что нужно чтобы баллотироваться в госдуму в 2021
Как пройдут выборы в Государственную Думу в 2021 году
Кто сможет избраться в ГД
В соответствии с Конституцией РФ, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
В ГД избирается 450 депутатов: 225 депутатов — по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат) и 225 депутатов — от политических партий, по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. В выборах имеют право принимать участие партии, официально зарегистрированные ЦИК.
Кто сможет принять участие в голосовании
В голосовании на выборах в ГД имеют право принимать участие граждане РФ, достигшие 18 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным, и никто не вправе препятствовать волеизъявлению граждан.
Выборы депутатов официально назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий ГД предыдущего созыва, — таким образом выборы в 2021 году должны пройти 19 сентября.
На эту же дату будет назначен Единый день голосования.
Может ли голосование продлиться несколько дней
Да, закон позволяет ЦИК принять такое решение после официального назначения даты голосования. Выборы могут проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.
Сколько продлится предвыборная агитация
Агитационный период для политической партии начинается со дня принятия ею решения о выдвижении федерального списка кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, начинается со дня представления в ЦИК федерального списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться.
При этом вся предвыборная агитация прекращается в «день тишины» — в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Агитация на телевидении и в СМИ длится в течение 28 дней до «дня тишины».
Как пройдут выборы в Государственную Думу в 2021 году
Кто сможет избраться в ГД
В соответствии с Конституцией РФ, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
В ГД избирается 450 депутатов: 225 депутатов — по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат) и 225 депутатов — от политических партий, по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. В выборах принимают участие партии, официально зарегистрированные ЦИК.
На этих выборах в избирательных бюллетенях будет представлено 14 политических сил.
Кто сможет принять участие в голосовании
В голосовании на выборах в ГД имеют право принимать участие граждане РФ, достигшие 18 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие в выборах является свободным и добровольным, и никто не вправе препятствовать волеизъявлению граждан.
Когда пройдут выборы
Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий ГД предыдущего созыва, — таким образом выборы в 2021 году пройдут 19 сентября. Однако, было принято решение, что голосование продлится три дня — с 17 по 19 сентября.
Как проголосовать на выборах
На выборах в ГД можно будет проголосовать очно на избирательном участке, досрочно, на дому, а также в ряде регионов, в частности, в Москве, будет проводиться электронное голосование. Подробнее о том, как легко и удобно отдать свой голос, мы рассказывали в этом материале.
Что нужно чтобы баллотироваться в госдуму в 2021
Статья 41. Самовыдвижение кандидата
1. Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
2. Самовыдвижение кандидата может осуществляться только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут политической партией. В случае несоблюдения данных требований действительным считается выдвижение, о котором окружная избирательная комиссия была уведомлена в соответствии с настоящей статьей или со статьей 43 настоящего Федерального закона раньше, если в течение суток после приема окружной избирательной комиссией более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве уведомления, представленного ранее.
3. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
4. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства.
5. Одновременно с уведомлением, указанным в части 4 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию представляются:
Ст. 41 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С 1 июня 2015 года документ на бумажном носителе, содержащий указанные сведения, изготавливается на основе документа в машиночитаемом виде;
3) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;
4) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.
6. Кандидат вправе указать в заявлении, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свою принадлежность к политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего регионального отделения политической партии, общественного объединения. В этом случае в избирательных документах используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, в избирательных документах используется сокращенное наименование политической партии, общественного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименование политической партии (за исключением политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам), общественного объединения состоит более чем из семи слов, кандидат согласует с одним из указанных органов политической партии, иного общественного объединения и окружной избирательной комиссией краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательных документах. При этом краткое наименование политической партии, общественного объединения образуется с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьей 6 Федерального закона «О политических партиях», положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и только из слов, составляющих наименование политической партии, общественного объединения, указанное в ее (его) уставе.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Уведомление о самовыдвижении и прилагаемые к нему документы кандидат представляет в окружную избирательную комиссию лично и в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. Уведомление о самовыдвижении и прилагаемые к нему документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случае, если кандидат болен или содержится в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. В этом случае подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно после представления документов (копий документов), указанных в части 8 настоящей статьи, выдать кандидату (иному лицу, представившему документы в соответствии с частью 3 статьи 43 настоящего Федерального закона) документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема.
10. Если к моменту подачи кандидатом уведомления о самовыдвижении и прилагаемых к нему документов формирование окружной избирательной комиссии не завершено, указанные уведомление и документы представляются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая до сформирования окружной избирательной комиссии осуществляет ее полномочия по работе с поданными кандидатами документами. После сформирования окружной избирательной комиссии и назначения ее председателя избирательная комиссия субъекта Российской Федерации передает указанные документы в окружную избирательную комиссию.
