что нужно чтобы открыть свой тату салон
Как открыть тату-салон?
Внимание: информация в статье носит ознакомительный характер и не является подробным руководством к действию.
Делать бизнес на татуировках – специфическое занятие. С одной стороны, татуировки в тренде давно и, похоже, останутся на волне ещё долго. Спрос на тату есть, и он довольно большой. С другой стороны – это все-таки не массовая история. Это бизнес, который стабильно развивается, но в узких кругах. Поэтому, прежде чем открывать тату-салон с нуля, нужно все тщательно взвесить.
Внимание: информация в статье носит ознакомительный характер и не является подробным руководством к действию.
Например, кофейню или парикмахерскую может открыть теоретически любой бизнесмен, имея предпринимательские навыки и пару достойных мастеров в активе. А вот владельцами тату-салонов становятся обычно тату-мастера, чей опыт и репутация в определённый момент вырастают из “коротких штанишек” работы на дому и наемной работы в других салонах.
Предположим, ты вырос как мастер достаточно, чтобы понимать – принимать людей дома уже не солидно, а работать по найму даже в крутом тату-салоне не хочется. Тогда есть выбор из трёх самых распространённых вариантов.
Первый вариант – обустроить себе индивидуальную мастерскую. Это может быть отдельный кабинет, где есть необходимое оборудование и где работаешь только ты. Ты сам себе хозяин – сам договариваешься с клиентами, сам занимаешься расчетами, документами и рекламой (как правило, это сарафанное радио и собственные социальные сети). В этом случае расходы будут ограничены арендой помещения, затратами на оборудование, расходными материалами, лицензированием и налогами. Есть один значительный минус – с точки зрения бизнеса твой заработок всегда будет ограничен собственной пропускной способностью. И даже если ты чертовски хорош, и клиенты выстраиваются в очередь, работать без перерывов и выходных ты не сможешь. А поэтому финансовый потолок будет, а насколько высокий – зависит от твоих талантов и умений.
Второй вариант – арендовать кабинет (или место в кабинете) при барбершопе, салоне красоты или в тату-салоне. Есть плюсы из первого варианта – ты сам себе хозяин, работаешь исключительно по записи, а часть рутинной работы берет на себя арендодатель. Например, запись на твои услуги может вести менеджер на ресепшн, частично ты сможешь пользоваться и маркетинговым ресурсом этих салонов. Также арендодатели берут на себя часть забот по лицензированию и налогам. С тату-салоном можно договориться и на таких условиях, что ты арендуешь кабинет в паре с другим тату-мастером. Тогда в зону твоей ответственности входит собственное оборудование: машинки, краски, иглы и прочее, а также соблюдение всех условий по стерилизации. Свой график ты выстраиваешь как угодно, по договоренности с партнером. Людей ищешь тоже сам, ну а салону ежемесячно отстегиваешь какую-то фиксированную сумму за право работать на их территории. Этот вариант – своеобразный компромисс между наемным трудом и собственным салоном. Есть определённая доля независимости, но не так много рисков, а значит, не так много денег. Подходит как вариант для того, чтобы посмотреть и проанализировать, как система работает в целом.
Третий вариант – открытие собственного тату-салона. Самый интересный, дерзкий и творческий вариант. Уровень заработка может быть гораздо выше, чем в двух предыдущих вариантах. Все зависит от твоего предпринимательского чутья, творческого размаха и масштаба самого проекта.
О том, что нужно для открытия тату-салона, мы сейчас и поговорим.
Последний вопрос задай вначале
Многие начинают делать бизнес в таком порядке: находят помещение, делают красивый ремонт, покупают все необходимое, нанимают мастеров, печатают красивые картинки на стену и крутые визитки. А потом долго ждут, пока тонкий ручеёк потока клиентов не превратится в полноводную реку.
Поэтому сначала подумай, кто эти люди, которые будут приходить именно к тебе и сколько их.
Можешь задать себе следующие вопросы:
Если с этим ты уже определился – очень хорошо. Если пока нет, то начинай вести вербовочные работы параллельно с составлением подробного бизнес-плана тату-салона с финансовыми расчетами. Не откладывай все на последний момент.
Выбери свое “место силы”
В выборе места для тату-салона ориентируйся на центральные районы. Конечно, ради хорошего мастера можно прогуляться и по пустырям на краю промзоны. Но салон в центре это:
а – комфортно для клиента (можно быстро добраться из любого района);
б – престижно (что может существенно повлиять на порядок цен).
При этом тебе вовсе не обязательно смотреть помещения у метро, на центральных улицах и в точках пересечения людских потоков (“на проходняке”). Тату-салон вполне можно открыть на второстепенных улицах, в переулках и даже во дворах. Это явно не то место, куда люди заходят по принципу “просто проходил мимо”, поэтому расположения в одном из центральных районов будет вполне достаточно.
Выбери помещение
Если говорить о ценах, то в Москве это, в среднем, от 1500 до 3000 рублей за квадратный метр. Вариативность цен зависит как от метража, так и от того, возле какой станции метро находится здание и как далеко от станции. Имеет значение тип самого здания, есть ли ремонт в помещении, на каком этаже находится.
Для тату салона подойдет помещение от 30 кв. метров. Но это самый-самый минимум. Меньше уже некуда. Учти, что тебе нужно не меньше трех зон: холл, где ты будешь встречать гостей и где они смогут немного подождать, кабинет для работы (а лучше – несколько кабинетов) и какое-то подсобное помещение для бытовых нужд. Чтобы всем было комфортно, стоит присмотреться к помещениям размером 100-300 квадратных метров и больше для тех, кто любит с размахом.
Бизнес план тату салона
Финансовая модель тату салона
1. Краткий инвестиционный меморандум
На сегодняшний день открытие тату-салона является прибыльном видом бизнеса. Это связано со следующими причинами. Во-первых, люди с давних пор любят украшать своё тело различными узорами и рисунками. Во-вторых, это связано с желанием людей самовыразиться. То есть тату является отличным способом показать свою индивидуальность. В-третьих, спрос на данные услуги переживает очередную волну популярности. Подобные тенденции отражаются в достаточно быстром сроке окупаемости, который составляет 7 месяцев, точка безубыточности — 4 месяца.
Для открытия тату-салона потребуется нанять в штат 8 сотрудников. Также потребуется арендовать помещение. Минимальная площадь составляет 40 м2. Помещение можно искать в центральной части города для удобства клиентов. Можно рассматривать помещения на второстепенных улицах.
Основные услуги тату-салона: нанесение тату и перманентного макияжа. В среднем ежемесячно клиентами тату-салона будет 150 человек. Из них 90 будут наносить тату, 60 будут записываться на перманентный макияж. Средняя стоимость 1 тату составляет 3 500 руб, перманентного макияжа — 4 500 руб. В результате, финансовые показатели проекта следующие:
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Сегодня услуги тату-салонов переживают новую волну популярности. Это связано с ростом желания людей к самовыражению. Подобные тенденции открывают большие перспективы для желающих открыть собственный тату-салон.
Основными услугами тату-салона будут нанесение тату и перманентного макияжа. Стоит также отметить, что данная деятельность требует лицензирования согласно номенклатуре медицинских услуг Министерства здравоохранения РФ. В результате, перед открытием бизнесу необходимо тщательно изучить законодательную базу и подготовить документы для получения лицензии.
Также для открытия необходимо подобрать хорошее помещение. Минимальная площадь составляет 40 м2. В помещении будет располагаться:
Стоит отметить, что помещение должно отвечать нормам санитарно-эпидемиологической службы. Это позволит быстрее получить заключение и приступить к работе. Помещение желательно арендовать в бывших медицинских кабинетах. Это позволит, во-первых, снизить затраты на ремонт, а во-вторых, позволит соблюсти все требования. Помещение может находиться как на центральных, так и на второстепенных улицах.
Также для качественной работы тату-салона надо приобрести оборудование. Основным оборудованием будет:
Стоит отметить, что основным требованием к оборудованию и помещению является стерильность. Все оборудование и помещение должно обеззараживаться после каждой процедуры. Также в работе необходимо использовать много одноразовых расходников. При выборе оборудования необходимо опираться на опыт тату-мастеров, которые также должны иметь медицинское образование или сертификаты. Это поможет избежать значительных проблем с правоохранительным органами и клиентами.
Соблюдая все вышеуказанные рекомендации и требования ваш тату-салон сможет быстрее заслужить популярность у клиентов и окупить вложенные деньги.
3. Описание рынка сбыта
Основной целевой аудиторией салона являются жители в возрасте от 18 до 35 лет. В настоящее время тату стало способом самовыражения, а не принадлежности к какой-то группе. Соотношение мужчин и женщин примерно одинаковое.
Также при открытии необходимо определить основных конкурентов в вашем городе. Изучить их цены и услуги. Постарайтесь определить их основные преимущества. Это позволит вашему клубу подобрать лучших формат и выделить себя перед клиентами.
При открытии салона также желательно уже иметь первоначальную базу потенциальных клиентов. Это поможет быстрее распространить новость об открытии салона и получить первую прибыль.
4. Продажи и маркетинг
Для успешного старта бизнеса рекламную кампанию желательно разработать еще до открытия. Для разработки можно привлекать фрилансеров и рекламные агентства. Основным источником привлечения клиентов является онлайн каналы. К ним относятся:
Так как клиент информацию ищет в интернете, основной упор сделайте на данные каналы. Создайте красивый сайт, разместите прайс и портфолио работ, отзывы клиентов. Обязательно отслеживайте эффективность каждого источника клиентов.
В качестве оффлайн каналов можно использовать:
Наибольшую эффективность в оффлайн-каналах будет давать «сарафанное» радио. Данный канал будет являться источником постоянных клиентов салона.
Эффективно используя и расширяя каналы привлечения клиентов, ваш салон сможет быстрее окупиться и масштабировать бизнес.
5. План производства
Для хорошего начала бизнес надо реализовать следующее:
Этап. Продолжительность/ нед.
Бизнес на стыке нескольких профессий: как открыть процветающий тату-салон
Модная волна на нанесение татуировок снова накрыла мир, и этот бизнес может стать весьма прибыльным и успешным. Однако, обладая целым рядом существенных и немаловажных особенностей, он не позволяет себе быть уделом любого желающего предпринимателя.
Татуировка давно перестала восприниматься, как неотъемлемый элемент армии, байкеров, неформалов или представителей уголовного мира. Сегодня с ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, мировоззрение. Тату потихоньку превращается именно в художественную роспись и особое направление искусства, специалисты татуажа именуют себя художниками и мастерами, но салоны на отечественном пространстве остаются в подвешенном состоянии. И тому есть немало веских причин.
Особенности и подводные камни бизнеса
Перед тем, как открыть тату-салон, совсем не лишним будет узнать, что само понятие татуировки никак не определено в законодательстве. По этой причине все, кто желает вести бизнес легально, а не прятаться по съёмным квартирам и подпольным заведениям, сталкиваются с целым рядом трудностей.
Итак, учитывая все вышесказанное, если у вас еще не пропало желание создавать этот бизнес, смело переходите к созданию бизнес-плана.
Распределите и организуйте работу правильно
Как и для открытия любого другого дела, для того, чтобы открыть тату-салон, понадобится составить четкий и грамотный бизнес-план. Так вы сможете сделать для самого себя просто пошаговую инструкцию действий, спрогнозировать расходы, распределить правильно финансы, подумать о возможных рисках и путях выхода из них. Разумеется, это существенно упростит вам работу и убережет от ненужных непредвиденных фиаско.
Чтобы поднять имидж своего салона в глазах целевой аудитории и привести дополнительный поток клиентов, со временем можно будет подумать о проведении различных мастер-классов в области тату, а также ‒ об открытии собственного магазинчика на базе салона, где вы сможете торговать оборудованием, расходными материалами, украшениями и т. д.
Юридическое оформление бизнеса
Перед тем, как открыть тату-салон, придется подготовить и оформить все необходимые документы. Поскольку вы преимущественно будете работать с частными лицами, то более целесообразно будет зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП). Регистрация ООО не настолько проста и менее выгодна в финансовом плане (налогообложение и т. д.), правда, эта форма предпринимательства дает больше возможностей и перспектив для развития.
Оформляя салон в качестве процедурного кабинета, вам придется позаботиться о целом пакете документов:
Оформив деятельность, можно начинать заниматься организационными вопросами.
Поиск и подготовка помещения
Арендная плата, как обычно, оказывается одной из наиболее затратных статей бизнеса. Разумеется, что чем престижнее месторасположение, чем ближе к центру, тем и дороже будут расценки. Но тату-салон – это как раз тот вид деятельности, где расположение помещения оказывается не таким уж важным моментом. Совсем необязательно платить неадекватную цену за аренду в центре, ведь к настоящему специалисту люди поедут и на другой конец города, и за город, и даже в другой город.
Иногда начинающие предприниматели арендуют помещение уже в существующих салонах красоты, парикмахерских, спа-салонах или фитнес-центрах. Там ваши затраты будут сведены к минимуму, и такое сотрудничество поначалу может быть очень взаимовыгодным. Если же вы хотите, чтобы ваше заведение было совершенно самостоятельным, тогда придется потратить немало усилий на поиск подходящего помещения, ведь оно должно отвечать многочисленным требованиям СЭС, СНИПа и других:
Итак, для открытия салона вам понадобится помещение в 15–30 кв. м, которое будет отвечать всем требованиям и нормам государственных органов. Если удастся арендовать помещение, где прежде располагался стоматологический или массажный кабинет, то оно будет с максимально приближенными условиями к тому, что вам требуется.
Если это не ваша собственность, то не стоит вкладываться в капитальный ремонт. Сделайте небольшую перепланировку, чтобы мастерам было удобно работать. Главное – это атмосфера, оригинальный дизайн, но не копируйте других, а лучше создайте что-нибудь свое. Можно сделать галерею работ ваших художников, чтобы украсить салон.
Оборудование и виды услуг
Чем шире и разнообразнее спектр ваших услуг, тем большую прибыль станет приносить бизнес, и тем легче вам будет выдерживать конкурентность и спасаться от простоев. В любом случае, сначала изучите существующий спрос, чтобы не попасть впросак, ведь оборудование и материалы стоят немало.
В базовый набор, который вам понадобится, входят:
Если вы собираетесь оборудовать магазин для продажи, то придется позаботиться об установке стеллажей или витрин. Не забудьте и о необходимой в салоне мебели:
Вам предстоит немало затрат, но это еще не все, что нужно, чтобы открыть тату-салон.
Поиск мастеров
Как уже говорилось выше, этот момент является чуть ли не самым затруднительным во всем процессе. Профессионалы достаточно высоко ценят свою работу и уже имеют собственную клиентуру. Зачем им идти к вам? Разве что вы сможете заинтересовать их каким-либо образом (как правило, это выражается чуть ли не в половине выручки).
Специалисты-одиночки – это проблема бизнеса, связанного с татуировками, поэтому так мало действительно больших и успешных салонов-тату. С пирсингом, боди-артом или перманентным макияжем дела обстоят несколько проще.
Однако кадровый вопрос все же можно решить Существует несколько способов:
Помните, что популярность вашего салона зависит от квалификации тех, кто у вас работает. Здесь ошибки практически невозможно исправить, поэтому вы не имеете права их допускать.
Заработная плата мастеров обычно зависит от того, сколько клиентов они обслуживают. То есть с популярностью салона, опытом мастера и увеличением количества довольных посетителей в день будет подниматься и процентная ставка.
Бухгалтерию вы можете вести удаленно, а нанимать ли администратора и уборщицу ‒ смотрите по ситуации.
Раскрутка и реклама
Из-за специфичности бизнеса и небольшой клиентской аудитории вы не сможете обойтись без рекламы. Необходимо, чтобы о вас услышали и узнали. Для этого можно использовать самые различные способы: печатайте объявления в профильных газетах, журналах, расклеивайте их в виде афиш, оставляйте визитки и рекламные буклеты в салонах красоты и спа-салонах, массажных кабинетах, парикмахерских, фитнес-центрах. Можно также потратиться на наружную рекламу на зданиях и на большую красивую вывеску.
Создайте сайт и вложитесь в его раскрутку. Обязательно перечислите там все предоставляемые услуги, укажите прейскурант, разместите фотографии ваших лучших или эксклюзивных работ, отзывы благодарных клиентов. Используйте социальные сети и форумы для распространения информации о себе.
Также существуют специализированные тату-фестивали, выставки и конвенции. Участвовать в них нужно и очень полезно для всех, кто желает основательно закрепиться в этом бизнесе.
Выводы
Насколько прибыльным и успешным будет ваш салон, зависит от того, кто в нем будет работать, и как вы станете его продвигать. В среднем же рентабельность этого бизнеса эксперты оценивают в 20–30 %.
Приблизительные расходы
(цены указаны в рублях)
Аренда помещения | 20 000–40 000 (ежемесячно) |
Организационные вопросы | От 50 000 |
Минимальный ремонт и приобретение мебели / оргтехники | От 150 000–200 000 |
Оборудование | От 350 000–500 000 |
Реклама (+вывеска) | От 50 000 плюс ежемесячные расходы |
Первоначальная закупка материалов | От 100 000 |
Зарплата | % ставка |
Налоги и коммунальные услуги | От 10 000 (ежемесячно) |
Теперь вы знаете, сколько стоит открыть тату-салон. Как видите, первоначальные вложения очень внушительные. В зависимости от города (столица или небольшой населенный пункт, стоимости аренды, оборудования и других факторов, цифра может колебаться от полумиллиона до нескольких миллионов рублей. Однако, наработав за первый год хорошую клиентскую базу, вы окупите вложения в свой бизнес за 1,5–3 года.
При правильной организации дела и хорошей мастерской работе, ваш тату-салон начнет приносить стабильный высокий доход.
Свой бизнес: открываем тату-салон
Плюсы и минусы бизнес идеи тату салона
Преимущества тату салона
Недостатки тату салона
возможность делать бизнес одному, работая в качестве тату-мастера;
высокая цена на услуги;
возможность дополнительного заработка на смежных услугах, обучении искусству тату и продаже оборудования
высокая зависимость успеха бизнеса от умений тату-мастера или мастеров;
большой вклад времени/денег/сил в обучение с нуля;
бизнес трудно масштабируем из-за привязки к количеству мастеров и их умениям;
Конечно же, стать прибыльным бизнесом тату-салон может при определенных условиях, которые мы рассмотрим дальше.
Целевая аудитория тату-салонов
Несмотря на рост популярности тату, существует большое число стереотипов об их обладателях. Если раньше человек с татуировкой обязательно воспринимался как бывший заключенный, байкер или неформал, то сегодня ситуация изменилась. Тату перестало обозначать принадлежность к какой-либо группе или сообществу, а воспринимается больше как средство самовыражения. То есть клиентом тату-салонов может быть человек любого пола и возраста. Конечно, наибольшим спросом услуги тату-салонов пользуются у молодых людей от 18 до 35 лет. А вот соотношение мужчин и женщин в тату салонах примерно одинаковое.
Состав целевой аудитории тату салона хорошо иллюстрируют социальные сети. К примеру, аудитория сообществ “Вконтакте”, выводящихся по запросу “тату салон ростов-на-дону”, на 53% состоит из мужчин, а на 47% из женщин. Более 81% участников, состоящих в группах тату-салонов, имеют возраст от 19 до 35 лет. Разумеется, стоит учесть, что люди более старших возрастов могут быть не зарегистрированы в данной соцсети, но реальные цифры не будут критично отличаться от настоящего положения дел.
Аудитория групп тату-салонов в социальной сети “Вконтакте” на примере г. Ростова-на-Дону
Оцениваем уровень конкуренции тату салонов
Уровень конкуренции тату-салонов в городах-миллионерах РФ*
Тату-услуги в составе салонов красоты/барбершопов/центров косметологии и т.п.
Всего точек, оказывающих услуги тату
Количество точек, оказывающих тату-услуги на каждые 100 тыс. населения
*по данным сервиса 2ГИС на 20.09.2018
Целесообразнее всего начинать открытие тату-салона при уже наработанной клиентской базе. Многие владельцы тату-салонов приходят к открытию своего бизнеса после богатого опыта практики в качестве мастеров-надомников или работы тату-мастером по найму.
Наиболее востребованы услуги тату-салонов в городах с населением более 1 млн. человек и региональных центрах. Однако это вовсе не означает, что вы не сможете открыть успешный салон в небольшом городе, которые испытывают дефицит в хороших мастерах.
Выбираем место для тату-салона
В то же время тату-салону вовсе не требуется находиться прямо на центральных проспектах и мозолить глаза каждому прохожему. Нанесение татуировок – это не тот вид услуг, которыми решают воспользоваться, поддавшись сиюминутному порыву. Как правило, человек, решивший сделать тату, сначала изучает отзывы о мастерах, тату салонах и расценках и выбирает лучший для себя вариант. Поэтому для тату-салонов отлично подойдут, скажем так, второстепенные центральные улицы и переулки. Аренда там будет на порядок ниже.
Средняя величина аренды коммерческих помещений разной площади в России, руб.*
*по данным анализа объявлений сайта Avito на 20.09.2018
Чтобы сократить расходы на ремонт помещения под тату салон, можно отдать предпочтение помещениям, где раньше располагались массажные салоны или стоматологические кабинеты. Но хоть что-то для создания интерьера сделать придется, ведь больничная атмосфера для тату-салонов не подходит. В этом вопросе можно проявить фантазию. Имейте в виду, что к стоимости аренды, возможно, придется прибавлять расходы на электричество, воду и другие коммунальные платежи.
Если с ремонтом помещения тату салона у вас есть шанс сэкономить, то вот заказывать изготовление и монтаж наружной вывески придется обязательно. Вариантов здесь множество, поэтому точных сумм вам никто не назовет. Простые плоские вывески будут стоить от 200-300 руб. за кв. метр, а цены на вывески со световыми коробами и сложными рекламными конструкциями могут стоить 6-10 тыс. руб. за кв. метр и более. В любом случае вывеска должна быть заметной и соответствовать по стилю оформления «духу» вашего заведения.
Какое оборудование нужно для тату-салона
Виды тату-машинок по типу мотора:
Роторные машинки. Работают с помощью мотора с эксцентриком, преобразуя вращательные движения в возвратно-поступательные. Эти машинки не требуют профессиональных блоков питания, работая на обычном с переключением от 1,5 до 6 ватт. С помощью ротора регулируется скорость и сила удара иглы. Можно работать с медленной скоростью, делая плотную заливку рисунка или быстро для нанесения четких и тонких контуров. Роторные машинки отличаются хорошей мощностью, не издают сильного шума и вибрации благодаря чему удается добиваться высокой четкости и прямых линий рисунка. Еще одним преимуществом считается легкий вес, который позволяет руке мастера не уставать. Основным минусом роторных машинок считается необходимость несколько раз проходить по одному и тому же участку кожи для качественной покраски. Роторные машинки могут использоваться для временных и небольших наколок и перманентного макияжа. Считается, что роторные машинки больше подходят для начинающих мастеров, так как они проще в использовании, несут меньше рисков для травмирования кожи клиентов, а набивки с их помощью не столь болезненны, как набивки индукционными машинками.
Индукционные машинки. Это традиционное оборудование, которое применяется для широкого спектра задач, включая нанесение штрихов, растушеванной линии, нанесение изображения на утолщенные участки кожи, нанесение расплывчатых линий. Принцип работы индукционных машинок заключается в том, что игла прикреплена к стержню, а стержень притягивается и отталкивается под действием электромагнитной катушки. Игла движется по прямой, при этом изменять скорость и силу удара иглы невозможно. Индукционные машинки требуют использования блоков питания. Для качественной работу нужна мощность не менее 2 Ампер. Также требуется педаль и клип-корд (силиконовый провод). Индукционные машинки могут использоваться для различных задач: бывают контурные машинки, закрасочные и теневые.
Контурные машинки (лайнеры) используются для нанесения очертаний рисунков. Эти приборы считаются самыми легкими из всех индукционных машин, требуют быстрых движений и слабого нажима. Игла совершает быстрые и резкие движения со скоростью минимум 110 ударов в секунду. Такая скорость нужна для того, чтобы краска не успевала расплываться под кожей, образуя ровную и четкую линию. Считаются самыми громкими из всех видов машинок.
Теневые машинки применяются для тех участков, которые требуется закрасить лишь слегка, например, в случаях отбрасывания тени от основного рисунка. Игла входит на минимальную глубину, в то же время не просто царапая кожу. Ход бойка у таких машин мягкий и без залипания, а скорость составляет 90-100 ударов в минуту. Теневые машинки представляют собой нечто среднее по весу между контурной и закрасочной.
В рамках данной статьи мы не будет останавливаться на том, какие из марок тату-машин лучше или хуже. Большинство мастеров с опытом отмечают, что при подборе машинок важно руководствоваться всего двумя принципами: не приобретать самые дешевые машинки и отдавать предпочтение тем машинкам, к которым уже есть личное пристрастие, то есть тем, с которыми удобно работать самому мастеру.
Примерный перечень оборудования для тату-салона: