что нужно чтобы открыть свадебное агентство с нуля
Хенд мейд
«Белый клевер»: как начать зарабатывать на хенд мейде
История студии декора «Белый клевер» началась с увлечения Марии Черепановой, одной из ее основательниц, скрапбукингом. Два года назад вместе со своей подругой она занялась оформлением свадеб практически без стартового капитала. За прошлый год выручка компании составила почти 800 000 руб. Впереди много планов: на достигнутом команда «Белого клевера» останавливаться пока не намерена.
Рассказывает Мария Черепанова, соучредитель студии декора «Белый клевер» (Пермь)
Предыстория
У меня была довольно тяжелая и скучная работа. В какой-то момент я поняла, что нужно взять тайм-аут, отдохнуть и пожить для себя. Это был отличный период для рефлексии и поиска дальнейшего пути.
Ради развлечения я занялась хенд мейдом (открытки ручной работы и всякие милые штучки, блокноты, альбомы и др.). Видимо, получалось неплохо, потому что почти сразу же появились заказы на изготовление свадебных приглашений, необычных деталей для интерьера и декора.
Первый «заказ» по оформлению мероприятия появился случайно: у моей подруги Марины намечалась свадьба, нам захотелось сделать красивое оформление для этого торжества, как на фотографиях с хороших американских и европейских свадеб. Хотелось красок и колорита, прикольных мелочей: необычной флористики, аксессуаров для фото, дизайнерских приглашений. И у нас получилось! Фотографии с этой свадьбы были выложены в соцсети, откуда к нам и пришел первый настоящий заказ, а невеста — Марина, стала соучредителем в нашей вновь созданной компании, которую мы назвали «Белый клевер».
Мы долго думали над названием, не хотелось чего-то конкретного, хотелось легкости и восприятия на уровне ассоциаций, ни к чему не обязывающего словосочетания. Белый клевер — цветок луговой, простой и милый, по своему трогательный…именно таким мы видели оформление своих свадеб.
О первых клиентах
Следующая свадьба была уже у незнакомых до этого людей — он пришли, увидев фото со свадьбы Марины во «ВКонтакте». Это был заказ на 5 000 руб. А потом все завертелось само собой: люди начали сами нас находить, заказывать оформление торжеств. И это при том, что у нас не было стартового капитала и почти не было первоначальных вложений! В основном все необходимые инструменты были ранее куплены для себя, это было просто хобби. Остальное оборудование и материалы появлялись постепенно, по мере надобности, от проекта к проекту. Правда, со временем, их стало так много, что встал вопрос о складе. Пока что мы организовали склад в квартире, в которой не живем. В настоящий момент занимаемся поиском подходящего помещения, чтобы совместить функцию склада, мастерской и офиса.
О конкурентах
Несмотря на то, что в нашем городе много фирм, работающих в сфере свадебного декора, мы чувствуем себя довольно комфортно. Все дело в том, что большинство из них работают на поток. В отличие от них, мы постарались уйти от формата стандартного и отработанного свадебного дизайна. Мы пошли иным путем: наша задача — сотворить маленькое чудо, удивить и порадовать, а потому и подход у нас индивидуальный.
Мы не делаем по 5 свадеб за день. Бывает, что у нас 2-3 (!) мероприятия в месяц, но на подготовку к ним уходят недели. Зато какой размах! Мы прорабатываем каждую мелочь, каждую деталь. А еще очень приятно, когда ты находишь особенность в каждой паре и, зацепившись за эту ниточку, за то самое важное, что связывает людей, начинаешь накручивать целый ворох идей. В итоге рождается что-то невероятно милое и родное, близкое по духу именно этим ребятам.
О сложностях
Сейчас в нашей команде постоянно работают 5 человек и еще 8 ребят работают с нами на выездах. Самое интересное, что те, кому близко творчество и у кого есть желание делать нестандартные вещи, приходят к нам сами, им нравится работа. Так что без ложной скромности можно сказать: у нас работают только фанаты своего дела.
