что нужно чтобы открыть крематорий для людей бизнес
Готовый бизнес-план похоронного агентства
640 000 ₽
395 000 ₽
6 месяцев
Разбираемся, сколько денег нужно, чтобы открыть похоронное агентство, и как быстро окупится такой бизнес.
Как работает похоронный бизнес
Похоронные агентства работают в трех форматах:
Чаще всего встречается формат агентства, потому что похоронный дом — это дорого, а открыть агентство легче и дешевле. Агентства предлагают разные услуги, вот основные:
Список услуг зависит от города: в маленьком райцентре это может быть только продажа гроба и перевозка на кладбище, а в городах побольше — всё в комплексе.
Большинство агентств покупают информацию об умерших людях у сотрудников скорой помощи, полиции, МЧС, санитарок в больницах, старших по подъездам, местных жителей. Агентства зарабатывают на том, чтобы позвонить родственникам первыми, предложить свои услуги и убедить работать с ними. По опыту, позвонить могут и десять, и тридцать агентств.
Это незаконно, а еще хорошие агентства не будут так делать. Мы считаем бизнес-план для похоронного агентства, которое работает по закону.
640 000 ₽ — инвестиции в похоронное агентство
Чтобы открыть похоронное агентство, нужно оформить ИП или юрлицо, арендовать помещение, сделать там ремонт, закупить мебель и оборудование. Рассказываем подробнее о каждом пункте.
Регистрация. Для похоронного агентства выгоднее зарегистрировать ИП и купить патент. Например, в Липецке патент на восемь месяцев 2021 года, с мая по декабрь, обойдется в 10 000 рублей.
ИП также нужно оплатить взносы на медицинское и пенсионное страхование на себя: в 2021 году это 40 874 рубля.
Аренда. По опыту, люди боятся темы смерти, поэтому арендовать помещение для похоронного агентства сложнее, чем для продуктового магазина. Нередко арендодатели отказывают, когда узнают, что хотят открыть.
Если агентство покупает информацию, ему всё равно, где оно находится. Цивилизованному агентству важно, чтобы рядом проходил поток людей, были остановки общественного транспорта и парковка, удобный подход, можно было сделать наружную рекламу. Агентство может находиться рядом с загсом, городским моргом, кладбищем или центральной больницей.
Размеры помещения могут быть разными — зависит от того, будет ли это просто офис или офис вместе с торговым залом. Мы возьмем 150 м² и зонируем их на клиентскую зону, офис, торговый зал и подсобное помещение. Такое помещение в городе-немиллионнике обойдется в среднем в 50 000 — 100 000 рублей в месяц.
Ремонт. Помещение лучше выбирать не с голыми бетонными стенами, а с готовым косметическим ремонтом. Возможно, потребуется обновить освещение, покрасить стены или поклеить обои. Заложим на это еще 100 000 рублей.
Мебель и техника. Часто агентства не покупают мебель для торгового зала, а выставляют товары, например венки, просто у стены. Лучше же заказать подставки, стойки и стеллажи, чтобы расставить товары как надо. Например, подставка под гроб стоит 2000 рублей, а стеллаж под урны — 10 000 рублей. В целом это обойдется примерно в 100 000 рублей.
Также потребуется купить комплект офисной мебели и техники: столы, стулья, компьютер, принтер. Можно взять дешевле, если покупать подержанную. Заложим на это еще 50 000 рублей.
Кроме этого, в похоронном агентстве может быть специальное оборудование — это зависит от того, какие услуги агентство оказывает. Например, будет ли печатать траурные ленты, если да, то нужен принтер, который стоит 40 000 рублей. Будет ли у агентства свой сингуматор — ритуальный лифт, который опускает гроб в могилу и стоит 150 000 рублей.
Крематорий как бизнес
На территории России традиционным считается классическое погребение на кладбище. Но в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества граждан, которые хотят, чтобы после смерти их кремировали. В стране наблюдается острая нехватка крематориев, особенно в небольших городах с населением 300-700 тысяч населения. В этой статье мы рассмотрим, как открыть крематорий, как быстро он окупится и есть ли смысл открывать подобный бизнес в регионах.
