что нужно чтобы получился романс
Что нужно чтобы получился романс
Во-первых, в романсе невозможна, либо затруднительна перетекстовка. «Прощание» или, скажем, «Катюша» М. Исаковского могут быть подвергнуты этой некорректной, но очень реальной, в принципе, процедуре: расчленению музыки и текста. То есть на ту же самую музыку могут быть написаны другие стихи, как поступали после революции со старыми песнями.
В классическом же романсе музыка в идеале предполагается нерасторжимо связанной с именно данным поэтическим (а иногда и прозаическим) текстом. Композитор здесь стремится к детальному переводу на музыкальный язык всех основных образов и смысловых интонаций словесного текста, соответственно рассчитывая на непременно профессиональных исполнителей. Например, давно ставшая народной песня композитора Степана Давыдова на стихи А.Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя».
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!
Так начинается стихотворение крупного русского поэта и выдающегося филолога профессора А.Ф. Мерзлякова. То, что мы называем песней «Среди долины ровныя», первоначально предполагало профессиональных исполнителей и имело многие основные черты классического романса.
Отправной точкой для Давыдова послужила забытая ныне песня «Лети к моей любезной». Однако, парафразируя ее хорошо известную русской публике начала XIX века мелодию, Давыдов подверг песню глубокой и просто великолепной творческой переработке. Напомню, как выглядит его «композиторский» вариант песни (впоследствии сильно упрощенной массовым исполнителем).
Стоит напомнить читателю, что диск с музыкой Давыдова, включающий «Среди долины ровныя», не так давно издавался, и всякий может самостоятельно убедиться, как трудно «перетекстовать» без переделок и упрощений произведение Давыдова, буквально «сросшееся» с текстом Мерзлякова. Строка за строкой мысль поэта перевоплощается композитором на язык музыкальных образов и ассоциаций.
С другой стороны, это стихотворение Полонского привлекло внимание П.И. Чайковского, превратившего его в классический романс.
А у Чайковского прихотливые повороты мелодии следуют за содержанием стихотворения и весьма тонко отражают его динамику. Например, фортепиано, «голос» которого в романсе Чайковского приобретает, помимо голоса певца, самостоятельное значение. Так вот, это фортепиано, например, имитирует в соответствующих местах переборы цыганской гитары.
Далее, композитор создает музыкальный «образ цыганки», насыщая мелодию такими интонациями, которые в европейской музыкальной традиции используются для привнесения «восточного колорита», что опять-таки напоминает о «цыганском происхождении» лирической героини. Мелодия у Чайковского, естественно, не только не повторяется «по-песенному» в куплетной форме, но последовательно развивается от спокойного зачина до бурных и страстных пассажей, соответствующих наиболее драматическим фрагментам словесного текста.
Короче говоря, есть много стихотворений, которые композитор мог бы в силу особенностей их тематики превратить в романсы. Но гораздо чаще их превращают в песни. И потом, настоящий романс, как видим, практически непригоден для массовой исполнительской аудитории. Его в народе либо упростят, превратив в песню, либо создадут на тот же текст собственную мелодию.
Дорога (литературная песня, вслед за фольклорной, любит разворачивать действие именно на ней!); деревенская русская девушка стоит посередь дороги и жадно глядит вдаль; там мчится, все уменьшаясь, тройка; с тройки этой на девушку оглядывается, игриво подбоченясь, молодой кавалерийский офицер; откуда-то (так и хочется сказать: из-за театральных кулис) раздается голос лирического героя, обращенный к девушке («Что ты жадно глядишь на дорогу?» Н.А. Некрасова).
А в этой песне примечательно вот что: при «обкатке» исполнители целенаправленно ударили по наиболее мрачным из пророчеств лирического героя. Как правило, не поется и не помнится следующий фрагмент:
«Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка.
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь».
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Небезынтересно иное. Оба произведения были подхвачены народом и «запелись». Но именно текст романтика Гребенки стал песней без какой-либо заслуживающей упоминания адаптации.
Что же это за элементы?
Песню невозможно оценивать с позиций обычного, то есть «не песенного» типа поэзии. То, что там несомненно плохо, в песне нередко естественно.
Вот какой интереснейший, позволяющий многое понять материал содержится в русской песне как фольклорного, так и литературного происхождения! Она сама «рассказывает» о своем «внутреннем устройстве».
Здесь компактно и точно выражено то важнейшее, что взаимно отличает песенную и «обычную» поэзию ( которая, если иметь в виду самого Державина, философски усложнена, «извивчива»).
В центре произведения А.К. Толстого, оказывается, размышления об исторической миссии России, которые в одинаковой мере волновали на протяжении XIX столетия таких разных людей, как Гоголь, отец и сыновья Аксаковы, М.П. Погодин, Достоевский и еще многие другие незаурядные умы. У А.К. Толстого с его независимым складом мышления, с его самостоятельным характером была собственная точка зрения на сей счет, и его «славянский конь» имел разве лишь некоторое внешнее сходство, например, с гоголевской «птицей-тройкой». Излагаемая далее в стихотворении авторская мечта о «светлом посланье» в Россию от западных славян и о грядущем всеславянском братстве (при объединительной и руководящей роли России) отнюдь не копирует также и расхожих тезисов панславизма. Несомненный же утопизм мечты А.К. Толстого вовсе не делает эту прекрасную мечту менее художественно-яркой либо менее симпатичной сердцу всякого мыслящего русского человека любого времени:
Что нужно чтобы получился романс
Что означает жанр вокальной музыки романс.
В романсах особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, его отношение к жизни, к природе.
Передать различные эмоциональные переживания ком позитору помогают особые средства музыкальной выра зительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.
Множество поэтических произведений обрели новое зву чание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, на пример, часто становились основой песен, романсов.
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты
1.Можно ли назвать его лирическим пейзажем? Почему?
2.Какой еще смысл заложен по этом в этих строках?
Найди особую интонацию голоса, темп, динамику, которые выразили бы душевное состояние человека, любующегося красотой природы.
Движениями рук передай пластиче ский образ стихотворения. Обрати внимание на знаки препина ния. Почему точка появляется только в конце стихотворения? Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?
Музыка и поэзия подчас неразделимы.
На стихотворение «Из Гёте» написали свои романсы «Горные вершины» два русских
композитора XIX в.- Антон Григорьевич Рубин штейн и
Задание: определи композитора и состав исполнителей.
«Музыка и поэзия подчас неразделимы. ритм поэзии
— писал К. Г. Паус товский.
• Можно ли эти слова отнести к романсу Варламова или Рубинштейна?
В стихотворении Лермонтова всего восемь строк.
В ро мансе Рубинштейна оно повторяется дважды: сначала
его поет один голос,
потом оно звучит в исполнении двух голосов — дуэта.
Это диалог разных действующих лиц или внутренний диалог автора,
лирического героя, с самим собой?
Возникает ощущение, что один человек, начиная повествование, вы зывает непосредственный отклик другого человека.
И вступ ление этого голоса, восторженно воспринимающего
окружаю щее, внимающего этой красоте, становится кульминацией в романсе.
Сначала звучит как бы перекличка голосов (втора), а затем, на
словах «Подожди немного. », голоса сливаются в одновременном
— это их общий вывод, итог раз мышлений, успокоение.
Построение одноголосного романса А. Варламова иное: в нём
повторяются каждые четыре строки стихотворения,
но мело дия постоянно варьируется.
Романс очень близок к городской песни.
В этом можно убедиться на примере романса А.Рубинштейна «Горные вершины» (характер мелодики
1-й части ро манса Рубинштейна напоминает мелодию
2-я часть — с более развитой мелодикой — характерна именно для романса); можно ощутить и отличия романса
от пес ни: в песне, как правило,
бывает куплетная форма,т.е. куплеты и припевы,
а в роман сах нет привычного запева и припева.
