что нужно чтобы стать губернатором
Процедура выборов губернаторов в России
Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица, а если срок его полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, — день голосования на указанных выборах.
В случае досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ выборы проводятся с учетом сроков назначения выборов в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ очередного созыва — в день голосования на указанных выборах.
Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.
Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта РФ.
Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение двух лет не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации.
Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в связи с досрочным прекращением полномочий на основании отставки по собственному желанию.
Президент России по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.
Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.
Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв подписи не допускается.
Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Правом голосовать на выборах обладают граждане России, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Также подача заявлений о включении в список избирателей на другом участке возможна в рамках механизма «мобильный избиратель».
Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.
О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.
Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке.
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.
Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.
На выборах высшего должностного лица субъекта РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта РФ, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей.
Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место передается следующему по числу полученных голосов кандидату. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.
Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области. Порядок избрания устанавливается местным законодательством.
При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ.
Порядок назначения губернаторов в России
Автор: Виктор Сухов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 18 апреля 2019. Время чтения 5 мин.
Претендовать на пост главы региона могут граждане РФ в возрасте от 30 лет. Предусмотрены ограничения, связанные с наличием судимостей, в том числе уже погашенных. Баллотироваться можно как от партии, так и самовыдвиженцем. В большинстве регионов проводятся прямые выборы, но в ряде случаев главу субъекта назначает местный законодательный орган. Главная трудность — сбор подписей муниципальных депутатов.
Порядок избрания глав регионов описан в статье 18 Федерального закона N 184-ФЗ. Чтобы стать губернатором, гражданин должен соответствовать ряду условий, подать заявление в избирком и собрать подписи в свою поддержку. Рассмотрим путь от выдвижения кандидатуры до вступления в должность.
Примечание: даже если глава региона не именуется губернатором, к нему применяются те же требования. N 184-ФЗ актуален для всех субъектов РФ, включая республики, края и автономные округа.
Общие требования к кандидатам
Федеральный закон закрепляет ряд общих требований, которые действуют во всех регионах. Выделим 3 ключевых условия, которым должен соответствовать кандидат на пост главы региона:
Кроме того, избираться на должность главы региона не могут люди, подвергнутые ряду административных или уголовных наказаний. Перечислим преступления и правонарушения, которые запрещают баллотироваться в губернаторы:
Никаких ограничений на срок проживания в стране или регионе закон не устанавливает. Например, если иностранец переехал в Россию и отказался от гражданства другой страны, он может работать губернатором в любом субъекте РФ.
Порядок выдвижения кандидатов
В 2012 году Россия вернулась к прямым выборам губернаторов — по крайней мере, в качестве одного из доступных вариантов. Местные власти могут самостоятельно выбирать один из двух способов избрания главы региона:
В том случае, если главу региона выбирают депутаты, список кандидатов утверждает президент РФ. Такой способ используется в сравнительно небольшом числе регионов, которые перечислены в таблице.
Таблица 1. Каким способом выбирают глав регионах в разных субъектах РФ
Способ голосования | Где используется |
Местным представительным органом по списку, утвержденному Президентом РФ | Дагестан Ямало-ненецкий АО |
Всеобщим голосованием | Остальные регионы |
Источник: Парламентская газета
Рисунок 1. Главу субъекта может выбирать местный законодательный орган
В большинстве субъектов РФ губернаторов выбирают путем всеобщего голосования. В этом случае у кандидатов есть 2 способа выдвижения:
Разница между этими способами заключается в порядке сбора подписей. Кандидатам от политических партий достаточно пройти «муниципальный фильтр», то есть получить поддержку местных депутатов. Самовыдвиженцу также придется собрать подписи среди местного населения. Количество подписей определяется законом субъекта РФ.
Что такое муниципальный фильтр?
Вместе с возвратом к схеме прямых выборов поправки 2012 года ввели новое условие регистрации кандидатов. Чтобы принять участие в губернаторской гонке, нужно собрать подписи местных депутатов. В прессе это ограничение обычно называют «муниципальным фильтром», так как успешно завершить процедуру удается далеко не всем.
Рисунок 2. Сбор подписей депутатов — обязательный этап
Независимо от способа выдвижения, кандидата должны поддержать от 5 до 10% муниципальных депутатов. Точная цифра устанавливается на уровне субъекта РФ. При этом депутаты должны представлять не менее 75% муниципальных районов и городских округов, в которых проводятся выборы.
На практике муниципальный фильтр стал барьером для регистрации многих выдвиженцев. В большинстве регионов «Единая Россия» является единственной партией, которая обеспечивает своему кандидату нужное число депутатских голосов. Другие политические партии и самовыдвиженцы обычно не могут пройти муниципальный фильтр самостоятельно. В этом случае единственный выход — обратиться к членам «Единой России» с просьбой поддержать чужих кандидатов.
Регистрация в избирательной комиссии
Рисунок 3. Заключительный этап — подача заявления в региональный избирком
Чтобы баллотироваться в губернаторы, нужно обратиться в избирательную комиссию субъекта РФ. Для регистрации в качестве кандидата придется заполнить заявление, содержащее:
Перечисленные данные подкрепляются копиями документов: сканом паспорта, дипломом о получении образования, справкой с места работы, официальным подтверждением членства в партии. Кроме того, нужно предоставить данные о своем имуществе и банковских счетах. После этого можно переходить к сбору подписей, на что дается не менее 30 дней.
Вступление в должность
Победителем на выборах становится кандидат, набравший более 50% голосов. Если никто не смог достичь этого показателя, объявляется 2 тур, в который выходят только 2 кандидата с самыми высокими результатами. Если же главу региона выбирает законодательный орган, победителем становится тот, кто получает большинство голосов депутатов.
