что нужно чтобы открыть свой банк с нуля в россии
Что нужно для создания онлайн-банка. В России и за рубежом
Недавно казалось, что для того, чтобы создать банк с нуля, нужно быть в списке Forbes. Сейчас благодаря IТ представление об этом меняется. Появились Revolut в Британии, «Тинькофф» в России, Монобанк на Украине, NuBank в Бразилии, Chime в США. На небольших инвестициях можно создать эффективный бизнес, стоящий миллиарды. Василий Воропаев помогает развивать такие онлайн-банки. В этой статье он расскажет о том, как построить цифровой банк с нуля.
Ситуация в индустрии
В последние годы страны одна за другой делают реформы, упрощая создание новых банков, снижая барьеры для входа и поощряя конкуренцию в отрасли. Благодаря этому и развитию информационных технологий появилась целая волна новых банков, так называемых необанков, получающих преимущество не за счет своего капитала, а за счет своей гибкости. Это Chime, Revolut, WeBank, Tandem, Atom bank, N26 и другие.
Для успеха им нужно всего четыре вещи:
По подсчетам Business Insider, в 2018 году у необанков было 26 млн пользователей, а их капитализация составляла 18,6 млрд долларов. К 2021-му рост получился в два с лишним раза: теперь пользователей 63 млн, капитализация — 43 млрд долларов. Ожидается, что уже к 2024 году за счет взрывного развития индустрии необанки будут стоить около 100 млрд долларов. При этом выход из бизнеса здесь достаточно прост: необанки, со своими технологиями и набранной базой клиентов, просто продаются одному из банков-гигантов за несколько сотен миллионов. Так это уже произошло с Paribus, TradeKing, PenPay, Holvi, Gradifi и сотнями других.
Как происходит создание необанка?
Получение авторизации
Первый шаг — получить банковскую лицензию. В той стране, в которой банк хочет вести свою деятельность. В России ее выдает Банк России, в Британии — службы PRA и FCA. Эти организации проверяют, хватает ли у вас средств, чтобы вести деятельность, и не являетесь ли вы финансовой пирамидой.
Чтобы пройти авторизацию, нужно представить свою стратегию и бизнес-модель. В Европе — заполнить Regulatory Business Plan. Это очень детальный документ. На его составление может уйти не один месяц. Но подразумевается, что если вы не можете справиться с грамотным заполнением такой бумаги, то и к собственному онлайн-банку вы еще не готовы.
Сколько денег нужно для вывода онлайн-банка на рынок?
Если использовать аутсорсинг, создание необанка может стоить несколько сотен тысяч долларов. Гораздо большей проблемой становятся требования регуляторов по достаточному капиталу.
C 1 января 2018 года в России действуют такие требования по минимальному размеру собственных средств:
В Британии условия проще: с 2013 года для получения минимальной лицензии (Small Specialist Bank) достаточно иметь на счетах 1 млн фунтов стерлингов.
Также банк в Европе обязан владеть минимум 8% своего капитала — во избежание внезапной неплатежеспособности. Процесс внутренней оценки достаточности капитала называется ICAAP.
Аутсорсинг сайта и приложения
Если пользоваться услугами внешних подрядчиков, онлайн-банк можно разработать за 70—500 тыс. долларов, в зависимости от масштабов проекта. Это включая разработку сайта и приложения, тестирование, поддержку и обеспечение безопасности данных. Экономия по сравнению с inhouse-командой составляет в среднем 40%.
Когда выпускается MVP (минимально жизнеспособный продукт) и ему требуется масштабирование, самым выгодным вариантом становится IТ-аутстаффинг. Аренда персонала у специальной компании, гарантирующая, что сотрудники будут работать только над вашим проектом. Это позволяет быстро идти в рост и не волноваться о нехватке рабочих рук. А когда потребуется, не приходится никого увольнять (потому что банк никого и не нанимал, а просто платил почасовую ставку).
Для России аутстаффинг — явление довольно новое, но в Европе и США его используют постоянно, особенно внутрикорпоративные стартапы.
В России существует государственная аккредитация аутстаффинговых агентств, они следуют ряду правил (ФЗ № 116). В Британии при привлечении сторонних фирм нужно следовать требованиям FCA (Financial Conduct Authority).
Спонсорский банк
Самая простая и рабочая модель для необанка состоит в том, что для проведения финансовых операций они полагаются на уже существующий банк. Который является членом карточных ассоциаций, может выпускать карты, обрабатывать трансакции, хранить депозиты и предлагать расчетные услуги. Кредитные риски и обязательства по капиталу в таком случае лежат на банке-спонсоре. Взамен он получает приток новых клиентов.
Кредитный скоринг
Самые дорогие финтех-стартапы и необанки имеют хороший кредитный портфель. Чтобы проверять платежеспособность клиентов, используется система кредитного скоринга. Анализируются любые имеющиеся данные: кредитная история, анкета заемщика, семейная информация, финансовый статус, информация о поручителях, сфера занятости, иногда даже соцсети потенциальных заемщиков. Для кросс-референса и оценки всех этих данных необанки уже применяют AI и машинное обучение. А базы данных с кредитной историей стоят миллионы. В Британии их продают, например, Experian, Equifax и TransUnion.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
9 банков, которые бесплатно помогут открыть ИП
Ещё несколько лет назад открыть ИП было настоящим квестом. Сегодня же банки предлагают помощь в оформлении документов при открытии у них расчётного счёта. Независимый финансовый советник Екатерина Голубева рассказала, где эта услуга предоставляется бесплатно.
1. Сбербанк
Стоимость РКО в банке: от 0 ₽.
Срок: 30 минут при подаче заявления онлайн (без учёта времени регистрации бизнеса в ФНС).
Что входит в услугу: подготовка пакета документов. Максимум может потребоваться один визит в банк. Всё остальное — онлайн.
2. ВТБ
Стоимость РКО в банке: от 0 ₽, 5 платежей бесплатно, с 6 платежа — 100 ₽ за транзакцию. В течение первого года бесплатное обслуживание, далее — 1200 ₽ в месяц или 1020 ₽, если заплатить сразу за год.
Что входит в услугу: подготовка полного пакета документов. Оформление происходит онлайн.
3. Альфа-Банк
Стоимость РКО: от 0 ₽, взимается % от поступлений, либо от 490 ₽ в месяц (в зависимости от тарифа).
Срок: от 15 минут (без учёта регистрации документов в ФНС).
Что входит в услугу: сервис позволяет заполнить онлайн документы и отправить в налоговую ( есть ограничения по регионам ). Можно самостоятельно распечатать и подать в ФНС.
4. Банк « Точка » ( филиал банка «ФК “Открытие”» )
Стоимость РКО в банке: от 0 ₽.
Срок: 7 дней (вместе с регистрацией).
Что входит в услугу: подбор кодов ОКВЭД (видов экономической деятельности), системы налогообложения, подготовка полного пакета документов (заявление о регистрации ИП, заявление на УСН, если потребуется) и отправка в налоговую.
5. Промсвязьбанк
Необходимые документы: не уточняется.
Срок: не уточняется.
Что входит в услугу: на электронную почту отправят две инструкции по открытию ИП без визита в ФНС. По телефону информацию не дают.
6. Совкомбанк
Срок: 2 рабочих дня для открытия счёта ИП.
Что входит в услугу: на сайте есть сервис по подготовке документов для регистрации ИП, в налоговую вы подаёте их самостоятельно.
7. Тинькофф Банк
Стоимость РКО: два месяца бесплатно, потом — 490 ₽ в месяц (тариф « Простой » ).
Необходимые документы: ИНН, в заявке указывается ФИО и электронная почта, на которую приходят две анкеты н а открытие счёта и регистрацию.
Срок: рассмотрение документов 1–2 дня + выезд сотрудника + 5 рабочих дней налоговая утверждает и регистрирует ИП.
Что входит в услугу: подготовка пакета документов и отправка в налоговую. М ожно заполнить заявку онлайн без посещения офиса.
8. Уралсиб
Срок: 1 день (без учёта времени регистрации бизнеса в ФНС).
Что входит в услугу: самостоятельная подготовка документов через сервис на сайте и отправка в налоговую онлайн.
9. Модульбанк
Необходимые документы: сканы разворотов паспорта с фото и пропиской, СНИЛС.
Срок: 1 день (без учёта времени регистрации ИП в налоговой).
Что входит в услугу: подготовка документов, выпуск ЭЦП (электронной цифровой подписи) и отправка онлайн в налоговую.
Услуги банков по регистрации ИП, безусловно, упрощают жизнь. Но корректный выбор кодов ОКВЭД, подбор системы налогообложения — ответственность самого ИП. Обязательно уделите этому вопросу внимание, прежде чем подавать документы.
Как мы искали
Для поиска предложений использовался рейтинг банков для ИП по версии Markswebb. Источник информации — сайты и колл-центры банков. Все данные актуальны на 22 сентября 2020 года. Предложения в подборке ранжировались по размеру активов банков.
Выбрать банк для расчётно-кассового обслуживания
Как взять кредит на открытие малого бизнеса
В этой статье вы узнаете, где взять деньги на открытие малого бизнеса, какие нюансы следует учесть при обращении в финансовую организацию, и что делать в случае отказа банка.
Вы взвесили все «за» и «против», оценили риски и возможности, и уже готовы открыть личное дело. Но мало составить бизнес-план и зарегистрировать ООО или ИП. Для старта нужна материальная база – оргтехника, помещение, сырье, инструменты и, конечно, финансы.
Если собственных средств у вас нет, то очевидный вариант в такой ситуации – оформить кредит на открытие бизнеса. При подаче заявки в банк могут возникнуть вопросы, ответы на которые вы найдете ниже.
Условия получения кредита для развития бизнеса
Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, а у молодой организации пока нет ни длительной позитивной динамики, ни деловой репутации, ни положения на рынке – то есть абсолютно никаких гарантий успеха.
Поэтому кредитные организации предъявляют к таким заемщикам достаточно жесткие требования. В разных банках они могут различаться, поэтому перед подачей заявки рекомендуем детально ознакомиться с условиями выбранной кредитной организации.
Для получения заемных средств в Совкомбанке необходимо соответствовать следующим условиям:
Хорошо, если у вас нет судимости, зато есть положительная кредитная история и имущество, движимое или недвижимое.
Виды кредитов для малого бизнеса
Кроме стартового капитала и развития бизнеса с нуля деньги нужны на расширение рынка, приобретение активов и проч. В зависимости от цели вам подойдут разные виды кредитования.
Кредит наличными
Подходит для пополнения оборотных средств, покупки оборудования, недвижимости – на любые цели, связанные с крупными тратами (для мелких лучше оформить кредитную карту).
Подать заявку можно на сайте. Там же узнайте подробнее условия кредитования и уточните список необходимых документов.
Овердрафты
Овердрафт открывают, чтобы покрыть повседневные расходы, если на расчетном счете недостаточно средств. Другими словами, это возможность выхода «в минус».
Банковские гарантии
Услуга наиболее актуальна для участия в торгах на госзакупках. Это быстрый и удобный способ предоставить обеспечение – банк обязуется при необходимости заплатить за вас какую-либо сумму.
Виды гарантий:
Если вас заинтересовала именно эта услуга, подайте онлайн-заявку. Срок рассмотрения – до 1 часа.
Что лучше: кредитная карта или кредит наличными
Чтобы определиться, что вам больше подходит, стоит сначала разобраться в ключевых различиях этих продуктов.
Кредитная карта нацелена на безналичные операции. Снимать деньги невыгодно – есть комиссия на снятие, применяется более высокая процентная ставка, теряется возможность беспроцентного погашения в течение грейс-периода (наличие этого периода – огромный плюс кредитки).
Еще одно преимущество карты – возобновляемый лимит, который позволяет вновь использовать деньги после внесения.
Таким образом, остановить выбор на кредитной карте следует в том случае, если дополнительные средства нужны на безналичные расчеты с контрагентами, небольшие периодические расходы. Если перед вами стоят более крупные цели, то лучше выбрать наличные.
