что нового в пчеловодстве россии
Собрались на мед
Проект правил разработан взамен старых от 2016 года. Новые правила должны вступить в силу с 1 марта 2021 года и действовать до 1 марта 2027 года. Как пояснили в Минсельхозе, документ разработан для минимизации рисков распространения инфекционных заболеваний медоносных пчел, а также снижения доли недоброкачественных примесей в продукции пчеловодства.
Так, правила запрещают содержание пчел на территориях бывших и действующих полигонов бытовых отходов, скотомогильников, кладбищ, очистных сооружений и навозохранилищ. Пасеки должны размещаться не ближе 5 км от воскоперерабатывающих, кондитерских или химических предприятий, аэродромов, военных полигонов, радиолокационных, радио- и ТВ-станций и других источников микроволновых излучений. Также нельзя устанавливать пасеки на расстоянии ближе 3 км от болот, 300 м от помещений, в которых содержатся животные других видов (за исключением тех, которые принадлежат хозяину пасеки), 3 км от других пасек, 500 м от авто- и железных дорог, высоковольтных линий электропередач. Пасеки, предназначенные для получения меда на продажу, должны быть удалены не менее чем на 7 км от пасек, предназначенных для размножения или вывода пчел определенной породы, сохранения существующего генофонда пчел.
По словам Брандорф, центр пчеловодства направил в Минсельхоз свои замечания к проекту и рассчитывает, что они будут рассмотрены в ближайшее время. В Минсельхозе «РГ» заверили, что проект будет доработан с учетом позиций всех заинтересованных сторон.
Там уточнили, что в личных подсобных хозяйствах содержится 93,3% пчелосемей. Всего в прошлом году было произведено 63,5 тыс. тонн меда.
Что нового в пчеловодстве россии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ “О пчеловодстве в Российской Федерации”
Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы развития пчеловодства как сельскохозяйственной деятельности, а также деятельности, направленной на сохранение пчел.
2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение производства продукции пчеловодства и сохранение пчел.
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере пчеловодства
Правовое регулирование отношений в сфере пчеловодства осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере пчеловодства, а также с сохранением пчел.
2. Имущественные отношения, связанные с оборотом продукции пчеловодства, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с получением продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, воска диких пчел и других).
4. Отношения, указанные в части 3 настоящей статьи, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире».
Статья 5. Использование земель и земельных участков для пчеловодства
1. Для пчеловодства допускается использование земель сельскохозяйственного назначения и других земель, если осуществление пчеловодства допускается их режимом, а также использование земельных участков, предоставленных или приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Земельные участки в целях осуществления пчеловодства предоставляются в соответствии с земельным законодательством.
3. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков в целях осуществления пчеловодства, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
4. Лесные участки в целях осуществления пчеловодства используются в соответствии с лесным законодательством.
Статья 6. Создание и эксплуатация пчеловодческой инфраструктуры
1. Особенности создания зданий, строений, сооружений в целях осуществления пчеловодства устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Требования к размещению пасек устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
3. Запрещается расположение пчеловодческой инфраструктуры на земельных участках, которые были использованы для размещения кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Глава 2. Экономические основы осуществления пчеловодства
Статья 7. Основные задачи и направления развития пчеловодства
1. Основными задачами развития пчеловодства являются:
1) повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство продукции пчеловодства и (или) ее первичную и последующую (промышленную) переработку;
2) обеспечение качества и безопасности продукции пчеловодства;
3) повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
4) обеспечение сохранения пчел;
5) сохранение генофонда пчел.
2. Основными направлениями развития пчеловодства являются:
1) содействие продвижению продукции пчеловодства, произведенной на территории Российской Федерации, на внутреннем и внешнем рынках;
2) содействие развитию взаимовыгодной кооперации между сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими производство продукции растениеводства, и сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими производство продукции пчеловодства, в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур и увеличения объемов производства продукции пчеловодства;
3) осуществление учета пчел;
4) выявление и предотвращение случаев массовой гибели пчел;
5) развитие научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности в сфере пчеловодства;
6) развитие деятельности по контролю качества продукции пчеловодства, выявлению фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной продукции пчеловодства.
Статья 8. Союзы (ассоциации) пчеловодческих хозяйств
1. Пчеловодческие хозяйства вправе создавать союзы (ассоциации) в соответствии с гражданским законодательством.
2. Союзы (ассоциации) при участии в формировании и реализации государственной политики в сфере развития пчеловодства вправе:
1) принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, государственных программ, предусматривающих мероприятия в сфере развития пчеловодства;
2) принимать участие в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и международного опыта в сфере развития пчеловодства;
3) предоставлять органам государственной власти информацию, необходимую для формирования и реализации государственной политики в сфере развития пчеловодства.
Статья 9. Поддержка в сфере развития пчеловодства
В целях достижения задач развития пчеловодства, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, органы государственной власти, органы местного самоуправления реализуют меры правового, экономического и организационного характера по следующим направлениям:
1) информационное обеспечение деятельности производителей продукции пчеловодства;
2) содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных сельскохозяйственных кооперативов;
3) содействие развитию производства продукции пчеловодства путем создания благоприятных организационно-правовых, экологических и иных условий производства, в том числе предоставление научно-технических разработок и технологий.
Статья 10. Продукция пчеловодства, пчелы и объекты пчеловодческой инфраструктуры как объекты гражданских прав
1. Продукция пчеловодства, пчелы и объекты пчеловодческой инфраструктуры являются объектами гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом продукции пчеловодства, пчел и объектов пчеловодческой инфраструктуры, регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой это допускается настоящим Федеральным законом.
Статья 11. Право собственности на продукцию пчеловодства, пчел и объекты пчеловодческой инфраструктуры
1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие пчеловодство, являются собственниками продукции пчеловодства, полученной в результате своей деятельности.
2. Право собственности на продукцию пчеловодства возникает в соответствии с гражданским законодательством.
Глава 3. Об основах управления в сфере пчеловодства
Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере развития пчеловодства
1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере развития пчеловодства реализуются в рамках полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях развития пчеловодства осуществляют следующие полномочия:
1) разработка и реализация программ субъектов Российской Федерации по развитию пчеловодства;
2) установление порядка оформления и ведения ветеринарно-санитарного паспорта пасеки;
3) иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в сфере развития пчеловодства в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Глава 4. Порядок осуществления пчеловодства
Статья 13. Содержание пчел
1. Учет пчел осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ветеринарные правила содержания пчел утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Статья 14. Техническое регулирование в сфере пчеловодства
Требования безопасности к продукции пчеловодства (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные требования) и связанным с требованиями к ней процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) техническими регламентами Евразийского экономического союза.
Глава 5. Сохранение пчел
Статья 15. Предупреждение и ликвидация болезней пчел
1. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней пчел по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, осуществляется в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.
2. Запрещается применять для лечения пчел лекарственные препараты, не прошедшие государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Предотвращение отравления пчел пестицидами и агрохимикатами
1. Не позднее чем за три дня до проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов лица, ответственные за проведение таких работ, обеспечивают доведение до населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) информации о таких работах.
2. Информация о запланированных работах по применению пестицидов и агрохимикатов должна содержать следующие сведения:
1) границы запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков;
2) сроки проведения работ;
3) способ проведения работ;
4) наименования запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов и классы их опасности;
5) сведения об опасных свойствах запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов;
6) рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
3. Применение опасных для пчел пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
Статья 17. Сохранение племенной продукции пчеловодства
1. Отношения в сфере разведения племенных пчел, производства и использования племенной продукции (материала) пчеловодства регулируются законодательством Российской Федерации в области племенного животноводства.
2. На расстоянии до 25 километров от организаций, осуществляющих племенную работу в сфере пчеловодства, осуществление физическими и юридическими лицами пчеловодства с использованием пчел, отнесенных к породам, отличным от используемых в племенной работе указанных организаций, запрещается.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
30 декабря 2020 года
Обзор документа
Закон о пчеловодстве устанавливает:
— основные задачи и направления развития пчеловодства;
— права союзов (ассоциаций) пчеловодческих хозяйств;
— меры поддержки (включая содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных с/х кооперативов);
— полномочия органов власти в данной сфере.
Отдельные нормы посвящены предупреждению и ликвидации болезней пчел, предотвращению отравления пчел пестицидами и агрохимикатами, сохранению племенной продукции пчеловодства.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты опубликования.
Кого ужалит закон о пчелах: эксперты обсуждают новый закон о пчеловодстве
Уже 29 июня 2021 года вступит в силу Федеральный закон «О пчеловодстве в Российской Федерации». К его разработке подтолкнула массовая гибель пчел, которая произошла двумя годами ранее в 30 регионах нашей страны. Причиной пчеломора Министерство сельского хозяйства РФ и Россельхознадзор назвали отравление насекомых пестицидами.
В прошлом году группа депутатов во главе с вице-спикером Алексеем Гордеевым внесла соответствующий законопроект в Госдуму. Среди основных задач документа – установить защитные механизмы для предотвращения отравления пчел химикатами, обеспечить отрасль господдержкой, а также убрать с рынка фальсификат.
В процессе чтений текст законопроекта менялся. Но и сегодня представители отрасли спорят о том, какие меры в принятом законе являются избыточными и какие проблемы так и остались неучтенными. «ВиЖ» узнала мнение о новом законе пчеловодов, представителей общественных организаций и ученых.
КТО ЗАХОЧЕТ МЕНЯТЬ ЛИЦО?
Председатель правления РОО «Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края», потомственный пчеловод Сергей Тастан видит в принятом документе множество спорных мест. И первое, что вызывает у него вопросы, – статус пчеловодческих хозяйств. Согласно новому закону, это может быть только юридическое лицо, крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель.
Новый закон можно рассматривать как попытку вывести часть пчеловодов из сектора физических в сектор юридических лиц. Но Сергей Тастан уверен, что на это могут пойти не более 15% владельцев ЛПХ. А 80% так и останутся в теневом сегменте.
Василий Комлацкий – профессор, доктор сельскохозяйственных наук, пчеловод более чем с 40-летним стажем – согласен с этой точкой зрения. Он напоминает: основная польза от пчеловодства государству состоит не в производстве меда, а в опылении сельскохозяйственных культур. Прибавки урожая одного только подсолнечника, полноценно опыляемого пчелами, достигают 40%! А это – весомый вклад в казну в виде налогов.
Ученый считает, что необходимость регистрации ИП или КФХ может отпугнуть многих граждан, в чьих подворьях имеется несколько пчелосемей– Лично я открывал ИП и знаю, что выплата страховых взносов составляет 50 тысяч рублей за год. Сумма вроде бы небольшая. Но для крохотных пасек, где всего несколько пчелосемей, это далеко не лишние деньги. Таким пчеловодам проще либо отказаться от пчел, что нанесет колоссальный ущерб отрасли, либо продолжать заниматься своим делом нелегально, – говорит Василий Комлацкий.
Спорный вопрос обсуждали и на круглом столе, организованном в этом году проектом Общероссийского народного фронта «Народный фермер». Участие в дискуссии приняла и Оксана Лут – заместитель министра сельского хозяйства России. Она подтвердила, что физическое лицо не может рассчитывать на те же меры поддержки, что и юридическое. И для граждан, которые не хотят открывать ИП или ООО, существует два выхода.
Первый – оставаться в статусе граждан, ведущих ЛПХ. В таком случае их деятельность будет подпадать под Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», включая прописанные в нем меры поддержки. Второй вариант – регистрация физлица, занимающегося пчеловодством, в качестве самозанятого. Только в этом случае его можно будет регистрировать в качестве субъекта поддержки, сообщила Оксана Лут.
Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»
ЗАЩИТА В СМАРТФОНЕ
В новом законе прописан запрет на размещение пчеловодческой инфраструктуры на кладбищах, скотомогильниках, в пунктах захоронения радиоактивных отходов, а также на территориях, где находятся отходы производства и потребления химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. Но, по мнению экспертов, такой запрет парадоксален сам по себе. – Пчела – индикатор экологии. И ее кормовая база – это энтомофильные культуры, а не земельные участки с растениями, смертельно опасными для самих насекомых, а также для жизни и здоровья людей. Поэтому ни один здравомыслящий пчеловод не пойдет на размещение пасеки на таких территориях, – поясняет Сергей Тастан.
Зато тему защиты пчел от ядохимикатов наши эксперты считают проработанной не до конца. В законе сказано, что аграрии должны сообщать о предстоящих работах по применению пестицидов и агрохимикатов не позднее чем за три дня до выбранной даты. Сергей Тастан уверен: закон должен установить более четкие рамки – не ранее чем за пять дней и не позднее чем за три дня до планируемых обработок.
В свою очередь, Василий Комлацкий называет неэффективными прописанные в законе методы оповещения пчеловодов о предстоящих пестицидных обработках. По его словам, людям, работающим на земле, попросту не хватает времени на регулярное чтение и прослушивание СМИ. Поэтому информирование должно быть точечным и адресным.
Впрочем, у Сергея Тастана имеется на этот счет готовый инструмент. Он сообщил, что в 2020 году в Алтайском крае стартовало тестирование первого в стране цифрового сервиса для защиты пчел. По сути, это система оперативного оповещения пасек о химобработке полей. Установить программу может каждый пчеловод, у которого есть обычный смартфон. – Отличное решение! – узнав о пилотной программе, заявил Василий Комлацкий. – По такому принципу работают и американские пчеловоды. А для них, между прочим, пасека в 1,5 тысячи пчелосемей – рядовое явление.
Но такие масштабы не мешают им держать ситуацию под контролем. Так что цифровой сервис, который тестируется на алтайской земле, необходимо внедрять на уровне всех регионов. А то, что мы имеем сегодня, – оповещение через традиционные СМИ – эффективно не будет.
МОТИВАЦИЯ ИЛИ КОНТРОЛЬ
Ряд экспертов обращают внимание «ВиЖ» на то, что закон должен стимулировать, а не ограничивать пчеловодов. В качестве примера Василий Комлацкий приводит опыт Узбекистана, где пчел используют для опыления хлопка. Для развития отрасли там был принят ряд стимулирующих мер, в том числе касающихся льготного кредитования и субсидирования пчеловодов.
Такая поддержка привела к тому, что сегодня из Узбекистана в Россию поставляются дешевые, но при этом качественные пчелопакеты со здоровыми насекомыми. Их стоимость вдвое ниже, чем стоимость отечественных: 2,5 против 4,5 тысячи рублей соответственно. – Многие российские пчеловоды – и я в том числе – покупаем эту продукцию. Но правильнее было бы создать в нашей стране условия, при которых стоимость пчелопакетов отечественного производства снизилась бы до уровня узбекской продукции. А добиться этого невозможно без введения мер господдержки, о которых мы пока ничего не услышали, – сетует в разговоре с «ВиЖ» Василий Комлацкий.
ГД Е М Е Д, ГД Е Н Е М Е Д… КТО РАЗБЕРЕТ?
Марина Шустова – директор ООО «Частные пасеки Берестова» (Свердловская область) – уверена: новый закон о пчеловодстве – важный документ, призванный обеспечить порядок в отрасли. Но далеко не все актуальные вопросы пчеловодства в нем отражены.
Важно, считает она, установить такой порядок, при котором все пчеловоды, будь то юридические или физические лица, будут соблюдать единые правила, призванные обеспечить заготовку качественного и безопасного меда. – Фальсификация меда сахаросодержащими сиропами – проблема, которая остро стоит во всем мире. Из-за этого снижается спрос на мед натуральный, что негативно сказывается на развитии пчеловодства. И современное состояние нормативной базы, регулирующей обращение натурального меда, не позволяет исключить попадание на рынок меда фальсифицированного, – утверждает она в беседе с «ВиЖ».
Марина Шустова считает необходимым на законодательном уровне ввести дополнительные определения понятий «мед» и «медовый продукт».
Свой комментарий дал и Алексей Сохликов – доцент, старший научный сотрудник лаборатории ветеринарной санитарии и экологической безопасности в пчеловодстве ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии – филиала ФГБНУ ФНЦ ВИЭВ РАН. Он с воодушевлением встретил новость о запрете лекарственных препаратов, не прошедших госрегистрацию в соответствии с законодательством РФ. Дело в том, что многие российские пчеловоды приобретают в китайских интернет-магазинах дженерики сомнительного происхождения. И это вызывает тревогу.
– Концентрации действующих веществ в составе китайских дженериков очень высоки. Поэтому их использование ведет к стремительному развитию резистентности у вредоносных объектов. Как результат, российские препараты полностью утрачивают свою эффективность! С другой стороны, мы не знаем, какие вспомогательные компоненты входят в состав китайских препаратов. Это могут быть вещества, имеющие накопительный негативный эффект. Их применение может ударить по следующим поколениям пчел! Но закон прописывает: все лекарственные препараты, которые используются в пчеловодстве, должны иметь официальную регистрацию в нашей стране. И это правильно, – убежден Алексей Сохликов.
Отдельную проблему Сергей Тастан видит в ситуации вокруг бортничества. Это древний вид пчеловодства – добыча меда у пчел, живущих в дуплах деревьев. Сегодня он сохранился, пожалуй, только в Республике Башкортостан. Именно здесь находится государственный природный заповедник «Шульган-Таш».
А теперь обращаемся к новому закону. Его действие не распространяется на отношения, связанные с получением продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, воска диких пчел). Эти отношения регулируются Федеральным законом «О животном мире».
Таким образом, со вступлением в силу нового закона бортничество в его первоначальном понимании становится невозможным.
– Технологии исторического бортевого пчеловодства, сопряженные с трудом бортника, отнесли к деятельности в отношении объектов животного мира. Но это полностью искореняет традиционный труд башкирских пчеловодов, поскольку их деятельность приравнивается к добыче лицензируемых видов животного мира, – сетует наш собеседник. И поясняет: – Теперь бортнику понадобится взять лицензию на добычу продуктов животного мира, что несправедливо, ведь современное бортничество подразумевает активное вмешательство в жизнь пчел.
– Бортники сами вырубают дупла в стволах деревьев, формируя «крышку», которая облегчает доступ к меду. Приводят борти в порядок, готовя их к зимовке. Обеспечивают защиту от медведей, других диких животных. То есть тратят на это время и вкладывают труд. Поэтому регулировать бортничество законом «О животном мире» несправедливо. Этот аспект тоже требует доработки, иначе мы поставим под угрозу это древнее и самобытное направление пчеловодства, – уверен Сергей Тастан.
В марте 2020 года первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов объявил о необходимости разработать единый реестр пасек. Цель, которую он обозначил, – повысить прозрачность рынка. «ВиЖ» обратилась в федеральное ведомство за информацией о результатах проделанной за год работы.
КОММЕНТАРИЙ МИНСЕЛЬХОЗА РФ
Как сообщила нашему изданию пресс-служба Минсельхоза России, ведомство продолжает формировать единую базу пчеловодов страны. Внесение данных в реестр носит добровольный характер. Но нужно понимать: субъекты, не учтенные в похозяйственных книгах и реестре пчеловодов, в процессе своей деятельности могут столкнуться с трудностями. В том числе если возникнет необходимость в проведении претензионной работы с участием государственных и муниципальных органов, а также ветеринарных служб.
Ведение реестра позволит получать актуальную информацию о размещении пасек. Это важно для предотвращения массовой гибели пчел при обработках сельхозкультур пестицидами и агрохимикатами, а также в ряде других случаев. Региональные реестры формируются на основании данных, предоставленных пчеловодами всех форм собственности.
Реестр включает информацию о самом пчеловоде, форме собственности, адресе, по которому находится пасека (с указанием координат), количестве пчелосемей, а также сведения о ветеринарном паспорте. Поручение по формированию реестра пчеловодов в полном объеме уже выполнили Белгородская, Курская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Вологодская, Курганская, Новосибирская области, республики Татарстан и Хакасия, Алтайский и Хабаровский края. На финальном этапе работа в Орловской, Архангельской, Псковской, Кировской, Пензенской, Саратовской, Омской, Томской, Амурской областях, Забайкальском крае, республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Удмуртии и Бурятии. Как сообщили «ВиЖ» в ведомстве, работа по наполнению ресурса и его актуализации продолжается.
Закон «О пчеловодстве в Российской Федерации» предусматривает установление правовых основ развития отрасли. Так что после его вступления в силу начнется разработка нормативно-правовых актов, нацеленных на развитие и поддержку отрасли. Действительно, значительная доля пчелосемей – 94% от общего их количества – сосредоточена в хозяйствах населения. Правовые отношения, которые возникают при ведении личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, который предусмотрен законодательством Российской Федерации. Так что принципиальное различие сельхозтоваропроизводителей и ЛПХ заключается в предоставляемых мерах поддержки.
Свежие отраслевые новости на нашем канале в Telegram
Добавьте «Ветеринарию и жизнь» в избранное в Я НДЕКС.НОВОСТИ