что нужно делать перед соборованием

О правилах Соборования: как происходит это Таинство

Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными, уверен протоиерей Андрей Николаиди.

Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных.

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь – символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении после определенных молитвословий семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, чтения и семикратно помазывал болящего.

Елеосвящение совершается над православными верующими, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, возможно, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из современников может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из 6-й главы Евангелия от Марка, «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно помогало больным и телесно, и духовно. О Таинстве Елеосвящения в Послании святого апостола Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).

Наверное, не случайно в Таинстве используется растительное масло, или, выражаясь славянским языком, елей. Дело в том, что еще в древности елей использовался как одно из лекарственных средств для умащения, смазывания ран, и потому в сознании античного человека он был тесно связан с исцелением. Более того, на греческом языке, который в I веке использовался как язык межнационального общения, слова елей и милость созвучны, и поэтому елей становится символом, знаком милостей Божиих, изливаемых на страждущего в момент совершения этого Таинства.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это Таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя их может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) Таинство все равно будет действительным.

Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения Таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое священнослужителем от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает Таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает молитву «Отче Святый, врачу душ и телес…» Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и снова совершается подобный цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.

Хотелось бы отметить, что порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания», что не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!» В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния.

Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда многие боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти Таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но Таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния.

И, конечно же, надо отметить, что приступающие к Таинству соборования должны помнить о том, что все Таинства неразрывно связаны с Таинством Причастия, с Евхаристией, которое святые отцы называют «печатью всех Таинств». Если мы получаем какой-то документ, то печать подтверждает его действительность. Так и приступая к любому Таинству, мы должны запечатлеть его Таинствами Исповеди и Причастия. Говоря другими словами, после соборования нужно обязательно поисповедоваться и, подготовившись, причаститься Святых Таин.

Источник

Таинство Соборования в вопросах и ответах

что нужно делать перед соборованием. Смотреть фото что нужно делать перед соборованием. Смотреть картинку что нужно делать перед соборованием. Картинка про что нужно делать перед соборованием. Фото что нужно делать перед соборованием

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

– Отец Максим, что такое Соборование?

– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Источник

Православная Жизнь

О правилах Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).

что нужно делать перед соборованием. Смотреть фото что нужно делать перед соборованием. Смотреть картинку что нужно делать перед соборованием. Картинка про что нужно делать перед соборованием. Фото что нужно делать перед соборованием

Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен

В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?

– Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов –милость (греч. elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.

«. Вера твоя спасла тебя. » (Мк. 5:34).

«. По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

«. Сомневающийся подобен мор­ской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6, 7).

Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?

– Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.

Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией… Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.

что нужно делать перед соборованием. Смотреть фото что нужно делать перед соборованием. Смотреть картинку что нужно делать перед соборованием. Картинка про что нужно делать перед соборованием. Фото что нужно делать перед соборованием

Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. В. Николаев

Как часто можно собороваться?

– Ответ на этот вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на протяжении одной болезни мы соборуемся один раз. Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.

Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться?

– Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.

Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства Соборования, нужно как-то особо потом хранить?

– Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция.

Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.

Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.

Существует мнение, что во время соборования прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?

– По поводу прощения именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец Оптинский преподобный Амвросий:«Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).

Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».

Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник

Что такое Соборование?

свя­щен­ник Алек­сандр Богдан

Собо­ру­емся по пра­ви­лам

Во время Вели­кого поста во многих храмах по тра­ди­ции совер­ша­ется собо­ро­ва­ние или по-дру­гому оно еще назы­ва­ется Таин­ством Еле­освя­ще­ния. О самом Таин­стве, о его смысле и зна­че­нии напи­сано уже немало брошюр и статей. Хочется рас­ска­зать о прак­ти­че­ской сто­роне Таин­ства.

А зачем на самом деле нужно собо­ро­ваться?

Очень хорошо по этой теме выра­зился про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман: «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таин­ство есть всегда пере­ход и пре­ло­же­ние… Христа про­сили об исце­ле­нии, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он пре­об­ра­жал ее, пре­ла­гал в обще­ние с Богом. Да, Он исце­лял болезни и вос­кре­шал мерт­вых, но исце­лен­ные и вос­кре­шен­ные им оста­ва­лись под­вер­жен­ными неумо­ли­мому закону уми­ра­ния и смерти… Под­лин­ное исце­ле­ние чело­века состоит не в вос­ста­нов­ле­нии – на время! – его физи­че­ского здо­ро­вья, а в изме­не­нии, поис­тине пре­ло­же­нии его вос­при­я­тия болезни, стра­да­ний и самой смерти… Цель таин­ства в изме­не­нии самого пони­ма­ния, самого при­я­тия стра­да­ний и болезни, в при­я­тии их как дара стра­да­ний Хри­сто­вых, пре­тво­рен­ных Им в победу». Дру­гими сло­вами собо­ро­ва­ние нужно для того, чтобы чело­века укре­пить в болезни, духовно под­дер­жать его.

Про­ща­ются ли в Таин­стве Еле­освя­ще­ния забы­тые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень рас­про­стра­нено. Полу­ча­ется, если чело­век, на испо­веди забу­дет назвать какой-нибудь грех, то он про­стится ему во время дру­гого Таин­ства. Неко­то­рые люди вообще начали думать, что на испо­веди можно даже ута­и­вать, то есть скры­вать свои грехи: «Все равно потом пойду посо­бо­ру­юсь, и все про­стится». Те, кто так думают, очень сильно заблуж­да­ются.

Разве на испо­веди нам про­ща­ются не только назван­ные грехи?

Поду­майте сами, сможем ли мы пере­чис­лить все наши грехи (обычно назы­ва­ются от послед­ней испо­веди)? Иногда трудно удер­жать все в своей памяти. В таком случае можно всё запи­сать на бумажку и на испо­веди зачи­тать. Однако, состав­ляя список своих пре­гре­ше­ний, мы все равно всё не вспом­ним. Даже если будем вести днев­ник и запи­сы­вать всё в подроб­но­стях, в любом случае есть грехи, на кото­рые мы можем не обра­тить вни­ма­ния или не посчи­тать их за грех. Выхо­дит, что как не ста­райся, а все грехи на испо­веди не назо­вешь.

Тогда что же про­ис­хо­дит с нена­зван­ными гре­хами?

Нынеш­ний мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев) рас­ска­зы­вал, что во время лекции в Мос­ков­ской Духов­ной Семи­на­рии он выра­зил мысль, что на испо­веди каю­ще­муся про­ща­ются все грехи. Один сту­дент воз­ра­зил и сказал, что под­ни­мет тво­ре­ния святых отцов и дока­жет обрат­ное. Через пол­года работы в биб­лио­теке этот сту­дент подо­шел к вла­дыке Ила­ри­ону и сказал: «Вы были правы, про­ща­ются все грехи». Если чело­век искренне кается, то про­ще­ние он полу­чает во всех своих грехах. Если какой-то нена­зван­ный забы­тый грех сильно бес­по­коит, то люди обычно назы­вают его на сле­ду­ю­щей испо­веди.

Для пущей уве­рен­но­сти при­ве­дем слова раз­ре­ши­тель­ной молитвы, кото­рую свя­щен­ник читает после испо­ве­да­ния. «Гос­подь и Бог наш Иисус Хри­стос, бла­го­да­тию и щед­ро­тами Своего чело­ве­ко­лю­бия, да про­стит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недо­стой­ный иерей вла­стию Его мне данною прощаю и раз­ре­шаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с гре­хами, кото­рые мы скры­ваем по соб­ствен­ному стыду?

Перед нача­лом испо­веди свя­щен­ник обычно читает спе­ци­аль­ные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Хри­стос неви­димо пред­стоит, при­ни­мая испо­ве­да­ние ваше. Не стес­няй­тесь и не бой­тесь, и не скры­вайте ничего на испо­веди. Свя­щен­ник – только сви­де­тель, сви­де­тель­ству­ю­щий всё, что вы ска­жете. Если что скро­ете, двой­ной грех оста­ется на вас….»

Так нужно ли тогда, перед собо­ро­ва­нием испо­ве­до­ваться?

Одно­значно на этот вопрос отве­тить сложно. Тра­ди­ци­онно люди обычно испо­ве­ду­ются, хотя никто не запре­щает собо­ро­ваться не поис­по­ве­до­вав­шись нака­нуне. Если вы чело­век цер­ков­ный, то вы и так будете регу­лярно испо­ве­до­ваться, и у вас это полу­чится само собой. Если же вы еще не совсем воцер­ко­ви­лись, то можете испо­ве­до­ваться перед или сразу после собо­ро­ва­ния.

При­хо­дить надо нато­щак?

Совсем не обя­за­тельно. Довольно часто Таин­ство Еле­освя­ще­ния совер­ша­ется вече­ром. Поэтому смот­рите, чтобы вы не упали в обмо­рок от исто­ще­ния. Нато­щак при­нято при­сту­пать только к Таин­ству При­ча­стия. Даже испо­ве­до­ваться можно, пред­ва­ри­тельно позав­тра­кав. Только после такой испо­веди уже не идите при­ча­щаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо тер­пе­ние, потому само чино­по­сле­до­ва­ние длится как мини­мум час, а то и целых два. Можно, напри­мер, взять с собой текст чино­по­сле­до­ва­ния и сле­дить, чтобы глубже про­ник­нуться смыс­лом Таин­ства. В Интер­нете есть пере­воды на рус­ский язык, напри­мер, на сайте в раз­деле Пра­во­слав­ное Бого­слу­же­ние смо­жете найти все после­до­ва­ние. Неко­то­рые люди при­но­сят сосуды с рас­ти­тель­ным маслом (елеем). Жела­тельно с олив­ко­вым, потому что голубь во время все­мир­ного потопа принес Ною именно олив­ко­вую ветвь, и елей сим­во­ли­зи­рует собой при­ми­ре­ние с Богом. Но так как олив­ко­вое масло у нас не деше­вое, то можно исполь­зо­вать любое другое, напри­мер, под­сол­неч­ное. В освя­щен­ный елей свя­щен­ник вли­вает вино. В память о том, что мило­серд­ный сама­ря­нин возлил изра­нен­ному елей и вино ( Лк. 10:34 ). Поэтому не стоит при­но­сить бутылки с жалю­зями. По окон­ча­нии можно забрать свое масло домой и пома­зы­вать им боль­ные места.

Чтобы не оста­лось жирных пятен на одежке, могут при­го­диться бумаж­ные сал­фетки или же можно вти­рать масло в кожу.

Свечку, кото­рую во время Таин­ства держат в руке, можно при­об­ре­сти в храме. Поэтому надо не только не опаз­ды­вать, но придти пораньше. Также необ­хо­димо еще запи­саться, так как во время молитвы поми­на­ются поименно все, кто собо­ру­ется.

Во что оде­ваться?

Оде­ваться нужно в удоб­ную одежду. Пома­зы­ва­ются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верх­няя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, нера­зумно будет надеть свитер с высо­ким ворот­ни­ком. Еще раз повторю, что пома­зы­ва­ется верх­няя часть груди, поэтому жен­щи­нам не нужно при­хо­дить с глу­бо­ким декольте. Кроме того платок сле­дует завя­зать таким обра­зом, чтобы он тоже не мешал пома­зы­ва­нию.

Можно ли собо­ро­ваться детям?

Если ребе­нок уже в созна­тель­ном воз­расте, готов выслу­шать объ­яс­не­ния и понять, для чего нужно собо­ро­ваться, тогда почему бы и нет. Только смот­рите сами, чтобы вам не при­шлось посто­янно отвле­каться от молитвы, и делать вашему малышу заме­ча­ние, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно про­сто­ять пол­тора-два часа.

А некре­ще­ный может собо­ро­ваться?

Во всех Таин­ствах и обря­дах Пра­во­слав­ной Церкви может участ­во­вать только тот, кто при­над­ле­жит Пра­во­слав­ной Церкви. Некре­ще­ный не под­па­дает под эту кате­го­рию, также как и като­лик или пред­ста­ви­тель любой другой веры.

Что самое глав­ное в собо­ро­ва­нии?

Нельзя в Таин­стве выде­лять что-то глав­ным, а что-то вто­ро­сте­пен­ным. Непра­вильно рас­суж­дают те, кто думает, что глав­ное «пома­заться» маслом. Елей сам по себе не обла­дает ника­кой маги­че­ской силой. Если чело­век не имеет веры, если во время собо­ро­ва­ния не молится, все чита­е­мое про­пус­кает мимо ушей, то тогда для него Таин­ство ста­но­вится бес­смыс­лен­ным. К Собо­ро­ва­нию, как и к любому Таин­ству, сле­дует при­сту­пать со стра­хом Божиим и верой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *