что нужно чтобы стать администратором
Как стать администратором
Работа администратора подразумевает управление: ресурсами, персоналом, а также принятие ответственных решений. Следовательно, человек, претендующий на должность администратора, должен полностью соответствовать своей профессии, так как от этого зависит успех и процветание фирмы.
Во-первых, вы должны помнить, что администратор должен уметь руководить людьми, что не так просто, как кажется на первых взгляд. Чтобы организовать рабочий процесс, вы должны правильно ставить цели и формулировать сопутствующие ей задачи. Кроме того, именно администратор разрабатывает особые механизмы, иными словами, способы, которые помогут достигнуть максимально быстро поставленную ранее цель. Цель должна быть четкой, достижимой, реальной, конкретной, а также подразумевать достижение определенного результата. Задачи должны представлять собой некие этапы, помогающие достичь конечного результата.
Во-вторых, необходимо соблюдать принципы управления, которые помогут вам осуществлять деятельность наиболее эффективно. Япония славится своей древней и богатой историей, а также мудростью здешних мыслителей. Одним из принципов управления, которые были разработаны еще в давние времена, является так называемый «принцип недеяния». В чем же его суть? Наверняка он понравится многим начальникам, ведь он гласит, что руководитель никогда не должен работать сам. Парадоксально, но факт, ведь действительно, правильная организация работы подчиненных обеспечивает администратору возможность заниматься более ответственными и важными делами, к примеру, составлять план действий, уделять время планированию и разработке стратегии. Если же администратор не может правильно организовать персонал, то какую-то часть работы ему придется выполнять самостоятельно, а планирование и постановка целей будут обделены вниманием, что может сказаться на конечном результате.
В-третьих, не забывайте о том, что необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, так как от этого зависит не только степень эффективности выполнения полномочий на посту менеджера, а также возможность повышения по карьерной лестнице.
Соблюдение данных правил поможет вам стать администратором и выполнять свои обязанности успешно и эффективно.
Администратор
В результате стремительного развития рыночной экономики и рыночных процессов в обществе, пришедшегося на середину двадцатого столетия, образовалось большое количество новых профессий, расширяющие и «уточняющие» обязанности ранее существующих аналогов. Одной из таких специальностей является профессия администратора, с представителями которой каждый из нас сегодня встречается практически ежедневно в салонах красоты, ресторанах, фитнес-клубах, офисах или гостиницах.
В результате стремительного развития рыночной экономики и рыночных процессов в обществе, пришедшегося на середину двадцатого столетия, образовалось большое количество новых профессий, расширяющие и «уточняющие» обязанности ранее существующих аналогов. Одной из таких специальностей является профессия администратора, с представителями которой каждый из нас сегодня встречается практически ежедневно в салонах красоты, ресторанах, фитнес-клубах, офисах или гостиницах.
Встречать то мы их встречаем, только вот представление об особенностях этой профессии у большинства из нас весьма смутные и расплывчатые, поскольку мало кто понимает кто это: обслуживающий персонал, член офисного братства, сотрудник секретариата или одна из специализаций менеджмента. Но несмотря на такую неопределенность в умах общества, среди абитуриентов специальность администратора пользуется завидной популярностью. А все потому, что молодое поколение пребывает в абсолютной уверенности: кем бы не был представитель данной профессии, обязанности его настолько необременительны, что работа по специальности будет напоминать череду безоблачных дней. Так или это на самом деле мы и попытаемся разобраться в рамках этой статьи.
Кто такой администратор?
Администратор – квалифицированный специалист, осуществляющий общее руководство персоналом компании или организации, а также контролирующий производственный процесс и распоряжающийся имуществом фирмы или предприятия. Администраторы могут выполнять свои функции как в штате юридического лица, так и в качестве помощника частного лица (например, администратор популярного артиста).
Название профессии произошло от латинского administrator (руководитель, распорядитель), что позволяет нам отнести эту должность все-таки к руководящему составу. Отметим, что первоначально понятие «администратор» применялось исключительно в качестве определения должности. Позднее администрирование стало одной из отраслей менеджмента, а специальность «администратор» была выделена в самостоятельную профессию.
На сегодняшний день существует больше десяти узких специализаций администратора: администратор кафе или ресторана, администратор массажного кабинета или фитнес-клуба, администратор салона красоты или парикмахерской, администратор баз данных или сайта и т.д. как можно догадаться, должностные обязанности администратора во многом зависят от той отрасли, в которой работает специалист. Например, в обязанности администратора ресторана в числе прочих входит встреча гостей заведения, создание комфортных условий для их отдыха, улаживание конфликтных ситуаций, контроль за работой персонала. Администратор же артиста отвечает за связь с общественностью, планирует график его встреч и выступлений, решает бытовые вопросы и контролирует ход рекламный кампаний и промо-акций.
Если же говорить об общепринятых обязанностях администратора, то их перечень выглядит примерно следующим образом:
Какими личностными качествами должен обладать администратор?
Поскольку работа администратора, независимо от сферы его деятельности, в основе своей представляет собой координацию действий всех сотрудников организации или предприятия, представитель этой профессии, прежде всего, должен обладать организаторскими способностями. Кроме того, невозможно себе представить администратора, который бы не обладал такими личностными качествами, как:
Из профессиональных знаний и навыков, необходимых в работе администратора, необходимо отметить правовые и юридические особенности осуществления того вида деятельности, которым занимается специалист, знание специфики производственных процессов, правил документооборота, основ психологии и конфликтологии, трудового законодательства, этики делового общения, финансовых аспектов взаимодействия с партнерами.
Преимущества профессии администратора
Начавшееся в середине 20 века активное развитие рыночной экономики не прекратилось и по сей день. А это значит, что компании и организации как никогда ранее будут нуждаться в хороших управленцах, а востребованность специалистов в сфере администрирования с каждым днем будет только возрастать. И это является основным преимуществом профессии администратора.
К достоинствам этой профессии также можно отнести тот факт, что большая часть рабочего времени (около 70%) используется специалистом для прямого взаимодействия с людьми. А это способствует развитию коммуникативных навыков, которые помогают специалистам не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Ведь не зря говорят, что люди с «хорошо подвешенным языком» никогда не пропадут», поскольку их «язык и до Киева доведет».
Преимуществом можно считать и универсальность профессии. Профессиональные обязанности всех администраторов в основе своей схожи, и при необходимости специалист может относительно легко сменить сферу деятельности. Например, администратор гостиницы может быстро освоить премудрости ресторанного бизнеса и получить должность администратора ресторана или кафе. Правда для этого ему придется пройти обучение на специальных курсах, чтобы досконально изучить особенности обслуживания гостей заведений общественного питания.
Недостатки профессии администратора
Главным недостатком профессии администратора являются непростые условия труда. Посудите сами, разве можно назвать работу легкой, если специалисту приходится:
Нельзя не сказать и том, что большинство администраторов получаются несоизмеримо маленькую, по сравнению с трудовой нагрузкой, зарплату. Согласно статистическим данным, среднемесячная зарплата администраторов в России сегодня составляет около 20-30 тысяч рублей. Согласитесь, что работать по 12 часов в сутки (а иногда и сутки напролет), уставать как физически, так и эмоционально, но выходить к гостям с улыбкой за такие «смешные» деньги могут только настоящие энтузиасты.
Помимо всего прочего, администратор несет ответственность как за свои действия, так и за все, что происходит в зале, офисе или салоне. Причем эта ответственность распространяется не только на работу персонала, но и материально-технические ценности. А это значит, что если в коллективе будет работать «не чистый на руку» сотрудник, то отвечать перед руководством компании за его поступки будет, прежде всего, администратор.
Где можно получить профессию администратора?
Получить профессию администратора можно в любом российском ВУЗе, на базе которого осуществляется подготовка специалистов общего и административного менеджмента или подходящей вам сферы деятельности. Например, чтобы стать администратором ресторана, то нужно поступать в высшее учебное заведение, где есть факультет ресторанного бизнеса. Администратор торгового зала должен пройти обучение в торгово-экономическом ВУЗе. А вот профессию системного администратора можно получить только в информационно-технологических ВУЗах. Другими словами, прежде, чем выбирать место обучения, необходимо определиться с тем, в какой области вы хотите в будущем работать.
Если же вы так и не смогли определиться с направлением работы, но хотите быть хорошим администратором, то рекомендуем вам остановиться свой выбор на лучших управленческих и экономических ВУЗах России, к которым можно отнести:
Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 1)
Так получилось, что эту весну я провёл в поисках/собеседованиях людей аж на четыре вакансии, связанные с системным администрированием. Я пообщался с несколькими десятками людей и заметил характерные ошибки и проблемы, с которыми они сталкиваются. Излагаю то, что заметил, а так же свои мысли, как эти проблемы решить.
scope: начинающие системные администраторы, помощники системных администраторов и т.д. Опытным администраторам, а так же тем, кто имеет вполне конкретную специализацию будет если и интересно, то бесполезно.
Примерная структура цикла статей — я опишу то, как мне видится профессия системного администратора, разберу текущее отношение к профессии со стороны работодателя, потом попробую дать общую информацию о том, с чего начинать и куда двигаться дальше.
Какие бывают системные администраторы?
Если очень огрублять, сисдамины бывают со специализацией, и без специализации. Обычно карьеру начинают без специализации, потом имеют несколько «загнувшихся» веток развития и одну-две-три, в которой проходит дальнейшая жизнь (классические «билды» персонажей в RPG очень хорошо соответствуют этому). Сисадмин без специализации — эникейщик-переросток (я этот тезис разберу чуть ниже). Однако, востребованность сисадмина узкой специализации ниже (если считать в штуках вакансий), чем сисадминов универсалов (этот тезис я тоже раскрою ниже). Однако, при меньшем количестве вакансий, реальная потребность в квалифицированных специалистах много выше, чем есть самих специалистов, то есть чем выше квалификация, тем меньше конкуренция. В какой-то момент у вас будет лежать несколько предложений от разных компаний, хоть вы и не планируете уходить из текущей.
(Забегая чуть вперёд — чем выше квалификация, тем дольше ищется новая работа, для топового спеца искать работу пол-года — это вполне нормально. Характерно это не только для админов, но и для других профессий с высокой ответственностью и узкой специализацией).
Кому нужны сисадмины?
Поскольку сисадмин — профессия, то за неё платят деньги. Деньги обычно платят компании сотрудникам. Значит, компаниям нужны сисадмины.
Итак, в соответствии с вышеприведённой классификацией есть два важных типа работодателей — профильные и непрофильные.
Начнём с непрофильных. Непрофильный работодатель — это компания, которая НЕ занимается IT, или занимается ею в далёкой от сисадмина области. Яркие «антиподы» IT-шности: туристические агенства, компании, работающие с недвижимостью, автодиллеры и т.д. Для них администратор — это такой «электрик/завхоз по компьютерам». Им не нужна сложная инфраструктура, они знать не знают про то, что делают сисадмины, что там есть сложного и что простого. Они не могут проконтролировать качество работы сисадмина, а единственным признаком его успешности является «работает» или «нет». Точный уровень развития компании очень сильно варьируется и может сводиться к «настроить принтеры и аську» до сопровождения довольно экзотических программ (этим особо страдают медицинские учреждения). В любом случае, айтишная сложность их конфигурации чаще всего минимальная, и говорить про реальное «хозяйство» сисадмина не приходится.
Отдельно нужно упомянуть компании с высокой степенью айтизации не-айтишного бизнеса. (Яркий пример — торговые сети, банки). Чаще всего в такой компании таки есть человек, который способен оценить качество работы и сложность решения, он же обычно способен говорить с сисадмином на нормальном языке, а не изъясняться птичьими словами про «не работает интернет», «процессор под столом пищит» и т.д. Однако, не смотря на возможную сложность конфигурации, она вполне ограничена бюджетом и потребностями компании, и обычно не требует выходить за рамки минимума для работы. Потребности IT-отдела воспринимаются как чистая обуза, которую нужно на этом самом птичьем языке отстаивать.
Второй тип работодателей, это профильные компании. Большинство крупных интернет-сайтов являются такими, к таковым же относятся хостеры, дата-центры (если они занимаются чем-то, кроме аренды юнитов/dedicated), компании, у которых бизнес завязан на компьютерные технологии (сотовые компании, процессинговые центры). Заметим, что у профильных компаний так же бывают непрофильные администраторы (которые занимаются обслуживанием рабочих мест в back-office’е), при трудоустройстве нужно точно для себя выяснить, чем именно вы будете заниматься.
Такие компании обычно ищут себе сотрудников «под задачи», то есть им нужен человек, который может заняться какой-то областью их деятельности.
Важной особенностью профильных компаний является конструктивность того, что вы делаете. Вы больше не «электрик по компьютерам», вы человек, который определяет как хорошо будет работать основной инструмент бизнеса компании. Здесь обычно нет понятия «потолка технологий», или птичьего языка.
Кто такой системный администратор-универсал?
На самом деле такой профессии не существует. Так сложилось, что многие компании хотят иметь в штате человека, который будет отвечать «за всё компьютерное». Обычно это непрофильные компании. Причём хотят они одного-двух, а не три десятка сертифицированных специалистов. (Для тех, кто хочет рассказать про своё блестящее настоящее в лице администратора Oracle и т.д. — повторю, речь про ситуацию на рынке). Отсюда простое правило: от вас будут хотеть всего сразу же. Причём, в будущем вы обнаружите, что поверхностные знания обо всём не особо ценятся. Однако, такие рабочие места — отличное место для начала — вы можете попробовать всё и понять, что вам нравится больше всего.
Таким образом имеется явное противоречие между работой начинающего системного администратора (точнее, теми требованиями, которые к нему предъявляют) и дальнейшим карьерным ростом. Это противоречие появляется не сразу же, а через некоторое время, когда человек осваивается с работой.
Впрочем, вернёмся к работе системного администратора. Вот список областей, с которыми чаще всего сталкивается системный администратор. Обратите внимание — эти области сильно выходят за рамки разумного, но — см. выше, от вас хотят всего, сразу, и желательно за малые деньги:
Что подразумевают под системным администрированием?
Подводя итог: невозможно быть не то, что профессионалом, но хотя бы более-менее хорошо знать всё это. Но знать надо. Именно на этом противоречии и строится карьера начинающего администратора.
Отдельно нужно сказать о тех, с кем вы столкнётесь при собеседовании. В отличие от остальных случаев, собеседовать вас будут с 99% вероятностью люди, далёкие от компьютеров. И проверять они будут не ваши знания, а вашу адекватность и «бойкость ответов». Если вы их закидаете умными словами, вас не воспримут адекватно.
Кто такой помощник системного администратора?
… aka эникейщик.
Это человек, на которого сваливают всю плохоформализуемую и нудную работу, общение с пользователями и возню с железом.
Заметим, «помощник системного администратора» чаще всего практически расходный материал с высокой текучкой. В одной компании дело доходило до того, что начальник отдела не знал по именам всех помощников администраторов (3 шт), ибо хоть кто-то но раз в месяц-полтора уходил.
С точки зрения эникейщика — такая работа — это трамплин в системное администрирование, но никак не основная профессия.
О профилях специализализированных системных администраторов мы поговорим чуть позже, а пока о карьере в пределах этих двух профессий.
Кто идёт в эникейщики?
Мой опыт говорит, что туда идут обычно люди без профильного образования. Чаще всего молодые, хотя я собеседовал дядю 42 лет на должность «помощник системного администратора». Не смотря на то, что описанные выше обязанности вроде бы являются почти тривиальными, для многих это самый сложный шаг. Стать администратором из помощника администратора легче, чем стать помощником сисадмина.
Основная причина: от вас будут хотеть знаний, которые сравнимы с администратором. Причём, половина из этих знаний не изложена нигде в книгах и является переходящим опытом (например, возня с банк-клиентами). Ещё одной важной особенностью является «чувство компьютеров», я встречал на собеседованиях много людей, они просто не могли оценить естественность того, что происходит в компьютере, что сильно им мешало в анализе ситуации. Это невербальный опыт, он появляется после долгой работы с компьютерами.
