что нового в пенсионной системе
Что нового в пенсионной системе
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Все права защищены
17 декабря 2021
16 декабря 2021
15 декабря 2021
14 декабря 2021
13 декабря 2021
12 декабря 2021
10 декабря 2021
8 декабря 2021
7 декабря 2021
6 декабря 2021
1 декабря 2021
30 ноября 2021
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021
Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.
Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.
Суть пенсионной реформы
Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:
Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.
Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.
Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.
Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.
Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.
Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.
Механизм стал быстро давать сбои:
Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.
В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.
Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2021 году?
Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.
Пенсионная реформа – главное разочарование для миллионов людей. Не пора ли реабилитироваться перед народом и начать возвращать пенсионные деньги?
Повышение пенсионного возраста, которое для миллионов российских граждан стало настоящим ударом, вызвало тотальное недоверие к власти и осталось в душах многих людей непроходимой болью и обидой, в итоге не спасло нашу пенсионную реформу от ее дальнейшей деградации. Российская система пенсионных накоплений, по оценке экспертов ОЭСР, оказалась в прошлом году одной из худших во всем мире (Подробнее ➤).
Но, наверно, самым печальным фактом для многих людей в нашей стране является опасение, что до заслуженного отдыха они не доживут, а значит пенсионные взносы, отчисляемые за них работодателями в ПФР в течение их трудовой деятельности, просто исчезнут в недрах государственной системы.
Все меньше людей рассчитывают получить пенсию в старости
Несмотря на то что пенсионные отчисления в нашей стране гораздо выше, чем в других странах мира, нельзя сказать, что наши пенсионеры получают достойные пенсии. Кроме того, многие люди, особенно мужчины, до пенсионного возраста в нашей стране не доживают уже сейчас.
А что будет после того, когда закончится переходный период, и на пенсию мы будем выходить уже по-новому? Вероятность дожить до заветных пенсионных выплат, например, сильной половины нашего общества будет с большой долей вероятности равна нулю, так как продолжительность жизни наших мужчин уже сейчас в среднем составляет 65,4 года.
Наверно, именно по этой причине все больше людей в любом возрасте сейчас соглашаются на черные и серые зарплатные схемы, так как на пенсию уже мало кто из них рассчитывает. Многие из них считают нецелесообразным принимать свое участие в системе официального пенсионного страхования.
Кроме того, очень большое количество людей, разочаровавшись в социальной политике нашего государства, допускают мысль, что пенсии в ближайшем будущем и вовсе отменят. Тем более заявления различных чиновников и экспертов от власти прямым образом указывают о вероятности такого исхода пенсионного реформирования. Нам постоянно внушают, что копить на пенсию мы должны сами, рассказывают о «выгодных» вложениях своих средств в акции и облигации, советуют покупать «пенсионные однушки» и т.д. и т.п., то есть всячески изгаляются над нищим народом, которому и на жизнь то денег не хватает, какие уж там накопления!
На мой взгляд, реформа пенсионной системы сильно надломила психологию россиян, особенно людей в возрасте от 40 до 55 лет, у которых осталось устойчивое ощущение, что государство их обмануло, предало и бросило в старости на произвол судьбы. Ведь возможности накопить на свою пенсию самим у людей этой возрастной категории практически нет.
Почему бы государству не начать возвращать пенсионные отчисления в случае смерти человека его родственникам?
Я считаю, что наше правительство, пойдя на пенсионную реформу, поступило по отношению к своим гражданам, мягко сказать, неправильно. Главным законом страны у нас определено, что Российская Федерация – это социальное государство, а пенсия – это один из важных элементов социальной поддержки людей.
Не спорю, что повышение пенсионного возраста сейчас является общемировой тенденцией. Но в других странах взамен этого государство гарантирует своим гражданам повышение качества и уровня жизни. То есть делается все возможное, чтобы люди жили дольше и лучше.
А у нас вышло все наоборот, после повышения пенсионного возраста средняя продолжительность жизни резко сократилась. Конечно, определенную лепту в это внес ковид, но, на мой взгляд, и сама пенсионная реформа, а также оптимизация медицины и прочие непопулярные решения властей очень сильно отразились на показателе средней продолжительности жизни.
