что нужно чтобы организовать лотерею
Как провести рекламную акцию
Предприниматель хотел повысить продажи и привлечь в магазин новых покупателей. Для этого запустил рекламную акцию, чтобы разыграть два кухонных комбайна.
Он дал объявление в соцсетях и рекламу на радио. Но вместо новых покупателей получил штраф в 350 000 ₽ — в розыгрыше нашли признаки лотереи. В итоге предприниматель не только не заработал, но и ушел в минус.
В статье расскажу, как избежать подобных ситуаций и правильно провести рекламную акцию.
По закону можно разыгрывать призы с помощью стимулирующих мероприятий и публичных конкурсов.
Публичный конкурс. Проводят с пользой для общества. Для участия не нужно покупать продукцию компании или пользоваться ее услугами, но победитель получает приз. Например, производитель детских памперсов организует конкурс среди мам: они рассказывают, как справляются с ДЦП у ребенка. Цель конкурса — привлечь внимание к проблеме и показать, что с болезнью можно жить.
Такие конкурсы чаще всего организуют крупные компании, которые могут позволить себе вкладываться в решение общественных проблем.
Стимулирующие мероприятия. Проводят, чтобы привлечь покупателей, повысить продажи и узнаваемость бренда. К стимулирующим относят конкурсы, рекламные акции и любые другие мероприятия, где для участия нужно купить товар или воспользоваться услугу. Например, покупатели, купившие одновременно два матраса, участвуют в розыгрыше двух подушек.
Именно такой вид розыгрышей призов чаще всего используют владельцы среднего и малого бизнеса.
Как законно провести конкурс среди покупателей
Чтобы поднять продажи и сделать продукт более узнаваемым, помимо рекламы предприниматели проводят акции и конкурсы. Но если сделать это неправильно, то вместо роста выручки можно получить штраф. Рассказываем, как провести акцию или конкурс среди тех, кто купил товар, и ничего не нарушить.
По закону конкурсы и акции среди тех, кто купил товар, называются стимулирующими — их проводят ради повышения продаж и узнаваемости производителя. В таких акциях подарки разыгрывают между клиентами, которые купили определённый товар. Например, если клиент покупает микроволновку одной фирмы, он участвует в розыгрыше телевизора другой фирмы. Если по условиям акции все участники, которые что-то купили, получают одинаковые подарки, это не стимулирующая акция (письмо антимонопольной службы от 02.12.2011 № АК/44977). Рассказываем, как провести стимулирующую акцию.
Шаг 1. Убедитесь, что в конкурсе нет признаков лотереи
Один из главных рисков с конкурсами и рекламными акциями — случайно или намеренно провести розыгрыш с признаками лотереи. По закону их может проводить только государство (п. 6 ст. 2 Закона о лотереях). Но, чтобы не нарваться на проблемы с госорганами, недостаточно убрать из правил конкурса слово «лотерея». Вот чего нельзя делать:
1. Не продавайте билеты. Условием для участия в розыгрыше можно делать покупку конкретного товара, нельзя продавать участникам билеты.
2. Сами оплачивайте подарки. Нельзя формировать призовой фонд за счёт участников, например, из выручки от продажи билетов. Все подарки для победителей покупает организатор конкурса или спонсоры.
3. Не используйте лототрон. Не используйте для розыгрыша призов специальное лотерейное оборудование наподобие лототрона.
На практике вас могут оштрафовать за проведение лотереи, если обнаружат сразу несколько признаков, но лучше не рисковать.
Шаг 2. Составьте и опубликуйте правила конкурса
Подробно пропишите в правилах все основные условия и опубликуйте их в свободном доступе, например, на странице сайта, посвящённой акции.
Общие положения. Укажите, что проводите стимулирующее мероприятие.
Цель акции. Повышение узнаваемости, стимулирование продаж.
Территория проведения розыгрыша. Российская Федерация.
Информация об организаторе. Юридический адрес, полное и сокращённое название компании, ОГРН, ИНН, КПП.
Сроки проведения розыгрыша. Укажите, с какой по какую дату будет проходить конкурс и когда будете вручать призы.