Но вначале были и трудности. Так, для нас как для людей творческих было сложно столкнуться с миром цифр, смет, договоров. Теперь у нас правило: считать каждую потраченную копейку, мониторить цены, после завершения проекта анализировать прибыльность тех или иных позиций.
На сегодняшний день вокруг нас уже сформировался круг лояльных людей из числа клиентов, сотрудников, подрядчиков, фрилансеров, агентов. Например, есть хороший знакомый в типографии, который может напечатать наш заказ, подвинув всех крупных клиентов, есть чудесная кондитерская, где мы заказываем сладости.
О выручке и планах на будущее
Сейчас о нас узнают в основном по сарафанному радио. Но мы твердо решили расти. С недавних пор мы участвуем в мероприятиях — встречах с деятелями свадебной индустрии, где рассказываем нашим потенциальным клиентам о своей работе. Формат разный: презентации на 150-200 гостей и маленькие мастер-классы и девичники для нескольких невест.
Впереди много планов. Сейчас хотим найти более просторное помещение, где наша команда сможет работать в любое время суток, набрать новых ребят, ведь проекты становятся все масштабнее и рабочих рук уже не хватает. Кроме того, нужно постоянно развиваться, посещать курсы и тренинги, учиться новому и обучать свою команду, чтобы повышать планку качества.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Свадебное агентство: преимущества и сложности бизнеса
Одним из немногих рынков, которых не коснулся кризис, остается свадебный рынок. Пока на нем могут довольно успешно работать и столичные, и региональные агентства. Но есть несколько факторов, влияющих на успех.
О приметах, влияющих на бизнес, состоянии свадебного рынка, его преимуществах и проблемах Анна Марышева, основательница Marry me! рассказала в интервью Контур.Журналу.
Экспертиза
До того как открыть свой бизнес, я около трех лет работала в свадебном агентстве и за этот период накопила большой опыт и экспертизу. Собственное агентство Marry me! я открыла в 2014 году, и вот уже два года оно успешно работает в Красноярске.
Помимо того, что свадебная тема мне интересна и я хорошо в ней разбираюсь, выбор бизнес-направления был обусловлен еще и открывающимися перспективами.
На свадебном рынке высокая конкуренция, и за последние четыре года качество услуг заметно повысилось, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.
В Красноярске, например, тоже хорошо развит свадебный бизнес, здесь каждый год появляются новые агентства, декораторы, услуги.
В свадебном бизнесе несколько направлений работы: можно разрабатывать декор, можно быть хорошим режиссером и делать феерические с точки зрения режиссуры мероприятия, можно сочетать одно и другое. Главное — постоянно наращивать уровень экспертизы и развиваться в свадебной сфере. А поскольку эта сфера очень многогранная, то приходится быть экспертом и в моде, потому что приходится иметь дело со свадебными платьями, и в ресторанном бизнесе, и в кухне, так как одна из главных составляющих свадьбы — это банкет, и в шоу, и в декоре, и во флористике.
Достоинства и недостатки
Свадебное агентство можно создать с нуля. На Marry me! изначально был потрачен минимум на сайт и рекламу. Мы и правда делаем деньги из воздуха, потому что организация мероприятия — это в основном умственные затраты, мы осваиваем бюджет и ничего не вкладываем. Это огромное преимущество этого бизнеса, но есть и множество специфических проблем.
Одна из самых больших сложностей нашего бизнеса заключается в четкой организации процесса. Свадебный организатор должен свести все службы и подрядчиков, чтобы они работали в одной связке, и стать для них главным, чтобы они все прислушивались к тебе, поскольку только ты знаешь, какую цель несет проект и что должна сделать каждая служба. Донести информацию до каждого и проконтролировать — самая сложная задача.
В силу специфики бизнеса мы имеем дело с огромным количеством подрядчиков — и в процессе подготовки, и в свадебный день. Они все разные, и зачастую к творческим людям, фотографам и артистам, нужен отдельный подход. Другой тип подрядчиков — это грузчики, монтажники, ребята, которые готовят площадку к мероприятию, с ними тоже нужно уметь работать. Лучше всего, конечно, иметь дело с проверенной командой, тогда за результат можно не переживать.
