что нужно чтобы открыть свою кондитерскую с нуля
Как открыть кафе-кондитерскую?
С чего начать
Ароматные круассаны, яркие пирожные и умопомрачительные торты, спрятанные за стёклами кафе-кондитерских, радуют глаз и сердце. Сама мысль о красивой уютной кондитерской вызывает ощущение праздника. А потому находится немало желающих открыть такое заведение, чтобы работать в лёгкой атмосфере и получать за это хорошие деньги.
Но отнюдь не любой бизнес таков, каким кажется на первый взгляд, и кондитерская мечты — не исключение. Чтобы бизнес приносил доход и окупался, нужно приложить немало усилий и предусмотреть уйму «подводных камней». С иллюзиями начинающим бизнесменам придётся распрощаться уже на этапе подготовки к открытию, ведь столь желанная для вас кондитерская, может оказаться вовсе ненужной другим горожанам. Поэтому прежде, чем браться за открытие, изучите рынок.
Здесь возможны сразу два пути. Первый из них — заказать полноценное маркетинговое исследование в специализированной компании. Такой вариант подходит разве что тем, кто не ограничен в деньгах: цена исследования достаточно высока. К примеру, в Оренбурге она составляет около 90 тыс. рублей. За эти деньги вы получаете полный отчёт о существующих конкурентах, включая предлагаемую ими продукцию и ценовую политику.
Тем, у кого каждая копейка на счету, лучше прибегнуть ко второму пути изучения рынка — сделать всё самому. Особых сложностей в этом нет. Для начала нужно выявить аналогичные точки в городе и обойти их, самолично купить в них продукцию и попробовать её, а также приглядеться к тому, что покупают другие.
Не лишним будет заглянуть и в большие супермаркеты, где есть собственное производство выпечки и кондитерских изделий. Это позволит лучше понять, что покупают люди и в каком объёме.
После такого похода у вас должно сформироваться представление о своей целевой аудитории.
Лучше всего обратить внимание на такую аудиторию, как мамы с детьми.
Дело в том, в последние годы происходит демографический бум, рождается много детишек. Со временем они подрастают, но вот сходить с ними, в сущности, некуда. Поэтому любой бизнес, так или иначе ориентированный на детей, достаточно перспективен.
После того, как вы определились с портретом своего покупателя, гораздо легче будет решить и вопрос с ценообразованием. Цена на изделия, да и все прочие нюансы бизнеса, будут зависеть от того, какой формат кондитерской вы выберете. И здесь вновь возможны два варианта.
Первый — кондитерские более низкого ценового сегмента, которые предлагают ассортимент на каждый день: наиболее популярные у покупателей виды продукции.
Второй — кондитерские премиум-класса. В таких заведениях ценник выше за счёт использования более дорогих ингредиентов. А дорогими они могут быть по целому ряду причин, например, потому что все продукты — только натуральные — никаких готовых смесей, используемых в обычных кондитерских — или потому, что эти ингредиенты — редкость для России.
Объем инвестиций
Вложения в этот бизнес могут в значительной степени различаться в зависимости от формата кондитерской. Открытие полноценного кафе-кондитерской, рассчитанного на среднего потребителя, будет стоить не дешевле 3 млн рублей. В эту сумму войдёт аренда помещения в спальном районе, проведение ремонта, а также покупка оборудования: стол-холодильник, стол-морозилка, несколько плит на 4 комфорки, индукционная плита, две витрины для выпечки, витрина для хлеба, кофемашина.
Продажа хлеба в кондитерской позволит «заманить» больше покупателей — люди чаще покупают пирожные, зайдя в магазин за хлебом, а вот напрямую за сладостями идут реже.
Цены на такое оборудование будут сильно отличаться в зависимости от его вида и поставщика. По опыту стоимость самого необходимого — порядка 650 тыс. рублей:
Сколько вы потратите на закупку расходных материалов зависит от того, какие именно кондитерские изделия вы планируете готовить и продавать.
Где взять деньги?
Очевидно, что даже 3 млн рублей «припрятано» далеко не у каждого начинающего предпринимателя. Поэтому перед тем, кто хочет открыть собственную кондитерскую, встаёт вопрос: «Где взять деньги?». И здесь можно пойти несколькими путями: занять у родственников или знакомых, оформить кредит в банке или обратиться в различные институты поддержки предпринимательства за грантом.
Из личного опыта
Чтобы открыть кондитерскую, приходится брать кредит. Вероятность того, что вам дадут грант, когда вы только собираетесь открыть фирму, очень мала. В фонд поддержки стоит обращаться, когда ваш бизнес уже работает. Безвозмездный грант облегчит вам погашение кредита. Имейте ввиду, что получение гранта — достаточно хлопотное дело: нужно подготовить очень много документов, прийти на комиссию и доказать ей, что ты хочешь работать, что ты лучший и что у тебя грандиозные планы. Всё это отнимает очень много сил и времени, но всё-таки приносит результат.
Рекламный бюджет
Важная статья расходов на этапе запуска — это реклама. Хотя в современных реалиях вам вовсе необязательно вкладывать огромные суммы в рекламные кампании на ТВ. Главное, на что стоит сделать упор, это социальные сети. В них ваша кондитерская должна присутствовать обязательно. Чаще всего, продвигаясь в соцсетях, можно обойтись «малой кровью». Например, можно договориться с местными медийными личностями, которые в своих аккаунтах будут нахваливать ваши пирожные, получая взамен какие-то подарки от вас.
Как правило, именно социальные сети приводят в кондитерскую покупателей: утром вы «вывешиваете» в Инстаграм красивое фото маффина, а через пару часов к вам приходят, чтобы купить именно его.
Все прочие рекламные каналы требуют тестирования: они могут сработать именно в вашем городе, а могут и не сработать. Например, некоторым кондитерским очень хороший эффект даёт реклама на радио, а вот размещение на телевидении и раздача листовок и флаеров с акциями вроде «Купи пирожное и получи кофе в подарок» не сработали.
Расходы кондитерской
Вложения в бизнес кондитерской достаточно велики, а вот в прибыльность выйти удастся далеко не сразу. Поэтому на первых порах, а возможно, и в дальнейшем, предпринимателю захочется сэкономить на текущих расходах. Чтобы понять, на чём можно сэкономить, нужно знать основные статьи расходов.
Прежде всего, владельцу кондитерской придётся ежемесячно тратиться на аренду, фонд оплаты труда и коммунальные услуги. Кстати, расходы по последней статье будут достаточно большими: для работы печей, морозилок и витрин нужно много электроэнергии. Но именно на ней можно и сэкономить. Для этого в первую очередь нужно работать с персоналом, настраивать его на экономию и рациональное использование техники.
Большая статья финансовых потерь связана со списанием продукции. То, что списано, как известно, к продаже уже не годится. Но проблема в том, что списать могут не только «не кондицию» или просроченный товар, но и вполне хорошие продукты и готовые изделия. Вот только отправятся они не в мусорку, а домой к недобросовестным продавцам и кондитерам.
Чтобы свести к минимуму такую возможность, необходимо очень тщательно контролировать вопрос списания продукции. Для этого придётся постоянно анализировать продажи, смотреть сезонные всплески или спады, вести специальный график-календарь, опираясь на работу прошлого месяца, прошлой недели и прошлого года. Такой график должен постоянно быть перед глазами. Только такой щепетильный контроль позволяет экономить на списании.
Пошаговая инструкция
Как уже было сказано выше, чтобы открыть свою кондитерскую, в первую очередь нужно проанализировать рынок. Это поможет определиться, нужна ли вашему городу вообще кондитерская и какой именно она должна быть. После того, как был проведён анализ, уже легче выбрать формат: эконом или премиум. Имейте в виду, что у премиальной кондитерской возможностей для расширения не так много. Если работая с экономом, можно со временем отстроить целую сеть, то городу-миллионнику хватит и одного-двух заведений с премиальными сладостями.
После того, как вы проанализируете рынок и выберете формат, необходимо приступить к поиску поставщиков оборудования и сырья. Поставщиков оборудования нужно выбирать и по ценам, и по отзывам. За последними вы всегда можете обратиться на форумы предпринимателей, это поможет почерпнуть необходимую информацию. Даже если после прочтения у вас останутся какие-то вопросы, вы всегда можете написать сообщение кому-то из участников обсуждения, чтобы уточнить, как тот или иной прибор ведёт себя в производстве.
Совет
Не лишним будет также обратиться в фирмы по ремонту оборудования. Разговор с мастером поможет понять, оборудование каких производителей требует ремонта чаще всего. Самые «не стойкие» модели лучше не приобретать: издержки на их ремонт способны перекрыть все прибыли.
Что касается сырья, здесь опять же всё зависит от выбранного формата кондитерской. В экономе лучше работать с готовыми смесями. Такие «порошковые» продукты сегодня выпускаются едва ли не для всего: бисквитов, хлеба, чизкейков и т.д. Готовить из таких смесей быстрее и проще, у вашего кондитера нет почти никаких шансов испортить изделия.
Премиум сегмент предусматривает работу с «живыми» продуктами, а это подразумевает дополнительные сложности. Кондитерские изделия требуют строгого соблюдения пропорций и рецептуры и не терпят никаких экспериментов или попустительства. Соответственно, вероятность того, что полностью натуральный торт будет испорчен из-за слишком большого количества разрыхлителя или недостаточно хорошо взбитых яиц, гораздо выше, чем при работе с порошками.
Новичкам предпочтительнее работать всё-таки с готовыми смесями.
Очень многие начинают именно с этого, а в последствии переходят на натуральные продукты, потому что кондитерам по призванию так работать интереснее.
Что бы вы ни выбрали — порошки или натуральные продукты — выбирать поставщиков сырья нужно примерно по одним и тем же критериям. Первое, на что важно обратить внимание, — состав. Чем он натуральнее, тем выше качество у изделий. Второе — вкус. Прежде, чем закупить крупную партию порошков или молока, необходимо продегустировать продукцию. Если вы решили сделать «модное» заведение, где всё приготовлено из фермерских продуктов, необходимо посетить фермерское хозяйство и оценить его состояние, посмотреть в каких условиях содержаться животные или выращиваются злаки и фрукты.
Не лишним будет и заранее начать присматриваться к персоналу для кондитерской. Вам понадобится как непосредственно кондитер, так и продавцы. При чём последние ничуть не менее важны для дела. Продавец должен следить за маркировкой продукции, сроком её годности. Он же следит за соблюдением температурного режима и убирает продукцию в холодильник.
Для продавца придётся прописать от А до Я весь алгоритм работы и общения с клиентами: он должен знать ассортимент и пройти аттестацию на это знание, должен знать «клише» — определённые слова общения с гостем, особенно пришедшим в первый раз.
Кроме того, продавец должен понимать, где он работает. Да-да, и речь здесь не просто о названии кондитерской. Он должен знать основные черты именно вашей кондитерской, понимать, чем она отличается от других.
С учётом того, что кондитерская работает ежедневно, вам понадобится как минимум два кондитера и два продавца. Работать они могут по схемам «2 рабочих суток — 2 выходных» или «3 рабочих суток — 3 выходных». Выбор такой схемы не случаен. Во-первых, ваша кондитерская должна иметь определённый режим работы. Открыться важно до того, как у посетителей, работающих по стандартной пятидневке, начнётся рабочий день. Многие из них отвозят детей в школу к 8 утра, а после заглядывают в кондитерскую, чтобы выпить кофе и позавтракать, пока есть время до работы. То же касается и работы в вечернее время.
Вы должны «зацепить» людей, торопящихся домой и решивших зайти по пути за выпечкой. Поэтому закрываться в 6 вечера нет абсолютно никакого смысла, лучше работать до 8-9 вечера.
При этом персонал находится в кондитерской не только непосредственно в рабочие часы. Обычно сотрудники приходят приблизительно за час до открытия. Это время уходит на то, чтобы включить и разогреть кофемашину, довести до готовности замороженные полуфабрикаты, чтобы к открытию была свежая выпечка, выложить всё на витрину. Но и сразу же после закрытия персонал не уходит, ведь остаётся ещё уйма дел: уборка, закрытие кассы и подсчёт выручки и т.д.
Параллельно с поиском персонала нужно выбрать и помещение для кондитерской, и требования к нему вновь во многом будут зависеть от выбранного формата.
Место
Кондитерской премиум-сегмента самое место — в центре города, хоть аренда там и дороже. Так вы не только «зацепите» гуляющих и отдыхающих людей, готовых потратиться на сладкое, но и тех, кто готов за каким-то кулинарным шедевром приехать из отдалённого района.
Более простенькие кондитерские с самым ходовым ассортиментом и скромными ценами лучше размещать в спальном районе. Неплохое место также в торговых центрах с хорошей посещаемостью. Особенно удачное решение — разместить такую кондитерскую на выходе из супермаркета.
Также для размещения вполне подойдёт и первый этаж жилого дома. Кондитерские, как правило, не вызывают никаких нареканий у соседей. Ведь там не бывает ни громкой музыки, ни алкоголя — ничего из того, что раздражает жильцов дома. Хотя в многоэтажке кондитерскую всё-таки лучше не открывать. По правилам, пищевое производство должно быть оборудовано вентиляцией и вытяжкой. Последняя должна быть выведена на два метра над уровнем крыши.
Согласно требованиям законодательства, кондитерская должна соответствовать требованиям СЭС к предприятию общественного питания. Однако на практике слишком строгих требований к кондитерским никто не предъявляет.
Нормы, которые прописаны в документах, очень устарели. Поэтому каждый предприниматель приспосабливает имеющееся помещение под ту концепцию, которую он для себя выбрал. Но какой-то суперсложности с выбором помещения в части ремонта не возникает.
Площадь кондитерской зависит в основном от ваших возможностей. Например, у нас есть небольшая точка по продаже кондитерских изделий в ТЦ, умещающаяся на 15 кв. м. Это самая маленькая наша кондитерская. А самая большая занимает два этажа: на первом можно купить пирожные на вынос или выпить кофе здесь же за столиком, а на втором приготовлением блюд занимается кондитер.
Гораздо важнее то, в каком состоянии находится помещение. В нём обязательно должны быть вентиляция, вода и электроэнергия. Чтобы начать работу, придётся пригласить СЭС, которая проверит помещение на «пригодность» для организации пищевого производства. Кроме того, с СЭС придётся заключить договор по лабораторно-производственному контролю. Это означает, что чиновники будут брать пробы вашей продукции и проверять её безопасность.
Кроме того, помещение должно соответствовать требованиям пожарного надзора, поэтому с этой инстанцией также придётся заключать договоры. Кондитерская — пожароопасное производство, ведь в ней работают мощные печи. Поэтому обязательно должна быть установлена пожарная сигнализация. Также нужно наличие второго входа на случай ЧП.
Документы
Любой бизнес требует обязательного оформления. Кафе-кондитерскую можно зарегистрировать и как ООО, и как ИП. Вторая форма всё же предпочтительнее, поскольку работать с ней проще. ООО, в основном, нужно тем заведениям, где продаётся алкоголь, а кондитерская этого не предполагает.
А вот работая как ИП вы сможете, например, отказаться от кассы. При этом для ООО обязательна не только сама касса, но и специальный договор на её обслуживание.
Для индивидуального предпринимателя все затраты, связанные с налогами будут существенно ниже.
Например, работая как ИП, вы можете использовать патентную систему налогообложения, которая позволит обойтись без регулярных отчислений НДФЛ, НДС и налога на имущество физлиц. Вместо этого достаточно купить патент и на весь срок его действия забыть о походах в налоговую. Такой ход позволяет сэкономить и деньги, и время.
Также при регистрации бизнеса стоит знать, что по ОКВЭД кондитерская проходит как «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения» и имеет код 15.81.
Сейчас всё общение с СЭС и Роспотребнадзором носит уведомительный характер. То есть, чтобы открыть кондитерскую, вам не нужно получать никаких разрешений, достаточно лишь уведомить санитарные службы о том, что вы есть.
По закону, проверка из СЭС или Роспотребнадзора может прийти к вам только после трёх лет работы, а за это время вполне можно успеть встать на ноги и устранить какие-то мелкие недочёты, если они были. Но имейте в виду, в случае жалобы со стороны посетителей или соседей, если вы открылись в жилом доме, службы нагрянут к вам незамедлительно. В случае грубых нарушений они могут прикрыть заведение на срок 90 дней, а это колоссальный убыток. Поэтому лучше работать по правилам.
Для этого вам будет необходимо заключить договор со станциями дезинсекции и дератизации. По нему кондитерскую будут обрабатывать от насекомых-вредителей и грызунов.
Ещё один важный документ — договор на вывоз мусора. Кстати, договора на вывоз отходов и дезинсекцию могут быть уже заключены вашим арендодателем. В этом случае вам дополнительные документы оформлять не нужно.
Документы нужны и на оборудование. Речь идёт о договорах на техническое обслуживание печей, которые вы заключаете с поставщиками. Аналогичные договоры понадобятся для вентиляции и пожарной сигнализации.
Чек-лист открытия
Выгодно ли открывать
Ценовая политика в вашем заведении будет зависеть от двух факторов: среднего уровня цен и себестоимости продукции. Как правило, если все кондитерские изделия производятся вашим же заведением, вы можете сделать «накрутку» в 4 раза. Хотя этот показатель можно увеличить, снизив себестоимость продукции за счёт использования заменителей. Например, вместо пюре манго можно использовать подкрашенное и ароматизированное яблочное пюре. Но лучше, конечно, когда продукты действительно являются тем, за что выдаются.
Стоит сразу же подготовиться к тому, что кондитерская — это бизнес для души, а не для быстрого заработка.
Инвестиции в проект достаточно большие, а срок окупаемости может быть очень долгим — порядка 5-7 лет. Дело в том, что оборудование выходит из строя достаточно быстро: витрина ещё не успела окупить себя, но уже требует дозаправки фрионом.
