что нужно чтобы стать главврачом
Стаж при назначении на должность главного врача
Какой нормативный правовой акт является основным при назначении на должность главного врача медицинского учреждения в части обязательности пятилетнего трудового стажа по профилю (у меня два года)? Приказ Минздрава России или Трудовой кодекс РФ и приказ Минтруда России?
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, стаж работы главного врача медицинской организации на руководящих должностях должен быть не менее пяти лет.
При лицензировании медицинской деятельности законодатель также требует от руководителя медицинской организации наличие стажа работы по специальности не менее пяти лет (при наличии высшего медицинского образования) и не менее трех лет (при наличии среднего медицинского образования) (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»», письмо Минздрава России от 07.04.2017 № 17-2/2125 «О лицензионных требованиях, предъявляемых к руководителям медицинских организаций»).
Профессиональный стандарт на специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья (разд. 3.6 приказа Минтруда России от 07.11.2017 № 768н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья») аналогично устанавливает для главного врача медицинской организации необходимый стаж работы на руководящих должностях в медицинской организации не менее пяти лет.
Таким образом, среди действующих нормативных правовых актов нет противоречий в определении величины необходимого стажа работа для лиц, претендующих на замещение вакантной должности главного врача медицинской организации.
Для определения того, какие нормативные правовые акты имеют большую юридическую силу, можно использовать следующую схему.
II. Федеральные конституционные законы, федеральные законы.
III. Подзаконные правовые акты (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ).
IV. Нормативные акты органов государственной власти (министерств, ведомств) и управления субъектов РФ и муниципалитетов.
V. Локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности.
Таким образом, наиболее высокую юридическую силу среди вышеперечисленных нормативных актов будет иметь постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
Как стать главным врачом?
В профессиональном сообществе ведутся споры о том, кто должен занимать должность главврача — менеджер или врач. При этом нужно понимать, что для работы недостаточно медицинского опыта. Главврачу необходимо разбираться в других вопросах — юридических, хозяйственных, экономических, кадровых. Далее расскажем, как стать главным врачом, какое требуется образование и навыки.
Что нужно, чтобы стать главным врачом — необходимые знания и навыки
Главврач — это руководитель частной или государственной медицинской организации. В его задачи входит:
организация работы трудового коллектива;
планирование финансовых и кадровых ресурсов;
разработка плана деятельности медучреждения;
контроль качества предоставляемых медицинских услуг;
подготовка аналитических материалов о результатах работы медучреждения.
Источник изображения senivpetro/freepik
Также для работы руководителю больницы, клиники, хосписа нужно знать:
основы стратегического планирования;
законодательство в сфере охраны здоровья;
правила оценки показателей общественного здоровья;
вопросы управленческого учета в медицинской организации.
Чтобы работать главным врачом, нужно разбираться во всех аспектах управленческой деятельности, но при этом обладать знаниями в области клинической медицины. Последнее позволит общаться с медработниками на профессиональном языке, принимать качественные решения по обеспечению больницы нужным оборудованием, обсуждать с коллегами схемы помощи пациентов с нетипичными клиническими случаями и так далее. Руководителю будет сложно организовать эффективную лечебную деятельность без медицинских и управленческих знаний.
Какое образование нужно главврачу?
По приказу Министерства здравоохранения №707н чтобы стать главврачом, необходимо получить высшее образование по одному из направлений:
Также требуется подготовка в ординатуре или интернатуре по профилю «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Если нет профильной ординатуры, то специалисту нужно пройти переподготовку по организации здравоохранения при наличии ординатуры или интернатуры по любой другой программе.
Недавние выпускники вузов или врачи без практики работы в медицине не смогут занять должность руководителя медучреждения. Поэтому перед тем, как стать главным врачом больницы, нужно не менее 5 лет проработать на руководящих должностях.
Как влияет образование руководителя клиники на получение лицензии?
С 1 сентября 2021 года в силу вступило постановление Правительства №852, согласно которому руководители медучреждений обязаны иметь:
высшее медицинское образование;
специализацию по организации здравоохранения;
свидетельство об аккредитации.
Чтобы управлять хосписом, главный врач должен иметь образование и аккредитацию по программе «Управление сестринской деятельностью». Если указанные требования не соблюдаются, лицензию на ведение медицинской деятельности не выдадут.
При проверке контролирующие органы могут посчитать отсутствие медобразования у руководителя клиники за нарушение лицензионных требований. За это грозит штраф до 40 тысяч рублей — по статье 14.1 КоАП РФ.
Помимо того, что главному врачу нужно высшее медицинское образование, также требуется регулярно повышать квалификацию и раз в 5 лет проходить периодическую аккредитацию. Для этого руководитель организации также как и врачи вступает в систему НМО и в течение 5 лет копит баллы. Затем нужно подготовить портфолио и остальные документы и подать заявку на аккредитацию в Федеральную аккредитационную комиссию.
Профстандарт руководителя медицинской организации без медицинского образования
Минтруд подготовил профессиональный стандарт «руководитель медорганизации». В целом предполагается 5 основных направлений работы менеджеров в медицинской организации, которым не нужно заканчивать медицинский вуз
Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:
Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях. Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.
Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»
Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.
В квалификационных характеристиках по должностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») содержатся должности руководителей, не предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 07.11. 2017 г. №768н.
Требования к уровню образования директора медицинской организации
Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием
Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,
Привлечение специалистов с немедицинским образованием к управлению медицинской организацией и подготовка таких специалистов по программе магистратуры «Общественное здравоохранение» и программе дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественного здоровья» даст возможность эффективного решения задач здравоохранения на межсекторальном уровне и освободить специалистов с медицинским образованием от непрофильного труда.
Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.
Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.
Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.
Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:
для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;
для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;
для организации повышения квалификации работников.
Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.
Основные задачи руководителя медицинской организации
Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.
Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.
Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)). А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч. в здравоохранении или общественном здоровье.
Руководитель медорганизации без медицинского образования
Профессиональный стандарт «Руководитель медицинской организации» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утверждёнными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н и макетом профессионального стандарта, утверждённого приказом Минтруда России от 29.09.2014 г. № 665н. В представленном проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» (далее-проект стандарта) объединены действия, умения и знания, свойственные специалистам с немедицинским образование, организующим деятельность персонала по обеспечению оказания медицинской помощи, а также требования к образованию и обучению, иные условия допуска специалистов к работе в сфере здравоохранения, как к виду профессиональной деятельности.
При описании трудовых функций были учтены положения нормативных правовых актов, определяющих деятельность медицинской организации, использована терминология Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.
Зачастую руководители частных медицинских организаций имеют немедицинское, а экономическое, юридическое и иное образование в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Приказ Данный предусматривает, что должность руководителя медицинской организации (за исключением должности «главный врач») могут занимать лица не только с высшим медицинским образованием, но и с высшим (экономическим, юридическим) образованием (при наличии специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении).
В связи с этим возникла необходимость разработать отдельный профессиональный стандарт, описывающий требования к руководителям медицинских организаций.
Проект профессионального стандарта включает в себя не все возможные должности руководителей медицинских организаций различного уровня. Это обусловлено тем, что в настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», включающий в себя квалификационные требования по управлению основными направлениями деятельности организации. Поэтому в проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» включаются только должности руководителей, характеризующиеся спецификой, связанной с отраслью здравоохранения.
Трудовые функции руководителя медицинской организации
В проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» выделены следующие обобщенные трудовые функции:
«Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений» (ОТФ А);
«Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации» (ОТФ В);
«Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения» (ОТФ С);
«Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» (ОТФ D);
«Управление медицинской организацией» (ОТФ F).
На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.
В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.
Выполнение обобщенной трудовой функции А предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:«Управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных»;
«Менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к медицинской организации».
Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
«Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинской организации»;
«Совершенствование системы менеджмента качества»;
«Мониторинг осведомленности и обучение персонала»;
Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
«Оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний»;
«Планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения»;
«Информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья»;
Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
«Организация планирования деятельности медицинской организации»;
«Организация финансово-экономической деятельности медицинской организации»;
«Анализ эффективности деятельности медицинской организации»;
«Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд медицинской организации»;
Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
«Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации»;
«Управление ресурсами медицинской организации»;
«Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями»;
«Обеспечение развития медицинской организации».
Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.
Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений
В настоящее время в медицинских организациях сформировалось направление, охватывающее значительный объем работ административного характера, который нуждается в едином системном управлении и требует не сугубо медицинских знаний, а профессионального подхода к менеджменту и организации в здравоохранении. В рамках проектов «Бережливая поликлиника» и «Моя поликлиника» широкую распространенность получил опыт привлечения специалистов с немедицинским образованием к администрированию в медицинских организациях.
Высококвалифицированные администраторы с более широким кругом системных задач приходят в медицинских организациях на смену регистраторам, функции которых полностью переходят в автоматизированный режим.
Передача таких функций как управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных, менеджмент процессов прикрепления-открепления пациентов к медицинской организации, управление документооборотом медицинской организации специалистам с немедицинским образованием, позволит перераспределить нагрузку на медицинский персонал, что особенно важно в условиях недостатка врачей и медицинского персонала в медицинских организациях.
Менеджер по качеству и безопасности деятельности медицинской организации
Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.
Исходя из данного определения видно, что обеспечение качества медицинских услуг –это мультисекторальная функция, которая включает не только саму медицинскую помощь, но и ее хозяйственное, техногенное, экономическое и административное сопровождение. И рассматривать подходы к управлению качеством необходимо системно.
В Российской Федерации после обучения по программам подготовки специалистов в области управления качеством не предусмотрено отдельное изучение специфики отрасли здравоохранения. В связи с чем в проекте стандарта предусмотрено требование к образованию и обучению, наличие дополнительного профессионального образования в виде специальной подготовки в области организации здравоохранения.
Упоминание о должности уполномоченного по качеству в «Методических рекомендациях «Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений», утвержденных Руководителем Росздравнадзора от 01.08.2008 г., имеет рекомендательный характер для аптек в учреждениях здравоохранения в части обеспечения качества лекарственных препаратов.
Менеджер по качеству в медицинской организации
В настоящем проекте стандарта управление качеством медицинской помощи будет идти через внедрение системы менеджмента качества и отработку стандартных операционных процедур для каждого этапа ее оказания, включая внедрение инновационного медицинского оборудования и процедуры эффективного межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи
Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 No294, предусмотрено внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 2015–16 гг. в 90%, а в последующие годы в 95% медицинских организаций.
Развитие этого направления требуют аккумуляции в единую систему управления качеством и безопасностью медицинской помощи.
Подготовленные кадры, способные реализовывать межсекторальное взаимодействие специалистов, обеспечивающих оказания медицинской помощи, будут замыкать на себе организационное и методическое руководство по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи.
Организационно-управленческая деятельность в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи включает в себя, в том числе, трудовые действия по разработке системы менеджмента качества и положений о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональная деятельность специалиста в области менеджмента качества предполагает решение множества организационных задач и принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, через разработку, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества всей медицинской организации. Виды основных трудовых функций и трудовых действий определены и гармонизированы относительно требований профессионального стандарта «Специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья» к должностям главного врача и его заместителей с медицинским образованием (Приказ Минздрава России № 767-н от 07.11.2017).
Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения
Профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения являются приоритетными стратегическими направлениями государственной политики в РФ в области охраны здоровья нации.
Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики. На практике выявляется значительный дефицит популяционной составляющей. Низкая активность первичного звена здравоохранения в этом направлении обусловлена загруженностью врачей.
Формирование инновационного профессионального кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям системы охраны общественного здоровья, – один из путей эффективного решения новой стратегии «Здравоохранение».
Более пяти лет в медицинских вузах Российской Федерации идет подготовка и выпуск необходимых для страны современных профессиональных кадров в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения – магистров по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение», имеющих как медицинское, так и немедицинское базовое высшее образование. Данная магистерская программа изначально разрабатывалась при поддержке Минздрава России для создания необходимого странового кадрового потенциала для межсекторального решения проблем борьбы с неинфекционными заболеваниями и укрепления здоровья населения и организации и проведения профилактической деятельности в соответствии с современными международными подходами.