Еще одна сложность — сильная зависимость от сезона. В основном все хотят жениться летом, поэтому зимой происходит спад активности, и в этот период мы больше готовимся к летней реализации проектов. Летом же у свадебных специалистов нет выходных вообще, все работают в режиме нон-стоп.
Постоянная головная боль участников рынка — это работа над уменьшением влияния фактора сезонности, поиск решений, которые минимизируют спад.
Например, мы стараемся донести до всех наших клиентов мысль о том, что зимние свадьбы — это тоже красиво. В частности, ведем «разъяснительную» работу в социальных сетях.
Специфика и детали
Мы отказались от развития других направлений, хотя ранее пробовали заниматься ивентом (организация корпоративов, Новый год). Но в результате мы пришли к выводу, что свадьбы — это особый вид праздника, очень сложный, поэтому, когда ты начинаешь распыляться на какие-то другие мероприятия, можешь что-то упустить в организации.
Мы работает с особым видом клиентов. Во-первых, они часто не знают, чего хотят. Поэтому приходится всей команде проводить сложную работу, выяснять, что именно нужно заказчику и какие результаты он хочет получить. Далее мы делаем презентацию.
Организация свадьбы — это и творческая, и психологическая работа, когда ты пытаешься через косвенные вопросы понять ожидания клиента. Причем часто приходится работать в стрессовых условиях, важно сохранять железное спокойствие.
Иногда пары предлагают свои идеи по организации. Но тут надо тоже оценивать целесообразность их реализации. У нас была одна девушка, которая хотела на выездной церемонии разыграть ситуацию со сбежавшей невестой, поставить в ступор жениха и всех гостей, но мы отговорили ее от этого рискованного шага. Неизвестно, что бы могло получиться в результате.
Из необычных свадеб у нас была церемония на корабле: корабль плавал по Енисею, затем швартовался у пристани, где проходила выездная церемония. Одни молодожены прибыли на выездную церемонию на вертолете, что тоже было весьма неожиданно.
Нестандартные сценарии всегда требуют проработки дополнительных организационных решений, учета множества деталей. Куда приземлится вертолет? Не снесет ли поток воздуха от работающих винтов свадебный декор?
Приметы и планы
В то время как свадебный бизнес сильно зависит от сезона, он почти не подвержен экономическим проблемам. Люди на свадьбах экономить не будут даже в кризис, ведь для многих это очень значимый праздник. Зато есть другие факторы, связанные с приметами. Например, 2016 год был високосным. Считается, что жениться в такой год — плохая примета. Плюс есть еще лунные календари и гороскопы, которые, как это ни странно, тоже влияют на решения человека.
В этом году мы провели 16 мероприятий, и это считается очень хорошей загруженностью. В 2017 году мы хотим уменьшить количество мероприятий, но увеличить их средний чек, чтобы было меньше текучки и больше качества и заработка. Еще мы хотим делать проекты не только в Красноярске, но и выездные мероприятия за границей для тех, кто устал от классических церемоний.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
«Впудре»: как открыть свадебное агентство с нулевыми вложениями
Когда Виолетта Чернощечкина из Екатеринбурга получила диплом экономиста, она даже подумать не могла, что когда-то будет заниматься свадьбами. Но знакомые очень просили, и она решилась: в 2010 году все началось с маленького блога, который два года спустя превратился в одно из самых успешных свадебных агентств на Урале.
Виолетта Чернощечкина рассказала «Контур.Журналу» о том, как конкуренты регулярно пытаются переманить у нее сотрудников, почему она скептически относится к франшизам и зачем смотреть на бизнес через призму личных отношений.
Агентство «Впудре» – участник конкурса «Я бизнесмен — 2014». Ролик можно посмотреть по ссылке.
Бизнес по бартеру
По образованию я экономист, поэтому не имею никакого отношения к свадебному бизнесу, искусству или дизайну. Я хотела быть журналистом, но мой папа решил, что первое образование должно быть экономическим. С тех пор я работала десять лет на разных заводах, но в итоге решила посвятить себя свадьбам. «Впудре» — это мой первый бизнес.
Все началось с первой свадьбы, которую мне помогала делать знакомая. Церемония получилась красивой, и мы выложили ее в тематический блог. Люди в городе узнали о ней и стали просить сделать им такую же. Мы долго отказывались, но потом все-таки решили попробовать. Так мы стали организовывать вполне успешные свадьбы и выкладывать их в блог. Потом моя подруга уехала в Америку, и блог прекратил существование. Но я решила не бросать тему свадеб и открыла свое агентство.
У меня не было никакого начального капитала. Только мои идеи. Впрочем, никаких вложений не требовалось — я продавала навыки организатора. Сайт мне рисовала одна из моих невест, взамен я помогла ей сделать свадьбу. Точно так же, по бартеру, делал первые снимки фотограф.
Команда и конкуренты
Когда я запускала бизнес, я писала всем, кому могла, предлагала сделать бесплатно совместный проект, и так познакомилась со всем рынком. В своей нише мы все дружим, регулярно встречаемся, обсуждаем тенденции и новые веяния. Так как все друг друга знают, никто никому не строит козни. К тому же каждый работает в своем уникальном стиле, рассчитанном на разных клиентов.
С помощью конкурентов я могу отслеживать прогресс своего агентства. Я уверена, что мы уже переросли тех людей, на которых пытались равняться в прошлом году. Сейчас мы тягаемся с мастодонтами рынка — теми, кто организует свадьбы 10-15 лет. Это радует, однако стало тяжелее, потому что у них за спиной не только опыт, но и наработанная база клиентов.
У меня регулярно пытаются переманить моих людей: пишут им, предлагают перейти в новое, только что открывшееся агентство. Но мои сотрудники всегда мне об этом рассказывают и показывают эти сообщения. Я каждый раз злюсь и прошу «новичков рынка» больше так не делать.
Сейчас со мной работают семь человек: организаторы, декораторы, дизайнеры и полиграфисты. Еще есть пул специалистов, которых мы любим и с которыми регулярно сотрудничаем: фотографы, видеографы, визажисты. Я придерживаюсь такой политики: с людьми, с которыми я работаю, я должна дружить. Мне действительно очень некомфортно работать с новыми партнерами, которые живут по принципу just a business и не хотят переходить на другие уровни общения. Я обычно меняю таких партнеров со временем, потому что личные отношения — важный элемент моей работы.
Мне всегда очень трудно найти новых специалистов, раскрыть их и выучить под себя. Например, недавно мы пытались найти дизайнера, это заняло почти месяц, при этом мы считаем, что справились с задачей довольно быстро. Хорошие специалисты просят очень больших денег. Я не осуждаю их за «ценник», просто считаю, что наш рынок не может столько заплатить.
Недавно мы выложили тестовое задание на разработку пригласительных, чтобы отсеять тех, кто в принципе не понимает наш стиль. Было много работ низкого уровня и ответов в стиле «Я профессионал и не буду делать задание бесплатно». Тем не менее мы нашли двух девочек, которыми я очень довольна, и даже пригласили несколько дизайнеров на подработку.
Как рождаются идеи
Когда начинаешь вариться в свадебной среде, видишь красивое везде. Я подписана на паблики в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram, слежу за известными фотографами. Практически вся моя команда следит за московскими агентствами, мы учимся у них, что-то копируем. Часто вдохновляемся идеями самих молодоженов.
Например, недавно пришла пара, которая любит космос, «Звездные войны», Дарта Вейдера, а эта тема, скажем так, не свадебная. Мы стали думать, как это обыграть, приехали в зал, который выбран для торжества, увидели, что он оформлен в красных и серых тонах. Так мы вышли к теме огня: придумали космически-мифическое существо с оранжево-красным пламенем, что-то вроде жар-птицы или сойки-пересмешницы.
Конечно, есть какие-то свадебные течения, но все равно у каждого своя история и свои предпочтения. Два года назад был моден винтаж, но он уже поднадоел. Можно отметить тенденцию к увеличению количества цветов на свадьбе. Несколько лет назад свадебный бюджет на цветы у нас не превышал 7000 руб., и тогда эта сумма казалась довольно высокой. Сейчас она увеличилась почти в 10 раз, и клиенты говорят: «Да, это дорого, но мы готовы потратить эти деньги».
Свадьбу можно сделать, наверное, и на 150 000 руб., но обычно я говорю парам так: «Если я хочу поддерживать определенный уровень, то на хорошую свадьбу из 40 человек разумно потратить 600 000 — 700 000 руб., чтобы было красиво, комфортно и весело». Это не свадьба с изысками — павлинами, гуляющими по французскому саду. Это хорошая свадьба с самыми основными элементами.
Держать руку на пульсе
Многие агентства продают свой фирменный стиль по франшизе. Это точно не для меня. Есть определенный уровень, который хочется поддерживать во всех городах. Там, где меня нет, я его поддерживать не могу.
Самая большая проблема свадебного бизнеса — он требует моего постоянного присутствия. Его нельзя оставить ни на секунду, потому что он не развивается сам по себе, а требует постоянного вливания энергии, сил и идей. Именно поэтому мне очень тяжело развивать филиалы в тех городах, где меня нет. Идет плохо, не на том уровне, как бы мне хотелось.
В Екатеринбурге работать сейчас проще, мне помогает сарафанное радио. На свадьбах я часто встречаю своих же молодоженов, которых женила. Я не очень верю в рекламу в журналах или интернете. Мы раскручиваем только свои профили в сетях «ВКонтакте» и Instagram, сайт Vpudre.ru, но сарафанное радио — лучший способ. Будешь работать хорошо — люди заговорят о тебе.
Предусмотреть все невозможно, поэтому кризисные ситуации — обычное дело. Однажды на свадьбе загорелся ковер. Мы поджигали большие бенгальские огни в помещении, они начали дымиться, гости стали бросать их на пол — и синтетический ковер загорелся прямо под ногами. Ситуация была неожиданная и неприятная, но мы спокойно отреагировали на нее, поэтому никакой паники и давки не случилось. В другой раз ветер сдул в реку место регистрации. Это была деревянная инсталляция, которая стояла на веранде. Мы спокойно выловили ее из воды и принесли назад. Главное — в любой ситуации сохранять спокойствие и здоровое чувство юмора.
Организатор берет на себя все
Свадебный бизнес характеризуется очень высокой сезонностью: в зимне-осенний сезон свадьбы тоже есть, но их меньше — одна-две в месяц, а летом мы проводим церемонии каждые выходные. Рабочий сезон обычно начинается с февраля, свадебный — с марта по сентябрь.
Начинается все с обязательной встречи с женихом и невестой: на ней мы рассказываем, что мы делаем и как это будет происходить. Показываем перечень услуг, которые будут входить в полную организацию свадьбы, озвучиваем цены на организацию, подсчитываем первоначальный бюджет, показываем, что такое идея свадьбы и в каком виде они ее получат.
Если человек приходит с бюджетом в 300 000 руб., я объясняю, как лучше всего потратить эти деньги. И пара решает, подходит им это или нет. Мы подписываем договор, они вносят аванс, после этого начинается поиск места, фотографов, ведущих, разработка идеи свадьбы, подбор платья. Обычно весь процесс длится от трех месяцев до полугода. Мы берем на себя абсолютно все, плотно работаем с ребятами, постоянно что-то обсуждаем, вплоть до того, где можно купить шерстяные белые колготки. Каждый день общаемся с невестой. Когда свадьба проходит, через неделю невесты обычно говорят: «Я прихожу на работу и становится грустно, в соцсетях и почте от вас нет писем, к которым я за полгода так привыкла».
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Стать свадебным организатором
И ходить на праздник как на работу
Год назад Люба вышла замуж. Ей понравилось организовывать свою свадьбу, и она бросила работу юристом, чтобы стать свадебным организатором.
Я расспросил ее о карьере, работе, деньгах и трудностях.
Зачем нужен свадебный организатор
Организатор — такая «точка сборки» свадьбы. Он делает так, чтобы все нужное на свадьбу приехало, все хорошо провели время, а потом уехали по домам, а не в больницы.
Свадьба — большое событие: в нем участвуют артисты, повара и официанты, кондитеры, флористы, декораторы, водители, пиротехники, охранники, каскадеры, кареты, кони, ряженые, врачи и бойцы спецназа. Сначала нужно разыскать их, подобрать, синхронизировать, договориться о ценах, утвердить с каждым концепцию, составить общую программу и договориться с площадкой, на которой все это будет происходить. А еще нужно сделать так, чтобы все это нравилось невесте, жениху и их родителям.
Потом площадка в последний момент откажет, клоуны заболеют, кони взбрыкнут, а у кондитера собака съест товар. Тогда всю работу нужно проделать заново за два дня до свадьбы.
В день свадьбы нужно убедиться, что все приехали на нужную площадку (а не в такой же ресторан на другом конце города); проверить качество установки декораций, чтобы никого не убило; осмотреть цветы; проверить уровень дизеля в генераторе; разогнать тучи; дать нашатыря свекрови; успокоить десантника со стороны жениха и выслать вертолет за невестой, потому что в городе пробки и она никак не может выехать из дома.
Эту работу могут выполнить и сами молодожены — но тогда они берут на себя организацию большого проекта и решение проблем на месте. Не смертельно, но приятного мало. Жених весь день свадьбы раздает исполнителям конверты с гонорарами, невеста ругается с флористом, а ледяная скульптура лебедя стоит в пробке на другом конце города.
Если свадьба большая или молодожены не хотят заморачиваться, они обращаются к организатору. Он готовит свадьбу заранее и контролирует обстановку в день свадьбы. Молодожены просто приходят на праздник, а организатор координирует подрядчиков, всем платит и решает проблемы.
Рынок
Одни организаторы работают сами по себе и получают клиентов через знакомых. Другие открывают агентства, в которых работают несколько организаторов. Некоторые агентства специализируются на свадьбах, другие занимаются любыми праздниками: хоть юбилеями, хоть утренниками.
Отдельно от агентств на рынке работают подрядчики: декораторы, флористы, кондитеры, рестораны и кейтеринг, артисты и ведущие, фотографы и операторы. Есть фирмы, которые организуют логистику или просто дают в аренду транспорт. Еще есть те, кто поставляет свет и звук, организует уборку, безопасность, проводит флешмобы или профессионально занимается пиротехникой. Как правило, все эти подрядчики одновременно обслуживают весь рынок ивента: и концерты, и свадьбы, и фотосессии, и что угодно.
Одна из задач организатора — собрать вокруг себя надежных подрядчиков и быстро предъявлять их клиентам. Например, если жених должен въехать на церемонию на коне, то у организатора должен быть подрядчик, который договорится с конем.
Хороший организатор знает, кто из ведущих пьет и как сильно; какой стилист подойдет какой невесте; сколько стоят бумажные розочки у разных декораторов; к кому из фотографов идти за утонченными фотоисториями, а кто даст качественную невесту на ладошке. Организатор — это такой проводник на рынке праздников: он знает, кто сколько стоит, как с кем договариваться и кого с кем можно сочетать.
Учеба
Почти все известные агентства проводят собственные курсы свадебных организаторов. Так они делятся с новичками опытом, помогают набрать базу подрядчиков и присматривают себе кадры. Можно обойтись и без этих курсов, потому что опыт и базу можно наработать и своими силами. Дипломы и формальное образование для этой работы не нужны.
Учебные программы бывают разные: месячные, недельные и даже двухдневные интенсивы в выходные. Цена зависит от города, известности свадебного агентства и продолжительности обучения, обычно она колеблется от 20 до 45 тысяч рублей.
