что нужно чтобы стать дирижером
Глава III Как становятся дирижером?
Глава III
Как становятся дирижером?
Вы знаете теперь, как я стал дирижером. Разрешите, однако, дать вам совет: не подражайте мне. Случай, я повторяю, счастливый случай сыграл громадную роль в моей карьере, но гораздо разумнее выработать план битвы, не очень рассчитывая на удачу, которой, конечно, нужно воспользоваться, в том случае если она представится.
Кроме того, в наше время, когда все организовано, систематизировано, регламентировано, карьера дирижера не является лишь результатом какого- то случая.
Во Франции, как и за ее пределами, сейчас существует целая серия колес, зубчатых передач, которые нужно со всей решимостью пустить в ход, если вы хотите встать во главе симфонического коллектива. Когда вы пройдете через эту машину, производящую дирижеров, вы получите куда больше возможностей, чем имели музыканты моего поколения. Есть огромная помощь радио; заинтересованность хорошего импресарио может быть очень полезной, подчас необходимой; есть телевидение, есть записи, я через это прошел. К сожалению, до сих пор нет бюро по найму, которое занялось бы нами!
Но совсем не достаточно напечатать на вашей визитной карточке звание “дирижер”, чтобы получить право его носить. Нужно еще заслужить это право. А дать его может только ваша работа, доказывающая, что вы действительно талантливы и обладаете артистическим даром.
Заметьте, что, несмотря на все благоприятные условия нашего времени, в мире сейчас не больше великих дирижеров, чем прежде. Я нахожу это отрадным. Не доказывает ли это, что талант, врожденный дар остается; фактором, без которого невозможна ни слава, ни попросту добрая репутация?
Но борьба в наши дни стала менее суровой, и я не верю, что абсолютно необходимо страдать, терпеть голод и холод, чтобы стать настоящим артистом.
И так как музыка становится сложнее день ото дня, нельзя игнорировать малейшие крупицы знания при учебе в консерватории.
Вспомним, что Никиш был скрипачом, Тосканини виолончелистом.
Владение инструментом позволяет изучать музыку “изнутри”. Открываешь при этом проблемы, стоящие перед исполнителем; они являются всего- навсего тенью тех проблем, которые должен решить дирижер, но они идут по его следу. С первого взгляда, с первого аккорда сложно определить, знает ли дирижер все тонкости струнных; сумел ли он определить штрихи для каждой ноты, чтобы она звучала так, как он хочет. Но он никогда не сможет достичь этого, если сам не познает возможности инструмента. В то же время следует избегать видимости игры на воображаемой скрипке. Изобразительный жест может быть порою полезным, но мимика, систематически имитирующая исполнение, только осложняет задачи артистов оркестра, которые прежде всего нуждаются в точных и выразительных указаниях.
Проблема атаки звука у валторны и у виолончели решается, конечно, по- разному. Для того чтобы вступили тромбоны, не делают того жеста, каким показывают вступление флейты. Музыкантам необходимо брать дыхание в доли секунды, а эти секунды всегда драгоценны, ибо от них зависит идеальный ансамбль. Нужно инстинктивно почувствовать тот точный момент, когда нужно дать им вступление. Так постепенно раскрывается совершенный и сложный инструмент, каким является современный оркестр.
Спрашивайте чаще у второй скрипки, хорошо ли она слышит английский рожок или второй фагот.
Порою в консерваториях слишком легкомысленно относятся к урокам сольфеджио, которое является фундаментом нашего искусства; тем более необходимо не пренебрегать ими сегодня, когда современная политональная или додекафонная музыка просто создана для того, чтобы обманывать плохо тренированный слух.
Можно еще посещать конкурсы консерватории в конце года: когда вы услышите, как три десятка кларнетистов исполняют “Каприс” большой трудности, специально написанный, чтобы блеснуть всеми возможностями инструмента и исполнителя, вы уже не сможете забыть тембр кларнета. Почему бы также не присутствовать время от времени в качестве простого слушателя на занятиях оркестровых классов консерватории? Всегда узнаете что-то новое. Я это понял во время каникул 1953 года, на улице Мадрид, присутствуя в классе ударных у Пассерона и в классе трубы у Сабарича.
Правда, будущий дирижер слишком занят в своем собственном классе: классе оркестрового дирижирования.
В течение двух лет я вел этот класс в Парижской консерватории. Как и прежде, когда я преподавал игру на скрипке в Страсбурге, я сам многому научился. Моей первой заботой, когда мы приступали к какой-нибудь части симфонии, было проанализировать ее конструкцию, увидеть, как она задумана, из чего “состоит”. Возьмем для примера первую часть Третьей симфонии Бетховена: два аккорда составляют ее первые такты, затем идет двенадцатитактовый эпизод, который вы можете разделить на три четырехтактных.
Если это вас заинтересует, вы можете периодизировать так всю симфонию.
