что нужно чтобы работать в детском доме

Никольский детский дом

1. МАЛЕНЬКАЯ ПАМЯТКА для желающих устроиться на работу воспитателем в детский дом

Вы в сомнении. Вам необходимо принять очень важное решение, Вы боитесь ошибиться, Вас одолевают сомнения и мучают вопросы: «Мое ли это? Справлюсь ли я? Стоит ли оно того?» Наверное, Вы старались побольше узнать про детский дом, думали, советовались с семьей, друзьями, и это правильно. Ну, а я, как директор детского дома, попробую помочь Вам принять правильное решение. Но давайте по порядку.

Готовы ли Вы вкладывать свою душу, тратить свое время, силы, нервы, здоровье на чужих Вам в принципе детей? Детей, которые часто бывают жестокими и злыми, и, как правило, неблагодарными…

Нет, наша работа непохожа на работу учителя в школе. Блестящий учитель, прекрасно знающий свой предмет, заботится, чтобы у его учеников были хорошие и твердые знания, чтобы они без труда поступали в ВУЗы. Но вот закончился урок, факультатив, закрылась дверь школы и все.

Еще работа воспитателя сходна с работой врача. «Не навреди!» Иногда приходится делать больно во имя спасения, часто окунаешься в такую пучину боли и человеческих страстей…

У нас был случай, когда на одной из групп в течение трех лет поменялось 5 воспитателей. Каких трудов стоило нам через несколько лет привести этих детей в порядок. Были воспитатели, которые отработали в детском доме буквально один день и увольнялись, не выдержав этого напряжения. А как тяжело было построить эту первую встречу с детьми, каким ожиданием горели глаза ребят.

Вы готовы ко всему этому?

Вы реально оцениваете свои силы?

Нереализованные родительские чувства, отсутствие другой работы или что-то другое? Прежде чем переступить порог детского дома, разберитесь в себе: «Зачем Вам это нужно, готовы ли Вы?»

Если Вы разобрались в себе и у Вас есть правильный настрой, не надо бояться отсутствия специальных знаний и необходимых навыков, все придет достаточно быстро. Если же нет внутренней готовности, то знания и умения недолго будут спасать.

2. КОДЕКС ВОСПИТАТЕЛЯ

(маленькая памятка для нового воспитателя)

Не стесняйтесь подходить к более опытным коллегам и спрашивать, если в чем-то сомневаетесь, если что-то непонятно. Но пропускайте советы через свою душу, через свою совесть, в сложных случаях посоветуйтесь с батюшкой.

Но и когда работать без эмоционального принятия детей, не заслужив их доверия и не став для них авторитетом, заставляя все делать из-под палки тоже плохо. Можно разрабатывать методические блестящие занятия, на которых дети многому научатся, но если не научиться их заинтересовывать, увлекать их этими занятиями, то с каждым разом их будет все труднее собрать на эти занятия.

Если ребенок будет ждать встречи с Вами, если ему так интересны ваши занятия, он сам будет ждать таких занятий, вам будет гораздо проще работать.

Практика показывает, что у одних воспитателей лучше получается методически-грамотные занятия в разнообразных формах (беседы, инструктажи, практические занятия, экскурсии, викторины и т.д.), у детей их группы хорошая успеваемость, дисциплина и порядок в детском доме, чистота и уют в спальнях.

У других воспитателей очень хороший эмоциональный контакт со своими детьми, дети дорожат расположением воспитателя и чтобы не доставить ему огорчения, стараются хорошо учиться, не нарушать дисциплину и т.д.

Вот мы и закончили наше небольшое напутствие. Верьте в себя, отдавайте детям душу и все у Вас получится.

Источник

Как стать социальным работником

что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть фото что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть картинку что нужно чтобы работать в детском доме. Картинка про что нужно чтобы работать в детском доме. Фото что нужно чтобы работать в детском доме

Что собой представляет профессия социального работника

Профессия социального работника относится к сфере помогающих профессий. В 2021 году входит в списки наиболее востребованных. Социальный работник — это служащий, который оказывает разнообразную адресную поддержку социально незащищенным слоям населения. Поддержка может быть правовой, психологической, заключаться в оказании бытовой и первичной медицинской помощи.