Условия участия. Покупка определённого товара или услуги. Укажите, что одно из условий участия в конкурсе — согласие участников розыгрыша на обработку и хранение персональных данных.
Кто может участвовать в конкурсе. Например, только совершеннолетние граждане РФ. Укажите, что в конкурсе не принимают участие сотрудники компании-организатора.
Фонд розыгрыша. Сколько и каких подарков могут получить участники, выполнившие условия конкурса. Обязательно укажите, что подарки оплачивает организатор или спонсор, — один из ключевых факторов отличия от лотереи.
Порядок определения победителей. Каким способом будете определять победителей розыгрыша: прямым подсчётом или с помощью специальных сервисов соцсетей.
Порядок вручения призов. Как будете передавать призы победителям розыгрыша. Обязательно пропишите механизм уплаты налога с выигрыша. По закону с любого подарка дороже 4000 ₽ нужно заплатить налог 35% (ч. 2 ст. 224 НК РФ). Налоги всегда платят за счёт победителя, но есть два варианта:
1. Приз — деньги. Платёж может провести сам победитель конкурса или организаторы:
2. Приз — товар или услуга. Победитель всегда сам перечисляет налог — организатору не с чего его платить.
Шаг 3. Дайте рекламу розыгрыша
По закону в рекламе стимулирующего конкурса или акции нужно указать (ст. 9 Закона о рекламе):
1. Сроки проведения мероприятия и розыгрыша призов.
2. Правила проведения конкурса. Если публикуете записи об акции в соцсетях, ориентируйтесь на правила площадок — можно указать основные условия в записи и дать ссылку на полные правила. Если планируете рассказывать про акцию на радио или по телевидению, в рекламе нужно указать, где найти правила: чётко назвать адрес сайта или номер телефона, где можно узнать полные правила конкурса.
3. Количество призов или выигрышей.
4. Сроки, место и порядок получения призов.
5. Источник информации об организаторе мероприятия.
Условия участия в розыгрыше должны быть простыми и понятными для всех участников, без манипуляций и искажений.
Во Владикавказе местный строймаркет «Марио» дал наружную рекламу: «АКЦИЯ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ от 10 000 ₽ 7% 10% 12%». Мелким нечитаемым шрифтом на рекламном щите разместили текст с подробностями акции: при покупке в строймаркете «Марио» на определённую сумму покупатель получает скидку 7% и бонус на следующую разовую покупку. Так постепенно покупатель может накопить максимальную скидку 12% и получить карту постоянного покупателя. В рекламе была вся необходимая информация, но её было невозможно разобрать невооружённым глазом.
Антимонопольный орган Северной Осетии признал рекламу ненадлежащей и потребовал убрать её. Владельцы строймаркета попытались обжаловать предписание в суде, но проиграли.
Как открыть свою лотерею: общие требования
Неопытным предпринимателям сложно открыть лотерею, так как бизнес требует серьезных денежных вложений и соблюдения условий на законодательном уровне. Неправильная организация деятельности грозит административным наказанием.
Легально ли это – создать лотерею
На основании закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ организатором лотерейных игр может выступать только федеральный орган исполнительной власти. В России государственные лотереи проводятся Министерством спорта и Минфином. Поэтому зарегистрировав АО, ООО бизнесмен не сможет получить разрешение, чтобы открывать лотереи, так как не является гослицом. Самостоятельно организовывать азартную деятельность нелегально.
Однако проведение лотерей проходит с участием операторов, которых организаторы выбирают на конкурсной основе в соответствии с 94-ФЗ. Ими становятся юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. Поэтому единственная возможность сделать лотерею – это стать ее оператором, выиграть тендер.
Общие требования к лотерее
Лотерейную игру необходимо организовывать таким образом, чтобы победа участника полностью зависела от случайных факторов:
Кроме того, можно создавать моментальные лотереи, где результат можно узнать сразу, и тиражные, розыгрыши которых проводятся в определенное время и дни. Главным требованием, чтобы организовывать азартные игры, является соблюдение условий по распределению денежных средств от выручки:
Оставшиеся денежные средства должны уходить на аренду офиса, зарплату сотрудникам и прочие накладные расходы.