Порядок вступления в должность определяется законом субъекта РФ. Временной промежуток между победой на выборах и окончательным вступлением в должность обычно составляет 2–3 недели. Узнать больше о том, как пробиться на губернаторский пост, можно из интервью РБК с главой Калининградской области Антоном Алихановым:
Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Справка
В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.
Механизм назначения губернаторов, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) сводился к тому, что глава региона по окончании срока своих полномочий ставил перед президентом вопрос о доверии, после чего президент вносил его кандидатуру, либо, в случае оказания ему «недоверия», своего кандидата на рассмотрение регионального парламента для его утверждения.
Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.
23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».
В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.
Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.
17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон N 319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях» (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года).
Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.
Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.
Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.
Есть три основания для отставки: «действия или бездействие» мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Сто шагов к губернаторству
Как поменялись выборы
Близкий к внутриполитическому блоку Кремля Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) подготовил практические рекомендации для врио губернаторов (есть в распоряжении РБК) — как им строить собственные кампании, формировать имидж и работать с избирателями. Рекомендации ЭИСИ «100 шагов. Что делать в статусе врио главы региона?» в целом совпадают с позицией внутриполитического блока Кремля по поводу того, как должны строиться кампании, сказал РБК источник, близкий к администрации президента.
По мнению экспертов ЭИСИ, региональные кампании последних лет не только осложняются общим ростом популистских и протестных настроений, но прежде всего показывают востребованность принципиально новых подходов к работе и коммуникациям. «Традиционные схемы и алгоритмы, исправно приводившие к победе в течение последних пятнадцати лет, перестают работать, причем даже в стабильных и предсказуемых регионах. Зачистка политического поля с заблаговременным устранением из выборной гонки потенциально опасных конкурентов перестает быть панацеей от всех проблем», — пишут авторы рекомендаций. В условиях роста социального недовольства, при отсутствии позитивного предложения и качественной коммуникации между властью и обществом потенциально опасным может оказаться даже кандидат, выдвинутый в качестве статиста, говорится в документе.
Политический сезон 2018–2019 годов принципиально отличается от предыдущих, считают представители ЭИСИ. Ключевых моментов тут пять.
Что должен делать губернатор сразу после назначения
Став врио губернатора, кандидат от власти в первую очередь должен провести анализ текущей ситуации в регионе, поговорив «со всеми, кто может быть важен»: от местных чиновников до блогеров.
«Избыточное доверие к формально проведенным социологическим исследованиям и «авторитетному» мнению узкого круга приближенных приводит к неправильным решениям и возникновению новых конфликтов», — говорится в рекомендациях. Зоны потенциальных конфликтов могут быть неочевидными на старте кампании, поскольку многие проблемы имеют тлеющий характер и могут преподноситься окружением как давно решенные, но они резко обостряются при приходе в регион нового руководителя. «Один из свежих примеров — протесты в Бурятии, вызванные недооценкой влияния различных религиозных и элитных групп», — пишут эксперты.
На начальном этапе вхождения в кампанию эксперты советуют сделать один или два ярких хода, которые во многом определят отношение граждан к врио или внесут корректировки в уже сложившийся имидж. При этом авторы предостерегают от шагов, которые работают на повышение известности, однако не считываются однозначно положительно.
Эксперты ЭИСИ приводят четыре сценария вхождения в предвыборную кампанию.
Какие ошибки нельзя допускать
Ключ к победе любого кандидата — прямая работа с избирателями, побеждают те, кто объезжает территории, решает проблемы, а не руководит из кабинетов — практика «малых дел» работает, уверены эксперты. По их словам, «уходят в прошлое кампании, которые строились преимущественно на телерекламе и декларации поддержки президента».
На последнем, мобилизационном этапе кампании эксперты рекомендуют не «сушить» явку, называя это типичной ошибкой. Нередко считается, что лояльный власти электорат, основную часть которого составляют пенсионеры, более дисциплинирован и традиционно ходит на выборы. Поэтому иногда об избирательной кампании недостаточно информации, «чтобы не стимулировать участие протестного электората», указывают в ЭИСИ. Но практика последних лет, по их словам, показывает, что более успешно проходят кампании с высочайшей долей информированности граждан о выборах, а при низкой явке более высока доля протестного голосования.
При этом прямая административная мобилизация «из-под палки» уже практически не работает и «зачастую дает отрицательный результат».
Каким должен быть идеальный губернатор
На выборах наиболее уверенно побеждает кандидат, публичный имидж которого максимально соответствует общественным ожиданиям, пишут эксперты. Соцопросы, пишут авторы исследования, показывают, что «по всей стране с довольно существенным отрывом лидирует запрос на «честного и порядочного главу региона».
ЭИСИ называет несколько имиджевых характеристик и способов позиционирования, которые позволят кандидату максимально соответствовать запросам.
Чем выше уровень эмоционального недоверия у аудитории, тем чаще и больше врио губернатора должен показывать, что он слушает, заботится и переживает, считают в ЭИСИ. Исследования показывают, что 50% доверия зависят от того, производит ли говорящий впечатление человека, проявляющего сопереживание и заботу, констатируют эксперты.
В рекомендациях также говорится о необходимости работы врио губернаторов в соцсетях, при этом глав регионов предостерегают от нескольких ошибок: использования жаргона, двусмысленных шуток, избытка смайликов. Нельзя раздражаться, грубо отвечать в комментариях, удалять критические комментарии, поскольку это приводит к новому выплеску негатива и получается замкнутый круг.