что нового в магните
ВТБ продаст купленные у Галицкого акции «Магнита»
ВТБ планирует выйти из состава акционеров розничной сети «Магнит» (MGNT), говорится в сообщении ретейлера. Сейчас банку принадлежат 17,3% акций компании, которые будут проданы по следующей схеме.
Как отметил Юрий Соловьев, первый заместитель президента — председателя правления банка ВТБ (его слова приводятся в сообщении банка), с тех пор как группа ВТБ стала акционером «Магнита» в 2018 году, «была сформирована профессиональная управленческая команда, которая проводит постоянную работу по улучшению финансовых и операционных показателей»: «Завершая свой инвестиционный цикл в качестве финансового инвестора, ВТБ приветствует решение крупнейшего частного акционера «Магнита» об участии в сделке».
Исходя из средневзвешенной цены «Магнита» на Московской бирже на 18 ноября, выкупаемый Marathon Group пакет стоит около 84 млрд руб.
Что было с «Магнитом» за последние четыре года
Акционером «Магнита» банк стал в начале 2018-го: тогда Сергей Галицкий, основатель и крупнейший акционер розничной компании, продал ВТБ 29,1% акций компании. Сумма сделки составила около 138 млрд руб., или примерно 4661 руб. за бумагу. Спустя несколько месяцев, в мае, группа продала 11,82% акций из своего пакета Marathon Group (сумма сделки не раскрывалась, но исходя из капитализации на 23 мая могла составить 62,5 млрд руб.). Затем в течение нескольких лет Marathon Group постепенно увеличивала свой пакет, и сейчас он составляет примерно 16,8%.
Сразу после сделки с банком и инвестиционной группой в «Магните» начались изменения — кадровые и на уровне стратегии. Весной 2018-го в компанию перешла Ольга Наумова, до этого долгое время руководившая сетью «Пятерочка». Специально под нового топ-менеджера была создана должность исполнительного директора, затем она стала гендиректором компании. В сентябре 2018-го Наумова представила инвесторам новую стратегию: ее суть была обозначена так — «Магнит» должен «стать выбором для каждой российской семьи, отвечая всем потребностям и желаниям покупателей в любой локации». В цифрах это означало рост доли «Магнита» на продуктовом рынке с 9 до 15% к 2023 году. Уже к концу третьего квартала 2018-го «Магнит» отчитался о росте чистой прибыли впервые за восемь финансовых кварталов. В четвертом квартале того же года впервые за двухлетний период произошел рост сопоставимых продаж. Но в июне 2019-го Наумова приняла решение покинуть свой пост из-за разногласий с советом директоров по поводу стратегии развития компании. Ее место занял президент ретейлера Ян Дюннинг.
Кроме органического роста значительно сократить разрыв с X5 по размеру бизнеса «Магниту» удалось в 2021 году за счет приобретения сети «Дикси»: ретейлер договорился купить 2612 магазинов «Дикси», а также 39 торговых точек под брендом «Мегамарт» (сумма сделки составила 87,6 млрд руб.). По итогам девяти месяцев 2021-го выручка «Магнита» составила 1,311 трлн руб. (+14,4% к аналогичному периоду прошлого года), EBITDA — 92,97 млрд руб. (+15% год к году). Выручка X5 за аналогичный период — 1,597 трлн руб. (+10,2%), EBITDA — 123,7 млрд руб. (+8,5%). На конец 2020 года X5 Retail Group занимала долю в 12,8% рынка с выручкой 1,973 трлн руб., в то же время у «Магнита» доля составила 10,9%, следовало из отчетности компаний.
Зачем Marathon Group увеличила пакет
Комментируя в 2018 году приобретение акций «Магнита», Александр Винокуров, сооснователь Marathon Group, заявлял в интервью РБК, что «Магнит» — «недооцененный актив»: «Мы верим, что при определенных усилиях со стороны менеджмента и акционеров сети удастся вернуть ее справедливую стоимость и первое место среди российских ретейлеров».
«Эта позиция, как мы видим, нашла подтверждение в жизни», — заявил РБК Александр Винокуров в четверг, 18 ноября. Он объясняет решение существенно увеличить долю в «Магните» высокими темпами роста по всем ключевым показателям, успешными сделками M&A, улучшением операционной эффективности: «Последние несколько лет мы в качестве одного из основных акционеров активно поддерживали компанию в формировании и реализации ее стратегии». По его словам, у группы нет намерения менять «направление движения компании».