Таким образом уже изначально решение о повышении пенсионного возраста не было правильным ни с точки зрения морали и этики, ни с точки зрения экономики. Кроме того, оно внесло негатив в политические процессы в стране.
На мой взгляд, государство могло бы реабилитировать себя в лице будущих пенсионеров следующим образом. Безусловно, нужно совершенствовать пенсионную систему в стране, но не за счёт граждан страны, как это делалось раньше, а за счет ресурсов государства.
Кроме того, так как российские пенсионеры в целом живут очень бедно и продолжительность их жизни не высока, то государство должно возвращать деньги, которые отчислялись в ПФР, в случае смерти человека его родственникам.
Во многих странах мира применяется такая практика. И это вполне справедливо, что деньги возвращаются пусть не самому человеку, а его семье, если он не смог дожить до пенсии или дожил, но получил не все свои перечисленные деньги назад.
В нашей же стране сейчас происходит все с точностью наоборот. У нас все пенсионные отчисления, которые платятся в ПФР после смерти человека, остаются государству. Получается, что наше государство их просто присваивает, экспроприирует, отбирает. И это, на мой взгляд, абсолютно неправомочная и несправедливая практика.
Удивительно, что при этом нам все время твердят об убыточности Пенсионного фонда. По сути ПФР у нас выступает как банк, который собирает деньги с миллионов граждан и прокручивает их в экономике. По сути, такие манипуляции с деньгами должны давать некий прирост. Но, как выяснилось экспертами ОЭСР,
наш Пенсионный фонд своих задач не выполняет и является одним из самых убыточных в мире. Зато многочисленные чиновники ПФР живут на широкую ногу и строят себе дворцы. И кроме того периодически вплывают новости о нецелевом использовании или загадочном исчезновении денег пенсионеров.
Еще большой вопрос состоит в том, почему вообще пенсионная система нашей страны должна быть на «самоокупаемости» за счет баланса между работающими и пенсионерами, как нас постоянно убеждают чиновники. Наша страна является самой богатой ресурсами страной на планете. Но до простых людей эти ресурсы вообще никак не доходят. Почему хотя бы пенсионную систему страны нельзя финансировать за счет этих денег? Тем более власти уже не знают, куда эти деньги девать.
Пора бы нашему государству наконец-то задуматься о своих гражданах, тем более о пенсионерах, которые являются более уязвимой частью нашего общества, и для начала хотя бы ввести норму, что деньги, которые умерший при жизни аккумулировал в Пенсионном фонде, после его смерти возвращались его семье.
Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.
Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.
Юрий Пронько подвёл позорные итоги пенсионной реформы
Очевидно, что государство пытается переложить на наши с вами плечи ответственность за будущие пенсии. При этом сохраняются огромные платежи в Пенсионный фонд, которые гарантируют в лучшем случае на старости лет физиологическое выживание. Как говорит депутат Михаил Делягин, «чтобы не сдохнуть».
В следующем году – новое повышение возраста выхода на пенсию. При этом пресловутая индексация на «тысячу Силуанова», которую обещали старикам, не всем достанется.
На мой взгляд, пора подвести промежуточные итоги так называемой пенсионной реформы. Они неутешительные. Реальный размер средней ежемесячной пенсии в России в прошлом году снизился на 2,4%, если сравнивать показатели год к году. Реальные пенсии снижались практически и весь текущий год. Маловероятно, что в новом, 2022-м ситуация изменится к лучшему.
«Самая главная проблема пенсионной реформы заключается в том, что ничего на самом деле не было просчитано. То есть человеческий капитал, модное на сегодня в мире выражение, имея в виду наших пожилых людей, которые всю жизнь трудились на благо страны, зарабатывали деньги, их фактически посчитали просто как затраты – костыль. Сегодня основная идеология – это срезать костыль, снижать затраты, а по поводу заработка никто не думает, – объяснил в беседе с Царьградом глава Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – На самом деле отсюда вытекает и, по сути, пустота этой реформы, и кроме удара по социальным слоям, кроме действительно политической дестабилизации, мы не видим никакого позитива. Ничего она особенно и не сэкономила. Поэтому, на самом деле, нам нужно в ближайшее время настаивать на том, чтобы и детство, и пожилые возраста, и пенсионные в том числе, и экономически активные возраста были правильно просчитаны с точки зрения экономики государства. Ведь на самом деле у нас человек – это главная производительная сила».
