что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021

Благотворительность как бизнес: 7 секретов эффективности

За десять лет работы благотворительный фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» собрал 1,4 млрд рублей и вернул к полноценной жизни почти 7000 человек. Фонд работает как с корпоративными клиентами, так и с частными донорами. Сейчас среди партнеров фонда75 крупных российских и международных компаний. Президент «Линии жизни» Фаина Захарова рассказала Forbes о главных правилах проектной благотворительности.

Благотворительность и бизнес

В социальной сфере те же правила, что и в бизнесе, я это поняла, когда в начале 90-х ушла из Всесоюзного института охраны природы и заповедного дела и возглавила свой первый благотворительный фонд — Международный союз охраны природы (IUCN). Попав в штаб-квартиру IUCN под Женевой, я была поражена абсолютно офисной обстановкой. «Ты не удивляйся, — сказал мне тогда один из руководителей Союза. — Есть завод по производству кирпичей, есть — по производству соков. Ты тоже пришла на завод. Только он производит не кирпичи и соки, а природоохранные проекты. Чтобы они имели успех, ты должна, как и в случае с любым продуктом, четко просчитать, на какую целевую аудиторию делаешь проект, как ты его будешь продвигать, сколько он должен стоить». Этот человек кардинально изменил мое представление о благотворительности, сформировал проектный подход.

1. Важно предлагать уникальный продукт

У нас очень простой механизм работы с корпоративными благотворителями. Мы создали корпоративный клуб «Плюс одна жизнь». Вступительный взнос соответствует сумме, необходимой на высокотехнологичную операцию одного ребенка: компания перечисляет средства на его лечение. Затем мы разрабатываем уникальный проект, которые ближе к бизнесу компании и соответствует ее духу. При этом мы всегда придерживаемся правила win-win. Каждый из участников должен выигрывать.

Собирать деньги на детей или другие благотворительные цели — непростой процесс, приходится все время просить. Чтобы тебе не отказали, ты должен предложить просто невероятный продукт. Поэтому мы уделяем много времени творческой работе. С нами остаются 70% компаний, которые приходят, и это хороший показатель для благотворительной сферы. Cотрудничество становится долгоиграющим, если компаниям предлагать креативные, динамичные и прозрачные проекты.

2. Не эмоциональная, а профессиональная модель

Еще одно непременное условие нашей работы: мы не выстраиваем проекты на жалости, на охах-вздохах. Можно один раз среагировать эмоционально, два, три, а дальше все будут избегать потока грустной информации. Поэтому, когда мы разрабатываем проекты, всегда смотрим: что интересно нам, а что может быть интересно партнеру?

И безусловно, партнеры всегда получают полные отчеты по расходованию средств. У нашего фонда только адресная помощь.

Вместе с компанией Procter&Gamble организовали акцию «Стирка — помощь детям». В течение нескольких месяцев часть средств от продажи порошков по всей России шла на адресные операции детям. Мы получили очень серьезные финансовые средства — около 11 млн рублей. А для компании это была удачная пиар-история: мы подготовили в рамках проекта книгу сказок, которые написали двадцать известных женщин. Потом звезды ездили по всей России, приходили в больницы, где лечились наши дети, и читали им свои сказки.

3. Как важно быть креативным

Как добиться того, чтобы сотрудники могли придумывать проекты, за которые бизнес захочет платить? Мой подход — обязательно выезжать всей командой на природу. На Байкал, на Балтику. Природа расширяет кругозор и мировоззрение, дает новый опыт. А в нашей работе очень важна открытость, незашоренность. Десять лет назад в фонде работало три человека, сейчас в нашем коллективе 17 сотрудников. Когда у тебя большие бюджеты, можно работать в системе, где все расписано и главное — не отступать от инструкций. А когда бюджет крошечный, как у нас, а задачи стоят очень серьезные, нужны креативные идеи. И я стараюсь создавать такую атмосферу, чтобы люди имели возможность творить. Благотворительность — это всегда творчество, только так мы можем эффективно работать.

4. Мотивация прежде всего

В целом, мотивация сотрудников — для благотворительного фонда тема еще более актуальная, чем для бизнеса. Ведь зарплаты и бонусы работников в нашей сфере не могут сравниться с тем, что получают люди в бизнесе, и это не является серьезным стимулом. Цель для участия в добрых делах может быть разная, и мне как руководителю важно понять мотивацию каждого, поддержать или скорректировать ее. Для кого-то это прекрасный круг общения, для кого-то — новый смысл жизни, кто-то считает, что он успешен и должен поделиться с теми, кому тяжелее, кто-то рассматривает это как способ улучшения собственного имиджа (но эта мотивация временна: как только человек всерьез начинает заниматься добрыми делами, он настолько погружается в эту историю, что забывает про пиар). Самое важное — помочь моим сотрудникам найти новые смыслы в жизни и дать им возможность увидеть конкретные результаты своего труда.

