что нужно чтобы стать корреспондентом на телевидении
Тележурналист. Работа-сказка или Стахановский труд?
По статистике, более 50% молодежи мечтают стать известными личностями. Нет более очевидного способа это сделать, чем попасть на экран телевизора. А может быть, работа на ТВ — это тоЮ чем бы вы на самом деле хотели заниматься?
Reconomica взяла интервью у молодой журналистки, которая успела побывать и на побегушках в студии, и стать корреспондентом, и дорасти до ведущей новостей. Интересно и живо о профессии репортера-тележурналиста расскажет Дарья.
Под прицелом видеокамеры
Привет! Меня зовут Фельбуш Дарья Владимировна. Мне 25 лет. Город Самара. Профессиональный стаж – 6 лет. На данный момент работаю на ТРК «Губерния».
Репортер — работа мечты, которая не оставляет личного времени. Так, о профессии журналиста отзывается каждый, кто хотя бы немного себя в этом пробовал. Суть — собрать и обработать информацию, побывать на месте и передать с помощью видео и текста атмосферу. И самое главное: говорить просто о сложном — вот что требуется от тележурналиста.
На все руки от скуки, или смелым и настойчивым вход разрешен
Для того чтобы стать тележурналистом, необходимо разбираться абсолютно во всем: начиная от ЖКХ и медицины, заканчивая законотворческими процессами и судебными тяжбами. В нашей профессии любят смелых и настойчивых. Излишнюю скромность и сдержанность оставьте для других. Об этом стоит помнить, даже на собеседовании.
А вот приятная внешность — далеко не главное требование, намного важнее голос: тембр и отсутствие дефектов речи. В приоритете скорее бас, чем тенор. Однако, даже если у Вас низкий грудной голос, предстоит еще много работать над интонацией. Меня учили так: включать любой федеральный канал и просто повторять за дикторами.
У большинства моих коллег в дипломе о высшем образовании значится «филолог» или «журналист». Но я знаю многих блестящих специалистов, которые в молодости закончили биологический или инженерный факультет. Так что для журналиста важнее наличие высшего образования, а не его специфика.
Хочу работать репортером на телевидении. С чего начать?
Как найти работу на телевидении или в журналистике вообще? Достаточно отправить свое резюме на почту региональных каналов – так как сделала это я. Скорее всего, от Вас потребуется пройти бесплатную стажировку и показать все свои умения и потенциал.
На собеседовании ведите себя уверенно и настойчиво, но не забывайте про этикет.
Готовьтесь к тому, что Вам придется работать и днем, и ночью, а иногда подряд. Трубу в центре города может прорвать в 4 часа утра, это обязательно нужно снять, и скорее всего, отправят на ЧП именно новичка. Не важно, что рано утром Вы снимали открытие спорткомплекса. Журналист должен быть всегда готов выехать на съемку и хорошо ее отработать.
Самое интересное — чем предстоит заниматься
Главная задача тележурналиста — создание интересного сюжета, а это непросто, особенно, если снимаешь заседание Думы.
Подай-принеси-прочитай-составь дайдждест
Первые съемки реального репортажа. Что надо знать
Спустя время я поехала на свою первую съемку, это была выставка живописи. И вот тут я попала. Оказывается, создавать сюжет непросто. Самое главное — не писать, как у нас говорят, «пресс-релизно», чтобы материал легко воспринимался на слух. Кроме того, необходимо уложиться в хронометраж, излагать короткими предложениями и при этом не упустить самое интересное и сделать это все очень быстро.
Я узнала, что такое « лайф » (видео без закадрового текста ), стенд ап (речь корреспондента в кадре) и синхрон (20-ти секундный кусок интервью, который вставляется в сюжет.
Типичные темы репортажей
Когда я освоила культуру, в моем расписании стали появляться уже «проблемные» темы:
Работа ведущей новостей
Затем мне стали доверять интервью с первыми лицами региона, а после, у меня появились свои передачи, и я стала ведущей новостей. В это время мне уже пришлось подружиться с прямым эфиром и «суфлером»( специальный экран, где транслируется текст). Конечно, не всегда все было «гладко». И оговаривалась, и ударение ставила неверное, а дикция и интонация самое важное в студии.
А случалось такое, что накануне мне сообщали о съемке в области. Требовалось снять сюжет о том, как семья открыла свиную ферму благодаря государственной поддержке. Естественно, на работу я пришла в резиновых сапогах и одежде из серии «не жалко». Но съемку в селе отменили, зато отправили в Правительство снимать очередное заседание.
