что нужно чтобы работать маркетологом
Профессия маркетолог. Или зачем люди покупают iphone
Кто такой маркетолог и какие они бывают? Где учиться маркетингу? И чем заняться в школе, чтобы вырасти в директора по маркетинговым коммуникациям?
Кто такой маркетолог
Маркетинг от Apple
Компания Стива Джобса стала символом хорошей маркетинговой стратегии. Apple никогда не участвует в ценовых войнах, не привлекает клиентов крикливой рекламой и при этом их ноутбуки и смартфоны остаются самыми привлекательными для покупателей. Почему?
Какие задачи решает маркетолог
«Вместо того, чтобы заполнять бумаги с описанием вымышленного среднестатистического представителя вашей целевой аудитории, выйдите из офиса и пообщайтесь с вашими реальными клиентами. Ничто не заменит опыт живого взаимодействия»
Doug Kessler, Velocity Partners
«Создайте то, что полюбят 100 человек, а не то, что будет «вроде как нравиться» миллиону людей».
Направление маркетинга в организациях настолько разрослось, что классический маркетолог стал большой редкостью, обычно его заменяет команда специалистов с разными профилями. Специалиста общего профиля называют маркетологом или менеджером по маркетингу. Если он фокусируется на конкретной сфере, то может называться трейд-маркетологом (работает с торговыми точками и супермаркетами), маркетологом в спорте или в гостиничном бизнесе. В зависимости от каналов коммуникации с клиентом и конкретных задач в маркетинговом отделе ему помогают другие маркетологи: digital/интернет-маркетолог, SMM-специалист, e-mail маркетолог, маркетолог-аналитик, маркетолог-экономист.
К маркетологам в широком смысле можно отнести и PR-специалистов и бренд-менеджеров, потому что они тоже работают над коммуникацией с клиентом. И, в конечном счете, их работа тоже влияет на прибыль компании. Еще вы можете узнать о таком актуальном направлении, как нейромаркетинг >>
Плюсы и минусы профессии маркетолога
Положительные моменты в работе маркетолога:
✔ Востребованная профессия
✔ Широкие возможности карьерного роста
✔ Зарплата часто зависит от трудоспособности и креативности самого специалиста и почти не имеет «потолка»
✔ Гибкий график
Какими качествами должен обладать маркетолог
✎ Организованность
✎ Аналитический склад ума
✎ Системное мышление
✎ Многозадачность
✎ Умение планировать и действовать по этому плану
✎ Креативность
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Гибкость
✎ Обучаемость
✎ Коммуникабельность
✎ Умение выступать на публике
Где учиться
Где работать
Карьера маркетолога
Зарплата маркетолога
Профессия маркетолога занимает 14-е место в мире по уровню зарплат. Скорее всего, зарплаты российских маркетологов будут только расти.
В 2019 году зарплаты ассистентов и начинающих маркетологов стартуют от 35 000 рублей.
А профессионалы своего дела, которые могут работать на позиции директора по маркетинговым коммуникациям и за которыми охотятся HR-специалисты, зарабатывают 250 000 рублей в месяц и больше.
Как развиваться, чтобы работать в маркетинге
Если вас интересует профессия маркетолога, то начать развиваться в этом направлении можно уже сейчас:
- ✔ В школе уделяйте больше внимания математике, экономике, информатике и английскому языку.
✔ Играйте в «Монополию» и другие бизнес-игры.
✔ Читайте книги по маркетингу. Вы удивитесь, но они написаны очень простым и интересным языком. Филип Котлер «Основы маркетинга», Даниэль Канеман «Думай медленно… решай быстро», Барден Фил «Взлом маркетинга», Нир Эяль, Райан Хувер «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки».
✔ Осваивайте интернет-маркетинг на онлайн-курсах.
Чтобы понять, подходит ли вам профессия маркетолога, пройдите наши бесплатные тесты:
✎Финансово-экономический профиль
✎Профессия «Экономист»
✎Профессия «Менеджер по продажам»
Попробовать профессию маркетолога на практике вы можете на BizСмене, в нашей выездной программе «Профессионалы будущего».
Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Кто такой маркетолог простыми словами? Какие требования к кандидату, сколько будут платить и что он делает
А не пора ли сменить профессию? В этой статье мы с вами рассмотрим, кто такой маркетолог, чем он занимается, и сколько на этом можно заработать. Рассмотрим конкретные примеры вакансий и разберем, что вам нужно сделать прямо сейчас, чтобы стать элитным высокооплачиваемым маркетологом.
Содержание:
И для начала давайте разберемся, кто же такой маркетолог на самом деле.
Современный маркетолог – кто это самыми простыми словами?
Если вы думаете, что маркетолог – это человек, который собирает фокус-группы, проводит различные маркетинговые исследования на живых людях, показывает им образцы продукции и спрашивает, какого цвета они продукт охотнее бы купили, то вы … частично правы.
Именно так раньше чаще всего и работали маркетологи. Но современные реалии диктуют новые требования. И сегодня маркетинг – это уже совсем другое направление деятельности.
Условно говоря, маркетинг – это одна из важнейших частей продаж в компании. Весь процесс продаж делится на 2 этапа:
Маркетолог сегодня – это человек, который привлекает целевую аудиторию. Если сравнивать с охотой, то маркетологи – это загонщики. А продавцы – это те, кто нажимают на спусковой крючок.
Пример как работает маркетолог сегодня
Допустим, компания занимается продажами снега эскимосам. Шучу. Пусть наша компания занимается продажами услуг сотовой связи и мобильного интернета.
Вы как маркетолог должны будете сделать так, чтобы как можно больше людей узнали о ваших предложениях. Грубо говоря, вы будете работать с рекламой.
Ваш директор говорит вам, что бренд компании ориентирован в первую очередь на молодежную аудиторию. Потому что услуги у вас из разряда «дешево и сердито», и ваша целевая аудитория – этот молодые люди и девушки в возрасте от 18 до 25 лет.
Там ребята увидят ваши предложения и позвонят в компанию, где их уже «примут» ваши добрые коллеги продавцы. Их задачей будет правильно отработать входящий звонок, чтобы привлеченный вами потенциальный клиент стал реальным клиентом.
Другими словами, формально маркетолог продажами не занимается. Но по сути то, что он делает, очень сильно влияет на конечный результат в виде выполнения плана продаж. Поэтому на планерках по продажам с вас будут спрашивать не меньше, чем с продавцов (а может даже и больше).
А кстати, что вообще с вас будут спрашивать, и какую зарплату будут за это платить?
Какая зарплата у маркетолога и требования к кандидату
Если вы прямо сейчас откроете сервис Яндекс.Работа и найдете вакансии маркетолога по своему городу, то увидите, что требования к кандидатам очень разные.
Вот, например, вакансия от одного оператора мобильной связи, который ориентируется на молодежную аудиторию (какое совпадение).
Здесь мы видим много страшных и непонятных слов:
Если честно, я лично отрывал бы руки каждому, кто составляет такие объявления. Но факт есть факт – требований много и не всегда они понятные.
Кто-то требует умение владеть Excel и специальными аналитическими программами. Кому-то нужны специалисты по SEO и контекстной рекламе.
Зарплата чаще всего не указана или указана очень скромная – чуть выше среднего по региону. Опыт работы с вас могут запросить и год и пять лет. Где-то нужно высшее образование (при чем именно маркетинговое или экономическое). А где-то достаточно старых добрых «желания активно работать и зарабатывать» и «стремления развиваться».
Короче говоря, картина получается очень пестрая.
Безусловно, работа маркетолога сильно зависит от специфики компании. Но есть одно общее требование, которое повторяется во всех объявлениях. Это то, что вам обязательно нужно иметь и уметь, если вы хотите работать маркетологом.
Главное требование для маркетолога
Если отбросить всю мишуру, которой та любят наполнять объявления о приеме на работу, то в сухом остатке мы получим умение и любовь работать с цифрами.
Маркетолог – это на 90% аналитик. Кстати, именно так эта должность и называется во многих компаниях. Вам нужно уметь работать с большим количеством цифровых данных, анализировать показатели, сравнивать результаты, делать логические выводы.
Другими словами, если вы до мозга костей гуманитарий, то вам будет тяжело на позиции маркетолога.