Инфляция и девальвация в буквальном смысле «съедает» пенсионные взносы граждан. Ни о каком долгосрочном планировании речь не идёт. И в этой позорной ситуации прямая вина чиновников ЦБ и Минфина, которые не смогли сохранить макроэкономическую стабильность. Превратив её в словесный фетиш. Между тем основа пенсионной системы – это так называемые длинные деньги, которые позволяют на горизонте в 10-15-20 лет вырабатывать стратегию социального обеспечения как ныне работающих, так и тех, кто ушёл на заработанный отдых.
«Допустим, возраст пенсионный увеличился, а что касается пенсий, какие будут пенсии у тех людей, кто выходит уже на заслуженный, скажем, отдых. А пенсии будут мизерные. Я гарантирую, что они будут при таком отношении к экономике, которое у нас в стране, только сокращаться, – настаивает доктор экономических наук Елена Ведута. – И получается, что никаких радостных перспектив у людей, которые всю свою жизнь отдали, трудились во благо своей Отчизны, ничего им не светит. Поэтому, на мой взгляд, даже более актуально с точки зрения той же самой пенсионной реформы говорить о том, что государство собирается сделать в экономике, чтобы всё-таки реально улучшить жизнь людей и, соответственно, проводить пенсионную реформу не в интересах сокращения бюджетных выплат гражданам, а в интересах повышения уровня благосостояния наших пенсионеров. Вот это и есть вопрос к пенсионной реформе».
Очевидно, что в России мы имеем концептуальный и структурный кризис, когда невозможно формировать пенсионные накопления. Они либо «сгорят», либо аферисты их разворуют, как это уже было неоднократно с негосударственными пенсионными фондами. Эксперты всё чаще происходящее в этой сфере называют «административным идиотизмом».
«Те проблемы, которые пытались решить с помощью пенсионной реформы, не будут решены на этом пути. И поэтому смысла продолжать пенсионную реформу просто нет. Встаёт вопрос, а почему же тогда от неё не отказываются, когда уже для всех очевидно, что это решение было ошибочным. А просто потому, что есть такое понятие, как административный идиотизм, – уверен социолог Александр Прудник. – Если структура чиновничья, административная приняла какое-то решение, под неё созданы определённые структуры, намечены мероприятия, расставлены люди, после этого эту машину повернуть, развернуть практически невозможно. Слишком много интересантов с тем, чтобы эту реформу продолжать, хотя она уже сейчас выгодна только тем, кто её проводит, и совершенно невыгодна ни обществу, ни государству».
В следующем, 2022 году в России в очередной раз будет повышен возраст выхода на пенсию. Это очередной этап так называемой пенсионной реформы. На заслуженный отдых смогут выйти мужчины, которые родились во втором полугодии 1960 года и женщины, родившиеся во втором полугодии 1965 года.
С 2022-го им необходимо иметь не менее 13 лет страхового стажа. В этом году требовалось только 12. Накопить 23,4 пенсионных балла. Сейчас требуется только 21 балл. С 2028 года повышение пенсионного возраста должно завершиться. Однако не факт, что к этому времени нам не предложат очередную провальную реформу.
Программа «Сухой остаток» выходит на «Первом русском» каждый будний день в 19:00. Не пропустите!
Что нужно знать о пенсионной системе
В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.
Индексация страховых пенсий с 2021 года
С 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. Страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.
Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2021 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,063 (6,3%).
Пример Страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 10160 рублей. После индексации с 1 января 2021 года пенсия увеличится на 640 рублей и составит 10800 рублей.
Другой пример Страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 16501,83 рубля. После индексации с 1 января 2021 года пенсия увеличится на 1039,62 рубля и составит 17541,45 рубля.
Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста
Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.
С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.
Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.
Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.
Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.
Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.
Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.
Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.
Подтверждение предпенсионного статуса
Пенсионный фонд России запустил сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используют органы власти, ведомства и работодатели для предоставления соответствующих льгот гражданам. Например, центры занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.
Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями. Справка, подтверждающая статус человека в качестве предпенсионера также предоставляется через личный кабинет на Едином портале и в территориальных органах ПФР.
