что нужно чтобы открыть салон лазерной эпиляции
На какие услуги в салоне красоты нужна лицензия
Штраф за работу без лицензии
Если лицензия нужна, но салон работает без нее, владельца оштрафуют по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Штрафы такие:
Для физлиц | Для ИП | Для ООО |
---|---|---|
От 2 000 до 2 500 ₽ | От 4 000 до 5 000 ₽ | От 40 000 до 50 000 ₽ |
Малый бизнес может обойтись предупреждением, если поймали впервые. Но решать вопрос с дальнейшем оказанием услуг все равно придется. За продолжение работы без лицензии — закрывают.
Салоны красоты проверяют прокуратура и полиция. Обычно с проверкой приходят по жалобе клиента, которому, например, не выдали чек. Или конкурентов: на один салон заявление в полицию написала ассоциация лазерных косметологов. Проверяющие смотрят прейскурант, рекламу в соцсетях, договоры с клиентами и опрашивают мастеров. Если есть косметологическое оборудование — заберут как вещдок. Точку в деле ставит арбитражный суд.
На медицинские услуги нужна лицензия
Государство следит, чтобы услуги не вредили здоровью людей. Если безопасность и качество процедуры зависят от образования мастера, помещения по санпинам и спецоборудования, предприниматели должны получить лицензию.
Виды деятельности, на которые нужна лицензия, прописаны в статье 12 Закона о лицензировании. Среди них есть медицина.
К медицинским услугам относится косметология, медицинский массаж, диетология и гигиена в стоматологии. Главная черта медицинской услуги — вмешательство в организм человека. То есть когда мастер, что-то колет, надрезает, надавливает или назначает препараты — это медицина. На такое у салона должна быть медицинская лицензия. У Минздрава есть перечень медицинских вмешательств — если нужно разобраться с услугой салона, смотрят в него.
На деле вот какие услуги посчитают медицинскими и спросят лицензию:
Иногда юристы говорят, что перманентный татуаж — это не косметология, а обычная бытовая услуга парикмахера. Но на деле владельцев салонов штрафуют за микроблейдинг и рисование стрелок на глазах без лицензии.
Удаление волос аппаратом — медицинская услуга. Салоны без лицензии штрафуют.
Нужна медицинская лицензия на уколы ботокса, диспорта, гиалуроновой кислоты и другие косметологические препараты. Пример штрафа.
🥼 Консультации по питанию и диетам.
Медицинскую лицензию обязан получить салон — конкретный ИП или ООО, а не мастер, который оказывает услугу клиенту. Отвечать перед госорганами будет тоже салон. За медицинской лицензией обращаются в Росздравнадзор в своем городе. Лицензия бессрочная.
На учебные курсы при салоне нужна образовательная лицензия
Образование — это деятельность, для которой нужна лицензия по п. 40 ст. 12 Закона о лицензировании.
Обучить нового колориста — не образование. Мастер-класс для коллег по ламинированию ресниц — тоже нет. А вот если салон разработал программу уроков, обучает по ней мастеров, экзаменует и по итогу выдает сертификат — это образование. На такие учебные курсы получают лицензию. За ней обращаются в местный Минобр.
На бытовые услуги лицензия не нужна
Косметические процедуры делают для гигиены, коррекции недостатков внешности. Используют декоративную и уходовую косметику. Это так называемый поверхностный уход, без нарушения кожного покрова. Медицинский контроль тут не нужен.
Бытовые услуги это:
🔵 Стрижка волос, усов, бороды,
🔵 Окрашивание волос, бровей, ресниц,
🔵 Прически, плетение кос,
🔵 Ламинирование волос и ресниц,
🔵 Создание постижерных изделий,
🔵 Косметический пирсинг без прокола,
🔵 Шугаринг, восковая депиляция. По мнению Минздрава, эти виды депиляции не относятся к медицинским услугам.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Готовый бизнес-план салона депиляции
133 500 ₽
67 000 ₽
1,5 месяца
Считаем бизнес-план салона депиляции на одно рабочее место: сколько денег нужно вложить, какие расходные материалы покупать и сколько на этом можно заработать.
133 500 ₽ — инвестиции для салона депиляции
Чтобы открыть салон депиляции, нужно арендовать помещение, сделать там ремонт, закупить мебель, оборудование и материалы. Рассказываем подробнее о каждом пункте.
Аренда помещения. Для салона депиляции не нужно помещение на первой линии: в салон чаще приходят по записи, поэтому нет смысла переплачивать за проходное место. Если город небольшой, помещение может быть в любом районе, кроме совсем малонаселенных окраин.
Если в салоне будет работать один мастер, достаточно площади в 18 м². Если с сотрудниками, то на каждое рабочее место нужно заложить дополнительные 10 м².
Такое помещение в небольшом городе обойдется от 10 000 до 50 000 рублей, в миллионниках — от 50 000 до 200 000 рублей, в зависимости от места.
При выборе помещения важно, чтобы были:
Не стоит брать влажное и темное помещение, даже если оно недорогое.
В наших расчетах мы будем отталкиваться от аренды помещения на одно рабочее место со стоимостью 15 000 рублей.
Ремонт и мебель. Для ремонта потребуется:
На ремонт небольшого помещения нужно заложить 30 000 — 50 000 рублей.
Также нужно приобрести мебель, вот минимальный набор:
Расходы
Ориентировочные цены
Стойка для ресепшена
Вешалка для верхней одежды
Шкаф для расходников или комод
Шкаф для бытовых вещей
Итого
29 300 ₽
Большую часть мебели можно купить в Икее, но не стоит экономить на кушетке, потому что недорогие кушетки быстро ломаются и у них трескается покрытие. Если хочется сэкономить, можно купить б/у мебель, но в хорошем состоянии.
Оборудование. Оборудование лучше брать новое, вот что потребуется:
Расходы
Ориентировочные цены
Сухожар или стерилизатор
20 000 или 5000 — 15 000 ₽
Контейнер для дезинфекции
Итого
33 500 ₽
Воскоплавы подбирают под материалы, с которыми работает мастер. Например, мастеру-универсалу потребуется два вида воскоплава: под сахарную пасту или полимерный воск и под воск в картриджах.
Материалы. Перед открытием салона депиляции нужно приобрести материалы. При средней загруженности в шесть-семь человек в день их хватит на три-четыре недели, то есть раз в месяц материалы нужно докупать.
Вот что потребуется:
Расходы
Ориентировочные цены
Средство, чтобы подготовить кожу к процедуре
Средство после процедуры, чтобы убрать липкость
Сос-пудра или сос-маска для проблемной кожи
Одноразовые средства гигиены: простыни, перчатки, шапочки, бахилы, трусики, носочки и маски
Итого
25 460 ₽
В расходных материалах больше всего денег уходит на одноразовые средства гигиены, но так было не всегда. До пандемии 50 пар перчаток стоили 400 рублей, сейчас — 1350 рублей. Все одноразовые средства, например маски и простыни, подорожали в 1,5—3 раза.
67 000 ₽ — ежемесячные расходы
В салоне депиляции есть ежемесячные расходы на материалы, аренду, налоги, мобильную связь и интернет. Вот сколько денег на это потребуется:
Расходы
Ориентировочная цена
Нет, если работать самому
Аренда вместе с коммунальными услугами
Расходы на акции, скидки, подарки
Расходы на рекламу
Итого
67 060 ₽
Расходы на налоги и рекламу зависят от размера прибыли и оборота, мы взяли примерные цифры для небольшого салона. Еще в салоне могут быть переменные расходы, например на обучение мастера, но в нашем бизнес-плане мы их не считаем.
Полтора месяца — окупаемость салона депиляции
Окупаемость салона депиляции зависит от двух показателей: среднего чека и количества клиентов. В небольших городах средний чек — 1200 рублей, в крупных — 1900—2000 рублей.
У одной процедуры депиляции низкая себестоимость: например, шугаринг зоны бикини стоит 1100 рублей, а себестоимость процедуры — 180 рублей.
В среднем за день один мастер успевает принять 6—7 человек, но всё зависит от подхода к работе и клиентов. Людям, которые приходят в первый раз, нужно больше времени, потому что мастер расспрашивает о коже, аллергии на вещества и рассказывает о процедуре и домашнем уходе после нее.
Для примера мы посчитали окупаемость салона с 130 клиентами в месяц и средним чеком в 1200 рублей. Получилось, что на второй месяц работы салон окупит себя и начнет приносить прибыль.
Как открыть свою студию лазерной эпиляции? 5 шагов
Одним комфортно шаг за шагом строить карьеру в компании, другим тяжело усидеть на месте, они постоянно меняют сферы деятельности. А третьим хочется большего, и они открывают свое дело. Если ты в числе последних, ты пришла по адресу: сейчас мы расскажем, как открыть бизнес – салон красоты, даже если ты в этой теме новичок. Все волнующие вопросы о предпринимательстве в бьюти-сфере мы задали опытным игрокам этого сегмента: соучредителям сети студий лазерной эпиляции CHI-CHI Дмитрию Радионову, отвечающему за развитие и рост сети студий, а также Михаилу Горбачеву, который занимается производственными процессами, открытием и работой студий CHI-CHI. Им удалось не только запустить успешную флагманскую студию в Казани, но и составить отточенную бизнес-модель франшизы: на сегодняшний день 30 салонов сети представлены в 26 городах России, и ни один из них не закрылся за непростой 2020 год. Напротив, франшизы выходят на безубыточность уже через месяц работы! Ну что, готова погрузиться в мир предпринимательства? Тогда поехали!
С чего начать: составление бизнес-плана салона красоты
Что должно быть в бизнес-плане?
Даже если в голове идея проекта выглядит складно, это не значит, что задумка пройдет проверку реальностью. Чтобы избежать разочарований, нужно составить бизнес-план с перспективами проекта, обоснованием его успешности, идеями для развития, целевой аудиторией, расчетом выхода на прибыль и вариантами продвижения. Если тебе все же нужна поддержка опытных предпринимателей, рассмотри вариант франшизы салона красоты. Например, создатели CHI-CHI предлагают комплексные решения, в том числе и готовый бизнес-план салона красоты. «В нашем случае бизнес-план служит двум целям, – рассказывает специалист по производственным процессам Михаил Горбачев. – Он направлен на открытие студии за 6 недель и на последующий вывод этой студии на плановые показатели». Что же конкретно предлагает своим франчайзи CHI-CHI? Полную инструкцию, как открыть салон: бизнес-план с финансовой моделью со сметой на открытие со всеми расчетами доходов и расходов на год вперед, модель выбора и обустройства помещения, маркетинговую стратегию, модель работы с персоналом, политику ценообразования, модель работы с оборудованием и поставками, а также все инструкции и регламенты для создания и ведения коммерческой деятельности.
Как открыть салон красоты, если у меня нет опыта?
По мнению представителей проекта CHI-CHI, составить бизнес-план может любой человек, который хотя бы поверхностно разбирается в той сфере деятельности, для которой составляет бизнес план, – в нашем случае бизнес-план салона красоты. Главная проблема – сделать так, чтобы план соответствовал реальности. «Не будем скрывать, мы тоже допускали ошибки, составляя первоначальный бизнес-план, – делится соучредитель CHI-CHI Дмитрий Радионов. – И это при том, что у нас, двоих сооснователей, было и профильное образование, и опыт предпринимательской деятельности». В реальной жизни многое оказывается совсем не таким, как на бумаге, так что и к услугам специалистов при составлении бизнес-плана нужно прибегать с осторожностью: трудно разобраться в специфике конкретной сферы без погружения в нее. А вот франшиза тем и привлекательна, что ты покупаешь готовую работающую бизнес-модель, которую создатели лично проверяли годами.
Как составлялся бизнес-план CHI-CHI?
«Мы изучили рынок в России, Европе и даже в США с Канадой, – поясняет Дмитрий Радионов. – За основу взяли модели канадских студий эпиляции и российских барбершопов, потому что у них много общего, только в первых – аудитория женская, а во вторых – мужская». После изучения спроса и общения с владельцами бьюти-студий создатели пришли к выводу, что российский рынок лазерной эпиляции насыщен только на первый взгляд. На деле имелись три основные категории: дорогие клиники, одиночные локальные салоны и сетевые студии. Первые смутили низкой окупаемостью дорогого европейского оборудования, вторые – отсутствием успешного коммерческого будущего. А вот третий путь – отличный вариант развития. Правда, придется побороться с конкурентами. Но и здесь нашлась ниша для CHI-CHI: многие из присутствующих на рынке хитрили и использовали не лазеры, а более дешевые и менее эффективные аппараты для фотоэпиляции. А CHI-CHI сделали ставку именно на лазеры.
На что стоит обратить внимание новичку, который решил открыть салон с нуля?
Чаще всего молодые предприниматели допускают одни и те же ошибки, в которых виноваты отсутствие опыта и психология работы по найму. «Они занимаются всякой ерундой вроде разработки визиток и выбора техники в офис, – рассказывает Дмитрий Радионов, – то есть погружаются в то, как потратить деньги, а не в то, как их заработать – маркетинг и собственно продукт». Также среди ошибок часто наблюдаются нежелание вкладывать средства в рекламу, работа не с той аудиторией или непонимание желаний клиента. Еще один важный момент: отсутствие планирования развития может привести к тому, что руководство перестает реинвестировать часть доходных средств в развитие, оставляя большую часть выручки в пользу прибыли, а это влечет к упадку компании. Именно поэтому франшиза – безопасный способ начать свое дело: например, компания CHI-CHI и все ее франшизы пережили 2020 год, не закрыв ни одну студию.
Я готова! Что от меня требуется, если я хочу купить франшизу студии лазерной эпиляции?
Вот главные пункты, которые важны при запуске франшизы:
Аренда помещения для студии эпиляции и найм персонала
Как выбрать помещение для салона красоты?
«При поиске помещения мы в первую очередь ориентируемся на санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН), – рассказывает Михаил Горбачев. – Наши студии должны соответствовать определенным стандартам, поскольку мы оказываем косметические услуги». Но не только закон влияют на выбор помещения: создатели CHI-CHI годами формировали собственный чек-лист требований к будущей студии, которым следуют и франчайзи. Например, студия должна располагаться в привлекательном бизнес-центре или коммерческом помещении на первом этаже в жилом комплексе. Обязательны наличие парковки, свежий современный ремонт объекта и последующий ремонт в помещении согласно собственному дизайн-проекту и многое другое. Звучит устрашающе, но бояться не стоит: опытные специалисты из команды сопровождения не дадут ошибиться, помогут с анализом и согласуют подходящий вариант. Начинающему предпринимателю даже передадут смету на ремонт, где детально расписано, на что нужно потратиться при создании франшизы студии лазерной эпиляции.
Что из оборудования придется закупить?
Как мы уже сказали, главный плюс покупки готового бизнеса – салона красоты – в том, что молодому бизнесмену не придется ломать голову над тем, какое оборудование, поставщиков и подрядчиков выбрать. Все уже придумали CHI-CHI: на первом этапе франчайзи остается просто принять у себя грузовик со всем необходимым для открытия и работы в первые месяцы студии. Туда входят:
Остальные мелочи можно легко докупить на месте, например: ноутбук, телефон, онлайн-кассу, терминал эквайринга.
Отлично, а как набирать команду?
По словам Михаила Горбачева, всё просто: вакансии закрываются через специализированные сайты и тематические группы и паблики города. Хедхантинг тоже не под запретом. Кстати, даже в вопросах персонала тебя ждет поддержка: CHI-CHI предоставляют шаблоны вакансий, которые дают высокий отклик. Партнеру остается только обзвонить кандидатов и пригласить подходящих на работу. Готовые модели проведения собеседования тоже имеются, так что всё пройдет отлично, даже это твое первое «интервью» в качестве работодателя: тебе подскажут, на что обратить внимание, чтобы исключить найм неподходящего сотрудника. И не забывай: с персоналом нужно регулярно работать, вкладываться в его обучение, придумывать варианты тимбилдинга, чтобы работники чувствовали себя профессионалами и были настоящей командой.
Продвижение салона красоты и привлечение клиентской базы
С чего начать продвижение своего салона?
«Каналы и методы привлечения клиентов необходимо продумать еще на этапе составления бизнес-плана, – предупреждает Дмитрий Радионов. – Должно быть четкое понимание, откуда и сколько клиентов будет к тебе приходить, а также какие действия необходимо будет для этого проделать». Почему это так важно? На рынке так много рекламных предложений, что у людей вырабатывается «баннерная слепота». Если не привлечь внимание своей креативностью или выгодным предложением, клиенты просто пройдут мимо. Более того, нужно уметь балансировать между разными каналами продвижения, потому что неочевидные методы могут дать хороший результат, а те, на которые делалась основная ставка, могут оказаться мало полезными.
Как выбрать подходящие методы продвижения?
На самом деле их великое множество, но в бьюти-сфере основные площадки для продвижения – это соцсети. В них можно наглядно и быстро познакомить аудиторию со своей студией, закрыть основные возражения и вызвать интерес. Хорошо себя зарекомендовало сотрудничество с микроинфлюенсерами, а также коллаборации и партнерские программы. «Для того, чтобы определить каналы трафика, которые подходят именно вам, придется делать тесты и собирать аналитику по каждому каналу, отсеивать неэффективные и масштабировать те, что дают хорошие результаты», – поясняет Дмитрий Радионов. Но после удачного продвижения нужно предоставить качественную услугу и сервис, тогда клиент вернется и станет постоянным. По статистике CHI-CHI, 82% первых клиентов возвращаются в студию и рекомендуют ее своим друзьям и знакомым.
Но продвижение – это же дорого!
Совсем нет: есть немало бесплатных и условно бесплатных способов. Конечно, не получится полностью обойтись без затрат, но в комплексе с платными они дают внушительные результаты. Опять же, если у тебя франшиза студии лазерной эпиляции CHI-CHI, не придется выбирать методы продвижения путем подбора: есть специальный алгоритм работы с рекламными каналами, который поможет в первое время. А когда студия соберет клиентскую базу, можно постепенно сокращать расходы на рекламу и переключить внимание на удержание и возвращение клиентов.
Оптимизация бизнес-процессов и выход на стабильную прибыль
Как понять, что тот или иной процесс требует оптимизации?
Если ты думаешь, что главное – открыть салон красоты, а дальше всё само наладится, спешим разочаровать: так не получится. В процессе работы «вылезут» все недочеты и просто неудобные решения, которые захочется улучшить или исправить: их-то и нужно оптимизировать. На первых этапах нужно просто запускать и проверять гипотезы, тестировать идеи, выстроить работающую бизнес-модель. А в конце отчетного периода анализировать результаты, смотреть, где можно сэкономить, выявлять нецелесообразные вложения, неэффективное исполнение и т. д. «Все бизнес-процессы развиваются по спирали «планирование-действие-анализ», и так постоянно и непрерывно, – объясняет Дмитрий Радионов. – Удобство франшизы в том, что с ней предприниматель уже сразу заходит на развитый этап эволюции бизнес-процессов, избегая всех начальных ошибок, а в дальнейшем быстрее развивается и становится конкурентоспособнее за счет опыта других студий сети, а также готовых решений центрального офиса». Например, сейчас CHI-CHI тестируют возможность обработки заявок при помощи чат-бота и электронного помощника по телефону: сегодня аудитория знакома с лазерной эпиляцией и задает предсказуемые вопросы, на которые необязательно отвечать оператору.
Когда салону красоты нужна медицинская лицензия и как её получить
Парикмахер, мастер маникюра и косметолог — тройка, способная закрыть все потребности клиентов в салоне красоты. Но такая комбинация может усложнить жизнь владельцу салона: придётся получать медицинскую лицензию. Рассказываем, какие услуги можно оказывать без лицензии, в каких случаях она нужна и как её получить.
Косметические — бытовые услуги. Чтобы стать мастером маникюра, красить брови хной или прокалывать мочки ушей, сотруднику не нужна лицензия. Всё это — бытовые услуги. Если хотите предлагать их клиентам в салоне, специальные разрешения не нужны. Ваш салон должен работать по « Правилам бытового обслуживания населения ».
Косметологические — медицинские услуги. Чтобы делать инъекции ботокса, массаж и эпиляцию, нужна лицензия. Косметология — это наука и область медицины, поэтому такие услуги считаются медицинскими. Ваш салон должен работать по « Правилам предоставления платных медицинских услуг ».
Список медицинских услуг Минздрава довольно большой и в нём перечислены не только косметологические услуги, которые оказывают в салонах. Чтобы разобраться, сделайте так:
Например, в вашем салоне можно сделать контурную пластику лица. Вводим в поиск в браузере запрос «контурная» и видим — это медицинская услуга, значит для неё нужна лицензия
Например, в вашем салоне можно сделать контурную пластику лица. Вводим в поиск в браузере запрос «контурная» и видим — это медицинская услуга, значит для неё нужна лицензия
Чтобы не ошибиться с выводами, попробуйте написать названия по-разному. Например, по запросу «дарсонваль» в поиске ничего нет. Услуга, которую оказывают в салонах, в перечне Минздрава называется «дарсонвализация»
Чтобы не ошибиться с выводами, попробуйте написать названия по-разному. Например, по запросу «дарсонваль» в поиске ничего нет. Услуга, которую оказывают в салонах, в перечне Минздрава называется «дарсонвализация»
Спорные ситуации. Индустрия красоты развивается быстрее, чем российское законодательство в этой сфере. Не всегда можно чётко определить, к каким услугам относится конкретная процедура, к бытовым или медицинским.
Например, шугаринг многие считают бытовой услугой, так как волосы удаляют с помощью сахарной пасты, а не медицинского аппарата. Процедуру достаточно просто сделать в домашних условиях, она не требует специального оборудования. Но при этом нарушается целостность кожного покрова, а такое вмешательство требует медицинской лицензии. В этом споре суд на стороне тех, кто считает шугаринг медицинской услугой, так как это один из видов депиляции, а депиляция входит в номенклатуру медицинских услуг Минздрава. Если сомневаетесь по поводу какой-то услуги, лучше проконсультироваться с юристом, чтобы потом не платить штраф и не бегать по судам.
В Республике Коми на баннере с рекламой салона красоты среди прочих услуг были перечислены массаж и шугаринг. В антимонопольной службе решили, что салон рекламирует медицинские услуги и не напоминает о противопоказаниях и необходимости проконсультироваться со специалистом, как того требует закон. Салон оштрафовали на 100 000 ₽.
В апелляционном суде владельцы салона пытались доказать, что массаж и шугаринг — бытовые услуги, а значит, их реклама ничего не нарушает. Суд не согласился. Шугаринг и массаж признали медицинскими услугами, штраф не отменили.
Кто может открыть косметологический салон и работать в нём
ИП может открыть косметологический салон, только если у самого предпринимателя есть медицинское образование. Одного диплома будет недостаточно, нужен ещё стаж работы по специальности:
На форумах часто пишут, что если у вас нет медицинского образования, достаточно окончить медучилище, на это уйдет всего несколько лет. Но не забывайте, что вам придётся подтвердить стаж работы по медицинской специальности, а для этого нужна запись в трудовой книжке.
Если у вас нет медицинского образования, открывайте ООО. Но чтобы получить лицензию, придётся нанять медицинских специалистов на должность руководителя салона и его заместителей. У них должны быть дипломы и трудовые книжки с подтверждением стажа.
Все сотрудники вашего салона, которые делают инъекции и другие косметологические процедуры, тоже должны быть медиками. Косметологические услуги может оказывать только врач-косметолог. Специалисту недостаточно коротких курсов — у него должен быть диплом и сертификат об обучении в области медицины.
Как получить лицензию
Лицензию на медицинскую деятельность выдаёт Росздравнадзор. Чтобы её получить, нужно заплатить пошлину, собрать документы по списку и заполнить заявление.
Вот документы, которые нужно приложить к заявлению:
Заявление можно подать тремя способами:
Заявление рассматривают в течение 30 дней.
Что будет за работу без лицензии
В салон может прийти проверка, например, по жалобе клиента, которому не выдали чек. Если инспектор увидит, что вы оказываете медицинские услуги, у вас могут попросить лицензию. Если лицензии нет — оштрафуют ( ч.2 ст.14.1 КоАП ):
Но только штрафом отделаться не получится. После того, как вы его заплатите, лицензию всё равно придётся получить или отказаться от косметологических услуг.
Подытожим
Услуги салонов красоты делятся на косметические (бытовые) и косметологические (медицинские). Для бытовых услуг лицензия не нужна, для медицинских — нужна.
Если в вашем салоне красоты много разных услуг и вы сомневаетесь, нужна ли лицензия, составьте список услуг и проверьте их в перечне Минздрава. Если хоть одна услуга салона окажется медицинской, придётся получать лицензию. Если ситуация спорная, проконсультируйтесь с юристом.
ИП может открыть косметологический салон, только если у самого предпринимателя есть медицинское образование и стаж работы по специальности. Если медицинского образования нет, можно открыть ООО. Но на должность руководителя салона и его заместителей всё равно придётся нанять медиков с дипломами и стажем.
Чтобы получить лицензию на медицинскую деятельность, нужно собрать документы, заполнить заявление, оплатить пошлину и подать эти бумаги в Росздравнадзор.
Если оказывать медицинские услуги без лицензии, при проверке могут оштрафовать. После уплаты штрафа лицензию всё равно придётся оформить.