Введение
В России, да и за рубежом, бизнес, связанный с захоронением, является одним из самых прибыльных. Соответственно, в этой сфере достаточно жесткая конкуренция, но, на удивление, в стране наблюдается серьезная нехватка крематориев, притом что кладбища уже давно переполнены и захоронить в них обычного человека не самое простое занятие.
Во всем мире постепенно растет популярность кремации. Так, а Америке действует 1700 крематориев, в Британии около 400, а в азиатских странах они есть практически в каждом населенном пункте. При этом в США сжиганию подвергается 40% покойников, в Англии 70%, во Франции 40%, в Китае 98, а в Японии 99%. Высокий уровень кремирования и в Европе. К примеру, в Швеции сжигают 65% покойников, в Чехии 95, в Дании 70%. Если говорить о России, то по состоянию на 2019 год в ней работает 24 крематория, причем 20 из них является государственными. Россияне, как православные так и мусульмане, предпочитают традиционное захоронение: согласно опросам, кремирование выбирает не более 8–9% людей. Вместе с тем Федеральный закон №122 «О погребении» не прописывает возможность для открытия и работы частных заведений, поэтому фактически крематории работают в полулегальном пространстве.
Внимание: при открытии крематория в населенном пункте постепенно растет количество людей, которые желали бы кремации после смерти. К примеру, количество кремаций в Норильске составляет 90–95%, в Москве 65%, в Петербурге 70%, в Екатеринбурге — 68%.
Как протекает процесс
Перед тем как рассматривать: что нужно, чтобы открыть крематорий в маленьком городе, давайте разберем общие термины. Итак, крематорием называют помещение (точнее отдельно стоящее здание), в котором проводится процедура сжигания покойника. Здание состоит из трех помещений:
Некоторые люди считают, что сжигание тела противоречит православным традициям, но по факту это не так. Церковь прямо не запрещает этот обычай, но некоторые церковники относятся к процедуре негативно, что, впрочем, не мешает им приходить на отпевание. Для укладки тела используют специальные гробы из легкогорючих сортов древесины (сосна, ель). При помещении в камеру они полностью сгорают вместе с телом. Температура в камере достигает 1000 градусов Цельсия, из-за чего плоть моментально обгорает, а кости трескаются и рассыпаются. В среднем, тело взрослого человека сгорает на протяжении полутора-двух часов (все зависит от комплекции, модели печи и пр).
По окончании процедуры остатки перемалываются, засыпаются в урну и передаются родственникам умершего. Родственники, в свою очередь, могут установить урну в колумбарии, произвести захоронение или рассеять прах в каком-то месте. Например, нередко рассеивают на участке, где проживал человек, или в море, в горах или реках.
Проблемы открытия
Перед тем как составить полноценный бизнес-план крематория, необходимо продумать, окупится ли он в вашем населенном пункте. В небольших городах очень сильны традиционные взгляды и присутствует зашоренность людей, поэтому клиентов у вас будет немного. Конечно, при правильной информационной кампании можно достичь увеличения количества клиентов, но достичь уровня крупных городов будет непросто. Поэтому мы рекомендуем выбирать для открытия заведения города среднего и большого размера, с количеством населения от 300 тысяч человек. В таких населенных пунктах будет больше умерших, в них проживают люди передовых взглядов и нередко уровень дохода в городах выше, чем в небольших населенных пунктах.
В целом перед бизнесменами, которые планируют запустить подобный похоронный бизнес, открывается три основных проблемы:
Практика показывает, что открываться следует в населенных пунктах, в которых проживает не менее 500–600 тысяч человек. В меньших городах вы просто не окупите свои расходы. Также желательно, чтобы рядом были другие крупные населенные пункты и район был хорошо населен, причем нужно, чтобы в радиусе 100–200 км от вас не было конкурентов. Перед тем как приступать к строительству или открытию, вам нужно будет получить целую кучу разрешений, согласований и прочих документов. Более того, вам понадобится решение местных жителей, поэтому приготовьтесь к тому, что придется проводить сборы и пр. В крупных городах, например, в Москве, в Петербурге или в Новосибирске есть специальные компании, которые помогают предпринимателям в открытии: они разрабатывают проекты с учетом требований законодательства, помогают получить разрешения и полностью легализоваться в правовом поле.
Перед тем как открываться, вам нужно внимательно изучить требования закона к подобным заведениям. Оно должно располагаться за городом и не примыкать к жилым домам. При этом к нему должен быть удобный проезд и площадка рядом, чтобы родственники и провожающие могли приезжать на автомобилях и автобусах. Иногда получается получить разрешение на открытие заведения в населенном пункте, но при этом между объектом и жилыми домами должно быть не менее трех километров. Неплохим вариантом может стать территория возле кладбища: люди, которые пообщаются с руководителем кладбища и узнают, как сложно провести процесс захоронения, вполне могут приходить к вам.
Если вам придется строить здание, то рекомендуем отдать предпочтение быстровозводимым конструкциям, а не из кирпича и бетона. Они обходятся значительно дешевле, возводятся в 2-3 раза быстрее и практичнее в эксплуатации. К тому же металлические конструкции позволяют строить залы крупного размера, что проблемно для бетонных зданий из-за ограничения размера плит перекрытий. Стандартное помещение состоит из нескольких корпусов: ритуальный корпус, технический, административный и пр. Эти корпуса объединяются в одно целое при помощи туннеля или коридора. В ритуальном корпусе располагаются зал для прощания, медицинский пункт, вестибюль и различные хозпостройки. В техзале размещается машина для кремации, подсобка для хранения различного инвентаря, а также бытовые помещения для персонала. Отдельно нужно обустроить стоянку для автобусов и автомобилей.
Оптимальным вариантом будет открытие крематория похоронной компанией: в этом случае у вас уже будет хорошая репутация и собственное помещение. Останется только построить зал с печью и разбить вокруг небольшой колумбарий. Он делается для того, чтобы люди могли отдохнуть, собраться с мыслями, успокоиться и проводить своих близких в последний путь. Подразумевается, что территория колумбария будет покрыта плиткой, на ней будут разбиты клумбы и установлены специальные тумбы для урн.
Подбор оборудования
Рассматривая крематорий как бизнес, вам нужно определиться с тем, какое именно оборудование вы будете приобретать и что именно вам понадобится. В городах с населением в 500-700 тысяч зачастую вполне достаточно одной печи. Если учитывать, что на работу с одним телом достаточно 2 часов, то за рабочий день можно проводить 5 процедур, чего вполне достаточно. Стандартная печь является двухкамерной: в основную камеру закладывается гроб с телом покойного, а во второй производится дожиг газов и, соответственно, их фильтрация, очистка и переработка.
Часто люди возмущаются по поводу того, что крематорий может загрязнять окружающую среду или пепел от покойника будет попадать в воздух, но это абсолютно неверное мнение. В трубы попадает только горячий воздух, полностью очищенный от каких-либо примесей, поэтому говорить о том, что что-то попадает в воздух, неправильно. Кроме печи, вам понадобится специальная гидравлическая тележка для перевозки гроба и его поднятия в печь. Отдельно нужно приобрести холодильные установки для размещения тел, а также кремулятор, который перемалывает прах в порошок.
Если говорить о производителях оборудования, то лучшими в мире считаются американские печи и кремуляторы. На второе место выходят европейские (немецкие и чешские устройства). Российских вариантов на рынке практически нет, зато есть азиатские, но качество у них страдает.
Внимание: стандартная печь без обслуживания выдерживает примерно 5.5 тысяч процедур. После этого ей проводят капитальный ремонт, который заключается в замене огнеупорных и теплоизоляционных материалов. В среднем ремонт обходится в 30–50 тысяч рублей, что довольно небольшая сумма по сравнению со стоимости печи.
Отдельно вам нужно будет закупить поддоны из нержавейки для пепла, пластиковые (временные) урны, неодимовые магниты для удаления металлических частей из пепла, а также щетки для очистки камеры. Сотрудникам необходимо купить плотную одежду и респираторы, а также очки, фартуки и перчатки. Средний расход природного газа за цикл составляет 35–40 кубов, что составляет около 250 рублей. Стоимость печи и комплекта оборудования составляет примерно 6–8 миллионов рублей, если приобретать недорогой комплект, и 12–15, если качественный. Суммарные расходы на открытие составят около 15–25 миллионов рублей при условии, что вы будете строить новое здание, разбивать колумбарий, оформлять все документы и пр. А окупаемость вложений наступает примерно через 5 лет, что является довольно неплохим результатом для подобного бизнеса.
Теперь, когда вы знаете, сколько стоит открыть крематорий для людей, рассмотрим доходность бизнеса. В среднем одна процедура обходится в 4500 рублей в ценах 2019 года. Но кроме самой процедуры вы можете зарабатывать на обслуживании похорон. Вы можете продавать гроб и его отделку (подушка, ткань, букеты), заниматься перевозкой тела усопшего (услуга катафалка), оказывать помощь родственникам с оформлением необходимых документов и пр. В целом вся процедура выходит по стоимости примерно в 20 тысяч, что сопоставимо с традиционным захоронением, при этом чистая прибыль составляет примерно 8–10 тысяч рублей. Если вам закажут VIP-похороны, то средний чек может доходить до 150–200 тысяч, а прибыль составит 60–100 тысяч рублей (в эту стоимость обычно включают оркестр, катафалк, живые цветы, дорогой гроб и пр).
Организационные моменты
Если рассматривать стандартный бизнес, то вам в штат понадобится примерно 6 человек. Из обязательных можно назвать руководителя, который будет вести дела и заниматься менеджментом, бухгалтера (можно сэкономить и нанять аутсорсера), оператора печи и уборщика. Также вам может понадобиться сторож (он может совмещать работу с уборкой) и слесарь-механик для контроля за состоянием печи.
Если у вас нет стартового капитала в 10–20 миллионов рублей, то можно сэкономить и снизить расходы до 2–3 миллионов. Для этого подойдет бизнес-план крематория для домашних животных. Подобная услуга пользуется популярностью в больших городах: в малых населенных пунктах и селах люди хоронят животных сами. К тому же конкуренции в этом бизнесе практически нет, поэтому рассмотрите как вариант для начинающих предпринимателей.
«Мне страшно видеть, что в России с похоронным делом»
Илья Болтунов с 18 лет в похоронном бизнесе. Он развивает бизнес вопреки конкурентам, продает франшизы и борется за честную работу.
Приезжают на джипах, гроб привязывают веревками
Всё пошло еще с моего деда. В 50-х он обосновался в Калужской области, рядом с деревней Детчино. Дед был плотником. К нему приходили местные жители за разными услугами: кому люльку сделать, а кому гроб. Занятие затянуло, начал работать на государственной пилораме. Он один ей занимался, и всё оборудование так и осталось у нашей семьи. Дед производил гробы и кресты, обеспечивал свою деревню и ближайшие. Дело шло хорошо.
В 90-е сыновья деда, а среди них мой отец, потеряли работу. Дед им отдал свою пилораму и предложил продолжать его дело. Тем более в тяжелые времена люди часто умирают. Стали делать даже полированные гробы. Тогда это было модно, в них хоронили авторитетов. Могли даже напрямую позвонить и сказать что-то вроде: «Вот завалили Ваську Лысого, мы приедем за гробом». Приезжают на джипах, гроб привязывают веревками и едут хоронить.
«Завалили Ваську Лысого, мы приедем за гробом»
Отец и его братья купили участки леса и уехали в Жуков, перенесли туда производство. Они открыли два магазина — в Детчине и в Перемышле. Продавали гробы и кресты собственного производства, но организацией похорон не занимались.
В начале двухтысячных дело деда начало умирать. В 2003 году работали триста рабочих, они производили тысячи гробов и крестов. Через несколько лет осталось два узбека. Сейчас старая пилорама выглядит так:
Дед мне внушил мысль, что всё надо делать по правилам. Пока похоронную деятельность лицензировали, у предприятия деда была лицензия. А еще он получил разрешительную грамоту патриарха на производство православных крестов. Один знакомый был на короткой ноге с патриархом и позвонил ему напрямую: «А можно получить разрешительную грамоту?» Оказалось, можно.
Продавщица забирала из кассы по сто тысяч каждый месяц
Когда отец вел этот бизнес с магазинами в Перемышле и Детчине, дело шло не очень. Он нанял в Перемышле продавщицу и раз в месяц привозил ей гробы, кресты, венки. Через месяц приезжал, забирал деньги. Сколько давала, столько и брал, не проверял.
В семье с деньгами было плохо. Моя мама — бухгалтер, мы вместе с ней поехали в Перемышль, проверили документы, и оказалось, что продавщица подворовывала. Она забирала из кассы каждый месяц примерно по сто тысяч рублей и не ходила на работу. Тогда я решил, что должен навести порядок в магазинах.
Я и раньше помогал отцу: подрабатывал в магазинах то грузчиком, то рабочим. Дополнительно с 14 лет делал сайты. Выходило по пять-семь тысяч рублей в месяц, я их откладывал. В 16 лет решил помочь отцу и сделать сайт для магазинов. Для этого пошел с накопленными деньгами в рекламное агентство заказать логотип и фирменный стиль.
В 18 лет я уже полностью взял магазины на себя. Вернее, я просто забрал ключи от магазинов. Тогда мы c отцом чуть не подрались.
С утра — в универе, вечером — ремонт в похоронных магазинах
В Детчине вместо магазина был вагончик. Отец построил здание похоронного дома рядом, но это была просто бетонная коробка без отделки. В другом магазине, Перемышле, я обнаружил полную разруху: выломанную дверь, полчища тараканов и плесень вокруг.
В тот момент я уже поступил в Бауманку, днем был на парах, вечером возил материалы. Заключил с одногруппниками сделку: они мне помогали, а я им отдавал часть прибыли.
Родители подарили подержанную машину на день рождения. На ней я по вечерам возил материалы. Помню, как купил в Калуге стеллаж и рулон линолеума. Этот рулон торчал на три метра из багажника машины, пока я ехал.
Ремонт делали с одногруппниками: клали пол, красили стены. Потом распечатали на принтере объявления: на одних — рекламу похоронного дома, на других — вакансию для поиска сотрудника. Позвонила одна женщина, говорит: хочу работать. А я ей: «Денег нет. Давай попробуем поработать, а там посмотрим». Эта женщина до сих пор со мной работает.
«Денег нет. Давай попробуем поработать, а там посмотрим». Эта женщина до сих пор со мной работает
Сначала у меня были просто магазины: продавали венки и другие ритуальные товары. Потом люди стали спрашивать, а где землекопов или грузчиков найти, как машину заказать. Стало понятно, что надо целиком похороны организовывать. Стал привлекать бригаду, чтобы выносить гробы, и землекопов.
Купили уазик за семнадцать тысяч рублей, на нём возили гробы, памятники:
Потом купили катафалк — стоил он, кажется, 560 000 рублей. Это по-настоящему приспособленная для похорон машина, с бактерицидными лампами, сидениями.
Получается, в 2008 году у меня был просто магазин, а уже через год — катафалк, бригада, землекопы. Зарабатывали по сотне тысяч рублей в месяц точно
Свое производство
Сначала я покупал гробы и кресты, потом основал свое производство. Покупать даже выгоднее, если в ближайшей перспективе. Но никогда не знаешь, будет поставка вовремя или нет.
У меня был поставщик гробов в Орле. Я ему раз в месяц делал заказ на шестьдесят гробов, он привозил в срок, как договаривались. А как-то звоню, он трубку не берет. Я опять звоню — тишина. Так звонил две недели.
Через два месяца он мне перезванивает, говорит: «Будешь гробы заказывать?» Я спросил, где он был. А он: «Так я в отпуске был. А производство стояло, леса не было». Оказалось, весь лес у них ворованный: не своровали вовремя — сидели без дела. Рынок так до сих пор работает.
Оказалось, весь лес у них ворованный: не своровали вовремя — сидели без дела
Чтобы не зависеть от поставщиков, основал свое производство. Технологии рассказали отец и его братья.
Труп лежит, а рядом дети бегают
Мне страшно видеть, что в России с похоронным делом. До революции всё было в руках у трестов. Нужно место на кладбище — платишь сумму по прайсу и хоронишь. С тех времен пошло выражение «по первому разряду»: это места вокруг храма, кажется, по три червонца. А всего разрядов было семь, самый дешевый — седьмой, на окраине кладбища, в ямах.
После революции издали декрет о похоронах: по нему советский человек не должен платить за похороны, всё бесплатно. Начался мрак.
На каждом кладбище появился свой землекоп, он считался представителем власти и мог просить любые деньги. Не хочешь платить — не будем копать могилу. Среднее время захоронения с трех дней выросло до 3-4 месяцев. Трупы гнили.
Санитарные нормы позже тоже отменили. Надо знать, на какую глубину закапывать тело, иначе люди из соседней деревни могут отравиться трупным ядом из колодца. Но до сих пор об этом не думают: чуть присыплют землей, и нормально. Я работаю по дореволюционным правилам.
Беспредел советских времен докатился и до нас. В 90-е людей после смерти держали дома. Мне рассказывали такие истории: «Как хорошо, что вы появились. А то я мужа хоронила несколько лет назад, расстелила пленку на кухне в девятиэтажке, с сестрой его помыли, одели». Труп лежит, а рядом дети бегают.
Как-то мне присылали фотку, как люди перевозят гроб в электричке:
Правила советского декрета о захоронении по-прежнему в силе. По закону места на кладбищах бесплатные для всех. Если кто-то умирает, можно пойти в местный муниципалитет, и на следующий день выдадут разрешение. Но люди как ходили к землекопам на кладбище, как договаривались через третьи руки, так и делают. А с них берут деньги.
Один клиент приехал заказывать похороны. У него машина стоит несколько миллионов рублей, а он водку привез землекопам. Я ему говорю: «Вы больной, зачем водка?» А он: «Принято так вроде».
Люди не виноваты, у них это на подкорке записано. Нужно место на кладбище — идут к местному землекопу. Он просит двадцать тысяч рублей, а сам идет в муниципалитет и бесплатно получает место на кладбище.
«Хотите аккуратно донести гроб? Десять тысяч»
В Москве между собой борются государственная компания-монополист и частный бизнес. В регионах ситуация похожая.
В Москве моргами, кладбищами, крематориями управляет государственная организация. Все остальные ритуальные компании называют черными агентами.
По факту агенты — это мелкие частные компании. Они промышляют везде, чаще всего покупают информацию о смерти. Бывает, человек лежит с онкологией в больнице, какая-нибудь уборщица продает даже эту информацию черным агентам. Еще до смерти к родственникам человека приходит черный агент и предлагает свои услуги. Это если не трогать вопрос продажи информации из скорой помощи или полиции.
Такие агенты втридорога предлагают услуги, хотя у них нет катафалка, морга, никакой инфраструктуры. Каждый назначает свою цену. Государственные компании пользуются своим административным ресурсом.
И те, и другие зарабатывают на том, что люди плохо знают законы и свои права. Например, по закону место на кладбище и морг — бесплатные услуги:
Но эти компании берут деньги на каждом шагу. Хотите чтобы ваш гроб аккуратно донесли? Десять тысяч рублей. А еще нужно дать за место на кладбище, морг.
Как только черные агенты узнают о смерти, они тут же налетают на родственников. Могут представляться государственной службой психологической помощи и как угодно еще. Дальше родственникам звонят и из государственной службы. Они говорят: «Вам начнут звонить черные агенты, вы их посылайте. Главные — мы. Сейчас мы приедем, увезем тело в морг. Ждите, сотрудник выехал». По факту те и другие действуют одинаково.
Даже санитар в морге может по-тихому подойти к родственнику и сказать: «Вон сидит сотрудник государственной службы. У них морг будет стоить 25 000 рублей, а я за десятку сделаю. Только без чека».
Даже санитар в морге может по-тихому подойти к родственнику и сказать: «Вон сидит сотрудник государственной службы. У них морг будет стоить 25 000 рублей, а я за десятку сделаю. Только без чека»
Я не покупаю информацию о смерти и не пользуюсь административным ресурсом. У меня всё честно: сайт, реклама, сарафанное радио. Заказы принимаю круглосуточно, по бесплатному номеру. Но государственные монополисты тоже зовут меня черным агентом. Я у них как заноза в заднице. Вечно скажу что-то о них в интервью, тут же звонят: «Илья Сергеевич, у вас какие-то проблемы, зачем вы о нас плохо говорите?» Отвечаю: «Я всегда говорю правду. Вы делайте хорошо, я буду говорить о вас хорошо».
В некоторых городах со мной конфликтует власть. Я своим примером показываю, что можно работать честно, по закону. Это не всех устраивает.
Однажды меня рекомендовали жене дипломата. У нее бабушка умерла: пошла на выборы, поскользнулась на ступеньках и разбилась. Женщина сказала, что ей объявили такие расценки на похороны:
Я пошел с ней в морг. А там много людей, все по 28 000 рублей несут. Я подхожу к окошку:
— Я сейчас включаю диктофон, а вы мне говорите, сколько стоит забрать тело.
— Как бесплатно. Вот девушка мне сказала, что вы просили 28 000 рублей.
— Она, наверное, перепутала. Во сколько завтра заберете тело?
У одной знакомой умерла мама, она поехала в морг, ей назвали цену за место на кладбище в двести тысяч рублей. Я приехал в морг, говорю: «Мы приедем в морг, заберем вашу маму в эвакуационном мешке, подготовим тело, привезем обратно, похороним. Всё будет стоить 50 000 рублей». Сотрудник морга говорит: «Могила в Химках будет стоить 200 000 рублей». Я говорю: «Ок, я сейчас включу диктофон, еще раз назовите сумму». Тут же сумма сменилась на «бесплатно».
Сотрудник морга говорит: «Могила в Химках будет стоить 200 000 рублей». Я говорю: «Ок, я сейчас включу диктофон, еще раз назовите сумму». Тут же сумма сменилась на «бесплатно».
Такая ерунда с похоронами на каждом шагу. Это ладно, если бы агенты или госучреждение делали свою работу качественно, с заботой о людях. Но — нет. Некоторые агентства берут вместо катафалка простой автобус. Снимают с маршрута. Сегодня он перевозил пассажиров, завтра — чумные трупы, а потом опять пассажиры. У меня настоящий катафалк, со всеми документами.
25 рублей по себестоимости, сто — в продаже
У меня самые простые похороны стоят 9900 рублей, это в закрытом гробу, без поминок. В деревнях популярный тариф — похороны за 20 000 рублей, для города — 35 000 рублей.
Наши тарифы — это полная подготовка трупа, гроб, принадлежности, церемония прощания, погребение. Дома специальный организатор подсказывает людям, куда подходить, как целовать. Потом труп выносят мои сотрудники. Они все в форме, непьяные. На кладбище кладем гроб в могилу, засыпаем, отвозим людей домой.
Я никогда не наживался на горе, у меня самые низкие цены по рынку. Но рентабельность у бизнеса высокая. К примеру, себестоимость ленты на венок 25 рублей, она у меня стоит 100-200 рублей. В Москве конкуренты берут за нее 1500 рублей.
Основное, за счет чего я выигрываю, — своя инфраструктура. В каждом похоронном доме у меня морг. Это несколько холодильных камер с дверками, мы их купили в Италии. В каждой камере можно выбрать температуру для длительного или короткого хранения. Стены у нас с посеребрением, подвешены бактерицидные лампы, подведена вода — всё по правилам.
У меня есть эвакуационные автомобили, катафалки, все необходимые принадлежности, зал прощания и специально обученный персонал.
Мода на похороны и прижизненные договоры
Я много подсматриваю за границей. Италия — законодатель моды в похоронке. Там был первый крематорий, работали основные производители всех похоронных вещей — гробов, фурнитуры.
В Европе и Америке всё иначе устроено, чем у нас. У них все кладбища платные, их держат либо бизнесмены, либо государство. Например, можно арендовать ячейку для урны с прахом, а можно целый склеп. Плата за аренду идет на благоустройство кладбищ, поэтому там приятно находиться:
В России спекулируют бесплатной землей и наживаются на людях, поэтому кладбища никто не благоустраивает. Вот типичная картина:
За границей люди часто пользуются прижизненными договорами. Они оставляют после себя пожелания, видеозаписи. Уже умершими они как бы общаются с теми, кто пришел на мероприятие. У них есть интересная традиция делать венки из живых цветов. После похорон цветы раздают посетителям.
Трудно поверить, но люди до сих пор собирают погребальные узелки. Покупают одежду, даже ткань для гроба. Для меня это странно. Иногда это целые чемоданы, где всё лежит, вещи съедает моль.
Интернет-магазин, CRM и допродажи
У меня есть интернет-магазин. В нём можно выбрать всё для похорон, даже цвет гроба:
Это удобно и современно, но от офисов я не буду отказываться. Люди старшего поколения приезжают сами, им нужно всё посмотреть. Однажды в колл-центр звонит человек и говорит, что приехал, а в офисе никого (этот офис переезжал). Оператор ему сказал об интернет-магазине, а он: «Я человек предпенсионного возраста, я в такие игры не играю».
Когда клиент ко мне обращается за похоронами для кого-то из семьи, он попадает в ЦРМ. После похорон отправляем родным письмо с соболезнованиями. Через время он получает письмо со спецпредложением по ограде, потом предлагаем памятники и облагородить территорию. Через время рассказываем, что можем сами поддерживать могилу.
Обслуживание могилы стоит шесть тысяч рублей в год. Человеку не надо ездить на кладбище — мои люди сами съездят, всё сделают, уберут мусор и пришлют фотку.
Работу всех похоронных домов я отслеживаю через специальную программу. У меня везде стоят камеры. Вижу, что делают сотрудники, джипиэс показывает, где находится машина. Никому не верю на слово.
Похоронная франшиза
Я открыл франшизу на похоронные дома и создаю в России похоронную инфраструктуру. Человек покупает франшизу, получает проект похоронного дома. Мы его строим и начинаем продвигать. Всё по-честному.
В первый год покупатель франшизы работает в формате офиса. Затраты будут примерно пятьдесят тысяч в месяц, заработок — сотня-две тысячи рублей, смотря как работать. Параллельно с этой работой помогаем найти землю, оформить разрешение и подготовить документы на строительство. Паушальный взнос — 300 000 рублей.
Сейчас строим похоронный дом по франшизе в Козельске. С ним самые большие трудности. Сначала мы выиграли землю на аукционе, нам дали разрешение. В нём написано: «Для похоронного дома такого-то типа такой-то компании». А когда мы сделали первый этап строительства, это разрешение вдруг отобрали.
В этот же момент прошла новость, что региональная прокуратура выяснила, что до этого в городе официально никто не хоронил. Такой ситуации по закону вообще быть не может. Они решили какой-то муниципальный похоронный дом, видимо, там построить. Но мы будем судиться за разрешение.
Региональная прокуратура выяснила, что до этого в городе официально никто не хоронил
Любой может открыть похоронную компанию, лицензия не нужна. Можно работать на ЕНВД. Как ипэшник платишь свои тридцать с лишним тысяч взносов, сумма ЕНВД считается не от площади помещения, а от количества сотрудников. Если работаешь один, налог — около тридцати тысяч рублей в год. Но взносы уменьшают налоги, поэтому выходит ноль.
Моя похоронная франшиза — это история про захват похоронного мира. Пока российского.