Карьера
Типичная карьера выглядит так: помощник системого администратора (или администратор в маленькой компании с 5-8 человеками), администратор, администратор (может быть ещё 2-3 раза администратор), начало настоящей специализации. Специализация может быть двух видов: повышение технического уровня (вместо поверхностных знаний обо всём, глубокие знания о немногом), и административная карьера — начальник IT-отдела, CIO (ИТ-директор) и т.д. Это два совершенно разных направления — первое связано с компьютерами, второе — с людьми, управлением персоналом, планированием, бюджетированием, совещаниями и т.д.
Переход с этапа на этап определяется несколькими факторами: 1) Теоретическими знаниями 2) Практическими навыками 3) Знанием реалий 4) Связями и отношениями с другими людьми (как внутри компании, так и за её пределами).
Среди этого не очень понятным выглядит третий пункт. Что такое «реалиии»?
Знание реалий
Речь идёт про знание того, чем обычно пользуются в компаниях, сколько это стоит и как работает. Условно говоря, это человек, который знает, что современные офисы кладут 5e, а не ThickEthernet (как было описано в книжке 1993 года), что класть 6ую катеорию неоправданно (хоть это и советует буклет производителя), что за программистами нужен глаз да глаз, иначе компания окажется намертво завязана на конкретного человека и т.д. Другими словами, знание реалиий — это способность сказать, что именно нужно в терминах, которые будут понятны и поставщику, и окружающим.
Навыки
До определённого момента решают почти всё. Без некоторого набора навыков никакие теоретические знания не помогут. Включает в себя просто «много километров за рулём» — решение множества проблем, навыки работы с консолью и типовым софтом, знание симптомов проблем, знание типовых решений для типовых случаев.
Теория
На первых порах теоретические знания не очень важны, поскольку у вас нет должного ощущения от компьютеров, чтобы правильно их воспринять. Однако, если не вкладывать своё время и усилия в теоретические знания, то вы быстро не заметите, как застряните на своём уровне. Зарплата будет по чуть-чуть расти, возможно, будет карьера, но ит-шный мир вокруг перестанет меняться. Те же технологии, те же глюки. Отсутствие теоретических знаний не мешает работать — оно мешает понимать, как работает и как чинить неработающее. Опыт сильно подменяет теорию в смысле решения проблем, но не даёт сил увидеть ситуацию в общем, найти настоящую причину (вместо повода).
Связи
Да, они значат очень много, особенно, в случае карьеры IT-директора. Единственный метод избежать необходимости иметь много знакомых и играть в офисные игры «царь горы» — это профессионализм (читай, опыт и теория). Если нет — то только личные связи, знание людей, умение их ощущать, умение им приказывать и всячески иначе руко водить. По моим наблюдениям примерно 30% эникейщиков находят первую работу по знакомству.
Для узкоспециальных администраторов связи значат уже совсем другое. Чем уже специализация — тем меньше ассортимент работодателей, тем больше вероятность знать всех или почти всех. Наличие примелькавшегося имени сильно сокращает время поиска работы. В этом случае речь идёт не о «связях» в бытовом смысле, а о профессиональной известности.
Основные должностные обязанности администратора (включая старшего)
(подпись) (инициалы, фамилия)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
1. Общие положения
1.1. Администратор относится к категории специалистов.
1.2. На должность администратора принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
1.6. В период отсутствия администратора (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Функции
2.1. Обеспечение эффективного и культурного обслуживания посетителей.
2.2. Контроль за сохранностью материальных ценностей.
3. Должностные обязанности
Администратор исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий.
3.2. Обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей.
3.3. Консультирует посетителей по вопросам, касающимся оказываемых услуг.
3.4. Принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций.
3.5. Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, проводит необходимые организационно-технические мероприятия.
3.6. Осуществляет контроль за соответствующим оформлением помещений, следит за размещением, обновлением и состоянием рекламы внутри помещения и на здании.
3.7. Обеспечивает чистоту и порядок в помещении и на прилегающей к нему или зданию территории.
3.8. Контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены.
3.9. Информирует руководство организации об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимаемых мерах по их ликвидации.
3.10. Обеспечивает исполнение работниками указаний руководства предприятия.
4. Права
Администратор имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации.
4.2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.
4.3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.
4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.
5. Ответственность
6. Заключительные положения
6.1.. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
6.2. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции.