что нужно чтобы стать парфюмером
Начинающему парфюмеру: поговорим о ваших профессиональных качествах
По нашему опыту каждый второй начинающий парфюмер почему-то думает, что профессиональные создатели парфюмов – это некие сверхсущества с очень тонким обонянием и врожденными способностями к созданию ароматов.
Такое представление о более опытных коллегах подрывает у молодых специалистов веру в свои силы и лишает их мотивации совершенствоваться и развиваться.
Какие качества помогут вам состояться в профессии парфюмера
Здоровое обоняние
Заметьте, не какое-то особенное, а просто здоровое. Более того, создавать хорошие парфюмерные композиции можно даже с частичной аносмией. Однако настоящий профессионал, безусловно, должен быть способен распознать всю палитру запахов.
Хороший вкус
Хороший вкус не врожденное качество. Он приобретается и совершенствуется с опытом, путем изучения классических рецептур и проведения собственных парфюмерных экспериментов.
Развитая обонятельная память
Важнейшее качество профессионального парфюмера. Чтобы создать подходящий клиенту парфюм, необходимо держать в голове сотни различных ароматов: помнить, как они звучат по отдельности и как соотносятся с другими ароматами. А это результат долгого и упорного труда.
Способность к парфюмерному анализу и парфюмерному синтезу
Умение мысленно разбирать аромат на составляющие, а также собирать парфюмерную композицию из отдельных ароматов тоже не дар небес. Всему этому, если есть желание, можно научиться.
Как видите, парфюмеры не «суперносы» и не прирожденные гении. Это просто трудолюбивые и упорные люди, которые выбрали свою стезю и идут по ней, невзирая на трудности.
Хотя, безусловно, есть и такие препятствия, которые обойти практически невозможно.
Что может помешать начинающему парфюмеру добиться успеха
К непреодолимым препятствиям, фактически закрывающим доступ к профессии начинающему парфюмеру, относятся:
• хронические заболевания дыхательной системы
• подверженность различного рода аллергиям
• частые и сильные головные голи
• заболевания иммунной системы
• кожные заболевания хронического характера (псориаз, экзема)
И, конечно же, наша статья была бы неполной, если бы мы не рассказали вам о том, как же развить у себя нужные качества.
Как происходит формирование нужных парфюмерных качеств
Как правило, формирование необходимых парфюмерных качеств проходит в 4 этапа:
1. Знакомство с натуральными ароматами, изучение химического состава растений, природных эссенций и эфирных масел.
2. Постепенное изучение рабочей палитры ароматов, опыты с душистыми веществами.
3. Освоение принципов построения ароматических композиций, создание классических парфюмерных аккордов по существующим рецептам.
4. Творческие эксперименты, разработка своих собственных уникальных ароматов.
Путь становления парфюмера нелегкий, но очень интересный. Вступив на него, вы испытаете как радость открытий, так и горечь неудач.
Но если вы не остановитесь и пройдете его до конца, то вполне возможно сможете вписать свое имя в историю, создав однажды собственный парфюмерный шедевр.
Мы верим в вас и желаем удачи!
Где учат на парфюмеров
О профессии парфюмера и собственном пути
Анна Агурина,
парфюмер, основатель проектов Aroma Music и Perfume Project
Чтобы стать парфюмером, необходимо обладать тремя основными качествами: во-первых, быть логиком, то есть уметь анализировать, считать и оценивать. Этот навык помогает составлять формулы и, самое главное, исправлять их. Во-вторых, надо быть творцом. Без этого таланта можно работать только парфюмером-аналитиком, то есть анализировать уже созданные композиции. И, напоследок, нужно быть очень терпеливым. Так как для создания одного парфюма нужно от одного до шести месяцев.
Парфюмерии я училась в Грасском институте парфюмерии во Франции. Изначально я окончила химический факультет в Москве по специальности «Органическая химия» и работала в филиале парфюмерной компании PUIG в Москве, отвечая за продвижение Nina Ricci и Prada. Парфюмерия, как и любой другой труд или ремесло, имеет свои сложности и тонкости. И, как и любому другому делу, парфюмерии можно научиться. Нет ничего невозможного. Если кто-то это сделал до вас, то и у вас есть все шансы на успех. Создание хороших духов, музыки или любого другого продукта – это мастерство. Конечно, необходимо любить свое дело и ароматы, но самое главное – это упорство и количество часов, которые ты на выбранную профессию потратил. И тогда количество обязательно перейдет в качество.
О парфюмерном образовании
Профессию парфюмера можно получить в интершколах парфюмерных компаний, таких как IFF, Givaudan, Firmenich, или в специализированных школах по подготовке парфюмеров ISIPCA в Версале и Грасском институте парфюмерии в Грассе. В ISIPCA обучение длится два года: первый учат создавать духи, второй – позиционировать их на рынке, то есть маркетингу. В Грасском институте парфюмерии обучение длится один год, с фокусом только на создание духов. Чтобы поступить в данные школы, необходимо иметь химическое, биологическое или фармацевтическое образование.
Когда я поступала, конкурс был более 30 человек на место. Всего в грасский институт берут 10 человек в год
Об обучении в России
Идея обучать парфюмерии пришла так: я считаю себя уникальным специалистом, способным поделиться профессионально данными знаниями на русском языке. Искусство парфюмерии для многих остается непонятным, люди очень мало знают об ингредиентах, их качестве и вообще мало интересуются этой сферой. Я считаю, что чем больше я буду рассказывать о парфюмерии, тем больше появится к ней интереса. И тем выше станет наша парфюмерная культура.
С 2015 года Грасский институт парфюмерии авторизовал меня как преподавателя на русском языке. Курсы будут проводиться по четырехступенчатой методике, больше о них можно узнать вот здесь. Три первых уровня проходят в Москве, а последний, четвертый, – во Франции в Грассе. Цель курса – дать именно профессиональное образование и научить студентов делать духи самостоятельно. Выпускники, прошедшие все четыре уровня обучения, смогут создать самостоятельный бизнес по производству духов или пройти стажировку на парфюмерных фабриках. Именно так я и начинала свою карьеру.
О том, что делает аромат успешным
Я считаю, чтобы создать любой хороший продукт, не надо стремиться сделать его коммерческим. Хорошо сделанный продукт всегда найдет своего покупателя. Поэтому исходить надо именно из качества, а если дело касается искусства, то из собственных эмоций или сообщения, которое ты хочешь донести.
Деньги и страсть наживы есть главная несвобода в творчестве. Нет рецепта, какие ноты или цвет упаковки сделают его успешным
Критерием будет скорее ваше собственное чувство прекрасного и гармонии.
О моде на ароматы
Сейчас в моде классика, то есть цветы. Начиная с 2000-х в моду вошли фруктовые ноты. Мужчины по-прежнему предпочитают фужерные ароматы.
О цене на парфюмерию
Если флакон не хрустальный, без драгоценных металлов и камней, а упаковка не из кожи питона, то, думаю, цена должна быть от 50 до 150 евро.
О последней парфюмерной покупке
О парфюмерных предпочтениях
Осенью я люблю пользоваться духами Amber Jam своей собственной марки Aromamusic.
Мне кажется, я — парфюмер. С чего бы начать?
Начиная все сначала, я бы уже точно не стала этого делать с книг по ароматерапии, парфюмерии и, разумеется, с ковыряния в интернете. Полезную информацию для данного вида творчества из доступных источников извлечь возможно лишь обладая некоторыми знаниями, начальным опытом и аромаинтуицией. Эта информация может стать вдохновением, но не инструкцией. Большинство статей и книг впустую копируются или пересказываются, сопровождаясь либо никаким опытом, либо опытом, полученным от попыток реализации этого бреда. Чужие мнения приправляются вымышленными подробностями и красивыми метафорами. Плюс эффект испорченного телефона. Элемент искусства как такового зачастую отсутствует. Отсеять лишнее новичку практически невозможно.
Сравню парфюмера с художником: предположим, во мне спит гениальный художник. Чтобы его разбудить я не стану пытаться перерисовывать Дали или пробовать представить, что сподвигло Моне так по новому изобразить водяные лилии? Мне, как гению, вообще на это наплевать. Я, конечно, могу восхищаться чужими идеями, но больше меня волнуют свои. Вообще — наличие собственных идей и отличает художника от рисовальщика. Я просто методично и безотносительно освою технику изобразительного искусства, изучу материалы и реализую свой неповторимый шедевр, свое гениальное видение этого мира.
Так вот. Если бы мне пришлось начать все сначала, я бы взяла учебник ботаники для ВУЗов и принялась его внимательно читать. Потому что натуральная парфюмерия – это биология, а вся остальная – химия. Нужно выбрать, и создать правильную базу. На факультетах биологии, экологии и прочих, обычно, дают неплохие базовые знания для натуральных парфюмеров, мне в свое время, посчастливилось их получить. Хотя в то время я даже не подозревала, что учусь парфюмерному искусству. Может быть, к некоторым вещам я отнеслась бы повнимательнее. Потом мне было бы нужно все-таки, не менее внимательно, изучить учебник по общему курсу химии. И лишь затем я бы принялась приобретать первый практический опыт. Вывод: базовые знания и способность их получать, в том числе и самостоятельно – очень важный момент в создании аромата.
Примечание: Естественно, я пишу исключительно о натуральной парфюмерии, исключающей любые синтетические и идентичные натуральным ингредиенты.
Материалы для первого опыта я бы выбрала самые дорогие. Самые дорогие – не всегда самые лучшие, но во-всяком случае, эта база для сравнения. Первый закон натуральной парфюмерии гласит: «Тупой платит дважды, а скупой постоянно. А если не платит, то его «шедевр» сравним с дерьмом и/или имеет исключительно коммерческий характер».
Первое масло, которое я бы купила – лимонное. Запах лимона известен всем, а масло лимона не слишком дорогое, поэтому можно купить разное у разных продавцов из лимонов, выращенных в разных странах, а также купить свежие (и еще несвежие) лимоны и попытаться сравнить. Уловить нюансы, удивиться и практически усвоить, что одно и то же масло, вовсе не одно и то же. Мое лимонное масло оказалось Южно-Африканское – то, которое хочется капнуть в чай или заправить им салат, очень тонкое и свежее.
Вторым приобретением был бы сандал. Белый цвет – очень чистый и пустой, но одновременно содержащий в себе все цвета спектра. Если изображать ароматы цветом, то белый – это сандал. На мой взгляд, сандалом практически невозможно испортить парфюмерное произведение.
Написав этот текст, я спросила у интернета: с чего начать? Лаванда, иланг-иланг, бергамот, мирра, нероли, герань. Я достаю вышеперечисленные масла из своей коробочки (замечу, что там уже лучшие масла, которые не нужно отбирать), ставлю перед собой, пытаюсь в абсолютной тишине представить, что мой нос девственно неопытен и мне нужно, что-то понять. Я ничего не понимаю. Я не понимаю, как должен пахнуть иланг, какая это лаванда, куда мне применить этот мощный запах мирры, и что такое вообще этот бергамот. Конечно, можно накрошить винегрет из высококачественных соленых огурцов, ананасов и молочного шоколада. А потом искать в нем принадлежность к «высокой кухне», но лучше руководствоваться здравым смыслом и хорошим вкусом.
Что было бы моей третьей покупкой? Зависело бы от настроения, времени года и черт еще знает чего, но после того, как я бы вдохнула аромат дорого сандала. Раскусила всю каверзность масла как такового, на примере лимона, меня бы уже за уши было не оттащить от этого занятия. Теперь я уверена, что имея талант и всего три краски — лимон, сандал и любое третье масло можно создать свой первый шедевр. При этом необязательно пользоваться сразу тремя.
Совсем забыла про холст. Спирт, масло, воск – этот выбор никакого значения к шедевральности не имеет. Также, как не имеет отношения к тонкости и сложности аромата. Совсем недавно на каком-то форуме я прочла сравнение спиртовых и масляных духов с камнями и их огранками. Точно не помню, но спиртовые духи там сравнивались с бриллиантами тонкой огранки, а масляные с необработанными кабошонами. На этот счет мне тоже в голову пришло одно сравнение – Мона Лиза написана вовсе не на холсте, а на доске. В общем, если нечего писать — то можно выдумывать всякую поэтическую ахинею (пардон, ольфакторную ахинею). А если уж читать нечего, то просто необходимо пропускать всю эту ахинею через здравый смысл, и собственный опыт. Конечно, это относиться и к моим текстам.
Как стать парфюмером?
Наш мир наполнен множеством запахов, существенная их часть синтезируется в лабораториях. Всевозможные ароматы стали неотъемлемой частью жизни в виде парфюмерии и ароматических добавок. Они присутствуют повсюду, влияя на тонкие струны души, настроение и даже карьеру. Пахнет выпечка, йогурты и прочих продуктах питания, бытовая химия, косметика и одежде – за всё это ответственна отдельная отрасль и лишь некоторые люди способны стать её частью, а всемирную известность приобретают лишь единицы. Так как же стать парфюмером?
Таланты и профессия
Уверены, многие из вас читали роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» либо просто смотрели фильм. Если же вдруг это произведение обошло вас стороной, не нужно целенаправленно искать его, так как оно весьма своеобразно и тяжело для восприятия. Но автору удалось уловить и показать основные качества, без которых невозможно стать парфюмером :
Где учат на парфюмера?
На первый взгляд всё представляется простым и ясным – покупаешь масла, эссенции и экспериментируешь, но на самом деле всё сложнее и интереснее. Среди парфюмеров нет самоучек, и если когда-то давным-давно умения передавались от отца к сыну, от мастера к подмастерью, то сегодня невозможно стать парфюмером без хорошей школы.
Возможность стать парфюмером открывается также абитуриентам Кемеровского технологического института пищевой промышленности, Красноярского государственного аграрного университета и многих других ВУЗов. Без диплома трудно устроиться на работу по специальности и снискать признание в этой необычной и вместе с тем широкой отрасли. Но знания непременно должны сочетаться с чуткостью восприятия, прекрасным воображением, настойчивостью и ювелирной точностью. Дерзайте, поступайте, и, возможно, лет через пять мир станет прекраснее благодаря вам!
Как стать парфюмером
Застенчивость, готовность побыть подмастерьем и умение различать запахи. О том, что нужно, чтобы стать парфюмером и где этому поучиться рассказал Кристоф Ладамиэль, один из лучших парфюмеров мира, отвечающий за разработку запахов в компании Aromaco.
Я никогда не думал, что стану парфюмером. До 8 лет я хотел быть шеф-поваром, до 17 – ветеринаром, а в 24 неожиданно понял, что мне интересна химия. Так получилось, что я попал на тренинг в Procter&Gambleв отдел ароматической химии. Там меня восхитило переплетение эстетики и химии, как науки. Тренинг прошел настолько успешно, что ребята из отдела настоятельно порекомендовали мне пообщаться с парфюмерами. Оказалось, что эти люди используют все, что мы едим, и даже больше! Цветы, дерево, мускус,кожа… Мне всегда было интересно, что определяет качество вещей, особенно в еде: французская кухня, итальянская, кухня тропических стран. И вдруг внезапно оказалось, что я мог совместить свое увлечение в одном деле.
Сегодня в мире официально около 500 парфюмеров, из которых мировых знаменитостей — лишь горстка. Это Пьер Бурдон (мой герой), Карлос Бенаим, София Гройсман*, Альберто Морияс, Анни Бизантян, Жак Кавалье, Жан-Клод Эллена, Пьер Варнье и другие.В свою очередь, тех, кто может создать действительно любой аромат (как мужской, так и женский) можно перечислить по пальцам. Парфюмерытакже создают ароматы для шампуней, мыла, свечей, кондиционера для белья, жидкости для мытья посуды, освежителя для воздуха. Все это очень разные структуры для игры с ароматом.Из тех, кто создает «промышленные» запахи, известные имена — это АлланМакРиччи, КристинКаэн, Катрин Ганаль, Уго Денют. Их больше, но я с такими парфюмерами знаком в меньшей мере. По-настоящему хорошие парфюмеры из области промышленных ароматов очень застенчивы и малоизвестны.
Что нужно для того, чтоб стать парфюмером? Освоение этого искусства подобно музыке. Можно изучать теорию и пойти в школу парфюмеров. Самые известные места для получения образования в этом направлении — международная школа парфюмерии Procter&Gamble, школы парфюмерии Firmenich, Givaudan, IFF и ISIPCA. Французская академия ISIPCA, например, и большинство других школ являются частью больших парфюмерных домов, и попасть туда очень сложно. Доступ для публики очень ограничен, критерии приема сильно размыты. Вы должны быть готовыми уделить учебе около 10 000 часов. Именно столько времени, считают ученые, необходимо для того, чтобы освоить какое-либо дело. Вы также можете обучаться самостоятельно, но цифра в 10 000 часов все равно актуальна. К тому же вам нужно будет купить сотни различных ингредиентов (у меня их примерно 1300), которые необходимо постоянно сохранять свежими. Итак, вам потребуется большое вложение денег родителей, или, если вы простой человек как и я — страсть и любовь к делу.
Очень важно наличие собственных учителей. Как минимум одного, а в идеале – нескольких. Это также, как в высокой кухне или музыке. В парфюмерии это даже важнее, поскольку профессия малораспространенная, и даже не так много серьезных книг о ней написано. Может, 2 или 3 в мире, но и они не научат вас многому.
Хороший музыкант должен знать примерно 2000 нот, а не 8 основных в музыке, равно как и художник должен уметь различать больше цветов, чем существует базовых. Точно также и хороший парфюмер – такой человек должен уметь различать запахи и раскладывать их на составляющие. И этому тоже можно научиться. Ну а для того, чтобы стать действительно заметной фигурой в этой профессии, вас не должно покидать вдохновение и способность экспериментировать. Так же, как и в музыке, изобразительном искусстве, кулинарии или архитектуре.