Переходный период по повышению пенсионного возраста
Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Пенсия по новым основаниям в 2021 году будет назначаться: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.
В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году для выхода на пенсию требуется не менее 12 лет стажа и 21 пенсионный коэффициент.
Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.
По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет.
У кого не меняется возраст выхода на пенсию
Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии. К ним, в частности, относятся:
Лица, кому пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, за которые работодатели уплачивают дополнительные страховые взносы на пенсию по специальным тарифам. А именно лица, занятые:
● на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – мужчины и женщины;
● в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах – мужчины и женщины;
● в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью – женщины;
● в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах – мужчины и женщины;
● в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле – мужчины и женщины;
● на подземных и открытых горных работах, включая личный состав горноспасательных частей, по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников – мужчины и женщины;
● в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации – мужчины и женщины;
● на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы – мужчины и женщины;
● в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин – женщины;
● в качестве рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования – мужчины и женщины;
● в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах – мужчины и женщины;
● в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях – мужчины и женщины.
Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья:
● женщина, родившая пять и более детей и воспитавшая их до 8 лет;
● женщина, родившая двух и более детей, при наличии необходимого страхового стажа и стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных районах;
● один из родителей инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, – мужчины и женщины;
● опекун инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, – мужчины и женщины;
● инвалид вследствие военной травмы – мужчины и женщины;
● инвалид по зрению, имеющий первую группу инвалидности, – мужчины и женщины;
● гражданин с гипофизарным нанизмом (лилипут) и диспропорциональный карлик – мужчины и женщины;
● рыбак, оленевод или охотник-промысловик, постоянно проживающий на Крайнем Севере или в приравненных районах – мужчины и женщины.
Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с радиационными или техногенными катастрофами, включая катастрофу на Чернобыльской АЭС, катастрофу на химическом предприятии «Маяк», аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча, а также в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне – мужчины и женщины.
Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в летно-испытательном составе, а также в связи с летными испытаниями и исследованиями опытной и серийной техники: авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной – мужчины и женщины.
Какие изменения предусмотрены для пенсионеров
Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами. Повышение пенсионного возраста позволил уже с 2019 года обеспечить более высокий рост пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, превышающей уровень инфляции (в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года).
Повышение пенсий сельских пенсионеров
С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы.
Прибавка к пенсии сельских пенсионеров с 1 января 2019 года составляет 1333 рубля 55 копеек в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, – 666 рублей 78 копеек в месяц, с 1 января 2020 года – 1421 рубль 56 копеек в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, – 710 рублей 78 копеек в месяц, с 1 января 2021 года – 1511 рублей 12 копеек в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, – 755 рублей 56 копеек в месяц..
При этом пенсионер вправе в любое время представить дополнительно документы, необходимые для перерасчета.
При подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве. Например, в качестве агрономов, трактористов, ветеринаров, пчеловодов и др. – всего более 500 профессий.
Работа, которая выполнялась до 1992 года в российских колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.
Возраст выхода на пенсию жителей Крайнего Севера
Жители Крайнего Севера и приравненных местностей имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.
Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.
Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет – с 2019 по 2028 год. На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 года рождения и мужчин 1964 года рождения. При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019–2020 годах, также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.
К примеру, мужчина 1965 года рождения (июль), имеющий 30 лет стажа работы на севере и 35 лет страхового стаж, выйдет на пенсию в январе 2022 года в возрасте 56,5 лет.
По итогам переходного периода в 2028 году в возрасте 55 лет выйдут на пенсию женщины-северяне 1973 года рождения и в возрасте 60 лет мужчины-северяне 1968 года рождения.
При этом переходный период по повышению пенсионного возраста также применяется в тех случаях, когда северный стаж выработан не полностью и происходит снижение возраста назначения пенсии за каждый отработанный год в северном регионе.
Пример Женщина 1970 года рождения (март), имеющая 11 лет стажа на севере и 18 лет страхового стажа, по старому законодательству должна была выйти на пенсию в июле 2021 года в возрасте 51 года и 4 месяцев. Учитывая, что в 2021 году пенсионный возраст будет повышен на три года, женщина сможет выйти на пенсию в июле 2024 года по достижении 54 лет и 4 месяцев.
Некоторым северянам тем не менее адаптироваться к новому пенсионному возрасту не придется, поскольку для них он повышен не будет. Изменения не коснутся малочисленных коренных народов Севера, которые в зависимости от пола выходят на пенсию в 50 или 55 лет, а также северянок, воспитавших двух и более детей, – при наличии необходимого северного и страхового стажа пенсия им положена начиная с 50 лет.
Назначение пенсии врачам, учителям и артистам
Для работников, которым пенсия назначается не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа), сохраняется право досрочного выхода на пенсию. К таким работникам относятся педагоги, врачи, артисты балета, цирковые гимнасты, оперные певцы и некоторые другие. Минимально необходимый спецстаж для назначения пенсии при этом не увеличивается и в зависимости от конкретной профессии, как и раньше, составляет от 25 до 30 лет.
Вместе с тем начиная с 2019 года выход на пенсию работников перечисленных профессий определяется с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста. В соответствии с ним назначение пенсии врачам, учителям и артистам постепенно переносится с момента выработки специального стажа. При этом они могут продолжать трудовую деятельность после приобретения необходимой выслуги лет либо прекратить работу.
Пример Для выхода на пенсию сельским медицинским работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях здравоохранения независимо от возраста и пола. Если сельский врач выработает необходимый стаж в сентябре 2021 года, пенсия ему будет назначена в соответствии с общеустановленным переходным периодом по повышению пенсионного возраста – через 3 года, в сентябре 2024-го.
Возраст выхода на пенсию госслужащих
Согласно изменениям, внесенным в приложение 5 к Закону № 400-ФЗ, с 01.01.2021 лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, указаным в части 1.1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, в отношении которых требования к возрасту при назначении страховой пенсии по старости уже были увеличены с 01.01.2017, темп повышения пенсионного возраста увеличивается с полугода до года, таким образом, темп повышения пенсионного возраста для данной категории лиц синхронизируется с темпами повышения общеустановленного возраста. Право на страховую пенсию может быть реализовано госслужащими при достижении возраста 65 лет для мужчин, 63 лет для женщин (с учетом переходных положений, в том числе приложения 5 Закона № 400-ФЗ). Год достижения возраста, в котором может быть назначена страховая пенсия, определяется исходя из возраста, в котором государственный служащий приобретает право на страховую пенсию по старости по законодательству, действовавшему на 31.12.2016 с учетом требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента определяемой на день достижения лицом возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2016.
Назначение социальной пенсии
Изменения в пенсионной системе, вступающие в силу с 2019 года, не затрагивают социальную пенсию по инвалидности и по потере кормильца, которые назначаются безотносительно к общеустановленному пенсионному возрасту. Как и в случае со страховой пенсией, в отношении пенсий по государственному обеспечению полностью сохраняется право людей, потерявших трудоспособность из-за инвалидности, обратиться за назначением пенсии независимо от возраста.
Возраст, по достижении которого возникает право на социальную пенсию по старости, повышается на 5 лет в соответствии с поэтапным переходным периодом. К 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам – по достижении 65 лет.
Новые основания для досрочного выхода на пенсию
Досрочное назначение пенсии за длительный стаж
Предусматривается новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Досрочное назначение пенсии многодетным женщинам с тремя и четырьмя детьми
Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми получают право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.
При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.
Досрочное назначение пенсии безработным гражданам
Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.
Выплата пенсионных накоплений
Вступившие в силу изменения в пенсионном законодательстве не меняют правил назначения и выплаты пенсионных накоплений. Пенсионный возраст, дающий право на их получение, остается в прежних границах – на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это распространяется на все виды выплаты пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, срочную и единовременную выплаты. Как и раньше, пенсионные накопления назначаются при наличии минимально необходимых пенсионных коэффициентов и стажа: в 2021 году это 21 коэффициента и 12 лет соответственно.
Пенсионный словарь
Данный словарь подготовлен для всех интересующихся своей настоящей или будущей пенсией. Он содержит основные термины, применяемые в пенсионном законодательстве Российской Федерации. Тут Вы можете найти разъяснения понятий, используемых в области пенсионного обеспечения.
Материалы разделены на основные тематические разделы. Термины и понятия приведены в алфавитном порядке.