Чтобы кондитерская эконом-сегмента приносила прибыль, нужно, чтобы покупки совершали около 100 человек в день при среднем чеке от 80 до 200 рублей. Чтобы работать «на нуле», посещаемость должна быть порядка 70 человек в день. Эти показатели справедливы для самых ходовых продуктов — кофе и пирожных. Они не учитывают продажи целых тортов, по которым картина совсем иная.
Совет
Чтобы увеличить прибыль, нужно сделать предложение более разнообразным. Сделать это можно за счёт дополнительных продаж через интернет-магазин, продаж кофе и чая с собой или готовых подарков в красивой коробочке. Кроме того, неплохую прибавку дают мастер-классы для детей, на которых малыши могут расписывать пряники или украшать капкейки.
Как ни странно, кондитерский бизнес связан с определённой сезонностью. К примеру, весной растёт доля продаж с собой. Тяжело кондитерской может прийтись во время постов, а вот рост выручки приходится на различные праздники и летний сезон свадеб. Последние позволяют хорошо заработать на продаже больших тортов целиком.
Помимо долгой окупаемости, бизнес кондитерских связан и с другими «подводными камнями». Кондитерские изделия требуют очень строго соблюдения технологической карты. Когда кондитер начинает импровизировать и отходит от стандартов, это оборачивается достаточно серьёзными потерями для бизнеса: коржи не пропекаются, крем не взбивается и т.д. Как результат — расход продуктов впустую.
Для владельца кондитерской это означает необходимость постоянно контроля. Кондитер должен знать, что вы в любой момент в курсе, что он делает. Конечно, лично «стоять над душой» у персонала целый день нельзя, поэтому важно, чтобы сам работник был ответственным. Кроме того, нужен хороший технолог, который составит карты грамотно. Помощь в контроле окажут камеры наблюдения и инвентаризация остатков.
Что касается последней, на производстве она должна проходить раз в месяц. При этом проверяется как хранится продукт, какого он качества, есть ли на нём маркировки и т. д. Инвентаризация продаж должна проводиться ещё чаще — ежедневно.
Как мы с семьей решили открыть кофейню-кондитерскую
Решила поделиться опытом по открытию небольших кофеен-кондитерских. Знаю, что многие задумываются о своем бизнесе, но количество проблем, недостаток информации и необходимость огромных инвестиций убивают все идеи на корню. У нас было тоже самое.
Почему я говорю у нас? Потому что наш бизнес — семейный. Я, муж и мои родители.
С чего все началось. Мы живем в Москве. Я больше 10 лет проработала маркетологом, руководила отделом в крупной компании, муж трудится в банке. Родители 4 года назад переехали из Анапы и купили дом за 80 км от Москвы. Их возраст и место, где они поселились, не способствовали большому количеству предложений о работе, и после долгих обсуждений мама стала домашним кондитером.
Печет она и правда божественно, а художественное образование быстро выделило ее из тысяч коллег благодарю крутому оформлению тортов. Сарафан достаточно быстро сделал свое дело и клиенты пошли.
Но вместе с потоком работы пришло и понимание сложностей:
Изучив место, где живут родители, я обнаружила очень важную точку притяжения туристов: 5 месяцев в году поток людей огромный. Кроме того, вместе с пандемией в полупустующие коттеджные поселки в округе переселились москвичи, часть из которых в столицу, так и не вернулись, видимо, научившись за это время работать удаленно. Благо, работа с целевой аудиторией и анализ рынка — моя работа.
Поэтому в августе прошлого года я впервые озвучила мысль: «Давайте начнем работать на потоке с местным населением и туристами. Сделаем точку сбыта кондитерки, поставим кофемашинку, вложим тысяч 300-400 и посмотрим, что из этого получится».
Идея всем понравилась, была только одна проблема: категорически нет помещений, которые можно арендовать. Начали думать, что делать. Строить? Покупать вагончик или киоск? У всех вариантов было много минусов.
Но тут появилась новость: кто-то начал строить первый сетевой магазин в окрестностях, где наверняка, будут помещения, которые можно взять в аренду. Мы решили, что спрос явно превысит предложение и через местные власти вышли на очень удивленного нашей активностью собственника. Таким образом, мы договорились об аренде еще до того, как объявление о сдаче помещений увидело свет. Но проблема оказалась в другом: мы рассчитывали на максимум 10 квадратных метров, а в итоге взяли 40.
Как так получилось? Меньше 30 квадратов площадей просто не было, дробить их отказались. А аренда за 30 и 40 квадратов была одинаковой. Мы выбрали помещение побольше и задумались: сколько теперь нужно денег и что нам с этим делать?
Так много оказалось информации, что, пожалуй, разобью на несколько статей.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории