что нужно чтобы стать маркетологом
Маркетолог
Маркетолог (От англ. marketing — продажа, торговля на рынке.) — специалист по изучению рынка, потребностей и предпочтений потребителей. В более широком смысле маркетолог – это любой специалист, работающий в области маркетинга. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Маркетинг – управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.
Особенности профессии
Маркетолог оценивает, будет ли тот или иной товар пользоваться спросом и почему, предлагает пути продвижения товара, оценивает действия конкурентов (особенности их продукции, ценовой политики), организует работу исследовательской команды, проводит мониторинг отрасли и анализирует результаты, выясняет предпочтения покупателей, даёт рекомендации производителю /продавцу.
Эта профессия появилась в России сравнительно недавно, после перестройки, когда насыщение отечественного рынка товарами сочеталось с падением благосостояния. Успешная торговля потребовала вдумчивого профессионального подхода.
Но и теперь профессия маркетолога не теряет своей актуальности, т.к. конкуренция на рынке среди производителей товаров и услуг с каждым годом становится всё жестче. Работа маркетолога начинается задолго до того, как продукт поступит в продажу. Ещё до начала производства (в торговых фирмах – задолго до решения о закупке) маркетолог должен определить, на кого товар будет рассчитан, какова потенциальная ёмкость рынка, проанализировать деятельность конкурентов и пр.
Маркетолог, как уже говорилось, занимается организацией и управлением рекламной и PR-деятельностью компании, причем как за ее пределами, так и внутри. Однако в крупных компаниях этой работы слишком много для одного специалиста – её может выполнять целый отдел, куда входят: аналитик, маркетолог-экономист, product-менеджер, event-менеджер, BTL-менеджер, бренд-менеджер, директор по маркетингу.
Аналитик – занимается сбором данных и их анализом.
Маркетолог-экономист – занимается вопросами ценообразования. При этом он учитывает данные о себестоимости, спросе, политике конкурентов и пр.
Product-менеджер обычно проводит анализ рынка, занимается мероприятиями по продвижению продукта компании, анализом продукции конкурентов. Он должен разбираться в тонкостях продукта, а еще лучше – иметь соответствующее образование. Например, при разработке и продаже одежды, от product-менеджера требуется знание основ дизайна одежды, швейного производства и т.п.
Event-менеджер занимается планированием, подготовкой и проведением мероприятий по продвижению продукции компании, выставок и рекламных акций, пресс-конференций и других корпоративных мероприятий.
BTL-менеджер – организует промоакции компании, например, дегустаций.
Бренд-менеджер – высшая должность в отделе маркетинга. Он руководит подразделением маркетинга, координирует работу всех его специалистов, планирует организацию рекламных компаний, анализирует рынок и конкурентную среду, определяет планы продаж и контролирует их выполнение, разрабатывает стратегии, направленные на получение прибыли, завоевание и удержание рынков.
Отношение к маркетингу имеют также мерчендайзер и промоутер.
Мерчендайзер – отвечает за мероприятия по продвижению товара непосредственно в торговых точках (выкладывает товар на полки определённым образом, размещает рекламные материалы и пр.). При этом он учитывает типичное поведение человека, пришедшего за покупками, особенности распределения покупательского внимания и т.д.
Промоутеры – привлекают внимание потенциальных клиентов к товару или услуге, вручая рекламные листовки, образцы для дегустации, и т.п.
Как сделать карьеру в digital: первый год жизни интернет-маркетолога
Интернет-маркетинг манит хорошими зарплатами и драйвом, рынок развивается, спрос на хороших специалистов растет. Кроме того, искусственный интеллект и нейросети в ближайшем будущем не планируют отбирать у человечества эту профессию. Другими словами, не работа — мечта. Одна проблема: новичку сложно прорваться в digital даже несмотря на обилие курсов и материалов. Работодатели не готовы наслаждаться ошибками новоиспеченного диджитальщика и терять в деньгах.
Рассказываем, как пережить первый год в онлайн-маркетинге и не сломаться.