Сделав гармонический анализ, один из учеников садится за рояль, а другой тактирует. Я требую прежде всего, чтобы он дирижировал ясно и просто. Я не разрешаю дирижировать без палочки, что, к сожалению, стало модным. На мой взгляд, это дурная привычка, осложняющая работу оркестрантов. Любой из них, без сомнения, меня в этом поддержит.
Я не требую, чтобы партитуру заучивали наизусть. Как пишет Ринальдо Хан, “на концерт приходят восхищаться музыкой, а вовсе не памятью дирижера”. Я видел, как самым постыдным образом ошибались крупнейшие из акробатов памяти. Считаю особенно несостоятельным дирижирование на память аккомпанемента. Убежден, что все солисты и наиболее крупные виртуозы не терпят этого. Но вернемся к нашим ученикам.
В течение всей карьеры нельзя упускать ни одной из представляющихся возможностей: нельзя перестать учиться!
Читайте также
Человеком не рождаются, им становятся
Человеком не рождаются, им становятся Два мира есть у человека: Один, которым нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. И. Заболоцкий[5] Долг перед собоюВ одной семье хранится фотография: лобастый симпатичный мальчик с густой шевелюрой. На обороте –
Правитель и императрица становятся пленниками
Правитель и императрица становятся пленниками Спустя три года чета правителей в сопровождении придворных отправилась в Сяншань, но на пути их захватил Зеленый Лев, или бог Огня, и Белый Слон, или дух Воды, – два стража храма Будды, которые перенесли их в темную пещеру,
Кони становятся крупнее
Глава VII
Глава VII «Лекции по эстетике» Гегеля. Пафос как движущая сила драматической борьбы. Перипетия в трагической фабуле: «Царь Эдип», «Электра», «Гамлет», «Горе от ума», «Три сестры», «Вишневый сад», «Оптимистическая трагедия», «В добрый час», «Прошлым летом в Чулимске».В
Специальность «Дирижирование» (бакалавриат)
Степень: Дирижер хора. Хормейстер. Артист хора. Преподаватель (Дирижирование академическим хором). Дирижер оркестра народных инструментов. Преподаватель (Дирижирование оркестром народных инструментов). Дирижер оркестра духовых инструментов. Дирижер хора
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Дирижирование представляет собой, пожалуй, одну из наиболее сложных отраслей музыкальной деятельности. Именно на дирижера ложится вся ответственность за выступление музыкального коллектива. В задачи будущих специалистов входит детальное изучение музыкальных произведений, особенностей исполнительской манеры каждого из членов коллектива, подбор репертуара, распределение партий с учётом возможностей подчиненных, индивидуальная интерпретация музыкального произведения таким образом, чтобы придать ему экспрессивность, выразительность и необычность звучания.
Дирижер – эксклюзивная, штучная профессия, научиться которой без наличия таланта практически нельзя. Дирижером нужно родиться, а стремление к профессионализму приходится годами.
Условия поступления
Для выявления у абитуриента способностей к реализации этой творческой, эксклюзивной деятельности вузы предлагают сдать следующие дисциплины в качестве вступительных испытаний:
Будущая профессия
Главные задачи дирижера – увлечение музыкантов за собой и организация слаженной работы оркестра.
От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.
Куда поступать
Дирижер является соавтором композитора и создателем музыкальной репрезентации произведения. Как уже отмечалось, без врожденного таланта стать дирижером практически невозможно. Развитием творческих способностей талантливых студентов сегодня занимаются следующие ведущие вузы РФ:
Сроки обучения
Срок обучения на очной форме составляет 4 года.
Изучаемые дисциплины
Дирижер – своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя. Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:
Приобретаемые навыки
Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном – организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.
Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания – именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:
Перспективы трудоустройства по профессии
Профессию дирижера достаточно сложно назвать востребованной. Как уже отмечалось, это весьма эксклюзивная, штучная профессия, что сказывается и на оплате труда. Начинающий специалист может рассчитывать на заработную плату от 200 у. е. в случае трудоустройства по данному профилю. При наличии таланта и постоянном совершенствовании уровня профессионализма дирижер может рассчитывать на оплату до 2 000 у. е. Именитые дирижеры, гастролирующие в составе известных оркестров, получают большие гонорары.
Окончание обучения по данному профилю позволяет бакалавру, помимо реализации дирижерской деятельности, занимать должности:
В зависимости от выбранной сферы деятельности заработная плата может колебаться от 4 000 руб. (аранжировщики детских театров) до 60 000 руб. и выше (руководители коллективов).
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.
Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации. Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.
Дирижёр
Дирижер – человек, который контролирует и руководит процессом разучивания, исполнения музыкальных произведений. Работает с хорами, ансамблями, оркестрами, певцами. Деятельность тесно связана с музыкальным искусством. Профессия подойдет для людей, обладающих идеальным музыкальным слухом. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.
Особенности профессии
Дирижеры могут писать музыку, выполнять аранжировки классических произведений. Однако во время концерта дирижер не играет на музыкальном инструменте, а осуществляет руководство исполнителями. Он несет ответственность за:
Во время работы использует дирижерскую палочку, набор жестов и знаков, которые передает руками или с помощью мимики. Дирижеры тонко чувствуют музыку, способны понимать все ее оттенки, обладают идеальным слухом и влюблены в свою профессию. Дирижеры являются объединяющим звеном между музыкантами!
