что нужно чтобы открыть лагерь для детей
Бизнес-план: детский лагерь от А до Я. Как организовать детский лагерь: список документов и расчет рентабельности
Практически все представители старшего поколения помнят, насколько интересным и весёлым был отдых в летних детских лагерях. Своей популярности эти учреждения не утратили и в наши дни. Зная, как открыть детский лагерь, предприниматели могут построить прибыльный бизнес и получать неплохой доход, организуя образовательную, развлекательную и культурную программу для детей и подростков.
Классификация
Нужно выбрать формат учреждения. На данный момент существует несколько разновидностей лагерей.
Наибольшей популярностью пользуются санаторные – родители склоняются в их пользу, желая, чтобы ребёнок не только приятно провёл время, но и укрепил здоровье. Как правило, лагеря-санатории создаются на базе медицинских центров, а основной их задачей является профилактика различных заболеваний.
Существуют специализированные спортивные лагеря. В основном они делают упор на физическое развитие детей, однако без развлечений и игр тоже не обходится. Спортивные учреждения могут быть узкоспециализированными (то есть с уклоном в какой-либо определённый вид спорта) или же общими. Группы детей формируются не по возрастному критерию, а по уровню физической подготовки.
Кроме того, существуют так называемые обучающие лагеря-школы. Они также могут быть разных видов:
Интересуясь тем, насколько прибыльным будет лагерь как бизнес и этапами его создания, обязательно учитывайте формат будущего учреждения.
Шаг 1. Оформление документации
Для открытия и начала деятельности вам потребуются следующие документы:
1. Заявление в свободной форме на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы.
2. Выписка из Единого госреестра юридических лиц или ИП.
3. Протоколы анализа воды по химическим и бактериологическим показателям (действительны в течение 30 дней с момента получения).
4. План-схема помещений (включая пищеблок) с указанием их предназначения, размеров, расстановки санитарно-технического и технологического оборудования.
5. Заключённые договоры на утилизацию твёрдых бытовых отходов и сточных вод, проведение дезинсекции, противоклещевых мероприятий и дератизации, медосмотров и гигиенического обучения.
Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с главными документами, регламентирующими деятельность детских лагерей. Это «СанПиН 2.4.4.1204-03» (для стационарных учреждений) и «СанПиН 2.4.4.2605-10» (для палаточных).
Отряды и группы | Максимальная численность группы | Разрешённые виды деятельности |
6-9 лет | 25 | Заправка постелей, простейшие работы по уходу за территорией лагеря и помещениями, сбор лекарственных трав и ягод под надзором воспитателя. |
10-14 лет | 30 | Дежурство по столовой (дети могут накрывать на стол и убирать грязные столовые приборы после трапезы). |
15-18 лет | 25 | Уборка обеденного зала, уборка спальных комнат и работы по благоустройству территории. |
Важно: запрещено привлекать детей к работам, требующим большой физической нагрузки, уборке мест общего пользования.
Здания должны быть оснащены надёжными системами водоснабжения, канализацией и водостоками. Обязателен доступ к горячей воде.
На территории каждого корпуса следует оборудовать медицинский пункт, а высота зданий не должна превышать 2-х этажей. В помещениях обязательно проведение ежедневной влажной уборки, в том числе туалетов, душевых и умывальных. Также каждый день должна производиться уборка территории и вывоз мусора.
Не реже раза в неделю устраиваются банные дни. Постельные принадлежности и полотенца следует менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней.
Отдельные требования предъявляются к пляжам у водоёмов. Берега рек, озёр и морей в месте купания должны быть пологими, без ям и обрывов. Перед началом купального сезона должен быть проведён анализ состава воды, далее процедура проводится каждые 2 месяца. Максимальная глубина открытых водоёмов при этом должна находиться в пределах 0,7-1,3 м.
Шаг 2. Поиск помещения
Размер его во многом будет зависеть от количества детей, продолжительности их пребывания и типа самого лагеря. Помещение обязательно должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенической и пожарной безопасности. Желательно, чтобы в арендуемом здании не требовался серьёзный ремонт, так как это повлечет лишние затраты.
Частный детский лагерь в плане размещения чем-то напоминает гостиницу. В нём также предусмотрено несколько типов размещения: «стандарт», «улучшенный стандарт» и «люкс». Лучше всего, чтобы под каждый из них был выделен отдельный корпус:
Конечно, описанное разделение на типы весьма условно. По сути, различия между комнатами разных классов могут быть совершенно иными.
Шаг 3. Организация питания
Это один из самых важных вопросов, на которые необходимо обратить внимание, составляя бизнес-план. Детский лагерь не обязательно должен иметь собственную столовую. К примеру, вы можете подписать договор с местным кафе на постоянное обслуживание, предварительно рассчитав ориентировочную стоимость питания на каждый месяц и день. В случае с палаточным лагерем готовить можно как на газовой плите (необходимо приобрести специальные газовые баллоны), так и на костре.
Питание, согласно действующим нормам, должно быть четырёхразовым (завтрак, обед, полдник и ужин).
Шаг 4. Подбор персонала
Что ещё нужно учитывать, разрабатывая бизнес-план? Детский лагерь не может существовать без грамотно подобранных сотрудников.
Вам понадобится коллектив вожатых. Это могут быть студенты педагогических ВУЗов, которым работа в лагере засчитывается в качестве практики, или же волонтёры. В зависимости от направленности учреждения вам также потребуются специалисты того или иного профиля (спортивные тренеры, преподаватели и т.д.). Кроме того, в каждом лагере должны присутствовать медики и воспитатели с высшим профильным образованием.
Шаг 5. Программа для отдыхающих
Настоятельно рекомендуем вам продумать этот момент, ещё только составляя бизнес-план. Детский лагерь может работать по консервативным, обычным или инновационным программам. Чем они отличаются друг от друга?
Частный детский лагерь может получить конкурентное преимущество в сравнении с государственными учреждениями как раз за счёт такого оригинального подхода, ведь последние не имеют таких широких возможностей для экспериментов.
Шаг 6. Реклама
Обязательно включите эту статью расходов в ваш бизнес-план. Детский лагерь в противном случае может пустовать на протяжении многих лет. Чтобы привлечь внимание своих потенциальных клиентов, лучше всего заключать договора на рекламу лагеря с различными детскими учреждениями.
Можно использовать любые СМИ: телевидение, прессу, Интернет, радио. Со временем сработает так называемый эффект сарафанного радио, а ваши затраты на рекламу значительно снизятся – довольные родители и дети сами будут рекомендовать ваш лагерь своим друзьям и знакомым.
Какую прибыль можно получить?
Итак, вы уже знаете, как организовать детский лагерь. Время поговорить о самом интересном – конечно же, о том доходе, который вы получите. В общей суммарности для начала работы вам понадобится от 500 тыс. до 1 млн долларов. При подсчёте окупаемости нужно учитывать, что минимум 40% от стоимости каждой путёвки должны уходить в прибыль. В среднем одна 16-дневная смена может приносить вам до 300 тысяч долларов.
Бизнес по призванию: как организовать и открыть хороший лагерь для детей
Детский лагерь – это не только солнце, вода и чистый воздух. Организация, которая так называется, должна обеспечивать отдых детей, их оздоровление, а также ‒ осуществлять массу других функций.
В последнее время детские лагеря заинтересовали многих предпринимателей, ведь при умелом подходе такой бизнес может быть очень прибыльным и перспективным. Однако не стоит обольщаться: если вы всерьез думаете и планируете, как открыть лагерь для детей, то вас впереди ждет очень много работы.
Особенности, разновидности и этапы создания бизнеса
Главными целями, которые ставят перед собой детские лагеря, являются:
Это только некоторые постулаты, на которых базируются уставы детских лагерей. Как видите, все не так просто, но согласитесь, что все эти мероприятия невероятно важны, ведь они несут огромную пользу для здоровья, отдыха и всестороннего развития детей.
Как правило, такие учреждения и организации располагаются где-нибудь за городом, подальше от суеты и шума. Они в основном предлагают свои программы в течение летних месяцев, однако есть лагеря, функционирующие и в другие сезоны, и даже работающие круглый год.
Существует несколько видов лагерей, которые отличаются спецификой работы.
Основные этапы создания лагеря
Чтобы создать детский лагерь, необходимо подойти к его организации очень серьезно и ответственно. Не замахивайтесь сразу на очень большой проект (даже при наличии ресурсов), ведь если у вас совершенно нет опыта в этом деле, в лучшем случае ‒ вы просто потеряете вложения. Постепенно ищите единомышленников, нарабатывайте совместный опыт проведения лагерей, организовывайте команду, и только тогда пробуйте потихоньку расширять свои горизонты.
В любом случае, в начале пути вас ждет очень много работы.
Несмотря на то, что лагерь открывается, как правило, только на теплое или летнее время, вам будет хватать работы и на осень, и на зиму, и на раннюю весну.
Нормативно-правовая база и юридическое оформление организации
Сфера отдыха и оздоровления детей, а также любая система, которая имеет к ней отношение, регламентируется целым рядом различных ведомств, служб и структур. Ежегодно меняются или дополняются федеральные целевые программы, постановления и распоряжения, поэтому вам придется очень внимательно следить за этим, чтобы документация лагеря всегда была в порядке.
Более того, вы будете проходить плановые регулярные проверки перед открытием каждого сезона и принятием новой смены. В зависимости от того, какую деятельность будет вести ваш лагерь, какие предоставлять услуги, в какой период он станет функционировать, вам понадобятся различные документы:
Помимо этого, вы должны зарегистрировать ИП или ООО, выбрать форму налогообложения, изготовить печать.
Также лучше заранее ознакомьтесь с некоторыми главными документами, которые четко регламентируют деятельность детских лагерей: «СанПиН 2.4.4.1204-03» (для стационарных учреждений) и «СанПиН 2.4.4.2605-10» (для палаточных). К примеру, для детей, возрастом 6-9 лет, максимальная численность группы будет составлять 25 человек, также как и для подростков 15-18 лет. А вот для ребят 10-14 лет – максимально допустимое число ‒ 30 человек в группе. В зависимости от возраста, детей можно или нельзя привлекать к каким-нибудь видам работы или другой деятельности. Также строго регламентируется меню, условия приема детей и прочие детали.
Максимальной будет смена, продолжительностью три недели. Перерыв между сменами не может быть меньше 2 дней. Ребенок может питаться в лагере 2, 3 или 4 раза в день, в зависимости от того, сколько он там пребывает.
Поиск правильного места
Он тоже зависит от того, какой вид лагеря вы выбрали. Если говорить об оздоровительной или санаторной базе отдыха, то вам понадобится огромная территория, на которой будут размещены корпуса с номерами, столовая, медицинские корпуса и другие учреждения. Разумеется, что отстроить все это с нуля – практически нереально, ведь тогда, чтобы открыть лагерь для детей, вам понадобятся очень большие вложения, которые окупятся через десяток лет.
Именно поэтому многие лагеря практикуют постоянные передвижения по стране. То есть, организаторы не строят и не покупают собственную базу отдыха, а арендуют домики или этажи каких-нибудь пансионатов. Основываясь на базе того или иного учреждения, вы можете предлагать каждый раз новые программы для детей: готовить первоклассников к школе, заниматься интенсивом какого-нибудь иностранного языка или проводить различные специализированные тренинги для детей.
Впрочем, учитывайте, что все здания обязательно должны соответствовать всем нормам и требований, а также быть оснащены канализацией, исправными водостоками, хорошей системой вентиляции и водоснабжения. Рекомендовано, чтобы высота зданий не превышала двух этажей, а в каждом корпусе был оборудован медпункт. Ежедневно должна проводиться влажная уборка помещений, уборка территории и вывоз мусора. Постельные принадлежности меняются не реже, чем раз в неделю.
Если на территории лагеря расположен водоём (море, озеро, речка), то его берега должны быть пологими, то есть, в месте доступа детей не может быть ни ям, ни обрывов. Перед заездом или началом купального сезона вам придется проводить анализ состава воды, плюс ‒ потом регулярно повторять эту процедуру. Максимальная глубина открытого водоёма не может составлять более 0,7-1,3 м.
Оборудование и оснащение лагеря
Перечень всего необходимого будет у каждого свой, так как он зависит от массы различных индивидуальных факторов. Если вы нацелились на палаточный лагерь, тогда приготовьтесь закупать палатки, тенты, посуду, репшнуры, всевозможные инструменты и другое, необходимое в походах, снаряжение. Если вы организовываете какие-нибудь спортивные или другие мастерские, то понадобится инвентарь для них, исходя из конкретной специфики и т. д.
Очень важный момент – организация питания детей. Вы можете осуществлять ее в собственной столовой лагеря или подписать договор с местным кафе, предварительно подготовив все необходимые разрешительные документы. В палаточном лагере готовят на газовых плитах или на костре.
Территория лагеря должна быть благоустроена и ограждена по всему периметру. Спальные корпуса должны отапливаться, а комнаты для детей ‒ обустроены и обставлены всем необходимым: кровати, шкафы для одежды, столы, стулья, полки, тумбочки. Если нет водоёма, придется позаботиться о наличии бассейна. Также необходимо обеспечить все основные условия: комнаты личной гигиены, туалеты, душевые, прачечная и сушка одежды, медпункт и т. д.
К столовой, пищеблоку и другим помещениям тоже немало требований, которые придется неукоснительно выполнять. Помните, что вы несете ответственность за жизнь, здоровье и безопасность каждого ребенка в вашем лагере.
Каждой сезон потребуются дополнительные расходы на обновление оборудования и снаряжения, благоустройство территории, капитальный или косметический ремонт.
Персонал и организация работы
Сотрудники лагеря – это люди, которым родители доверяют своих детей, поэтому очень внимательно отнеситесь к их подбору. Коллектив вожатых должен стать вашей командой, ведь вам необходимы не просто помощники, а единомышленники.
Конечно, чтобы сформировать настоящую команду, понадобится время ‒ возможно, даже не один и не два сезона. Но если вы хотите воспитывать в детях доверие, уважение, ответственность, взаимопомощь и другие положительные качества, то вам и вашим сотрудникам придется, в первую очередь, проявить их в себе.
Вожатыми могут быть волонтеры, студенты педагогических ВУЗов или специалисты, уже их закончившие. Лучше стремиться к постоянному штату сотрудников, которые бы постепенно становились профессионалами своего дела, принимая участие в различных образовательных программах, набираясь опыта, разрабатывая собственные нововведения.
Эти люди обязательно должны уметь ладить с детьми, организовывать их во всех мероприятиях жизни лагеря, нести ответственность, соблюдать все необходимые меры безопасности, знать, как себя вести в экстренных ситуациях. Помимо этого, как уже говорилось, сотрудники должны вовремя проходить медицинские осмотры, делать прививки, сдавать инструктивно-методические семинары по подготовке к работе и проходить аттестацию.
Также вам понадобятся специалисты различных профилей: учителя, преподаватели, спортивные тренеры, инструкторы. Каждый лагерь должен иметь в штате воспитателей высшего звена (с профильным образованием) и медиков.
Не забудьте и о техническом и прочем персонале: водители, повара, работники кухни и столовой, уборщицы, завхоз, бухгалтер. Если понадобится, будете нанимать людей и в административный штат, в качестве своих помощников (заниматься рекламой, связями с общественностью, обучать инструкторов и т. д.).
Какую выбрать программу?
Многие лагеря и сегодня продолжают работать по тем же программам, которые были разработаны и учреждены во время Советского Союза. Это не значит, что они плохие, однако консерватизм заключается в том, что ни один праздник, ни одно мероприятие в течение всех этих лет не меняет своих сценариев. То есть, возможно, даже сегодняшние родители ваших воспитанников когда-то участвовали в таких же конкурсах и говорили слово в слово тот же текст на выступлениях.
Нужен немного другой подход: к примеру, учитывать особенности детей и т. д. Тогда вожатые будут иметь возможность вносить хотя бы небольшие изменения и дополнения по ходу, даже если вы разрабатывали свои программы на базе консервативных.
Однако наибольшим спросом среди родителей и детей сейчас пользуются, так называемые, инновационные программы. Над ними трудится целый штат воспитателей, учителей, инструкторов, чтобы с каждым годом что-то менять и дорабатывать, добиваясь совершенства: если дети какое-то введение не принимают, его исключают, а пробуют другие игры, занятия или развлечения.
Разумеется, в этом и прелесть частного лагеря перед государственным – у вас есть свобода действий, и вы можете вовсю задействовать свой творческий потенциал.
Учитывайте, что кроме игр или обучающих занятий, нужно будет проводить различные выезды, экскурсии, организовывать праздники и другие мероприятия.
Реклама
Чтобы ваш лагерь не пустовал, понадобится привлекать внимание потенциальных клиентов всеми возможными способами. Некоторые лагеря заключают договоры на рекламу непосредственно с различными детскими учреждениями, их сотрудники ездят сами, встречаются с родителями и детьми, показывают презентации и т. д.
Используйте массированную рекламную кампанию во всех видах СМИ: печатная пресса, радио, ТВ. Не забудьте про качественный собственный интернет-сайт с описанием всех ваших услуг и возможностей, с хорошими фотографиями.
Со временем сработает «сарафанное радио», и родители будут бронировать места в вашем лагере для детей задолго до начала заезда.
Выводы
Задавшись вопросом, выгодно ли открыть лагерь для детей, попробуйте подсчитать возможные расходы и срок окупаемости этого проекта. Судите сами: первоначальные вложения могут составить около миллиона долларов и больше, в зависимости от масштаба вашей идеи. После вам придется постоянно вкладывать деньги на содержание лагеря.
Стоимость путевок необходимо рассчитывать так, чтобы не менее 40% уходило вам в прибыль. Если вы тесно сотрудничаете с туристическое компанией (очень часто сами турагентства открывают лагеря), то наценка может быть больше, также приличная наценка в узкоспециализированных лагерях. Разумеется, тогда будет повышаться и ваша рентабельность. На обычный же лагерь рентабельность оценивается всего в 4-7%.
Чтобы проект окупился, потребуется несколько лет. Далее, если все пойдет удачно, вы сможете за одну смену зарабатывать до 300 000 долларов.
«Лидерлайф»: как cтать лидером в сегменте подросткового отдыха
Александр Анисимов открыл уникальную в своем роде турфирму, специализирующуюся на подростковом и детском отдыхе. Она организует тематические лагеря, в которых школьникам помогают развить их личностные качества.
Александр Анисимов, коммерческий директор и сооснователь компании «Лидерлайф», рассказал «Контур.Журналу», что такое корпоративные лагеря и почему они востребованы сегодня, какие перспективы у туристического бизнеса, ориентированного на организацию подросткового отдыха, и в чем специфика работы с зарубежными партнерами.
Проект «Лидерлайф» — участник конкурса «Я бизнесмен — 2014». Видеоролик можно посмотреть по ссылке.
Подростковый возраст самый интересный
Еще в университете я начал работать в сфере внутреннего туризма — в 2007 году в первый раз поехал работать вожатым в детский лагерь. Мне очень понравилось, и я стал постоянно ездить на лагерные смены. Позже я познакомился со своим будущим соучредителем Анастасией Порохня, вместе мы организовали первый выездной лагерь для студентов. У Анастасии был большой опыт работы с подростками, а мне всегда проще и интереснее было работать с ребятами такого возраста. В итоге в 2012 году мы официально зарегистрировали компанию «Лидерлайф».
Программы детского отдыха для детей от 7 до 12 лет появились позже. Конечно, мы занимаемся и детским отдыхом, но все-таки основной упор делаем на лагеря для подростков и студентов. Это сложный возраст: если маленьким детям обязательно нужны развлечения, забота, повышенная безопасность, то подросткам скорее важна психология: переходный возраст — это время, когда человек как губка впитывает в себя и хорошее, и плохое.
Мы чувствуем ответственность за то, что даем ребятам: пытаемся заинтересовать, дать какие-то полезные навыки и умения с помощью простых мастер-классов. Мы развиваем в них лидерские навыки, рассказываем о тайм-менеджменте, бизнес-развитии и профориентации. Это интересно, потому что мы видим результат, наблюдаем, как меняются наши участники: кто-то заканчивает университет и приходит к нам работать, кто-то приезжает на смену третий-четвертый год подряд.
Сегодня в туристической отрасли дела обстоят непросто. Мы ориентируемся на детский отдых и внутренний туризм. В нашем сегменте нет никакого кризиса. За последние годы ни один туроператор этого направления не приостановил свою деятельность и не разорился.
Наблюдаются проблемы в сфере выездного туризма. Если мы хотим отправить клиентов за границу, мы работаем с надежными проверенными партнерами, пока ни один наш турист не пострадал от банкротств. Мы не работали с компаниями, которые недавно закрылись.
На старте в команде было всего три человека. Сейчас мы расширились — у нас большая команда аниматоров, вожатых, руководителей. Летом у нас работает больше ста человек, в межсезонье намного меньше, в основном остаются офисные сотрудники — менеджеры, бухгалтеры.
Мне удается каждые 2-3 месяца куда-то ездить — и в командировки, и в путешествия. Я уезжаю часто, но ненадолго, всегда поддерживаю связь с коллегами, подчиненными, партнерами. Важно, что я им доверяю.
Наша компания уже пережила опасный этап безубыточности — первые два проблемных года, когда нужно быть привязанным к офису и работать круглосуточно. Сейчас все на таком этапе, когда можно отпустить управление и локомотив не сойдет с рельс.
Упор на личностное развитие
Мы не занимаемся военно-патриотическими и трудовыми лагерями, там больше проблем, потому что больше и ответственность. Просто руководствуемся всеми требованиями по питанию и проживанию, которые предъявляются к обычному лагерю.
Когда речь заходит о каких-то экстремальных условиях для детей (например, нужно спать в палатках), возникает много сложностей, потому что есть определенные санитарные нормы. Мы одними из первых начали организовывать развивающие подростковые лагеря, заниматься играми и мастер-классами. Наши самые старые программы «Лидер — успешный старт» и «Лидер — шаг вперед» стали классическими. Сегодня мы по праву считаем себя проектом №1 в сегменте подросткового отдыха.
Наиболее популярна у ребят смена «Лидер — успешный старт». Наши участники любят творческие смены: девочки выбирают танцы, ребята — киносъемки и монтаж, также ценятся смены, посвященные журналистике, театру. По выездным программам — это экскурсии по Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду. Каждый год мы разрабатываем новые программы и стараемся учитывать пожелания наших участников. В будущем хотим организовать собственный лагерь на нашем морском побережье.
В школе идет образовательный процесс — им занимаются учителя, мы же стараемся развить личную эффективность и те навыки, которые пригодятся в жизни. Каждую смену организуем новые мероприятия, конкурсы, мастер-классы, пишем новые сценарии мероприятий и конкурсов. Мы с Анастасией почти всегда участвуем в этом процессе, но, в принципе, каждому предоставляем возможность реализовываться в компании: любой наш сотрудник может написать сценарий какого-то мероприятия или внести изменения в уже готовую программу. Иногда мы заказываем определенные сюжеты у опытных разработчиков квестов.
Главное — лояльность клиентов
Лучшая реклама — это сарафанное радио. Личная рекомендация всегда очень ценится, а родители активно советуют нас друг другу и учителям. Помимо этого, мы активно продвигаем компанию в интернете, работаем с порталами и туристическими агентствами.
Больше всего усилий уходит на удержание постоянных клиентов: это дешевле и выгоднее, чем привлечение новых. Конечно, мы продвигаемся во «ВКонтакте», Instagram и Twitter.
Мы делаем качественные программы, не забываем про наших участников, организуем квесты и игры, поддерживаем со всеми контакты. Стараемся сохранять лояльность не только наших участников — детей и родителей, но и нашей команды вожатых.
Летом работает много людей: нужно беречь контакты, чтобы команда не распадалась. В ноябре будет день рождения проекта, на него мы пригласим участников смен разных годов. Уже запланирован двухдневный выезд с концертами и дискотеками.
Средняя стоимость летней смены — около 32 000 руб., осенние и зимние обходятся дешевле — в 17 000 — 20 000 руб., если не учитывать скидки за постоянные бронирования. В стоимость включены все подарки и сувениры. Вся программа заранее спланирована. Некоторые наши коллеги берут доплату за ванные комнаты не на этаже, а в номере, за трансферы и экскурсии. Мы сразу все включаем в стоимость: комфортное размещение, хорошее и разнообразное питание. Наша цена — не самая низкая на рынке, но и не самая высокая, мы находимся в среднем ценовом сегменте. У нас нет подводных камней: мы никогда не пишем мелким шрифтом в договоре и на сайте о том, что не входит в стоимость.
Недавно мы вдохновились советским опытом и разработали программу корпоративных лагерей. Основная идея в том, чтобы дети сотрудников одного предприятия могли вместе отдыхать. В советские времена это было очень популярно, к каждому предприятию был прикреплен лагерь, куда могли ездить дети всех сотрудников. Сейчас эта практика почти полностью утеряна, но многие компании, особенно в правительственном и нефтегазовом секторе, постепенно ее возрождают. Например, к нам поступали заказы от «Мосэнерго» и Минтранспорта. Это достаточно затратное мероприятие, поэтому его могут позволить себе только крупные компании. Такой проект очень важен для мотивации. Если компания выходит за пределы зарплаты и пакета ДМС, заботится о детях, сотрудники действительно начинают ценить корпоративную культуру, чувствуют себя частью большой семьи. Идеально, когда организованы экскурсии, летние и новогодние лагеря. Это идет на пользу узнаваемости корпорации: каждый ребенок c юных лет знает, где работают его родители, уважает этот бренд.
Сложности в России и за границей
Можно говорить о быстрой окупаемости проекта — где-то за полтора года. Объем вложений был достаточно небольшим — около 1 млн руб., поэтому мы скорее относим себя к малому бизнесу. Все-таки мы не тратим только свои деньги, а активно привлекаем партнеров — работаем с лагерями, базами отдыха, отелями. Обязательно арендуем площадку. Это наша самая большая проблема: у нас нет собственной территории. С каждым годом мы все больше понимаем, как сильно нуждаемся в нескольких гектарах земли, на которых сможем построить собственный лагерь. Мы стараемся делать качественную программу от и до, но все равно возникают какие-то недочеты, чаще всего по вине партнеров. Пока мы нашли 2-3 базы, с которыми регулярно работаем: условия не идеальные, но пока самые удачные из того, что есть.
Почти все наши лагеря расположены в России. Зарубежные программы, которые у нас есть — по Мальте, Великобритании, Венгрии, Финляндии, Турции, Болгарии, Словакии — партнерские. У нас был собственный проект турецкого лагеря. К сожалению, специфика работы с зарубежными партнерами достаточно сложна: как объяснить турецкому коллеге, что дети должны жить отдельно от взрослых отдыхающих, не в отеле типа «все включено», что лагерь должен соответствовать нормам безопасности. Вот и в тот раз компромисс найти не удалось. Сейчас мы стараемся выбирать лучшее из того, что есть, и перепродаем это как турагентство.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.