Чем известна Marathon Group
Инвестиционная группа была основана Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым, выходцами из А1, в 2017 году. Основные направления проектов были выбраны преимущественно в четырех сферах: фармацевтика, FMCG и ретейл, транспортная инфраструктура и сельское хозяйство. Группа владеет франчайзи сети кафе KFC (ее партнеры в проекте — ВТБ и группа инвесторов, в том числе арабский фонд Al Nahdha Investment), зерновой «Деметра Холдинг» (ВТБ и структуры Таймураза Боллоева), производителем антисептиков «Бентус Лаборатории», компанией IQSport (занимается спортивным сопровождением и консалтингом в пяти циклических видах спорта) и профессиональной велокомандой Marathon-Tula Cycling Team.
Что про сделку думают инвесторы
Сразу после объявления о сделке, акции «Магнита» стоимость бумаг начала снижаться — на конец торгового дня на Московской бирже они стоили 6 тыс руб. (-5,8% за день). Аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что на ретейлере сделка ВТБ по продаже акций значительно не отразится, банк хорошо заработал на компании — с учетом выплаченных дивидендов общая доходность инвестиций в акции «Магнита» составила для ВТБ около 60%, подсчитал он. Marathon Group же сможет увеличить собственную инвестицию. «Но я ожидал, что банк будет держать бумаги еще 2-3 года, потому что в результате действий новой команды менеджеров компания продолжает показывать операционные улучшения: растет плотность продаж и повышается операционная рентабельность. В результате у «Магнита» сейчас самый высокий темп роста выручки среди крупнейших ретейлеров и не только за счет приобретения «Дикси», но и за счет роста сопоставимых продаж и активного расширения сети», — объясняет Ибрагимов. Оставаясь в капитале «Магнита», банк смог бы также увидеть синергию от сделки с «Дикси», добавляет он.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает позитивной сделку по продаже ВТБ акций «Магнита». «Для ВТБ все, что связано с небанковской деятельностью — не ключевой актив и не нужно для бизнеса. В случае «Магнита» у него есть небольшое операционное взаимодействие благодаря которому «Магнит» приводит банку клиентов, но оно могло бы существовать и без владения долей в капитале ретейлера. В целом, это не дело банков владеть промышленными компаниями. Хотя путь владения «Магнитом» ВТБ и Marathon Group был не без «американских горок», даже с поправкой на ситуацию с «СИА Интернейшнл» (фармдистрибутор принадлежал Marathon Group и был продан самому «Магниту», что вызывало негодование миноритариев — РБК) это была хорошая работа. За прошлый год «Магнит» выплатил рекордные дивиденды за свою историю, а с полной консолидацией «Дикси» Магнит обойдет X5 Group по чистой прибыли в 2022 году», — считает Кривошапко.
Акции «Магнит»
Наш сайт не является официальным ресурсом компании «Магнит». Проект создан для тех, кто хочет найти все акции магазинов у дома сети «Магнит», удобно скомпонованные в одном месте. На страницах нашего проекта использованы каталоги компании «Магнит» (АО «Тандер»), отсканированные лично с бумажных версий буклетов из магазинов сети или взятые нами из различных открытых источников, где на данной неделе каталог появился раньше или в лучшем качестве, чем у нас самих. Мы сделали просмотр каталогов более быстрым, удобным для посетителей и всегда с актуальными датами.
Каждый день в супермаркетах «Магнит», которых по всей стране уже насчитывается более 12 тысяч, действуют десятки и даже сотни акций и скидок. Каталог обновляется раз в неделю по средам. Кроме этого существуют персональные скидки конкретных торговых точек. О них можно узнавать из информационных расклеек и чеков в каждом отдельно взятом магазине.
Скидки в «Магните» и каталог на сегодня!
Все скидки и акции Магнит, которые опубликованы на нашем сайте действительны на сегодняшний день. У нас всегда вы найдёте свежую информацию о действующих акциях во всех магазинах сети «Магнит» формата «у дома».
Для жителей отдельных регионов, вероятнее всего, гораздо удобнее будет посещать сайты с акциями и скидками сетевых магазинов, собранные конкретно для их субъектов федерации. В данный момент эта идея находится в разработке. Но уже доступны проекты: «Каталоги Новосибирска» и «Каталоги Омска».
Все товары имеют необходимые сертификаты. Цены по акции указаны в рублях за единицу товара. Некоторые товары могут отсутствовать в конкретном магазине «Магнит». Акция может проходить не во всех торговых точках. Количество товаров ограничено. Изображения, представленные в каталоге, приведены для ознакомления. Подробности условий акции уточняйте в магазинах «Магнит». Информация в каталоге не является публичной офертой. Телефон горячей линии: 8-800-200-900-2
Сможет ли один из крупнейших российских ритейлеров «Магнит» вернуть былое могущество
Размагнитилось
Ритейлер «Магнит» представил стратегию на 2021−2025 годы. Она предусматривает, что в 2021 году дополнительным драйвером роста выручки должно стать ускорение экспансии. «Магнит» планирует построить экосистему вокруг бренда, ее основой станут магазины сети и единая площадка для онлайн-заказов. Супермаркет позже конкурентов стал развивать тренд на переход в онлайн. И сможет ли он догнать их в принципе, остается большим вопросом.
Розничная сеть магазинов «Магнит» долго лидировала в отрасли по финансовым результатам и рыночной капитализации. По итогам 2017 года, например, «Магнит» занял второе место в рейтинге крупнейших частных компаний Forbes, уступив только «Лукойлу».
Но вскоре последовало рекордное падение показателей. А зимой 2018 года основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий продал большую часть своих акций группе ВТБ. В числе причин происходящего называлось и то, что руководство «Магнита» не смогло быстро адаптироваться к происходящим в жизни переменам.
Как отмечал старший аналитик по потребительскому сектору компании «Атон» Виктор Дима, многие из магазинов «Магнита», которые открывались в последнее время, напоминали сельпо из 1990-х. Между тем потребитель сильно поменялся, и поменялись представления о том, как должен выглядеть ритейл.
По его словам, конкуренты уловили этот тренд, и тот же X5 улучшил внешний вид и ассортимент продукции. Тогда эксперты говорили, что «Магнит» ждет новый этап в развитии.
Сегодня самый большой пакет акций ПАО «Магнит» у банка ВТБ — 17,28%. У структур инвестиционной компании «Марафон групп» Александра Винокурова — 13,8%. Остальные акции либо принадлежат миноритариям, либо находятся в свободном обращении на бирже.
Ожидаемая череда преобразований последовала. Например, развитие цифровой трансформации и онлайн-продаж. Руководство «Магнита» заявляло, что интернет-продажи и сервис click&collect (то есть заказ товара онлайн с возможностью забрать его в магазине) планируется запустить в 2019 году. Пилотные проекты по доставке товаров из своих магазинов совместно с партнерами появились в Краснодаре (сервис доставки продовольственных и непродовольственных товаров из супермаркетов «Магнит» вместе с компанией Broniboy). В Москве партнером ритейлера стал сервис доставки iGooods.
А весной прошлого года ритейлер в годовом отчете сообщил, что может сделать первые шаги в развитии онлайн-продаж в 2020 году. Осенью прошлого года «Магнит» начал свой первый проект в сегменте интернет-торговли, запустив онлайн-аптеку. Пока работает самовывоз из более 100 точек в Москве и Подмосковье, где представлено около 5 тысяч позиций фармацевтических товаров, косметики и пр. На базе онлайн-аптеки сеть рассчитывает отработать модель для собственной доставки продуктов.
Были подведены и первые итоги работы пилотных проектов в e-commerce (продажа товаров повседневного спроса в сети интернет). Несмотря на небольшой срок работы, компания уже выполняет около 7 тысяч заказов в день, при этом число заказов активно растет — в среднем на 25% каждую неделю.
По оценкам «Магнита», большую часть заказов совершают покупатели, ранее не посещавшие офлайн-магазины.
X5 Retail стала крупнейшей компанией в сегменте онлайн-торговли продуктами питания на российском рынке по итогам 2020 года.
Возможно это и так, и продуманная стратегия начнет приносить плоды в будущем. Но, как отмечали СМИ, некоторые моменты в деятельности компании выглядят сегодня тревожно.
Так, по сравнению с временами Галицкого ПАО «Магнит» и АО «Тандер», которые управляют сетью, стали в два раза чаще судиться. При Галицком — 1380 раз в 2016-м и 1426 раз в 2017-м. При новом руководстве — 2523 раза в 2018-м, 2758 раз в 2019-м и 1985 раз за первую половину 2020-го. Чаще всего на ПАО «Магнит» и АО «Тандер» подают в суд контрагенты. Иски связаны с неоплатой ритейлером услуг по обращению с отходами и неисполнением им обязательств по договорам энергоснабжения и аренды.
Имеют претензии к «Магниту» и надзорные органы. В 2018–2020 годах было выявлено 4024 нарушения, в среднем по 118 в месяц (при Галицком почти в два раза меньше). Речь прежде всего идет о несоблюдении правил противопожарной безопасности. Кроме того, фиксировались такие нарушения как непроведение дезинфекции магазинов в пандемию коронавируса, отсутствие санитарной одежды и сведений о прививках у сотрудников, несоблюдение ограничений в сфере торговли табаком, наличие просроченных продуктов на прилавках.
Но главное, упала чистая прибыль с 24 до 10 млрд рублей, то есть уменьшилась в несколько раз по сравнению с периодом Галицкого. Курс же на оптимизацию привел в первую очередь к сокращению зарплат рядового персонала.
При этом нельзя не отметить, что речь идет о компании с государственным участием. И топ-менеджмент «Магнита», когда дело касается собственных зарплат, ведет себя аналогично руководители многих госкомпаний. Так, через несколько месяцев после ухода Галицкого, в непростой момент для компании, ПАО «Магнит» планировало потратить свыше 16,5 млрд рублей на выплаты новой команде топ-менеджмента.
При этом новые руководители стали миноритарными совладельцами. Дюннинг владеет на текущий момент 170 тыс. акций. Сейчас одна акция торгуется примерно за 4,8 тыс. рублей, это около 800 млн рублей. Свою долю он уже увеличивал трижды. Миноритарным совладельцем «Магнита» стал финн Юрки Талвитие, который пробыл членом правления «Магнита» чуть больше года, и за это время смог получить 478 акций. Сейчас он числится в компании советником. Миноритарными акционерами стали Владимир Сорокин и Елена Милинова, которые также недолго пробыли в правлении «Магнита». Но у них на руках оказалось соответственно около 37 тыс. и 14 тыс. акций.
Да, Ян Дюннинг успешно руководил «Лентой». За время его правления сеть вышла на общероссийский уровень, провела IPO и ощутимо увеличила свою капитализацию. Сможет ли «Магнит» догнать и перегнать конкурентов? Пока на этот счет имеются большие сомнения.
ВТБ прощается с «Магнитом»: чего ждать розничным инвесторам, ретейлеру и банку
18 ноября поздно вечером ВТБ объявил о том, что продаст свою долю в розничном ретейлере «Магнит». 4,9% акций продаются на бирже через процедуру ускоренного формирования книги заявок, оставшиеся 12,4% покупает действующий акционер «Магнита» Marathon Group Александра Винокурова, бизнесмена и зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова. В результате сделки после одобрения ФАС Marathon увеличит свою долю до 29,2% и станет крупнейшим акционером «Магнита». «Этого достаточно, чтобы управлять компанией, но это меньше 30%, после которых формируются обязательства выкупа акций у миноритариев», — объясняет гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Что сделка значит для розничных инвесторов, самого «Магнита» и ВТБ?
Что произошло за четыре года
В апреле 2020-го «Магнит» впервые за пять лет обогнал X5 Retail Group (сейчас — X5 Group), своего основного конкурента, по темпам квартальной выручки. В июле 2021 года «Магнит» купил одного из своих крупных конкурентов — сеть «Дикси». Сделка позволила ему увеличить присутствие в столице с 3,8% до 8,2%, а в Санкт-Петербурге — с 9,9% до 17,2%», говорит аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Егор Макеев.
«В 2017 году доля «Магнита» на рынке розничной торговли продовольственными товарами составляла 7,4%, а в первом полугодии 2021 года выросла до 8,9%. С учетом покупки «Дикси» по итогам второго полугодия 2021 года она приблизится к 11%», — считает Михаил Бурмистров. Выручка компании увеличилась с 1,14 трлн рублей по итогам 2017 года до 1,51 трлн рублей в 2020-м.
«Магнит» сейчас находится в своей лучшей форме с момента сделки по продаже пакета акций основателем Сергеем Галицким», — считает Егор Макеев.
Для розничных инвесторов
Аналитики Sova Capital написали, что исключили бумаги «Магнита» на Лондонской и Московской биржах из числа «топовых бумаг», поскольку ожидают, что в ближайшее время на бумаги будет «давить» сделка.
«Велес Капитал» и «Финам» поставили целевую цену для бумаг «Магнита» на пересмотр. Аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин даже написал, что немного удивлен временем, которое ВТБ выбрал для сделки. «Разворот в бизнесе сравнительно недавно начал приносить свои плоды, а покупка «Дикси» обеспечивает ретейлеру дополнительный потенциал роста, — говорится в его комментарии. — На наш взгляд, для инвесторов продажа акций со стороны ВТБ может стать неплохой точкой для входа. Наша рекомендация для акций «Магнита» остается «покупать».
Еще одна хорошая новость для инвесторов заключается в том, что у компании вырастет число обращающихся на бирже бумаг, — сейчас оно составляет 63%.
А это значит, что у «Магнита» есть шансы на увеличение веса в индексе MSCI Russia, сказал портфельный управляющий «Альфа-Капитала» Эдуард Харин. Это приведет к тому, что в акции «Магнита» будет больший приток средств фондов и других инвесторов. Сейчас доля «Магнита» в индексе из 25 компаний составляет 1,84%, самый большой вес у «Газпрома» — 18,23%.
В долгосрочном плане увеличение free float позитивно влияет на ликвидность, поэтому целевая цена для акций «Магнита» на горизонте 12 месяцев остается прежней — 7 000 рублей, сказал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.
Что значит для ВТБ
ВТБ «не остался в накладе, а получил вполне солидную прибыль», говорит ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. По расчетам аналитической команды Газпромбанка, с учетом выплаченных дивидендов общая доходность, полученная ВТБ за пакет «Магнита», составила порядка 60% за 3,5 года.
«ВТБ не скрывал, что он — финансовый инвестор, — говорит управляющий директор компании «Атон» Виктор Дима. — Поскольку ВТБ заработал на этой сделке, его выход кажется логичным. На рынке всегда было понимание того, что рано или поздно это произойдет. За три с половиной года компания существенно улучшила свою форму».
Аналитики Sova Capital пишут, что балансовую стоимость доли в «Магните» ВТБ в 2020 году оценивал в 69,8 млрд рублей, а сейчас она вероятнее выше. По их оценке, прибыль ВТБ от продажи пакета в Магните превысит 25 млрд рублей. Это позволит банку существенно превзойти свой прогноз по чистой прибыли в 2021 году, который сейчас составляет 300 млрд рублей. А это положительно скажется на цене акций банка в будущем, говорится в утренней аналитической записке Sova Capital. Дивидендная доходность по обыкновенным акциям ВТБ, по их оценкам, с учетом всего вышеизложенного, превысит 13%.
Аналитики «Атона» оценили потенциальную сумму чистой прибыли ВТБ от продажи доли в 20-25 млрд рублей, или 8% от общей чистой прибыли банка. «Мы прогнозируем чистую прибыль ВТБ за 2021 год на уровне около 350 млрд рублей. Данная сделка также положительно повлияет на дивиденды ВТБ — их размер может несколько увеличиться», — написали они.
Что это значит для «Магнита»
Goldman Sachs в записке отмечает, что сейчас ключевыми рисками для «Магнита» являются в том числе усиление конкуренции на рынке, возможная смена менеджмента, макроэкономические риски и ухудшение контроля за расходами. Но серьезных стратегических последствий от смены акционеров не будет, считает Панарин из «Ренессанс Капитала». Marathon Group заявила, что ее инвестиции в Магнит являются долгосрочными, кроме того, инвестгруппа намерена сохранить большинство в совете директоров, состоящее из независимых директоров, пояснил он. В бизнесе «Магнита» ничего кардинально не измениться: представители Marathon Group были в совете директоров давно, и их мнение учитывалось при разработке стратегии, считает аналитик Егор Макеев из Райффайзенбанка.
Для Marathon Group инвестиция является профильным активом (у нее в портфеле, к примеру, уже есть KFC и Fix Price), обращает внимание Андрей Кочетков. Поэтому, по его мнению, можно лишь ждать усиления работы менеджмента над эффективностью розничной сети.
«Мы полагаем, что акции «Магнита» будут оставаться под давлением некоторое время на фоне избыточного предложения и с учетом предложенного в ходе продажи дисконта к рыночной цене, — рассуждает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. — На наш взгляд, для инвесторов это будет отличная возможность купить хороший актив с потенциалом краткосрочного и долгосрочного роста по низкой цене». «Падение в несколько процентов — нормальная здоровая реакция рынка, — полагает Виктор Дима из «Атона». — Особенно учитывая, что акции выросли на 20% за последние несколько месяцев».