Вслушайся в сопровождение каждого из романсов. Сравни вступления, изобразив движением руки или графически изобразить движение мелодии каждого вступления.
1. Как слово связано с музыкой?
Послушай ещё раз романсы А. Варламова и А. Рубинштейна и сравни их.
2. Как музыкальное прочтение стихотворения каждым из композиторов сказывается на особенностях музыкальной формы романсов?
3. Какими приёмами развития музыкальных образов пользуются
компо зиторы в этих романсах?
4. Чем романс отличается от песни?
Разновидности певческих голосов
Принято делить голоса на детские, женские и мужские.
Сюжеты всех художественных произведений различны. Но их роднит поэтическое мировосприятие, высокое чувство любви к Родине, которое рождает ответственность каждого из нас за её судьбу. Художественно-поэтическая мысль этих произведений во многом сходна. Она ярко выражается и в жанре русской народной песни, образный строй и музыкально – поэтический язык которой складывался веками. Не случайно до сегодняшнего дня народная протяжная лирическая песня волнует нас и дорога нам.
Послушай и напой мелодии народных песен:
Наравне с образцами высокой классической музыки и старинных народных песен мысль о Родине находит своё воплощение и в песенном творчестве современных композиторов. Послушай и спой вместе с записью песеню о Родине «Красно солнышко» муз, П.Аедоницкого сл..Шаферана.
Слушание «Романс» Г.Свиридова.
Конспект урока
Предмет: Музыка
Класс: 5 16.11.2020
Тема: Жанры инструментальной и вокальной музыки»
Эпиграф:«Что не выразишь словами, звуком на душу навей» А.Фет.
Цель: Раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы.
Задачи:
Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.
Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.
Проблема урока: Нужна ли музыке литература?
Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.
Музыкальный материал:
1. С В.Рахманинов «Вокализ»
2. Г. Свиридов «Романс»
3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»
4. М. Глинка «Венецианская ночь»
5. Сл. Т. Рузавиной, муз. С. Таюшева «Школьный романс».
6. Чайковский «Баркарола».
Ход урока
Организация учащихся на урок. Приветствие.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и её жанрах.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
-Одно из главных выразительных средств музыки? (Мел_______).
—Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? (____ня).
-К какому жанру музыки она относится? (К вока_________ой).
-Как назвать песни, написанные народом? (________дные).
-Как можно назвать песню лирического характера? (___ман_____).
-Какой романс вы знаете на слова М.Ю. Лермонтова? («Горные вер________»).
— Назовите фамилию известного исполнителя романсов (бас). (Ф.Шаля________).
-Как называется торжественная песня, символ государства? (Г______).
-Как называют по-другому устное народное творчество? (_______лор).
-Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Лядов. «Кики__________»).
-К какой музыке по способу исполнения оно относится? (К инс____________ной).
-Назовите фамилию композитора-сказочника, на писавшего инструментальные произведения на сюжет восточной сказки? (Римский-К______________).
— Как называется это произведение? («___________зада»).
-К какому жанру оно относится? (К _________________льному).
-Молодцы. В основном сегодня речь шла о каких жанрах музыки по способу исполнения?
— Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок- путешествие. Мы отправимся с вами в Испанию и Италию. Эти страны стали родиной баркаролы и романса.
Сообщение темы урока.
Сегодня тема нашего урока звучит так: «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Пожалуйста запишите тему в тетрадь. Мы продолжим знакомство с творчеством выдающихся композиторов, научимся различать жанры вокальной и инструментальной музыки, анализировать её.
Вокальная работа.
-Мы уже вспомнили, что музыку для пения называют вокальной. Давайте с вами исполним романс, но не простой, а школьный. Как можно назвать пение без слов на слог или гласный звук? (Вокализ).
— Правильно. Сейчас мы будем петь песню без слов на слог «лё».
Вокализация песни «Школьный романс» на слог.
Пение эхом. Работа над текстом (паузы).
1.Ресницы грустно опуская,
Глядишь ты в школьную тетрадь.
С косичкой девочка смешная
Тебя заставила страдать.
2.А ты сидишь на задней парте,
Не понимая что к чему.
Смешались все моря на карте,
И летом выпал снег в Крыму!
3.Молчишь, задумавшись о чём-то,
А твой учитель не поймёт,
Что с белым бантиком девчонка
Тебя не любит и не ждёт.
4.В окно стучатся ветки клёна,
И барабанит звонкий дождь.
Ты помнишь номер телефона,
Но на свиданье не зовёшь.
— Скажите, что нужно, чтобы получился романс? (Слова и м________)
— А какая страна стала родиной романса? (Исп__________).
— А сейчас мы с вами послушаем «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом?
Слушание «Романс» Г.Свиридова.
— Какое настроение создаёт это произведение у слушателей, к какому жанру мы можем отнести этот романс? (К инструментальной).
— Есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.
— Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?
— Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающую переборы гитары.
Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Школьный романс».
— Что общего у этих произведений?
(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души).
Вывод: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека.
Ритмическая пауза – встанем и немного подвигаемся! Выполняйте движения по тексту. Показывайте движениями то, что написано в стихотворении. Лучше. Чтобы вам его прочитали:
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И глазками поводим, поводим, поводим,
Туда-сюда походим, походим, походим,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И все начнем с начала, с начала, сначала.
— Следующее наше путешествие мы продолжи по Италии. Перенесёмся в страну возникновения баркаролы. Какой город в Италии вместо дорог имеет водные каналы? (Венеция).
— Правильно. По этим каналам, как настоящие автобусы, плавают лодки-гондолы особенной конструкции.
— Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этогожанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка. А итальянский глагол rollar означает испытывать бортовую качку.
-В мире музыки существуют вокальные и инструментальные баркаролы.
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— понятие «музыкальный образ»;
— старинный русский романс, музыкальные произведения М. И. Глинки;
— зарождение школы русского романса;
— музыкальное творчество Александра Варламова и Михаила Глинки.
Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Романс – это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией; вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9 – 08-19 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Интонация помогает человеку выразить своё отношение к чему-либо.
Выразительность музыкального произведения зависит от интонации.
Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли.
Музыкальные интонации складываются в мелодию. Дмитрий Шостакович назвал её «душой музыкального произведения».
Музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Романс сочетает в себе интонации разговорной речи и музыкальной мелодии.
Романс – это вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Жанр зародился в Испании в средние века. Это светская песня на испанском («романском») языке, исполненная под аккомпанемент гитары или другого музыкального инструмента.
В середине XIX века зарождается школа русского романса.
В дворянской семье необходимыми предметами домашнего быта становятся фортепиано, арфа, скрипка или гитара.
Распространенным явлением стало любительское музицирование. На музыкальных встречах играли, пели, в том числе, бытовые романсы, стилистически близкие песне.
В XIX веке романс – это один из характерных жанров эпохи романтизма, выражающий внутренний мир человека. Основоположниками русской школы романсов считают Александра Алябьева («Два ворона», «Зимняя дорога», «Соловей», «Вечерний звон» и др.), Александра Гурилёва («И скучно, и грустно», «Колокольчик»,
«Нет, не тебя так пылко я люблю» и др.), Александра Варламова («Красный сарафан», «Соловушко», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий» и др.). Романс «Красный сарафан», написанный Александром Егоровичем Варламовым на стихи Николая Цыганова, является одним из известных и популярных вокальных произведений, написанных в стиле русской народной песни.
В романсе дочь просит матушку не спешить отдавать её замуж. А матушка убеждает её в том, что всему свой черед. Мы слышим разговор матери и дочери. Дочери предстоит идти замуж в чужую семью, а она не хочет, потому и просит матушку не расплетать её косу. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.
Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики. Он звучит как исповедь душевных переживаний композитора.
В 1819 году на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, началась история этого романса. 20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн. Юная Анна Керн очаровала и покорила сердце поэта. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.
Через шесть лет, в июне 1825 года произошла вторая встреча Пушкина с Керн. Поэт находился в Михайловской ссылке и часто бывал у родственников в селе Тригорское. Анна Керн около месяца гостила в Тригорском. С Пушкиным она встречается почти ежедневно. И в душе поэта «настало пробуждение» – пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Решающего объяснения между ними не произошло. Анна Керн действительно была для Пушкина «мимолётным виденьем».
И родились строки: «Я помню чудное мгновение…». Прошло 15 лет. Композитор Михаил Иванович Глинка пишет романс на стихи Пушкина и посвящает его дочери Анны Керн Екатерине.
В «Записках» Глинка не сразу упоминает об Анне Петровне Керн, а Екатерину Керн обозначает инициалами Е. К. «Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее…».«Я помню чудное мгновенье», – распевал Глинка, аккомпанируя себе на рояле в квартире его сестры в Смольном в присутствии Екатерины Керн. Это была история уже не любви Пушкина к Анне Керн, а композитора – к Екатерине Керн.
Романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трёхчастной форме.
Начинается с лёгкого, воздушного фортепианного вступления в верхнем регистре, отражающего поэтический образ “мимолётного виденья”.
Момент «разлуки с любимой» в романсе – переломный. Бурный порыв эмоций, врывается в мелодию взволнованными и осторожными звуками фортепиано. интонациями.
Образ любимой тает в памяти, исчезает в тревоге шумной суеты, и мелодия становится вокальной декламацией.
«И я забыл твой голос нежный
Твои небесные черты».
Музыка передаёт безнадёжность, печаль. Мелодия, преодолевая внутреннее сопротивление, стремится подняться, мы слышим отчаяние:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви».
«Радость вновь наступившего свидания» – настроение меняется, и музыка отражает возвращение из тягостного мрака, луч света и надежды, «пробуждение души».
Повторяется мелодия первой части, но изменилось настроение музыки.
Повторяется мелодия первой части, но настроение музыки меняется:
«И сердце бьётся в упоенье»,
«И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь».
И музыка восторженная, жизнеутверждающая.
Каждую мысль и фразу поэта композитор как бы рисует музыкальными интонациями.
Законченность мысли в каждой строфе – Глинка не только сохранил, но и усилил средствами музыки. Встреча с Екатериной Керн вдохновила композитора на написание романса «Я помню чудное мгновенье».
Позже для Екатерины Керн Глинка написал произведение – симфонический «Вальс-фантазию».
В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе.
Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.
Литературный шедевр, который до сих пор волнует сердца людей и шедевр романсовой лирики, признанный одним из лучших музыкальных произведений, начала XIX века.
Стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Задание 1. Кому Михаил Глинка посвятил романс «Я помню чудное мгновенье»?
Для правильного ответа необходимо вспомнить, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье» поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил Анне Керн, а композитор Михаил Иванович Глинка был влюблён в Екатерину Керн.
№2. Установите соответствие между названиями романсов и композиторами.
Александр Александрович Алябьев
Михаил Иванович Глинка
Александр Егорович Варламов
Александр Львович Гурилёв
«И скучно, и грустно»
«Я помню чудное мгновенье»
На уроке было рассказано, как появилась школа русского романса, какие композиторы по праву считаются основоположниками школы русского романса. Создатели романсов были выдающимися композиторами. Многие романсы написаны в стиле русских народных песен. В основу других романсов легли произведения XIX века. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.
Александр Александрович Алябьев –«Вечерний звон»
Александр Львович Гурилёв –«И скучно, и грустно»
Александр Егорович Варламов – «Красный сарафан»
Михаил Иванович Глинка – «Я помню чудное мгновенье»