия, но предпочтительным является, чтобы обрезание было проведено на седьмой день рождения мальчика. До обрезания следует принять во внимание здоровье ребёнка и убедиться, что обрезание осуществляется опытным врачом.
Законным правом каждого младенца является получение подходящего исламского имени.
Ислам поощряет нас выбирать для своих детей хорошие имена с хорошими значениями.
Посланник Божий ﷺ советовал подбирать такие имена из-за того, что имя человека влияет на его жизнь. Выбираемое для ребёнка имя также является важным источником религиозного отождествления. Поэтому поощряется выбор мусульманами имён пророков, сподвижников и праведных личностей.
Сегодня многие родители-мусульмане, желая подобрать «уникальное» или «идеальное» имя, выбирают неподходящие имена. Дети-мусульмане получают совершенно бессмысленные имена или же такие, которые несут негативный смысл. Такое пренебрежение противоречит духу хадисов и пренебрегает исламским правом ребёнка на получение подходящего имени.
Пророк Мухаммад ﷺ изрёк:
«В Судный День вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами».
Посланник Господа ﷺ сказал:
«Правом ребёнка является то, чтобы его отец дал ему хорошее имя, а когда тот достигнет совершеннолетия, должен поженить его, и он должен обучить его Кyр`ану».
Айша (да будет Господь доволен ею) передавала, что Посланник Аллаха ﷺ обычно менял плохие имена.
Мы советуем, чтобы до окончательного утверждения выбранного имени оно было проверено учёным-алимом.
Сунны, связанные с рождением ребенка
1. Распространение радостной вести
Мусульманину желательно как можно быстрее сообщить всем родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет узы дружбы и родства, способствует единению мусульман.
О важности распространения этой радостной вести сказано в Священном Коране. Всевышний Аллах говорит (смысл):
«Мы через Своих ангелов обрадовали её вестью о том, что она родит от своего мужа Ибрахима сына, которого назовут Исхаком. Он будет жить, и у него будет сын по имени Якуб» 1 .
И Всевышний Аллах обрадовал госпожу Марьям вестью о рождении пророка Исы (мир ему) (смысл):
«О Марьям! Аллах радует тебя вестью о рождённом, который был сотворён Словом Аллаха, имя которого Масих 2 Иса, сын Марьям» 3 .
Также Всевышний обрадовал Закарию (мир ему), сказав (смысл):
«О Закария! Мы сообщаем тебе радостную весть о сыне, имя которому Яхья» 4 .
2. Поздравление отца новорожденного
Желательно поздравить отца ребенка, сделав следующее дуа:
«БаракаЛлаху ляка филь-мавхуби ляка, ва шакарталь-вахиба ва баляга ашуддаху ва баляга биррах»
«Пусть Аллах благословит тебя в том, кто дарован. Возблагодари Того, Кто одарил тебя им. Пусть твой ребенок достигнет совершеннолетия и достигнет его в благочестии»
На эти слова отцу ребенка желательно ответить:
«БаракаЛлаху ляка ва баракалЛаху алейка» (или: «АджзаляЛлаху савабак»)
Эти дуа могут читаться как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Ведь проявлять различие между ними в радости – особенность джахилии, потому что в те времена радовались при появлении на свет мальчика и печалились при рождении девочки.
3. Азан и икамат новорожденному на ухо
Желательно сразу после рождения ребенка (как мальчика, так и девочки) прочесть в его правое ухо азан, а в левое – икамат.
Доказательства этому слова Абу Рафии (да будет доволен им Аллах):
Имам Байхаки приводит в «Аш-Шуаб» 8 от Хасана ибн Али (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Смысл этого – и Аллах знает лучше:
Смысл чтения азана и икамата новорожденному состоит в том, чтобы эти священные слова были первым, что услышит младенец. В них содержится упоминание о величии Всевышнего, слова шахады, признание которой делает человека мусульманином. Эти слова как бы внушаются младенцу при появлении в этом мире, так же, как они внушаются умирающему, покидающему этот мир.
Есть и другой смысл: звуки азана отпугивают шайтана, который с нетерпением ожидает появления на свет нового человека, чтобы завладеть им и сбить с истинного пути. И в словах азана содержится призыв к Аллаху, к Исламу, и это и есть та чистота – фитра – с которой рождается каждый человек. И этот призыв должен предшествовать зову шайтана.
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Затем Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) добавил:
وَإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ 11 ».
4. Тахник
Желательно после рождения ребенка положить ему в рот прожеванный кусочек финика.
Делается это так: финик разжевывается, небольшая его часть берется пальцем и кладется новорожденному в рот, затем легкими движениями пальца массируется полость рта справа налево, так, чтобы прожеванной массой охватить всю ротовую полость.
При отсутствии финика можно использовать любой сладкий продукт.
Тахник – это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Благодаря этому укрепляются мышцы полости рта и языка, и ребенок подготавливается к принятию материнской груди.
Желательно, чтобы это делал знающий и/или благочестивый мужчина, чтобы ребенок получил его баракат. Но если в окружении такого мужчины нет, то это может сделать благочестивая женщина.
Приведем несколько хадисов, указывающих на желательность этой процедуры:
Передается от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах):
5. Имянаречение
5.1. Когда?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Этот хадис указывает, что имя дается на седьмой день. Однако есть и другой хадис, из которого следует, что сунна – давать имя в день рождения ребенка.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Из этих хадисов следует, что давать имя можно как в день рождения ребенка, так и на седьмой день.
Также, если ребенок умер до имянаречения, желательно все равно дать ему имя.
5.1. Право отца
Когда родители ребенка не могут прийти к согласию относительно имени, право дать ему имя отдается отцу. На это указывают вышеприведенные хадисы. Также говорят про человека: такой-то сын такого-то, и это закреплено в Священном Коране. Всевышний Аллах говорит (смысл):
5.2. Какими именами желательно называть детей?
На это родители должны обязательно обращать внимание. Дать ребенку хорошее, красивое имя – это их обязанность.
Сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Поистине, в Судный День вас будут призывать вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!» 20
Самыми любимыми для Аллаха именами являются Абдуллах и Абдуррахман.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Также к желательным именам относятся имена пророков.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Дозволяется назвать ребенка больше, чем одним именем, однако ограничиться одним лучше, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) давал всем своим детям одно имя.
Дозволено давать детям также хорошие прозвища, например, прозвища сподвижников, такие, как ‘Умар аль-Фарук, Хамза Асадуллах или Халид Сайфуллах.
5.3. Изменения имени с плохим смыслом
Важно, чтобы имя, которые родители дают ребенку, не имело бы дурного смысла, не дало бы впоследствии повода задеть его честь, стать поводом для издевательств. Достоверно известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) менял людям имена с плохим смыслом.
5.4. Какие имена давать нежелательно?
К именам, которые мусульманам нежелательно давать детям, относятся:
Аш-Ша’би передает от Масрука, который сказал:
5.5. Какие имена давать запрещено (харам)?
6. Акыка
Слово «акыка» в арабском языке означает волосы, сбритые с головы младенца. Ученые по фикху называют этим словом жертвоприношение по случаю рождения ребенка.
Является сунной закалывать за мальчика двух баранов, а за девочку одного. Это мнение шафиитов и ханбалитов.
«За каждого новорожденного, будь это мальчик или девочка, – один баран, поскольку передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал акыку за Хасана и Хусейна по одному барану 31 ».
Желательное действие совершения акыки возложено на отца.
Маликиты и ханбалиты говорят, что нет нежелательности в том, что акыку будет делать не отец или человек сделает ее сам за себя, когда вырастет. Шафииты говорят о том, что акыка за новорожденного – сунна для того, на ком лежит обязанность его содержать, (из своих средств, а не средств новорожденного).
Для акыки подходит любое животное, которое подходит для жертвоприношения, то есть без явных недостатков и так далее. Большинство ученых сошлось на том, что животное для акыки должно быть овцой, коровой или верблюдом. Большинство шафиитов и маликитов сказало, что корову или верблюда можно принести за семерых детей, а барана – за одного ребенка.
Желательно мясо зарезанного животного приготовить, съесть в семейном кругу, часть можно раздать как садака.
7. Бритье волос
Джа‘фар ибн Мухаммад передает от своего отца:
Шафииты и маликиты сошлись на том, что желательно брить голову как мальчикам, так и девочкам. В ханбалитском мазхабе желательность бритья головы относится только к мальчикам.
8. Обрезание
Под обрезанием имеется в виду удаление крайней плоти, закрывающей головку полового члена, у мужчин.
Есть много хадисов об обрезании.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Передается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на седьмой день после рождения Хасана и Хусейна принес за них в жертву животное и сделал им обрезание».
8.1. Хукм обрезания
По мнению имамов Малика, Шафии и Ахмада, обрезание является ваджибом, то есть обязательным.
«Тому, у кого нет обрезания, не разрешается быть имамом в намазе, и его свидетельство не принимается».
Однако от него же передается другое мнение – о том, что обрезание – сунна (желательно). Мнение имама Абу Ханифы также заключается в том, что это желательно.
8.2. Когда нужно делать обрезание?
Большинство ученых высказалось за то, что обрезание становится обязательным по достижению совершеннолетия.
Но лучше сделать обрезание ребенку с первых дней его жизни. По шафиитскому мазхабу, желательно делать его на седьмой день, а нежелательно – до седьмого дня. А по маликитскому и ханбалитскому мазхабам обрезание желательно делать в возрасте от семи до десяти лет.
3. Cура «Аль-Имран», аят 45.
5. Cура>«Фатх аль-Бари», Китаб ан-Никах, 9/124.
6. Мугни аль-Мухтадж, 4/296.
7. Приводят Тирмизи (№1514) и Абу Дауд (№5105).
9. Джинн женского пола.
10. Приводит Бухари в «Сахих» (№4274).
11. Сура Аль-Имран, аят 36.
12. Это дуа сделала мать Марьям при рождении дочери.
13. Приводят Бухари в «Сахих» (№5467) и Муслим (№2145).
14. Имам Навави толкует слова хадиса «фа йубаррик ‘алейхим» как «делал им дуа, проводил по ним рукой, чтобы они получили от баракат».
15. Приводит Муслим (№2147).
16. Приводят Бухари в «Сахих» (№5470) и Муслим (№2144).
17. Приводят Абу Дауд (№2837) и Тирмизи (№1522).
18. Приводит Муслим (№2315).
19. Cура «Аль-Ахзаб», аят 5.
20. Cура > Приводит Абу Дауд (№4948).
21. Приводит Муслим (№2132).
22. Из хадиса, который приводит Абу Дауд (№4950).
23. Приводят Бухари в «Сахих» (№5839) и Муслим (№2141).
24. Что значит «жесткий».
27. Передает Абу Дауд (№4957).
28. Ханафиты дозволяют называть человека именами Аллаха, кроме имен Аллах и ар-Рахман. (Вахба Зухайли. Мусульманская семья в современном мире).
29. Cура «Аль-Худжурат», аят 11.
30. Cура > «Бадаи’ ас-санаи’» (5/69).
31. Приводит Абу Дауд (№2841).
32. «С именем Аллаха. О Всевышний, Тебе [принадлежит] и к Тебе [возвращается] акыка [за такого-то]».
33. Приводят Абдур-Раззак в «Аль-Мусаннаф» (№ 7963) и Байхаки в «Ас-Сунан аль-Кубра» (№ 303/9).
35. «Мугни аль-Мухтадж», т. 4, с. 67.
36. Приводит имам Малик в «Аль-Муватта», 2/501.
37. Есть два вида фитры: фитра сердца, то есть познание Аллаха, любовь к Нему и очищение сердца от всего, помимо Него, и фитра тела. К последней относятся упомянутые вещи.
38. Передают аль-Бухари (№ 5889) и Муслим (№ 257).
39. Не имеются в виду варварские практики удаления клитора и тому подобное. Женское обрезание, сделанное по правилам, не лишает женщину удовольствия от полового акта. Скорее, наоборот, хирургическая операция по обнажению клитора (то есть женское обрезание) часто приводит к повышению чувствительности.
Что нужно делать при рождении ребенка по исламу
Какие сунны нужно совершить после рождения ребенка? (Источник фото: unsplash.com)
Рождение ребенка и появление нового человека — одно из самых прекрасных чудес и благословений, дарованных нам Всевышний Аллахом. Сжимать в своих ладонях маленькие ручки, вдыхать сладкий запах своего малыша, держать его в руках — огромное счастье для родителей.
Аллах даровал его нам, после такого замечательного события родители-мусульмане в знак благодарности и в стремлении начать жизнь малыша в соответствии с исламом должны выполнить определенные сунны.
Первое, что должен услышать человек, рожденный для поклонения Аллаху, это азан, то есть возвеличивание Всевышнего и свидетельство о единобожии.
Эти слова должны с первого дня укрепиться в его маленьком сердечке и стать главным постулатом в жизни. Азан читается мужчиной после рождения ребенка. В правое ухо произносится азан, в левое — икамат. Наш Пророк (мир ему) делал также после рождения своих детей. Абу Рафи’а (р.а.) рассказывал:
«Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему) читал азан в ухо аль-Хасану ибн ‘Али, когда его родила Фатима» (Тирмизи).
Разжевать финик и протереть им небо новорожденного называется тахник и является сунной.
Первое, что ощутит малыш после рождения, должна быть сладость, в этом смысл тахника. Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
«Новорожденных детей обычно приносили Посланнику Аллаха (мир ему), и он призывал на них благословения Аллаха и протирал прожеванным фиником их небо» (Муслим).
Имянаречение совершается в течение 7 дней после рождения.
Имя дается ребенку мужчиной-мусульманином. Ребенка кладут в сторону Каабы, мужчина встает также в направлении Каабы и произносит азан, специальное дуа и в правое ухо 3 раза произносит имя малыша и совершается икамат. Имя также проговаривается в левое ухо 3 раза.
«Во времена джахилийи, когда у нас рождался ребенок, мы приносили в жертву барана и мазали голову ребенка его кровью. Когда же Аллах даровал нам ислам, мы резали барана и брили голову ребенку, и смазывали его голову шафраном» (Абу Дауд).
5. Бритье головы и раздача садака.
Сунной является бритье головы новорожденного на 7 день после рождения. Это могут сделать как мужчина, так и женщина.
В хадисе сказано:
«Посланник Аллаха (мир ему) зарезал акику за Хасана и сказал: «О, Фатима, побрей ему голову и раздай неимущим милостыню серебром по весу его волос» (Тирмизи).
Сунной в отношении новорожденных мальчиков является обрезание. Обрезание следует совершить до достижения периода полового созревания, а желательно на 7 день после рождения.
Смотрите также:
Читайте также:
Что значит «оправдать доверие»?
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями. Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!). Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло. Историческая роль халифа Али в Исламе После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья». Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али. В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит. После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату. Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа. Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
10 добродетелей мусульманки
Что делает мусульманку особенной?
Сирия: до и после. Шокирующие кадры
Восстановление разрушенных и поврежденных во время вооруженного конфликта, а также пострадавших от действий исламистских и террористических группировок объектов культурного наследия Сирии обойдется в миллиарды долларов, заявил генеральный директор сирийского управления древностей и музеев Маамун Абдулкарим.
Правда ли, что существует особый намаз перед первой брачной ночью?
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда кто-либо из вас из вас женится, то пусть положит свою руку ей на лоб, и скажет: «О, Аллах! Я прошу у Тебя хорошего нрава для этой женщины, и прибегаю к Твоей защите от зла ее нрава».
12 аятов и хадисов к приближающемуся Дню Матери
Она – сакральная связь с божественным, наш баракат, наше счастье. Мама – самый близкий человек для каждого из нас. Она мудра и благословенна, как и наша религия, которая призывает любить, ценить, беречь и с почтением относиться к той, которая так дорога и близка нам!
Начался месяц Мухаррам. В чем его значимость?
Лучшие хадисы Пророка (ﷺ): защитите себя от Ада хотя бы половинкой финика
Наш Пророк (мир ему), в один из дней зарезал овцу в качестве курбана для членов семьи. Чуть позже он спросил у своей благословенной жены, матери правоверных Аиши: «Скажи мне, Аиша, что же нам осталось от зарезанной нами овцы?»
©2021 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»