что нужно чтобы умывание прошло быстро организованно и правильно
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Опыт работы «Учимся умываться».
В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда!
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости
и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду.
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо
с самого раннего детства.
Цели и задачи трудового воспитания
Основной целью трудового воспитания самых маленьких детей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Программные задачи трудового воспитания в первой младшей группе ДОУ, связанные с самообслуживанием:
— Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
— Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, расческой, салфеткой, горшком).
Осваивая навыки самообслуживания, ребёнок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Но самообслуживание для малышей представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.
Сегодня хочу рассказать о том, какую работу провожу по формированию у детей привычки и умений мыть руки.
Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно.
В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию в этом виде деятельности использую игры и игровые упражнения «Купание куклы Кати», «Кукла чумазая», Игровые ситуации «Покажем Мишутке, как мыть руки» и другие, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки, беседы с использованием схем о последовательности умывания. На стеоне около раковин схемы последовательности умывания.
Использую прием показа с пояснением. Мою себе руки и подробно бговариваю свои действия. Затем вместе с детьми обговариваем действия, повторяя всю последовательность выполнения действий. Затем дети выполняют действие самостоятельно.
В первые дни показываю и объясняю лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Когда у детей образуются довольно прочные умения, это даёт возможность усложнять требования, например, учить их отжимать руки, чтобы капельки воды не капали на пол, завёртывать рукава.
При этом использую художественное слово.
друг другу улыбаемся.
Моем глазки, моем щечки, моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку, моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад, перемоем всех подряд.
(Имя ребенка) Катя! Мой лицо и шейку,
Мылься мылом хорошенько,
Воду ты не разливай, сухо руки вытирай.
Также постепенно приучаю детей правильно пользоваться полотенцем: показываю, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умывания обращаю внимание детей на их внешний вид, отмечаю, что они стали чистые, аккуратные.
Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому внимательно наблюдаю за детьми и у каждого нахожу и отмечаю что-нибудь положительное.
«Учимся пользоваться расческой»
Переносим навык использования расчески в игровую ситуацию, повторяя знакомое действие в сюжетной игре «Салон красоты», в дидактических упражнениях «Причешем куклу», игровой ситуации «Что нужно кукле!».
Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.
Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.
Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.
Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.
Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.
Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.
Режимный момент «Умывание»
Ирина Колосова
Режимный момент «Умывание»
Цель: Формирование у детей культурно-гигиенические навыки.
— развивать умение вести диалог с педагогом;
— слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
— обогащать словарный запас: душистое, гладкое, мягкое;
— активизировать в речи детей слова обозначающие действие :
умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, вытереть руки;
Беседы о назначении мыла; знакомство с водой и её свойством; рассматривание сюжетных картинок с изображением предметов используемых для умывания; дидактические игры «Чудесный мешочек», «Купание кукол»; разучивание новых малоподвижных игр: «Мы проснулись…», «Умывалочка» (зайка серый умывается,видно в гости собирается). Разучивание потешек, пальчиковой игры, чтение стихотворений «Мойдодыр»- К. Чуковский,
мешочек, мыло в мыльнице, полотенце, тазик, лейка с водой.
(Дети с воспитателем входят в группу.)
Воспитатель: ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.
Ребятки, какие вы у меня чистые, опрятные.
Я вижу у вас сегодня хорошее настроение.
(Воспитатель предлагает детям немного поиграть) Воспитатель показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют за воспитателем.
Мы проснулись рано утром (шагают на месте)
Потянулись (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх,
Чтобы сон ушёл – зевнули,
Головой слегка тряхнули (наклоны головой влево – вправо).
Разбудил нас бег на месте,
К ванне побежали вместе (пружинка).
Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались,
Причесались аккуратно (гладят ладонями голову)
Приоделись все опрятно.
Не хотим мы больше спать,
Будем весело играть (хлопки в ладоши)
Воспитатель: Вот какие молодцы!
А сейчас присаживайтесь на стульчики. (стук в дверь)
(Воспитатель в группу вносит куклу Кристину-чумазую)
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришёл?
Дети: кукла Кристина.
Воспитатель: Она пришла к нам за помощью. Чтобы мы с вами научили её умываться.
Кукла Кристина принесла с собой мешочек. Давайте посмотрим, что в нём лежит (мыло в мыльнице, полотенце)
Ребята посмотрите, что это (мыло)
Потешка: Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чём не беспокойся.
Воспитатель: потрогайте, его какое оно гладкое, понюхайте его, оно пахнет, душистое.
А вы знаете ребята, для чего мыло нужно?
Дети: чтобы мыть руки.
Воспитатель: Правильно, мыло отмывает грязь и уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели.
Ой, а здесь ещё, что-то лежит (полотенце)
Потрогайте его, какое оно мягкое, а для чего оно нам нужно?
Дети: чтобы вытираться.
Воспитатель: Ребята, научим куклу Кристину умываться?
Воспитатель: А, что нам нужно, чтобы умыть куклу (на столе стоит: таз, лейка с водой, мыло в мыльнице, полотенце).
(Воспитатель замечает, что у куклы длинный рукав на кофточке.)
Воспитатель: Ребята, что мы должны сделать, чтобы не намочить рукава?
Дети: закатать рукава.
Воспитатель: Правильно, нужно закатать рукава.
(приглашает ребёнка, на котором показывает как закатывают рукава, затем ребёнок показывает на кукле.)
Потешка: Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит!
Воспитатель: Ну вот рукава закатали, а теперь на пальчиках покажем как надо мыть руки.
Пальчиковая гимнастика: Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (трём ладошку о ладошку)
Брызги- вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Вытрем ручки очень быстро. (имитируем вытирание)
(Воспитатель продолжает умывание куклы)
Воспитатель: Сначало смочим руки водой, потом намылим руки мылом, и потрём одну ладошку о другую.
Потешка: Тёплою водою
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Затем смоем пену водой и не забудем про лицо. Умываем лицо.
Потешка: Водичка, водичка
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели.
Чтоб смеялся роток
И хорошо кушал зубок.
А теперь нужно лицо и руки вытереть полотенцем
Ручки будем вытирать.
Воспитатель: Ну вот кукла Кристина, мы с ребятами показали как нужно умываться вытираться полотенцем. Полотенце должно быть у каждого своё.
(кукла благодарит детей и оставляет угощение.)
Воспитатель: Молодцы ребята, научили куклу умываться. Если мы будем всегда мыть руки с мылом, то мы с вами будем здоровыми:
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть.
Конспект деятельности (режимный момент) «Одеваемся на прогулку вместе с Машей» Одеваемся на прогулку вместе с Машей Цель: Создать условия для развития навыков самообслуживания. Задачи: 1. Обеспечить своевременный сбор.
Конспект игровой деятельности «Умывание куклы Кати» Конспект игровой деятельности во 2-й группе раннего возраста «Умывание куклы Кати». Воспитатель: Безрукова Светлана Анатольевна. Цель:закрепить.
Конспект открытого мероприятия «Режимный момент «Подготовка к обеду, обед» (средняя группа) Подготовила: воспитатель Перехватова Н. А. МБДОУ «Плешановский детский сад № 1» с. Донское Режимный.
Конспект открытого мероприятия «Режимный момент «Подготовка к обеду, обед» (средняя группа) Подготовила: воспитатель Борисюк В. В. МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Режимный момент – Подготовка детей к обеду. Интеграция.
Конспект режимного момента «Умывание. Завтрак» Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности. Активная образовательная.
Кушаем витамины приготовленные своими руками. Режимный момент уборка игрушек Осенью в период сбора урожаю активно запасались витаминами: родители приносили ко 2 завтраку яблоки с собственных дач. Лишние плоды мы нарезали.
Режимный момент в соответствии с ФГОС. Конспект беседы о чистоте (старший дошкольный возраст) За основу я взяла конспект Натальи Казовой, который был найден случайно через поиск. Этот конспект переделан именно по ФГОС. Оборудование:.
Режимные моменты в детском саду. Зарядка. Умывание Приглашение на гимнастику. Дети очень полюбят гимнастику, если провести её в увлекательной форме. Если выучить с детьми текст, то они с.
«Встреча с бабочкой Лили». Тематический режимный момент. Утренняя встреча детей Цель: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь. Ход: Когда все дети соберутся, педагог спрашивает их,.
Условия, методы и приемы для формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе
Елена Муравьева
Условия, методы и приемы для формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе
Условия, методы и приемы для формирования культурно – гигиенических навыков в младшей гру ппе.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для детей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.
С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируется качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться. В этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.
Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что прием – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода.
К приемам формирования культурно – гигиеническим навыков можно отнести:
· Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
· Создание воспитывающих ситуаций;
· Поощрение помогает ребенку утвердиться, поверить в свои силы.
Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами
для еды, салфеткой и т. д.).
Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада и родители. «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение», говорил А. С. Макаренко.
Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, в дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т. п.). Н. Ф.Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды».
Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д.
Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно – гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно–гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.).
В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имён детей.
Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
Таким образом, особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом» и т. п.).
Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно – следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.
Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.
Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.
Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.
Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т. д., а при повторных показах (в третий – четвертый раз).
Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.
Каждый ребенок индивидуален не только цветом глаз, волос,но и обитающими внутри нас микроорганизмами: запахами, следами деятельности желез и других органов. Ведь недаром перечисленные выше предметы называют во всем мире предметами личной гигиены. Все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом, должно быть личным. Для этого нужно маркировать каждому ребенку предметы пользования (полотенце, горшок, раздевальный ящик, кроватка) одной меткой. Можно использовать яркие картинки (флажок, елочка, морковка, грибок и т. д.). В первое время пребывания ребенка в группе необходимо познакомить детей с его картинками и предметами, объясняя их назначение. Знакомство малыша с умывальной комнатой проводится в присутствии его мамы. Нужно показать малышу и его маме полотенце, вешалку для него, мыльницы, где лежит мыло и т. д. Предложить, чтобы мама с малышом помыли руки, потрогали полотенце и вытерли руки. Но не только от чистоты и привлекательности умывальных принадлежностей зависит отношение малыша к разумным гигиеническим процедурам.
На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понять малышу, что пользоваться нужно только своими. А чтобы в жизни стало реальностью, туалетную комнату нужно сделать рациональной и удобной для малышей (туалетная бумага в том месте, где дети обычно сидят на горшках, расчески возле зеркала, полотенца недалеко от умывальных раковин).
Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.
В играх с куклами у дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
Чтобы научить ребенка правильно мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки,где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке.
Например, формировать умение надевать колготки. Сначала дидактические игры с картинками,предполагающие занятия: разложить их в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды, соответствующие сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку).Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку».
Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
Таким образом, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, с помощью специально созданной программы, возможно, добиться положительных результатов.
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Особенности формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Формирование культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания пожалуй одно из самых важных направлений воспитательной работы.
Игры для формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников Игры на привитие культурно-гигиенических навыков дошкольников Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.
Игры для формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (1) Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания.
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по привитию у детей культурно-гигиенических навыков» Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по привитию у детей культурно-гигиенических навыков» В дошкольном учреждении уделяется.
Консультация для воспитателей «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для воспитателей «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста». С первых дней жизни.
Методические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков в средней группе Методические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков в средней группе детского сада Воспитание здорового дошкольника — одна.
Проект «Руки — это лицо человека» как средство формирования культурно-гигиенических навыков Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 10» Проект «Руки-это лицо человека»» как средство формирования.
Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшей группе Ни для кого не является секретом, что гигиенические навыки играют не последнюю роль в жизни людей. Первичное привитие этих навыков происходит.