Путь интернет-маркетолога по мнению экспертов в интернете выглядит следующим образом:
1) Получите высшее образование по маркетингу, научитесь делать SWOT-анализ и работать с матрицей BCG
2) 5 лет оптимизируйте сайты, станьте гуру контекста, выучите PHP, HTML и JavaScript, научитесь писать не хуже Максима Ильяхова, получите сертификат на знание Яндекс.Метрики
3) Поздравляем! Вы — интернет-маркетолог!
План амбициозный, но увы, бестолковый. Он оставляет больше вопросов, чем ответов: с чего начать, как выбрать специализацию и где практиковать навыки?
Чтобы помочь новичкам выжить в безжалостном мире digital, мы с Елизаветой Целютиной, интернет-маркетологом бизнес-школы IHSBM, составили «маршрут развития». Начиная стажером, Лиза прошла диджитал-интенсив по ирландской программе DMI и «без отрыва от производства» тут же тестировала новые знания в своей компании. Надеемся, этот опыт поможет джуниорам за короткий срок пройти путь с нуля до перспективного специалиста по онлайн-маркетингу.
Шаг 1. Обучение
Не слушайте старообрядцев, которые рекомендуют начинать с классического маркетинга: в одно ухо влетит, в другое вылетит. В первый год никто вам не доверит составлять SWOT-анализ и выводить новый продукт на рынок. Вернитесь к этому чуть позже.
Если выбирать самый короткий путь в профессию, лучше все-таки разориться на хороший курс по digital-маркетингу (IHSBM, Нетология, Digital October). Лучшие инвестиции — инвестиции в себя, не жадничайте на знаниях, это ваш карьерный фундамент.
Специализация — дискуссионный вопрос. По нашим наблюдениям, быстрее растут те диджитальщики, которые выбрали путь «всего по чуть-чуть». Поэтому если у вас нет твердого убеждения всю жизнь посвятить только контекстной рекламе, лучше выбрать «обзорный курс», в котором изучаются все аспекты интернет-маркетинга. Кроме того, только попробовав каждый инструмент digital-маркетинга, сможете понять, к чему лежит душа — SMM, планирование кампаний или SEO-хардкор.
Что касается бесплатного контента, доступного в интернете. Он поможет, если у вас уже есть в голове база и система. Для комплексной самостоятельной подготовки с нуля бесплатные вебинары-семинары, блоги и книги не подходят, но могут еще больше запутать и разочаровать.
Зато во время обучения стоит подписаться на проверенные источники: специализированные СМИ (Cossa, vc.ru, Seonews), блоги известных агентств (Texterra, Ingate, i-Media, Adventum, IT-agency). Задача — нарастить вокабуляр. Вас должны перестать пугать бесконечные CPC, CTR, ARPU и LTV. Отдельное внимание уделяйте изучению кейсов. Чтобы проникнуться целями и задачами интернет-маркетинга, читайте и впитывайте, как компания N с помощью рассылок повысила продажи на 15%, а стартап X с помощью социальных сетей привлек 1000 лидов.
Шаг 2. Идем практиковаться!
Итак, у вас голова трещит от новых знаний, а на стенке висит сертификат. Пришло время практики. Составляем резюме на должность ассистента. Лайфхак: лучше делать не одно универсальное, а каждое затачивать под конкретную вакансию. Да, это дольше, чем бездумно жать на кнопку «Откликнуться», но и выхлоп больше.
Если нет цели попасть в консервативную компанию с сотрудниками в галстуках, можно составить резюме в неформальном виде. Добавив щепотку творчества и оригинальности, не забудьте про свой серьезный подход к делу. В этой сфере ценится креативность, особенно для SMM и email-маркетинга, которую вы таким способом и продемонстрируете. Никому не хочется пичкать потребителя сухими и монотонными постами. Возможно, так вы избавите себя от тестового задания.
Есть мнение, что лучше и быстрее можно стартовать в агентстве, однако мы не будем так категоричны. Самое главное и неожиданное — на собеседовании вы должны задать очень много вопросов! Не смотрите пока на соцпакеты, корпоративные плюшки и даже зарплату. Выиграв бесплатные завтраки и оклад на 10 тысяч больше сейчас, вы рискуете целый год проверять договоры с подрядчиками или делать бесконечные ресайзы баннеров. Интернет-маркетинг у каждого разный.
Так как нам нужен быстрый старт в digital-маркетинге, ищите компании с разноплановыми проектами. Выбрав должность ассистента по SEO или помощника по контекстной рекламе, вы будете долгое время выполнять механическую работу, решая однотипные задачи. Да, вы быстро вырастете в одной сфере. Однако потом вам будет трудно получить работу с более широким кругом обязанностей. Как минимум по зарплате вы не сможете сильно вырасти.
Итак, вот список вопросов, который можете смело брать на собеседование, чтобы приятно удивить рекрутера.
1) Отдел маркетинга или команда проекта
Узнайте, как можно больше об отделе интернет-маркетинга, уточните, какие задачи решаются штатными силами, какие — аутсорсом. Что получается сейчас хорошо, а где провалы или проблемы, попробуйте уточнить их причины. Может, до вас уже три человека сгорели на этих участках еще на испытательном сроке, и вы следующая жертва, просто потому что компания сама не знает, чего хочет?
2) Бизнес-процессы и ИТ-составляющая
Интересные маркетинговые задачи требуют системного подхода и грамотного управления проектами. У команды должны быть инструменты для обсуждения и планирования работы. Используют ли Trello, Меgaplan, Worksection, Basecamp? А как насчет Scrum и Agile? Современный маркетинг не работает без ИТ-решений: нагло выясняйте, какую CRM используют в компании, какой сервис для рассылок, настроена ли Яндекс.Метрика и на каком движке сделан сайт. Чем шире применяемый инструментарий, тем интереснее и продуктивнее будет работа.
3) Бюджет на маркетинг или средний бюджет проекта
Все просто: он должен быть. Да, на рынке есть мастера по партизанскому маркетингу, но начинать лучше в проектах, где есть маркетинговые бюджеты, иначе массу эффективных приемов привлечения аудитории вы так и не распробуете. Новичку надо «понюхать» проекты хотя бы с небольшими бюджетами, чтобы почувствовать возможности онлайн-маркетинга.
«С деньгами любой дурак сможет» — эта присказка скорее про PR, потому что в маркетинге работает другой подход: каждый вложенный рубль должен принести 10 рублей прибыли.
4) Как растут и обучаются сотрудники?
В компании внедрена система наставничества — сразу два жирных плюса в её пользу. Если нет, спросите у HR-менеджера, часто ли сотрудников отправляют на обучение, принято ли ездить на профильные конференции? В таких компаниях вы будете расти в два раза быстрее, да и веселее, пожалуй.
5) Какие планы на ближайшее будущее у компании в интернете?
Если она довольна своей контекстной рекламой и почтовыми рассылками, и ничего больше не планирует, значит, вы будете работать роботом. А как же ваша мечта сделать мир лучше? На рынке полно компаний, которые только сейчас открывают для себя новые соцсети, мессенджеры, чат-боты, блоги, видео-стриминг, с помощью которых делают свои продукты и обслуживание по-настоящему увлекательными и полезными. Вот, где нужно реализовываться!
Не сдавайтесь и не снижайте планку, если на первых собеседованиях вы встретили полнейшее недоумение.
Значит, у компании нет ресурсов на реализацию интересных и качественных проектов, хорошего опыта вы здесь не получите. Работа просто на стаж в digital — смертный приговор для карьеры.
Осторожнее относитесь к фармацевтической, алкогольной и табачной отрасли — здесь работают очень специализированные инструменты. Избегайте сложных b2b-компаний: тут тоже специфический маркетинг, традиционные онлайн-инструменты работают пока плохо. Не ставьте крест на этих сферах насовсем — нет, просто с наработанным опытом там будет проще.
Идеально: ИТ-компании и e-commerce, digital-агентства полного цикла, услуги (трэвел, ивенты, развлечения, недвижимость, фитнес).
Шаг 3. Практика и специализация
Итак, вы ассистент отдела маркетинга или junior digital specialist. Если вам выделили наставника — поздравляем, это счастливый билет. Но увы, в российских компаниях такая практика еще большая редкость.
В остальных случаях, старайтесь держать под контролем ваше развитие в компании. Это не так трудно, как кажется — рассказывайте, какими задачами вам интересно заниматься, проявляйте инициативу, задавайте вопросы коллегам.
Если есть возможность, сразу начинайте с социальных сетей. Изучите, как устроены аккаунты компании, какой контент там публикуется, какие вопросы задают подписчики. Проследите, в какой форме общались с подписчиками: было ли это «Хай, котики» или же «Здравствуйте, уважаемые подписчики»? Параллельно погружайтесь в бизнес, тщательно промониторьте конкурентов. При должной сноровке у вас на это уйдет 1-2 недели.
Далее подключайтесь или просите присоединиться к e-mail маркетингу. Изучив прежний опыт, предложите написать текст рассылки, освойте сервис, поверстайте в нем тестовые письма. Особое внимание уделите теме письма — текст рассылки может быть бесконечно хорош, но какой в этом толк, если тема не сработала, и Open Rate низкий. На это уйдет еще неделя.
Теперь подступайте к контексту. Посмотрите, как настроены текущие рекламные кампании. Изучите, какие установлены таргетинги по времени и географии, как выставляются ставки, какие используются минус-слова. Нашли ошибку? Не стесняйтесь предлагать свои рекомендации. Попросите потренироваться в составлении семантического ядра для новой услуги или акции. На изучение аккаунтов Директа и AdWords заложите неделю.
Пошла тяжелая артиллерия: теперь можно залезть в SEO. Посмотрите, что на вашем сайте из контента работает на благо выдачи, как устроена навигация, есть ли блог, по каким ключевым словам продвигается ваш сайт, какие пункты из внешней оптимизации выполнены. И опять не спускаем глаз с конкурентов. Недели должно хватить.
И вот только сейчас пришло время аналитики. Изучите, что и как настроено в личном кабинете, какие выставлены цели, какие цифры собираются. Проштудируйте отчеты, загляните в вебвизор. Аналитика — один из самых жизненно важных разделов онлайн-маркетинга. С ее помощью вы узнаете, какая часть рекламного бюджета тратится впустую, а что приносит максимальный эффект.
К концу испытательного срока у вас должно быть четкое представление об эффективности каналов, стоимости лидов, системе распределения бюджета. Кроме того, вы должны знать ваших конкурентов и ЦА почти в лицо!
За следующие полгода вам надо научиться оптимизировать маркетинговый бюджет, анализируя стоимость одного клика, лида или покупки по всем каналам. Так вы сможете на каждый вложенный рубль генерировать не 10 рублей прибыли, а 20 или даже 30. Такие успехи руководство не оставляет без внимания и поощряет премиями.
Вот еще 5 советов, чтобы хорошо себя зарекомендовать в компании
• На самой начальной стадии с особой осторожностью беритесь за задачи на креатив и планирование (идеи для рассылок, посты для социальных сетей, темы объявлений). Чтобы не изобретать велосипед, всегда выясняйте, что уже было сделано, и главное, что из этого получилось, а что — нет.
• На первых порах вам может показаться, что в компании все устроено не так идеально, как рассказывали на курсах. Не спешите критиковать или опрометчиво советовать, как надо делать. Первые два месяца работы — не время для радикальных предложений. Запишите свои наблюдения и вернитесь к ним спустя некоторое время. И помните, что любой спорный вопрос можно решить с помощью А/В-тестирования.
• Составляйте чек-листы и проверяйте свои действия — новички часто по невнимательности забывают поставить какую-нибудь галочку. А одна такая галочка, например, по геотаргетингу в контекстной рекламе, может очень серьёзно сказаться на качестве трафика.
• Научитесь грамотно и интересно писать! Вам необязательно выдавать креативные слоганы, достойные каннских львов, но писать хорошие тексты для блога, рассылок, социальных сетей вы должны! При этом не забывайте, что для каждой компании нужна своя стилистика.
• Учитесь, учитесь и еще раз учитесь! Digital — это развитие нон-стоп: новинки, лайфхаки и тренды. За этим нужно следить и успевать оперативно внедрять, пока вас не опередили конкуренты. Составьте план по обучению — вот теперь пришло время для блогов, книг, вебинаров.
Где-то через 9-12 месяцев упорного труда, начинайте думать о своих KPI. Зарплата хорошего маркетолога складывается из оклада и бонуса, который высчитывается по ключевым показателям. Чаще всего это новые лиды-заявки. Учитесь работать на результат — это здорово мотивирует, не даст вам заскучать и затормозить в развитии. Да и фраза: «Я получил большее за меньшую цену» для работодателя лучше любой вашей «корочки».
Если год в компании прошел, а вы до сих пор занимаетесь только мониторингом СМИ, ответами на комментарии клиентов в соцсетях, размещением новостей на сайте и бумажками — это повод серьезно задуматься. Кажется, что вы занимаетесь фигней? Меняйте компанию. Подумайте о специализации. Может, за время работы у вас появился фаворит — тогда стоит отдать ему предпочтение и посвятить год-два оттачиванию навыка в какой-то одной сфере, например, SMM или видео-блогинг. Подтяните теорию, подбейте резюме цифрами — и снова в бой!
Как стать маркетологом? Советы тех, у кого получилось
Как стать маркетологом?
Шаг 1: Получите высшее образование
Шаг 2: Получите сертификаты
Шаг 3: Получите опыт работы
Если верить Google, это первые три шага к тому, чтобы стать менеджером по маркетингу. Может быть, это и правда, но несколько устаревшая. Для начала, каждый маркетолог знает, что профильное образование сегодня совсем не обязательно — и что нет одного прямого пути к тому, чтобы получить эту должность. Таких путей бесконечно много. Мы не будем перечислять их все: лучше поговорим о самом быстром.
Если вы еще только открываете для себя мир маркетинга, у вас наверняка возникнут следующие вопросы:
Из нашей сегодняшней статьи вы узнаете ответы на все эти вопросы.
Зачем становиться менеджером по маркетингу?
Вы вообще знаете, почему хотите стать маркетологом? Если знаете, то смело пропускайте эту часть. Если нет, то приготовьтесь влюбиться, потому что это очень интересная работа.
Хорошие деньги
Менеджер по маркетингу занимает 45 место в списке 100 лучших профессий в США и в мире и 14 место в списке самых высокооплачиваемых должностей.
Легкий и быстрый карьерный рост
В маркетинге нет стеклянного потолка. Пока ваша зарплата привязана к доходу и вы добиваетесь результатов в бизнесе, соответствуя своим KPI, вы можете зарабатывать больше и больше и получить долю в доходах своей компании.
Гибкий график
Вы хотите быть фрилансером или работать полный день? Так или иначе, маркетинг позволяет вам работать из любой точки мира: нужно только подключение к интернету.
Вас не заменит робот
В 2016 году менеджеров по маркетингу было почти 205 900. Согласно прогнозам, к 2024 году их будет на 9% больше. Поэтому, пока на многих других местах людей заменяют роботы, менеджеры по маркетингу будут нужны еще долго. Шанс на автоматизацию составляет только 1,4%, то есть вы в безопасности.
Широкий набор навыков
Менеджеры по маркетингу обладают широким, разносторонним набором навыков, полезных в любой работе — например, при создании стартапов или в малом бизнесе.
Конечно, работа менеджера по маркетингу может быть нервной и трудоемкой, потому что вы лично отвечаете за соответствие KPI. Но пусть вас это не пугает: маркетинг оправдывает себя, и дальше мы об этом поговорим.
Чем занимается маркетолог?
Спросите менеджера по маркетингу, чем он занимается весь день, и вы наверняка запутаетесь — по двум причинам:
1. У маркетологов специфический жаргон.
2. Маркетологи выполняют множество разных задач каждый день.
Если вы зададите тот же вопрос Google, вы прочитаете кучу устаревших, банальных ответов, основанных на том, чем менеджеры по маркетингу занимались до появления интернета.
Так чем же они занимаются? Бывает совершенно по-разному.
Это зависит от того, работает ли этот менеджер в огромной корпорации или в маленькой компании. Если это сотрудник корпорации, то он наверняка специализируется на конкретном канале, например на привлечении клиентов или продвижении в социальных сетях. А если маркетолог работает со стартапом, то наверняка совмещает сразу несколько должностей.
Основная задача менеджера по маркетингу — это рост бизнеса. Он генерирует идеи, реализует их, проводя кампании, анализирует результаты и отчитывается о них. Кампании обычно требуют дополнительных ресурсов, и, следовательно, маркетологи часто работают совместно с другими специалистами, находят фрилансеров и занимаются организационной работой. Вот что говорит по этому поводу Кэти Херст (Katie Hurst), менеджер по маркетингу в OpenSesame:
«Маркетинг пронизывает все процессы в компании, и я объединяю разные команды. Например, мне нужно знать о новых функциях продукта, чтобы я могла организовать вебинары для ответов на вопросы и создать на сайте новые страницы FAQ. А еще я слежу за тем, чтобы отдел продаж получал релевантные лиды, а у отдела контент-маркетинга были все необходимые инструменты, чтобы радовать читателей».
Что работодатели требуют от менеджера по маркетингу?
Прежде всего, работодатели хотят, чтобы менеджер по маркетингу помогал компании расти. Джо Пулици (Joe Pulizzi), основатель Content Marketing Institute:
«Мне нужен маркетолог, понимающий, как наращивать и удерживать аудиторию, чтобы мы могли постоянно общаться с покупателями и потенциальными клиентами напрямую. Значит, менеджер по маркетингу должен уметь строить отношения с группой людей и владеть всеми необходимыми для этого инструментами».
В конце концов, маркетинг сводится к росту: повысить доход, привлекая клиентов. Для этого специалисту необходим набор основных навыков и инструментов, и далее мы поговорим о них.
Какие навыки мне нужны?
Здесь все зависит от размера компании. Но, так или иначе, все менеджеры по маркетингу должны хорошо понимать маркетинговый ландшафт в целом. Вам не обязательно быть экспертом во всех сферах, перечисленных ниже: в большинстве из них достаточно обладать базовыми навыками и быть универсалом.
Необходимые социальные навыки
Главные навыки, без которых не обойтись, — это, прежде всего, социальные, то есть сочетание личных качеств, позволяющих легко ориентироваться в окружающем мире, эффективно работать с другими людьми и добиваться своих целей, используя соответствующие профессиональные навыки (о них речь пойдет позже).
Способность эффективно выполнять свою работу
Способность эффективно выполнять свою работу — это одно из самых важных требований. Киван Ли (Kevan Lee), директор по маркетингу в Buffer:
«Может ли человек придерживаться заданной стратегии или реализовывать проекты? Способен ли он следовать графику? Делает ли он свою работу качественно? Менеджер по маркетингу должен приносить результаты с некоторой стратегической поддержкой (обычно от директора по маркетингу, вице-президента или своей команды). Способность следовать плану — это одно из главных требований».
Работа с людьми
Чтобы выполнять свои задачи, менеджер по маркетингу должен уметь работать с другими — и в своем отделе, и вне его. Главное, чего требует работа с людьми, — это эмпатия. Киван Ли (Kevan Lee), Директор по маркетингу в Buffer:
«Эмпатия важна для личных отношений, которые вы выстраиваете с членами своей команды. У менеджера по маркетингу должны быть навыки межличностного общения, но они ничего не значат, если он не способен к эмпатии. Эмпатия — способность смотреть на мир с точки зрения другого — незаменима».
С кем работает менеджер по маркетингу?
В зависимости от размера компании вашим начальником может быть директор по маркетингу, вице-президент по маркетингу или, в маленьких фирмах, CEO или основатель компании. У менеджеров по маркетингу, работающих со стартапами, может не быть подчиненных, кроме пары стажеров. В более крупных компаниях у вас, скорее всего, будут ассистенты или партнеры.
Обучаемость и способность адаптироваться
Маркетинговый ландшафт постоянно меняется, и вам придется постоянно приспосабливаться к нему и осваивать новые тактики и инструменты, которые появляются еженедельно, если не ежедневно. Род Остин (Rod Austin), Директор по маркетингу в Pagely:
«Ландшафт цифрового маркетинга постоянно развивается, и необходимо брать на работу людей, способных адаптироваться к изменениям в индустрии. Обучаемость — это навык, который не так-то просто получить».
Креативное решение проблем и критическое мышление
Гроуз-хакинг — это просто креативное решение проблем. Менеджеры по маркетингу ежедневно сталкиваются со сложными задачами. Почему снижается доход? Как снизить показатель оттока? Как привлечь больше трафика на лендинг? И в большинстве случаев вам придется решать эти вопросы, имея ограниченные ресурсы.
Это только некоторые задачи, стоящие перед менеджером по маркетингу, и чтобы решить их, необходимы профессиональные навыки.
Необходимые профессиональные навыки
Профессиональные навыки — это конкретные навыки, которые можно получить и измерить уровень владения ими. В их число входит написание текстов, математика, чтение, печать, умение работать с программным обеспечением и т.д. Научиться всему этому гораздо проще, чем овладеть социальными навыками.
Конечно, бывает сложно приобрести навыки, которые никак не связаны с тем, чему вы учились раньше. Эли Шварц (Eli Schwartz), директор по маркетингу в SurveyMonkey:
«У каждого менеджера по маркетингу в нашей компании должна быть и креативность, и аналитические способности. Мне нужен тот, кто действительно понимает данные и использует свои знания, чтобы разрабатывать креативные маркетинговые стратегии».
Аналитика
Подавляющее большинство руководителей по маркетингу ожидает от менеджеров способности принимать решения, основанные на данных. Род Остин (Rod Austin), директор по маркетингу в Pagely:
«Нам нужен человек, который принимает решения, руководствуясь конкретными показателями, а не интуицией».
Сегодня маркетинг основан на данных. Поэтому вы должны уметь работать с инструментами аналитики и, получив данные, делать из них нужные выводы.
Например, если вы видите, что трафика стало больше, а конверсия снизилась, вам понадобится выдвинуть гипотезы о причинах этой проблемы и провести эксперименты, чтобы решить ее как можно скорее.
Цифровая реклама
Согласно отчету MarketingProfs за 2017 год, цифровая реклама — это самый необходимый из маркетинговых навыков. В нее входят платная реклама в социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram, Вконтакте и прочие), AdWords, ретаргетинг и т.д.
Контент-маркетинг
Согласно отчету MarketingProfs, второй по важности навык в цифровом маркетинге — это контент-маркетинг, создание и распространение контента (постов в блоге, электронных книг, видео, картинок и прочего), который не рекламирует вашу компанию напрямую, а скорее отвечает на вопросы целевой аудитории. Вместо того, чтобы заваливать ее рекламой, вы обучаете ее — и лучше конвертируете потенциальных клиентов, которые расскажут о вас всем своим друзьям, даже если вы напрямую об этом не просили.
Коммуникация (письменная и визуальная)
Маркетинг строится на том, чтобы донести свое сообщение до целевой аудитории и тем самым подтолкнуть ее к желаемым действиям. В современно мире существует множество способов коммуникации, но в первую очередь менеджер по маркетингу должен быть хорошим писателем и дизайнером.
Например, он придумывает текст для целевой страницы и разрабатывает ее дизайн, а потом пишет или редактирует пост в блоге и создает оригинальные картинки и графики, чтобы сделать этот пост визуально привлекательным.
Контент-маркетинг и SEO можно сравнить с бутербродом с икрой и маслом. Контент-маркетинг — это главный ингредиент (икра), тогда как SEO — это масло, намазанное на хлеб (сайт) для улучшения вкуса или опыта. Публикуя каждый пост, вы должны оптимизировать его для органического поиска.
Взаимодействие
Менеджер по маркетингу должен выстраивать отношения. Под этим часто подразумеваются обращения к другим редакторам блогов или сайтов с разными просьбами, например сделать бэклинк на ваш сайт или опубликовать гостевой пост.
Брендинг и сторителлинг
92% потребителей предпочитают рекламу, которая подана как история, и верят «заслуженным» медиа больше, чем всем остальным. Поэтому, чтобы порадовать потенциальных покупателей, вам, прежде всего, нужно рассказать хорошую историю.
Только при наличии таких обязательных навыков менеджеры по персоналу начинают спрашивать, умеете ли вы работать с конкретными платформами, программами и инструментами.
В чем измеряется успех маркетолога?
Маркетинг может быть сложной и нервной работой, потому что он напрямую связан с доходами бизнеса. По крайней мере, так дела обстоят во многих компаниях. Например, в LiveChat у каждого сотрудника своя зона ответственности, поэтому достаточно легко отследить, где компания растет, а где переживает застой. Основной KPI для LiveChat — это темп роста клиентской базы, и каждый месяц компания отчитывается о нем публично. Симон Климзак (Szymon Klimczak), руководитель по маркетингу в LiveChat:
«Нам легко перевести работу и результаты каждого сотрудника из команды маркетинга в результаты всей компании. Входящий трафик, количество триальных аккаунтов, характеристики этих аккаунтов — это KPI, на которые мы опираемся, анализируя результаты».
У каждой компании свой набор KPI. Например, в компании, где менеджер по маркетингу только один, он может концентрироваться на количестве новых пользователей или лидов, а в компании, где менеджеров по маркетингу несколько, каждый из них, скорее всего, будет отвечать за что-то одно: трафик в блоге, узнаваемость бренда и т.д.
Как стать менеджером по маркетингу в XXI веке?
«Чтобы стать менеджером по маркетингу, для начала научитесь продвигать самого себя. Так вы не только получите релевантный опыт в маркетинге, но и покажете, что знаете свое дело. Я рекомендую участвовать в волонтерских проектах на маркетинговых позициях: я сам использовал эту тактику, чтобы получить опыт и внушить другим доверие к своим навыкам», — Дэн МакГау (Dan McGaw), руководитель по маркетингу в Effin Amazing.
Впрочем, не стоит понимать этот совет превратно: если у вас есть на примете работа в маркетинге, хватайтесь за нее. Первым делом вам нужно получить опыт.
«Вверх придется подниматься по лестнице. Если вы проработали в маркетинге 1,5 года, вы обычно можете получить более высокооплачиваемую работу в другой компании. Люди, стремящиеся сделать карьеру, делают очередной шаг каждый год или два», — Джон Вестенберг (Jon Westenberg), менеджер из Creatomic
Вестенберг начинал в музыкальном маркетинге, который разительно отличается от мира стартапов и технологий. Поэтому, доказывая свою ценность, Вестенберг создавал феноменальный контент, проводил исследования, руководил проектами, сайтами и сообществами. Так Вестенберг продемонстрировал свою способность эффективно заниматься маркетингом в любой сфере и привлек внимание стартапов со всего мира.
Заключение
Теперь ваша очередь привлекать внимание компаний со всего мира. Вам ничего не мешает, вы знаете, как быстро стать маркетологом, и теперь дело за вами. Все, что вам нужно сделать, — это начать работать и получать опыт.