что нового в здравоохранении в 2021 году
Не только ковид: что ждет российское здравоохранение в 2021 году
Новая госпрограмма о поликлиниках, прививки от коронавируса, усиление паллиативной помощи и другие перспективы российского здравоохранения на 2021 год
Модернизация первичного звена здравоохранения
Большой упор в работе в 2021 году будет сделан на запуск новой федеральной программы модернизации первичного звена здравоохранения. Она продлится 5 лет.
Всего на эту программу из федерального бюджета планируется выделить 500 млрд руб. Еще порядка 50 млрд поступит из региональных бюджетов (в том числе 13,5 млрд потратит на это Татарстан). Запланировано с 2021 по 2023 годы выделять на программу по 90 млрд руб. К программе подключились уже более 3000 медорганизаций.
Поясню, что относится к первичному звену здравоохранения. В первую очередь, это наши поликлиники, куда пациент приходит при первых симптомах болезни. Еще одна важная часть системы первичного звена — ФАПы в сельской местности. В Татарстане совсем немного труднодоступных населенных пунктов, в которых ФАП является единственным местом на сотни километров вокруг, где можно получить медицинскую помощь. Но в России таких мест гораздо больше. Поэтому очень важно включить и эти учреждения в программу модернизации.
Фото: realnoevremya.ru
В программу входит и капитальный ремонт поликлиник и ФАПов, и закупка оборудования для них, и закупка автотранспорта для перевозки пациентов. Вот лишь немногие цифры, озвученные министром здравоохранения Михаилом Мурашко на обсуждении этой крупной федеральной программы:
Очень важно, чтобы именно на первичном этапе каждый пациент получил помощь. Ведь чем раньше начать лечить болезнь, тем больше шансов на скорое выздоровление.
Я считаю, что в поликлиниках должны быть и врачи общей практики (терапевты, педиатры), и узкие специалисты (кардиологи, эндокринологи и др), и техника для выявления патологий. Считаю, что только вкупе это даст результат в виде повышения доступности медпомощи, а значит, сохранения здоровья и жизней миллионов людей.
Изменения в программе государственных гарантий
В 2021 году нас ждут изменения в программе госгарантий. Подушевые нормативы финансирования будут увеличены: на 2021 год — на 3,7%, на 2022 и 2023 годы — на 4%.
В программе ОМС всю медпомощь разделят на две группы: специализированная, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, которая оказывается федеральными медцентрами, и вся остальная (но это не значит, что в ее составе не будет ВМП и специализированной помощи).
Фото: Максим Платонов
Очень важным акцентом здесь станет дальнейшее развитие и повышение доступности паллиативной медицинской помощи. Увеличится ее объем в амбулаторных условиях, в том числе и при патронаже на дому. В паллиативных отделениях стационаров вырастут суммы, выделяемые на койко-день.
Пополняется перечень видов высокотехнологичной медпомощи, которая включается в базовую программу ОМС: по оториноларингологическому профилю включаются два метода хирургического лечения доброкачественных новообразований. Ожидаются изменения в лечении детей, больных тяжелыми формами сахарного диабета.
Новые правила выдачи медицинских справок, заключений и оформления инвалидности
С нового года действуют новые правила выдачи медсправок и заключений. Действовать они будут до 2027 года. Нововведения распространяются на случаи, когда нет специальных правил выдачи этих документов.
Теперь допускается составлять такие справки и заключения в произвольной форме, а оформлять их можно и на бумаге, и в форме электронного документа (сопровождая электронной подписью врача).
Фото: Максим Платонов
Но, пожалуй, один из самых обсуждаемых вопросов — новые правила оформления инвалидности. Хождение по инстанциям для многих оборачивалось хождением по мукам. Но, пожалуй, оформление инвалидности — один из немногих вопросов, в которых пандемия коронавируса помогла россиянам.
Напомню, в 2020 году было решено продлевать инвалидность пациентам без личного присутствия, автоматически. И даже первичное присвоение инвалидности «коронавирусной» весной и летом тоже могло происходить дистанционно — на основе документов, направленных в бюро МСЭ поликлиникой. То есть оказалось, что полноценный документооборот между инстанциями все-таки возможен. В итоге в правилах решили закрепить некоторые «коронавирусные» нововведения. Так, раньше, если в направлении был указан неполный объем медицинских обследований, пациентам приходилось повторно обращаться в поликлинику за дополнительными сведениями. А теперь этого делать не придется.
Специалисты бюро медико-социальной экспертизы будут самостоятельно возвращать направление в поликлинику, указывать, чего не хватает — пациенту не придется кругами бегать между учреждениями.
Акушерско-гинекологическая помощь
В новом году вступили в силу новые правила оказания акушерско-гинекологической медпомощи. Основной смысл — некоторое уменьшение количества обязательных осмотров женщины при здоровой беременности.
Как видим, изменения достаточно серьезные. В целом они направлены на преобразование сферы здравоохранения и повышение доступности медпомощи. Надо понимать, что итоговый результат зависит не столько от корректно оформленных документов, сколько от достаточности и квалификации кадров, обновляемости медицинского оборудования, доступности медпомощи и эффективного диалога между медицинским работником и пациентом. Ведь только осознанное отношение пациента к лечению становится залогом выздоровления.
Что изменится в медицинском законодательстве в 2021 году
Новый календарный год – время, когда вступают в силу изменения законодательных норм. Собрали семь важных документов, которые начнут действовать c этого года.
Санитарные правила СП 2.1.3678 – 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44)
Это – новый документ, который пришел на смену СанПиН 2010 года 2.1.3.2630 – 10.
Что изменилось: сократились нормативные площади медицинских помещений (кабинетов и палат). Врачебный кабинет теперь может не иметь окон. Для медицинских организаций, особенно частных, это очень важно, так как площади могут использоваться более рационально без ущерба для качества медицинской помощи.
Вступил в силу: 1 января 2021 года.
Действует: до 1 января 2027 года.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 сентября 2020 г. № 972н
«Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений»
Что изменилось: приказ утверждает новый порядок выдачи справок и заключений медорганизациями, когда для этого отсутствуют специальные правила. Под действие приказа попадают такие документы, как Медицинская справка бумажная, Заключение бумажное, Медицинская справка цифровая, Медицинское заключение электронное. В приказе описано, какая информация включается в документ в обязательном порядке.
Вступил в силу: 1 января 2021 года.
Действует: до 1 января 2027 года.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 октября 2020 г. № 1130н
«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»
Что изменилось: в приказе подробно описан порядок оказания медицинской помощи по беременности и родам. Указаны сроки и количество необходимых исследований, описана помощь при осложненных родах и помощь при прерывании беременности.
В МИС qMS пересмотрены и дополнены протоколы осмотров, исследований и печатные формы к ним. Они соответствуют новому приказу.
Вступил в силу: 1 января 2021 года.
Действует: до 1 января 2027 года.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. № 947н
«Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов»
Что изменилось: теперь каждая медицинская организация, соблюдая требования приказа, может перейти на электронный документооборот и отказаться от бумажных карт. Эта новость обрадует пользователей МИС, которым приходилось обязательно дублировать медицинские документы в печатном виде.
Кроме того, бумажные медкарты хранятся 25 лет, что приводит к очень большому объему архивов. Теперь если МО переходит на цифру, печатная карта оформляется только по заявлению пациента, его законного представителя или госорганов.
Электронные медицинские документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Современные системы, в том числе МИС qMS, позволяют это делать.
Приказом предусмотрена визуализация электронного медицинского документа. Его образ должен содержать:
Важно – приказ не обязывает все медицинские организации переходить на электронный документооборот.
Вступил в силу: 1 февраля 2021 года.
Действует: 6 лет.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (152-ФЗ)
Что изменилось: введено понятие «персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» (п.1.1, ст.3). Определен порядок обработки персональных данных, которые субъект данных разрешил распространять (ст.10.1.). Теперь каждый человек сам принимает решение, какая информация о нем может использоваться публично, а какая нет. Такое согласие оформляется отдельно от согласия на обработку персональных данных.
В соответствии с п.1 ст.10.1. 152-ФЗ: «…оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения».
В терминах закона медицинская организация является оператором персональных данных своего пациента (п.2 ст.3 152-ФЗ).
Вступил в силу: 1 марта 2021 года
Важно – с 1 июля 2021 года согласие на распространение персональных данных может быть оформлено с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзора). До этой даты – предоставляется лично оператору персональных данных.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. №29н
«Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»
Что изменилось: в приложении к Порядку обновлен перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры. Изменились не столько необходимые обследования и осмотры, сколько их кодировка. Поэтому работодателям и медицинским организациям, использующим МИС, потребуется переработать справочники, на основании которых формируются направления на обследования.
Вступает в силу: 1 апреля 2021 года.
Действует: до 1 апреля 2027 года.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2020 г. № 687н
Об утверждении критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Что изменилось: устанавливаются постоянные критерии определения степени утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Они заменят временные критерии 2001 года. Степень нарушения функций организма будут устанавливать в процентах с использованием количественной системы оценки, установленной для МСЭ. Таким образом, при определении степени утраты трудоспособности и групп инвалидности будет применяться единый подход.
Вступает в силу: 1 июля 2021 года.
Власти решили снова оптимизировать российскую медицину
Новый проект государственных гарантий оказания медпомощи вызвал критику экспертов
Пандемия привела к существенному росту расходов здравоохранения на лечение пациентов с коронавирусной инфекцией, что сегодня вылилось в необходимость экономить. Так, опубликован новый проект Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи на 2022 год, принятие которого существенно сократит доступ многих хронических больных к инновационной терапии. В том числе тяжело больных детей.
Реакции пациентского и экспертного сообществ эмоциональные: «Катастрофа», «Конец», «Смертельный приговор моему ребенку, лучше бы сразу пристрелили», «Худшее, что происходило с отечественным здравоохранением за последние 10 лет» и пр. На «круглом столе», за которым собрались эксперты, были предложены выходы из сложившейся ситуации.
Основные изменения касаются лекарственного обеспечения пациентов, которым требуется жизнеспасающая терапия генно-инженерными биологическими препаратами, а также современными иммуносупрессорами. Это широкий круг тяжело больных людей с ревматологическими диагнозами, воспалительными заболеваниями кишечника, тяжелыми кожными заболеваниями, бронхиальной астмой и пр.
Биопрепараты, которые появились в мире в конце прошлого века, совершили революционный переворот в лечении многих пациентов, которых еще недавно считали приговоренными к летальному исходу или к инвалидности. Сегодня они получили возможность жить полноценной жизнью. Среди них, например, около 3,5 миллиона людей с иммуновоспалительными заболеваниями, которые в большинстве случаев дебютируют в детском или молодом возрасте. Так, при отсутствии лечения 70% пациентов с ревматоидным артритом становятся инвалидами, а продолжительность их жизни сокращается на 10 лет.
Но есть второй путь: получить лечение в рамках стационара. Именно этот вариант будет фактически перекрыт изменениями в Программе госгарантий. Например, по профилю «Ревматология» произойдет существенное сокращение количества схем терапии, которые больницы смогут применять: так, сегодня врачи могут выбирать из 22 препаратов, а с нового года — всего из 3, с профицитными тарифами. Остальные просто не смогут закупать. «Это приведет к существенному снижению общего количества пациентов на биотерапии и снижению финансирования лечения по системе ОМС в целом. Кроме того, ряд препаратов станет вообще недоступным для детей: их нет в новом проекте, они оставлены лишь взрослым», — считает Пчельникова.
Председатель еще одной пациентской организации детей с ревматоидными заболеваниями Жанна Гарибян рассказывает, что за последние 15 лет случился революционный рывок в детской ревматологии: «Раньше ювенильный артрит был приговором, каждый второй пациент за 10 лет становился инвалидом. Появление биопрепаратов изменило ситуацию: наши дети ходят в школу, сами себя обслуживают, занимаются творчеством. Около 6 тысяч тяжело больных детей получают генно-инженерные препараты в стране. В некоторых регионах их дают независимо от статуса «инвалид», но во многих госпитализации становятся единственным спасением. По новому документу будут введены усредненные тарифы на эти препараты, которые не покроют затраты на их приобретение — и врачи не будут назначать убыточные лекарства. Придется назначать не то, что помогает, а то, что не убыточно».
Представляющая интересы пациентов с болезнью Бехтерева Наталья Шаталова рассказала о том, что все пациенты с аутоиммунными заболеваниями пострадали от пандемии вдвое больше: моноклональные антитела, которые используются в их терапии, оказались эффективными и при COVID-19, что сразу же привело к снижению их доступности. «Болезнь Бехтерева, красная волчанка, ревматоидный артрит — жизнеугрожающие заболевания. Пациентов с болезнью Бехтерева в стране около миллиона, пик заболеваемости приходится на 25 лет, не нужно доводить их до инвалидности. Перебои с лекарственным обеспечением приведут к потере эффекта от лечения и инвалидизации молодого поколения. У наших пациентов слезы на глазах, они не знают, что делать».
Директор Института социальной экономики Руслан Древаль рассказывает, что реальная обеспеченность биопрепаратами в стране даже сегодня в несколько раз ниже потребности (нуждается в ней не менее 15% пациентов): «Это означает, что у каждого четвертого не достигается контроль над заболеванием и наступают инвалидизирующие осложнения. Биотерапия для пациента с ревматоидным артритом или болезнью Бехтерева стоит 440–470 тысяч рублей в год, тогда как нетрудоспособный пациент обходится уже в 1,5 миллиона. Экономить на этих людях нельзя. Увеличение доступности таких препаратов на 400% приведет к увеличению затрат бюджета здравоохранения всего на 9%, но эти люди, молодые, будут создавать семьи и увеличивать ВВП».
Академик РАН, руководитель НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН Лейла Намазова-Баранова подчеркивает, что дети — самая уязвимая часть населения: «Многие лекарства, в том числе иммунобиологические, имеют взрослые, но не имеют детских показаний, и не все можно получить амбулаторно. Остаются только стационарные условия, и очень важно, как сейчас будет выстроена политика в отношении оказания бесплатной медпомощи в них. За последние годы мы достигли рывка — обеспечивали пациентов дорогими, но жизненно необходимыми препаратами, что позволило достичь результатов. Но эти результаты конечны, и если прекратить терапию — пациенты неминуемо уйдут в инвалидность. Конечно, в условиях пандемии, когда на медицину обрушились колоссальные нагрузки, надо перестраивать модель финансирования, но нельзя ущемлять права пациентов, особенно детей. Новый проект программы несет огромные риски, он лишит помощи огромное количество детей, которых определили в самую дешевую категорию пациентов. Необходимо отложить принятие этого решения, провести пилотный проект по новым схемам финансирования, а детей вывести из самого дешевого варианта тарифов, чтобы они получали полноценную медпомощь».
Как рассказал сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев, пациентские организации уже направили письма в различные органы власти с призывом не принимать данный проект и с надеждой ждут ответа. Если его не будет, у них останется лишь один путь: выбивать жизненную терапию через суды, что не принесет им здоровья. «Неизвестно, сколько пациентов погибнет в пандемию из-за ограничения доступа к терапии. Хронические заболевания нельзя сегодня полечить, а потом сделать перерыв на годик-другой, — это значит перечеркнуть все предыдущие траты и усилия врачей», — говорит Жулев.
Какой будет медицинская помощь в 2021 году
С 1 июня с.г. должна была начаться программа по модернизации первичного звена здравоохранения. Однако в связи с пандемией коронавируса запланированную работу решено перенести на следующий год, сообщила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.
На практике это означает, что федеральные медцентры перестанут зависеть от десятков страховых компаний. То есть от денег, которые приносят застрахованные в них пациенты, но и от штрафов, которые те могли предъявлять в случае ошибок и недочетов. И теперь у федералов будет один добрый заказчик и один строгий контролер в лице ФФОМС.
Кроме того, закон меняет и механизм оплаты медпомощи, оказываемой федеральными центрами в рамках базовой программы ОМС. До 2020 года ФФОМС напрямую финансировал оказание ими помощи за пределами базовой программы ОМС. С 2021 года в бюджете фонда будут отдельно прописаны средства на специализированную, в том числе высокотехнологичную, медпомощь и по базовой программе.
До сих пор федеральные медорганизации, включая университетские клиники, финансировались регионами по остаточному принципу, пояснил председатель Комитета по охране здоровья Госдумы Дмитрий Морозов. В результате зарплаты их сотрудников оказались в разы меньше, чем в городских и областных больницах. В итоге из таких клиник, где разрабатываются новые методы лечения и куются высококвалифицированные кадры, лучшие специалисты стали уходить. Теперь ситуация изменится, региональные власти смогут не отвлекать на федеральные клиники средства, которых и так не хватает. А пациенты, которым нужна специализированная помощь, получат ее быстрее и на самом высоком уровне. Нормативы объемов и порядок установления тарифов на ее оплату будет устанавливать правительство РФ. Кроме того, федеральные медцентры будут напрямую заключать договоры с ФФОМС. Все это делается, несомненно, для спрямления финансового потока, предотвращения утечек из него и повышения эффективности расходования средств. Удастся ли достичь цели, покажет практика.
Из других новаций важно, что ФФОМС будет вести единый реестр организаций, работающих в системе ОМС. В большинстве своем это муниципальные и региональные лечебные учреждения. По новому закону направить в фонд заявку на распределение объемов предоставления специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной могут и федеральные медцентры. Тогда фонд включит в единый реестр и их.
Кроме того, будет, наконец, создана государственная информационная система ОМС, оператором которой станет тот же ФФОМС. В нем будет содержаться вся информация о застрахованных лицах и медпомощи, которую им окажут. Это должно положить конец неразберихе и припискам в отчетности.
Закон сокращает и норматив средств, предоставляемых терфондом ОМС страховым компаниям на расходы на ведение дел по ОМС. Сегодня это 1-2 процента от суммы средств, поступивших в них по дифференцированным подушевым нормативам. Теперь его урежут до 0,8-1,1 процента. Страховщики предупреждают о разорении мелких страховых организаций, крупные же компании помалкивают: у них число клиентов в результате может вырасти.
В следующем году произойдут изменения и в программе государственных гарантий оказания медицинской помощи.
— увеличится объем паллиативной амбулаторной медпомощи, в том числе и в рамках патронажа на дому;
— вырастет финансирование койко-дня в паллиативном отделении стационаров;
— вырастет финансирование других видов медпомощи в условиях амбулатории, дневного и круглосуточного стационаров;
Напомню, в 2020 году средний подушевой норматив финансирования в рамках базовой программы (то есть средства, выделяемые на одного застрахованного по ОМС на год), составлял 12696,9 рубля, на 2021 год он будет уже 13531,4 рубля.
Идет также кропотливая, незаметная для пациентов, но важная и для нас всех работа по совершенствованию многих нормативных документов здравоохранения: порядков, стандартов, клинических рекомендаций. Например, порядок медицинской реабилитации взрослых пациентов. Проект предусматривает, в числе прочей, помощь психологическую. Стоит ли говорить, что после пандемии она может понадобиться многим. Новый порядок должен вступить в силу уже с 1 января 2021 года.
Атака коронавируса и вынужденная мобилизация системы здравоохранения оказались тем самым потрясением, которое показало истинное место и масштаб этой социально значимой сферы. И высветило проблемы. Во-первых, нехватка финансирования.
Во-вторых, необходимость системных реформ в управлении здравоохранением.
В-третьих, пандемия показала острую необходимость скорейшей цифровизации отрасли, которая идет уже более 10 лет, на которую затрачены миллиарды рублей, а результаты весьма скромные.
В-пятых, пандемия впервые так остро на государственном уровне поставила вопрос о ценности каждой человеческой жизни. И, возможно, впервые в истории страны сделала приоритетом именно ее, а не экономическую целесообразность.