Как создать свою лотерею
Лотерейные игры законно проводить только государству и его официальным операторам. Не относясь к их числу, частные компании рискуют нажить серьезные проблемы. Желая открыть лотерею, необходимо заручиться поддержкой оператора, заключив с ним договор.
Регистрация. Список документов
Чтобы стать лотерейным агентом (распространителем), нужно зарегистрироваться в качестве юридического лица или ИП. Только тогда при наличии операторского договора бизнесмен вправе заниматься реализацией билетов, приемом ставок, проверкой выигрышных купонов, выплатой выигрышей от имени и за счет оператора. Единственным условием для регистрации является нахождение фирмы или предпринимателя на территории РФ, так как зарубежным компаниям запрещено организовывать лотерейную деятельность в России.
Для получения лицензии на возможность открывать лотереи необходимо подготовить следующие документы:
Необходимо также представить информацию о лотерее, которую предприниматель планирует открывать:
Кроме того, необходимо обеспечить гражданам возможность получения денежных средств в случае выигрыша вне зависимости от их местоположения на территории РФ.
Печать билетов
Прежде чем печатать лотерейные купоны, важно определиться с их количеством. Необходимо спрогнозировать тираж, исходя из числа потенциальных участников. Если организовывать проведение лотереи по всей стране, то билетов потребуется больше, нежели если бизнесмен планирует открывать игру в конкретном городе.
Разработку макета купонов и печать целесообразно заказывать в типографии, использующей профессиональное оборудование. На квитанции должен присутствовать элемент, защищающий бумагу от подделки.
Доставка билетов в точки продаж
Необходимо продумать, как бизнесмен будет организовывать распространение игровых купонов, чтобы они смогли «дойти» до конечных покупателей. Как вариант, можно договориться с типографией, развозчиками газет, киосками, букмекерами.
Реклама
Чтобы люди узнали о лотерее, ее нужно прорекламировать. Потребуется проведение рекламных кампаний, различных мероприятий. Причем нужно это делать регулярно, чтобы у населения вызвать доверие к лотерее, а бренд сделать узнаваемым.
Публикация результатов
По завершению розыгрыша необходимо опубликовать итоги в средствах массовой информации, а также выдать призы победителям. Для этого потребуется заключить договоры со СМИ, банками и офисами продаж.
Вложения и прибыль
Без инвестиций открыть лотерею невозможно. Несмотря на то что призовой фонд складывается из выручки, первый тираж без вложений провести не удастся. Ведь необходимо арендовать лотерейные офисы, разработать макет билетов и произвести их печать, провести рекламную кампанию, после чего уже можно открывать продажу купонов. В среднем потребуется вложить в бизнес не менее 1-3 млн руб.
А теперь рассмотрим потенциальную прибыль от продажи билетов:
Но следует понимать, что оставшиеся денежные средства не являются чистой прибылью бизнесмена, так как часть денег пойдет на оплату работы оператора, затраты на рекламу, заработную плату, и т. д. К тому же нет гарантии, что удастся продать абсолютно все напечатанные билеты. Не исключена ситуация, что бизнесмен после всех трат может остаться без дохода или вовсе уйти в минус.
Бизнес идеи для открытия лотереи
Начинающему бизнесмену сложно конкурировать с такими азартными играми, как «Русское лото» или «Золотой ключ». Чтобы организовывать подобные телевизионные лотереи, потребуются колоссальные вложения, которыми владеют далеко не все предприниматели. Поэтому для открытия собственной игры целесообразно открывать бизнес с электронными лотерейными терминалами, позволяющими моментально узнавать о выигрыше. Эффективность использования аппарата заключается в отсутствии трат на печать билетов, публикацию результатов в СМИ.
Преимущества бизнеса на лотереях
Лотерейная деятельность приносит большие деньги организаторам. Это видно по известным лотереям, где суперпризы достигают миллионных сумм. Например, согласно статистике «Русского лото» за 2020 г. было реализовано более 174 млн билетов, а разыграно в лотерее около 9 млрд руб. Также преимуществом лотерейного бизнеса является быстрая его раскрутка.
Как устроены российские лотереи и насколько реально выиграть
В России используется система государственных лотерейных игр. Для покупателя она выглядит так: покупка билета – выбор чисел – проведение тиража. В розыгрышах публикуются номера, выпавшие на бочонках, шарах, и при их совпадении участник выигрывает приз. По факту денежные выплаты осуществляются за счет самих игроков, а не инвестиций государства, частных инвесторов. Кому повезет больше, тот и заберет деньги менее удачливых участников.
Выиграть в лотереях можно. Но, как показывается практика, шанс получить большие денежные суммы не так уж и велик. К примеру, в организованной лотерее «Русское лото» вероятность выиграть 100 руб. (вернуть стоимость билета) составляет 1 к 3, а 1000 руб – 1 к 500. При этом шансы на суперприз равны 1 к 22 квадриллионам.
Как открыть лотерейный бизнес
Изменения, внесённые в декабре 2013 года в Федеральный закон №138-ФЗ «О лотереях», ввели запрет на проведение на территории России негосударственных лотерей. Но это вовсе не значит, что на продаже счастливых билетов стало невозможно заработать. В этой статье речь пойдёт о том, как создать свой лотерейный бизнес, не нарушая закон.
Как открыть бизнес на лотереях
Согласно положениям вышеупомянутого закона, организаторы государственных лотерей, в качестве которых выступают Министерство спорта РФ, Минобороны России, Министерство финансов РФ, могут осуществлять реализацию билетов через специальных операторов. Чтобы стать одним из них, необходимо зарегистрироваться в качестве юридического лица, пройти конкурсный отбор и заключить договор с организатором лотереи. Очевидно, что сделать это не каждому бизнесмену по силам. Однако есть ещё один способ того, как открыть лотерею, — стать её распространителем.
Преимущества бизнеса на реализации билетов
Распространителем может стать любое лицо, заключившее с оператором лотереи договор о продаже билетов или квитанций. Он может принимать ставки у участников акции, выплачивать, передавать или предоставлять им выигрыш. Так, к числу распространителей сегодня относятся такие крупные компании, как «Магнит», «Почта России», «Яндекс.Деньги» и многие другие. Начинающий предприниматель может присоединиться к их числу. Чтобы стать распространителем, необходимо заключить договор с одним из операторов лотереи. К примеру, сегодня компания АО «Торговый Дом «Столото» приглашает присоединиться к своей партнёрской программе.
Если верить информации, размещённой на официальном сайте организации, от сотрудничества со «Столото» можно получить выгоды:
Конечно, продавать одни лишь лотерейные билеты невыгодно, но если объединить их реализацию со сбытом одежды, обуви или иных товаров (услуг), доходы предпринимателя будут только расти.
Как стать распространителем
О том, как открыть лотерейный бизнес, расскажет приведённая ниже пошаговая инструкция. Шаг 1. Заключить договор с оператором. Для организации лотерейного бизнеса с компанией-оператором необходимо заключить договор о реализации билетов. Для его подписания понадобится пакет документов, состав которого будет определяться организационно-правовой формой реализатора:
Следует отметить, что для заключения договора потребуется как оригиналы документов, так и их ксерокопии, заверенные в установленном порядке.
На заметку: распространителям не нужно думать о том, как получить лицензию на лотерейный бизнес. В этом случае она не нужна.
Шаг 2. Арендовать торговую точку в магазине или на рынке (если у предпринимателя ещё её нет). Её формат может быть любым (островная стройка, отдельный ларек, секция и другое), главное, чтобы он удовлетворял требованиям компаний-партнёров по цветовой гамме, оформлению и дизайну.
Шаг 3. Установить специальный аппарат для печати лотерейного билета. Некоторые производители снабжают распространителей специальными вендинг-устройствами — лотоматами. Они оснащены принтером, осуществляющим печать билетов. На бланке лотереи указывается её название, логотип, номер тиража, государственный номер, время и место проведения, размер призового фонда и некоторые другие сведения. Как правило, при продаже таких билетов не требуется даже продавец. Люди просто подходят и приобретают билеты через торговый автомат. В результате можно реализовывать другую продукцию, не обращая внимания на игроков, а после — просто инкассировать лотомат.
Шаг 4. Получить дополнительные материалы. Также компании-операторы могут предоставить бланки и термоленты, на которых распечатываются лотереи и различные рекламные материалы (наклейки, флажки и т. п.). Новым предпринимателям они оказывают всяческую поддержку: обучают ведению дела, отправляют свежие листовки и новости по электронной почте, помогают организовать выплату крупных выигрышей покупателям.
Если предпринимателя интересует, как открыть лотерейный бизнес, рекомендуется сначала попробовать стать распространителем. Может быть, слишком больших денег он не заработает, но гарантированно получит драгоценный опыт.
Как стать оператором лотереи
Теперь немного о том, как создать лотерейный бизнес, выступая в качестве оператора. Согласно действующему законодательству, на этот статус могут претендовать только юридические лица, подавшие и оплатившие заявку в конкурсе. При этом они должны отвечать следующим требованиям:
Только если организация будет отвечать всем этим требованиям и победит в конкурсе, она сможет стать оператором лотереи. В дальнейшем вся деятельность должна быть направлена на заключение договоров с распространителями, реализацию лотерейных билетов и осуществление выплат по ним. Прибыль, конечно, будет довольно крупной, но и проблем окажется больше, чем у простых продавцов. Полезно прочитать, какой бизнес выгоден востребован и перспективен.
Заключение
Зарабатывать на лотереях сегодня можно двумя способами. Стать распространителем несложно, однако, как самостоятельный, этот бизнес вряд ли принесёт существенную прибыль. Всё же его можно успешно совмещать с другим видом предпринимательской деятельности. Оператором стать намного сложнее и дороже, но выгоднее. Что же касается вопроса, как открыть свою лотерею, ответ прост: сегодня этого сделать нельзя, если только речь не идёт о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на это Правительством РФ.
Главный редактор #ВЗО. Работает на сайте с момента основания. Через Юрия проходят все тексты перед размещением на сайте. Быстро вникает в темы, на которые пишут авторы, включая финансовую, и следит за качеством публикуемых материалов.
Выиграть в лотерею
Как устроены российские лотереи и насколько реально выиграть
Сразу забежим вперед: да, в лотереи иногда выигрывают. Нет, лотерея — не способ заработка. Лотерейная компания всегда в выигрыше. Всё законно.
В России существует система государственных лотерей. Для покупателя обычно она выглядит так: покупаешь лотерейный билет, отмечаешь в нем числа, а где-то в Москве происходит розыгрыш. В случайном порядке выпадают числа. Если ты угадал какие-то из них — ты выиграл. Чем больше угадал — тем больше выиграл.
Например, для этой статьи я купил билет «Русского лото 4 из 20» за 100 рублей. Надо угадать по четыре числа в каждом из двух полей. Я угадал два числа в одном из полей и выиграл 100 рублей.
Кто это проводит
По закону все лотереи в России — государственные. Вы не можете собраться с деловыми партнерами и организовать лотерею: с 2014 года государство здесь монополист.
Лотереи в России исходят из двух министерств: спорта и финансов. Им подчиняются несколько частных компаний, у которых министерства покупают услуги по организации и распространению своих лотерей. То есть само министерство не печатает билетики и не публикует результаты лотерей в газетах — это делают подрядчики.
Подрядчики по заказу министерств выполняют большую часть работы: закупают оборудование, проходят сертификацию, изготавливают билеты, ведут их учет и продают; размещают рекламу, проводят тиражи, протирают полы в лотерейных центрах; разыскивают победителей, копаются с бумагами и выплачивают деньги. С 2018 года еще и платят некоторые налоги с выигрышей.
Крупнейший российский подрядчик по лотереям — «Столото» — нарисовал для нас картинку, как все устроено:
Как разыгрывают
В зависимости от типа лотереи есть три принципиальных способа их разыграть.
Прямо на месте покупки. Вы покупаете билет со стирающимся слоем, стираете слой, и если вам выпала выигрышная комбинация — вы выиграли. Результат розыгрыша известен сразу, как только вы стерли защитный слой, а сама лотерея произошла как бы во время изготовления билета.
Лотерейность в том, что вы выбрали именно этот билет, а не соседний. В этом билете уже заложено, выиграли вы или нет.
Чисто теоретически лотерейщики могут напечатать лотерейные билеты так, чтобы ни в одном из них не было выигрышной комбинации. Но они уверяют, что такого никогда не будет. Ну, допустим.
На компьютере. Где-то в недрах лотерейной компании стоит компьютер, в компьютере работает мудреный генератор случайных чисел. Несколько раз в день ему дают команду выплюнуть случайные числа, они тут же публикуются на сайте лотереи. Если к этому моменту у вас был куплен билет и вы угадали в нем нужные числа, вы выиграли.
Я купил билет лотереи «Рапидо» прямо на сайте распространителя лотереи.
Чисто теоретически генератору случайных чисел можно дать задание выплюнуть только те цифры, которые в этом тираже никто не отметил. Ведь лотерея заранее знает, кто какие числа отметил. Но лотерейщики уверяют, что это исключено.
В лототроне. Есть специальные устройства для розыгрыша лотерей: в них загружают шарики с номерами, пускают струи воздуха, перемешивают шарики, и шарики в какой-то момент попадают в специальную трубку. Первые сколько-то шариков считаются выпавшими, и если я их угадал — я выиграл.
Розыгрыши на лототронах в «Столото» транслируются в интернете в прямом эфире, плюс на них можно посмотреть в лотерейном центре в Москве на Волгоградском проспекте:
Вариант лототрона — «Русское лото». Это тот же лототрон, только вместо пластиковой колбы — мешочек, вместо шариков — бочонки, вместо струй воздуха — ведущий. Розыгрыши «Русского лото» транслируют по телевизору, съемки проходят заранее в студии со зрителями.
Чисто теоретически, конечно, можно сообщить шарикам дополнительный заряд или массу, а на бочонках выгравировать микрошифр, по которому ведущий сможет определить, какие бочонки нужно вытаскивать. Но лотерейщики утверждают, что ничего этого не делают.
Лотереи с призами в десятки и сотни миллионов разыгрывают в мешочках и лототронах; с призами в сотни тысяч — на генераторах случайных чисел; самые скромные выигрыши — прямо на билетах.
В чем хитрость
Хитрость государственных лотерей в трех вещах:
Общее правило: как только вы покупаете билет, лотерейная система выигрывает сразу, а вы — уж как повезет. И даже если вы выиграли, вы выиграли не у государства, а у других, менее удачливых участников лотереи.
Выигрыш в лотерею — это всегда выигрыш за счет других
Совершенно не важно, выиграли вы 120 рублей, 10 тысяч или 200 миллионов рублей. Сколько бы вы ни выиграли, лотерейная система уже заработала в несколько раз больше, а деньги эти вы получили от сотен тысяч других людей, которые не выиграли. Хитрость в том, что никакой хитрости нет.
Наглядно увидеть, как устроены лотереи, можно в нашем видеоролике.
Какова вероятность обмана
Завсегдатаи лотерей могут утверждать, что лотерейная система их обманывает: они собирают доказательства мошенничества, жалуются в суды и строят конспирологические теории на форумах. Но до сих пор суды и официальная экспертиза не признают, что лотерейщики обманывают.
Оборудование лотерейщиков проверено, сертифицировано и соответствует мировым стандартам лотерейного оборудования. Есть целая индустрия, которая производит игорное оборудование, и эти предприятия очень тщательно следят, чтобы все их устройства давали ровный случайный результат.
На Ютубе есть истории людей, которым, по их словам, не выплатили выигрыши из-за технических проблем. Чем они заканчиваются — неизвестно.