что нужно брать в колледж на первый курс
Что нужно знать и купить студенту-первокурснику
Обновлено: 18 Апреля 2021
Поступление в вуз — дело волнительное и запоминающееся для каждого. Рассказываем, что нужно приобрести для учебы и о каких особенностях обучения следует знать, чтобы не попасть в нелепую ситуацию.
Что нужно купить студенту-первокурснику
Канцелярия для учебы
Перечень необходимых в обучении канцтоваров и аксессуаров:
Учащимся технических специальностей также понадобятся линейка, карандаши, чертежные инструменты, бумага других форматов и тубус.
Для жизни в общежитии
Общежитие — это не пустыня или лагерь, там будут мебель и матрасы. Однако менее габаритные вещи придется взять свои:
Электроприборы брать не стоит, так как во многих общежитиях пользоваться ими запрещено. При заселении уточните, есть ли интернет в комнате и при необходимости подключите его.
Что нужно первокурснику медицинского университета
Дополнительный список покупок для студента мединститута:
Пинцет, скальпель, стетоскоп и другие инструменты обычно не нужны на начальном этапе обучения. Уточнить, понадобятся ли они в ближайшее время, можно у методистов университета.
Что нужно знать первокурснику
Прежде всего нужно усвоить: университет — это не школа. Здесь не будут вытягивать двоечников или требовать сдачи работ. Учеба рассчитана на самодисциплину. Придется самостоятельно узнавать сроки сдачи, искать материалы, готовиться к сессии, проявлять активность.
Несколько советов, которые помогут освоиться в новой роли:
Надеемся, наша статья поможет адаптироваться и подготовиться к началу учебы. А если поймете, что самостоятельно не справляетесь, не забывайте о ФениксХелп. Специалисты помогут сдать учебные работы и получить допуск к экзаменам.
Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ
Разбираем изменения в порядке приема
Выпускникам учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов и профессиональных училищ — станет сложнее избежать ЕГЭ при поступлении в вуз.
Теперь высшие учебные заведения обязаны или проводить профильные вступительные по каждому предмету для тех, кто получил СПО, или принимать по ЕГЭ.
Изменения зафиксированы в приказе № 753, который вносит изменения в действующий порядок приема в вузы.
Кого коснется
Ежегодно около миллиона выпускников школ поступают в учреждения СПО. Часто это связно с двумя целями: начать освоение профессии пораньше и иметь возможность не сдавать ЕГЭ.
Около 10% выпускников учреждений СПО хотят продолжить обучение по программам высшего образования. Раньше у них было больше вариантов поступить без ЕГЭ, теперь это станет значительно сложнее.
Курс о больших делах
Как было раньше
У выпускников учреждений СПО было три варианта вступительных испытаний в вузы.
Сдавать ЕГЭ. Вуз имел право установить, что формой вступительного испытания на базе СПО служит ЕГЭ. В целом поступить по ЕГЭ можно было всегда, вне зависимости от учебного заведения.
Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.
Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.
Сдавать иные экзамены, установленные вузом. Для бывшего ученика колледжа экзамен по биологии могли заменить на экзамен по фармации — дисциплине о лекарствах. Но такой формат не был распространен.
Что изменилось
Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.
Для новых вступительных вуз должен руководствоваться «родственными» программами в среднем профессиональном образовании. Степень родства вуз определяет самостоятельно. Университет может рассуждать так.
Есть вузовская специальность — 31.05.01 «Лечебное дело». Ей соответствуют следующие программы СПО:
Университет открывает ФГОСы этих специальностей или учебные планы и смотрит, что изучают выпускники. Далее устанавливает, что желательными вступительными для него будут не просто химия и биология, как для школьников, а, скажем, анатомия человека и медицинская биохимия.
Есть вузовские специальности, которым соответствие на базе СПО найти сложно: 37.03.01 «Психология», 47.03.01 «Философия», 41.03.05 «Международные отношения» и другие. Например, Государственный университет управления не установил соответствия для направлений 39.03.01 «Социология» и 41.03.04 «Политология».
Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.
Что с этим всем делать
По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.
Скажем, выпускник учреждения СПО хочет в 2022/2023 учебном году поступить в Государственный университет управления на одну из следующих специальностей: «юриспруденция», «реклама и связи с общественностью», «гостиничное дело». Для каждой из них будут разные вступительные испытания. А при приеме на базе среднего общего образования это все относится к обществознанию — и результат ЕГЭ по этому предмету сразу засчитают на всех трех направлениях.
Для абитуриента — выпускника учреждения СПО встает вопрос, не лучше ли сдать ЕГЭ вместо профильных экзаменов, ведь ЕГЭ примут везде.
Я бесплатно выучилась на повара-кондитера
Мне за это еще и доплатили
После университета я захотела освоить профессию повара-кондитера.
До этого я изучала логистику. Это было интересно, но мне хотелось творить. Меня интересовало приготовление кондитерских изделий, поэтому я решила превратить увлечение в профессию — и поступила в петербургский колледж на повара-кондитера.
Я боялась, что приличное среднее образование осталось в эпохе Советского Союза и колледжи готовят специалистов, не приспособленных к современным условиям труда. Оказалось, что это не совсем так.
Расскажу о своем опыте.
Почему колледж
Я рассматривала два варианта — вуз и колледж. Курсы мне не подошли: они дорогие и при этом не дают фундаментальных знаний.
В одном из вузов Петербурга я нашла программу «Технология продукции и организация ресторанного дела». Учеба заняла бы четыре года и стоила 180 000 рублей в год. Еще мне пришлось бы сдавать ЕГЭ по химии, а это непросто. Учитывая, что я только окончила университет, еще четыре года тратить на учебу мне совершенно не хотелось.
В итоге я решила отучиться в колледже по специальности «Повар-кондитер». Меня привлекло бесплатное обучение и короткий срок учебы — всего 10 месяцев. Сдавать ЕГЭ не надо, спрашивали только школьный аттестат. Я выбрала два колледжа и посетила оба, когда они приглашали абитуриентов.
В первом колледже мне не очень понравилось. Я чувствовала себя как в школе: обстановка несовременная, лабораторные классы не показывали, весь день открытых дверей состоял из одной только лекции преподавателей. После такого впечатления во второй колледж идти уже не хотелось. Но я все же сходила — и не зря.
Колледж туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга меня приятно впечатлил. Для абитуриентов провели экскурсию по колледжу и показали лабораторные кабинеты, даже угостили едой. Я решила, что буду поступать сюда.
Так как ранее я не получала среднее профессиональное образование, учиться мне можно было бесплатно.
Поступление
Я поступала в колледж в июле 2016 года. Мне показалось, что главное при поступлении — удачно пройти собеседование. Я рассказала приемной комиссии, что увлекаюсь кулинарией, и всячески дала понять, что правда хочу учиться. Возможно, мне также помог аттестат без троек. В итоге я поступила на бесплатное обучение.
Для поступления и зачисления мне понадобились такие документы:
Если вы окончили школу больше года назад, то справку придется получать снова, но уже платно. Ее оформят за 1500 рублей в любом медицинском центре. Понадобится посетить врачей: терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра, нарколога, сдать анализы крови и мочи, сделать флюорографию и ЭКГ. Пройти всех врачей и получить необходимые результаты исследований можно за один день.
Униформа для занятий
Среди поваров модно покупать резиновые кроксы. Работать в такой обуви удобнее всего, потому что в общепите скользкий пол: его часто моют, иногда поливают прямо из шланга.
Теоретические занятия
Учебный процесс построен так: 2,5 месяца теории, затем 2,5 месяца практики на предприятии, снова теория и практика, потом экзамены. Теоретическая часть включает лекции и лабораторные работы для закрепления теории. На парах мы изучали разные темы, например первичную обработку овощей, блюда из птицы, блюда из мяса, кондитерские изделия. На лабораторной отрабатывали ту тему, которую проходили на лекциях.
В день у нас было четыре пары, с 9:00 до 15:00. Раз в неделю проходила лабораторная работа, она длилась целый день — с 9:00 до 14:00.
Многие учебники показались мне устаревшими, ориентированными на советскую кухню, где готовили очень много жирного. Нас учили готовить жареные бифштексы, салаты с майонезом, обжаренные в масле картофельные крокеты. Но были и полезные занятия по темам, не меняющимся со временем: как разделывать мясо или птицу, как обрабатывать овощи, какие существуют виды теста. Эти знания мне пригодились.
Абсолютно ненужный предмет в колледже поваров-кондитеров — физкультура. Занятие проходило два раза в неделю. Его приходилось посещать из-за требовательного преподавателя. Из-за этого колледж порой напоминал мне школу: если пропустить пару занятий, преподаватель потребует объяснительную записку. После моего университета, где к пропускам физкультуры относились очень либерально, сложно было к такому привыкнуть.
Преподаватели старались дополнять программу современными предметами. Например, у нас были дополнительные занятия по карвингу — художественной резке овощей и фруктов — и лекция по съедобным цветам, которые используются для украшения блюд и очень популярны в современном мире кулинарии.
Лабораторные занятия
Лабораторные работы занимали целый учебный день. Мы готовили на индукционных плитах, пользовались современной техникой: планетарными миксерами, слайсерами, су-видами и вакууматорами.
На лабораторную работу мы приходили в форме и со своим поварским ножом. Продукты выдавали бесплатно. Готовили мы полностью сами, а преподаватели помогали с сервировкой блюда — подсказывали, как сейчас принято это делать.
Больше всего мне запомнилось, как мы готовили куличи для Пасхи. Работать с дрожжевым тестом было сложно.
После лабораторных работ я оставалась смотреть, как учащиеся с другого курса готовятся к конкурсу в Италии. Они учились готовить блюда молекулярной кухни. Молекулярная кухня — это раздел кулинарии, основанный на физико-химических процессах. Например, можно сделать пену со вкусом помидора или желток со вкусом облепихи. Вместе с ними я научилась делать молекулярную пену.
Практика
Первая практика началась через 2,5 месяца учебы и продолжалась до Нового года.
Практика в большинстве случаев не оплачивается, но зато на предприятии можно получить опыт. Еще на такой практике обычно бесплатное питание. Место практики ученик может найти сам, а может пойти туда, куда его отправил колледж. Нам предоставляли хорошие места, например можно было пойти на практику в рестораны сети отелей « Дабл-ю » или «Гранд отель Европа» — это крупные отели в Санкт-Петербурге.
я заплатила за оформление санитарной книжки
Свое место практики я выбирала сама, потому что хотела попрактиковаться в первую очередь с кондитерскими изделиями. Договориться о практике несложно: хорошие рестораны, как правило, не отказываются показать свою кухню и принять практиканта. На обе свои практики я попала по знакомству.
Для работы на предприятиях общепита нужна санитарная книжка. Колледж помогает с оформлением книжки своим студентам. Прямо в здание колледжа приезжают врачи и берут все необходимые анализы. За оформление книжки я заплатила 1500 рублей.
Я стажировалась на производстве в одной из кондитерских Санкт-Петербурга. Первый месяц я работала бесплатно, еще полтора месяца мне платили 600 рублей в день. В конце практики мне даже выдали премию за хорошую работу — 15 тысяч рублей.
Во втором полугодии у меня было еще 2,5 месяца практики. Я устроилась на другое кондитерское производство. От первого оно отличалось ассортиментом и объемом работы: тут мы делали всего до 10 тортов в день. Мне казалось, что это очень легко, и я чувствовала себя намного увереннее. Мне сразу предложили платить 15 тысяч как практиканту, а потом быстро предложили устроиться на полную ставку — 30 тысяч. Я согласилась и проработала там все 2,5 месяца. А потом это предприятие закрылось.
я получала на кондитерском производстве — это полная ставка
Хочу уточнить, что мой опыт — это, скорее, исключение. Большинство моих одногруппников проходили неоплачиваемую практику. Многие устроились на те предприятия, куда направил колледж.
Экзамены
Привычных студентам сессий у нас не было. В конце обучения мы сдавали экзамен по теории и практике. На практическом экзамене надо приготовить основное блюдо и кондитерское изделие. У каждого студента свое задание, продукты к экзамену он покупает самостоятельно.
Задания мы выбирали с помощью жребия. Я готовила на экзамене картофельную запеканку с мясом и грибной соус с томатами, пекла песочное печенье. На продукты я потратила 500 рублей. Эти деньги колледж не возмещает.
Блюда оценивает экзаменационная комиссия — преподаватели и шеф-повара различных ресторанов. Мне задали несколько несложных вопросов по моему блюду, я ответила и получила оценку «отлично».
Один из членов комиссии даже предложил мне выйти на работу к нему на предприятие, но я отказалась. Он искал сотрудника в холодный цех, где готовят салаты и закуски. А я хотела работать кондитером.
В целом могу сказать, что и учеба, и экзамены дались мне легко.
Приятные бонусы
Дополнительные плюсы учебы в колледже — бесплатное питание в столовой и льготный проездной. Еще нам платили стипендию и компенсировали расходы на питание во время практики.
Стипендия небольшая — 500 рублей в месяц. Я получила 5000 рублей за все время учебы. Пока студент находится на практике в предприятиях общепита, ему выплачивают компенсацию за питание — это примерно 3 тысячи рублей в месяц. Я не тратила эти деньги, потому что на практике нас всегда кормили. За пять месяцев накопила 15 тысяч рублей.
Льготный проездной для учащихся колледжа стоит около 500 рублей, оформить его можно на любой станции метрополитена. Это выгодно: в университете я отдавала за проездной 1000 рублей, а сейчас приходится тратить около 2500 рублей.
я накопила за время учебы
Так за год я накопила 20 тысяч рублей. На эти деньги я купила билет на самолет и отправилась в Париж изучать местные кондитерские.
Потратила на кулинарное образование — 10 500 Р
Книги и журналы | 4000 Р |
Поварская форма | 2500 Р |
Санитарная книжка | 1500 Р |
Справка для поступления | 1500 Р |
Нож | 500 Р |
Продукты на экзамен | 500 Р |
Обучение | 0 Р |
После колледжа
Чтобы стать профессионалом, нужно много времени уделять самообучению. Я ходила на конференции для кондитеров, участвовала в конкурсах, читала много книг и журналов, изучала биографии известных шефов, получала опыт на работе.
В Петербурге есть несколько ресторанов, кухня которых меня вдохновляет. Это «Кококо», «Дуо», Gras, Mapuche, Birch, All Seasons. Уже после учебы я побывала в «Кококо» на практике. Там познакомилась с новым оборудованием, узнала много нового о работе с шоколадом, пробовала шоколад с шишками, варенье из лепестков шиповника, тарталетки из черемухи и другие уникальные блюда. После практики мне выдали рекомендательное письмо, которое помогло мне устроиться на работу в петербургский ресторан «Библиотека» кондитером.
Учеба в колледже оказалась интересной: я ничуть не жалею, что год училась и получила такой опыт. Я стала более разборчиво относиться к еде и получила дополнительную профессию, которая никогда не оставит меня без работы.
Если вы задумываетесь о кулинарном образовании, советую сначала отучиться в таком колледже в России и только потом получать высшее образование в этой сфере или ехать учиться за границу. Иначе вы можете потратить кучу денег, а потом вдруг понять, что эта профессия совершенно вам не подходит.
Я много раз слышала, что профессия повара-кондитера предполагает тяжелую физическую работу. Но поняла я это только во время практики, когда из-за чрезмерной нагрузки у меня воспалились связки на ноге. Проводить на ногах по 10—12 часов в день действительно тяжело.
После учебы я работала кондитером в общей сложности полтора года. Оказалось, что это тяжелая и рутинная работа, где почти нет простора для творчества. В итоге я сменила работу и сейчас работаю менеджером по логистике на предприятии, которое продает хлебопекарное и кондитерское оборудование. Мне пригодились сразу две мои профессии: я разбираюсь в логистике, понимаю специфику кулинарного оборудования и знаю, как им пользоваться.
Что нужно купить студенту первокурснику в колледж или университет
Вуз отличается от школы, поэтому готовясь к новом учебному году в статусе студента первого курса, позаботьтесь, чтобы у вас было всё необходимое. Мы поможем и поделимся идеями, что нужно купить первокурснику, чтобы учеба была комфортной.
Если хотите всегда быть в курсе новостей и узнавать полезные лайфхаки от опытных студентов и преподавателей, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу. Подписчики регулярно знакомятся с рейтингами вузов, получают полезные советы и участвуют в крутых конкурсах.
Что нужно купить студенту-первокурснику
Перед новым учебным годом в школе ученики обычно покупали запас тетрадей, дневник и другие канцтовары. Большинство из них понадобится и для учебы в вузе, но есть некоторые особенности.
Что нужно купить студенту-первокурснику из канцтоваров
В универе уже не нужен дневник, но советуем приобрести удобный ежедневник, где вы будете записывать важные дела: срочные задания, интересные мероприятия и пр.
Студенту не нужны тонкие тетради: конспекты удобно вести в толстых тетрадях на 48 или 96 листов.
Обязательно понадобятся такие канцтовары, как:
Если вы поступили на технический вуз на специальности связанные с проектированием, конструированием и пр., также понадобятся:
Что купить в колледж первокурснику
Перечень канцелярских принадлежностей, которые нужно купить первокурснику в университет, не отличается от того, что нужен для колледжа или техникума. Но в некоторых средних учебных заведениях еще могут пригодиться тонкие тетради для контрольных работ.
Но на канцтоварах список того, что купить студенту-первокурснику не заканчивается. Советуем также обзавестись необходимой техникой.
Что нужно купить первокурснику для учебы: техника и гаджеты
Студенту стоит купить собственный ноутбук, чтобы готовиться к семинарам, писать доклады и эссе.
При выборе ноутбука обратите внимание на следующие параметры:
Другой незаменимый для студента аппарат — принтер. Во время учебы приходится распечатывать очень много домашних работ, и чтобы не тратить деньги и не стоять в длинных очередях в копировальные центры, лучше купить собственный принтер.
Оптимальная покупка — МФУ, которое умеет не только печатать, но также копировать и сканировать.
Несмотря на развитие облачных технологий, лучше иметь и обычную флешку большого объема.
Еще одна важная вещь — хорошая настольная лампа. Студентам приходится много читать, писать и чертить, делать это при плохом освещении опасно для зрения.
Студентам любого направления пригодится диктофон, который сейчас есть в любом смартфоне. Студенты-журналисты используют его для записи интервью, а учащиеся других направлений могут записывать лекции и не бояться что-то упустить.
Что купить первокурснику из одежды
В отличие от школы, в вузах нет обязательной формы и какого-либо дресс-кода. Но если не хотите раздражать преподавателей, не стоит одеваться чересчур эпатажно.
Купите несколько вещей делового стиля или стиля casual: в них можно и учиться, и отдыхать после универа.
Позаботьтесь о спортивной форме и обуви: в институтах тоже есть физкультура, и за этот предмет тоже ставят оценку. В зависимости от того, какую секцию вы выбрали, может понадобиться дополнительный инвентарь: ракетки, боксерские перчатки и пр.
Также не забудьте купить вместительную сумку или удобный рюкзак, с которым вы будете ездить на учебу.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Что купить первокурснику: особые случаи
Выше мы предложили базовый набор того, что надо купить первокурснику. Но для некоторых вузов и специальностей список необходимых вещей придется расширить.
Что купить первокурснику медицинского университета
Список вещей, которые нужно купить медику-первокурснику дополнят:
Советуем покупать все это в двойном количестве, чтобы было чем заменить запачкавшийся комплект.
Для многих помещений также понадобится сменная обувь или бахилы.
Студентам старших курсов мед. универа понадобятся некоторые инструменты:
Чтобы облегчить обучение, выпускники советуют совместно закупать наглядные материалы и макеты.
Что купить первокурснику в общежитие
Если вы приехали учиться из другого города, для начала в общагу необходимо взять:
Студенческие годы пройдут ярко и интересно, если вы найдете себе хороших друзей. Ими могут стать однокурсники, друзья по секциям, соседи по общежитию и студенческий сервис. Его эксперты всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.