Кстати, благотворительность — невероятно эффективный социальный лифт, это уникальная площадка для общения и саморазвития. И молодые люди — умные, образованные — начали осознавать, что не хотят быть винтиками в корпорациях, так что все чаще приходят к нам. Приходят потому, что мы предоставляем им широкие возможности, даже если они находятся в начале своей карьерной лестницы. Они могут получить уникальный опыт общения с людьми из очень разных сфер жизни, с людьми, занимающими высокие позиции, с которыми им вряд ли удалось бы встретиться и пообщаться даже в очень серьезных корпорациях.

5. Масштабный взгляд на вещи

Это касается не только благотворительной сферы, но и бизнеса. В современном мире очень важно умение соединить несоединимое, нужны пространственное видение и пространственное мышление.

У нас есть программа «Добрые руки планеты Земля». Ее мы начинали с известными художниками Дубосарским и Виноградовым как флешмоб: на Пушкинской площади прохожие могли оставить на холстах цветной отпечаток ладони в знак поддержки идей благотворительности. Потом эти полотна были завершены художниками и подписаны. В результате мы получили шесть прекрасных авторских полотен, имеющих большую художественную ценность. Некоторые из них мы выставили на благотворительные аукционы и получили средства на операции детям, а часть хранится у нас в офисе.

Программа мне понравилась, и я стала думать над тем, какие идеи можно из нее развить. Так в аэропорту Шереметьево появилась большая выставка. А совсем недавно, в ноябре 2013 года, совместно с компанией «Трансаэро» мы запустили «Рейс надежды». Самолет, на борту которого каждый пассажир во время полета может помочь тяжелобольным детям и сделать пожертвование в наш фонд, украшен разноцветными ладошками по мотивам акции «Добрые руки людей планеты Земля». Этот борт летает по всему миру, и мы получаем огромное количество фотографий — люди с радостью фиксируют наш яркий самолет во всех уголках планеты и рассказывают о его добром предназначении.

Когда все время перемещаешься по огромной территории бывшего Советского Союза, летишь с запада на восток девять часов, этот внешний масштаб проникает в твое сознание. Ты понимаешь, что границ и рамок нет ни в чем. И становишься человеком с масштабным взглядом на мир, на дело, которым занимаешься. А чтобы справиться с большими проектами, я убеждена, обязательно должно быть внутреннее пространство. Это позволяет мне на равных общаться с людьми, которые являются мировыми авторитетами: беседовать с бизнесменами из списка Forbes, спокойно говорить с принцем Филиппом (супругом английской королевы Елизаветы II) о защите белых медведей, с президентом Владимиром Путиным — о проведении в России года благотворительности.

6. Нетворкинг вдвойне

Чтобы быть эффективным в благотворительности, нужно вдвое больше сил и времени тратить на нетворкинг, на связи. Мы постоянно бережно плетем паутину. Без друзей в проектах с маленькими бюджетами невозможно ничего сделать. Мне это не сложно. Во-первых, я по сути своей коммуникатор. Во-вторых, я занималась ландшафтными картами, а это самый комплексный подход к изучению природы. Карта — это интеграция всех знаний. Мне нужны были данные и геологов, и ботаников, и специалистов по тектонике. Поэтому всегда приходилось объединять вокруг себя других людей, использовать их опыт и знания. Как получить необходимую информацию, как сделать так, чтобы тебе помогали, как правильно интерпретировать информацию — весь этот опыт взаимодействия я наработала, общаясь с непростыми людьми, которые в какой-то степени каждый сам за себя, каждый представляет целую вселенную.

7. Глобальные цели

Когда я 2005 году писала стратегию развития нашего фонда, я поставила две цели: создать институциональные условия для развития культуры благотворительности в России и сформировать механизмы, которые бы позволяли регулярно собирать средства именно нашей организации. Для меня это было принципиально важным: не только точечно помогать детям с тяжелыми заболеваниями, но и инициировать в стране моду на благотворительность, которая затем перерастет в образ жизни, как, скажем, в Англии. Сейчас мы можем констатировать, что «мода» на благотворительность уже есть. Нет такого поселка, города, где не было бы благотворительных проектов. Теперь главная задача — сделать так, чтобы благотворительность стала нормой жизни.

Я благодарна владельцам «Альфа-групп», которые тогда поддержали мою концепцию и на протяжении всех десяти лет нашей работы финансируют фонд. Благодаря этому мы ни копейки из собираемых средств не тратим на содержание фонда. Все идет только на лечение.

Замечательно, что сейчас и в регионах, где благотворительность развита гораздо слабее, появляется понимание, что надо помогать «Линии жизни» не только адресно, перечисляя деньги на лечение конкретного ребенка, но и институционально. К примеру, наш партнер в Самаре выделил средства на то, чтобы мы взяли на постоянную работу сотрудника, курирующего работу фонда в Самаре. В Петербурге нам совершенно бесплатно предоставили помещение в самом центре города, в Гостином дворе. Такие вложения в инфраструктуру создают серьезную основу для роста сектора и являются индикатором «взросления» корпоративных благотворителей.

Источник

Как создать благотворительный фонд: инструкция и советы

Как открыть благотворительный фонд: 4 требований для старта + инструкция из 6 шагов по открытию + разбор финансовых вложений и проблемных моментов.

что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть картинку что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Картинка про что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021

Как открыть благотворительный фонд? Такой вопрос появляется у людей, возможно, не так уж редко.

Однако для большинства он остается мечтой, а не планом организации «предприятия».

Желание помочь нуждающимся – это, без сомнений, отличная идея.

Но для воплощения в жизнь идеи благотворительного фонда недостаточно одного побуждения к добрым поступкам.

Из статьи вы узнаете, какими качествами и возможностями должен обладать основатель благотворительного фонда + получите практические рекомендации по воплощению своей мечты в жизнь.

Благотворительный фонд – что это?

Благотворительный фонд – это некоммерческая организация, цель которой заключается в сборе благотворительных средств на реализацию конкретного проекта.

Четкая направленность деятельности фонда – обязательна.

Желание помочь всем – это благородно, но не приветствуется, так как это стремление, к сожалению, неосуществимо.

Целевая аудитория людей, на которых направлена работа учреждения, должна состоять из одной социальной группы, например: помощь детям, проживающим в приютах, или развитие баскетбола среди молодежи вашего города.

В процессе расширения, возможно увеличение сфер влияния.

Но изначально стоит выбрать единственную цель и качественно организовать помощь.

Закон твердит: благотворительный фонд имеет право на предпринимательскую деятельность, которая должна быть зарегистрирована должным образом в федеральной налоговой службе.

Учет средств, полученных от благодетелей, должен производиться отдельно.

Если же фонд занимается только сбором средств, деньги на зарплату сотрудникам, аренду помещения и маркетинг могут извлекаться из пожертвований.

Часть от материального обеспечения, используемая для нужд организации, не может превышать отметку в 20% от общей «кассы».

Как открыть свой благотворительный фонд: начальные требования

Отдельно стоит обсудить такое требование, как наличие меценатов.

Если кто-то думает, что поиск спонсоров – это последнее дело, он допустит грубую ошибку.

Найти начальную поддержку очень важно, потому что стартовое капиталовложение предусматривает довольно крупную сумму.

6 шагов к реализации, как создать благотворительный фонд

Придерживаясь цели статьи, перейдем к практической стороне вопроса, как создать благотворительный фонд.

Дальше вас ждет четкое пошаговое руководство.

1 ШАГ: Стартовый маркетинг

«Ваш конечный успех будет определяться тем, насколько вы способны пронести свою мечту через все испытания.»
Орисон Марден

«А как же пакеты документов на оформление организации, набор сотрудников и остальные стандартные шаги по организации предприятия?»

Если у вас возникает мысль, что данный пункт не заслуживает первого этапа, тогда прочитайте еще несколько строк, и убедитесь в обратном.

Реклама будущего фонда – это залог нахождения лиц, заинтересованных в поддержке проекта.

Основа деятельности благотворительного фонда – это финансовые вложения.

Маркетинг играет определяющую роль в этом деле.

Необходимо организовать собственный онлайн-ресурс, заняться распространением информации среди заинтересованных лиц, добиться заметок в местной прессе и медиа-пространстве.

Если ваша идея достойна внимания общественности и привлечет внимание людей (особо важно – меценатов), вы обязательно окажетесь «на коне».

2 ШАГ: Необходимая документация

Целесообразно будет разделить благотворительный фонд на две возможные формы ведения бизнеса:

Каждый вариант предполагает свой пакет документы, а также особенности оформления.

Пакет документации, для оформления благотворительного фонда, основанного только на фандрайзинге (сборе пожертвований):

Образец формы РН0001:

что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть картинку что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Картинка про что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021

Уведомление о проведении заседания учредительного совета компании, на котором был принят Устав.

Скорее всего, от вас потребуют этот документ. Важно, чтобы физический адрес совпадал с местоположением арендованного помещения.

Как открыть медицинский центр?

Имея на руках указанные документы, вы сможете обратиться в Министерство Юстиции для регистрации.

Стартовый пакет документации для оформления благотворительного фонда, деятельность которого рассматривается, как предпринимательство, отличается объемом.

Для оформления предпринимательской деятельности необходимо прописать в Уставе распределение средств между всеми секторами. То есть указать, сколько денег выделяется на благотворительную деятельность, ведение бизнеса, выплаты ежеквартальных расходов.

Фонд, который занимается предпринимательством, обязан зарегистрироваться как юридическое лицо в Федеральной налоговой службе. Структура организации усложняется.

Именно потому не рекомендуется изначально планировать предпринимательскую деятельность.

3 ШАГ: Планирование деятельности

После регистрации, нужно распланировать его деятельность на ближайшее время (от 6 месяцев).

Для чего нужен этот этап?

Использование некоммерческих организаций для «отмывания» денег – распространенная практика в России.

Исходя из этого, будьте готовы ощутить повышенный интерес со стороны ФНС и других проверяющих структур.

Плюсы планирования деятельности для благотворительности:

Выгодный маркетинговый ход, позволяющий заинтересовать филантропов в помощи.

Очевиден тот факт, что ни один человек не вложит свои деньги в проект, если не узнает путь, по которому они отправятся к нуждающимся в помощи.

Бизнес-планирование позволяет ориентироваться в финансовых операциях на каждом этапе становления.

Только после тщательного разработки плана деятельности, рекомендуется приступать к работе.

4 ШАГ: Аренда помещения

Начать следует с выбора помещения.

Стандарты офиса для фонда:

Параметр офисаНеобходимое значение
Площадь25 – 30 кв.м.
МестоположениеНедалеко от центра города, так как благотворительный фонд – это публичная организация. Расположение должно привлекать внимание потенциальных меценатов.
Жилищные условияВода, отопление, электричество – все это просто необходимо для нормальной работы сотрудников.
ДизайнИнтерьер лучше оформить в пастельных тонах. Не нужно нестандартных линий или отпугивающих деталей. Вы работаете с людьми, в первую очередь, потому нужно ориентироваться на комфорт клиентов.

Стоимость аренды офиса составит около 30 000 – 35 000 рублей, что является довольно большой суммой для основателя.

Постараться решить вопрос с арендой можно с помощью местных властей, указав им на важность вашей деятельности.

5 ШАГ: Подбор персонала

Подбор кадров – это очень ответственный процесс, требующий должного анализа.

Желательно обращаться к людям, имеющим опыт работы в вашей сфере деятельности.

Все прекрасно понимают, что сотрудники благотворительных фондов не гонятся за большим заработком.

У них совершенно другая мотивация – помощь нуждающимся.

При выборе сотрудников необходимо отталкиваться от деятельности.

Например, для защиты животных и социально необеспеченных граждан требуются совершенно различные специалисты.

Стандартный набор сотрудников, а также их обязанности представлены в таблице:

ДолжностьОбязанности
МаркетологРазработка плана продвижения: рекламные акции, распространение информации среди заинтересованных лиц.
СекретарьОбработка информации.
Работник социальной сферыРабота с другими фондами, структурированная организация помощи.
БухгалтерРабота с финансами, начисление зарплаты сотрудникам, распределение средств между проектами + контроль трат.
КонсультантЛицо, предоставляющее услуги по анализу сферы деятельности. Находит проблемные зоны, и обучает персонал особенностям работы.

Вас удивило отсутствие расчета заработной платы?

Дело в том, что финансовое обеспечение сотрудников может колебаться от 0 рублей до бесконечности, так как оплата труда является необязательной в подобных организациях.

Сотрудники могут работать и на основе волонтерской деятельности, которая предполагает предоставление бесплатных услуг.

Самая сложная задача при выборе персонала – подобрать действительно мотивированных людей, знающих свое дело и готовых работать за символические суммы.

6 ШАГ: Организация помощи нуждающимся

Организовать благотворительный фонд и найти спонсоров легче, чем правильно распределить финансы на сам процесс помощи нуждающимся.

Для правильного вложения необходимо определить путь поддержки «пользователей».

Чтобы упростить восприятие процессов, описанных далее, рассмотрим практический пример.

Благотворительный фонд «Надежда» занимается поддержкой приютов для собак в конкретной местности (пусть это будут пределы одного города). Структура правильно организована, вложения меценатов составили 1 000 000 рублей. 20% от этой суммы руководство потратило на обеспечение сотрудников, аренду офиса и услуги маркетинга. План на месяц – вложить 400 000 рублей в строительство нового приюта для выброшенных домашних животных.

Итак, есть сумма в количестве 400 000 рублей. Но как ее использовать, и к кому обратиться за помощью?

На этом этапе управляющий может обратиться к местной власти, обсудить данную проблему. Также, можно опубликовать тендер на лучшие идеи в местной прессе или медиа-пространстве. После окончательного выбора лучшего из предложенных проектов, остается найти подрядчика для формирования плана строительства и составления проектной документации.

Вот таким образом «Надежда» вложила свои сбережения в реальное дело, соблюдая все правила маркетинга:

Цель примера – объяснить, как можно использовать вклады меценатов для реализации благотворительной деятельности.

3 возможные проблемы по открытию благотворительного фонда

Намного сложнее оставаться на плаву и выполнять свои обязанности.

К постоянным рискам можно отнести:

Благотворительный фонд основан на добровольных вкладах, что приводит к нестабильному финансовому положению.

Проблемы с местной властью.

Инвестирования из фонда должны совершаться под присмотром властей, так как они приводят к инфраструктурным изменениям.

Но не всегда мнение ответственных органов совпадает с решением руководства фонда.

Очень сложно мотивировать сотрудника работать за символический оклад, что приводит к постоянным разногласиям в коллективе.

Несмотря на все трудности, открыть благотворительный фонд возможно.

Стоит только приложить соответствующие усилия.

Для такой некоммерческой организации, как благотворительный фонд, просмотрите также следующее видео:

Цена вопроса: сколько денег нужно, чтобы открыть свой благотворительный фонд?

Но все же, примерная сумма была определена – 160 000 рублей.

Детальное описание расчетного листа:

Статья расходаСумма (руб.)
Итого:160 000 руб.
Регистрация5 000
Аренда35 000
Маркетинг20 000
Заработная плата сотрудникам100 000

Помощь людям – благое занятие.

Но нужно помнить, что поддержку необходимо преподносить в правильной форме, иначе она просто не будет иметь никакой ценности.

Создать свой благотворительный фонд – значит посвятить себя помощи другим, забыть о цели обогащения.

Вы готовы возложить на свои плечи такой груз?

Источник

Добро за деньги: как заработать на социальном проекте

что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть картинку что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Картинка про что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021

Социальное предпринимательство обычно ассоциируется с пожертвованиями, краудфандингом и просьбами о помощи в соцсетях. Между тем неготовность рассчитывать на собственные силы — самый надежный могильщик проектов. О том, почему социальный бизнес не только может, но и должен зарабатывать, рассказали основатели проектов и члены экспертного совета номинации «Менеджер в социальной сфере» Премии РБК 2018.

Те же правила

«Я хотела спасти деревню Малый Турыш. Можно было пойти по пути НКО, но кто будет помогать людям, которые живут в никому не известном месте? Поэтому моя изначальная установка была: нужно что-то производить, чтобы ни от кого не зависеть. Если ты зарабатываешь деньги и уже на эти деньги потом делаешь что-то хорошее, ты ни перед кем не обязан отчитываться.

Я исходила не из того, чем выгодно заниматься, а из того, что у меня есть. У меня было: очень много меда, леса, поля, куча дикоросов. Сама я мед не ем, потому что в детстве меня им перекормили. Поэтому я хотела придумать из этого меда и ягод что-то такое, что мне будет по кайфу есть. И если у меня получится угодить такому привередливому человеку, как я сама, то получится понравиться и другим. Вот такая была гипотеза.

Как проект стал социально ответственным? В каком-то смысле это было неизбежно: если ты ищешь сборщиков ягод в деревне, вряд ли откликнутся 30-летние, потому что это муторная работа, которая требует прилежания. Когда я обратилась к жителям и сказала, что мне нужны ягоды, первыми откликнулись бабушки. И сейчас в основном работают они — хотя этим летом, например, среди 230 наших сборщиков было уже 50 подростков.

Когда мы формулируем свое уникальное торговое предложение, мы не говорим, что мы полезные и экологичные, а отвечаем на совсем другой вопрос: зачем мы это делаем? И, как мне кажется, когда бизнес вместо надоевшей фразы «мы производим натуральный продукт» говорит: «Этот продукт помогает нам развивать деревню и менять облик нашей страны», — целевая аудитория отзывается гораздо активнее. Наша аудитория — это зрелые люди, у которых есть пожилые родители. Все прекрасно знают, что в деревне сейчас плохо. И человек покупает банку меда не только потому, что он вкусный, но и затем, чтобы изменить жизнь в стране».

Гузель Санжапова, основатель Cocco Bello Honey​

В конце 2013 года Гузель Санжапова запустила производство крем-меда Cocco Bello Honey в деревне Малый Турыш Свердловской области. Таким образом ей удалось обеспечить работой пожилое население отдаленной деревни.

«Правила игры для социального бизнеса точно такие же, как и для любого другого. Разница лишь в том, что создатели социальных проектов порой вынуждены мириться с тем, что доходность у них будет несколько ниже, чем в чисто коммерческом проекте. Зато на уровне идеи можно проявлять креатив — идеи могут быть такими, какие в обычном бизнесе просто не возникнут.

Например, есть такой британский ресурс Сudo Donate, который предлагает обычным людям задействовать их технику для майнинга криптовалюты. У каждого из нас есть дома компьютер, мощности которого большую часть суток простаивают. Доходы от продажи криптовалюты, которую добыли с помощью компьютеров обычных граждан, проект переводит благотворительным организациям — за вычетом 20%, которые оставляет себе. Деньги получаются из воздуха! Никто — ни бизнес, ни «клиент», которым являетесь вы, — почти ничего не тратит. Единственное, за что вы платите, — электроэнергия, которую потребляет ваш компьютер. При этом бизнес зарабатывает, благотворительные организации получают пожертвования, а вы делаете добро, по большому счету ничем не жертвуя.

Или есть очень интересный российский проект Meet For Charity. Это онлайн-аукцион встреч с известными людьми. Этот проект тоже берет комиссию, а основную часть денег переводит на счета благотворительных фондов. У них разыгрывается от пяти до десяти аукционов в неделю. Чем прекрасен этот проект? Дополнительная ценность создается практически на ровном месте!

Я являюсь членом совета «Рыбаков Фонда». В свое время фонд инициировал Philtech — образовательную программу для социальных технологических стартапов. Среди ее выпускников, например, проект «Сурдо-онлайн» — мобильное приложение для слабослышащих. Это облачный сервис для сурдоперевода в онлайн-режиме, работающий на обычном планшете. Его устанавливают аэропорты, аптеки, магазины, клиники, чтобы облегчить глухим и слабослышащим людям доступ к своим услугам. У проекта интересная бизнес-модель. Сервис абсолютно бесплатный для конечных бенефициаров — людей с нарушениями слуха. Как же команда монетизирует проект? За сервис платит бизнес, привлекающий с его помощью целый сегмент новых клиентов. В результате все в выигрыше: и бенефициары, и бизнес, и сам стартап.

Можно долго спорить о том, что такое социальный бизнес. Я считаю, что таким можно считать любой бизнес. На мой взгляд, и Google, и Facebook решают социальные проблемы. Правда, они параллельно порождают новые, но это другой вопрос. Идеально, когда бизнес создает ценности там, где их не было бы, если бы не нашлось благотворительной идеи. Уверен, что в ближайшее время грань между социальным и классическим бизнесом сотрется. Многие благотворительные организации будут эволюционировать в сторону гибридной модели».

Дмитрий Дикман, основатель и генеральный директор консалтинговой компании Group 36, эксперт Премии РБК​

Одежда и надежда​

«Наш фонд «Второе дыхание» занимается переработкой ненужной одежды, и нам требуется определенная инфраструктура: склады, сортировщики, грузчики, различная техника — штабелеры, конвейеры, прессы. В таких делах краудфандинг работает тяжело: покупка пресса за 200 тыс. руб. — это ведь не операция для трехлетнего ребенка. Даже попавшие в сложную ситуацию взрослые вызывают у людей больше сочувствия, чем какие-то абстрактные штуки вроде метана, который выделяет на мусорном полигоне твой синтетический свитер.

что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть картинку что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Картинка про что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021

Есть, конечно, возможность получить гранты, но она очень ограничена: например, от Фонда президентских грантов можно получить не более 10 млн руб. в год, а гранты мэра Москвы — это не более 2,5 млн руб. Если ты хочешь расти и развиваться, этих денег точно не хватит.

В этих условиях собственная предпринимательская деятельность для социального проекта — это путь к независимости. Ты можешь браться за любую социальную и экологическую проблему, даже если она непопулярна, — ведь у тебя есть средства для ее реализации. Если мы хотим создать инфраструктуру для переработки сотен тонн старых вещей в новые материалы, а не отправлять их на мусорные полигоны, нам нужны средства, которые мы можем заработать сами.

Поэтому фонд «Второе дыхание» часть собранной одежды продает и тем самым окупает переработку старых и заношенных вещей в плохом состоянии. Сейчас примерно половина того, что нам сдают, — это ветошь, которая идет на переработку. Это часть убыточна для нас, потому что переработчики платят нам существенно меньше, чем мы тратим, чтобы собрать, отсортировать, отгрузить. Плюс в этом году мы решили выходить на регионы: у нас большой совместный проект с IKEA в 11 городах, растет объем сбора — соответственно, нам нужно еще больше денег, чтобы все это организовать. 10–30% вещей нам приходится продавать.

Это нужно, чтобы не возникало ситуаций, как у многих фондов, когда ты потерял бесплатное помещение в центре Москвы, в котором, например, инвалиды делали поделки. Фонды начинают писать в соцсетях: «Ой-ой-ой, что же делать? У нас теперь нет дома, надо закрыть пять месяцев просроченной аренды», — и многие люди присылают им деньги. Но системно проблема не решается, и на следующий год повторяется та же история: никто не думает про развитие, про то, что зарплаты должны быть конкурентные, чтобы приходили нормальные специалисты, а не те, кого отверг коммерческий рынок. Моя задача как руководителя организации — создать интересные вакансии, чтобы с нами работали профессионалы.

Изначально я старалась, чтобы все процессы нашего некоммерческого проекта функционировали как бизнес-процессы в обычных организациях. Например, у нас четко выстроена логистика: действует автоматизация путевых листов, есть маячки на машинах и понимание, сколько водители потратили на поездки, есть датчики на контейнерах для сбора одежды, которые нам сообщают, что ящики переполнены. Если мы благотворительный фонд, это не значит, что у нас сидит добрая женщина-волонтер на линии и бесплатно курирует бесплатного же водителя. Только деньги гарантируют скорость и качество работы.

Нам часто говорят: «Вы получаете вещи на халяву, а потом их еще и продаете!» Но чтобы получить эти вещи, нужно как минимум выплачивать зарплату координатору, который будет договариваться с компаниями уровня Uber, Google, IKEA о том, чтобы стать их партнерами. Для этого нужно пройти немыслимое количество проверок, встреч и презентаций. Никто не задумывается о том, сколько мы тратим на инфраструктуру. Например, ящики для сбора вещей (в Москве их сейчас более 50) идут к нам из Германии, потому что, как оказалось, в России невозможно заказать контейнер, который нормально сконструирован — не будет течь, ржаветь — и при этом стоит адекватных денег.

На самом деле у нас все то же самое, что и в обычном бизнесе, просто задача не в том, чтобы заработать дивиденды для владельцев: вся прибыль реинвестируется в развитие инфраструктуры или идет на развитие соцпроектов, которые сами по себе не могут окупаться. В прошлом году более 25% своего бюджета фонд заработал предпринимательской деятельностью».

Дарья Алексеева, лидер проекта Charity Shop и создатель благотворительного фонда «Второе дыхание»

В 2014 году Дарья Алексеева создала магазин ​Charity Shop, который продает брендовые вещи в благотворительных целях. Годом позже предпринимательница основала фонд «Второе дыхание», который занимается сбором ненужной одежды в Москве​.

«В недавнем исследовании «Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России» Института экономической политики Егора Гайдара приводится классификационная шкала разных форматов социального предпринимательства, разработанная международной организацией «Глобальный мониторинг предпринимательства». На шкале два полюса — социальный и коммерческий. На первом находятся проекты, для которых социальная цель важнее, чем коммерческий результат, — НКО и благотворительные организации. Они существуют на пожертвования граждан, гранты, иные формы помощи. На другом полюсе — коммерческие предприятия. Для них главный смысл — получение прибыли, но при этом у них могут быть и социальные цели, которые они декларируют и реализуют за счет части прибыли.

Между полюсами есть еще два формата. Первый — некоммерческое социальное предприятие: оно зависит от государственной и иной финансовой помощи, но объединяет свою социальную миссию с внедрением инновационных подходов. Экономическая устойчивость таких предприятий может частично обеспечиваться рыночной реализацией товаров или услуг, связанных с социальными задачами. Второй формат — так называемое гибридное социальное предприятие — решает важную для общества проблему инновационным способом и при этом само зарабатывает средства, которые инвестирует в свое развитие. Такие предприятия реализуют свою социальную миссию прежде всего за счет рыночных механизмов.

что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть картинку что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Картинка про что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021

Ответ на вопрос, может ли социальное предприятие быть успешным, лежит на этой линейке. НКО с элементами социального предприятия и гибридное социальное предприятие в развитых экономиках обычно успешны. Почему в России они сталкиваются с проблемами, которые мешают им стать успешными? Дело в общей предпринимательской атмосфере. Если бизнес-климат не позитивен, а возможности потребителей скромны, страновые риски и экономические проблемы ложатся на социального предпринимателя тяжелым грузом».

Светлана Миронюк, профессор практики Школы управления «Сколково», исполнительный директор «PwC Россия», куратор номинации «Менеджер в социальной сфере» Премии РБК

Старый, но не дряхлый

«Проекты для инвалидов могут быть только благотворительными. Но у нас другая история — пожилые люди, и мы не скрываем, что зарабатываем на них деньги. Где-нибудь в Швеции за дом престарелых платит государство. Но если бы у нас кто-то открыл социальный бизнес, который бы не вылезал из убытков, я бы очень сильно напрягся: какие интересы преследует человек, который помогает всем подряд «за так»?

Пожилых людей мы делим на три группы. Есть вполне самостоятельные: сами могут себе кашу готовить утром. Им скорее нужно наблюдение, профилактика болезней. Вторая группа — те, кто поступил на бытовую реабилитацию: инсульт или инфаркт случился, или ногу сломал человек, и тогда его на время помещают к нам в пансионат. Таким нужно человеческое общение, забота: например, человек после инсульта перестал ходить, и его надо заново учить, как ребенка. Третья группа — те, кто нуждается в паллиативной помощи, — люди с деменцией, с Альцгеймером, после третьего инсульта, онкологические больные. Таким лучше уже не станет, но заботиться о них нужно еще долгие годы.

У всех этих людей есть родственники, дети, и они заинтересованы в том, чтобы уход был хороший. Они не готовы отдать свою маму в какой-то приют при церкви, где нет ни стандартов, ни гарантий качества услуг. Когда люди платят, они вправе все это требовать. И я считаю: хорошо, что мы берем деньги и за это гарантируем людям, что за их родственниками присмотрят. И чем больше люди платят, тем выше их ожидания — это своеобразная благодарность своим родителям за хорошее детство.

Идея открыть сеть пансионатов для престарелых возникла в 2008 году, когда я волонтерил — вместе с врачом ходил к одиноким бабушкам: помогал умываться, делать кардиограмму и все такое прочее. Однажды нам попалась лежачая пациентка 86 лет. У нее была мечта — попасть в больницу. Она говорила о больнице, как о рае: там за ней будут смотреть, разговаривать с ней. В какой-то момент она забылась — встала и стала ходить по квартире. Оказалось, что никакая она не лежачая. Врач мне потом рассказал, что пожилые люди от скуки часто придумывают себе больше болезней, чем есть на самом деле.

Мы с ним пришли к выводу, что самое главное для пожилых — это возможность активной жизни: они должны быть востребованны, им нужно общение. И я решил сделать такие пансионаты, которые будут заниматься досугом стариков — неважно, чем и насколько серьезно они больны. Мы стараемся в старости раскрыть все их таланты. Но для этого надо снять у них болевые эффекты, кормить их правильно, чтобы не было проблем с пищеварением, даже ногти стричь им время от времени — для большинства это проблема. И вот приходит к бабушке в палату баянист, и она думает: а почему бы не пойти потанцевать?

что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Смотреть картинку что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Картинка про что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021. Фото что нужно чтобы открыть благотворительный фонд в россии в 2021

Государственная помощь, впрочем, у нас в России тоже присутствует. С 2014 года действует закон 442-ФЗ: если человек признан нуждающимся в уходе, часть затрат на его содержание субсидируется из бюджета. 60% людей у нас живут по госпрограмме».

Алексей Маврин, основатель и генеральный директор сети пансионатов для пожилых людей «Опека»

Алексей Маврин в 2008 году основал сеть частных пансионатов «Опека», специализирующихся на содержании и лечении пожилых людей. В сети уже девять пансионатов: семь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и два в Москве.

«Большинство социальных предпринимателей — это те, кто решил бороться с какой-то проблемой после того, как сам с ней столкнулся или с ней столкнулись его близкие. Сейчас проектов стало значительно больше, и само направление общественно значимого предпринимательства привлекает все больше сторонников. Цель таких проектов иная, чем в бизнесе. Но с точки зрения инструментов продвижения и реализации продуктов и услуг я не отделяю эти проекты от бизнес-проектов.

При выборе направления социальный предприниматель, как и в обычном бизнесе, должен проанализировать рынок и риски, определить конкурентов и аудиторию своего проекта. Будут ли его товар или услуга востребованными там, где он собирается развивать проект? В чем сильные и слабые стороны проекта, какие у него возможности, с какими угрозами он может столкнуться? Социальное предпринимательство должно иметь устойчивую бизнес-модель. Проект обязан выйти на самоокупаемость.

Часто бывает так, что есть и замечательная идея, и аудитория под нее, но человек не обладает возможностями для реализации своего бизнес-плана. И в благотворительности, и в социальном предпринимательстве остро необходим сильный управленец. Зачастую социальные бизнесмены — это люди, которые горят идеей, но не обладают базовыми знаниями, которые помогут им вывести проект на рынок. Желательно, чтобы в команде проекта был человек с бизнес-образованием, который обладал бы пониманием, как выстроить рабочий процесс, наладить производство, логистику, поставки. От этого зависит судьба всего проекта».

Ольга Попова-Качелкина, директор направления «Социальные коммуникации и КСО» КРОС, эксперт Премии РБК

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *