что нужно чтобы стать миротворцем
Армия не для всех: как стать миротворцем
Голубые каски, как еще принято называть миротворцев, также способствуют проведению демократических выборов, а в случае военных действий могут быть задействованы в разминировании освобожденных территорий страны пребывания. Это – если вкратце. А как, собственно поступить на службу в МС России?
Подготовка миротворцев из числа военнослужащих осуществляется на базе 15-й отдельной гвардейской мотострелковой миротворческой бригады ЦВО, дислоцированной в Самарской области. К кандидатам в миротворцы (офицерский состав) или гражданским специалистам предъявляются жесткие требования:
• свободное владение одним или несколькими иностранными языками (международными);
• опыт вождения полноприводными автомобилями, в том числе грузовыми;
• знание и умение обращаться с табельным оружием;
• хорошее физическое состояние, здоровье и психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях;
• опыт работы в органах внутренних дел (для лиц, претендующих на полицейские должности);
• служба в вооруженных силах по призыву (для контрактников);
• возраст: не моложе 25 лет.
Эти требования позволяют кандидату претендовать лишь на первичный профессиональный отбор, который осуществляется департаментом государственной службы и кадров МВД РФ. Лица, которые уже проходят службу в воинских подразделениях МО и полиции, могут быть отдельно рекомендованы руководством и командованием.
После успешной сдачи всех тестов и прохождения военно-врачебной комиссии, кандидат направляется на месячные подготовительные курсы в Центр подготовки миротворцев Всероссийского института повышения квалификации МВД России. Кстати, на его базе проходят обучение и иностранные специалисты – будущие миротворцы. Уровень подготовки говорит сам за себя – не раз уже эффективность обучения в этом центре отмечалась представителями ООН.
После прохождения месячного курса, кандидат в миротворцы сдает строгий экзамен, который принимается комиссией, формирующейся из представителей международной полиции ООН – никаких поблажек ждать не стоит. Экзамен включает в себя:
• тестирование по английскому или французскому языку (4 этапа!);
• вождение полноприводного автомобиля (3 этапа!);
• стрельба (2 этапа!).
Мандаты и правовые основы для миротворческой деятельности
Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Поставленные задачи неодинаковы в разных ситуациях и зависят от характера конфликта и особенностей связанных с ним проблем.
Устав Организации Объединенных Наций
Устав Организации Объединенных Наций является основополагающим документом для всей работы Организации. ООН была создана с тем, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны», и одной из ее главных целей является поддержание международного мира и безопасности.
Хотя деятельность по поддержанию мира прямо не предусмотрена в Уставе, она стала одним из основных инструментов, используемых Организацией Объединенных Наций для достижения этой цели.
Устав возлагает на Совет Безопасности ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении этой функции Совет может принимать ряд мер, в том числе учреждать операции ООН по поддержанию мира.
Мандаты операций по поддержанию мира
Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Со временем спектр задач, которые поручаются операциям ООН по поддержанию мира, существенно расширился в связи с изменением характера конфликтов и необходимостью более эффективного реагирования на угрозы международному миру и безопасности.
Хотя каждая операция ООН по поддержанию мира имеет свои особенности, задачи, возлагаемые на миротворцев Советом Безопасности, в принципе схожи между собой. В зависимости от мандата операции по поддержанию мира могут решать следующие задачи:
С учетом конкретного круга проблем миротворцам ООН часто отводится роль катализатора в осуществлении следующих мероприятий, которые по сути сводятся к деятельности по миростроительству:
Мандаты Совета Безопасности включают также ряд сквозных тематических задач, которые регулярно поручаются операциям ООН по поддержанию мира на основе следующих важнейших резолюций Совета Безопасности
Более подробная информация о характере задач и особенностях «традиционных» и «комплексных» операций содержится в разделе Операции ООН по поддержанию мира. Принципы и ориентиры: «Общая доктрина», часть I, глава 2 (пункты 2.3 и 2.4).
Миротворческая деятельность и вопрос статуса России
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
29 мая отмечается Международный день миротворцев Организации Объединенных Наций (ООН). Россия участвует в миротворческих миссиях под флагом ООН с 1973 г. С тех пор российские миротворцы побывали в нескольких десятках горячих точках на разных континентах. Тем не менее сегодня российское «дело мира» переживает не лучшие времена. Так, в 2017 г. Россия не вошла в первую десятку стран по количеству военных наблюдателей ООН. О том, что миротворчество представляет собой сегодня и почему оно важно для России, Российскому совету по международным делам рассказал президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН Сергей Лавров.
Сергей Вадимович, что такое миротворчество сегодня, в чем оно выражается и какие у него особенности?
К сожалению, у нас в стране не все представляют себе, что такое миротворчество. Это не мудрено, потому что и СМИ уделяют этому вопросу мало внимания. Вообще в мире нет единого определения миротворчества. Его нет даже в Уставе ООН. Но есть понимание миротворчества — это объединенные усилия человечества по устранению военных конфликтов.
Миротворческая деятельность имеет три фазы: доконфликтное миротворчество, миротворчество в процессе конфликтной ситуации и постконфликтное миростроительство. Первая фаза включает в себя превентивные меры, то есть весь набор средств, кроме военных, — дипломатию, политику, экономические меры. Затем проходит вторая, наиболее активная фаза — примирение двух сторон. После того как достигнуты соглашения, проводится миротворческая операция: либо операция по поддержанию мира, либо, если сторонам не удалось договориться, операция по принуждению к миру. После вооруженного конфликта наступает третья фаза — постконфликтное миростроительство. В рамках этой фазы принимаются меры по восстановлению государственного порядка, работы полиции и государственных органов. Операция по поддержанию мира может проводиться с согласия двух или хотя бы одной из сторон, а операция по принуждению к миру — это уже силовая акция, которая проводится только по решению Совета Безопасности ООН и подразумевает использование тяжелого вооружения.
У ООН нет своих миротворческих сил, работающих на постоянной основе. Для того чтобы направить и развернуть миротворческие силы в горячей точке, объявляется своего рода тендер, в котором участвуют 124 государства-члена ООН. Им предлагается выделить воинский контингент, который потом объединяется в контингент миротворческих сил ООН, разворачиваемый в той или иной миссии.
Если раньше миротворческие операции проводились только под эгидой ООН, то сейчас существуют две модели: под эгидой ООН и под эгидой региональных организаций. Ни одна страна не может провести миротворческую операцию в одностороннем порядке. Еще одна особенность заключается в том, что все миссии отличаются друг от друга и мандаты каждой миссии разные. В одной миссии может быть наблюдение за соблюдением условий перемирия, в другой — введение войск в буферную зону для предотвращения столкновения. В этой связи дать определение миротворчеству сложно.
Чем отличаются военные наблюдатели ООН («голубые береты») от миротворческих сил («голубых касок»)?
Военные наблюдатели ООН — практически военные дипломаты. Это офицеры с рабочим английским языком, которые проходят специальную подготовку в своей стране перед направлением в миссию. В России тоже есть специальные курсы по подготовке наблюдателей ООН, на которых преподается много дисциплин, потому что требования к «голубым беретам» очень высокие. Помимо знания языка, нужно иметь хорошую военную подготовку, уметь отличать по звуку и виду летящие самолеты, вертолеты, определять по воронкам вид выпущенных снарядов — целый комплекс задач.
В то время, когда не было мобильных телефонов, связь велась исключительно по рации. Самым тяжелым курсом при подготовке был и остается радиообмен. Нужно выучить сотни аббревиатур на английском языке и научиться их понимать, поскольку в эфире идут помехи, звук нечеткий, и понять эти сокращения очень сложно. Нужно уметь водить все виды автомобилей, причем одной рукой, потому что вторая рука используется для того, чтобы разговаривать по рации.
Как Вы оцениваете участие России в миротворческих операциях ООН? В каких горячих точках сейчас служат российские миротворцы?
Первая миротворческая миссия ООН была учреждена на Ближнем Востоке в 1948 г. Она получила название «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия» (ОНВУП). Советские военные наблюдатели присоединились к этой миссии только через 25 лет, в ноябре 1973 г. После 1973 г. наши военные наблюдатели начали принимать участие в различных миссиях по всему свету. С 1992 г. участие в операциях стали принимать также и наши вооруженные части и подразделения в составе миротворческих сил.
По состоянию на конец марта 2017 г. российские миротворцы находятся в десяти миссиях ООН — на Ближнем Востоке (ОНВУП), Кипре, Гаити, в Ливане, Западной Сахаре, Демократической Республике Конго, Кот-д’Ивуар, Либерии, Южном Судане. Причем на Кипре, Гаити и в Южном Судане служат в том числе российские женщины-полицейские. Всего в миссиях ООН насчитываются 98 российских миротворцев, из которых 38 полицейских, 55 военных наблюдателей, 5 офицеров связи. Количество российских военнослужащих в семи миссиях не меняется, а общее количество экспертов в миссиях ООН составляет 2303 человека. По количеству военных наблюдателей ООН Россия занимает 11-е место, однако по количеству поставляемых контингентов в миссиях — 68-е. Почему так происходит? Россия не посылает свои миротворческие силы для участия в каких-либо миссиях ООН. Если Россия занимает последнее 124-е место по миротворческим силам и 11-е место по военным наблюдателям, у нее получается общее 68-е.
Представители Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН (МООВММООН) считают, что миротворчество — это важный инструмент решения многих внешнеполитических проблем, стоящих перед Россией. Оно влияет на имидж России за рубежом, позволяет участвовать в разрешении кризисных ситуаций в горячих точках и в целом увеличивает наше влияние в ООН. Если Россия не будет посылать миротворческие силы и занимать ключевые должности в миссиях ООН, то к ней никто не будет прислушиваться.
В этой связи нашей организацией подготовлена дорожная карта по решению актуальных проблем миротворческой деятельности России под эгидой ООН. Среди негативных аспектов, обозначенных в этом документе, — самоустранение России от предоставления воинских контингентов для участия в миротворческих миссиях, низкое представительство российских военных экспертов в миссиях ООН, отсутствие у российских ветеранов миротворческих миссий ООН какого-либо официального статуса, низкий уровень престижа миротворческой деятельности среди офицерского состава Вооруженных сил РФ. Кроме того, было бы целесообразно принять «Национальную концепцию миротворческой деятельности». Большинство стран-участниц миротворческой деятельности под эгидой ООН имеют подобные документы.
В чем заключаются основные проблемы, препятствующие взаимодействию России с другими странами в сфере миротворчества?
Зачастую миротворчество используется как фактор двойных стандартов, то есть под личиной проведения миротворческих операций то или иное государство нередко преследует свои собственные цели. Естественно, что стран много, и цели и задачи каждой страны могут расходиться. Возьмем последний пример с Украиной. Петр Порошенко хочет, чтобы на границе между Россией и Украиной была развернута миротворческая миссия. Москва говорит, что надо выполнять Минские соглашения, и никакой речи о миротворческой операции на Украине не ведется.
Почему еще возникают разногласия между странами? ООН строилась на нескольких основных принципах, включая принцип суверенитета, подразумевающий территориальную целостность, и принцип права наций на самоопределение. Эти два принципа постоянно входят противоречие друг с другом. Если следовать принципу о праве наций на самоопределение, первый принцип теряет силу и наоборот. Пока существуют противоречия между странами, единого мнения, конечно, не будет. Чтобы развернуть миротворческую миссию, необходимо решение Совета Безопасности, для чего нужно одобрение всех пяти постоянных членов Совбеза. Если Россия, США или, скажем, Франция против — они могут наложить вето и операция не состоится.
Беседовал Николай Маркоткин, менеджер по связям с прессой и правительственными структурами РСМД.
Трудоустройство
Мы ценим многообразие и принимаем на работу лиц разного происхождения, что позволяет нам получать новый опыт и открывать для себя новые подходы. Работу можно найти в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, в одном из наших региональных центров материально-технического снабжения или в одной из полевых операций по поддержанию мира. Узнайте больше о службе в ООН и, в частности, о работе в полевой миссии.
Гражданский персонал
Ознакомьтесь с нашими текущими вакансиями, размещенными на веб-сайте по вопросам трудоустройства в ООН.
Полиция
Миротворческие операции заинтересованы в увеличении штата сотрудников полиции. Набор сотрудников полиции ООН осуществляется в рамках следующих категорий:
Узнайте, как поступить на службу в одной из наших миссий.
Военнослужащие
ООН не имеет собственных вооруженных сил; она зависит от контингентов, предоставляемых государствами-членами. Все вопросы по поводу работы в ООН в качестве военнослужащего следует сначала направлять в соответствующие органы страны заявителя.
Все военные в голубых беретах являются в первую очередь военнослужащими своих национальных армий, которые направляют их на работу в ООН на срок, обычно составляющий до одного года в полевых условиях или до двух лет в Центральных учреждениях ООН.
Набор женщин на старшие гражданские должности
Мы ищем женщин, обладающих высокой квалификацией, доказанной компетенцией в области управления и безупречной профессиональной репутацией, которые привержены идеалам Устава ООН, в целях создания кадрового резерва директоров для проводимых ООН операций по поддержанию мира и специальных политических миссий.
Нам требуются опытные руководители, которые занимались, в частности, вопросами урегулирования конфликтов, управления, политического анализа, связей со СМИ/стратегической коммуникации и права, для участия в конкурсе на занятие руководящих должностей в наших полевых миссиях. Соответствующие функции осуществляются главным образом в местах службы, где не предусмотрено семейное проживание, в условиях конфликта или постконфликтных ситуаций персоналом, занимающим должности уровней Д-1 и Д-2, и предполагают работу в следующих областях:
Кто отвечает критериям отбора?
Женщины, имеющие диплом о высшем образовании выше уровня бакалавра, которые не менее 15 лет занимались соответствующей профессиональной деятельностью в одной из вышеперечисленных областей и свободно владеют английским языком. Крайне желательным является дополнительное владение французским или арабским языком. Опыт работы в ООН не требуется, однако обычно необходимо иметь опыт работы в странах, затронутых конфликтом либо переживающих постконфликтный период, или в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций. Мы обратились к государствам-членам с просьбой оказать нам помощь в выявлении женщин, отвечающих вышеуказанным критериям отбора, для создания кадрового резерва. Женщины, занимающие должности уровня С-5 и выше в учреждениях, фондах и программах Организации Объединенных Наций, и женщины, работающие в межправительственных и неправительственных организациях, которые являются нашими партнерами, также могут сообщить о своей заинтересованности в работе у нас напрямую. Данная инициатива осуществляется в рамках усилий Генерального секретаря по повышению представленности и удержанию большего числа женщин в системе ООН.
В настоящее время разрабатываются мероприятия по содействию карьерному росту для сотрудников женского пола, занимающих должности уровней от С-4 до Д-1.
Почему я хочу присоединиться к этой инициативе?
Лица, входящие в кадровый резерв, будут регулярно получать сведения о вакансиях в полевых миссиях, требованиям которых они отвечают, и инструкции в отношении процедуры подачи заявления и прохождения аттестации. Обращаем ваше внимание на то, что зачисление в кадровый резерв не означает автоматического предложения должности; все лица, входящие в кадровый резерв, должны подавать заявления на конкретные вакансии через веб-сайт «Трудоустройство в ООН».
Порядок отбора сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности
Отбор кандидатов для командирования в миротворческие миссии осуществляется в соответствии с требованиями приказа МВД России от 30 августа 2000 г. № 914 «Об организации участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в миротворческих миссиях». Отбор кандидатов организуется ДГСК МВД России и осуществляется в четыре этапа.
На предварительном этапе отбором кандидатов занимаются кадровые подразделения МВД России. Персональную ответственность за эту работу несут начальники указанных подразделений.
Кадровые подразделения органов внутренних дел самостоятельно или с использований возможностей образовательных учреждений МВД России организуют предварительную проверку уровня знаний кандидатами иностранного языка, навыков управления полноприводным автомобилем, физическую и огневую подготовку.
К 1 октября каждого года в ДГСК МВД России направляется информация об отобранных кандидатах (характеристика, справка-объективка, копии документов об образовании, протокол комиссии о проверке навыков владения иностранным языком и управления автомобилем).
Второй этап отбора организует ДГСК МВД России с вызовом в установленном порядке сотрудников органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, рекомендуемых руководством соответствующих подразделений к несению службы в составе миротворческих сил, для прохождения тестирования.
Третий этап отбора предусматривает направление сотрудников, успешно сдавших тесты, на обучение в Центр подготовки миротворцев Всероссийского института повышения квалификации МВД России продолжительностью шесть учебных недель.
После успешной сдачи экзаменов (SAAT) и прохождения медицинского и психологического обследований, кандидаты на направление в миротворческие миссии допускаются к прохождению Мандатной комиссии МВД России.
По результатам заседания Мандатной комиссии МВД России составляется протокол, в котором прописывается принятое решение по каждому кандидату (рекомендовать или не рекомендовать к направлению в миротворческие миссии).
Сотрудники, успешно прошедшие все этапы отбора, зачисляются в резерв участников миротворческих операций, на них готовятся соответствующие документы, которые направляются в ООН и ОБСЕ. Направление сотрудников, отобранных указанными организациями для командирования в ту или иную миссию, осуществляется по согласованию с МИДом России.