Где может работать соцработник

Социальная работа в России проводится через социальные службы, которые представлены в первую очередь государственными организациями:

Помимо государственных, существуют частные организации, выполняющие работу по социальной поддержке населения. Также должность социального работника существует при больницах, домах престарелых, приютах, детских домах, школах и интернатах, центрах занятости, а не только в специализированных учреждениях.

Должностные обязанности: Чем занимается соцработник

Обязанности соцработника могут отличаться в зависимости от места работы и занимаемой должности. Это может быть как офисная работа, в которой будет больше взаимодействия с документами, так и работа непосредственно с людьми, на дому у подопечных.

Независимо от места и характера работы в обязанности социального работника входит следующее:

Какие требования установлены для должности социального работника

Для должности социального работника установлены достаточно высокие требования к необходимым знаниям, навыкам и морально-этическим качествам.

Соцработник должен обладать такими моральными качествами как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, тактичность. При этом ему необходимо уметь оказывать неотложную доврачебную помощь и выполнять простейшие медицинские процедуры, такие как измерение уровня сахара в крови и артериального давления, инъекции.

Кроме того, социальный работник должен знать:

Какое образование должно быть у социального работника

Профессиональный стандарт позволяет трудоустроиться на должность соцработника людям с любым средним специальным образованием, либо со средним общим образованием при прохождении стажировки на месте работы.

Независимо от уровня образования в обязательном порядке нужно учиться оказанию первой медицинской помощи в рамках специального курса повышения квалификации. Его можно пройти дистанционно.

Как видно из требований к знаниям и умениям, несмотря на то, что профильное образование не требуется социальному работнику для трудоустройства в обязательном порядке, фактически его наличие важно для успешной работы.

Кроме того дополнительное профессиональное образование может повысить разряд и увеличить размер зарплаты соцработника.

Важно различать должность социального работника и специалиста по социальной работе. Это разные квалификации! Для специалиста требования к образованию более строгие.

Согласно профстандарту на должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности. Должностные обязанности у него также отличаются. Поэтому в случае отсутствия профильного образования необходимо пройти программу профессиональной переподотовки и получить диплом.

Где учат социальных работников

На рынке образования представлены разные варианты получения профильного образования по специальности социальный работник. Как правило, это обучение по программе профессиональной подготовки. В Академии есть такая программа, разработанная в соответствие с профстандартом среднего профессионального образования 03.002 «Социальный работник». После завершения программы слушателю выдается свидетельство о должности служащего с присвоением квалификации.

Как можно стать соцработником при помощи дистанционного обучения

Помимо очных и заочных образовательных программ, существует множество курсов дистанционного обучения по специальности социальная работа.

Академия бизнеса и управление системами с 1998 года успешно реализует образовательные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе в форме дистанционного обучения. Все образовательные программы апробированы, эффективность обучения проверена временем и подтверждается положительными отзывами слушателей.

Процесс дистанционного обучения хорошо отлажен и поддерживается необходимыми материально-техническими средствами: электронно-библиотечная система, электронная система дистанционного обучения с личным кабинетом.

У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.

Источник

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот

что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть фото что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть картинку что нужно чтобы работать в детском доме. Картинка про что нужно чтобы работать в детском доме. Фото что нужно чтобы работать в детском доме

За первый месяц работы к проекту «Давай дружить!» присоединились более 200 человек. Москвичи готовы стать старшими друзьями для детей-сирот и подростков, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Об этом сообщила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.

«Проект “Давай дружить!” стартовал 15 сентября и сразу нашел большой отклик среди москвичей. Неравнодушные жители столицы выразили готовность стать социальными волонтерами, регулярно посвящать время детям, которые живут в центрах содействия семейному воспитанию или являются подопечными семейных центров. Сейчас свыше 200 человек подали заявки на участие в проекте и проходят собеседования с психологами и обучение по специальной программе. Приятно осознавать и видеть, что в Москве так поддерживают нужные и добрые инициативы», — отметила она.

90 человек из числа откликнувшихся настроены на долгосрочное наставничество. Они уже заполнили необходимые анкеты и начинают подготовку в партнерском фонде проекта — «Старшие Братья Старшие Сестры».

Еще 30 горожан выбрали обучение в школе социального волонтерства центра «Моя карьера». Социальное волонтерство — это регулярная разносторонняя помощь подопечным детских домов, пациентам в больницах, проживающим в психоневрологических интернатах и других социальных учреждениях.

Все остальные выразили готовность проводить различные мастер-классы, экскурсии, познавательные лекции и творческие занятия для детей. Из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки мероприятия пройдут в онлайн-формате.

В рамках проекта «Давай дружить!» наставники исполняют мечты своих подопечных. Первым с наставницей познакомился 15-летний Никита, воспитанник центра содействия семейному воспитанию. Вместе с профессиональной художницей Дженнет Тагановой он написал несколько картин и узнал много интересного о любимом увлечении.

А 10-летняя Алиса из многодетной семьи всю жизнь мечтала научиться кататься на скейтборде. Наставница Екатерина Бабкина провела для девочки первые уроки на ВДНХ. 12-летняя Станислава, воспитанница семейного центра «Измайлово», хотела научиться создавать картины с помощью иголки и ниток. Людмила Ушатова подготовила для девочки и ее подруг мастер-класс по вышивке гладью. Также они посетили театральную и танцевальную студии и языковой класс.

«Звезды в роли наставников» — еще одна важная часть проекта. Так, с детьми встречаются известные художники, журналисты и общественные деятели. Они рассказывают о секретах своей работы и дают ребятам много полезных советов.

Источник

Испытано на себе: как я работала нянечкой в детдоме Иркутска

что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть фото что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть картинку что нужно чтобы работать в детском доме. Картинка про что нужно чтобы работать в детском доме. Фото что нужно чтобы работать в детском доме

Сегодня описанием жизни детдомовцев никого не удивишь. Все и без того знают, что жизнь у них непростая, в люди выбиваются единицы, а большинство повторяет судьбы непутевых родителей. СМИ пестрят заголовками о том, что воспитанники постоянно подвергаются насилию либо со стороны педагогов, либо со стороны сверстников. За подобными случаями пристально следят правозащитники, и уже пошли слухи, что в сиротских заведениях правит балом детская анархия. Так ли это на самом деле? Наш корреспондент устроилась в один из городских детдомов нянечкой и проработала там несколько дней.

В детдоме жизнь бьет ключом с раннего утра: меняется ночная смена, малыши бесцельно бродят по коридору, постарше собираются в школу. Меня встречает воспитатель Светлана Александровна, для меня просто Света, бывшая детдомовская. В группе 10 человек, девочек и мальчиков поровну. Возраст 5-6 лет.

— Ты чего опоздала? — нахмурила брови девушка, моя ровесница, с красивыми голубыми глазами. — У нас этого не любят. Поскорее переодевайся и иди на кухню, детям завтракать пора.

Потом оказалась, что она и сама любительница опаздывать, да вот сегодня ей пришлось прийти вовремя. Ей наказали: новая няня ни в зуб ногой.

Зашла в подсобку, переоделась в резиновые шлепанцы, надела фартук — и на кухню. Там уже стояли ведра с завтраком. Рисовая каша с изюмом, сливочное масло, хлеб и чай. Детишки сразу прибежали гурьбой, стали спрашивать мое имя, хвастаться и тут же ябедничать друг на друга. Каждый норовил продемонстрировать свои умения. Работенка показалась мне несложной: дети сами знают, куда что положить, помогают накрывать на стол, словно на соревнованиях по бегу несутся на кухню за право разливать компот или раскладывать тарелки.

