что нужно чтоб работать библиотекарем
Должностная инструкция библиотекаря
Должностная инструкция позволяет полностью регламентировать работу библиотекаря, а также гарантирует соблюдение его прав. При неисполнении руководством библиотеки пунктов должностной инструкции работник может разорвать договор, а также потребовать компенсацию. Тщательно расписанная должностная инструкция минимизирует возникновение конфликтных ситуаций, а также доказывает наличие или отсутствие нарушений, которые привели к повреждению имущества библиотечного фонда.
Образец должностной инструкции библиотекаря
Должностная инструкция кастелянши
1. Общие положения
1.1. Библиотекарь приступает к своим должностным обязанностям после назначения его на должность в соответствии с трудовым законодательством руководителем Организации.
1.2. Во время работы библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой и вышестоящему руководству.
1.3. На должность библиотекаря может назначаться только лицо, имеющее соответствующее специальное образование. Стаж работы не влияет на принятие решения о приеме на работу.
1.4. Библиотекарь может освобождаться от должности руководителем организации по согласованию с заведующим библиотекой.
2. Требования к квалификации
2.1. Работник на должности библиотекаря обязан знать:
3. Задачи и обязанности
3.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования населения путём обслуживания учащихся, педагогов, иных категорий читателей и предоставление библиотечного фонда.
3.2. Формирование у читателей способности самостоятельного изучения, обучение правильному поиску информации в книгах и из других носителей информации согласно оснащению библиотеки.
3.3. Совершенствование и освоение технологий, которые имеются в библиотеке.
3.4. Обслуживание читателей в зале, а также в абонементном отделе.
3.5. Поддержание порядка в зале и очищение библиотечного фонда от пыли.
3.6. Регистрация и оформление согласно требованиям периодических изданий.
3.7. Своевременная обработка книжных изданий.
3.8. Проведение работы с должниками.
4. Права
4.1. Получение свободного доступа к информации, которая связана с выполнением ряда задач, поставленных перед организацией.
4.2. Получение ежегодного отпуска в размере, соответствующему закону.
4.3. Получение разнообразных форм поощрения, а также награды за достижения.
4.4. Требование от посетителей библиотеки соблюдение норм поведения в образовательном учреждении.
4.5. Требование от вышестоящего руководства обеспечение условий труда согласно нормам безопасности.
4.6. Своевременное получение необходимой информации для осуществления действий согласно обязанностям.
5. Ответственность
5.1. Работник несёт ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, работу низкого качества, ошибки, при выполнении работы, недостоверность сведений, нарушение нормативных актов, утерю либо повреждение библиотечного фонда.
5.2. Библиотекарь несет материальную ответственность за ущерб, возникший вследствие невыполнения трудовых обязательств или их плохого выполнения, непринятие мер, предотвращающих порчу имущества библиотечного фонда, ущерб, возникший вследствие выполнения действий, которые преследуются в уголовном порядке.
6. Взаимоотношения
6.2. Во время работы библиотекарь обязан подчиняться непосредственному руководителю, а также вышестоящему начальству.
6.3. Во время работы библиотекарь взаимодействует со всеми работниками библиотеки.
Из чего состоит должностная инструкция библиотекаря
Стандартный вариант должностной инструкции состоит из шести основных пунктов.
Первая часть представляет собой общие положения, которые могут дополняться руководителями организации. Хоть в целом разные библиотекари выполняют практически идентичную работу, должностная инструкция каждого может существенно отличаться. Если библиотекарь работает в детской библиотеке, то основное внимание будет уделяться работе с детьми и помощи в поиске необходимой литературы. При работе в библиотеке при санатории должностная инструкция библиотекаря существенно изменится, так как в нее в большей степени будет входить уход за библиотечным фондом и его обслуживание.
Важно! Стандартный вариант должностной инструкции содержит только основные моменты, а при трудоустройстве работодатель может выдать документ с существенными дополнениями и правками.
Вторая часть инструкции содержит требования к квалификации сотрудника. Требования к квалификации избираются непосредственно руководством библиотеки, но при этом сотрудник обязательно должен знать нормативные документы, а также иметь соответствующее образование.
Третий раздел состоит из задач и обязанностей работника. Задачи обязанности могут изменяться в зависимости от количества работников библиотеки, а также размера библиотечного фонда. За работником может закрепляться отдельный отдел, несколько секций или полностью вся библиотека.
Четвертый раздел содержит права работника библиотеки и может дополняться по желанию как самого работника, так и вышестоящего руководства.
Пятая часть должностной инструкции расписывает ответственность библиотекаря.
Последний раздел состоит из описания взаимоотношений библиотекаря с остальными сотрудниками библиотеки.
Как составляется должностная инструкция
Должностная инструкция составляется ответственными лицами и утверждается руководителем организации. В правой верхней части документа вписывается его должность, название библиотеки, фамилия, имя, отчество и подпись.
В основной части должностной инструкции библиотекаря вписывается к какой категории работников относится сотрудник. Если работник в большей мере работает в зале или в библиотечном фонде, то это обязательно должно быть прописано.
Также необходимо указать номер распоряжения или приказа, по которому был принят библиотекарь на службу. Если во время составления должностной инструкции будет допущена ошибка, то этот документ не несет никакой силы, поэтому нужно быть предельно внимательным при внесении данных в каждой части бумаги. В общем положении также нередко указывается заместитель библиотекаря в случае если с работником что-нибудь случилось или он по какой-либо другой причине не может выполнять свои должностные обязанности.
Следующим этапом в должностную инструкцию вносятся требования к квалификации.
Если библиотекарь устраивается с условием наличия стажа, то это обязательно должно быть указано.
В данном разделе должны быть прописаны четко все условия, так как отсутствие каких-либо из них может привести к невозможности выполнения работником своих обязанностей.
В должностных обязанностях библиотекаря необходимо указать все функции, с которыми работнику придется столкнуться. Если в обязанности библиотекаря входит удаление пыли с бумажных изданий, то обязательно прописывать этот пункт в инструкции. Отсутствие пункта в должностной инструкции может позволить работнику не выполнять дополнительные функции и отказаться от ненормированной работы.
В конце документа обязательно согласование с сотрудником, который ответственен за его соблюдение. Чаще всего вписываются данные заведующего библиотекой или другого непосредственного руководителя. В данных указывается должность, название библиотеки, фамилия, имя, отчество и подпись.
В конце документа обязательно согласование с сотрудником.
Работа в библиотеке: плюсы и минусы, или Как моя мечта встала мне поперек горла
Когда сбываются мечты, особенно те, которые идут с человеком с самого детства, любой испытывает эйфорию. Жизнь сразу становится сказочной и кажется, что все происходящее просто великолепно.
Так случилось и со мной. С детства я обожала читать. Пока было слепа, слушала аудиокниги. Когда зрение восстановили, читала сутками напролет.
И, естественно, я мечтала связать свою жизнь с книгами, то есть стать человеком, который ежедневно контактирует с литературой. Я писала небольшие книжки, чаще всего фэнтези, рассказы и статьи в газету нашего маленького города. Постоянная тяга к написанию текстов и чтению возымело свое действие, и я решила, что моя работа должна быть так или иначе связана с книгами.
Откуда взялась мечта работать в библиотеке
Писательская карьера – недостижимая мечта, ибо все издательства давно набрали свой «штат» писателей, книги которых продаются. Написание статей для газеты в маленьком городе тоже не приносило полного удовлетворения. А книги тянули к себе со страшной силой.
Когда в Выборге открылся небольшой букинистический магазин, я сломя голову понеслась туда, чтобы узнать, не требуется ли им работник. Но хозяйка магазинчика только начинала свою деятельность и по причине отсутствия постоянной прибыли не могла платить зарплату наемному работнику.
Хорошенько подумав, я поняла, что работа в сфере продаж, пусть даже книжных, не для меня.
Именно тут и возникла мысль о работе в библиотеке. А что? Работа непыльная, общение с людьми не особо частое, а это для меня огромный плюс: мне свойственна замкнутость и нелюбовь к живому общению с незнакомыми людьми.
И проводить 8-9 часов в окружении книг – это же квинтэссенция счастья!
Собеседование
В 2015 году я вышла замуж. По возвращении из свадебного путешествия встал вопрос трудоустройства. Я получила среднее профессиональное образование и поступила в университет, учебу в котором необходимо было оплачивать.
Небольшое отступление. В 14 лет, когда мне исправили зрение на одном глазу, я работала в библиотеке по программе летнего трудоустройства подростков. Именно этот пункт резюме сыграл мне «на руку»: меня тут же отправили в отдел кадров для прохождения собеседования.
Специалист по кадрам в библиотеке моего города – крайне приятная женщина. Внимательно изучив моё резюме, она с улыбкой посмотрела на меня и спросила про мой уровень знания английского языка. Я его знаю хорошо, на уровне разговорного, о чем я и сообщила. К сожалению, этого оказалось недостаточно, так как в библиотеке регулярно проводились экскурсии для иностранцев. Я уже опустила руки, но кадровичка сообщила, что в филиале библиотеке на окраине города есть вакантное место библиотекаря.
И я пулей полетела в филиал. Заведующая была на месте. Меня вспомнила библиотекарь, которая всегда снабжала меня отличной литературой и спросила о цели моего ожидания начальства.
Начальница была очень доброжелательна и сказала, что на следующий день мне следует принести образцы моих работ: публикации в сборниках научных статей, презентации и сценарии мероприятий, так как всё это понадобится в работе и ей надо оценить мои способности.
Я принесла всё, что было: 4 учебника, где были опубликованы мои статьи на тему социальной работы, презентации и сценарии праздников.
Дело было в пятницу. В субботу мне позвонили из библиотеки и сообщили, что в понедельник ждут меня для оформления документов.
Первый рабочий день
До этого я никогда не работала в коллективе. Все мои подработки были фрилансом или работой, которая не подразумевала работы с другими сотрудниками. Поэтому я даже не знала, как себя вести в первый день.
В первый же день меня отправили расставлять по алфавиту книги на стеллажах в отделе зарубежной литературы. «Сказка!» — подумала я и начала перебирать издания, расставляя их в строгом порядке.
Мои ожидания от работы
Я представляла, как буду изо дня в день приходить на своё рабочее место, буду выдавать книги, читать сама и периодически относить сданные издания на места. Что у меня будет обеденное время, когда я смогу сходить к живущей рядом маме и покушать картофельное пюре с печенью. Но…
Суровая реальность
Но не тут-то было! Оказалось, что работа библиотекарем подразумевает всего час посидеть во время обеденного перерыва, а то и меньше, потому что требуется много: обеспыливание книжного фонда (протирание пыли в хранилище книг), оформление книжных выставок, подготовка мероприятий и много чего еще.
Наше начальство не терпит, чтобы сотрудник просто сидел на рабочем месте. Приходится постоянно двигаться, выставляя книги по алфавиту, протирая обложки изданий или оформляя выставку.
Долгожданный отпуск
Первый отпуск был похож на дембель. Две недели без постоянных претензий, пыли и людей. В этот момент жизнь за городом показалась мне просто сказочной, так как была осень, и большинство жителей уехало в город. Соответственно, встретить человека во время прогулки — большая редкость.
Первые пару дней мне казалось, что я прогуливаю работу.
Плюсы работы
Они, несомненно, есть. Я как минимум работаю там, где мечтала: в окружении книг.
Минусы работы
Их тоже предостаточно.
Во-первых, график. Работаю я с 11:00 до 19:00. Да, я спокойно сплю до 09:00, но такое позднее возвращение домой не оставляет никаких шансов заниматься домашними делами по вечерам, а утром совсем не хочется мыть посуду и готовить ужин.
Во-вторых, я практически перестала читать. Проводя целый день с литературой, совсем не хочется брать ее в руки дома.
В-третьих, пыльно. Обеспыливая книгохранилище, я заработала себе страшную аллергию на пыль, на что начальство не реагирует.
Работа мечты не всегда оправдывает все ожидания. Даже не так. Зачастую работа мечты совсем не оправдывает ожиданий. Поэтому к выбору профессии надо подходить крайне осознанно.
Теперь, спустя 3 года, я это понимаю и усиленно ищу другую работу.
Библиотекарь нового поколения
Работу библиотекаря нельзя отодвинуть в сторону. Они необходимы в каждой библиотеке и образовательном учреждении. Хороший библиотекарь должен располагать цифровыми ресурсами и информацией, чтобы библиотека имела много посетителей и была интересной.
Тем не менее прошли те времена, когда библиотеки хранили все ресурсы в физическом формате. В настоящее время предпочтение отдается цифровым форматам, поскольку их легко сохранить, и цифровые библиотеки быстро вытесняют библиотеки обычные. Благодаря Интернету они предоставляют информацию быстрее, точнее и эффективнее для любого потребителя. Поэтому как современный библиотекарь вы должны знать, как систематизировать, управлять и упорядочивать информацию в цифровом виде, а также иметь мягкие навыки для улучшения коммуникации со всеми группами: студентами, сотрудниками и руководством вуза, обычными посетителями и т. д. Мы подготовили список навыков, которыми может овладеть современный библиотекарь, чтобы сделать как себя, так и библиотеку сильным членом образовательной команды учебного заведения.
Маркетинг
Хотя физическая библиотека по-прежнему популярна, в цифровом пространстве существует острая конкуренция. Академические библиотеки должны иметь возможность максимально увеличить доступ к цифровому и печатному контенту и услугам, чтобы продемонстрировать уникальное торговое предложение библиотеки во все более конкурентном информационном мире. Поэтому важно иметь навык ведения соцсетей, постинга, работы с цифровой аудиторией. Как маркетолог вы должны суметь убедить своих читателей открыть книги, продать идею чтения кому угодно и где угодно.
Умение осуществлять поиск релевантной информации
Сейчас большинство контента переходит в цифровую форму, поскольку это быстрый, простой и широко доступный способ хранения информации. Однако иногда им очень трудно найти нужную информацию из-за того, что Интернет наполнен различными видами контента, как актуального, так и нет. Иногда фильтрация релевантной информации или даже поиск нужного источника может оказаться серьезным препятствием для пользователей. Нужно научиться распространять, фильтровать и систематизировать цифровую информацию в соответствии с ее актуальностью.
Управление цифровой информацией
Как библиотекарю вам необходимо научиться управлять оцифрованной информацией, работать с базами данных. Также управление информацией связано со знанием вопроса интеллектуальной собственности и тем, касающихся владения и совместного использования информации и ресурсов. Нет необходимости знать все законы, главное — хорошо понимать, как с юридической и этической точки зрения обращаться с тем или иным контентом. Это может пригодиться, если вы не хотите платить за контент, поступающий из Интернета. Данный навык поможет вам определить контент, за который вы должны платить, и бесплатный доступный контент, не защищенный авторским правом.
Digital коммуникация
Хорошие коммуникативные навыки необходимы любому библиотекарю. Умение использовать различные методы цифровой коммуникации как для внутреннего, так и для внешнего общения становится все более важным навыком. Вам необходимо предоставлять пользователям качественную и точную информацию, с которой они могут работать. Цифровая коммуникация так же, как и устная, не приемлет неуважения, высокомерия и грубости.
Управление изменениями
Образование — это постоянно меняющаяся сфера, подверженная влиянию политики, технологий, экономики. Все эти факторы меняют и учебное заведение. Библиотека также подвержена этим изменениям, и необходимо постоянно пересматривать позицию библиотеки в учреждении. Умение эффективно управлять изменениями — один из главных навыков руководителей и рядовых сотрудников библиотек. Более подробно об этом можно прочитать в нашей статье: https://lala.lanbook.com/biblioteki-v-rezhime-distancionnoj-raboty.
Умение доказывать свою ценность
В сфере, где все больше решений основываются на доказательствах и данных важно, чтобы библиотеки доказали свою ценность для организации, продемонстрировав окупаемость вложенных в них инвестиций. Повышение качества обслуживания студентов и демонстрация вклада в успех учебного заведения улучшает бренд библиотеки.
Организация пространства
Развитие физических и виртуальных пространств для поддержки педагогического процесса имеет решающее значение. За последние годы изменились привычки к чтению, и теперь люди привыкают читать с экрана. Однако это не означает, что вы должны выбросить все книги в окно и закрыть библиотеку. Умение создавать привлекательное пространство для чтения или убедить создать его — важно, как никогда. Около 76% людей предпочитают уединение при чтении и поэтому нуждаются в личном пространстве. Иногда люди приходят в библиотеку ради тишины и покоя. Именно с этого можно начать процесс трансформации пространства.
Сотрудничество
Сотрудничество подразумевает общение со своими коллегами внутри страны и за ее пределами. Это необходимо, чтобы узнать о последних событиях в отрасли, новых исследованиях по внедрению инструментов работы с читателями и формированию у них определенных навыков.
Профстандарты для библиотекарей с 2021 года
В 2014 году был разработан профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности». С того момента изменений внесено не было, но мы считаем важным обратиться к этому документу для того, чтобы у сотрудников библиотек (как у молодых, так и у опытных) сложилось четкое понимание того, зачем нужен профстандарт и какие есть обязанности и требования, предъявляемые к определенным должностям.
Зачем нужен профстандарт?
Профстандарт библиотекаря необходим для того, чтобы определить основные должностные параметры, такие как обязанности сотрудника, требования к образованию и обучению, квалификация, которой нужно соответствовать, занимая определенную должность. Здесь сделаем ремарку: обязанности работника устанавливаются трудовым договором или должностной инструкцией на основе положений профстандарта.
За библиотечное обслуживание пользователей отвечает библиотекарь/главный библиотекарь. Требования к образованию предъявляются такие же, как по обобщенной функции организации справочно-поискового аппарата библиотеки. Трудовые действия по библиотечному обслуживанию пользователей включают предоставление доступа к электронным ресурсам, создание книжных выставок для раскрытия состава библиотечного фонда, учет выданных документов, индивидуальную и групповую работу с пользователями по продвижению книги и чтения.
Умения в данном случае сводятся к тому, что библиотекарь может придумать, разработать и организовать интеллектуально-досуговые и культурно-просветительские мероприятия, умеет договариваться с культурными, образовательными организациями и СМИ, владеет современными цифровыми технологиями для сопровождения мероприятий.
Какие для этого необходимы умения: составлять план исследования, владеть методикой проведения исследований и обработки их результатов, уметь научно обобщать материалы исследования и представлять его результаты, а также использовать в своей работе цифровые технологии для проведения исследований.
В рамках методического обеспечения библиотечно-информационной деятельности методист библиотеки занимается выявлением и оценкой библиотечных инноваций, проводит их апробацию и внедряет эти инновации в работу библиотеки. Помимо этого, консультирует по различным направлениям библиотечно-информационной деятельности, разрабатывает предложения по повышению эффективности деятельности библиотеки.
Что должен уметь методист в данном случае: анализировать деятельность библиотеки, собирать и обрабатывать информацию, оказывать конкретную методическую и практическую помощь библиотеке, использовать в своей работе цифровые технологии.
Данный вид деятельности требует знания нормативных актов по профилю работы, теории управления и методической работы, принципов организации и содержания работы методических служб.
Таким образом, мы напомнили сотрудникам библиотеки о важности профстандарта. Директор библиотеки с помощью этого документа определяет потребность в работниках с определенным уровнем квалификации, рационально разделяет и организует труд и ответственность между сотрудниками.
Мифы и стереотипы о работе в библиотеке
реклама
Что всплывает в вашей голове при слове библиотекарь?
Старая, ворчливая, старушка с пучком на голове? Не-а.
Я библиотекарь-тамада.
реклама
Я работаю библиотекарем с 2017 года. И в свой адрес очень часто слышу: “А библиотеки еще работают?”, “Разве кто-то берет у вас книги?”, “К вам одни бабушки ходят!”.
Я уже устала отвечать всем одно и то же: “Да, работают. Да, книги берут. Нет, к нам ходят не только бабушки”.
А сейчас я вам расскажу, что на самом деле делает библиотекарь и можно ли его считать вообще библиотекарем в современных условиях.
реклама
Основная работа библиотекаря конечно же заключается в том, чтобы выдать вам, читателям, книги. Но это вам не магазин “Пятерочка” и не “Магнит”. Здесь нет пип-пип, 2 секунды, забрали продукты и ушли. Здесь приходит читатель: “Я хочу что-нибудь почитать, но не знаю чего”. И путем долгих опросов, разговоров, предыдущих чтений, мы можем догадаться, что хочет взять читатель. Сейчас, в период пандемии, наша работа усложнилась. Потому что раньше читатель мог сам походить по библиотеке и повыбирать, чего ему нужно, то сейчас это невозможно, потому что есть строгие ковидные ограничения. Мы не пускаем читателей в фонд. Поэтому носим килограммы книг читателю, он выбирает, запрашивает еще что-то, несем ему еще килограммы книг. Потом он все-таки выбирает и мы готовы ему записать нужные книги.
Не забудьте, что остальные книги нужно расставить по полочкам.
На обслуживание одного читателя может уйти 15-20 минут, а в некоторых случаях еще больше. Не думаю, что в Пятерочке вы столько времени проводите у кассы.
реклама
А еще мы теперь выдаем электронные книги. Ага, бесплатно, через приложение. Вы можете сделать это из дома. За счет библиотеки. Классно. Но это тоже наша работа.
Не буду рассказывать про всю строго библиотечную работу, а ля ремонтировать книги в фонде, расставлять их в нужном порядке, проводить обеспыливание фонда, делать акты на списание, замену утерянных и т.д. Это все чисто библиотечное.
Организуй мероприятие: составь сценарий, собери материал, проработай его, подготовь зал, укрась его, разработай афишу, собери людей, сделай рекламу, пофотографируй, выложи пресс-релиз, пост-релиз, напиши отчет. Прекрасно.
А теперь вспомним, что мы на пандемии. Все мероприятия онлайн. Что делает библиотекарь? Становится блогером.
Вести социальные сети. Да-да, вести как smm’щик. Делать контент-план, постить всякие развлекательные и полезные штучки, рекламировать книги, делать контент и выкладывать его. Я веду: инстаграм, вк, телеграм, ютуб. Стоит заметить, что никто нас ни на какие курсы не отправлял. И библиотекари понятия не имеют как это делать. Но это неважно.
Сам записывать и монтировать видео и аудиоконтент. Да-да, ты должен быть оператором, режиссером, звукорежиссером, монтажером, актером. Все сам. Никто тебе не поможет. А как снимать? А как играть? А как монтировать? Не знаю, учись!
Стать дизайнером. Потому что тебе никто не оформит ничего. Ты все сам. Нужна обложка к видео? Сам. Нужен пост в инстаграм? Рисуй. Нужна афиша? Редактор открой уже. Векторная графика, растровая графика. Не умеешь? Учись. Не забудь еще сам купить все эти программы.
Контент сам по себе не возьмется ниоткуда. Надо искать идеи где-то. Где? Где-то) Смотри блогеров-миллионников и пытайся сделать на таком же уровне. Мы знаем, что у тебя ничего не получится. И что? У тебя нет микрофона, штатива, камеры, программного обеспечения, хорошего железа? А кого это волнует? Придумай что-нибудь. Купи айфон.
Ты должен участвовать в городских мероприятиях и акциях. Во всех. Почти.
Презентации красивые тоже умей делать. Ты ж выступаешь везде.
А если вы думаете, что у библиотекаря целый рабочий день для этого, ведь туда никто не ходит. Огорчу. На кафедры очереди. Быть может за целый день вы не сделаете ничего, кроме выдачи литературы. А всю остальную работу никто не отменял. Когда ее делать? Да хоть дома. Кого это волнует?