Люба решила не торопиться и разобраться в теме основательно, поэтому пошла на 30-дневные курсы свадебных организаторов за 30 000 рублей.
стоили курсы свадебных организаторов
Теоретические занятия шли каждый день по несколько часов. На них рассказывали, как организовать свадьбу летом, зимой или осенью; что делать, если нужно подготовить выездную регистрацию; как избежать основных ошибок и найти надежных специалистов к себе в команду. В конце всем участникам выдали готовые сценарии для разговора с клиентами и подрядчиками, а еще шаблоны договоров и других документов.
Потом началась практика в качестве помощника свадебного организатора. Люба встречала гостей, искала потерявшихся артистов, бегала с вазами для цветов, следила, чтобы официанты вовремя выносили горячее, — делала самую тяжелую работу. Все это было частью обучения, поэтому она трудилась бесплатно. Так Люба смогла увидеть процесс изнутри.
На практике Люба показала себя хорошо, и ей сразу предложили место в агентстве по аренде оборудования и свадебных площадок. На работе она ежедневно общалась с людьми, которые пытаются организовать свою свадьбу. Так ей удалось найти первых клиентов и в ее портфолио появились успешные проекты. Этого оказалось достаточно, чтобы включилось сарафанное радио.
общая сумма, которую Люба потратила на обучение
Можно было, конечно, всего этого не делать и просто начать работать самостоятельно. Но как говорит Люба, такие курсы — это еще относительно простой способ войти в индустрию. Своими силами это было бы сделать тяжелее.
Деньги
За год работы Люба провела 15 свадеб с бюджетами от 200 тысяч до 1 млн рублей. Свадьбу на миллион она готовила 6 месяцев и получила за нее 250 тысяч. Такая сумма сложилась из двух частей: гонорара от молодоженов и комиссии от подрядчиков.
заработала Люба за организацию свадьбы, общий бюджет которой — 1 млн рублей
Комиссия с подрядчиков — основа заработка организатора. Размер зависит от региона и умения вести переговоры, но в среднем это 10% от заработка подрядчика. По сути, это благодарность специалиста за то, что организатор зовет его на свои мероприятия. Конечно, клиенты могут найти подрядчиков и сами, но, не ориентируясь на рынке, легко нарваться на непрофессионалов и испортить себе праздник.
Необходимые навыки
Снаружи свадьба — это кружева, крем и рюшки. Изнутри — ярость, пот, кровь и трехэтажные маты. Вот что должно быть в сердце и голове хорошего свадебного организатора.
Организаторские способности. Считается, что работа в свадебном бизнесе для творческих людей. Люба убеждена, что организатора это касается в последнюю очередь. В первую очередь свадьба — это логистика, документы, сметы и решение проблем.
Предусмотрительность. Свадебный организатор обязан помнить обо всех мелочах и предугадывать любые форс-мажоры. Если Люба готовит свадьбу на открытом воздухе, она обязательно держит под рукой зонты, пледы и тепловые пушки. Если молодые захотят сыграть свадьбу в «красивые» даты, например 08.08.2018, она всеми силами постарается их отговорить. В такие дни площадки, фотографы и ведущие многократно задирают ценник, а в загсе творится кромешный ад.
Однажды Люба готовила свадьбу в престижном яхт-клубе. Неожиданно оказалось, что нигде поблизости нет мусорных баков и мешки просто сваливают горой на заднем дворе. Чтобы гости свадьбы случайно не набрели на такую пирамиду, Любе пришлось срочно размещать заказ на «Ю-ду» и самой платить 2000 Р за вывоз мусора.
Дисциплина и многозадачность. Обычную свадьбу без экзотических деталей опытный организатор может подготовить за неделю. На мероприятия сложнее приходится тратить несколько месяцев. Одновременно Люба ведет до пяти проектов: пока одни заказчики изучают смету, с другими она выбирает площадку, а между делом бронирует декораторов и кейтеринг для третьего проекта.