Этапы получения кредита
Для получения заемных средств предприятие должно быть зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе.
Рекомендуем заранее выбрать банк для дальнейшего обслуживания и открыть в нем расчетный счет – это повысит ваши шансы и расширит возможности кредитования.
Что делать дальше
Отразите в нем затраты на запуск и развитие проекта, потенциальные доходы и планируемые мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, для оценки перспектив развития и сроков окупаемости вложений.
Независимость – это, конечно, хорошо, но финансовые организации более благосклонно относятся к проектам, основанным на моделях известных брендов.
Обращайте внимание на размер переплаты, условия планового и досрочного погашения, порядок начисления штрафов при нарушении сроков оплаты.
Обеспечение по кредиту повысит шансы на одобрение заявки и позволит получить более выгодные условия.
А лучше сразу несколько – в разных банках. Для экономии времени это можно сделать онлайн. В случае предварительного одобрения с вами свяжется специалист банка и пригласит в офис.
Поздравляем, цель достигнута – нужная сумма в вашем распоряжении!
Необходимые документы на выдачу кредита для бизнеса
Чем больше документов вы предоставите при подаче заявки, тем выше вероятность одобрения займа. Поэтому подготовьте договор франшизы или письмо о сотрудничестве, контракты с арендодателями и поставщиками.
В числе необходимых документов:
Особенности кредитования бизнеса
Малый бизнес – лакомый кусочек для банковских организаций: предприниматели готовы переплачивать немалые проценты по займам потому, что им, например, не хватает оборотных средств, а кроме как в банке взять негде.
Однако особенности ведения малого бизнеса в России делают сотрудничество с этим клиентским сегментом более рискованным по сравнению с другими видами кредитования.
Риски малого бизнеса
Все это требует от банков более жесткой политики принятия решений, и далеко не каждый предприниматель может получить одобрение по заявке.
Что делать, если банк отказал в выдаче кредита
Вы воспользовались нашими рекомендациями и учли все требования, но банк все равно отказал – как быть? Самое главное – не отчаивайтесь! Ведь существуют и другие возможности получить деньги на открытие и развитие личного дела.
Многие крупные компании готовы вкладывать средства в перспективный малый бизнес, чтобы найти таким образом источник дополнительной прибыли. Мобилизуйте свои коммуникативные навыки и отправляйтесь на переговоры – возможно, именно ваши идеи заинтересуют потенциального инвестора.
У вас ведь уже готов полный пакет документов, которые потребуют.
Не надо закладывать что-то дорогостоящее. Это может быть техника, автомобиль, водный транспорт и даже домашняя утварь. При грамотном вложении средств совсем скоро вы вернете все, что заложили.
По истечении обозначенного банком времени подайте заявку еще раз. Возможно, решение примут в вашу пользу.
Желаем успехов и процветания вашему бизнесу!
Как открыть свой банк в России: этапы организации и необходимые документы
Банкиры во всем мире считаются людьми очень богатыми и могущественными. Войти в их круг очень трудно: для этого требуется не только капитал, но и соответствие определенным требованиям, предъявляемым к учредителям. Рядовые граждане даже не мечтают о том, чтобы открыть собственный банк. Те же, кто в состоянии это сделать, в советах не нуждаются.
Тем не менее статья будет полезна широкому кругу читателей. В ней поэтапно описывается создание банка, приводятся затраты, связанные с этой операцией, и критерии, по которым государственный регулятор выдает разрешение. Зная все это, можно, отправляясь за кредитом или делая вклад, оценивать надежность учреждения.
Кажется, что информация об условиях создания собственного банка для рядового гражданина почти лишена практической ценности. Впрочем, кто знает? Может быть, этот материал прочитает будущий миллиардер…
Варианты
Начнем с того, что банки бывают разными. Первое деление – на государственные и коммерческие. Нас по понятным причинам интересует только вторая категория.
Далее действует классификация по функциональному признаку (если проще – чем именно будет заниматься финучреждение). Существует три вида коммерческих банков:
Некоторые источники выделяют четвертый тип финансово-кредитной деятельности – расчетный. Под ним понимаются банки, обслуживающие счета предприятий. Это же делают универсальные организации, поэтому считать эту категорию обособленной нет смысла.
Во всех перечисленных вариантах необходима лицензия ЦБ РФ, но есть виды услуг, требующие особого разрешения (например, операции с драгметаллами, таможенное оформление и др.)
Способов стать банкиром всего два: приобретение готового финучреждения и создание нового. Первый путь проще, и специального описания не требует, хотя и на нем вероятного владельца может подстерегать множество неожиданностей. Второму же мы уделим большее внимание.
Необходимые документы и порядок их получения
Открыть свой банк в России с нуля могут люди с безупречной финансовой репутацией. Для ее подтверждения Главным территориальным управлением (на местах) и Комитетом банковского надзора РФ проводится тщательная проверка всех операций, проведенных данным лицом в течение его деловой истории. Это важно знать, так как выявление любых трансакций сомнительного характера неизбежно повлечет отказ в лицензировании. Попытка сокрытия информации имеет более тяжелые последствия.
Чтобы создать свой банк нужно в первую очередь пройти регистрацию хозяйствующего субъекта по виду деятельности «услуги финансовые». На практике он имеет правовую форму акционерного общества (открытого или закрытого).
Затем, после регистрации АО, придумывается название и формируется учредительный пакет, который передается первой контролирующей инстанции – Главному территориальному управлению (обозначаемому мрачной аббревиатурой ГПУ). До согласования с ним нет смысла заниматься лицензированием, так как исход заранее неизвестен.
Положительный результат выражается документом, подтверждающим возможность осуществления финансово-кредитной деятельности данной группой лиц. Важно также наличие у учредителей суммы, составляющей минимальный уставной капитал (о нем позже). Если денег недостаточно, отказ неизбежен.
Сведения перепроверяются ГПУ и подаются в Центробанк, где процедура повторяется с еще большей тщательностью в отношении всех приложенных документов.
Последнее слово за Комитетом банковского надзора. В случае его положительного решения бумаги передаются в ФНС. Налоговики на всякий случай еще раз все проверяют, но их главная задача – внесение данных о новом банке в реестр кредитных организаций согласно Федеральному закону 123-ФЗ. Через месяц с этого момента этого события учреждение обязано внести на свой счет уставной капитал. Раньше – можно.
Пакет документов. прилагаемый к заявлению об открытии банка включает:
Многоэтапная проверка создает немалые трудности. Отказ возможен на каждом этапе оформления банка. По этой причине финучреждения чаще покупают, чем создают.
Возможный спектр услуг
Набор возможных основных направлений деятельности банка перечислен выше, но он нуждается в разъяснении некоторых подробностей. Финансовые учреждения могут предоставлять следующие услуги:
В наши дни растет технологичность финансовых услуг. Появились банки, обходящиеся без «физических» отделений и функционирующих в интерактивном режиме.
Их стандартный спектр услуг:
От каких-то видов обслуживания банк может отказаться, отсутствие других ведет к неоправданным потерям или вообще исключено.
О подходящем помещении и необходимом оборудовании
При организации классического универсального банка слово «офис» целесообразно употреблять во множественном числе. Исключения могут составлять финучреждения, работающие в виртуальном пространстве (пример – Тинькофф) или обслуживающие только предприятия. Если же работа предусматривает личное присутствие клиента, ему нужно создать наиболее комфортные условия, включая возможность быстро отыскать офис и легко к нему добраться.
Идеально, если все отделения располагаются вблизи развязок муниципального транспорта и снабжены автостоянками. Площадь каждого офиса – не менее ста «квадратов» (центральный может быть несколько солиднее). Количество для начала не менее пяти. Необходим ремонт помещений с соблюдением корпоративного стиля и «фирменных» цветов в единой стилистике. Современная тенденция – создание единого пространства, разделенного невысокими (не до потолка) звукопоглощающими перегородками светлых оттенков.
Выгоднее использовать собственные объекты недвижимости, но если затраты на их приобретение пока невозможны, допустима долгосрочная аренда.
Чем моложе банк, тем более прогрессивным оборудованием он должен быть оснащен. Клиенту необходимо дать понять, что финансовое учреждение открыто «всерьез и надолго». Позволить себе эксплуатацию заедающих принтеров и компьютеров не самых последних моделей может банк, работающий уже очень давно, и завоевавший устойчивую репутацию, хотя и это нежелательно.
Помимо внутриофисного оборудования потребуется другая специализированная техника – эквайринговые терминалы, купюроприемники, банкоматы и пр. Все это должно надежно работать и одним своим видом подтверждать высокую репутацию учреждения.
Персонал
К сотрудникам банков всегда предъявлялись высокие требования, касающиеся профильного образования, трудоспособности, усердия, внимательности и внешнего вида. Новые финучреждения часто нанимает хорошо учившихся выпускников экономических академий и факультетов. Молодые люди, начинающие с должности рядового операциониста, проявив свои качества, имеют шанс сделать успешную карьеру. К тому же они обычно не избалованы деньгами.
О зарплатах: при их расчете более оправдана ориентация на модальный уровень (то есть наиболее часто встречающийся размер), чем на среднее значение по стране. В настоящее время он составляет примерно 26 тыс. руб. Меньшее вознаграждение плохо: молодой специалист, научившись многому, начнет поглядывать на сторону. Намного больше – тоже нехорошо, так как новый банк еще не добился такой возможности. Главным стимулом должна служит перспектива, конечно, подтвержденная приемлемым достатком.
Опытные специалисты тоже нужны. Их набирают на конкурсной основе или переманивают из других банков более выгодными условиями. Им платят больше, чем новичкам.
Численность персонала на каждый офис – до двух десятков работников. Точное количество зависит от структуры отделения и набора предоставляемых им услуг. Нужны менеджеры по работе с клиентами, кредитованию, международным платежам, плановики, бухгалтеры, операционисты, специалисты по безопасности, системщики и т. д.
Необходимые затраты
Учредителям необходимо располагать суммой в триста миллионов рублей – таков минимальный уставной капитал для открытия банка. К затратам эти деньги не относятся, но они должны быть.
Другие расходы зависят от различных факторов: цен на недвижимость или ее аренду, средней зарплаты в регионе, стоимости оборудования, амбиций учредителей, характера и направленности деятельности и прочих обстоятельств.
Еще нужна реклама. Без нее вероятные клиенты не узнают о новом финансовом учреждении и его заманчивых предложениях.
Кратко основные затраты изложены в таблице:
Статьи расходов | Сумма, млн руб. |
Оформление учреждения и лицензирование | 50 |
Аренда коммерческой недвижимости | 40 |
Ремонт помещений | 10 |
Технические средства и мебель | 70 |
Реклама | 0,5 |
Сопутствующие издержки | 30 |
Итого: | 200,5 |
Дабы не утомлять читателя скучным подробным перечислением статей расходов, можно сразу назвать цифру – полмиллиарда рублей вместе с учредительным капиталом. Такова по мнению большинства специалистов минимальная сумма для открытия банка при оптимистическом сценарии развития событий. В реальной жизни она обычно больше в 4–6 раз.
Срок окупаемости
При этом рентабельность учреждения не всегда имеет решающее значение. Если учредитель – другой банк, несоразмерно более крупный, то функции у дочерней структуры бывают, помимо извлечения прямой прибыли, другие: например, представительство в регионе (т. н. «демонстрация флага»). В таких случаях окупаемость второстепенна, и спешки с ней никакой нет.
Впрочем, и пять лет, и даже десять – вполне хороший показатель для финансово-кредитной сферы.
Выводы
Открыть свой банк будет стоить очень дорого. Цена вхождения измеряется сотнями миллионов и миллиардами рублей. Кроме денежных затрат необходима безукоризненная репутация каждого из учредителей. Документальное оформление нового финучреждения сложно по причине многоуровневой проверки всех представленных сведений.