что нужно чтобы создать семью
Как создать счастливую семью
Деликатная сфера — дела сердечные и семейные. Авторы таких вопросов не всегда называют себя, но тема волнует многих. Ответить мы попросили председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова.
О сожительстве и венчании
— Отец Димитрий, частый вопрос: почему для венчания обязательна регистрация в загсе?
— А без регистрации жить — грех? Даже в любви и согласии?
— А почему бы тогда не сходить в загс? Обычно причина одна: чтобы проще было в случае чего расстаться. Брак означает совместную собственность, общие права на имущество. Это ответственность. Если люди её избегают, значит — это не семья, а временное сожительство. «Сегодня мне удобно — я живу с тобой, а завтра будет видно».
— Вы отказываете от причастия тем, кто живёт в таком союзе?
— Строго говоря, такой человек должен выходить из храма при возгласе «Двери, двери!». По канонам он не имеет права присутствовать на важнейшей части литургии. Потому что совершает блудный грех и тем самым ставит себя вне Церкви. Но сейчас из храма не выводят, пусть стоит. А к исповеди, соборованию его допустить нельзя. Хочешь стать членом Церкви — соблюдай правила. А быть одновременно блудником и христианином не получится.
— А если человек скроет, что с кем-то сожительствует?
— Это абсолютно бессмысленно. Вы же приходите в храм не по указке, а ради своей души, к Богу, а не к священнику. Бога не обманешь. Если ваш союз прочен — вступайте в брак и венчайтесь. Если нет — прекратите блудить. И тогда вам открыт путь в Церковь.
Что до свадьбы можно и чего нельзя
— Девушка спрашивает: что можно позволить жениху до брака?
— Очень многое: вести задушевные беседы, писать стихи, дарить цветы, сочинять песни, стоять под окном, заботиться, любить.
— А целоваться?
— Лучше не надо. Пусть немного потерпит.
— А если он просит, тянет к дивану, обижается и грозит уйти?
— Надо ему объяснить: «Милый, я из другой системы. Если ты меня полюбил и делаешь мне предложение, я его рассматриваю. И если соглашусь, назначим день свадьбы. Но не уверена, что скажу «да», потому что раз ты начинаешь с дивана, то вряд ли мне подойдёшь».
— А он говорит: к свадьбе пока не готов, но без ума от тебя…
— Тогда прощай. И если он уйдёт — слава Богу.
— Но девушка его любит. И уступает, надеясь позже оформить отношения.
— Напрасно надеется. Какой глупец женится на той, которая и так ему принадлежит? Он ей годами будет морочить голову. Скажет, что надо скопить на шикарную свадьбу, разбогатеть, купить дом. Потому что зачем ему проблемы? Рядом молодая, красивая, я люблю её, она меня, живём вместе. Всё прекрасно! И так будет, пока я не встречу в метро другую, которую полюблю ещё больше…
Об интимном
— Могут ли верующие супруги использовать контрацепцию?
— По церковным правилам, контрацепция — это покушение на убийство. И если она эффективно сработала, то это совершённое убийство. Именно так.
— Но бывают же ситуации, когда люди не в состоянии растить много детей — ни сил, ни средств…
— Если православные супруги категорически не хотят иметь больше детей, у них есть один надёжный и не связанный с грехом способ — воздержание.
Надо ли готовиться к семейной жизни
— Как не сделать ошибки, выбирая себе пару?
— Нужно долго, не менее года, узнавать того человека, с кем собираешься жить. Задавать ему вопросы. Например: «У нас будут дома иконы?», «Мы будем воспитывать детей в православной вере?». Или: «В какой храм ходишь?» И если ответ «Ни в какой» — есть повод задуматься, стоит ли развивать знакомство.
— Бывает, что муж прилично зарабатывает и хочет видеть дома хозяйку, мать, а женщина сама стремится делать карьеру…
— Надо заранее присмотреться к родителям своей невесты: какие у них отношения, какой уклад. Люди часто воспроизводят родительскую модель поведения. Если у юноши в голове один проект, а у девушки другой, то с семейным строительством возникнут проблемы. Но главное — у них должна быть общая цель.
— Какая? Каждый хочет счастья…
— Счастье — это состояние, возникающее в хорошей семье. А цель православной семьи — построение домашней церкви, где муж — священник, жена — дьякон, то есть его помощник, а дети — народ Божий, их надо привести к Христу.
— Молодожёны обычно думают о другом.
— Поэтому на три брака в России приходится два развода. Общая цель исчезла, остались индивидуальные желания. Иногда совсем простые: возникло влечение — женятся, охладели — развод. Вступают в брак, чтоб было «кому постирать». Или выходят замуж, чтоб в доме «мужиком пахло». А потом мучаются.
— Семейной жизни должна предшествовать какая-то подготовка?
— Нужно читать духовные книги о молитве, о самоконтроле, о покаянии. И понимать, что будущее — не максимальный комфорт, а служение ближним.
Как создать семью и не раскаяться в содеянном?
Вопрос: «Как создать семью?» менее актуален, чем вопрос: «Как создать семью и не раскаяться в содеянном?» О том, что поможет избежать наиболее распространенных ошибок при вступлении в брак, рассказал протоиерей Димитрий Рощин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе.
‒ Что нужно принимать во внимание, собираясь создать семью, чтобы не совершить ошибку?
‒ Самое главное ‒ понимать, зачем создается семья. Так как никто этому не учит, это сознание должно быть воспитываемо Церковью. Люди, которые хотят создать семью, должны четко понимать свои цели и задачи. Семью создают не для того, чтобы было с кем встретить старость или чтобы решить какие‑то бытовые или личностные проблемы. У семьи должен быть определенный приоритет. Брачный союз строится не только на желании одного человека или на личных желаниях двух человек ‒ каждый из них должен принимать в расчет другого, учитывать его интересы, поэтому над ними должен быть некий фактор, который выше, чем просто их собственное желание. Мужчина и женщина должны понимать, что, вступая в эти отношения, они будут жертвовать собой, поскольку семья ‒ это жертва.
‒ Как можно воспитать в себе эту способность к жертвенности?
‒ Для того чтобы семья была полноценной и правильной, человек должен быть воспитан определенным образом. Ведь раньше воспитывали людей, готовили к браку и девиц, и мужчин. И самой главной подготовкой были те семьи, в которых они сами жили. Такие патриархальные семьи, где все правильно расставлено, сейчас редкость, поэтому в наши дни воспитанием будущих мужей и жен может заниматься только Церковь. Хотя бы потому, что Церковь показывает пример. Она вся состоит из примеров. Это, во‑первых, примеры святых, а во‑вторых, примеры семей, которые живут праведно и строят свой брак согласно заповедям Божиим, по благословению. То есть их цель в этом браке ‒ научиться любить другого человека, воспитать детей в Боге, в вере, дать им возможность святости и так далее. Человек, приходящий в Церковь, видит эти примеры перед собой ‒ нигде больше в миру ему их увидеть не удастся. Тут и теория, и практика вместе.
Церковь вообще учит человека жертве ‒ в том числе и семейной жертве. Потом, Церковь представляет собой иерархию. Как говорит Апостол, у нас без всякого спора о мнениях меньшее благословляется от большего. Иерархия выстроена определенным образом, и человек, попадающий в структуру Церкви, воспринимает эту иерархию как нечто должное. Он сознает, что несвободен в мирском понимании этого слова. Церковь учит человека почитать родителей и ставит эту заповедь во главу угла. То есть человек привьет это своим детям, если они у него будут в браке: он будет настаивать на этом и говорить, что это правильно. Церковь ‒ это живой пример, передающийся из поколения в поколение. Больше этого нигде нет. Некоторым людям повезло, у них были благочестивые родители ‒ в том смысле, что они сохранили брак, прожили всю жизнь вместе, воспитали своих детей в любви, но это колоссальная редкость.
‒ Наверное, только люди с сильным характером способны на подвиг жертвы? А как же быть остальным?
‒ Речь же идет не о рудниках. Хотя брак ‒ это мученичество, но это бескровное мученичество. Отношения между людьми, которые представляют собой на земле ад, Церковь все равно пытается сделать раем, ввести человека в жизнь по заповедям, она примирит его с людьми, даст ему возможность любить, увидеть ответную любовь. Брак строится таким же образом: там, где есть жертва, там есть и любовь. В браке два человека сталкиваются не только со своим жертвоприношением, но и со встречной жертвой. У монахов с Богом тоже своего рода брак, и у христианина с Богом тоже своего рода брак. Человек любит Бога больше, когда понимает, какую жертву ради него приносит Господь, и сердце человеческое отзывается на эту жертву, если оно хоть немного научено. Это процесс всей жизни. Точно так же и в браке раскрывается эта любовь, люди начинают любить друг друга все больше и больше, потому что они все больше и больше проникают в суть этой жертвы, которую каждый из них приносит, чем‑то поступаясь ‒ всеми теми вещами, которые имеет свободный человек, ничем ни с кем не связанный.
‒ Как правильно выбрать будущего супруга?
‒ Любой выбор, тем более серьезный, делается только временем. Чем серьезнее были старцы, чем больше они видели, тем больше времени они давали людям, чтобы те общались друг с другом. Отец Иоанн (Крестьянкин) жестко давал три года. Мы даем не меньше года. Бывают исключения, но в целом так. Иногда, если видим человеческую крепость, способность выдержать долгое ожидание, то и три года благословляем. За год общения с человеком ты очень многое узнаешь. Чувства должны быть проверены. На одних эмоциях ничего не построишь.
‒ А если, например, духовный отец благословит создать брак с человеком, к которому не испытываешь любви?
‒ Никогда духовный отец так не сделает, если он в своем уме. Священники всегда отталкиваются от человека. Духовный отец может так поступить только в том случае, если человек приходит и говорит: я сам не могу сделать выбор, я полагаюсь на вашу волю и прошу подсказать мне, кто мог бы составить мое счастье. Тогда духовный отец имеет право ‒ если он знает, как поступить. А он может и не знать. Тогда священник может дать некий совет, но это ни в коем случае не твердое благословение, хотя если уж спрашиваешь, то стоит последовать полученному совету. Были случаи, когда люди этому благословению не следовали, так у них и дальше ничего не получалось. Потом часто начинает казаться, что это благословение неправильное, неточное, но это просто искушение. Если человек сам не может принять решение, то ему, конечно, нужна помощь. Это значит, что он в какой‑то степени инфантилен, или в чем‑то запутался, или у него другие проблемы с этим выбором. И здесь речь уже не о том, чтобы найти одну-единственную на всю жизнь, а, имея желание создать брак, вступить в него с тем человеком, который будет тебе верен, не подведет тебя, будет тверд. То есть с человеком, правильно воспитанным.
Когда меня спрашивают, где искать невест, я говорю: ищите в Церкви, потому что в Церкви женщины воспитанные, они хотя бы почувствовали, что такое иерархия, они могут подчиняться. Воцерковленные женщины имеют духовников или духовных отцов, они знают, что такое послушание, у них есть внешний фактор, который будет их метания гасить. На первых порах брака, да и потом тоже, помощь духовного отца в удержании этого корабля на плаву неоценима. Она играет колоссальную роль. Если бы это было не так, если бы люди не советовались со своими духовниками, особенно в первые годы брака, многие семьи не сохранились бы.
‒ Когда семья, даже воцерковленная, распадается ‒ значит ли это, что выбор был сделан неверно?
‒ На мой взгляд, большинство браков разваливается из‑за того, что женщины более импульсивны, в них больше решимости исполнить свое предназначение, а мужчины сейчас более инфантильны. Выбирать должен мужчина, в этом есть какой‑то внутренний закон, который сдерживает мир от гибели. А когда эти законы нарушаются, начинают выбирать женщины ‒ они могут очаровывать, у них есть для этого весь арсенал, и они берут свое, но берут, как правило, то, что им не по зубам, потому что держат в уме некий идеал, которого часто не заслуживают. А мужчина через какое‑то время, уже вступив в брак, вдруг понимает, что это не его выбор ‒ и он в общем‑то прав. Сейчас, к сожалению, это крайне распространенное явление. Большинство браков распадается именно по этой причине. Поэтому женщина выбирать не должна.
Нужно спокойно относиться к своему безбрачию, принимать все как есть. У человека нет задачи ‒ вступить в брак или не вступить. Задача человеческой жизни ‒ это общение с Богом. По идее, не только в отношении брака, но в отношении любого развития своей жизни человек должен иметь покорность воле Божьей и спокойствие в этом отношении. Но, к сожалению, большинство людей приходят к этому, уже переболев, перемучавшись, перестрадав. Просто у нас практически нет людей, которые были бы с детства воспитаны в вере. Иначе это не воспринималось бы так болезненно: ну есть и есть, нет и нет. Если человек с самого начала воспитан в принятии своей жизни в соответствии с волей Божьей, он все воспринимает спокойно. Если человек ценит свою жизнь перед Богом, если он серьезно к себе относится, он не будет сломя голову бросаться замуж за любого подвернувшегося.
‒ Если человек вырос таким образом, что семья его родителей оставила в нем негативное отношение к браку, значит ли это, что такому человеку не стоит создавать семью, чтобы не переносить в нее проблемы из семьи своих родителей?
‒ Покаяние отменяет все, изменяет все вещи. С Богом вообще не стоит ничего бояться, потому что Он управляет все во благое. Он меняет человеческую природу и освобождает от всякого рода зависимостей. Человек, может, и помучается ‒ детский опыт ведь никуда не денешь, но вполне может удержаться совсем в других рамках. Это будет для него тяжело, но это будет спасительный путь. Есть ведь люди, у которых папа-мама были по нескольку раз женаты и замужем, а они живут себе в одном браке. А без Бога это было бы невозможно.
Протоиерей Димитрий Рощин
Подготовила Анна Берсенева
Источник: православный журнал для родителей «Виноград»
Идеальная семья: способы ее создания и этапы отношений
Иллюстративное фото: Pixabay.com
Семья – это больше чем союз двух людей, которые решили связать свои судьбы и жить вместе. Семью можно сравнить с живым организмом: она зарождается, взрослеет, «болеет», стареет и так далее. Это жизненный цикл семьи со своей историей, протяженностью во времени, событиями.
Неправильно считать, что достаточно просто расписаться в ЗАГСе, а дальше все пойдет само по себе. Над отношениями нужно регулярно работать, ведь в противном случае они не переживут кризисы, которые неминуемо наступят.
Согласно Э. Дювалю, жизненный цикл семьи состоит из 8-ми основных стадий:
Наверное, каждый хотел бы создать свою «идеальную семью», и прожить в гармонии все 8 ступеней. В такой семье каждому хватало бы внимания, любви и пространства для развития.
Как создать идеальную семью?
Если вам повезло вырасти в очень гармоничной и любящей семье, вам нужно просто скопировать семейную модель, дополнив ее атрибутами и процедурами. И поклониться в пояс вашим родителям.
А что, если родительская семья была не лучшим образцом? Или же мы хотим расширить функции нашей семьи, сделав ее более мощной и развивающей, более теплой и оберегающей, более яркой и открытой или более творческой и легкой?
Каждая семья, как и человек, обладает своими уникальными характеристиками, но все же построена по одному плану. Этот план повторяет план развития человека и имеет свои особенности. В основе семьи лежит наш коллективный портрет.
То есть, надо сначала найти «своих», тех, с кем у вас будут похожие ценности и убеждения, похожие представления о мире и модели поведения. Не все, но ключевые. Первая задача построения семьи – сформировать ее ценностное ядро.
Идеальная семья – всегда результат совместных усилий всех ее членов. Для того, чтобы создать в своем доме счастливую атмосферу, уют и душевный комфорт, вам и вашим домочадцам нужно:
Если все-таки возникла обида, научитесь не дожидаться, пока у вас попросят прощения, а найдите пути примирения. Зачем копить негатив и усугублять противостояние, если в процессе обсуждения ситуации вы сможете лучше понять и принять друг друга.
Именно на основе родительской семейной модели поведения дети потом создают свою семью. Поэтому перед тем, как вступать в брак, желательно согласовать ваши принципы и взгляды на жизнь, а также понять, что семья – не застывшая раз и навсегда структура, ей тоже необходимо постоянное развитие.
Надо научиться давать каждому свободу – ребенок когда-нибудь покинет родительский дом, поэтому он должен стать самостоятельным, а ваш партнер должен обладать свободой выбора.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора