что нужно делать на сессии
Как вести себя на экзамене, чтобы не завалить сессию: советы бывшего препода
Всю ночь готовились к экзамену и получили худшую оценку, чем обаятельный оболтус-троечник? Даже спустя 10 лет после окончания универа не можете понять, почему собственный научник вальнул вас на экзамене? Кроме массы прочих поводов, существует огромный пласт психологических причин, способных угробить вашу сессию. Владимир Бровин, в свое время не от большого ума преподававший различные гуманитарные дисциплины, рассказывает о том, как вести себя на экзамене, чтобы свести к минимуму шансы на позорнейший «удов.» или пересдачу.
Какой вывод можно сделать из этой истории? Преподы — тоже люди, со своими страхами и заскоками. К тому же, они изначально не очень доверяют студентам, считая их более примитивной и, как следствие, опасной формой жизни. В таких условиях нужно знать, как обращаться с экзаменатором, чтобы он не испортил вам зачетку.
Уверенный в себе оболтус выглядит выигрышнее, чем сомневающийся умник
Помните эти чудовищно нелепые и оттого смешные советы пикапа, над которыми мы привыкли потешаться: «разговаривйте с ней и двигайтесь так, словно вы уже в ней»? Так вот, с преподами это работает. Ведите себя спокойно и расслабленно (но не слишком). Вежливо, смотрите ясными внимательными глазами, улыбайтесь и делайте вид, что экзамен для вас — просто формальность, вы уже и так все скоро сдадите и просто пришли за «отл.-ом». Иначе говоря, блефуйте, блефуйте так самозабвенно, словно играете на деньги.
Использование нелегальных стимуляторов
Препод тоже был молодым и прекрасно понимает, как выглядит человек под разного рода стимуляторами. Особенно, если преподавателю меньше сорока лет. Смешнее, чем смотреть на студента, который явственно дул всю предыдущую ночь, только читать его эссе, которые больше похожи на гонзо, нежели на попытку получить хорошую оценку.
Измученный, якобы бессонной ночью, вид — не залог доверия. Скорее, наоборот
Преподаватель — такой же примат, как и вы и его рациональность — это просто тонкая корка поверх бездонной жижи подсознательного. Болезненный вид другого сородича всегда неосознанно отталкивает стайное животное. Измученное лицо студента нисколько не говорит о том, какой он молодец и старательная умничка — скорее наоборот. Нет, правда, а чего это он не спал? Может, потому что не готовился весь семестр, а теперь бросился наверстывать в последнюю ночь?
Садиться лучше на средние или даже первые ряды. Особенно, если вы не готовы
Если вы думали, что преподаватель не видит ваши шпоры — то это просто смешно. Он все видит и внутреннее обижается на то, за какого идиота его держат. «Беспалевный» смартфон, «случайно» оставленный на столе, серьезно? Может, еще беспалевного репетитора под стол спрячете? Обычно преподаватель срывается с места отбирать шпоры, когда ситуация выходит из под контроля — слишком явно и нагло, или же полный олух и двоечник вдруг из ниоткуда пишет пятую страницу ответа.
Из-за стола экзаменатора, особенно, если он в углу лекционной, довольно плохо видно тех, кто сидит в центре и хорошо тех, кто в конце. Однако люди на первых партах часто становятся белым пятном. Один раз я лишь под конец экзамена спалил студентку, которая прямо у моего лица списывала с открытого учебника — наглость, заслуживающая уважения.
Почистите зубы и съешьте мятную конфету, черт возьми!
Студенты недооценивают силу неприятного запаха изо рта. Препод сам может вонять, словно потная псина (говорю как препод, который пах, словно потная псина), но обязательно заметит чужое зловоние.
Само собой, все чистят зубы перед экзаменом, и на том спасибо. Но при этом забывают про то, что сами всю ночь пили ядреный кофе, да еще и с сахаром, а запах после него — так себе. И довольно стойкий. Поэтому лучше съесть мятную конфету и хотя бы быть уверенным, что экзаменатор валит из-за чего-то другого.
Заигрывания студенток — это, конечно, приятно. Но работает только если преподаватель — озабоченный потный дядька
Студентки очень часто заигрывают с преподавателем — это факт, причем факт вызывающий неловкость. Большая часть этих заигрываний со стороны выглядит неестественно и даже вымученно. От этого я, например, часто чувствовал себя каким-то извергом, которого пытаются удержать от опасных действий, показав немного больше от грудей и ног, чем положено.
Заигрывание почти всегда вызывает ощущение подвоха: «А, ну да, понятно, она не готовилась или даже не планирует готовиться, пытаясь выехать на внешности, печально». Хотя допускаю, что преподы с кризисом среднего возраста действительно мощно клюют на эту наживку. Но молодому экзаменатору, знаете ли, есть где еще заняться сексом и флиртовать, кроме как на работе. А пожилому уже и не надо.
Почти у каждого есть своя больная тема, которую ни в коем случае нельзя затрагивать
Однажды я был помощником на экзамене у более опытного и уважаемого преподавателя, набирался опыта. Так вот, там был студент, который все время шел на «отлично» — редкий умник, в хорошем смысле. И он оказался завален просто безбожным образом. Решив проявить эрудицию, он что-то не к месту ляпнул про Маркса (и даже вполне нейтральное). Бури не было, но в воздух в помещении наэлектризовался, и всех едва не убило тяжестью взгляда старшего преподавателя.
А вот не надо было умничать в присутствии заслуженного марксиста республики. Выясните заранее, какие у препода триггеры и обходите их стороной. Это даже не обязательно политика, может, он обожает котов и ненавидит псов или принципиально не пьет. Потерпите полчаса и не шутите при нем про шаурму с котиками и про то, как здорово нажретесь после экзамена.
Списки и лаконичность на бумаге — залог хорошей сдачи
Перед экзаменом вам выдают бумагу для того, чтобы вы изложили там свои мысли по поводу вопроса и заодно пользовались ею как опорой во время устной сдачи. Так вот, многие преподаватели изучают записи с большим интересом, чем скомканный бубнеж студента. Если на бумаге все супер-логично, а лучше, сделано в виде списков и аккуратных схем, то сердце даже самого злого сухаря размякает и подсказывает ему завысить оценку. Схемы и списки по пунктам — золото, устный ответ — серебро.
Оценки в зачетке от предыдущих преподов
Часто бывает так, что экзаменатор колеблется, какую оценку поставить — пониже (чтоб студентики не расслаблялись) или повыше (за красивые глаза). И тогда он, как бы невзначай, смотрит на предыдущие оценки в зачетке. Видит там хотя бы один «тройбан» — и с чистым сердцем ставит пониже.
Именно поэтому, если вы сдаете сессию с задержкой (сам в свое время ни разу не сдал сессию вовремя), имеет смысл начать с тех предметов, по которым у вас гарантировано будет хорошая оценка. Преподаватель — коллективное существо. Увидев, что остальные поставили хорошие оценки, он решит: «Да че бы и не поставить повыше? Кузьма Алексеич, вон, и Изольда Семеновна тоже его валить не стали, они ж не дураки».
Но нужно понимать, что все это — чисто психологические уловки, которые работают только тогда, когда студенту, как минимум, есть что сказать. Если он откровенный дурень, раззява и появлялся на глазах у препода всего пару раз за семестр — ничерта не поможет.
Как подготовиться к сессии
Как подготовиться к сессии
Онлайн-интервью со студентами московских вузов
Сессия не так страшна, как кажется. Главное – соблюдать определенные правила и планировать свое время. Об этом и многом другом нам рассказали студенты московских вузов.
КонсультантПлюс: Расскажите о своих методах подготовки к сессии. С чего начинаете и как организуете день?
Милана Яновичуте (МГУ, юридический факультет, 1 курс): Для начала я отмечаю те экзаменационные вопросы, ответы на которые я знаю хорошо, их оставляю напоследок. Затем делю оставшиеся вопросы на количество дней подготовки, с учетом того, что день перед экзаменом – повторение. Так определяю, сколько билетов учить в день. Просыпаюсь в 9 утра, завтракаю и сразу приступаю к работе. Периодически делаю перерывы на еду, чтение новостей и зарядку. Стараюсь выходить на улицу хотя бы на полчаса, ведь прогулка на свежем воздухе прибавляет сил. Важно чувствовать себя бодрым, поэтому во время сессии сплю по 6-7 часов.
Юлия Михайлова (РГУП): Первое, с чего я начинаю подготовку к экзамену, это составление плана, в котором я прописываю все задачи. Важно разделить большой объем информации, которую нужно повторить, на небольшие порции. Так материал будет усваиваться легче. Второе – я определяю перечень источников, которыми буду пользоваться при подготовке (лекционные конспекты, учебные пособия, научные статьи, монографии и т.д.). Третье – разрабатываю стратегию для каждой дисциплины: выделяю сложные и непонятные вопросы, на которые нужно уделить больше времени. Четвертое – начинаю работать с материалом.
Елизавета Володина (РУДН, магистрант 1 курс): Для подготовки к сессии я выделяю 2-3 дня. Первый день проходит продуктивно. Поднимаю все материалы, которые нам давал преподаватель, решаю задачи, если они были. Если материалы в виде презентаций или онлайн, стараюсь распечатать, бумажный носитель для меня удобнее, чем электронный. Я люблю планировать. Встаю в 9.00, иногда раньше, но важно высыпаться во время подготовки и перед экзаменом, иначе у меня каша в голове и переживания берут верх. До 10 завтрак, в 10 сажусь за повторение, до 14.00 я должна разобрать 3 устных вопроса и 4 задачи, час – на отдых, отвлечься, чтобы не перегрузить мозг, потом снова подготовка. В 23.00 – спать.
Елизавета Кузнецова (Финансовый университет, 3 курс): Во время сессии как никогда уместно выражение «один в поле не воин». Я советую собрать компанию ответственных людей для совместной подготовки к экзамену. Такой подход экономит время и помогает в процессе обсуждения получить недостающие знания. Изучению наиболее сложных вопросов я отвожу первую половину дня, а совместные вечерние дискуссии помогают закрепить знания. Чтобы было легче освоить большой массив информации, разделите все вопросы на количество дней, которые отводите на подготовку. Но если в полночь перед экзаменом не покричать из окна и не позвать халяву, то ничего из вышеперечисленного не сработает.
Яна Краснова (РУДН): Я стараюсь выделить целый день на подготовку одного предмета и полностью погружаюсь в предмет. Для этого открываю все свои тетради, заметки, файлы, презентации и т.п. Считаю, что такая подготовка наиболее эффективна. Именно так я смогу вспомнить абсолютно всё, что изучала за семестр.
КонсультантПлюс: Как вам удается за короткий срок запоминать много информации? Поделитесь, какие техники запоминания используете?
Милана Яновичуте: Я читаю материал к вопросу до тех пор, пока полностью не разберусь в теме, выделяю ключевые моменты для запоминания. Вечером пересказываю выученные билеты кому-то из близких или самой себе вслух перед зеркалом.
Елизавета Володина: Планирование – самый эффективный для меня метод подготовки к экзамену. Так как я сегментирую информацию, стараюсь большой массив учить не в один день, а в несколько дней, чтобы не смешивалось все в кучу. Мне нравится составлять схемы, визуализировать информацию, на экзамене рисунки, схемы сами всплывают в памяти.
Юлия Михайлова: Первое, что помогает мне запомнить материал, это цветные заметки, которые я делаю в конспектах, учебниках, чтобы выделить важную информацию. Стараюсь представлять информацию структурированно: делаю схемы, таблицы. Согласитесь, так легче запомнить информацию, она представлена кратко и понятно.
Второе – объясняю пройденный материал друзьям или родителям. Излагая мысли своими словами, без каких-либо записей и подсказок, я лучше запоминаю информацию.
Третье – использую образно-словесные ассоциации. Незнакомые термины и понятия я ассоциирую с тем, что мне уже знакомо.
Четвертое – после того, как я повторяю материал, закрываю все свои заметки и пытаюсь по памяти всё написать.
И пятое – повторение. Всегда возвращаюсь к уже пройденному материалу, чтобы не забыть его.
Яна Краснова: Никак! Большой массив информации можно усвоить только при детальном изучении. Я стараюсь никогда не откладывать ничего на последний момент. Лучше начать подготовку к сессии заранее – минимум за 1 месяц. В таком случае ни один даже самый огромный массив информации не будет страшен.
КонсультантПлюс: Чем пользуетесь при поиске ответов на экзаменационные вопросы: учебниками, нормативными документами, онлайн-ресурсами, мобильными приложениями?
Милана Яновичуте: Для поиска ответов на вопросы к экзамену я использую учебники, нормативно-правовые акты, конспекты лекций и свои конспекты к семинарам.
Елизавета Кузнецова: Стоит обратить внимание на рекомендованную преподавателями литературу, но как показывает практика, полезная информация иногда оказывается там, где ее меньше всего ожидаешь увидеть. Поэтому я советую постоянно расширять границы поиска.
Елизавета Володина: Чаще всего нормативными документами и онлайн-ресурсами.
Юлия Михайлова: При поиске ответов на экзаменационные вопросы чаще всего использую:
Яна Краснова: Я использую научные и поисковые ресурсы. Надо обращать внимание на специфику предмета – одни предметы стоит учить по проверенным учебникам, а другие с использованием интернет-ресурсов.
КонсультантПлюс: Что вам помогает на экзаменах: уверенность в знаниях, лояльность преподавателей, удача или выполнение определенных ритуалов?
Милана Яновичуте: Безусловно, без знаний невозможно сдать экзамен. Однако вопросов много и невозможно идеально разбираться в каждом из них, поэтому удача тоже не помешает. Я считаю, что на протяжении семестра нужно усердно готовиться к занятиям, проявлять активность на семинарах, ведь некоторые преподаватели ставят автоматы или полуавтоматы, что может стать приятным бонусом во время напряженной сессии.
Елизавета Володина: Уверенность в знаниях и удача.
Елизавета Кузнецова: Экзамен – это своего рода лотерея, поэтому отвечу кратко: «На Бога надейся, а сам не плошай».
Юлия Михайлова: Чаще всего помогает уверенность в своих знаниях. Правильно составленный план подготовки к экзаменам, эффективное распределение времени занятий и отдыха, методики запоминания материала дают свои результаты. Полагаться на лояльность преподавателей и выполнение определенных ритуалов не стоит, поскольку только собственная работа над материалом даст вам желаемый результат.
Краснова Яна: Это очень интересный вопрос. Я считаю, мне помогает слияние удачи и уверенности в своих знаниях. Всегда нужно надеяться прежде всего на самого себя и свои знания.
КонсультантПлюс: У каждого студента были интересные случаи на экзаменах. Поделитесь историей из вашей жизни.
Милана Яновичуте: К сожалению, обе сессии у меня прошли в дистанционном формате, поэтому никаких интересных моментов не было. Всё ещё впереди.
Елизавета Кузнецова: Много забавных казусов происходит во время дистанционной сдачи экзаменов. Несовершенство технического оборудования порой ставит студентов и преподавателей в неловкое положение, когда микрофон или камера отказываются нормально функционировать. Подобного рода случаи разряжают экзаменационную обстановку.
Елизавета Володина: Наверное, это самый банальный случай. Шпаргалки для студента –святое. Это был наш первый экзамен. Моя одногруппница сделала много шпаргалок. Ребята это знали, и когда начался экзамен, начали просить. Она раздала большую часть. А когда полезла за шпаргалкой для себя, на задних рядах девочка, как в фильме с Шуриком, шепотом, но очень громко что-то сказала своей помощнице, которая говорила ей в наушник. Это заставило преподавателя встать. И когда одногруппница подняла голову, преподаватель уже стояла над ней и говорит «доставай». Она достала. Расстроились все. А та, что помогала всем, на первый раз отделалась предупреждением.
Юлия Михайлова: Дистанционный формат экзаменов обладает своей спецификой. Наверное, единственный интересный случай был связан с неполадками интернет-соединения. Я писала экзамен по философии, и вдруг появляется оповещение о том, что соединение неустойчиво. Конечно, сразу началась паника. Я столько написала! А если результаты работы не сохранились? В этот момент ты начинаешь понимать все тонкости дистанционного обучения. Но результаты работы не исчезли и после налаживания соединения я продолжила работу. Вот такие интересные ситуации случаются с нами! Главное – не терять самообладание и правильно действовать.
Яна Краснова: На первом курсе, когда я еще не понимала, что готовиться к сессии нужно заблаговременно, я пришла на экзамен с минимальными знаниями. Тогда мне не пришло в голову ничего лучше, как потереть левой рукой о правое плечо отличника нашей группы. Это удача, натертая о плечо отличника, или везение, я не знаю до сих пор, но вопрос в моем билете был очень легким.
КонсультантПлюс: Что пожелаете себе и всем студентам во время сессии?
Милана Яновичуте: Стальных нервов и удачи! Верьте в себя и свои силы!
Елизавета Кузнецова: Желаю всем студентам терпения, стальных нервов, отличных итоговых результатов и надежного провайдера.
Елизавета Володина: Наверное, главный совет – не нервничать, стресс только мешает, в любом случае вы всегда можете найти решение, главное – к экзамену подходить с холодной головой.
Яна Краснова: Прежде всего, я хочу пожелать терпения. Сдавать сессию в дистанционном формате тяжело, но мы обязательно справимся!
Юлия Михайлова: 1. Не откладывать подготовку к сессии. Начиная готовиться заранее, вы будете испытывать меньше стресса и тревоги и будете уверены в себе.
2. Составьте план подготовки и следуйте ему.
3. Занимайтесь периодами от 20 до 50 минут, в течение этого короткого периода вы сможете полностью сконцентрироваться, а значит, усваивать максимальное количество информации. Затем делайте перерывы на 5-10 минут.
4. Высыпайтесь. Вам необходима энергия, чтобы работать эффективно.
5. Исключите отвлекающие вас факторы, поскольку они затягивают процесс обучения и делают его менее эффективным.
6. Конечно, развлекайтесь! Не забывайте выделять время, чтобы отдохнуть и развеяться.
7. Визуализируйте успешную сдачу экзаменов. Это мотивирует к выполнению задач при достижении цели.
И главное, помните, если вы верите, что можете сдать сессию, значит, вы и вправду можете! Желаю всем успехов на сессии!
Как сдать сессию: 10 проверенных лайфхаков от студентов
Скоро начнётся экзаменационная сессия, и если для тебя она первая в этой жизни, то наверняка возникает вопрос «Как сдать сессию без проблем?» Самый простой ответ — учить. Но если что-то складывается в этой схеме не так, тебе пригодятся студенческие лайфхаки. Делимся с тобой теми, которые помогали студентам столетиями.
Узнай у старшекурсников, как принимает экзамен определённый преподаватель
Порой психологически проще настроиться на экзамен, когда знаешь, как себя ведёт преподаватель по отношению к студентам. Если доброжелателен, то можно не пить валерьянку, а спокойно идти. А когда не щадит, то лучше на час-два дольше посидеть над билетами, но предостеречь себя от пересдачи. Поэтому не постесняйся узнать у ребят постарше. Возможно, эта информация спасёт в трудный момент.
Если нет конспекта — отксерокопируй у одногруппника
Если по каким-то причинам ты не вёл конспект или пропустил некоторые лекции, советуем попросить у одногруппника его тетрадь и отсерокопировать. Некоторые преподаватели любят, чтобы студенты отвечали строго по лекциям. Да и учить тебе будет проще. В конспектах обычно хранится основная информация. Легче же прочесть 50 тетрадных листов, чем 300 книжных.
Ещё один запасной вариант — использовать приложения для перевода речи в текстовый формат. Когда читаешь конспект, а устройство параллельно набирает его и преобразует в документ. Останется распечатать
Выучи хотя бы половину билетов
Когда предмет экзамена нереально сложный, то выучи хотя бы половину билетов. Обычно вопросы расположены в хронологическом порядке и преподаватели растасовывают их, деля пополам. Если понимаешь, что всё тебе не осилить, то выучи хорошенько хотя бы половину билетов. При блестящем ответе пятёрка у тебя в зачётке. А вторую часть материала лучше перечитай, чтобы показать, что ты в теме и получить дополнительный бонусный балл.
Пиши шпаргалки — развивает зрительную память
Шпаргалки могут выручить не только в плане «списать, пока преподаватель не видит». Когда самостоятельно ужимаешь прочитанную лекцию в формат четыре на четыре сантиметра, то параллельно развиваешь и зрительную память. Будет круто, если во время подготовки к ответу у тебя перед глазами всплывёт весь текст и ты без проблем сможешь «отстреляться» самостоятельно.
Перед экзаменом выспись
Немного заезженный, но действенный совет. Перед экзаменом лучше выспаться, ведь одна голова — хорошо, а отдохнувшая — ещё лучше. Будешь быстрее соображать, больше вспомнишь и не перепутаешь ромб с квадратом (шутка).
Используй программку
На каждом экзамене преподаватели выкладывают программку с кратким содержанием дисциплины. Не игнорируй эту мини-кладезь ценной для тебя информации. Внимательно полистай её. Знакомые слова и предложения помогут вспомнить значительную часть информации (имена учёных, классификации, термины). Тебе остаётся только развить тему.
Пометь на всякий случай билет
Один из читателей Адукар, студент-заочник, поделился лайфхаком. Во время экзамена он делал условные обозначения на билете. На тот случай, если преподаватель вдруг отправит на пересдачу. Ведь он использует те же билеты. На экзамен студент учил именно этот билет, потому что знал, как распознать его среди других. И отвечал его на отлично. Вот такие пироги.
Будь уверен и не волнуйся
Не стесняйся договариваться с преподавателем
Нередко смелым студентам получается повысить свой балл на экзамене за счёт того, что они умеют договариваться с преподавателями. Например, просят ответить ещё на один вопрос, чтобы повысить свой результат. Или придумывают другие не менее действенные уловки.
Главное не победа, а хотя бы не пересдача
Если дисциплина действительно сложная и ты понимаешь, что даже будь у тебя 100 дней вместо трёх, то всё равно её не осилил, крепись. Главное только, чтобы не было пересдачи. Ведь ликвидировать академическую задолженность можно не более двух раз. Третий проходит со специальной комиссией. А там и до отчисления недалеко.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.