что нужно чтобы открыть свое агентство недвижимости
Документы для агентства недвижимости
Чтобы открыть агентство недвижимости, нужно всего два документа: свидетельство о регистрации бизнеса и карточка для Росфинмониторинга. Никаких лицензий и сертификатов.
Два документа, чтобы открыть агентство недвижимости
Открыть агентство недвижимости вправе предприниматели и компании. Список документов будет отличаться только свидетельством о регистрации бизнеса: для ИП это будет свидетельство о регистрации ИП, а для компании — компании.
Документ
Как получить
Свидетельство о регистрации ИП или компании
Свидетельство о регистрации бизнеса получают в налоговой. Как это сделать, мы рассказывали в статьях «Дела»:
Карта постановки на учет в Росфинмониторинге
Шаблон карты для компании и для ИП. Все агентства недвижимости встают на учет в Росфинмониторинге в течение 30 дней после регистрации. Для этого заполняют и подают карту постановки на учет. Подать карту можно лично или через Госуслуги.
Через 15 дней после подачи карты Росфинмониторинг выдает агентству недвижимости учетный номер и доступ к личному кабинету. В этом личном кабинете агентство сдает отчеты о сделках с недвижимостью: аренде, покупке и продаже квартир.
Документы для работы агентства недвижимости
Росфинмониторинг проверяет, как работают агентства недвижимости. Если при проверке не окажется нужных документов, Росфинмониторинг может оштрафовать агентство. Чтобы не получить штраф, нужно подготовить внутренние документы и вовремя сдавать отчеты о сделках с клиентами.
Документ
Как подготовить
Правила внутреннего контроля
Постановление Правительства № 667 — что должно быть в правилах. В правилах внутреннего контроля много пунктов, например:
как агентство будет обновлять данные клиентов, проверять паспорта;
какие операции считать подозрительными;
как будут обучать сотрудников, риэлторов.
Правила внутреннего контроля утверждает директор, а согласовывать их с Росфинмониторингом не нужно.
Приказ о назначении сотрудника, который отвечает за документы и отчеты фирмы для Росфинмониторинга
Шаблон приказа. Приказ составляет директор, он же выбирает сотрудника, который будет заниматься документами и сдавать отчеты в Росфинмониторинг. Сотрудник подписывает приказ и приступает к работе.
Сотрудник, которого назначил директор, отправляет через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга:
Любой документ агентства недвижимости может запросить Росфинмониторинг. Если Росфинмониторинг запрашивает документы, их сканы нужно отправить в личном кабинете агентства, запрос нельзя игнорировать.
Штрафы, если агентство не отправит отчет о сделке
У Росфинмониторинга есть требования к агентствам недвижимости: вовремя сдавать отчеты о сделках и отвечать на запросы по операциям. Если их не соблюдать, агентство недвижимости может получить штраф:
Как открыть свое агентство недвижимости
Создать агентство недвижимости несложно, лицензирование этой деятельности не требуется, первоначальные вложения минимальны. Главное опыт и связи. Но выжить на риэлторском рынке могут далеко не все новички.
Свое агентство недвижимости: Выбор места
Что касается географического месторасположения офиса агентства, то однозначного мнения участников рынка здесь нет. Одни советую открывать агентство в центре города, другие – в спальных районах. Основное требование – первый этаж и отдельный вход. Неплохими вариантами считаются — комнаты в офисных зданиях, помещения в торговых центрах, домах быта, дворцах культуры.
Свое агентство недвижимости: Персонал
Открывать агентство недвижимости бесполезно, не имея опыта работы на рынке. В сфере недвижимости очень важны связи. Руководителю обязательно нужен опыт работы (три-пять лет). Зачастую бывшие сотрудники, получив определенные знания и опыт, открываю собственные конторы.
Средний штат агентства недвижимости — 10-15 человек. Но на начальном этапе, это может быть пять человек. Как правило сотрудники набираются по объявлению в газете из новичков. Опытные профессионалы идут в другое агентство только при определенной выгоде для себя.
Чтобы вырастить агента, потребуется около года. Курсы подготовки есть при региональной ассоциации риелторов, но на курсах дают лишь 15% необходимых агенту знаний. Всем тонкостям : как общаться с клиентом, как убеждать, как не отдать конкурентам новичок обучается на месте. Обучение происходит по схеме – 3 недели теории, а затем практика под надзором опытного сотрудника.
По статистике риелторов, агентами становятся не более 20% новобранцев, прошедших обучение в организации.
В основном, агенты работают по сдельной системе оплаты, получая за сделку вознаграждение- определенный процент. Чем тверже фирма стоит на ногах, тем меньший процент платит сотрудникам. Крупные организации могут позволить себе установить комиссионные в 30-50%, мелкие отдают агенту 50-70% от выручки по сделке.
Свое агентство недвижимости: Оборудование
Начинающей риэлтерской фирме как минимум нужны столы, стулья и телефон, причем стационарный. Который будет указан в рекламе. Если в компании работает больше пяти человек, потребуется два номера. Для агентства в 10-15 человек идеально иметь отдельную линию для приема звонков, которую не будут занимать агенты при переговорах и обзвоне. Для оптимальной организации бизнеса, если в съемном помещении нет централизованной АТС, следует приобрести свою небольшую АТС.
Обязательно наличие компьютера (количество зависит от числа сотрудников), принтера, ксерокса, факса. Для синхронизации, ускорения работы и точности информации, необходимо связать все имеющиеся компьютеры в сеть и работать с единой базой данных.
Свое агентство недвижимости: Реклама
Свое агентство недвижимости: Окупаемость
Свое агентство недвижимости: Плюсы и минусы риэлторского бизнеса
Плюсы агентства недвижимости:
— Бизнес не требует больших капиталовложений
— Не смотря на насыщенность рынка агентств недвижимости — вполне реально найти свою нишу, главное расставить правильно приоритеты
— Отсутствует фактор сезонности
Минусы агентства недвижимости:
— Отсутствие стабильности в заключении сделок
— Большая зависимость от сотрудников
— Есть вероятность получения денег риэлтором в обход компании
— Существует опасность неплатежей
Свое агентство недвижимости: Цена входного билета
Расходы на открытие:
Регистрация – 148 долл.
Аттестат брокера – 276 долл.
Аттестация агентов – 425 долл.
Вступление в УПН – 2963 долл.
Коммунальные платежи- 126 долл.
Страхование ответственности- 15 долл.
Представительские расходы – 150 дол.
Членские взносы в УПН – 41 долл.
Комиссионные агентам- 3000 долл.
Итого расходы: 4033 долл.
Порог вхождения – 9097 долл.
Окупаемость – 2, 6 мес.
По материаламам статьи Натальи Баранчиковой для журнала Деловой квартал
Про желание открыть своё АН
Проверено ЦИАН
Участник программы «Работаю честно»
Недавно одна девушка задавала здесь вопрос про то, чтобы открыть своё агентство недвижимости и с чего ей начать. У меня нет своего АН, точнее оно есть в виде ООО/ЮЛ.
Во-первых, чтобы начать самостоятельно, придётся много лет практиковаться. Иначе такой риэлтор-директор будет напоминать того же клиента, который считает, что он тоже так может (провести сделку) как любой риэлтор. Уже много раз было сказано, что ни одна сделка не такая как другие.
Другая она потому, что она складывается из многих аспектов – из ситуации продавца и покупателя, может быть это цепочка. Наличные деньги или ипотека. Если ипотека, то многое зависит ещё от банка. А может быть покупка осуществляется за счёт субсидии. Бывают разные основания прав собственности, разные истории квартир. Налогообложение и даже психология поведения и вообще ещё много чего, что не охватишь одной статьёй. Разные формы расчётов, разные договоры аренды ячеек. В конце концов пишутся учебники по 800-1000 страниц только по вторичке.
В закрытом чате здесь на ЦИАНе кто-то из специалистов написал, что берясь за работу, в процессе переговоров с клиентом выясняется, что всё должно быть иначе, чем он озвучил по телефону. А моя коллега с 20-летним стажем говорит, что «каждый раз я понимаю, что многого не знаю» и она права. Каждый раз, что-то новое. Но это и понятно, слишком обширная сфера и постоянно меняющееся законодательство, которое ДАЖЕ влияет на ценообразование.
Во-вторых помимо знаний в сфере недвижимости возникает и другая «головная боль». Не то, чтобы я призываю не открывать своё АН, а наоборот, если есть желание, то это должно быть осознано.
Зарегистрировать свою фирму проблем не возникает и обойдётся это (из моей практики на 2014-й год) 4 000 госпошлина за регистрацию ООО, минимальный уставной капитал 10 000. Помимо этого возникают другие затраты. В принципе сейчас есть банки, которые открывают расчётные счета для компаний бесплатно и даже не берут за обслуживание, если нет движений по счёту. Но в основном обслуживание счёта обходится фирме 1 000 – 1 200 руб./мес.
Сюда мы плюсуем расходы на бухгалтера 3 000 – 5 000 в месяц. Соответственно бумажную волокиту мы на него и перебрасываем. Программное обеспечение для электронной отчётности 5 000 в год.
Это расходы по ООО. Примерные.
А дальше, если открывать офис, то появляются другие расходы. Аренда неплохого офиса (из личного примера), без мебели и техники в центре Москвы у метро Беллоруская, на ул. 1-я Тверская-Ямская, порядка 50 кв.м. 150 000 в месяц (на 2013-й год). Уборщик помещения. Расходы по базам недвижимости в зависимости от количества подключенных компьютеров. Поиск сотрудников очень тяжёлое занятие.
Плюс, работая в белую нужно знать, что с вычетом всех налогов и взносов прибыль очень мала, скажем процентов 10-15.
Возникает куча бумажной волокиты, которая отнимает много времени и сил. По мимо этого, вы как учредитель и генеральный директор должны взаимодействовать с другими организациями, с арендодателями, контрагентами, организациями предоставляющими услуги и даже брать часть работы своих агентов на себя. Согласовать размещение вывески компании на фасаде дома тоже очень тяжело.
Если захотите избавиться от части волокиты, тогда придётся нанимать других специалистов или хотя бы секретаря.
Естественно АН существуют и работают, но желающим открыть своё АН нужно заранее понимать, то работать они будут с 8:00 до 1:00 потому, что помимо самой риэлторской деятельности есть ещё больше обязанностей по самому ЮЛ.
На самом деле это всё очень интересно и это новый положительный опыт как не крути. Потребуется даже дисциплина, разносторонние навыки, умение вести переговоры и умение держать швабру в руках. Но хочу отметить, что всё-таки этой работой девушкам лучше не заниматься. Ведь тогда она не сможет уделять время детям и мужу. Сложная предпринимательская деятельность меняет женщину. В ней вырабатываются мужские качества и порой в семье она будет доминировать над мужем, который будет вторым, а не главным, а для детей это не очень хороший пример.
Поэтому женщинам всё-таки лучше оставаться женщинами. Участвовать в этой деятельности, но в качестве помощницы мужчины, который по природе своей должен быть добытчиком. И прежде чем открывать своё АН, подумать десять раз и подойти к этому вопросу взвешенно.
И напоследок. Открыть своё ООО очень легко, а вот ликвидировать (закрыть), поверьте очень тяжело из-за юридических проволочек. Это кабала, которая даже, если не вести деятельность будет требовать затрат времени и денег на содержание бухгалтера и постоянные отчётности. Поэтому, возможно лучше работать агентом в АН.
Как открыть агентство недвижимости: пошаговая инструкция
В 2016 году в России закрылось каждое десятое риэлторское агентство. Эксперты прогнозируют, что кризис продлится до 2022 года. При этом количество новых игроков рынка не уменьшается – каждый год открывается по 3000 новых риэлторских фирм. Если вы хотите оказаться в их числе, то вам пригодятся наши рекомендации, как создать агентство недвижимости с нуля.
Какие нужны документы
До 2002 года риэлторам для работы требовалась лицензия. Теперь все, что нужно для открытия агентства недвижимости — это просто зарегистрировать юрлицо. Для риэлторов-одиночек, которые собираются работать только с гражданами и жилыми объектами, будет достаточно ИП. Но если планируется работа с компаниями-застройщиками или с коммерческой недвижимостью, то придется открыть ООО. Регистрация в налоговой займет три дня и потребует уплаты госпошлины: 4 000 рублей для ООО и 800 рублей для ИП.
Когда регистрационные документы будут на руках, предстоит открыть расчётный счёт в банке. Стоимость этой услуги для ИП – 3 000 рублей, для ООО – 10 000 рублей.
А вот вступать в Гильдию риэлторов не обязательно. Это скорее имиджевое решение, которое может повысить статус риэлтора в глазах клиента.
И еще один важный момент на старте: как решите открыть риэлторское агентство, детально проработайте бизнес-план, иначе вы рискуете потерять все инвестиции и закрыться, как это ежегодно случается с тысячами риэлторских компаний по всей России.
Как арендовать офис
Когда регистрация будет завершена, можно подбирать офис. Для начала стоит определиться с сегментом клиентов. Если это успешные и обеспеченные люди, лучше выбирать офис в центре города рядом с деловым кварталом. Так у клиентов будет уходить минимум времени на дорогу, к тому же они будут относиться к агентству как к респектабельному, на одном с ними уровне.
Открывать агентство эконом-класса лучше в проходном, людном месте, чтобы до вас было легко добраться общественным транспортом, а вывеска была на виду.
Дмитрий Иванов, директор агентства недвижимости «Новая квартира»:
– Раньше, если офис располагался на втором этаже и выше, количество посетителей снижалось почти до нуля. Мои знакомые в 2013 году, когда рынок был на подъёме, сняли офис на втором этаже рядом с рынком, закупили мебель, повесили огромную растяжку… и за полгода ни одного человека с улицы не зашло! В результате они закрыли фирму. Но компенсировать неудачное расположение офиса может хорошая реклама. На 2-3 этаж по рекламе в интернете люди теперь поднимутся.
Стоит обратить внимание на площадь офиса и количество комнат. Будет странно, если пришедшего клиента будет просто некуда усадить, потому что каждый клочок крохотной комнаты заставлен столами. Нормальному человеку из такого агентства сразу захочется сбежать.
Сколько и каких сотрудников нанять
Административный персонал
Для работы риэлторской компании понадобится бухгалтер, кадровик и юрист. Опытный руководитель первое время может выполнять все эти функции сам, а может отдать эту работу на аутсорс или фрилансерам. Как только агентство встанет на ноги, можно будет подумать о штатном бухгалтере, юристе и кадровике или даже целых отделах для каждого направления.
Риэлторы
Основатель агентства недвижимости может первое время работать один, пока база клиентов небольшая, а риск влезть в долги по зарплате велик.
Дмитрий Иванов, директор агентства недвижимости «Новая квартира»:
– Часто так и делают. Только это уже не бизнес, а ремесленничество. И вырасти в серьезную компанию без создания команды невозможно. Нанимать сотрудников нужно, как только для этого созданы условия: есть трафик на фирму, есть звонки, есть база квартир, и всё это нужно обработать. Есть золотое правило: лучше иметь лишний трафик клиентов на фирму, часть которого пропадает, чем держать в штате риэлторов, для которых не хватает работы.
Еще до того, как открыть агентство недвижимости, можно найти внештатных агентов и доверить им рутинную работу. Зарплату им платят сдельно. Обычно это процент от сделки с клиентом, которого они привели в компанию, или фиксированный тариф за каждое совершённое действие, например, демонстрацию квартиры, консультацию клиента по телефону, сбор пакета документов, оценку недвижимости.
Чтобы обезопасить компанию, полный доступ к базе и сделкам доверяют только штатным сотрудникам, при подборе которых упор стоит делать на личные качества.
Яков Волков, генеральный директор группы компаний Active:
– При найме специалиста обращаем внимание не только на его профессиональный потенциал, но и личные качества. Стараемся брать тех людей, которые разделяют наши ценности. Мы очень требовательно относимся к атмосфере, поддерживаем культуру взаимного доверия и уважения.
Кроме того предстоит разработать свою систему обучения риэлторов. Она необходима, потому что крайне редко можно найти на рынке труда готового специалиста.
Дмитрий Иванов, директор агентства недвижимости «Новая квартира»:
– Чтобы не тратить время на обучение, можно разработать письменную программу в виде книги, создать несколько видео с ограниченным доступом на своём YouTube-канале, организовать закрытую группу в соцсетях. Отсев всегда велик – чтобы набрать 2-х сотрудников, нужно обучить раз в десять больше.
Что ещё нужно для открытия агентства
Техника
Как минимум стоит позаботиться о компьютере и пакете офисных программ для каждого риэлтора в штате. Но если стартовый капитал мал, можно нанять агентов с собственными ноутбуками.
IP-телефония
Подключить телефон нужно сразу, как вы открыли агентство недвижимости – без него представить себе работу риэлторов невозможно.
Дмитрий Иванов, директор агентства недвижимости «Новая квартира»:
– Телефоны сотрудников лучше оформить на фирму, чтобы при увольнении они не «уводили» с собой постоянных клиентов, которые часто звонят на знакомые номера. Нужно иметь один городской номер, который будет мелькать везде, чтобы все клиенты привыкали к нему, чтобы он был указан во всех справочниках. Поэтому он должен быть многоканальным и всегда доступным.
Усовершенствовать работу можно с помощью IP-телефонии. Во-первых, в ней сигнал проходит по Интернету. Поэтому связь, скорее всего, будет дешевле. Во-вторых, можно настроить внутренние номера, голосовой набор и переадресацию между сотрудниками, если кто-то недоступен. В-третьих, записывать звонки и потом прослушивать их. К тому же можно звонить с любого устройства, подключенного к Сети. В-четвертых, IP-телефонию можно интегрировать с CRM-системой. Тогда при входящем звонке менеджеру автоматически будет открываться карточка клиента с историей общения и полной информацией о предыдущих сделках.
Доступ к мультилистингу
Это система, в которой собраны все проверенные и юридически чистые объекты недвижимости, выставленные на продажу и аренду. Мультилистинг дает возможность начать работу в недвижимости даже без наработанной базы клиентов и объектов. Доступ к системе платный, и его получает только руководитель агентства — и только после того, как предоставит регистрационные документы своей компании и докажет, что он действительно является агентом по недвижимости. Получив доступ в мультилистинг, вы сможете открывать и закрывать права доступа своим сотрудникам.
Специализированное программное обеспечение
Эксперт РБК Ильдар Хусаинов считает, что недостаточное использование CRM-систем – главная проблема агентств недвижимости, которая приводит к банкротству компаний. На втором месте — низкий уровень автоматизации процессов. Поэтому, как только открыли агентство недвижимости, лучше сразу внедрить отраслевую CRM-систему для риэлторов. Что она умеет, расскажем на примере SalesapCRM:
Мы выяснили, как открыть агентство недвижимости и дали пошаговую инструкцию. Оформить пакет документов, найти офис и нанять персонал не так сложно. Важно предоставлять клиентам качественные услуги и контролировать процессы сделок. Автоматизация рутинных процессов поможет не упустить важное. Оцените эффективность облачной системы SalesapCRM именно для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь в системе и бесплатно протестируйте её в течение 7 дней.
Автор: Мария Степанова
Хотите эффективнее работать с недвижимостью?
Оцените статью по пятибалльной шкале
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 4
Как открыть агентство недвижимости?
С чего начать
Риелторский бизнес привлекает новичков низким порогом вхождения на рынок. Однако не спешите, ведь вероятность вылететь в трубу в этом деле так же высока, недаром каждый год закрывается примерно столько же агентств, сколько и открывается. Поэтому главное, на чём нужно сделать акцент, это не объем инвестиций или красивый офис, а клиентская база и надежная репутация хотя бы в узком кругу.
Чтобы открыть своё агентство недвижимости, у вас должен быть опыт риелторской работы. Это необходимо. Если такого опыта нет, будет крайне тяжело разобраться в тонкостях дела. Единственное исключение — если вы начинаете работу по франшизе или же обладаете исключительно яркими предпринимательскими способностями. Но всё-таки подавляющее большинство директоров успешных агентств — это люди, у которых за плечами был немалый опыт работы риелтором.