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Дирижер – экспрессивный, очень активный и достаточно строгий человек, который отличается требовательностью и принципиальностью. Он ставит безупречный результат превыше всего, а также обладает другими важными чертами:
Дирижер отличается хорошим здоровьем, музыкальным слухом, актерскими задаткам и навыками, необходимыми для импровизации. Не теряет присутствие духа в случае форс-мажора.
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.
Кто такой дирижёр и что он делает
Любители классической и хоровой музыки хорошо знакомы с тем, чем занимается дирижёр. Это именно тот единственный человек, которому разрешено стоять спиной к аудитории в ходе концерта. И именно он руководит оркестром.
Ещё до середины ХХ века это была довольно престижная профессия. Сегодня же её можно отнести к интересным и редким. Где учиться на эту профессию, где можно работать после окончания обучения и сколько можно зарабатывать, вы узнаете из нашей статьи.
Знаете ли вы? Некоторые используемые для управления оркестром предметы до начала XIX века представляли угрозу для здоровья и даже жизни дирижёра. В мировой истории известен факт, когда французский дирижёр, создатель французской национальной оперы Жан-Батист Люлли умер от гангрены, которая развилась после его ранения в ходе отбивания такта на концерте тростью-батуттой.
Обязанности
Тем, кто планирует выбрать себе данную профессию, интересно будет узнать, что входит в обязанности дирижёра.
Их немного:
Профессия требует специальных знаний, навыков и обязательно одарённости.
Руководителю музыкального коллектива необходимо знать:
Знаете ли вы? Привычную для нас деревянную дирижёрскую палочку впервые для управления оркестром начал использовать Игнац фон Мозель в 1812 году в Вене. До этого применялись трубки из кожи, рулон нот, трость, золотая палочка.
Дирижёру нужно владеть:
Места работы
Сегодня дирижёр может устроиться на работу в такие организации:
Важно! Для понимания специфики работы людей, с которыми ему придётся работать, т. е. музыкантов, руководителю коллектива необходимо владеть игрой хотя бы на одном музыкальном инструменте.
Специализация, карьера и перспективы
В зависимости от того, какими коллективами руководит дирижёр, существует несколько специализаций:
Что касается карьерного роста, то специалист по дирижированию после овладения соответствующим опытом и профессионализмом, а также внесения существенного вклада в развитие искусства может стать заслуженным работником культуры, заслуженным артистом РФ и народным артистом РФ.
Зарплата
Зарплата дирижёра будет зависеть от его именитости и степени профессионализма. Больше всего получают те, кому удалось пробиться в сферу шоу-бизнеса, кто руководит известными оркестрами, хорами, работает в популярных театрах.
Меньше всех получают специалисты, которые работают в сфере образования, в детских студиях. Речь идёт о средних доходах в 20–50 тысяч рублей. Больше можно зарабатывать, если проводить частные уроки.
Знаете ли вы? Профессия дирижёр считается мужской. Знаменитых женщин, работавших в ней, можно перечислить по пальцам: шведка Эльфрида Андрее, француженки Надя Буланже и Жанна Эврар, россиянка Вероника Дударова.
Кому подходит профессия
Эта профессия подойдёт творческим личностям, с хорошо развитым воображением, чувством ритма, музыкальным слухом, артистизмом. Поскольку дирижёр управляет группой людей и обязан сделать их работу слаженной, он должен быть лидером по натуре, к тому же чудесным коммуникатором, способным объединять и убеждать.
Ему необходимо любить музыку, людей. Ему должно нравиться быть в центре внимания, находиться среди людей. Человек, желающий овладеть данной профессией, должен быть ответственным, поскольку ему предстоит отвечать за весь коллектив, за исполнение музыкального произведения.
Важно! Так как дирижёру приходится управлять группой людей и поддерживать позитивную атмосферу в коллективе, ему необходимо знать основы педагогики и психологии.
Востребованность — легко ли устроиться на работу
Чтобы узнать, востребована ли сегодня эта профессия в России, достаточно заглянуть на сайты вакансий. На момент написания статьи в Москве было заявлено 2 вакансии дирижёра оркестра с зарплатой 70–120 тысяч рублей и 23 вакансии в целом по России с зарплатой 13–30 тысяч рублей.
Как стать дирижёром
Дабы стать дирижёром, нужно получить профильное образование. Обычно музыке человек начинает обучаться ещё в детстве, посещая музыкальную школу. После её окончания можно поступить в музучилище либо ВУЗ, академию, консерваторию. Специальность «дирижирование» можно получить в 36 ВУЗах России.
Самыми востребованными из них являются:
Требования
К претенденту на должность дирижёра выдвигается ряд требований.
Он должен обладать:
Таким образом, профессия дирижёр сегодня является редкой. Она требует не только определённых знаний и умений, но и одарённости, а также гибкости рук и пальцев.