Внимание к деталям. Организатор должен лично проверить, правильно ли расставлены столы в банкетном зале, не бросается ли в глаза оборудование, одет ли диджей по дресс-коду и даже все ли лампочки горят в люстрах. Детали решают: создают ощущение праздника или тянут мероприятие на дно.
Любовь к людям. С молодоженами придется общаться в течение нескольких месяцев, внимательно выслушивая их пожелания. Скорее всего, за это время невеста успеет пару раз полностью поменять концепцию и обвинить во всем организатора. С этим нужно просто смириться: свадьба — большой стресс для молодоженов. Люба говорит, что к концу проекта клиенты становятся настолько родными, что она больше, чем гонорару, радуется их довольным улыбкам, когда они видят, что все получилось как задумано.
Крепкие нервы. Обычно в день торжества даже самый четкий план разваливается: ведущий в последнюю минуту откажется работать, артисты опоздают на три часа, а водитель автобуса напьется. Организатор должен внушать молодоженам чувство спокойствия и безопасности, даже если за сценой пьяные официанты устроили дуэль на горящих шампурах.
Минусы профессии
В профессию свадебного организатора войти легко, но так же легко в ней и разочароваться. Лучше заранее знать, с чем придется столкнуться.
Сезонность. Высокий сезон начинается в мае и длится до конца сентября. В эти месяцы свадебный организатор работает без остановки: все выходные расписаны под проведение свадеб, а в рабочие дни нужно успеть доделать последние приготовления.
Голодный месяц — ноябрь, когда уже лежит снег, но для красивой зимней свадьбы его еще мало. В этот период спасают новогодние корпоративы. В феврале и марте наступает Великий пост — многие стараются не проводить масштабных мероприятий с застольями. Обычно в это время свадебные организаторы устраивают себе отпуск и уезжают к морю.
Ответственность. Результат работы фотографа — красивые фотографии, кондитера — вкусный торт. Люба отвечает за свадьбу целиком. Если подводит фотограф или кондитер, претензии будут к организатору: ведь это она привела этих специалистов, а значит, отвечает за результат.
Пьяные гости. Правильно рассчитать необходимое количество алкоголя тоже задача свадебного организатора. Но как ни старайся, всегда найдутся гости, которые перебрали. Любе часто приходится усмирять взрослых солидных людей, которые кидаются мебелью и ломают аппаратуру.
Пьяные ВИП-гости. Свадьба — дело недешевое, и среди клиентов попадаются дети богатых и влиятельных родителей. Сами дети еще ничего, но вот с родителями и их гостями могут быть трудности. На свадьбе можно встретить пьяного сотрудника МВД, пьяного бандита и пьяного судью. Все трое, в силу статуса и служебной необходимости, могут быть вооружены.
Рутина. Красочное представление длится всего 10% рабочего времени. Остальные 90% занимает ежедневная рутина и стресс: постоянные пересчеты и оптимизация сметы, переговоры с клиентами, подрядчиками и площадками. Раньше Люба была юристом и не вылезала из зала суда, но даже тогда не работала с бумагами так много.
Ненормированный график. Чем ближе свадьба, тем больше проблем, которые нужно оперативно решать, поэтому последние недели организатор на связи с клиентами круглосуточно. В день торжества Люба уходит с площадки последней, когда демонтировали все оборудование и уехала даже уборщица. После каждого проекта она тратит несколько дней, чтобы отоспаться и прийти в себя.
Раньше, стремясь заработать побольше, Люба проводила по две свадьбы подряд, например в пятницу и субботу. Вернувшись домой в два ночи, она еще доделывала последние детали для следующего проекта. На сон оставалось два-три часа, потому что в шесть утра нужно было снова быть на площадке. В таком режиме на второй день она выглядела как выжатый лимон и ничего не соображала. Чтобы не портить репутацию, Люба решила, что на одни выходные будет брать только одну свадьбу.
Никакой стабильности. Обычная проблема фрилансера или хозяина собственного бизнеса: никогда нельзя быть уверенным, получишь ли новые заказы и сколько в итоге заработаешь.