— Можно я! Возьмите меня! — кричали дети в голос. Другие, понаглее, уже бегут надевать фартуки.

— С собой бери на раздачу только тех, кто слушается, — наказывает воспитатель, — для них выход из группы, словно праздник.- Ты чего опоздала? — нахмурила брови девушка, моя ровесница, с красивыми голубыми глазами. — У нас этого не любят. Поскорее переодевайся и иди на кухню, детям завтракать пора.

Потом оказалась, что она и сама любительница опаздывать, да вот сегодня ей пришлось прийти вовремя. Ей наказали: новая няня ни в зуб ногой.

Зашла в подсобку, переоделась в резиновые шлепанцы, надела фартук — и на кухню. Там уже стояли ведра с завтраком. Рисовая каша с изюмом, сливочное масло, хлеб и чай. Детишки сразу прибежали гурьбой, стали спрашивать мое имя, хвастаться и тут же ябедничать друг на друга. Каждый норовил продемонстрировать свои умения. Работенка показалась мне несложной: дети сами знают, куда что положить, помогают накрывать на стол, словно на соревнованиях по бегу несутся на кухню за право разливать компот или раскладывать тарелки.

— Можно я! Возьмите меня! — кричали дети в голос. Другие, понаглее, уже бегут надевать фартуки.

— С собой бери на раздачу только тех, кто слушается, — наказывает воспитатель, — для них выход из группы, словно праздник.

что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть фото что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть картинку что нужно чтобы работать в детском доме. Картинка про что нужно чтобы работать в детском доме. Фото что нужно чтобы работать в детском доме

что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть фото что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть картинку что нужно чтобы работать в детском доме. Картинка про что нужно чтобы работать в детском доме. Фото что нужно чтобы работать в детском доме

что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть фото что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть картинку что нужно чтобы работать в детском доме. Картинка про что нужно чтобы работать в детском доме. Фото что нужно чтобы работать в детском доме

что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть фото что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть картинку что нужно чтобы работать в детском доме. Картинка про что нужно чтобы работать в детском доме. Фото что нужно чтобы работать в детском доме

что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть фото что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть картинку что нужно чтобы работать в детском доме. Картинка про что нужно чтобы работать в детском доме. Фото что нужно чтобы работать в детском доме

что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть фото что нужно чтобы работать в детском доме. Смотреть картинку что нужно чтобы работать в детском доме. Картинка про что нужно чтобы работать в детском доме. Фото что нужно чтобы работать в детском доме

Пока я накрывала завтрак, воспитатель гоняла детей умываться, делать зарядку. Потом все дружно, по команде уселись есть. У них вообще вся жизнь идет по команде — встали, сели, вышли…

Ребенок ковыряется в тарелке — не хочет есть. Воспитатель кричит, чтобы все съел до конца. Мне такая позиция, мягко скажем, непривычна. Я в шоке, дети ведь, жалко их.

— Это тебе только кажется. Пройдет время, и ты увидишь все нюансы, — со знанием дела обучала меня Света, — с ними по-другому нельзя. Сядут на шею — потом не слезут. Все хитрые, врут профессионально. Ты смотри, у нас и приворовывают, меня уже два раза обчистили. Подсобку на ключ. Не расслабляйся. Психи все. Если слабинку почувствуют, то начнут манипулировать.

— А вас можно обижать, — со знанием дела сказал мне Тимур (позже расскажу, что это за мальчик).

— Почему это? — оторопела я от такой наглости.

— Потому что вы добрая.

Добрая — значит, не авторитет. Дети проверяли меня, как говорится, на вшивость. Они следуют только за тем, кто их сильнее.Самое суровое наказание для детдомовца — это когда гурьба ребят весело вываливает на улицу, а он остается один — сидеть на «стуле наказания» в группе. Так было с Тимуром.

— Иванов, ты опять не застегнул куртку. Я видела, как ты трепался, когда другие одевались, — отчитывала сорванца воспитатель. — Думаешь, тебе кто-то застегнет? И так вырастаете — с вас толку нет никакого, привыкли на всем готовом! Тимур 2 часа, пока все гуляли, простоял в коридоре, истошно рыдал. Он способный симулянт: когда я незаметно выглядывала из комнаты, он просто стоял и ждал; завидя меня, принимался жалостливо застегивать куртку. В свои 5 лет он отличный манипулятор. И здесь многие такие. А как еще выживать в детском доме?

В комнатах — дорогие игрушки, аквариум, попугайчики и прочая мелкая живность. В кабинете занятий разве что тупой не станет вундеркиндом — масса развивающих книг, плакатов, игр, методик, аппликаций.Одежды много, питание отменное. Но явно бросается в глаза — дети спонсорские вещи не берегут, они не знают им цену. Идут на прогулку — одежда раскидана по полу, почти у каждого сломанные замки, оторванные пуговицы.

— А зачем беречь? Они знают, что принесут новое, — заметив мое удивление, пояснила воспитатель.

Гуляют — валяются в грязи. На батарее висят мокрые штаны.

— Да они у нас до армии ссутся, — как можно корректнее выразилась ночная нянечка. — Бывает и хуже. Не смей убирать за ними — еще чего! Пусть сами идут и стирают свое дерьмо.

— Я вот постоянно открываю окна и боюсь: вдруг кто-нибудь выпадет? — сетую я на духоту и свои неудобства.

Андрей, 6 лет, — моя палочка-выручалочка, мой главный помощник. Мальчишка помогал мне таскать кастрюли с едой, открывал передо мной дверь, показывал, где находится веник и прочие бытовые предметы. Высокий, сообразительный, в очках с заклееным стеклом глазом — у него косоглазие, и через неделю его положат в больницу на операцию.

— А ко мне ходит бабушка, только ко мне и Даше, — хвастался мальчишка и показывает яркий связанный бабушкой шарф, предмет зависти других детей.

Андрей часто говорил мне, как бабушка его забирает, а он помогает ей по хозяйству.

— У меня есть старший брат, — не раз хвастался мне мальчик, — но его усыновили, у него новые родители, и там все хорошо. Меня тоже хотели усыновить, но чего-то не получилось.

У Андрея была патронатная семья — об этом мне позже рассказала Светлана. — Они брали его домой, но без оформления опеки. Хотели забрать мальчишку, но не смогли — родителей-то еще не лишили родительских прав.

Люда, хорошенькая девочка, крепкая и ласковая, она часто меня обнимала — ей хотелось тепла. У нее еще есть брат и сестра, привезли их совсем недавно.Про свое детство она рассказала мне сама:- У меня сначала была мама Оля, потом мама Лена — она пила и сдала меня в приют. А потом меня сюда привезли. Мне здесь нравится. В приюте меня били.

Практически все дети в детдоме с непростой судьбой, насмотревшиеся на родителей-пьяниц, наркоманов, у половины — матери сидят в тюрьме или скитаются по миру.

— Это же мои все сорванцы, — разговорилась со мной нянечка из младшей группы в столовой. — Сколько я с ними мучилась! Они же ничего не знали, унитаз видели впервые. Ни одеваться, ни поесть толком не могли. Куски таскали да конфеты выпрашивали. У них в подсознании только так откладывается голодное детство в притонах.

Виолетта, их шестеро в семье, отца нет, мать-алкашка, всех сдала в детдом.

— Я хлеб люблю есть. Дайте мне еще кусочек и конфету, — все это богатство девочка поспешила засунуть в рот. — К маме раньше приходили дяди и тети, они давали мне чипсы, иногда конфетки.

Даша жила на даче с двумя младшими. Их, замерзших и голодных, еле откачали в больнице.

— Я жила с мамой и папой в городе, а потом на даче. Там было холодно, а здесь хорошо.

У всех детей один и тот же сценарий — пьянство или тюремное заключение родителей, лишение прав, детдом. Тех, кто здесь недавно, сразу видно: более развитые, все понимают. Но потом все равно начинают копировать поведение других. Становятся, как все: живут по принципу выживаемости.Не всем детдомовцам одна дорога

— Я сама детдомовская, — говорит воспитатель Света.

— Да, а по тебе совсем не скажешь …., — удивляюсь я.

— Муж тоже у меня отсюда. Мы в основном так и держимся, все вместе. И здесь нас таких много работает. А куда деваться? Хотя я уйду скоро — надоело гроши получать. У меня высшее есть образование. Пойду лучше в офис какой-нибудь бумажки перебирать. А здесь работать — только нервы мотать. А если семья есть, то вообще можно забыть о ней. Это тебе еще повезло — с маленькими работаешь, а большие и напиться могут, и довести до истерики. На самом деле мы все неуверенные в себе, самооценка заниженная, всего боимся. Я вот хочу уйти, но боюсь, — делилась со мной своими переживаниями Света.

Света попала в детский дом в 13 лет. Родных родителей она не помнит. Росла в приемной семье. Девочку удочерили, когда ей было 5 лет. Все было хорошо, но отношения в семье были непростыми. В итоге Света вновь оказалась в приюте.

— Выживают только самые сильные. Если два человека из группы вырвутся из этой среды, то это уже хорошо, — говорит Света. — Те, кто всю жизнь плачутся: «А что же у меня мамы всю жизнь нет», катятся по наклонной вниз. Мы устраиваем их учиться, они получают стипендии и начинают пить. Взрослые ведь теперь, свобода. А потом сидят в тюрьмах, бичуют или умирают от белой горячки.

Сончас. У меня посуда помыта, комната убрана, полы чистые. Можно прогуляться — пару кругов вокруг детдома. Света читает бульварный роман какого-то неизвестного мне писателя. Скоро должен прийти другой воспитатель. По словам Светы, очень строгая и дети с ней совсем другие, по струночке ходят. В голове сразу нарисовался образ сварливой, всевидящей бабки лет так под 60. Прихожу — сидит интеллигентная женщина средних лет, симпатичная, с крупными чертами лица.

— Машей зови меня, — вместо приветствия говорит она. — Не устала еще за полдня с сорванцами нашими?- Да вроде нет пока.

— У них у всех здесь задержка в психическом развитии. Хитрые, изощренно врут, — наказывает мне Маша. — Многие идут из домов ребенка, то есть их оставили прямо в роддоме. Но есть и счастливчики — усыновляют. Спонсоры помогают, они не обездоленные. У них нет только одного — ласки.

Дети уже давно встали, шлындают по коридору. Маша быстро разобралась с ними:

— Так, Кровопольцева, куда босиком пошла? Иди мойся, — вторую половину дня я только и слышала ее крик. Ей бы в ораторы пойти.Кровопольцева, не говоря ни слова, бегом побежала в туалет.

Дальше было занятие: Маша сидела на своем царственном стуле и пилила ногти, дети делали какую-то аппликацию.Собираемся на прогулку. Всей гурьбой в туалет.

— Я когда-нибудь утоплю тебя в туалете, — буркнула Маша на мальчишку, который никак не может освоить науку смывания унитаза.

Прогулка. Я снова управившись со своими делами, пошла на улицу — поглядеть, как гуляют дети. На лестнице познакомилась с нянечкой из группы для 7-8-летних.

— Ну как тебе здесь?- Да тихий ужас. Сегодня один взял кружку, из которой пьет, и в унитаз опустил!

Площадка, на лавочке — Маша с воспитательницей из другой группы. Чешут языками. Рядом девочка Ира с опущенной головой. Маша отчитывает ее за то, что та залезла в грязь.

— Свинья, посмотри на себя! Вот теперь и стой рядом возле меня всю прогулку и думай над своим поведением.

Мне сразу вспомнилось, как эта Ира — девочка запущенная, с кривыми зубами, некрасивая и несуразная — с наслаждением стояла, словно хотела продлить мгновение, когда я ей надевала шапку и завязывала вязочки бантиком. Мне стало ее жалко. Хотя многое ли я понимаю. Может, действительно с ними надо так? И так везде? А иначе нельзя?

Следующий день был еще интереснее.

— Кровопольцева наказана, пусть стоит.

— А что такое?- Проснулась не в духе, давай башкой биться о кровать.

Мне потом пояснили: хорошие игрушки детям не дают, а то все переломают. Я подумала: а куда еще лучше? Дети не висели разве что только на люстре. Меня они не слушались вообще.

Явилась Света, взяла палку в руки. В страхе все притихли. В одно мгновение двое оказались в числе наказанных — они смирно, как бедные овечки, сели на стулья. А минуту назад вели себя, как неуправляемые подростки.

Дети умеют притворяться. Как на лучших сценах театра они играют роли: то обиженных и провинившихся (послушно опускают головы), то ревут, только без слез, но извиниться — ни за что на свете. Воспитателям, однако, хватает одной минуты, чтобы навести порядок. Все дружно умываются, одеваются, идут есть. Тем, кто все съел, в награду — конфета. Каждый подходит и просит, повторяя настойчивые слова воспитателя:

— Можно взять конфету?

Казалось бы, простая просьба, которая должна непроизвольно звучать из уст любого ребенка, но далеко не всем она по силу. Подбегает Лена, нагло хватает конфету.Света ее одергивает:

— Куда? Попроси.У Лены — истерика.

— Не буду! — кричит девочка.

— Конечно, лучше своровать, чем попросить. Так проще, — открыла для меня истину Света.

Пришел психиатр. У троих диагноз — задержка психического развития. Детям задавали простые вопросы: времена года, цифры, названия предметов. Тех не только понять сложно, разве что только с переводчиком, но и простейшего они не запоминают.

Руслан — мальчик, живущий в своем мире. Отличается от всех. Один из немногих, кто понимает слова, а не ремень. Его практически не слышно и не видно. Он мало и плохо говорит. Маленький мужчина — походка вразвалочку. Он часто играет один, любит собирать конструктор лего — строит городки, свой собственный уголок земли. Заметно, что он нервный: когда волнуется, его начинает трясти. Но не хулиганистый. Его отец кавказец, мать русская. Таких здесь много, наполовину русских. К нему ходит бабушка, она не знает, где сейчас ее дочь — прожженная наркоманка. Бабушка воспитывает двоих старших, Руслана ей не потянуть. Есть еще один, помладше. Он в доме инвалидов.

— У меня есть мама, бабушка и еще братья. Они меня обязательно заберут, — говорил мне Руслан.

Саша — ябеда еще тот. Сегодня он целый день просидел на стуле — его наказали. С ним сложнее всего — слов он не понимает вообще. Любит делать все на вред: показывать языки, задираться. А потом бежит жаловаться. Кажется, что ему нравится сам процесс — поерничать, нашкодить, а потом убежать. При этом авторитета взрослого у него нет вообще, единственное успокоительное средство — палка.

— Как тебя наказывать? — спросила воспитатель.- Бить.Третий ребенок, который, скорее всего, отправится в коррекционную школу — Ира. В пятницу она валялась в грязи, а утром билась головой в истерике. Высокая и худая, несуразная, но не отталкивает. Тихая и безобидная. С ней можно договориться, но с психикой у нее явно не все в порядке — чересчур нервная, слабая. В группе как козел отпущения.

Они не знают, что такое семья

В 5 лет они умеют врать, сваливать всю вину на другого, играть вместе и тут же доносить на друг друга. Они словно ждут, чтобы другой споткнулся, чтобы наябедничать: мол, посмотрите — я хороший, а он плохой.

— Алена, убери руки изо рта, — говорю я.Девочка вынимает обсосанный палец и с ехидной улыбкой кладет его снова в рот. Так во всем.- Они страдают, что у них нет семьи?

-Скучают по маме? — спросила я воспитателя.

— Нет. Для них это неактуально. Они не знают, что это такое. Они изолированы. Только когда идут в школу, начинают понимать, что есть другой мир, есть семья. Они стараются убежать от негатива, любят общаться с учителями по душам. У домашних детей ведь есть мама, у которой всегда можно спросить о самых простых вещах. У них этого нет, никто им не объяснит, почему так, а не иначе. В этом они ущемлены.

Попасть в семью — мечта вполне исполнимая: детишек часто забирают семьи, много усыновителей из-за границы. Про таких говорят: «Повезло». Те, кто приживается в семье, вспоминают детдом как страшный сон и до конца жизни обходят его стороной. Есть и те, от кого отказываются.

— Был у нас мальчик Боря. От него три раза отказывались: то ребенок свой родился, то родные дети невзлюбили, — говорит Маша. — Когда его привезли в третий раз, было страшно. Он вцепился в перила на лестнице и бился в истерике. У него был сильнейший стресс.Сейчас он в Испании — его усыновили иностранцы. В игровой на почетном месте лежат фотоальбомы — счастливые лица усыновленных детей. Снимки присылают новоиспеченные родители из-за границы. Обычно им не приходится выбирать — иностранцам разрешают усыновлять детей только один раз.

— Я хочу домой, возьмите меня, — сказала мне как-то Люда.

Детишки то и дело играют в ролевые игры, в маму и папу. Они знают, что они самые лучшие на свете. А если кто-нибудь посмеет соврать, что у него есть родители, тут же начинается крик: «Ты врешь! У тебя никого нет!»

— У меня есть мама, — уверенно сказал Тимур. Но на вопросы, где она, как она выглядит и где ты раньше жил, он непонимающе глядит на меня.

— А кто твой лучший друг?

— Таня и Вова из другой группы. Они мне на Новый год апельсин давали.

— Что ты будешь делать, когда вырастешь?

— Накрывать на стол буду.- Кем ты хочешь стать? — спросила я у самого сообразительного мальчишки Андрея.

— Я хочу быть пожарником — буду тушить пожары.

— Я буду мамой, — ответила ласковая Люда.

— Я буду как Денис, мой брат.

Все дети в детдоме грезят родителями. Даже те, у кого их никогда не было, верят, что у них есть мама и она обязательно придет. Она — самая лучшая на свете, почти ангел. Пожалуй, ни один детдомовец никогда не скажет, что у него нет мамы.

Имена и фамилии детей и воспитателей изменены. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Радислав ШПАКОВ, врач-психотерапевт:

— Детдомовские дети живут в депривации от родителей (психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей). У них совершенно другой сценарий воспитательных технологий. Больше социума, коммунизма, коммуны. Обычные дети, которые воспитываются в семье, получают и дозу агрессивности, и позитивной стимуляции с ее преобладанием. Но в условиях детдома этого достичь практически невозможно. На первых позициях у ребенка воспитываются такие позиции, как сила, агрессия и даже злость. Другие качества просто не развиваются. Это общий коллектив, все живут общими целями, все хотят жить хорошо. Но всегда в таких ситуациях начинают доминировать неформальные лидеры. Чаще всего они обладают хорошими физическими данными, яркими выражениями эмоций. Дети живут в жестких условиях, да и методы воспитания в детдомах суровые.Существует мнение, что вклад наследственности составляет 33%, еще 33% закладывается в первичной семье. Оставшиеся 33% — это влияние социума. В данном случае семьи нет, поэтому социум — это максимальная составляющая. Дети растут с характерами, направленными на выживание. Большая часть мозга работает на выживание, а не на творчество и самообразование. Поэтому они более агрессивны, с негативом к государству, к взрослым, к нормам. Некоторая часть детей уходит в криминал или в употребление каких-либо психотропных веществ. Формируется маленький солдатик, который постоянно находится на войне. У них у всех признаки хронического стресса, постоянное ощущение тревоги, беспокойства, постоянная неуверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. И растущая агрессивность — как способ компенсации этого состояния. С волками жить — по-волчьи выть. Иначе выпадешь из законов социума. А куда выпадать — на улицу?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *