что нужно чтобы записать подкаст
Как запустить свой подкаст, руководство для начинающих
Месяц назад мы обсуждали тренды на рынке аудиоподкастов. Сегодня мы решили рассказать, как начать записывать собственный подкаст и не потратить на это много денег.
Выбираем микрофон
Бюджет: 0 руб. Начать записывать подкасты можно без каких-либо серьезных вложений в аудиооборудование. На первых порах подойдут уже имеющиеся у большинства гаджеты. Например, в качестве микрофона можно использовать телефонную гарнитуру. Такого мнения придерживается Джейсон Снелл (Jason Snell), основатель подкаст-агрегатора The Incomparable.
Пока ваша речь грамотна, понятна, плюс тема волнует слушателей, качество аудио не так критично. Но все же лучше записывать передачу в помещении, где не будет мешать эхо. Не стоит работать в комнатах с пустыми стенами или высокими потолками. Шторы на окнах, а также ковры на полу поглотят отражения и улучшат качество вашего материала. Как бы забавно это ни звучало, неплохим местом для звукозаписи может оказаться гардеробная.
Бюджет: 10 000 руб. Даже если слушатели не испытывают дискомфорта от записанного на гарнитуру звука, он определенно не приносит им радость. Поэтому если у вас есть желание вложиться в качество записи, то стоит купить достойный микрофон. В пределах до десяти тысяч рублей можно выбрать подходящий USB-микрофон.
Такие устройства уже имеют в своем составе встроенный аудиоинтерфейс и работают с ноутбуком или ПК «из коробки». Однако имеют недостаток — писать сразу несколько звуковых дорожек (например, если в передаче принимают участие гости) будет затруднительно.
Во многих обзорах USB-микрофонов лидирующие позиции занимают продукты компании Blue. Их микрофоны Yeti и Snowball часто используются для записи подкастов. Однако при работе с ними (в частности, Yeti) важно учитывать ряд конструктивных особенностей. Некоторые ошибки, которые допускают подкастеры при записи на Yeti, разобраны в этом видео:
Уже упомянутый Джейсон Снелл в качестве микрофона для начинающих рекомендует динамическую модель Audio-Technica ATR2100-USB. Несмотря на свою цену это — микрофон «на вырост». Помимо USB-порта, он имеет разъем XLR. Если в будущем вы решите приобрести внешнюю звуковую карту, то вам не придется менять звукозаписывающее устройство.
Отметим, что помимо микрофона следует приобрести поп-фильтр. Также стоит обзавестись стойкой или подставкой для микрофона (если она не идет в комплекте, как в случае с продуктами Blue) — тогда не придется держать девайс в руках.
Бюджет: 20 000 руб. и более. В этом ценовом сегменте стоит обратить внимание на аналоговые микрофоны с разъёмом XLR. К ним придется дополнительно приобрести звуковую карту, однако это расширит возможности записи: можно писать сразу несколько аудиодорожек и, в некоторых случаях, управлять эффектами с помощью физических контроллеров.
Среди XLR-микрофонов можно выделить Rode NT1-A. Его используют профессиональные музыканты, а еще он частый «гость» ТВ-студий. Еще одно устройство — Audio-Technica BP40 — также упоминается в подборках гаджетов для подкастеров. О некоторых других микрофонах для подкастинга мы рассказывали в отдельном руководстве в блоге.
Если рассматривать звуковые карты, то решения Scarlett компании Focusrite пользуются популярностью в бюджетном сегменте. Их предусилители — дальние родственники профессиональных продуктов Focusrite — хорошо подходят для записи подкастов и даже используются в подкаст-студиях.
Также эксперты рекомендуют обратить внимание на восьмиканальный рекордер Rodecaster Pro, специально созданный для подкастеров. Его цена довольно велика ($600) но за эти деньги вы получите устройство, содержащее в себе аудиоинтерфейс, микшер, панель для звуковых эффектов и предусилители для наушников. Продукт вышел совсем недавно и еще не доступен на территории России. Но те, кто уже успел оценить решение, хорошо о нём отзываются.
Записываем подкаст: приглашаем друзей
Подкасты редко состоят из монологов, поэтому на передачу стоит пригласить гостей. Первое время ими могут выступить ваши друзья или коллеги. Как мы уже говорили, многоканальная запись с XLR-микрофонами и звуковой картой — дело дорогое. Однако есть несколько вариантов, которые помогут избежать трат на дополнительное оборудование.
Фото Jakob Härter / CC BY-SA
Каждый пишет сам. Можно записывать гостей удаленно, например по скайпу. В этом случае все участники беседы пишут собственный звук на свои микрофоны. Затем автору достаточно собрать эти записи и смонтировать в единую дорожку. Но такого подхода есть ряд сложностей. Во-первых, дорожки придется синхронизировать, а во-вторых, если у кого-нибудь внезапно прервется запись, есть риск безвозвратно потерять наработанный материал.
Один записывает всех. Можно писать звук на один имеющийся в распоряжении микрофон, передавая его друг другу и вырезая паузы во время монтажа. Но такой подход может быстро превратить беседу по душам, которой так ценятся подкасты, в обыкновенное интервью. Если же вы используете для записи Skype или TeamSpeak, то можно захватывать аудио прямо из приложения специальными программами, однако это сильно скажется на качестве звукозаписи.
Редактируем подкаст: выбираем DAW
Если вы уверенно говорите на публике или читаете заранее подготовленный сценарий, можно не заниматься редактированием получившейся аудиозаписи. Например, комик Денис Чужой выпускает подкаст, который записывает на телефон во время прогулок с собакой. Однако монтаж аудио способен повысить качество подкаста.
В идеале программное обеспечение для редактирования аудио должно поддерживать работу с несколькими дорожками, включать в себя компрессор и эквалайзер, а также обладать базовыми средствами автоматизации. Этим требованиям соответствует следующее ПО:
Фото Jakob Härter / CC BY-SA
Публикуем подкаст: хостинг и каталоги
Ваш первый выпуск готов — есть отредактированный mp3-файл. Теперь нужно загрузить его на хостинг и добавить в каталоги, чтобы потенциальные слушатели могли найти ваш подкаст. С развитием подкаст-индустрии этот процесс стал намного легче и не потребует затрат.
Хостинг Pinecast предлагает неограниченное хранилище для записей и возможность управлять тремя подкастами с одного аккаунта. Но слушатели смогут скачивать лишь последние десять выпусков передачи. Также стоит обратить внимание на относительно новый сервис Anchor. Разработчики предоставляют неограниченное пространство для хранения файлов, и, в отличие от Pinecast, не устанавливают «порог» на число доступных для скачивания выпусков.
После загрузки подкаста, необходимо рассказать о его существовании миру, а именно — добавить в каталог. Наиболее популярным каталогом остается Apple Podcasts. Практически все приложения для прослушивания подкастов организуют поиск через этот сервис. Чтобы добавить туда ваше аудиошоу, следуйте документации, предоставленной выбранным хостером. После регистрации вам станет доступна детальная статистика по загрузкам и прослушиваниям. Важный момент: Anchor регистрирует ваш подкаст автоматически — но от своего имени. С этим сервисом вам не будут доступны данные, предоставляемые Apple.
Главными конкурентами Apple Podcasts являются Spotify, Stitcher и Google Podcasts. Но первый и последний из них не доступны в России без VPN, а пользовательская база Stitcher преимущественно состоит из американских слушателей.
Слушаем подкаст: приложения
После публикации подкаста стоит проверить, могут ли люди его найти. Для этого можно воспользоваться так называемыми подкетчерами — приложениями, которые упрощают поиск новых шоу в сети и позволяют оформить подписку на любимые передачи. Такие сервисы выходят с завидной регулярностью, но дальше мы приведем лишь наиболее популярные:
Дополнительное чтение — посты из «Мира Hi-Fi» и нашего Telegram-канала:
Обсуждаем Hi-Fi тренды: транскрипт шоу «Звук»
Траутониум: немецкая волна в истории синтезаторов
Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд
Наш подкаст «Звук» посвящен аудиотехнологиям и вопросам экосистемы звука.
Сколько стоит запустить подкаст
Без продюсеров и дорогих микрофонов
В мае 2019 мы с другом Сергеем Ждановым запустили подкаст о личных проблемах — всяких вещах, которые не принято обсуждать, если вы не на кухне с приятелем в 4 часа утра или не у психолога.
Мы говорим об отношениях, призвании, комфорте и суевериях.
Первый выпуск мы записали без студии и дорогого микрофона — и продолжаем так работать. Расскажу, как запустить свой подкаст и сколько это стоит.
Что такое подкаст
Подкасты — это такие аудиоблоги в интернете. Они похожи на радиопередачи, но записаны заранее, чтобы слушатель мог включить их в любое удобное время.
Некоторые подкасты записывают в студиях с профессиональным оборудованием. Но это необязательно: можно записывать подкаст в собственной спальне на простой микрофон. Мы с друзьями делаем именно так.
И важно отметить, что подкастерский рынок молодой и маленький — никто толком пока не знает, что и как делать. Фактически это такой Ютуб 2008 года.
Идея подкаста и первые выпуски
Я и мой друг Сергей Жданов — соавторы рассылки и будущей книги о том, как делать долгие проекты. В какой-то момент мы поняли, что просто писать на эту тему надоело, а все вокруг говорят о модных подкастах. Так появился проект ЛПП — «Легко, просто и подкаст». После нескольких выпусков к нам присоединился Юра Белканов — маркетолог и единомышленник.
На старте мы подумали, что будет здорово, если у каждого выпуска будет одинаковая структура: сначала разбор интересной проблемы, потом обсуждение книги, потом наши рекомендации слушателям по теме. Но оказалось, что регулярные рассказы про книгу звучат натянуто, поэтому впоследствии мы от этой идеи отказались.
Наш подкаст — о личных проблемах. Мы обсуждаем темы, которые обычно замалчиваются: травматичный школьный опыт, тяжесть переездов и отношение к смерти. Для нас это некая личная психотерапия. Как оказалось, слушателям тоже нравятся наши рассуждения. Мы сильно удивились, когда стали получать позитивные отзывы: нам казалось, что подкаст вряд ли заметят.
Мы решили публиковать выпуски подкаста раз в неделю. К еженедельности проще привыкнуть слушателям, а нас она дисциплинирует.
Дальше в статье расскажу, какое оборудование нужно, чтобы записать подкаст.
Микрофон
я заплатил за микрофон для подкастов
Хоть мы и заморочились с микрофонами, я считаю, что можно запускать подкаст с тем, что есть, даже если это простая гарнитура от смартфона. Со временем докупите оборудование.
Каждый голос стоит записывать в отдельный микрофон, чтобы была отдельная звуковая дорожка. Это нужно, чтобы было удобно редактировать запись, удалять лишние шумы, эканье и прочее. Записывать свой голос лучше в наушниках, чтобы микрофон писал только его, а не диалоги друзей на фоне.
Не буду углубляться в подробные описания микрофонов — конденсаторных, динамических, петличек, дорогих или дешевых: я в этом не специалист. Почитайте обзоры или посмотрите видео на Ютубе, которых сейчас множество, и подберите себе микрофон под доступный бюджет.
Единственный совет, который могу дать, — не старайтесь сразу покупать дорогое оборудование. Вдруг процесс не понравится?
Как записать подкаст
Чтобы опубликовать подкаст, нужно его сначала записать. То есть собраться в одной комнате, подключить ноутбуки и микрофоны и нажать на кнопку записи. Или созвониться по Скайпу или через Zoom, если живете в разных городах. Мы так и делаем.
Важно понимать, что запись через Zoom — это другая динамика диалога. Звук может задерживаться, связь может подвисать или вообще обрываться. Но мы справляемся.
стоит подписка на Zoom
Если пишете звук на диктофон, то ничего больше не нужно — просто скидываете записанную дорожку с карты памяти на жесткий диск и приступаете к монтажу.
Иногда программы для записи вылетают, поэтому, чтобы не потерять все наговоренные полтора часа, мы каждые 40 минут сохраняем записанное и запускаем новую запись. Вначале мы экспериментировали над продолжительностью выпусков, но потом поняли, что подкасты слушают не по длительности, а по интересности темы. Сейчас наши эпизоды длятся от полутора до двух часов.
Монтаж звука
После того как подкаст записан, его нужно смонтировать в одну дорожку — с разными голосами, исправленным уровнем громкости, вырезанным эканьем и музыкальными вставками. Профессиональные подкастеры нанимают специальных монтажеров за деньги, но мы занимаемся этим сами, потому что нам нравится процесс.
Лишнее по качеству — это долгие паузы, неуместный мат и речевой мусор, например «короче» и «типа». Лишнее по смыслу — это разговор, который ушел не туда, или повторы. В нашем расслабленном формате такое бывает.
Первый этап монтажа длится в среднем пять часов на полтора часа разговора. Я не делаю прогон за раз, а разбиваю его на итерации в течение недели. Потом добавляю вступление, музыку на подложку, разные звуковые эффекты и песню в конец.
Музыкальное вступление к выпуску у нас всегда одинаковое. Я сделал его из начала одной классной турецкой песни. Фоновая музыка — это миксы, в основном этническое диско. Миксы — это такие большие аудиодорожки, которые диджеи сводят из разной музыки. Я их беру из саундклаудов интересных мне музыкантов. Один из любимых — берлинский диджей Андрес Асторга. Просто захожу в его профиль, нахожу подходящий микс и скачиваю, если есть возможность.
Для меня важна фоновая музыка в подкасте: она создает ощущение, что мы с Сергеем и Юрой сидим в одной студии, а где-то на фоне бубнит радио. Чтобы музыкальная подложка не выбивалась, я делаю ее сильно тише — примерно −20 дБ относительно наших голосов — и увожу высокие и средние частоты. Так получается эффект записи в подсобке ночного клуба: когда что-то на фоне бухтит и бахает, но частоты не пересекаются и не мешают разговору.
Когда часть нашего разговора подходит к логическому завершению, я секунд на 30 делаю микс громче, чтобы вывести его на передний план. Это помогает слушателю переключиться на другую тему.
Какие-то моменты я озвучиваю эффектами, которые скачиваю с сайта freesound.org. Это сайт энтузиастов, записывающих разные звуки. Очень многие звуки из этой библиотеки можно использовать в некоммерческих целях.
Чтобы сэкономить и точно не преступать закон, можно искать бесплатные треки на сайте freemusicarchive.org. Там хранится музыка, которую можно использовать в коммерческих и некоммерческих записях.
Монтировать подкасты можно практически на любом компьютере, звук не требует много ресурсов. Нужно минимум 4 Гб оперативной памяти и 50 Гб свободного места под временные файлы. Внешняя звуковая карта помогает делать записи качественнее, но в самом начале она не нужна. Монтировать лучше в наушниках — я делаю это в обычных эпловских.
Обложка подкаста
Обложка — обязательное требование сервисов для публикации подкастов. Без нее не получится загрузить свою запись. Кроме того, обложка важна для создания ожиданий у слушателя: о чем подкаст, в какой стилистике, нравится она вообще или нет.
Мне захотелось для обложки сделать что-нибудь простое. К каждому выпуску я делаю новую обложку, на которой меняется номер эпизода и положение градиента на фоне и мече. Угол градиента зависит от времени и дня недели. У каждого сезона подкаста свои цвета.
Хостинг и распространение
Хостинг — это интернет-сервис, на который загружается готовый подкаст. Добавленный на хостинг выпуск автоматически появляется в «Эпл-подкастах», «Гугл-подкастах» и в «Спотифае».
Таких сервисов много: Podbean, Podster, Simplecast, Libsyn, Soundcloud, Castbox. У всех разные возможности и стоимость. Расскажу про те, где хостимся мы и куда подкаст в итоге транслируется.
Второй наш хостинг — «Кастбокс». Это самостоятельный сервис с большой базой слушателей, который только недавно стал публиковать подкасты в большие сервисы вроде «Эпл-подкастов». Но там сидит много слушателей, поэтому я стал заливать подкаст и туда. Сервис полностью бесплатный и безлимитный.
Третий хостинг — Anchor. Это еще один бесплатный сервис, где можно даже транслировать запись в прямом эфире. Сюда мы пришли, потому что он добавляет загруженный эпизод в «Спотифай». Это популярный музыкальный сервис, который работает по подписке, вроде «Яндекс-музыки». «Спотифай» пока что официально не работает в России, но тем не менее там много слушателей.
В завершение я загружаю файл на «Яндекс-диск», чтобы оставшиеся слушатели включали нашу болтовню там, где им удобно: в проигрывателе Виндоус, MP3-плеере или в машине на флешке.
Параллельно с загрузкой файлов на хостинги я быстро собираю на своем сайте страницу с коротким описанием выпуска, ссылками на аудиозапись, материалами, о которых мы говорим в эпизоде, и формой отправки денег. Добровольные пожертвования — донаты — помогают нам собирать на «Саундклауд», микрофоны и прочие нужды.
И уже после этого проходит финальный этап публикации: в личных блогах, телеграм-каналах, на Фейсбуке и во Вконтакте.
Первый эпизод нашел свою аудиторию достаточно быстро — мы набрали 500 прослушиваний за день. Наверное, потому, что у нас уже есть узнаваемые проекты, а обсуждаемые темы волнуют многих. Спустя полгода каждый эпизод набирает в среднем по 2 тысячи прослушиваний. Это не так круто, как у флагманов отечественного подкастинга вроде «Норм», Blitz and Chips или «Так вышло» с их десятками тысяч за сутки, но мы довольны.
Как заработать на подкасте
Мне известны четыре способа заработка на подкасте: реклама внутри выпуска, разовые донаты, подписка и живые выступления за деньги.
Рекламодатели в России пока что относятся к подкастам с недоверием и вряд ли придут с деньгами, если вы не автор подкаста «Так вышло» или «Норм», которые собирают десятки тысяч прослушиваний за пару дней. С аудиторией подкастов есть проблема: пока нет точных инструментов, чтобы ее посчитать. Исследований на эту тему очень мало.
Мы сделали один выпуск с рекламой. Я продал ее друзьям, которые занимаются советами по питанию на основании доказательной медицины. Мы как раз писали выпуск про еду, и я подумал, что будет отлично здесь же прорекламировать сервис.
Выпуск прослушали полторы тысячи раз за первую неделю, по реферальной ссылке прошли 16 человек, а купили услугу трое. Не могу сказать, что получилось очень эффективно, но и услуга недешевая. Вложения в рекламу отбились в несколько раз.
получаем в среднем разовыми донатами
Почему мы занимаемся подкастом
В целом работа над подкастом занимает кучу времени и не приносит денег. Но это приятное занятие: слушатели дают хорошую обратную связь, которая поддерживает, а проговаривание важных тем — приятный терапевтический бонус.
Мы зовем в гости интересных нам людей, но отталкиваемся не от персоналий, а от темы. Более того, мы не указываем в названии эпизода имен гостей. В название подкаста выносим цепляющие темы из обсуждения, например:
Больше всего прослушиваний у подкастов про комфорт и отношение к итогам года: около 3500 у каждого. А выпуск о долгих путешествиях как средстве от депрессии получился самым драматичным: в процессе беседы выяснилось, что гость подкаста, бизнесмен и путешественник, на самом деле в серьезной депрессии.
Все деньги в подкаст на начальных этапах вкладывал я. Что-либо зарабатываем на подкасте мы только через донаты. В будущем надеемся на поддержку «Патреона».
Наша сила в том, что мы не пытаемся никого учить жизни, а разбираемся с собственными трудностями — как будто говорим на кухне. При этом у нас достаточно начитанности, насмотренности и кругозора, чтобы не казаться совсем уж тупыми.
Справочник начинающего подкастера
Эта статья — краткое руководство для тех, кто хочет запустить свой собственный подкаст. Когда я вместе с моим нынешним соведущим год назад запускал подкаст “В бесконечность и далее”, я не смог найти ни одной по-настоящему всеобъемлющей статьи. Поэтому я решил попытаться заполнить этот пробел и написать руководство для себя из прошлого.
Немного о структуре — это руководство содержит 4 статьи:
Каждый раздел статьи содержит три блока
Интересно — читайте все. Нет времени — читайте первый и последний абзац.
1. Общая философия
1.1. Зачем делать подкаст?
Ответ может быть любым, но только не “потом посмотрим”, ”ещё не думал” или “не знаю”. Если ответа нет, весьма высока вероятность что очень скоро вы не найдёте в себе мотивации продолжать этот недюжий труд.
Создание подкаста требует времени и регулярных усилий. Это как хобби, учёба, спорт или работа — это надо делать регулярно, оно отнимает время и ему следует уделять внимание. Если это занятие приносит вам:
А вот если ответ не очевиден, то дело дрянь. Будет синдром нелюбимой работы. В какой то момент подкаст перестанет быть прикольным сам по себе, и это произойдёт в любом случае. Но если подкаст нужен вам для чего-то конкретного (см перечень выше) – вы переселите лень, встанете и пойдете записывать новый выпуск.
Я очень советую потратить полчаса-час и найти свой ответ на вопрос «Зачем?», потому что иначе вы просто впустую потратите время.
Наш ответ: мы учимся риторике и улучшаем стандарты собственной речи. Для нас это ценность. А ещё (и это главное) нам приятен сам процесс нашего диалога, его записи, а также последующего обсуждения с нашими слушателями. Просто по-человечески приятно, душу, знаете ли, греет.
1.2. Целевая аудитория
Не только вы должны понимать о чем вы говорите, но и ваша аудитория должна понимать вас. Вы должны говорить на одном языке.
Потратьте пятнадцать минут и представьте вашего слушателя
Вас должны понимать. В прямом смысле понимать, что вы сейчас произнесли. Например, я могу поговорить про ПУПЧ или гетеродинный аттенюатор, но весьма мало людей поймут на слух и без Википедии, о чем я, и слушать меня не будут. Есть два варианта:
Нельзя быть “ниже” вашей целевой аудитории. Представьте себе подкаст, посвященный Золотому веку русской поэзии в общем и Пушкину в частности, ведущий которого пересказывает произведение “Евгений Онегин” отборным матом. Вряд ли этот подкаст будет иметь успех у литературоведов и историков искусства. Однако в менее академической среде такая подача может иметь успех, и Шура Каретный тому пример.
Вы должны быть интересны. Вот тут сложно, потому что никогда не угадаешь, что нравится людям. Просто констатирую факт — то, о чем вы говорите, должно цеплять людей, и это не только про выбор тем, манеру изложения, эмоциональность, юмор или качество речи. Это про всё вместе.
Управлять “интересом” — это искусство, до которого мы или дорастём, или нет, но никто же не мешает попробовать.
Итого: В вас есть два варианта.
Можно подстраиваться под аудиторию, расширяя спектр слушателей:
А можно говорить о том, что интересно именно вам, на вашем обычном языке.У вас будет сильно меньше сложностей, новы ваша аудитория будет гораздо уже. Проблема это или нет — решать вам. Мы для себя избрали именно этот путь.
Наш ответ: мы не будем подстраиваться под разные аудитории слушателей, но будем концентрироваться на людях, подобных нам. Да, это сильно уменьшает потенциальную аудиторию (и это плохо), но зато “наши” слушатели будут с нами на одной волне(и это хорошо).
Мы не будем подстраиваться не потому, что не хотим, а потому, что это сложно и часто не приносит удовольствия, а это для нас ключевая ценность, и мы не хотим её лишиться. Поэтому наш основной слушатель — образованный русскоговорящий человек, которому искренне интересен этот мир во всех его проявлениях. Ближе всего наш подкаст коллегам из ИТ-индустрии, инженерам и другим технарям — просто потому что эта тематика нам близка, и мы о ней часто говорим
1.3. Выбор жанра
Важно помнить, что жанр определяет весь подкаст и накладывает на него разные ограничения.
Для себя мы составили примерно такой рубрикатор:
Во-первых, список не исчерпывающий,
Жанры здесь свалены в одну кучу. Да, можно сделать классификацию по количеству ведущих, типу информации или другим атрибутам, но эта статья — не докторская диссертация, и для заявленных целей достаточно общего списка.
Мы выбрали этот жанр, потому что мы часто беседуем именно в таком формате. Все, что нам нужно, чтобы записать подкаст — это просто включить микрофон и чуть более тщательно следить за языком.
1.4. Формат
Аудио или Видео? Разумеется, аудио! Эта статья только об аудио-подкастах. Но, вообще, плюсы и минусы — см секцию “Дополнительная информация”.
Короткий, средний или длинный? Нет общего ответа. Каждый чем-то хорош и чем-то плох. Немного философии вы найдете в секции “Дополнительная информация”.
Аудио или Видео? Ниже плюсы и минусы.
Аспект | Аудио | Видео |
Просто записывать и редактировать | + | — |
Не нужно думать, как ты выглядишь, во что ты одет и убрана ли в студия | + | — |
Язык жестов и невербальная информация | — | + |
Можно показать предмет (например, флаг), вместо того, чтобы его описывать словами | — | + |
Размер аудитории | — | + |
Короткий, средний или длинный? Нет общего ответа, выбрать надо сердцем. Короткий — хорош для новостей, длинный — для пространных обсуждений. Просто помните, что:
Наш ответ: Мы стараемся делать выпуски по 60-70 минут, потому что:
2. Технический базис
2.1. Что такое подкаст с технической точки зрения
Подкаст — это аудио-файл и его текстовое описание, выложенное в интернет по определенным техническим правилам.
Подкастом аудиофайл, распространяемый в интернете, делает набор технических договоренностей, которые позволяют приложениям, сайтам и людям находить и слушать ваш файл. Упрощенная схема подкаста приведена на рисунке.
Есть 2 способа размещения подкаста, причем они не исключают друг друга, а дополняют. “Централизованный” способ (стрелки до желтых четырехугольников) и “Анархический” (стрелки в бирюзовые цилиндры). Оба способа вполне рабочие.
Ниже по шагам (в сильно упрощённом, но не меняющем суть виде) описан весь процесс:
“Централизованный” путь предполагает универсальность и кроссплатформенность. Если была выявлена, например, ошибка в описании, она исправляется один раз сразу для всех клиентских приложений. Также не важно, что использует слушатель в качестве плеера, ведь он не ограничен какой-либо конкретной платформой — например, к моему Outlook подключен RSS нескольких подкастов, и их выпуски я получаю по почте.
“Анархический” путь, как правило, используется для популярных площадок, обладающих собственной большой аудиторией… Эти площадки не заинтересованы интегрироваться с внешними сервисами, но они заинтересованы создавать и хранить у себя новый контент, чтобы увеличивать аудиторию.
Пример — VK. Суть его бизнеса — социальная сеть, но почему бы не запустить свой собственный сервис подкастинга? Они ничего не теряют, а часть пользователей (пусть и не большая) будет еще больше времени проводить в VK, потому что теперь там ещё и подкасты есть. Мы, как создатели подкаста, говорим “черт с вами, буду у вас отдельно публиковать свой подкаст, глядишь меня будут больше слушать”.
Оба пути правильные. Они дополняют друг друга, поэтому нужно использовать оба. Да, работы становится больше, но оно того стоит, да и сейчас подкаст-сервера умеют самостоятельно публиковать выпуски, поэтому это не очень сложно.
Наше решение: мы строго следуем всем техническим (и иным) правилам. Публикуем везде, где это возможно, используя как подкаст-сервер, так и отдельно стоящие площадки.
2.2. Аудио-формат
Следует использоваться следующие аудио форматы:
WAV — формат для записи и редактирования. Файлы занимают очень много места на диске, но зато запись идет без потери качества.
MP3 — формат для публикации. Битрейт для разговорного подкаста — 164 кбит/c, для музыкального — 256 кбит/c. Делать битрейт больше смысла не имеет, меньше — можно, но не сильно.
Стерео/Моно — зависит от того какой у вас микрофон для записи. Если вы с моно-микрофона записали стерео-дорожки, стереозвук не появится — просто на обеих аудиодорожках будет записано одно и тоже. Так как большинство микрофонов — моно, можно записывать в моно. Но если запишете в стерео — проблем нет, просто файл будет несколько больше.
Есть параметр “частота дискретизации” — чем он больше, тем лучше качество записи. Для подкаста больше, чем 48 kHz, смысла не имеет, нормально будет и на 44 kHz. Меньше 44 kHz не желательно (особенно для музыки).
“Разрядность” — для разговорного подкаста достаточно 16 bit, но 24 bit лучше. Все что выше 24 bit — для музыки.
Чтобы запутать — вот вам картинка, а детали, как обычно, ниже.
Важно помнить, что всё что написано выше, сильно упрощает действительность. Аудиоформаты — это целый мир, почитать про который вы можете тут, тут или тут. Но попробую кратко
Пару слов про частоту дискретизации и разрядность:
Частота дискретизации, это параметр, который описывает то, как часто измеряется уровень аудио-сигнала; единица измерения — Гц. То есть частота 44 кГц означает, что за секунду делается 44 000 измерений уровня звука, что соответствует 2 640 000 измерениям в минуту. Сколько измерений приходится на одну песню – посчитайте сами. Чем выше частота дискретизации, тем оцифрованный звук ближе к оригинальному звучанию, потому что оцифрованные уровни сигнала более точно повторяют оригинальный звук, который, напомню, имеет аналоговую природу. Однако, чем больше измерений делается, тем больше размер аудио файла, потому что все эти измерения приходится хранить.
Очень низкая частота дискретизации приводит к плохому, грубому, неприятному звуку, но экономит место на диске. Очень высокая частота дискретизации, точно повторяет оригинал, но занимает много места, а самое главное, разница между «высокой» и «очень высокой» частотой дискретизации ухом не чувствуется, особенно применительно к человеческой речи. Конкретный пример: если записать планерку или скрам митинг на 96, 192 и 2 822 кГц (форматы DVD-Audio MLP 5.1, DVD-Audio MLP 2.0 и SACD Super audio CD 5.1 соответственно) и прослушать запись в обычных наушниках, то субъективно разницы не будет.
Аналогия с частотой кадров кино полностью справедлива для аудио. Если кино идет с частотой 2 кадра в секунду (т.е. 2 Гц) – субъективно это слайд-шоу из картинок, 24 кадра в секунду (24 Гц) – кино, 120 кадров в секунду – очень качественное и плавное кино, 240 кадров в секунду – то же самое что и 120 кадров в секунду.
Разрядность, это параметр, который описывает то, насколько близко измеренный сигнал соответствует оригинальному уровню звука. Величина измеряется в bit; строго говоря, это безразмерная величина, а количество bit описывает максимальное число, которое может быть использовано для описания уровня звука. По сути, разрядность – это количество уровней громкости, то есть 1 bit – есть варианты 0 и 1 (тишина и кто-то орёт); 2 bit – 0, 1, 2, 3 (тишина, говорят тихо, говорят громко и кто-то орёт) и т.п. Чем больше bit выделено под разрядность, тем больше полутонов уровня звука можно передать.
Не надо путать разрядность с громкостью, то что мы в быту называем «громкость» — это значение громкости, которое соответствует максимальному числу, возможному при имеющемся количестве bit. То есть максимальные уровни (читай – громкость) у 8, 16 и 24 bit могут быть одинаковые, а вот количество «промежуточных громкостей» между тишиной и максимальной громкостью разные.
Аудио форматы бывают:
Из этих строчек следует несколько два вывода:
а) на MP3 свет клином не сошелся – есть аналоги
б) можно не ухудшать качество звука и при этом файл будет относительно маленький — например, можно использовать FLAC
Выкладывать в интернет нужно в формате со сжатием с потерями, потому что качество — это очень хорошо, но гигабайтный выпуск подкаста никто просто не будет скачивать.
Принципиальная разница между WAV и FLAC в том, что компьютер проигрывает WAV “как есть”, а для FLAC процессор сначала должен расшифровать закодированный звук и только потом воспроизвести. Загрузка процессора на проигрывании не очень заметна, а вот при записи (т.е. во время редактирования подкаста) видна невооруженным глазом. Поэтому записывать и редактировать в формате FLAC (и ему подобных) я очень не рекомендую.
Проведем сравнение на конкретном примере — рассмотрим 20 выпуск подкаста, длительность которого составляет 1 час 11 минут. Сохраним его в разных форматах.
Формат | Размер одного выпуска | Размер архива выпусков (с 1 по 20) |
WAV (48 kHz 16bit) Stereo | 779 Мб | 15,2 Гб |
WAV (48 kHz 16bit) Mono | 389 Мб | 7,6 Гб |
FLAC (48 kHz 16bit) Stereo | 265 Мб | 5,2 Гб |
FLAC (48 kHz 16bit) Mono | 181 Мб | 3,5 Гб |
MP3 (48 kHz 164 kbps) Stereo/Mono | 83 Мб | 1,6 Гб |
MP3 (48 kHz 128 kbps) Stereo/Mono | 65 Мб | 1,3 Гб |
Стерео-файлы занимают примерно в 2 раза больше дискового пространства, потому что записываются два независимых аудио-потока (для левого и правого динамиков). Справедливости ради отмечу, что некоторые форматы сжимают аудио, и, например, если левый аудио-поток идентичен правому, то в формате MP3 mono и stereo версии файла будут иметь одинаковый размер, но это частности.
Важно помнить, что всё выше написанное — поверхностная информация. Если копнуть глубже, то выясниться, например, что «WAV» — это контейнер, а не формат, и он может содержать разные алгоритмы кодирования звука, или что объемный звук (это который «5.1 surround sound» и ряд других) формируется по другим правилам, нежели стерео, и т.д. Я не думаю, что эти детали нужно знать для выпуска подкастов, но если кому-то интересно — в этой области есть куда копать.
Наше решение: Мы записываем, редактируем и храним в максимально возможном для наших микрофонов качестве — WAV (48 kHz 24bit) Stereo, а публикуем выпуски в MP3 (48 kHz 164 kbps) Stereo.
Микрофоны у нас Моно, но мы пишем в стерео, потому что для WAV места на диске нам не жалко, а на размер MP3-файла это не влияет.
2.3. Про динамики, наушники и ламповый звук
Основная задача этой секции — показать производственный цикл выпуска подкаста и пояснить, почему нужно ориентироваться на слушателя с высококачественными наушниками (и плеером).
Производственная цепочка:
I — Запись
Микрофон. В него говорят, а он отправляет полученный сигнал на компьютер. Записать звук качественнее, чем может ваш микрофон, не получится
Оцифровка (опционально) Если у вас аналоговый микрофон (XLR или с jack-разъемом подключения), звуковая карта компьютера должна оцифровать сигнал. Профессиональные устройства делают это хорошо, покупные звуковые карты — средне, а интегрированные звуковые карты — плохо. Если у вас USB-Микрофон, то эта стадия пропускается, потому что он на выход выдает уже оцифрованный сигнал
Запись исходника. Программа, запущенная на компьютере, записывает звук, полученный от микрофона, в аудио файл. Вообще программы не портят звук, но можно накосячить в настройках, и на выходе получить не то, что вы хотели
II — Производство
Редактирование выпуска. Это единственная стадия, на которой можно улучшить звук путем наложения фильтров. Но все проблемы, которые прошли эту стадию, останутся навсегда
Преобразование в MP3 для выкладки в интернет. MP3 портит звук. На плохих и средних акустических системах это не заметно, а на хороших уже вполне
Выкладка на сервер
III — Прослушивание.
Проигрыватель. Слушатель запускает ваш подкаст на каком-то устройстве. Качество этого устройства может быть очень разным, в диапазоне от дешевого телефона до hi-end аудио-плеера. Если устройство выдает низкокачественный звук на разъем, никакие наушники не исправят ситуацию
Наушники. Люди чаще всего слушают подкаст через наушники. Их качество будет разным, и вы никак не можете на это повлиять. Звук, который льётся из студийных наушников и из “затычек”, купленных в Ашане — это два очень разных звука
Надо помнить, что вы совершенно не имеете власти над пунктами 7 и 8. Кто-то будет слушать на качественном оборудование, кто-то — на дешевых “погремушках”. Вы не сможете запретить использовать студийные наушники (как, например, делаю я) и вы не сможете уговорить людей отказаться от плохого ширпотреба (как, например, делает мой друг и соведущий подкаста).
Пример из нашей жизни: Когда мы записывали наш пилотный выпуск, я перепутал настройки звукозаписывающей программы, и в итоге мы записали 2 часа тишины. Поняли мы это на следующий день, но нам повезло — во время записи мы положили телефон на соседний стол, и этот телефон записывал наш выпуск. В итоге мы решили не выкидывать выпуск, а выпустить его в том качестве, в котором есть. Да, звук получился ужасным. Не настолько ужасным, что бы не выкладывать, но разница между этим выпуском и последующими слышно очень четко, и чем лучше наушники, тем сильнее очевидна эта разница. Если интересно — запустите любой из наших 20х выпусков, а затем запустите первый и вы поймете о какой разнице я говорю.
Вообще, если вы испортили звук, то это навсегда. Сейчас я включу режим “Капитан Очевидность” и проиллюстрирую ситуацию с помощью аналогии со светом. Предположим есть трубка в форме гантели, т.е. в середине трубы есть сужение. Труба направлена на солнце, свет солнца проходит через трубку и выходит из другого конца.
Если смотреть по секциям:
Наше решение: Мы записываем звук на максимальном для наших микрофонов качестве (48 kHz 24bit). В ходе редактирования накладываем звуковые фильтры. Перед выкладкой превращаем в MP3 на хорошем качестве. В общем, стараемся делать максимально качественно, но если где-то произошел косяк и упало качество звука, то не сильно переживаем. Если результат не вызывает сильного отторжения, мы выкладываем выпуск.
2.4. Про тихое помещение
Очень важно, где записывать. Есть два аспекта:
Все посторонние шумы будут слышны на записи. Если соседи делают ремонт, под окнами гоняют на мотоциклах или на лестничной клетке ругаются соседи, это услышат ваши слушатели, при этом не факт, что вы заметите эти шумы во время процесса записи выпуска — ведь вы будете увлечены разговором. Вы совершенно точно услышите эти шумы, когда будете редактировать или слушать получившуюся запись.
Эффекты эхо — это та ложка дёгтя, которая испортит всю бочку мёда, ведь всем знаком термин “звук, как из бочки”? Эффект эхо есть в ванне, туалете и спортзале, но, оказывается, и ваша гостиная далека от идеала, если она достаточно большая и в ней нет мягкой мебели. Ухом вам будет казаться, что все нормально, но на записи вы услышите, что это не так.
И от шумов, и от эхо нужно избавляться, и студия звукозаписи для этого не обязательна. Если карман позволяет, то это лучший вариант, ведь там будут идеальные условия, но достаточно просто тихой комнаты, в которой нет эхо.
Советы по выбору помещения — в секции “Дополнительная информация”.
Надо помнить, что чем хуже микрофон, тем меньше требований к помещению. Когда звук плохой, многие звуковые артефакты просто не записываются, поэтому записать “звук из бочки” на веб-камеру можно одинаково плохо практически в любом помещении. Но уже для мало-мальски нормального микрофона выбор помещения очень важен.
Итак. Студия звукозаписи не нужна. По факту, нужно:
Решить вопрос с эхо. Варианты:
Решить вопрос с звукоизоляцией. Варианты:
И кстати, не забывайте, что работающий холодильник, тикающие бабушкины часы, свистящий кулер ноутбука — это всё тоже будет на записи. Не забывайте о мелочах.
Наше решение: Мы опытным путем подобрали помещение, где эффект эхо мал, и нашим микрофоном не улавливается. Звукоизоляцией мы не занимались, выпуски записываем в выходные на работе, когда в помещениях никого нет. Машины нам не мешают — дорога находится относительно далеко.
3. Делаем покупки
3.1. Покупаем микрофон
На эту тему написано много статей, поэтому полноценный обзор я делать не буду. Но кратенько:
Списки микрофонов и области знаний, которые нужно изучить, если браться за изучение предметной области, приведены в секции “Дополнительная информация”.
Если не забивать себе голову — список микрофонов:
Если изучать тему, то предстоит разобраться со следующими вопросами:
Наше решение: Мы используем Audio-Technica AT2020USB+. Не то чтобы мы рекомендуем именно его, но нареканий на него у нас нет.
3.2. Выбираем аудиоредактор
Тема “какой аудиоредактор выбрать” тоже достаточно подробно освещена в интернете. В этом вы сможете убедиться, пройдя по линкам №1, №2 и №3, однако разобраться в этой теме “без пол литра” едва ли получится. Я не буду делать обзор аудиоредакторов, т.к. это отдельная индустрия, а лучше расскажу, на что именно следует обратить внимание.
Первое, что нужно сделать — смириться с тем, что по началу вы будете страдать от нелогичных пользовательских интерфейсов. Абсолютно все программы выглядят так, словно они родом из 90х (впрочем, так оно и есть), и пока вы не привыкните, вам будет тяжело. Это касается всех программ, поэтому про выбор по критерию “выглядит красиво” можно забыть.
Второе, нужно выяснить — для редактирования выпуска нужно крайне мало “инструментов” из тех, что предлагают аудиоредакторы (конкретный список — в секции “Дополнительная информация”). Этот “джентльменский набор” присутствует практически во всех нормальных редакторах, поэтому, если вы не собираетесь записывать музыку или быть профессиональным звукорежиссером, про выбор по критерию “больше возможностей” можно забыть.
Третье — нужно определиться, будете ли вы использовать бесплатные (opensource) или платные редакторы. С точки зрения функционала для подкаста, в целом, без разницы, тем не менее мы рекомендуем выбирать платные, потому что они меньше глючат. Также, в платных редакторах гарантированно присутствует полный “джентльменский набор” инструментов редактирования, который нужен для подкаста, в то время как в бесплатных каких-то функций может и не быть. С другой стороны, если вы когда-то работали со звуком, выбор opensource аудиредакторов может быть оправдан — они бесплатные.
Итак, алгоритм выбора:
Обратите внимание, что для бесплатных редакторов варианта “не париться” нет.
Список инструментов, которые вам точно понадобятся от редактора:
Список аудиоредакторов:
Платные:
Бесплатные и условно бесплатные
И напоследок — есть аудиоредакторы для редактирования звука, а есть программы для написания музыки. Это разные программы для разных задач, но вам подойдут оба варианта, потому что в программе для записи музыки всегда есть функционал аудиоредактора. Поэтому, если вы смотрите видеообзор и видите, как выбранная вами программа используется для написания музыки, не удивляйтесь, такое бывает.
Наше решение: Мы используем платный редактор Сubase Еlements:
3.3. Выбираем программу для записи звука
Вот это поворот.
А что, программа для аудио редактирования не умеет записывать? Умеет, и делает это хорошо. Но сложно.
Если вы планируете стать Pro в аудиоредакторе, который вы для себя выбрали (вы ведь уже выбрали?), смело пролистывайте эту главу. Но мы, отредактировав и выпустив уже более 20 выпусков, Pro в редактуре (пока?) не стали.
Нужна программа, которая бы просто записывала звук с микрофона в том качестве, которое для него доступно, и делала бы это с простотой и безотказностью автомата Калашникова. И чем проще она проще, тем лучше, в идеале в ней должны быть только кнопки “Старт” и “Стоп”
В секции “Дополнительная информация” список программ.
Вся суть вопроса в том, что ошибки на этапе редактирования можно обойти, откатить назад или как-то компенсировать. А вот если у вас исходный аудиофайл не записался корректно, вам просто не с чем работать.
Лично мы, прежде чем выработали это правило, умудрились испортить 2 выпуска. Пришлось заново записывать.
Список программ (они все бесплатные):
Наше решение: Для записи самого выпуска мы используем Voicemeeter Banana. Это не самая простая программа, есть проще, но она умеет записывать два микрофона в одну запись, а нам иногда это бывает нужно.
3.4. Выбираем хостинг подкаста
Это тож, хорошо освещенная тема, поэтому я аксиоматичненько.
Все нормальные хостинги платные. Выбирать между ними — примерно как выбирать стиральный порошок: разница есть (вернее должна быть), но в чем она заключается, никто особо не понимает.
Вот в этой статье перечислены десятки (. ) сервисов-хостингов подкаста — выбирайте на вкус. Список продублирован в секции “Дополнительная информация”. Там же про бесплатный хост подкастов.
И все же можно использовать свой бесплатный хостинги подкастов. Только, прежде чем начать это делать, подумайте над аналогией — “Linux бесплатен только для тех, кто не ценит свое время”.
Например, есть такая платформа — Podcast Generator. Эта платформа доступна как в виде исходных кодов, так и в виде плагинов для NAS от Synology. То есть делаете следующее:
Вместо пунктов 1-3 можно собрать компьютер и установить на него Podcast Generator из исходников или инсталятором.
Никакой абонентской платы, всё здорово, но:
Ниже название платных сервисов-хостингов подкаста (вдруг статью-ссылку закроют):
Наше решение: Мы храним наш подкаст в Libsyn. Не то, чтобы он лучший или самый дешевый — просто так исторически сложилось, и причин менять хост мы пока не видим.
3.5. Сайт-визитка
Все подкаст-хостинги предоставляют минимальный сайт-визитку. Я не буду говорить за все хостинги, но 100% того, что видел лично я — убожество. Чтобы вы понимали степень убогости — вот наш сайт на страничке подкаст-хоста (на который мы забили и оставили его в режиме “по умолчанию”), а вот сайт мегапопулярного англоязычного подкаста, который подкастингом деньги зарабатывает. Да, разница есть, но существенная ли?
Поэтому, если вы хотите сайт-визитку, делайте отдельно стоящий сайт и размещайте на нем ссылки на выпуски.
Есть отдельный и очень дискуссионный вопрос “а нужен ли сайт подкаста”, и мы вполне допускаем, что ответом может быть “нет, не нужен”.
Наше решение: Мы долго думали и всё же решили сделать свой сайт-визитку отдельно от хостинга подкастов. Но мы не до конца уверены, что это нужно было делать.
4. Записываем и выпускаем
Итак, мы выбрали и редактор, и микрофон. Мы разобрались и с хостингом, и помещением для записи, и даже с сайтом-визиткой. Давайте записывать?
4.1. Запись выпуска
Могут быть следующие варианты:
Подход работает для 1-2 человек. Если вас больше двух, кто-то будет сидеть ближе к центру диаграммы направленности микрофона, и на записи будет казаться, что он говорит громче других.
Для записи в одну аудио дорожку вам потребуется софт, который умеет микшировать звук. Как например, VoiceMeeter Banana или ряд других, но помните, что вам придется разбираться с настройками софта.
Зачем нужны три файла, объясню чуть позже в блоке “Редактирование выпуска”.
Важный момент — не надо пытаться брать для публикации запись разговора в Skype, т.к. мессенджеры специально заточены на сжатие звука, чтобы работать на плохих каналах связи. Сжатие звука — потеря качества, а про неё мы уже говорили.
Вообще вариантов записи масса, но я описал три самых основных.
Наше решение: Мы записываем в одном помещении на один микрофон.
4.2. Редактирование выпуска
От исходной записи совершенно точно что-то придется отрезать. Кашель, запинки, перерывы на кофе — всё это будет в ваших исходных аудиозаписях, и оно не должно попасть в production.
Могут быть следующие варианты:
Мы должны сделать всё тоже самое, что и в пункте 1, но есть нюансы:
В секции “Дополнительная информация” — объяснение с картинками.
В середине аудиозапись скайпа. Далее мы находим события в записи, по которым визуально можно выровнять микрофоны. Точки 1 и 2 — такие места. В точке 1 я сказал “Привет!”, в точке 2 мне ответили на приветствие. Теперь, если я удалю запись скайпа и оставлю две отдельные записи микрофонов, то получившаяся запись и будет аналогом Skype диалога, но в хорошем качестве.
Теперь запись выглядит так. У нас есть общее событие — смех, и есть элементы, которые нужно удалить. Пока мой друг слушал меня, он чихнул. Выделено синим.
Мы можем и должны удалить звук чихания, но после того, как мы это сделаем, у нас разъедется совместное событие.
Для того чтобы синхронизировать события, разрезаем запись и сново выравниваем по записи Skype.
Теперь звукозапись скайп можно удалить (или выключить у неё громкость) и выгрузить проект.
Наше решение: У нас один исходный файл
4.3. Про джинглы и звуковые схемы
Джингл — это звуковая заставка, уникальная для каждого подкаста. Это ваша “визитная карточка”. Обязательно нужно заморочиться и найти себе какую-то уникальную фишечку-заставку.
В общем случае классический отредактированный подкаст схематически выглядит вот так:
Сначала заставка-интро, которая может (скорее должна) включать джингл. Затем сам подкаст, возможно с фоновой мелодией (чтобы подавить шум), а возможно и без неё. В конце заключение и сходящий на нет звук.
Но есть и другие схемы. В секции “Дополнительная информация” ещё несколько схем монтажа подкаста.
Тоже самое, что и в классической версии, но есть вступление, которое слабо связано с самой темой выпуска. Это могут быть шутки, новости или обсуждение падения кометы — что угодно, а уже потом заставка, и далее по классике.
Сам подкаст может быть разрезан на секции путем монтажа звуковых заставок. Так слушатель привыкнет и будет знать, что если пикнуло 3 раза — будет рассказ про кино, если 2 долгих гудка — про музыку, а 1 короткий — обсуждение погоды. Короче, собака Павлова в действии.
А вот наша схема, которая используется в большинстве выпусков (но не во всех). Короткий диалог — обычно не совсем вступление, а скорее кусок выпуска на 5-10 минут. Затем джингл (заставка) и основной выпуск. В конце иногда бывает пауза и без объявления (неожиданно) какое-то послесловие.
Наше решение: Мы используем музыкальный джингл (заставку). Наша звуковая схема описана в секции “Дополнительная информация”.
4.4. Про фоновый шум
Микрофон, который записывает тишину, все равно улавливает некий фоновый звук. Ушами это не заметно, до тех пор, пока не раздается идеальная тишина, а её вы можете получить путём удаления участка записи. И такое чередование сильно портит ощущение от прослушивания.
Варианты решения в секции “Дополнительная информация”.
Есть два варианта решения проблемы.
Скопировать фоновый шум из другой части записи и вклеить в разрывы.
Наложить фоновую мелодию, которая по громкости должна быть сильнее фонового шума, тогда вырезанные куски будут незаметны
Наше решение: Мы копируем фоновый шум в вырезанные куски, фоновую мелодию не используем.
4.5. Про фильтры
Фильтры — это как духи для подкаста: если всё плохо, то ароматизатор не поможет; если просто чуть-чуть плохо пахло — побрызгал и всё хорошо.
Мы не можем дать конкретных рекомендаций, т.к. набор доступных фильтров различается для каждого аудио-редактора, но мы точно знаем, что их надо использовать.
Пара рекомендаций в секции “Дополнительная информация”.
Если вы не профессионал в звукозаписи, я очень рекомендую просто пробовать разные фильтры и смотреть, что получается.
Наше решение: Да, мы всегда используем фильтры. Даже не знаю, что добавить.
4.6. Про Show Notes, а также про то, зачем слушать свой подкаст
Show Notes — это англоязычное название текста, сопутствующего выпуску подкаста. По-русски можно сказать “заметки к выпуску”. Обычно в этих заметках указывают ссылки на темы, которые обсуждали. Например, вы в подкасте обсуждали шиншилл, но если ваш слушатель их ни разу не видел, ему будет сложно понять, как они выглядят. Как крыса — нет, как кролик — нет, как морская свинка — нет. В Show Notes можно просто дать ссылочку на то, как выглядит шиншилла, и вопрос закрыт.
Если в вашем подкасте несколько ведущих, было бы недурно, чтобы перед публикацией подкаста его послушали все участники. Нужно это для двух вещей:
Статистика опросов нашей аудитории говорит о том, что эти заметки читают редко. И я сам, как слушатель других подкастов, тому подтверждение — я очень редко туда заглядываю. С другой стороны, когда я заглядываю по ссылке, я крайне заинтересован темой, и если бы этой ссылки не было, я, как слушатель, расстроился бы.
В общем, хороший Show Notes — признак качества подкаста, и его надо делать.
Наше решение: Мы редактируем выпуски по очереди. Один редактирует, другой прослушивает файл перед выкладкой. Show Notes составляем вместе.
4.7. Публикация подкаста
Выпуск записан и отредактирован, Show Notes составлен. Дальше публикация. Сам процесс выкладки на хостинг подкастов я пропускаю, потому что он довольно прост и сильно зависит от выбранного хостинга. Дальше начинается интересное. Процесс выглядит так:
А что же делать с теми подкаст плеерами, которые о вас не знают? Правильно! В них нужно зарегистрировать ваш подкаст. Это разовая процедура, но её придется сделать практически для всех плееров. Подробности в секции “Дополнительная информация”.
Суть регистрации — сказать “Я владелец подкаста, вот мой RSS, хочу публиковать свой подкаст у вас”. После того, как ваш подкаст проверят (что он действительно подкаст, что он соответствует формату и т.п.), ваш RSS добавят в базу, и вы будете доступны для скачивания. Вам надо зарегистрироваться в:
В некоторых плеерах нужно просто отправить письмо на email, в некоторых пройти полноценную процедуру регистрации (как, например, в iTunes). Везде по-разному, поэтому пошаговую инструкцию не пишу, зато напишу как их (пошаговые инструкции) искать.
В гугл запрос: “Submit your podcast to ***”, вместо звездочек название плеера. Если вписать просто “Submit your podcast to “, автозаполнение предложит вам названия наиболее популярных запросов.
Да, это боль. Но хорошая новость — сделать это нужно один раз. Ещё хорошая новость, что многие плееры обмениваются базами подкастов. И последняя хорошая новость, вам не нужно регистрироваться везде разом, вы можете делать это с течением времени.
Наше решение: Мы зарегистрировались в крупных плеерах, на некоторые небольшие (или не популярные в России) плееры мы забили, нопо чуть-чуть добавляем новые платформы.
4.8. Монетизация
Есть 4 метода получения прибыли:
Хотите денег — выбирайте что-то из пунктов 1-4 в соответствии со своей совестью. Детали, как обычно, в секции “Дополнительная информация”.
Монетизация от хостинга подкаста — Полная аналогия с Youtube — “До окончания рекламы осталось 10 секунд, ролик начнется после”. Проблема в том, что реклама слабо таргетированная. Т.е. я, например, программист, а мне про бальные туфли втирают.
Реклама, транслируемая лично вами. Допустим, производитель шерстяных носков решил нанять вас, чтобы вы предложили эти носки вашей аудитории. И вы в течении подкаста зачитываете текст “Носки вязаные вручную отборными бабушками! Сто рублей за пару! Все на сайт производителя!”. Ну а рекламодатель платит вам так как, вы договоритесь.
Продажа сувенирной продукции. Технически это интернет-магазин. По сути — добровольный донат, потому что у вас клевый подкаст.
Целевой донат пользователей. По сути тоже самое что и сувенирка, но без ненужной материальной атрибутики. Например — лично мне кружка с логотипом подкаста не нужна, а денег я бы был готов перевести. Правда есть вопрос налогооблагаемости этой истории. Это же прибыль в чистом виде.
Наше решение: Для нас подкаст это хобби, и зарабатывать на нем мы пока не планируем. Поэтому у нас нет ни рекламы, ни интернет-магазина. Сувенирка у нас есть, но она подарочная. Мы её изредка на конкурсах разыгрываем и дарим. Вот, например, хаброюзер chiliec в нашей футболке.
4.9. Темы, которые есть, но о которых мы не говорили
Когда этих тем наберется много, и если у меня останется запал, возможно, я напишу пятую главу этой статьи (но это не точно). Сейчас я просто перечислю список тем, чтобы и самому не забыть, и вам намекнуть, что тема выпуска подкастов сильно шире. Итак:
Работа с аудиторией — нужно вести диалог со слушателями.
Вам противен ваш голос — по началу это так и будет.
Русский язык — очень важно уметь правильно и доходчиво разшоваривать.
Составлять ли список тем выпусков (или “с листа” жечь) — без комментариев.
Что делать, если темы разговоров иссякают — и как этого избежать.
Статистика — где что и как скачивает.
PR — это ещё одна работа.
Спасибо, что осилили этот фундаментальный труд. Услышимся на волнах “В бесконечность и далее”!