С тех пор на работе держала дополнительный комплект одежды и обуви. А однажды, меня отправили снимать ремонт трубы в области. Это было зимой, и стоял страшный ураган. Ветер был настолько сильный, что мне приходилось постоянно за что-то держаться, чтобы не упасть. А интервью с рабочими писали в машине, чтобы не было помех по звуку.
Денежный вопрос. Сколько зарабатывают репортеры и журналисты на телевидении
Оклада как такого у журналистов нет. Зато есть гонорары. Это и хорошо, и плохо. Нельзя расслабляться. Каждый сюжет имеет свою стоимость: от 300 до 4 000 рублей. Зависит она от количества потраченного времени и сил. А вот ценник конкретной работы определяет главный редактор. Имеет свою стоимость и работа в студии, и выпуск программы. Все тоже очень индивидуально. Однако зарплата для журналиста — не единственный источник доходов. В стране проводится множество конкурсов. И во многих призовой фонд – деньги. Впрочем, мне еще ни разу не повезло.
Не стоит устраиваться журналистом от безысходности. В таком случае эта работа больше заберет у Вас, чем даст. Ведь зарплаты у акул пера далеко не олигархические. В моем городе в среднем опытный тележурналист получает 30 000 – 40 000 рублей. А начинающему стоит радоваться и 15 000 руб. в месяц. Для сравнения, средняя зарплата в Самаре по Росстату — 27000 рублей.
Нелегкая это работа — быть журналистом! Плюсы и минусы профессии
Самый большой плюс быть журналистом: мы все видим первыми и видим то, что, например, строителю не доступно, а это очень подкупает.
Кроме того, я побывала на многих концертах и мероприятиях бесплатно и обзавелась огромным количеством знакомств. Ну и, это не секрет, наблюдать себя по телевизору приятно, точнее, это приятно родителям. Репортеры не знают, что такое офисная работа. 70% времени мы проводим в разъездах. Зато рутины нет совсем, даже после 4-х лет Вы найдете чему удивиться.
Из минусов: ненормированный график. Самый ранний выезд на съемку у меня был в 5 утра. А самый поздний — в 3 ночи. Меньше 12 часов на работе мы не проводим, поэтому про личную жизнь придется забыть. Как только я переступила порог телевидения, моими друзьями стали коллеги, а лучшим другом — микрофон.
Снимать приходится в разных условиях: на чердаке старого дома в 40-градусную жару, в холодный ветреный зимний день в поле или лесу. Кстати, зимой журналисту нельзя писать стенд ап в шапке, с красными от мороза ушами можно, а вот в головном уборе— нет. Вот такой этикет.
И часто бывает, что нет времени на обед, но это касается только корреспондентов. Операторы и водители, как правило, позволяют себе эту роскошь. Можно весь день провести на съемке, и приехать за час до выхода выпуска новостей. За это время надо написать сюжет, проверить его у редактора, отправить на согласование (иногда), озвучить и обязательно присутствовать на монтаже. Белка в колесе не развивает таких скоростей, какие может журналист. Но, несмотря на все минусы, попробовав однажды, уже не остановиться.
А что дальше? Карьера на телевидении
Проработав несколько лет журналистом, можно дослужиться до редактора или главного редактора. Но это не так интересно. В обязанностях: проверка текстов, верстка выпусков и контроль всего эфира. Работа постепенно становится сидячей. Уже не надо ездить на съемки, передвижение — максимум до студии. Куда интереснее расти не вверх, а, например, дойти до федерального канала и освещать события уже совсем другого уровня. Оно того стоит.
Телевидение – это интересно, динамично и вызывает привыкание. Если Вы хотите идти в ногу со временем, видеть и узнавать все первым, и при этом можете даже самый сложный законопроект объяснить своей бабушке «на пальцах» — эта специальность для Вас. И если Вы ее выбрали, не бойтесь своих амбиций. Осваивайте новое, даже если раньше так информацию никто не преподносил. Цельтесь на федеральные каналы и не слушайте, когда кто-то в Вас не верит. Только тогда у Вас все получится.
Как стать журналистом без образования? Подробная инструкция для новичков
Журналистика — одна из отраслей, которая окутана тайнами. Люди, никогда не работавшие в этой сфере, довольно плохо понимают её специфику, однако это никак не снижает количество тех, кто всё же хочет попробовать себя в качестве репортёра или корреспондента. Домовик разрушает мифы об этой профессии вместе с журналистом, который за несколько лет сумел пройти путь от отказов в локальных СМИ до работы в федеральных журналах.
С чего начать?
Для начала нужно понять, что именно вы хотите делать. Телевидение или радио? Или тексты? А если тексты — то какие? Многие принципиально не берут интервью (не получается), другие же, наоборот, только ими и занимаются. В самом начале пути нужно обозначить ваш путь, хотя бы очень размыто. Можете выделить несколько СМИ, в которых вам хотелось бы поработать. После этого нужно начинать писать.
Одна из главных проблем людей, которые решают заняться этой профессией — страх из-за отсутствие опыта. Некоторые даже боятся из-за отсутствия высшего образования. Так вот, отвечаем не по порядку — высшее образование по специальности журналистика вам не нужно. Можно даже предположить, что оно несёт вред (об этом тезисе мы поговорим ниже). Что касается опыта, то для его получения у вас есть два варианта.
Идти туда, где берут без опыта.
Если в вашем городе нет СМИ, которые берут людей без опыта, то поищите в интернете — возможно, сможете найти удаленную подработку, что тоже неплохо для старта.
Начать работать без СМИ
Итак, вы захотели стать журналистом, но быть новостником не хочется. Можете написать во все СМИ вашего города и предложить им свои материалы. Тут многое зависит от того, чем именно вы хотите заниматься — интервью, кинообзоры, большие статьи о социальных проблемах и так далее нужны не в каждом СМИ. Параллельно вы можете писать в стол, чтобы набить руку.
Хотите быть кинокритиком? Смотрите много кино и пишите о просмотренном. Да, и не забывайте читать других критиков, так вы расширите своё представление о профессии.
Есть трюк, который, пожалуй, не очень честен, но работает. Допустим, вы пишете редактору СМИ под названием «Домовик» письмо, в котором предлагаете интервью с тремя людьми (например, популярный певец, немного известный актёр и политик). Редактор может сказать: «Знаете, а с вот этим певцом мы бы купили интервью». После этого вы ищете контакты того самого певца или его менеджера и предлагаете интервью — не забудьте добавить, что вы специальный корреспондент журнала «Домовик». Если человек согласится на интервью, то он никогда не узнает, что он является частью вашего первого материала для этого СМИ.
Совмещение работы — большой плюс
Прекрасно, если у вас есть возможно входить в журналистику постепенно. Например, есть постоянная работа с адекватным доходом, а также время для написания статей. Так вы сможете писать материалы в СМИ без страха, что статью не примут и вам будет нечего есть. Полгода или год совмещения — прекрасная возможность начать карьеру и не вляпаться в плохую историю.
Не стесняйтесь отсутствия опыта и высшего образования
Он устроился на новую работу, но редакторы его постоянно ругали за плохие тексты. Критиковали всё — от умения собирать фактуру до языка. Он попросил меня написать за него один текст чтобы узнать, проблема в нём или же редакторы просто так ругают нового сотрудника.
Я сходил на выставку, о которой нужно было писать текст, после чего на коленке написал статью за час. О чудо, редакторы даже не внесли правки. И дело не в том, что я какой-то талантливый, просто человека никто не научил писать, а сам он учиться не стал (итак «вышка» ведь есть, куда учиться). В дальнейшем я лишь убедился в том, что профильное образование скорее вредит.
Один из редакторов, с которым я работал, однажды объяснил мне идеальное устройство СМИ. В команде была девушка, журналист по образованию, которая писала про рынок недвижимости. Её постоянно нужно было править, она много ошибалась. И тогда редактор сказал, что в идеале на эту работу нужно нанимать риэлтора. И это действительно логично — взрослого человека легче научить складно писать, чем разбираться в сложной для него отрасли.
Не идите по скользкому пути
С самого начала обозначьте темы, о которых не будете писать. Это не значит, что от них надо отказываться насовсем — ради эксперимента можно и поиграть с дьяволом. Когда я приходил в СМИ, я не хотел писать статьи в поддержку политиков. Однажды мне предложили написать заметку о том, как строятся мосты возле моего города — мне сказали «Посмотришь, как там, опишешь». Я согласился, поскольку не понял, что именно предстоит делать. А вышло так — администрация города организовала поездку для журналистов, то есть нас буквально повезли смотреть на мосты. Очевидно, что подобный материал не мог быть наполнен критикой. Когда нас привезли к месту строительства, я испытал шок — за 7 месяцев работы люди выкопали яму, и это было перед зимой, когда строить что-то почти невозможно (такая погода в моём регионе).
Опытные журналисты улыбались, так как понимали специфику этой работы. Я написал редактору, сказал, что ничего не построено. Он ответил: «Ну ты слова этого мужика напечатай, добавь, что строительство идёт полным ходом». Это был первый и последний раз, когда я влез в политические дела. Не нужно делать то, за что становится стыдно в тот же день.
Не бойтесь правок!
С самого начала вам может показаться, что редакторы обходятся с вами слишком грубо. Постоянно ругаются, что-то правят, просят удалить куски текста, которые вам очень нравятся… Что поделать, с этим нужно мириться. Во-первых, в самом начале пути вы ещё недостаточно понимаете специфику работы с текстом, так что можете воспринимать правки как советы.
Во-вторых, у каждого СМИ есть свой язык, который формируется как естественным образом, так и предпочтениями редактора. Если вы пришлёте один и тот же текст в два СМИ, то после публикации вы увидите просто два разных материала (это теоретически, делать так не надо).
Также СМИ по-разному относятся к ошибкам. В одном никто вам ничего не скажет (ведь у них работает хороший корректор), а в другом вам будут предъявлять за каждую запятую — с этим нужно смириться.
Штат или нет?
С самого начала работы я решил, что не хочу работать в штате. Если вы пишете для СМИ, скажем, статьи о кино, и совсем не хотите писать о политике, то лучше не идти в штат. Вы сами будете придумывать темы для статей, а стабильного заработка не будет — зато совесть будет чиста.
Идти в штат стоит в случае, если вам полностью нравится СМИ, в которое вы пишете. Также внештатная работа позволяет постоянно искать что-то новое. Лично я раз в месяц рассылаю своё резюме чуть ли не во все существующие СМИ, а потом смотрю, кто и что мне может предложить. Раз в несколько месяцев это приводит к интересным проектам, так что трата времени оправдана.
«Не знаю, о чём писать»
Это очень важная проблема, особенно если вы не работаете в штате. Если у вас есть сфера, о которой вы пишете, то нужно погружаться в неё полностью.
Пишете статьи о личной жизни звёзд? Будьте добры подписаться на миллион аккаунтов в Инстаграме. Пишете о спорте? Читайте все спортивные новости. Социальные сети помогают найти темы для материалов, паблики и маленькие Telegram-каналы регулярно вытаскивают из глубин какие-то интересные темы, которые можно развить в большом материале.
Учитесь выстраивать структуру
Чтобы материал было легче писать, делайте план. В 99% случаев вы нарушите запланированный порядок действий, но в этом нет ничего страшного. Можете использовать несколько «костылей», который вам помогут. Ваш материал (в большинстве случаев) должен отвечать на вопросы:
Далее вы смотрите, кто может ответить на каждый из вопросов. Например, произошла отставка мэра. Вам нужно узнать, что было перед этим — если сам экс-мэр не хочет давать комментарии, то попытайтесь что-то узнать у его помощников. Узнайте у местных экспертов, что они знают о событии и позвольте им сделать прогноз. Поищите информацию в интернете — что говорили о мэре его коллеги в последнее время. Главное — использовать как можно больше источников информации, лишнюю вы всегда сможете удалить при написании текста.
На первом этапе работы вам нужно научиться писать текст с хорошей структурой — это повысит ваши шансы на получение работы или заказов от редакторов. Никто не хочет возиться с вами и объяснять азы, так что старайтесь писать схематично и понятно. Уже потом, когда ваша квалификация не будет вызывать сомнений, вы сможете экспериментировать.
Знайте себе цену
Но главное, что нужно помнить — никогда не позволяйте вас унижать. Если редактор считает вас идиотом, который плохо пишет, то посылайте редактора подальше и ищите другое место работы. Для таких людей вы всегда будете выглядеть как самозванец, так что даже не старайтесь поменять мнение о себе. Очень часто работодатели ценят тех, кто с ними соглашается и подчиняется во всём, а не специалистов.
Помните, что вы приходите работать и совершенствоваться, а не заводить друзей, так что постоянные изменения места работы не должны вас пугать. В ином случае вы рискуете превратиться в скучного человека с мёртвыми глазами, которые составляет 70% практически любой редакции.
Постарайтесь избежать такой грустной судьбы, ведь журналистика может быть творческой работой, если к ней найти подход.
Узнайте как не быть обманутым выбирая платные курсы в интернете, перейдя по ссылке здесь
Телеведущий
Телеведущий
Телеведущий
Статистика показывает, что на фоне развития интернета люди стали меньше читать газеты, но интерес к телевидению не снизился. Профессия телеведущий сегодня так же популярна, как несколько лет назад. Престиж и перспективы направления даже выросли. С ними возросла конкуренция среди решивших построить карьеру в шоу-бизнесе или журналистике. Популярность телепередач во многом зависит от качества подачи материала. Финансово успешный проект способен принести телеведущему деньги, известность, полезные знакомства, новые возможности.
Кто такой телеведущий
Так называют работника телекомпании, который ведет передачи, делая их уникальными за счет характерной только для него подачи материала. Профессия возникла одновременно с появлением телевидения, но изначально таких специалистов называли дикторами. Их обязанности сводились к четкому изложению заготовленного материала. Сотрудники были обязаны действовать строго в соответствии с инструкцией, импровизация не допускалась. Сегодня программы на телевидении служат не только для информирования зрителей. Они в значительной мере формируют мнение населения, поэтому требования к представителям профессии возросли.
Какими личностными качествами должен обладать телеведущий
Представителю профессии необходимо умение с первого взгляда располагать к себе зрителя. В этом ему поможет наличие эмпатии, коммуникабельности, приятной внешности, харизмы. Профессионалу пригодится нестандартный подход к подаче материала. У сотрудника должны быть хорошо поставленная, четкая речь без особенностей и дефектов, красивый голос. Современный ведущий не может быть «говорящей куклой», ему необходимы собственный взгляд на вещи, умение выражать и доказывать свое мнение.
Обязанности
Перечень обязанностей и функций сотрудника зависит от типа передачи:
Если телеведущий справляется со своими обязанностями, он становится «лицом программы», даже когда она не авторская.
Навыки и знания
Базовый навык, необходимый представителю профессии, умение четко и красиво говорить. Также ведущий должен быстро ориентироваться в ситуации, при необходимости заполнять паузы, возникающие по техническим причинам. Ему нужна отличная память — нередко придется запоминать большие объемы текста, пользуясь в эфире лишь шпаргалкой. Такой сотрудник обязан помнить, что его внешний вид — это его рабочий инструмент, поэтому за ним надо особо тщательно следить.
Преимущества профессии телеведущего
Недостатки профессии телеведущего
У популярности, к которой многие стремятся, есть и другая сторона.
Известные представители профессии
Где можно получить профессию телеведущего
Проще всего стать телеведущим, отучившись на профильных курсах. Для этого можно поступить в Высшую школу кино и телевидения «Останкино». Для зачисления не нужно сдавать экзаменов, достаточно пройти собеседование. Срок обучения составляет 14 месяцев. Его можно совмещать с основной работой, выбрав один из трех графиков.
Для амбициозных, нацеленных на серьезный карьерный рост молодых людей, больше подойдет вариант с получением высшего образования. Отучившись на факультете журналистики, филологии, культуры и искусств, политологии, в будущем можно стать автором собственной программы. Для поступления на перечисленные направления нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому или иностранному языку, обществознанию, литературе.
Рынок намного выше ценит профессионалов, которые принимают участие в подготовке своих передач — ищут дополнительную информацию, готовят интересные вопросы, занимаются журналистской работой и умеют импровизировать в кадре.
Сколько зарабатывают телеведущие
Труд телеведущих хорошо оплачивается. Уже на старте карьеры они получают не менее 30 тыс. рублей в месяц. По мере роста популярности, узнаваемости и профессионализма их гонорары растут. По статистике, известные ведущие в нашей стране получают от 100 до 500 тыс. рублей в месяц.
Перспективы и карьера
Отсутствие ограничений для карьерного роста — это еще один плюс направления. Показательный пример — Опра Уинфри. Начиная с должности телеведущей, она развила свой собственный проект так, что стала известным на весь мир общественным деятелем и продюсером. Теперь она является успешным медиамагнатом с состоянием в несколько миллиардов долларов.
Заключение
Профессия телеведущий — это подходящий выбор для активных и амбициозных людей, которые любят внимание, не боятся камеры, готовы постоянно работать над собой. Задуматься над развитием такой карьеры можно в любом возрасте. Главное, обладать нужными качествами и не бояться перемен.