Наличие образования по направлению «32.04.01 «Общественное здравоохранение»
Однако, к сожалению, пока в Российской Федерации не существовало профессионального стандарта для должностей, требующих данный уровень образования. В связи с этим у выпускников данной инновационной образовательной программы возникают серьезные проблемы с трудоустройством, хотя потребность в таких специалистах на федеральном, региональном и местном уровнях очень высокая.
Безусловно, данная проблема требует скорейшего разрешения. И введение должности в медицинской организации «Уполномоченный по профилактике заболеваний и укреплению здоровья», обобщенной трудовой функцией которого является «Организация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения», будет первым вкладом в появление на российском рынке труда магистров общественного здравоохранения, подготовленных из широкого спектра медицинских и немедицинских специалистов и осуществляющих свою деятельность в различных государственных, общественных и коммерческих структурах, что, в свою очередь, будет способствовать развитию межсекторального взаимодействия в сфере профилактики заболеваний, охраны и укрепления общественного здоровья.
Важнейшей составляющей для функционирования популяционного компонента профилактики в успешных проектах, опыт которых накоплен с середины прошлого века, является межсекторальное взаимодействие, которое, в соответствии с приказом Минздрава России от 30.09.2015 № 683 н осуществляется с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями.
Также, в соответствии с приказом ФФОМС от 11 мая 2016 г. №88 «Об утверждении регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи», в информировании граждан о возможных профилактических мероприятиях участвуют страховые представители.
Чем должны заниматься менеджеры по профилактике и укреплению здоровья населения?
Таким образом, уполномоченные по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения с базовым высшим немедицинским образованием могут осуществлять следующие трудовые действия (которые в настоящее время либо отсутствуют, либо возложены на врачебно-сестринский персонал):
1. В центрах медицинской профилактики (субъект РФ) и в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:
оценка и прогноз состояния здоровья населения, его детерминант и факторов риска, факторов, способствующих укреплению здоровья;
мониторирование состояния здоровья населения и факторов риска основных заболеваний;
организация и проведение профилактических мероприятий и программ;
организация межсекторального взаимодействия на уровне субъекта РФ по проблемам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
координация взаимодействия между министерствами и ведомствами, организация крупных популяционные мероприятий;
определение и отстаивание приоритетов в укреплении здоровья и профилактике заболеваний;
поиск и критический анализ профессиональной информации с помощью современных информационных технологий в международных базах данных;
организация и проведение научно-практических исследований по проблемам общественного здоровья;
составление аналитических отчетов и подготовка презентационных материалов по проблемам состояния здоровья населения и приоритетам профилактики и укрепления здоровья;
организация школ здоровья и школ для больных основными заболеваниями;
планирование, организация и координация реализации коммуникативных программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и оценка их эффективности;
организация массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни населения;
формирование эффективных партнерских отношений с участниками коммуникативной программы на различных уровнях управления, с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска;
формирование межсекторальной команды для реализации коммуникативной программы;
планирование и реализация информационно-образовательных кампаний с привлечением средств массовой информации.
2. В страховых медицинских организациях
Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации
При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.
Управление медицинской организацией
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего профессионального (экономического, юридического) образование и специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Несмотря на указанные законодательные коллизии в современных условиях возрастает роль экономических и юридических знаний в практике руководителя медицинской организации.
Руководитель медицинской организации с немедицинским образованием реализует управленческие функции, связанные со стратегическим планированием организационного развития, обеспечением и внутренним контролем процессов административной и финансово-хозяйственной деятельности. Это в свою очередь позволяет системно выстраивать управленческую вертикаль медицинской организации и обеспечивать эффективность управленческой деятельности, и соответственно профессиональной специализации разделять трудовые функции и действия руководства, и обеспечивать системность и преемственность управленческих решений.