директор агентства недвижимости «Ваш надежный риелтор и НЛБ» (Казань), президент Гильдии риелторов Республики Татарстан
Моё агентство открылось в 2006 году. К тому моменту у меня уже была клиентская база. Я был профессионалом своего дела, прошёл путь от риелтора, ведущего специалиста агентства до начальника отдела, имел опыт наставнической работы.
Затем нужно определить сегмент рынка, в котором вы будете работать: займётесь вы сдачей квартир в аренду или продажей квартир (первичный, вторичный рынки), продажей и сдачей в аренду коммерческой недвижимости, куплей-продажей земельных участков. Можно, конечно, выбрать все направления сразу.
Самостоятельно оценить состояние рынка и понять, на что в настоящее время лучше всего сделать акцент, тяжело. Но однозначно нужно иметь какую-то аналитическую картину рынка, прежде чем открывать бизнес. Можно собрать экспертные мнения, но, к сожалению, даже в городах-миллионниках, таких как Казань, экспертов, разбирающихся в тонких нюансах рынка, единицы. Можно заказать дорогостоящее исследование аналитикам из Москвы или Питера, но опытные участники рынка скептически относятся к специалистам, которые никогда не работали в вашем городе, но берутся его оценивать. К тому же, стоимость такого исследования будет неподъемной для начинающего агентства, если, конечно, вы не хотите сразу открыть гигантское агентство со штатом в 300 сотрудников. Но это будет исключительный случай, который потребует больших инвестиций, а ведь чаще всего риелторский бизнес привлекает именно из-за невысокого порога вхождения на рынок.
директор агентства недвижимости «Ваш надежный риелтор и НЛБ» (Казань), президент Гильдии риелторов Республики Татарстан
Если вы какое-то продолжительное время поработаете в сфере недвижимости, то у вас, скорее всего, сложится представление о состоянии рынка, о том, что востребовано, какие сегменты наиболее успешно развиваются. И вы наверняка будете понимать, что на рынок недвижимости влияют две переменные — это спрос и предложение. Когда на рынке застой, то много невостребованных предложений, и вы можете работать с ними. Когда ситуация обратная — работаем со спросом и ищем варианты покупки или аренды. То есть выход на рынок возможен всегда. К примеру, в 2006 году в Казани рынок рос дикими темпами, цены выросли на 100%, квартиры продавались быстро, и хороший риелтор в месяц мог оформить по шесть сделок. На рынок можно было выйти легко. Сейчас время потяжелее, рынок просел, спрос упал, но возможность развиваться есть и сегодня.
На рынке недвижимости всегда есть место для нового агентства. Но придумать новую нишу вы не сможете, потому что все сегменты уже давно чётко расписаны. Обозначим их по мере убывания популярности. Самое основное — купля и продажа квартир. Затем — коммерческая недвижимость (офисная, производственная, складская, торговая, HORECA). Третье — загородная недвижимость. Четвертое — аренда квартир. Аренда загородной недвижимости высоким спросом не пользуется. Крайне тяжело придумать что-то новое. Правда, недавно появились лофты и апартаменты, но это настолько маленький сегмент, что нацеливать на них агентство нецелесообразно. Конечно, вы можете подумать над своей изюминкой, особенностью, но главное, на чём рекомендуется сделать акцент — это качество сервиса и репутация.
Надёжность и честность в работе агентства важнее всего.
Это залог долгосрочной работы на рынке. К примеру, в Казани за год открывается 50-60 агентств и примерно столько же закрывается. Сегодня в городе зарегистрировано около 350 агентств недвижимости, но по-настоящему профессиональных, с опытом работы более пяти лет среди них — около сотни. Остальные — сегодня есть, завтра нет.
Целевая аудитория агентства сильно размыта. От студентов, которым родители покупают квартиры, до пенсионеров, которые решили на старости лет обменять квартиру на дом. Современные инструменты вроде ипотеки или жилищно-накопительного кооператива позволяют даже с людям с невысоким достатком обзавестись недвижимостью. Обращаются в агентство в том числе по вопросам продажи и покупки дачи, садовых участков, которые стоят 100-150 тысяч рублей, что могут себе позволить, и представители низкобюджетных уровней населения. Средний возраст клиентов риелторского агентства — от 25-28 до 45-50 лет.
Объем инвестиций
Цифра будет зависеть от уровня, на который вы хотите подняться. Если это маленькое агентство с тремя-четырьмя риелторами, то закладывайте в бизнес-план расходы на аренду офиса на ближайшие три-четыре месяца, зарплатный и рекламный фонды, траты на мебель и компьютеры.
Каковы основные статьи расходов уже работающего агентства? У агентства среднего размера три статьи расходов. Первое — аренда офиса (в Казани она обходится в 600-700 рублей за кв.м. в месяц), зарплата офисных сотрудников (в среднем — 20 тысяч рублей на человека в месяц), оплата телефонной и интернет-связи. Второе — рекламный бюджет. Чтобы выйти на средний уровень, не имея репутации, в месяц потребуется вкладывать в рекламу не менее 100 тысяч рублей. Третья статья расходов — обучение сотрудников. Конечно, вы можете нанять опытных сотрудников, но в таком случае вам придётся повышать рекламный бюджет, ведь опытные риелторы не заинтересованы сидеть без объектов, кроме того опытные сотрудники и зарплату просят выше. Либо вам всё-таки придется вкладываться в обучение новых сотрудников.
Но при любых инвестициях вероятность, что вы вылетите в трубу, всё равно выше среднего. Поэтому главное — иметь свою сформированную клиентскую базу. Успех зависит только от этого. Причём в риелторском бизнесе клиентскую базу нельзя украсть, так как между клиентами и риелторами отношения строятся на доверии, хорошего риелтора передают из рук в руки, ведь люди доверяют ему своё самое ценное имущество — квартиры, дома. Часто люди идут не к профессионалу, а к «знакомому риелтору». Поэтому нужна сформированная репутация хотя бы в своем узком кругу.
директор агентства недвижимости «Ваш надежный риелтор и НЛБ» (Казань), президент Гильдии риелторов Республики Татарстан
Если такой репутации нет, то вам придется раз в 30-40 увеличивать рекламный бюджет в отличии от бюджета АН с уже сложившейся репутацией и клиентской базой. У нас в городе был пример выхода на рынок агентства недвижимости без репутации. Они не привлекали при открытии мощных риелторов и вынуждены были тратить колоссальный бюджет на рекламу. И это агентство выжило, пережило кризис и существует до сих пор. Но таких примеров единицы. Много примеров, когда агентство открывается по франшизе, но девять из десяти таких бизнесов провалились, не сумев перешагнуть через репутационность.
Где искать средства на запуск? Нет специальных государственных фондов или программ, которые поддерживали бы работу риелторов. Дело в том, что этот бизнес сегодня не регулируется государством — Закон о риелторской деятельности до сих пор не принят, хотя он уже рассматривается в первом чтении Госдумой РФ. Кредиты, по мнению участников рынка, это тупик. Во-первых, будет крайне тяжело взять кредит на открытие такого бизнеса, ведь банки понимают, что риелторский бизнес, по крайней мере на начальном этапе, очень непостоянен: сегодня можешь заработать хорошо, а завтра плохо. Всё зависит от ваших способностей, личных качеств, настойчивости, энергичности. Самый большой бич риелтора — лень. Поэтому если хотите добиться успеха, будьте готовы работать с 7 утра до 9-10 вечера, без выходных и праздников. Впрочем, нестабильность в работе риелтора связана ещё и с состоянием рынка, который иногда ведёт себя непредсказуемо. Например, в 2006 и 2009 годах доходы одного и того же риелтора сильно различались в связи с экономической ситуацией в стране. Поэтому рассчитывать на кредит рискованно.
Можно найти инвестора. Или же заработать необходимые для запуска средства самому, работая как наёмный сотрудник. Например, успешный американский предприниматель Роберт Кийосаки много лет работал менеджером в фирме и параллельно разрабатывал и продумывал свои проекты.