Чуть ниже мы с вами поговорим о том, с чего следует начать, если вы все-таки серьезно решили стать профессиональным маркетологом. А пока давайте рассмотрим еще один важный вопрос.
Какая зарплата у маркетолога и за что платят
Как я уже сказал выше, маркетолог – это человек, который очень плотно связан с продажами. От вашей работы будет зависеть то, сколько заявок в день получают менеджеры по продажам, какое у этих заявок качество, и как итог – сколько денег заработает ваша компания за день/месяц/квартал.
Соответственно, тут есть хорошая и плохая новость. Плохая – на вас будут сильно давить и требовать конкретных результатов. Работа маркетологом – это не просто «давайте наши баннеры перекрасим в зеленый цвет, потому что он более продающий, согласно последним исследованиям».
У вас будет жесткий бюджет на различные эксперименты, и вам надо будет отчитываться – куда что потрачено, и какой результат это дало.
Хорошая новость про зарплату
Хорошая новость – как и у всех «продажников», у маркетолога практически нет границ для роста. Если вы будете давать реальные результаты, то вам будут готовы платить все больше и больше. Лишь бы не потерять такого ценного сотрудника. Вы ведь сами знаете, что очень часто бывает такая ситуация, когда хороший менеджер по продажам зарабатывает больше генерального директора. Вот и тут то же самое.
Другое дело, что для этого действительно придется сначала поработать. Поэтому не пугайтесь того, что вам сразу не предложат огромную зарплату. Пусть это будет средний уровень по вашему городу. Но когда вы научитесь привлекать по-настоящему мощный поток клиентов в вашу компанию, то у вас будут расти премии и ставки.
Один мой знакомы на позиции интернет-маркетолога зарабатывал 200-300 тысяч в месяц. А работал он далеко не в Лукойле и не Газпроме. Правда, дело было в Москве. Но даже для Москвы это очень высокая зарплата. На этот уровень он вышел примерно за 5 лет упорной работы. Согласитесь, не так уж и долго.
Чтобы вы лучше понимали, что вас ждет, если вы устроитесь работать маркетологам – вот вам небольшая зарисовка на эту тему.
Типичный рабочий день маркетолога
Вы приходите на работу в 9 часов утра, потому что вы работаете на полной занятости, 5 дней в неделю, 8 часов в день.
Как обычно, к 10 часам вам надо идти на планерку к начальнику. Поэтому у вас всего один час, чтобы собрать нужные бумаги и данные (и чтобы не выглядеть на планерке дураком, как вчера).
Вы хороший маркетолог, и собираетесь стать не просто хорошим, но и очень высокооплачиваемым маркетологом. Поэтому вы сразу наливаете свою первую кружку кофе за день и приступаете к работе.
Вам надо собрать данные по продвижению по различным каналам за вчерашний день. Таких каналов у вас очень много:
Конечно, у вас есть специальное программное обеспечение, которое сводит все данные вместе и анализирует «на автомате». Но ничто не заменит старый добрый Excel.
Вы сначала «руками» снимаете все входящие данные и переносите их в табличку в экселе, которую вы сделали сами, на свой вкус и цвет. Вы записываете отдельно – сколько было кликов по контекстной рекламе, какой бюджет потратили, сколько заявок это принесло, сколько реальных «живых» денег было заработано.
Те же самые данные вы отдельно прописываете для рекламы вконтакте и фейсбуке. Смотрите, принесло ли какие-то значимые улучшения то, что вы поменяли цвет кнопки на посадочной странице с красного на зеленый.
На первый взгляд, все даже стало хуже.
Позавчера из 100 посетителей страницы 10 кликнули по красной кнопке и «превратились» в заявки. А вчера из 100 посетителей только 6 кликнули по зеленой кнопке.
Ваше первое желание – быстро поменять все назад, пока начальник не увидел. Но потом вы поднимаете отчеты менеджеров по продажам. Смотрите глубже и видите, что из 10 «красных» заявок только 2 стало реальными покупателями. А из 6 «зеленых» целых 4 человека превратились «в деньги».
Каким-то образом, зеленый цвет привлекает более серьезную аудиторию.
Ваше дорогостоящее специализированное ПО не может сводить воедино данные по привлечению и данные по продажам (потому что у продажников какое-то свое дорогостоящее ПО, к которому у вас нет доступа).
Только вы как человек можете сделать абсурдный с точки зрения машины вывод – снижение конверсии посадочной страницы приносит нам больше денег. Человеческий мозг + табличка в экселе = непобедимая сила.
Теперь можно расслабиться, вам есть, что показать начальнику на планерке.
А после планерки ваш день делится на две части:
Домой вы отправляетесь со спокойной совестью, потому что одна только замена цвета кнопочек должна принести вашей компании рост продаж минимум на 15%. А ваша личная премия за пять минут работы утром увеличилась почти вдвое.
Неплохая картинка получилась, правда?
Признаюсь, здесь я описал будни скорее интернет-маркетолога, а не «просто маркетолога». Но если уж совсем откровенно, то «просто маркетологов» сейчас уже не осталось.
Еще пара слов об этом, и перейдем от теоретической части к практической.
Интернет-маркетолог – отличия и перспективы
Здесь на самом деле все просто. Маркетолог работает со всеми каналами привлечения потенциальных клиентов, а интернет маркетолог – с интернет каналами.
Сегодня чаще всего компании работают одинаково активно и в оффлайне и в онлайне (или с бОльшим перевесом в сторону онлайна). То есть не будет такого, что вы устроитесь на работу маркетологом, и вам никак не придется работать с сайтом, с группами в социальных сетях, с контекстной рекламой.
Сегодня маркетинг – это сплетение всевозможных каналов.
Человек вышел из дома и увидел в лифте рекламу ваших услуг. Естественно, он не бросился сразу вам звонить, даже если предложение строго ограничено по времени.
Через пару дней тот же самый человек сидит вконтакте, «угорает над мемасиками», а сбоку опять ему показывается ваше рекламное предложение. Тут он вас вспоминает, кликает по рекламе, и может даже заказывает ваш продукт.
Но чаще всего процесс привлечения растягивается на месяцы.
И вы как современный маркетолог отвечаете за все ниточки в этой паутине. Вы и листовку в лифте придумали, и портрет целевой аудитории нарисовали, и правильные слова для рекламы подобрали.
Таким образом, сегодня вопрос уже не стоит – будете вы заниматься маркетингом или интернет-маркетингом. Вопрос только – будет ли это ТОЛЬКО интернет-маркетинг, или добавиться что-то еще.
Кстати, именно в интернете вам легче всего будет сделать первые шаги на пути к должности «элитного маркетолога».
Как стать маркетологом – с чего начать
В самом начале статьи мы уже немного затронули эту тему. Как правило, во всех вакансиях маркетологов требуется опыт работы от 1 до 5 лет. И это нормально, опыт требуется всегда и везде.
Но что делать, если опыта пока нет, и вы даже не уверены, что правильно поняли половину того, что написано в этой статье типа «простыми словами»?
Я бы предложил вам такой вариант. Во-первых, вам надо много учиться. Первым делом вы можете пройти какие-нибудь курсы для начинающих маркетологов. Общий минус этих курсов – там вам расскажут понемногу обо всем, но ни о чем конкретно.
Пусть так. Для начала вам надо хотя бы узнать основные термины и перестать в них путаться:
Конечно, для настоящей работы этого будет недостаточно. Еще вам нужно начать практиковаться. Слава богу, сейчас не обязательно уходит с основной работы, чтобы устроиться «помощником интернет-маркетолога», и начать применять знания на практике.
Вы вполне можете получать небольшие заказы через интернет в качестве фрилансера. Пусть вам сначала будут за это очень мало платить (или вообще вы будете работать только за отзывы), но вы будете получать практический опыт. Тот самый, который с вас спросят в первую и во вторую очередь.
Не надо сразу бросаться получать второе высшее образование на факультете экономики. В реальной жизни оно вам ничем не поможет.
Лучше пройдите хорошие онлайн курсы, где вам хотя бы пообещают практику после обучения и какой-никакой сертификат.
А потом – кто знает. Вполне может так случиться, что вы и не захотите устраиваться в офис на постоянную работу. Хороший свободный интернет-маркетолог зарабатывает столько, сколько не снилось ни одному офисному работнику.
При этом ему необязательно быть мастером на все руки. Ну не любите вы, например, SEO продвижение. На официальной работе вас заставят этим заниматься в любом случае. А если вы «сами с усами» – вы можете специализироваться узко на таргетированной рекламе, например.
Так вы сможете сами планировать свой день, спокойно вести 100 клиентов в одном любимом канале (вместо того, чтобы вести одного клиента по 100 каналам). И зарабатывать вы будете в разы больше.
Но первый шаг – это начать учиться. И если вы находитесь на этом сайте и дочитали статью до конца, значит, вы уже приступили к выполнению первого шага. С чем я вас искренне и поздравляю = )
Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, кто такой маркетолог, и как вы можете на этом зарабатывать.
Не забудьте скачать мою книгу «Автостопом к миллиону». Там я показываю вам самый быстрый путь с нуля до первого миллиона в интернете (выжимка из личного опыта за 10 лет = )
Как стать маркетологом с нуля
Как с нуля стать маркетологом? Потерять миллион!
Сейчас объясню подробнее.
Если вы хотите стать маркетологом, вы уже маркетолог. Почти. Дело за малым: образование и опыт.
Это два пути, которые не исключают друг друга, но открывают совсем разные двери.
1. Первый путь – высшее образование. В вузе вы получаете базовые знания и учитесь нетворку. Это отличный фундамент (только если дело не касается курсов от инфоцыган).
Дело в том, что бесконечно возникающие курсы и мастер-классы от самопровозглашенных гениев маркетинга помогают вам разве что потратить кругленькую сумму, а могут и навредить в работе. Например, кейс со «взломом системы»: мол, чтобы сэкономить на НДС, нужно просто прикрутить другой регион, например, Беларусь. На деле вас просто заблокируют или оштрафуют. Это микропример расхожих лайфхаков, которые воспринимаются как гениальная, неизвестная ранее информация, передающаяся, как письма счастья в школе. Попадаться на эти ловушки не стоит. Выбирайте хороший вуз или сразу переходите к пункту 2, что даже важнее.
2. Второй путь – практика, и это самое ценное и интересное. Вы можете получить образование, и у вас будет диплом маркетолога.
Но как стать маркетологом, который не вредит, а помогает организациям, – это уже вопрос практики, которая всегда будет превалировать над знаниями. Это как в учебе на хирурга или летчика: вы должны «отпрактиковать», «налетатать» и «пооперировать» сколько-то часов.
В маркетинге вы должны перепробовать разные кейсы, поэкспериментировать, а самое главное – спустить рекламные бюджеты. Именно потерянный рекламный бюджет учит вас не допускать ошибок. Только неуспешные кейсы вас чему-то учат, если у вас что-то прекрасно получилось с точки зрения обучения, вы все сделали правильно, но не взяли себе жирный кусок опыта.
Маркетинг — это больше не про верные решения, а про обходы ловушек.
Сколько надо, мягко говоря, «потратить»? Примерно после миллиона слитого бюджета у вас сформируется какое-то понимание в диджитале. Если мы говорим про офлайн-маркетинг – около пяти слитых миллионов.
Вы никогда не забудете эти цифры, улетевшие в форточку, и всегда будете в мыслях возвращаться к ним, садясь за очередную смету. Однако опыта у вас будет с каждым разом все больше, и понимание, как сделать из минного поля «лакшери резорт» придет само.
Удачи и больше практики: practice makes perfect!
Ниже подборка бесплатных курсов, которые погрузят вас в основы интернет-маркетинга, его базовый инструментарий. Сервисы позволяют получить новые навыки и сертификаты, подтверждающие вашу компетенцию в продуктах.
1. Google Навыки (курс + сертификация) – вводный курс в интернет-маркетинг.
2. Skillshop With Google – специализации по инструментам Google.
3. Яндекс школа (курсы + сертификация) – сочетайте разные форматы обучения: онлайн-курсы, статьи, вебинары, кейсы и конференции или выберите эксперта по обучению.
4. Facebook Blueprint (курсы + сертификация) – полный курс по управлению бизнес-инструментами в инфраструктуре продуктов FB.
5. Target.My.com. Онлайн-курсы (уроки + сертификация) – вводные базовые знания по таргетированной рекламе в экосистеме mail.ru.
6. Образовательные курсы VK – простым языком о возможностях площадки.
7. OWOX Academy (курс + сертификация) – откройте для себя мир маркетинг-аналитики и начните уже нормально работать с данными в моделях атрибуции.
8. MindBox (курсы + сертификация) – если вы еще не в курсе, как работают триггерные персональные коммуникации, умные товарные ленты и как автоматизировать рассылки, то вам очень нужен этот курс.
9. CallTouch личный сертификат (документация + сертификация) – вам очень нужно знать, как работает коллтрекинг и делается речевая аналитика.
10. Figma уроки – мастхэв-инструмент для прототипирования, верстки и подачи визуального контента.
11. Wikium тренажеры для мозга – зарядка для ваших когнитивных функций и просто хороший инструмент отвлечься от текущей операционки.
Дальше вам нужно понимание: в какую область двигаться; стать широким специалистом и подниматься на руководящие должности, либо горизонтальное развитие в узкую специализацию.
Для руководителя с компетенциями в интернет-маркетинге нужно несколько скиллов:
Это все нужно для оценки текущего состояния конкретного бизнеса.
Это если совсем широкими мазками. Идеально все-таки иметь представление, как работает применяемый инструментарий в том или ином канале привлечения/обработки/удержания/продажи/послепродажного обслуживания.
И главное – не бояться делать ошибки на стадии планирования и реализации. Если вы контролируете то, чем занимаетесь, то все можно оперативно исправить. Удачи!
Как основатель нескольких стартапов не понаслышке знаю о важности маркетинга. Хороший маркетолог на вес золота – найти такого сложно, а от него очень сильно зависит успешность продукта. Выскажу свое мнение по поводу того, как стать востребованным маркетологом.
Небольшое наблюдение: в нашу компанию нанимались стажерами-маркетологами как студенты и выпускники топовых вузов, так и самоучки. Самоучки, или люди, которые не изучали маркетинг как основную специальность, справляются намного эффективнее. Так что я не считаю, что 4 года в условном ВШЭ сделают из тебя конкурентоспособного специалиста, и справиться можно без вышки.
Как мне видится становление маркетологом с нуля:
1. Обучиться базовым скиллам: письменная грамотность, минимальное владение фотошопом, уверенное владение экселем и все в этом духе. Это можно изучить бесплатно, материала на эту тему полно в свободном доступе. На что стоит сделать акцент – умение писать хорошие тексты, так как в маркетинге ОЧЕНЬ много текстов: сделать пресс-релиз, написать письмо, оформить пост и даже сторис. Рекомендую читать профильную литературу на эту тему. «Пиши, сокращай», к примеру. И учиться у лучших: подписаться на блоги и телеграмм-каналы крутых маркетологов и с разборами интересных кейсов.
Про крутых маркетологов могу поделиться своим мнением. В первую очередь хочется упомянуть Говарда Шульца, сам проходил его онлайн-курс, остался доволен: много полезных знаний и прям основ-основ. Из русскоговорящих могу отметить Романа Виаса и Александра Постановича. Оба очень активно ведут соцсети, их тоже бывает полезно почитать.
2. Курсы. Возможно, звучит избито, но курсы действительно могут быть полезны. Особенно если в курсе много практики. Если есть финансовая возможность, не вижу смысла пренебрегать курсами. Главное, конечно, искать качественные курсы, а не принимать участие в инфоцыганских интенсивах.
Насчет того, как отличить инфоцыганские курсы от нормальных: боюсь, только по отзывам и рекомендациям авторитетов, хотя бы тех, о которых я рассказал выше. Отзывы на специальных сайтах достаточно легко накрутить, так что я бы опирался на мнение экспертов в этой области. К счастью, они довольно часто рассказывают, что думают о тех или иных курсах.
3. Стажировки. Компании постоянно ищут стажеров в маркетинговый отдел, потому что в этой сфере, несмотря на ее мнимую популярность, просто чудовищная нехватка кадров. Идите стажироваться, даже если не очень уверены в своих знаниях: компании тратят много времени, чтобы объяснить всё практически с нуля. Чтобы попасть на стажировки, чаще всего нужно написать мотивационное письмо или выполнить творческое задание. Для подготовки к этим испытаниям могу только посоветовать книги: «Основы маркетинга», Филип Котлер и «Маркетинговые войны» Джек Траут, Эл Райс.
4. Практика. Ничто не поможет лучше, чем попытаться что-то сделать «своими руками». Разобраться в настройках таргетинга, развивая свой блог или паблик, узнать, какой контент лучше заходит на примере собственных сторис. Помню, в новостях был случай, когда несколько парней креативно вели аккаунт булочной в Питере, а булочная об этом даже не знала – они вели его неофициально. Продажи булочной росли, про парней узнали, и их тут же завалили предложениями о работе креативные агентства. При том, что ни у кого не было маркетингового образования – это то, о чем я говорил в начале. Я бы и сам с удовольствием взял к себе в компанию сотрудника с таким бэкграундом.
Вот такая вот вышла подборка советов, надеюсь, будет полезно.
Давайте попробуем с позиции «что бы я сделал, если бы решил стать маркетологом в 18 лет».
В 18 лет очень тяжело понять, кем ты хочешь стать в будущем, поэтому очень часто студенты ошибаются с выбором направления обучения в университетах. Мой случай не исключение. Я закончил бакалавриат по направлению «инженер-программист», но если бы в 18 лет знал, что захочу стать интернет-маркетологом, то совершенно точно пошел бы получать высшее образование в другой вуз и на профильную специальность. Сейчас я общаюсь со многими начинающими и матерыми интернет-маркетологами и могу сказать, что и тем, и тем часто не хватает маркетинговой базы – фундамента, который как раз закладывают в соответствующих вузах.
Далее, после обучения в университете и в идеале прохождения стажировки, я бы устроился в агентство, которое специализируется на интернет-маркетинге. Во многих из них при трудоустройстве проводятся свои программы обучения для новичков, которые помогают и адаптироваться, и на практике разобраться с рынком услуг, которые мне предстояло бы оказывать на моей новой работе. К тому же опыт работы в агентстве позволил бы мне поработать с разными проектами и сферами бизнеса, что важно с точки зрения расширения профессионального кругозора и получения разностороннего опыта для любого специалиста.
Из общения с коллегами знаю, что мало кто из сотрудников агентств продолжает работать на своем месте больше 3 лет, поэтому через 3-4 года я бы отправился в «свободное плавание», освоив все необходимые для этого навыки.
Ну а тут уже 2 варианта: либо оказывать услуги своими руками, либо создавать собственную команду и применять весь положительный опыт работы в агентстве на себе. В моем случае они реализуются поэтапно, не мешая друг другу.
Свой путь я начала с поступления на вечернее отделение социологического факультета МГУ для возможности совмещения учебы и работы. Мой выбор остановился на этой специальности, потому что мне нравятся гуманитарные и социально-экономические направления.
После первой сессии я составила открытое резюме (доступное для просмотра всем зарегистрированным на портале работодателям), еще не до конца понимая, кем и где я хочу работать. Профессия маркетолога сама нашла меня – я была приглашена на собеседование в системный интегратор INTACT. Из-за отсутствия опыта работы меня взяли по программе стажировки – одной из многих, которые часто проводит компания. Ко мне был приставлен наставник, мой непосредственный руководитель, который до сих пор направляет и курирует меня, даже спустя 2,5 года работы. В период стажировки я проходила активное обучение маркетингу, его направлениям, брендингу, и другие вводные обучения, в том числе по тайм-менеджменту. Я освоилась за короткий период времени и достаточно быстро стала получать более крупные и важные задачи и проекты.
В профессии маркетолога, лично для меня, есть много преимуществ: во-первых, маркетолог находится в непосредственной близости от начальства, а также держит связь со всеми департаментами компании, во-вторых, большое количество самых разнообразных задач. Например, я, помимо задач из традиционного маркетинга (таких, как сувенирная продукция, презентации, брендинг) занимаюсь также организацией клиентских мероприятий.
Если говорить о том, какой путь должен пройти человек, чтобы прийти в профессию маркетолога, то я бы, безусловно, отметила важность какого-либо образования. Это может быть высшее образование по таким специальностям, как социология, маркетинг или реклама, либо различные курсы, которые дадут больше прикладного опыта и помогут найти то направление, которое тебе интереснее.
Несмотря на то что, по моему опыту, большая часть знаний и навыков приобретается на рабочем месте, в профессии маркетолога необходима эрудиция, здоровый перфекционизм, широкий кругозор и умение общаться с разными типами людей. Для маркетолога очень важно уметь коммуницировать, аналитически мыслить, возможно, в чем-то быть излишне скрупулезным и ответственным.
Людям, которые хотят с нуля стать маркетологами, я бы посоветовала пробовать, расширять свой кругозор и не бояться получить «неправильный» или «ненужный» опыт, поскольку такого не бывает. При составлении резюме нужно не бояться указывать свои самые, на первый взгляд, небольшие достижения, как, например, умение писать тексты или активное участие в общественной жизни.
Работаю интернет-маркетологом чуть больше года. До этого работала с документами, училась в вузе на бизнес-аналитика и мечтала уйти в IT.
У меня был блог, и я уже много начитала материала об интернет-маркетинге. Документы тогда совсем надоели. У компании, где я работала, был сайт, на тот момент убитый лендинг, потом что-то вроде сайта-галереи. Собралась с духом и вызвалась заняться его продвижением. И дико втянулась. Полностью вела сайт, решала, какие продукты будем продвигать, анализировала конкурентов и рынок.
Попросила оплатить мне полугодовое обучение в онлайн-школе по интернет-маркетингу. Целыми днями читала книги, статьи, смотрела множество видео-уроков, выступлений спикеров. Ходила на тематические конференции и выставки. Вкладывала все свое время в развитие.
В какой-то момент поняла, что достигла потолка. Тогда начала искать новую работу. Нашла компанию-разработчика ПО. Как и мечтала, работаю в IT-компании. В трудовой книжке гордо красуется «маркетолог».
На моем примере могу сказать, что если хотите стать интернет-маркетологом с нуля, то начните с самообразования и той компании, где уже работаете. Предложите помощь по сайту для начала или полное ведение, как это сделала я. Не стоит полагаться исключительно на онлайн-школы, они не панацея. Все свои главные знания я приобрела с помощью самообразования и на практике, методом тестирования гипотез и тыканья на все кнопки.
Я бы не хотела миновать никакие этапы своего пути к маркетингу, поскольку они привели меня туда, куда я хотела попасть. Было сложно, страшно, хотелось все бросить много раз из-за неуверенности в своих силах и знаниях. Но всё получилось, и это круто!
Подведем итоги
1. Мнения практиков о необходимости высшего образования для старта в профессии маркетолога разделились примерно 50/50. Одни уверены, что фундаментальная вузовская база нужна, другие считают, что и без нее вполне можно справиться с работой, и даже может лучше получиться. Так что, если вы привыкли подходить к делу основательно, то можете поступать в вуз, чтобы изучать классику маркетинга, а потом уже набираться практического опыта.
2. Другой путь – самостоятельное изучение основ маркетинга и его инструментария. Это можно сделать, подписавшись на каналы и блоги известных маркетологов, и воспользоваться онлайн-курсами «Яндекса», Google, ВК, Facebook, Figma. Если есть возможность заплатить за учебу, не стоит пренебрегать курсами известных агентств и компаний.
3. Дальше, если уже есть хотя бы минимальное представление о том, что и как надо делать, – стажировка. Многие компании набирают новичков, не имеющих никакого опыта, и растят маркетологов буквально с нуля.
4. Креативный вариант начала карьеры маркетолога: раскрутить какой-либо продукт (свой аккаунт, канал кофейни на соседней улице, сайт компании, в которой работаете совсем не на позиции маркетолога) и использовать результаты уже для своего продвижения в бизнесе.
И еще один важный вывод. Если решили с нуля стать маркетологом, не бойтесь делать ошибки: большие и маленькие провалы – это тоже опыт, и очень ценный, потому что вы точно будете знать, как не надо делать, а это уже много.