11. Окружная избирательная комиссия или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации размещает в сети «Интернет» (в режиме «только чтение») сведения о кандидатах, выдвинутых в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, и информацию об изменениях в этих сведениях в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Как стать депутатом. Реальные советы для 2021 года
В России проходят выборы, которые отличаются большим количеством самовыдвиженцев, а также представителей новых партий. Стоит отметить, что это немного оживило политическую жизнь нашей страны. «ФедералПресс» составил короткий шорт-лист для тех, кто на фоне этих примеров тоже решил стать депутатом.
Выборная кампания 2020 года привнесла в политическую жизнь России новые веяния. Например, появилось много новых партий, а также самовыдвиженцев. Выборы нашей стране проходят фактически ежегодно, поэтому мы составили план для тех, кто хочет попробовать стать депутатом.
Цена вопроса
Как не удивительно, но начать надо именно с активов, которые придется затратить на выборную кампанию. Так или иначе, но изготовление агитации, ее распространение, а также подготовка ко дню выборов, проведение ЕДГ – стоит денег.
Примерная стоимость кампании, например, в городскую думу рассчитывается легко, один человек с округа – одна бутылка водки или два доллара США. Иными словами, на округ в 30 тысяч человек может затратиться 4,5 миллиона рублей. Сюда уже входит содержание команды и штаба. Ниже мы расскажем, на что пойдут эти деньги.
Округ – наш дом родной
Конечно же, это отправная точка истории с получением мандата. Можно выбрать любой округ, но, как правило, делается ставка на район, где живет сам кандидат. Впрочем, это не совсем корректно. Важно оценить действующий состав депутатов, их партийную принадлежность, а также их поддержку, особенно, по факту переизбрания.
Именно второй момент приводит нас к тому, что политика – умение договариваться. Если говорить об успешной кампании, то желательно иметь источник информации в администрации, который подскажет, будет ли административный ресурс работать на человека или нет.
На самом округе нужно найти помещение, которое будет использоваться в качестве штаба, туда будут приходить агитаторы, там будет находиться все продукция.
Ход конем – выдвижение
Именно этот пункт становится препятствием у большинства кандидатов. Есть всего два варианта – идти самовыдвиженцем или от какой-либо партии, как и при ее поддержке. В обоих случаях мы возвращаемся к тому, что политика – умение договариваться.
Конечно же, от партии выдвигаться проще, но надо учитывать – внутри партии тоже есть свои политические игры, на этот округ может претендовать еще кто-то.
Выдвижение независимым кандидатом имеет много плюсов, в том числе и отсутствие привязки к партии, не все из которых пользуются популярностью у жителей, но тут все зависит от региона.
Правда, самовыдвиженец обязан собрать подписи, что достаточно сложно с юридической точки зрения. Здесь понадобится профильный юрист, а также нотариус, которые помогут корректно провести процедуру. Отметим, что их услуги не бесплатны, законом предоставление на безвозмездной основе не предусмотрено.
Dream Team
Правильно собранная команда – залог успеха. Здесь вам и понадобятся вышеуказанные деньги. Нужен не только технолог, но и достаточно большой штат.
Например, журналист, который будет писать, например, газеты. Агитация распечатывается со счет кандидата.
Значительную часть средств придется затратить на полевого специалиста и агитаторов, которые должны будут проходить весь округ, каждую дверь по нескольку раз. Здесь лучше не экономить на людях, так как задача достаточно сложная и тяжелая, в том числе и физически.
Также понадобиться организовать группу контроля, которая должна проверять расклейку и работу агитаторов, кто-то может сработать недобросовестно – человеческий фактор. К слову, здесь понадобится еще и колл-центр, несколько человек, которые будут прозванивать собираемую базу потенциальных сторонников.
Нужно также иметь людей, которые будут помогать информировать и собирать жителей на встречи во дворах. К слову, встречи должны быть ежедневными, лучше по два-три двора.
В Краснодарском крае начались «единые 11 дней голосования»
Схему «агитационных округов», а также список дворов для встреч лучше просчитать заранее. Количество дверей в каждом доме, как и численность избирателей есть в открытом доступе – на сайте капитального ремонта или же на правительственных порталах, посвященных недвижимости.
Впрочем, численность штаба в итоге будет значительной, если говорить о настоящей кампании, направленной на успех.
Агитация и списки
Агитация – важный процесс, который в итоге должен привести к одному – появлению списка сторонников, тех людей, которые придут голосовать за нужного кандидата. Как правило, идет расклейка агитации. Лучше брать защищенные места, чтобы оппоненты не смогли сорвать листовки.
Идеальным вариантом можно назвать лифт, где агитация будет защищена, а контакт с избирателем достаточно долгий и неоднократный. Человек несколько раз в день пользуется лифтом, при этом пока едет он несколько раз, посмотрит на листовку, пусть и неосознанно.
Агитаторы должны пройти весь округ, каждую дверь примерно три раза – так нарабатывается узнаваемость и список сторонников. К слову, лучше выбирать будние дни после 19 часов (до 21). Люди пришли с работы, поели – откроют дверь. Понятно, что в субботу в 8 утра или в среду в 14 часов шанс на открытие двери значительно меньше.
Первый раз они должны разнести газету, где будет биография кандидата, которую агитаторы должны отдать из рук в руки. Не надо думать, что если человек активный общественник или даже депутат несколько лет, то у него высокий рейтинг узнаваемости – большинство людей не следят за политической или общественной жизнью.
Вторая волна агитации может уже проходить в качестве разноса агитации по почтовым ящикам. Здесь можно использовать отрывную часть в качестве сбора наказов. Третье касание идет опять из рук в руки, собираются ранее распространенные квитки с пожеланиями избирателей, а также идет информирование о выборах, участках, раздается агитация.
Таким образом, если команда (полевик и агитаторы) достаточно грамотные, то после третьей волны у каждого агитатора будет список номеров телефонов людей, которые придут голосовать за нужного кандидата. К слову, такие списки нарабатываются постоянно всеми членами команды, собираются в базу (имеют доступ несколько человек).
Распространенная ошибка – использование для агитации социальных сетей. Дело в том, особенно при выборах в гордуму, что они не дают возможности попасть на глаза людям, проживающим в определенном округе. Таким образом, при охвате даже в миллион человек – не найдется среди них тот, кто живет в нужных домах.
Голосуем строго по списку
И вот наступил тот день, ради которого было затрачено много времени, денег и сил. Здесь нам понадобятся наблюдатели, часть которых лучше набрать из наиболее ярких агитаторов, которые приносили больше всего контактов сторонников. Вторую часть надо набирать из проверенных людей, со стороны – по объявлению – лучше не брать.
К слову, инструктировать и обучать наблюдателей все равно надо, даже если у них есть опыт. Для этого лучше договорить с опытным членом комиссии, которые расскажет права и обязанности, тонкости нахождения на участке, которых очень много.
Возле каждого избирательного участка должен находиться специальный человек, у которого будет на руках список сторонников именно этого участка. Стоит отметить, что такой список не является противозаконным, так как контакты собирались в ходе работы в округе, на встречах и при агитации.
Задачей этих людей у участков стоит: напомнить, что проходят выборы, что нужно прийти на участок для голосования. Впрочем, здесь в аналогичном режиме работают и сами агитаторы, которые должны привести на участок своих наработанных сторонников.
Таким образом, если все верно сделано, то за три месяца упорной, ежедневной работы команды кандидата будет очень высокий результат, в значительной части – победный.
В качестве финального совета хочется отметить, если удалось одержать победу – то команда и связь с округом терять не стоит. Номера колл-центра (как правило два-три) остаются в приемной депутата, а формат ежедневных встреч во дворах переводится на раз в две недели. Это позволит в следующие выборы уже иметь список сторонников, а также решенные дела и обращение – сэкономит время и деньги.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Выборы в Госдуму – 2021: что нового?
VectorStory / Depositphotos.com |
Выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва назначены на 19 сентября (Указ Президента РФ от 17 июня 2021 г. № 367). В течение года были приняты поправки в ряд законодательных актов, регламентирующих порядок голосования, условий предвыборной агитации и ограничения доступа к противоправной информации в Интернете. Более того, расширена география субъектов, в которых избиратели могут проголосовать дистанционно. Эксперты на заседании Общественной палаты РФ обсудили законодательные нововведения, вопросы информационной открытости и общественного контроля.
Основные законодательные изменения
Выборы депутатов в Госдуму в сентябре текущего года будут первыми, на которых состоится система трехдневного голосования в таких масштабах, отметила секретарь Центральной избирательной комиссии РФ Наталья Бударина. Напомним, в июле прошлого года были внесены изменение в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67). Голосовать по закону можно в течение нескольких, но не более трех дней подряд (ч. 1 ст. 63.1 Закона № 67). Такое решение – для выборов в Госдуму решение принимает ЦИК – может быть принято не позднее чем в 10-дневный срок со дня назначения выборов и не подлежит пересмотру.
Сопутствующее изменение в количество дней для голосования также вводит изменения в сроки предвыборной агитации – в этом году она закончится 17 сентября в 00:00 часов по местному времени. У избирательных комиссий в свою очередь появляется дополнительная функция по контролю за распространением агитационных материалов в Интернете, напоминает Наталья Бударина. Теперь избирательные комиссии могут обращаться к Роскомнадзору с представлением о пресечении распространения агитации в Интернете, если их изготовление или распространение нарушает законодательство (п. 10.1 ст. 21 Закона № 67) – такое законодательное нововведение появилось с 9 марта.
Также мартовские нововведения коснулись административных штрафов за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах – они были существенно увеличены. Так, для граждан административный штраф составляет от 5 тыс. до 20 тыс. руб., на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.12 КоАП). Для сравнения: в предыдущей редакции кодекса административный штраф составлял от 1 тыс. до 3 тыс. руб. для граждан, от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. для юрлиц.
В апреле законодательство о выборах было дополнено положениями о кандидате, аффилированного с иностранным агентом (п. 35.1 ст. 2 Закона № 67). Такой кандидат не является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, однако в период, составляющий два года до дня официального опубликования решения о назначении выборов или в период избирательной кампании на соответствующих выборах:
Как объясняет Наталья Бударина, учитывается как сам кандидат, выполняющий роль иностранного агента, так и лица, аффилированные с ним. В заявлении о согласии баллотироваться такие лица обязаны указывать свой статус иностранного агента или лица, аффилированного с ним. Такая информация также должна быть указана в агитационных материалах, в списке представленных на выборах политических партиях, в подписных листах, в помещениях для голосования и в избирательных биллетенях, а СМИ будут обязаны указывать такой статус кандидатов при упоминании. Секретарь ЦИК РФ подчеркнула, что на момент заседания ОП РФ информации о таких кандидатах не было.
Также Закон № 67 был дополнен положением о том, что не имеют права быть избранными граждане, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Деятельность Роскомнадзора по выявлению нарушений
Отдельный вопрос касается таргетирования агитационного материала, то есть механизма, позволяющего отображения информации в соответствии с запросом пользователя. Как объяснила Татьяна Денискина, если активное распространение агитационной информации в Интернете будет проводиться после 17 сентября, то вне зависимости от способа такого распространения это будет нарушением. Следует отдельно рассматривать каждый конкретный случай и принимать по нему решение, резюмировала эксперт.
На заседании ЦИК РФ 20 июля был утвержден порядок проведения онлайн-голосования на выборах в сентябре. Подать заявление можно со 2 августа по 13 сентября 00:00 (мск). Как объяснил заместитель председателя ЦИК РФ Николай Булаев, возможность двойного голосования исключается: если избиратель проголосовал онлайн, повторно проголосовать очно на своем участке нельзя. Сама подача такого заявления исключает избирателя из списка избирателей по месту жительства.
Возможность проголосовать электронно будет доступна с 17 сентября 8:00 (мск) до 19 сентября 20:00 (мск). На заседании ЦИК РФ обозначили, что принять участие в дистанционном электронном голосовании могут граждане:
При этом на официальном сайте Мэра Москвы сообщается, что в этом году при онлайн-голосовании предусмотрена функция «Отложенное решение» – возможность заново загрузить биллетень в случае перебоя с Интернетом. Проголосовать при этом можно будет с другого браузера или устройства. При самом подсчете голосов система будет учитывать только последний выбор избирателя.
Проведение голосования онлайн на выборах в Госдуму не будет новым решением – впервые такой эксперимент был проведен на выборах депутатов Мосгордумы в сентябре 2019 года. Аналогичная опция была предусмотрена при голосовании по поправкам в Конституцию РФ в 2020 году – онлайн проголосовало 1,1 млн граждан, что составило 17,5% от общего числа проголосовавших. Тогда такая возможность была доступна для жителей Москвы, Курской, Ярославской и Нижегородской областей. В этом году география будет расширена: добавлены Мурманская и Ростовская области, а также Севастополь. Более того, добавлена возможность для голосования онлайн граждан, не имеющих регистрацию по месту жительства, получивших гражданство в упрощенном порядке.
Руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов заявил, что на сентябрьских выборах в формате онлайн-голосования ожидается увеличение граждан, зарегистрированных в Москве, на 10% – при голосовании по поправкам такой 30% москвичей проголосовали дистанционно, в то время как на выборах депутатов Госдумы ожидается 40%. Эксперт считает потенциальное увеличение желающих принять голосование онлайн закономерным, так как такое голосование является «современным и технологичным». Он подчеркнул, что данный механизм является расширением возможностей избирателей и не может рассматриваться как принуждение к обязательному голосованию дистанционно.
Напомним, что в Госдуму избирается 450 депутатов (ст. 3 Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат) и 225 депутатов – от политических партий, по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте РФ и за пределами ее территории.
1 С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте ЦИК РФ.