что нового привнес а бек в когнитивную психологию

что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Смотреть фото что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Смотреть картинку что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Картинка про что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Фото что нового привнес а бек в когнитивную психологию

Аарон Темкин Бек — американский психотерапевт, профессор психиатрии Пенсильванского университета, создатель когнитивной психотерапии, одного из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии. Когнитивная терапия А. Т. Бека наиболее широко применялась в области работы с депрессивными больными.

Родился в семье еврейских иммигрантов из Российской империи. Его отец Гарри Бек (Гершл Бык, 1884—1968) был издателем и уроженцем Проскурова (ныне — Хмельницкий, областной центр на западе Украины), иммигрировавшим в США в 1906 году. Мать, Элизабет Темкин (1889—1963), иммигрировала в США из Любеча и была общественным деятелем еврейской общины Провиденса (Род Айленд). Родители поженились в 1909 году.

Первоначально получил психоаналитическую подготовку, но, разочаровавшись в психоанализе, создал собственную модель депрессии и новый метод лечения аффективных расстройств, который получил название когнитивной терапии. Её основные положения сформулировал независимо от А. Эллиса, разработавшего в 50-е годы метод рационально-эмоциональной психотерапии. Если психоанализ объясняет невроз бессознательными факторами, поддающимися выявлению лишь с помощью психоаналитических толкований, то А. Бек в своей монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976) выдвинул принципиально новый подход к изучению и лечению эмоциональных нарушений: «Ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациента.»

В 1994 году проф. Арон Бек и его дочь проф. Джудит Бек создали Институт когнитивной психотерапии и исследований (англ. Beck Institute for Cognitive Therapy and Research) в окрестностях Филадельфии. Основная миссия этого института — разработка и проведение тренинговых программ по когнитивной психотерапии, предназначенных для обучения различных специалистов, работающих в сфере соматического и психического здоровья.

Когнитивная терапия Бека или как выйти из депрессии

Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии.

Определение понятия когниция — это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

В «когнитивную триаду депрессии» входят:

— негативное представление о себе («Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник»);

— негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

— нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1. Персонализация — склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Произвольные умозаключения — бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я — плохая мать».

5. Сверхгенерализация — неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно». Или после неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами».

6. Преувеличение (катастрофизация)— преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: «Если эти люди обо мне плохо подумают — это будет просто ужасно!»; «Если я буду на экзамене нервничать — я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят».

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности.

Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматические мысли» непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

Для распознавания неадаптивных когниций используется прием «коллекционирование автоматических мыслей».

Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что…») и неопровержимым фактом («я знаю, что…»). Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными — обобщенными, менее персонифицированными — связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности — безопасности и боли — удовольствия.

Ось опасности — безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

Правила, центрированные вокруг оси боли — удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер. Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил:

1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»).
2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: «После развода все будет по-другому»).
3. Поведенческие оценки (например: «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»).
4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»).
5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»).
6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»).

5. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

6. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.

Источник

Когнитивная терапия Бека

что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Смотреть фото что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Смотреть картинку что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Картинка про что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Фото что нового привнес а бек в когнитивную психологию

Когнитивная терапия Бека сложилась в результате работы с больными, страдающими депрессивными расстройствами (Beck A., 1972; Rush et. Al.,1977; Taylor J., Marshall G., 1977; Beck А. et.al., 1979). Согласно взглядам Бека, поведение и настроение больных определяются характерными для них когнитивными конструктами, отрицательными когнитивными моделями или когнитивными схемами. Эти модели, как фильтры или «концептуальные очки» накладывают отпечаток на то, как пациент интерпретирует происходящие вокруг него события.

В процессе терапии пациент должен сформировать у себя метакогниции, представляющие из себя альтернативные варианты мышления, различные процессы самоконтроля. Кроме того, необходимо сформировать у пациента способность «замечать», «схватывать», «прерывать» и «отслеживать» свои мысли, различные проявления эмоций и поведения. Важным моментом является необходимость добиться понимания того факта, что пациент самостоятельно может изменить свое состояния. (Meichenbaum D., 1987).

Под когнитивными событиями, чаще всего, подразумевают автоматические мысли, внутренний диалог с самим собой и образы. Когнитивные события имеют свой сценарий, причем поведение человека, согласно данному сценарию, зачастую происходит без осознания смысла, автоматично (Abelson R., 1979). В то же время, возможно прерывание такого автоматизма и появлений «внутренней речи», которая появляется в тех случаях, когда необходимо принять решение в какой-либо ситуации неопределенности. Содержание «внутренней речи», в свою очередь, оказывает влияние на эмоции и поведение человека (Meichenbaum D., 1982). Активация мышления и способности к интроспекции ведет к когнитивному пониманию. В психотерапевтическом плане когнитивное понимание, является процессом, направленным на разъяснение и исследование содержания мышления, анализ когнитивных структур, формирование определенной системы взглядов.

Бек различал произвольные мысли, автоматические мысли и схемы. Схемы — относительно устойчивые когнитивные образования, влияющие на мировоззрение, чувства и поведение человека. При активизации неправильных схем и убеждений возможно систематическое искажение информации, поступающей из окружающего мира. По мнению Бека, в основных когнитивных схемах отражаются четыре фундаментальные эмоции — печаль, радость, гнев и тревога. Автоматические мысли протекают очень быстро, почти на грани осознания, они лежат не так глубоко как схемы и отражают их содержание. Иными словами, автоматические мысли являются своего рода формой для схем.

Характерные особенности автоматических мыслей:

Автоматические мысли, по своему смыслу приблизительно соответствуют «предсознательному мышлению» З. Фрейда и «самодекларациям» А. Эллиса. Самооценки, самоаттестации и самоинструкции людей возникают почти автоматически. Они рождаются из более глубоких структур, из внутренних схем своего образа. Дисфункциональные убеждения, внедренные в когнитивные схемы, могут привести к возникновению систематических когнитивных ошибок, причем эти ошибки наиболее легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей.

По мнению Бека, причиной формирования дездаптивных когнитивных схем — когнитивной уязвимости, являются детские травмы и социальное научение, основанное на опыте научения тем неадекватном навыкам, которые помогают справляться с ситуацией дезадаптивным способом. Мы различаем внешние и внутренние факторы, активизирующие дезадаптивные когнитивные схемы. Когнитивная схема может, например, проявиться в состоянии астении или при тяжелом заболевании. С другой стороны, оживление когнитивных схем может возникнуть в связи с кружением ожиданий и невыполнением требований человека, неудачами при попытках изменить свой гипервалентный образ действий, невозможности осуществить проверку истинности своих дисфункциональных интерпретаций. Достаточно часто происходит активизация когнитивных схем при их относительном совпадении с аналогичными когнитивными схемами достаточно значимых для пациента людей. Представляет особый интерес вопрос о специфичности когнитивных схем для того или иного заболевания.

Бек выделял несколько специфичных когнитивных моделей:

Такая гипотеза вполне правомерна, ведь мы встречаемся с относительно устойчивыми паттернами поведения при различных заболеваниях, например, зависимостях от психоактивных веществ. Так, в частности, существуют стандартные суждения больных алкоголизмом, алкогольные стереотипы поведения и типичные высказывания потаторов. При опиатной зависимости типична ориентация на прошлые поступки и пессиместичное отношение к будущему. Создается впечатление, что заболевание может своеобразно трансформировать когнитивные схемы. Так, например, мы встречаемся с тем, что больной наркоманией часто перенимает когнитивные схемы матери, выражает ее взгляды на жизнь (при общем негативном к ней отношении).

Основной целью терапии является перестройка когнитивной сферы пациента, а основными задачами: обучение пациента навыкам самоконтроля за своими когнитивными процессами, проверки верности своих установок и суждений и соответствие условиям реальности их когнитивных схем. Кроме того, задачей психотерапевта является обучение пациента умению оценивать свое мышление и изменять его. Психотерапевт должен снизить выраженность симптомов заболевания пациента, оказать пациенту помощь в попытках его контролировать свои чувства и в становлении адаптивного поведения

Когнитивную терапию Бека отличает:

Основными техниками когнитивной терапии Бека являются:

В когнитивной терапии Бека также активно используются различные бихевиоральные техники: планирование деятельности, проведение экспериментов с целью оценки мышления, репетиция поведения и исполнение ролей.

Достаточно значимым аспектом терапии является ее акцент на предотвращении рецидива заболевания. Одной из форм профилактики рецидива является тестирование ситуаций риска с последующей коррекцией когнитивных нарушений, легко возникающих в этих ситуациях. При различных заболеваниях автоматические мысли нарушают процесс достижения цели, поскольку происходит систематическое нарушение в обработке поступающей к пациенту информации. Эмоциональные реакции людей на действия друг друга зависят скорее от интерпретации этих действий, чем от действий самих по себе. Можно с помощью специального обучения определять автоматические мысли с большой точностью.

Бек приводит следующий перечень наиболее распространенных вариантов тех негативных мыслей, которые отрицательно влияют на эмоциональную сферу и поведение пациентов:

Ниже представлен возможный вариант концептуальной схемы когнитивной терапии:

Источник

Когнитивная психотерапия Аарона Бека

Краткая Биография Аарона Бека.

что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Смотреть фото что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Смотреть картинку что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Картинка про что нового привнес а бек в когнитивную психологию. Фото что нового привнес а бек в когнитивную психологию

Аарон Тёмкин Бек родился в 1921 году в Провиденсе, в США, в еврейской семье, которая эмигрировала в 1906 году с западной Украины.

Еще за три года до рождения сына, его родители потеряли дочь, которая умерла от гриппа и мать Аарона так никогда и не оправилась от этой потери. Привело это к тому, что мальчик воспитывался и рос в атмосфере безнадежности и постоянных депрессий, в которых постоянно пребывала его мать. Возможно именно по этой причине, закончив школу, он поступает на кафедру психиатрии университета Пенсильвании.

После окончания университета Бек начинает свою собственную практику и довольно долго работает в рамках психоаналитической концепции, в которой он и получил образование. Со временем, он разочаровывается в психоанализе и начинает искать собственный путь, который приводит его его к весьма оригинальной для того времени теории, по иному объясняющей происхождение психологических проблем.

В психоанализе основной причиной невротических проявлений индивида считаются факторы бессознательного, которые, вступая в явное или скрытое противоречие с супер эго, порождают невротические проявления (фрустрации появляющиеся вследствие деструктивных реакций на окружающий мир). Решением проблемы в рамках этой школы видят терапевтический метод психоанализа, который заключается в осознании пациентом своих бессознательных проявлений и непосредственной связи невроза с ранними травматическими переживаниями. Ключ к успешному психоанализу — последующая переоценка изначально травматичного события и снижение его значимости для пациента.

В рамках бихевиоризма причиной невротических проявлений считалось дезадаптивное поведение пациента, которое вырабатывалось постепенно в ходе личной истории вследствие повторяющихся воздействий (стимулов). Воздействия (стимулы), которые порождали такие стратегии поведения лежали в прошлом пациента, однако поведенческая терапия не делала акцента на важности воспоминаний, как это было в психоанализе. В рамках практического применения поведенческой психологии считалось, что достаточным решением психологических проблем являлось использование специальных техник научения для изменения поведения пациента, то есть смены дезадаптивной стратегии на адаптивную. Бихевиористы были уверены, что выработка правильного поведения и является ключом к успеху.

Что касается Аарона Бека, то его новая концепция лежала за пределами упомянутых методов и для того времени была весьма оригинальной.

Теоретическое обоснование когнитивной терапии.

Бек рассматривал причину проблем пациентов в том, каким именно образом они интерпретировали события окружающего их мира. Предложенная им схема реакции человека на эти события была таковой.

Внешнее событие => когнитивная система => мысленная интерпретация (идея по поводу произошедшего) => реакция на событие (чувства и (или) поведение).

Если мы вспомним основные принципы бихевиоризма, то там, человеческое сознание рассматривалось в качестве черного ящика, по поводу которого не следует делать каких-либо выводов, ибо то, что происходит внутри нельзя обнаружить объективным научным способом.

Это было одновременно и большим преимуществом поведенческого подхода, поскольку переводило психологию в разряд научной дисциплины, и большим недостатком, поскольку исключало из цепочки стимул => реакция такую очевидно важную составляющую процесса, как сознание и то, что происходило в нем с точки зрения индивида (пусть и субъективной).

Что касается доминирующего на тот момент в Европе психоанализа, то ситуация в нем была прямо обратной. Это учение принимало в расчет то, что происходило в поле сознания пациента, на основании лишь научного предположения Фрейда о структуре этого сознания, и даже бралось интерпретировать причинно — следственные связи этих, по сути своей виртуальных процессов. Само же поведение пациента определяли его невротические тенденции, которые лежали в прошлой истории.

Аарон Бек был одним из первых, кто усложнил (расширил) поведенческую схему человека и ввел в нее сознание, как познавательную (когнитивную) составляющую процесса стимул => реакция, таким образом, по сути, совершенствуя поведенческий поход. Также, он совершенно по-другому нежели в психоанализе (и намного проще) подошел к человеческому сознанию, сведя его к чисто познавательным процессам и их результату.

Еще важнее было то, что теория Бека, вследствие ее простоты, давала возможность легко перевести ее в область практической психологии и сделать инструментом психологической помощи людям.

Принципы когнитивной психологии.

Рассмотрим основные принципы его подхода. По мнению Аарона Бека источником реакций человека на окружающие события были его представления об окружающем мире, сформировавшиеся ранее и представляющие из себя не только представления о внешнем мире, но и мире внутреннем, говоря иначе, представления индивида о себе самом в контексте его бытия в социуме.

Вот цитата Бека, достаточно ярко иллюстрирующая его подход.

«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». — А.Бек.

Если у нас есть четкие представления о мире, то их расхождения с реальностью неизбежно приведут к негативной психологической реакции (фрустрации), а в случае сильных расхождений и к серьезным психологическим проблемам.

Аарон Бек в качестве психолога довольно много занимался пациентами страдающими депрессией и в процессе таких наблюдений вывел их основные эмоциональные проявления в которых часто доминировала тема безнадежности, вины, проигрыша.

Исходя из опыта исследования таких пациентов, Бек предположил, что невротические проявления появились в значительной степени благодаря восприятию мира в негативных красках, то есть когнитивная система его пациентов была настроена изначально именно на такой тип реакций. По мнению Бека невротические проявления таких людей имели три особенности.

— Вне зависимости от происходящего человек выделяет в основном негативные стороны внешних событий, принижая значение позитивной стороны или даже вовсе ее не замечая.

— Вследствие особенностей такого восприятия событий внешнего мира для этих людей характерен и пессимистичный взгляд на будущее, которое, по их мнению, не может принести им ничего позитивного, ведь ожидаемые события также не несут ничего хорошего.

— Для многих из подобных людей характерна заниженная самооценка, то есть человек изначально рассматривает себя как недостойного, несостоявшегося, безнадежного.

Кроме того, все вышеизложенное часто приводит к чисто когнитивным искажениями, когда человек строит свое поведение исходя из ошибочных обобщений. Пример таких обобщений — когнитивные предположения — «я никому не нужен», «я ни на что не годен», «мир несправедлив» и т.п.

Конечно, когнитивная система человека формируется не вдруг и не на пустом месте, это происходит постепенно и вследствие воздействия вполне определенных внешних событий.

Когда такие события происходят постоянно и носят негативный характер, что зачастую бывает в период роста индивида и его взросления, то часто говорят о формировании стойких поведенческих стратегий, которые довольно быстро приобретают автоматических характер и, будучи вполне адаптивными в период их появления, становятся совершенно деструктивными при других условиях и обстоятельствах, например уже во взрослой жизни. Но в действительности, вследствие упомянутых выше жизненных обстоятельств, сначала формируется именно когнитивная система человека, которая и определяет его поведение.

По мнению Аарона Бека когнитивная система человека создается в основном в детский период. Дети, в этот ранний период жизни мыслят полярными категориями по типу все или ничего, такой способ думать называют черно-белым мышлением, при определенных обстоятельствах, подобный тип мышления сохраняется и в зрелом возрасте, что приводит к дезадаптивному поведению, ошибочному восприятию мира и последующим психологическим проблемам.

Конечно тенденции людей к ошибочному мышлению, обобщениям, стереотипному восприятию мира далеко не всегда является причиной невротических симптомов и тем более депрессии. Огромное количество людей (если не подавляющее большинство) обладает когнитивной системой (картой сознания), которая во многом построена на ошибочных предположениях, тем не менее, большинство людей вряд ли можно назвать невротиками. Это означает, что причины серьезных психологических проблем таких как депрессия, конечно, не ограничиваются склонностью к примитивному мышлению.

Терапевтический метод Аарона Бека.

Данный вид терапии является логическим продолжение идей основателя, и переложением их из области научных предположений в разряд практической психологии, или иначе, метода психологической помощи.

Это систематический подход, в основе которого стоит практическая задача решения конкретных проблем клиента. Обращение метода именно к сознательным процессам личности вовсе не означает, что Беком совершенно игнорировались психоаналитические методики. Помимо этого в системе активно использовались поведенческие техники, что привело в итоге к развитию комбинированного метода когнитивно-поведенческой психотерапии.

Работа с клиентом в рамках когнитивной психотерапии.

В первую очередь психолог совместно с клиентом определяют круг проблем над которыми они будут работать, после чего ставится практическая задача этой работы — решение конкретной проблемы. Данная конкретика очень важна для формирования намерения клиента и его готовности к рутинной терапии. К терапевту выдвигается ряд требований, по сути это принципы взятые из гуманистической психологии — эмпатия, естественность, целостность, приятие клиента в безусловно позитивном ключе.

Психологическая сессия строится на принципе сотрудничества с клиентом, при этом, в отличие от гуманистических методов, допускается выраженная директивность терапевта в отношении клиента.

— В первую очередь проясняется круг проблем с которым предстоит работать.

— Далее анализируются основные события, которые привели к проблеме и выявляется их связь с конкретной стратегией поведения клиента, а также связи этих стратегий с когнитивными установками.

— Оценивается событийная цепочка, приводящая к проблеме, а именно, терапевт проясняет клиенту, как конкретное когнитивное искажение приводит к дезадаптивному поведению, а оно в свою очередь к проблеме.

На этом условно диагностическая часть заканчивается и начинается собственно работа по устранению проблемы, которая обычно заключается в обучении клиента другим способам мышления и поведения.

При этом в итоге клиент должен овладеть следующими навыками:

— Обнаружение и отслеживание деструктивных мыслей.

— Обнаружение и отслеживание связи между мышлением, последующими эмоциональными реакциями и поведением.

— Самостоятельный анализ автоматического мышления выражающийся в оценке его последствий, а именно, насколько те или иные модели мышления адаптивны или напротив деструктивны.

— По возможности определять истоки автоматических способов мышления, их исторические предпосылки и причины.

— Постепенно менять дезадаптивные автоматические способы мышления, то есть иначе, вырабатывать привычки мыслить по-другому.

Как нетрудно заметить, что именно последний пункт означает начало действительно эффективной работы, поскольку он и приводит к личностным переменам — изменению способов мышления и поведенческих стратегий.

Следует упомянуть, что в когнитивной терапии личностные перемены не ставятся целью терапии, хотя именно они и приводят к результату, цель здесь определяется на уровне конкретной проблемы, что помогает сделать усилия и клиента и терапевта направленными.

Методы работы с клиентом в когнитивной психотерапии.

Выявление автоматического мышления.

В основе такого типа мышления лежат ложные предпосылки, которые могут выражаться в примитивном мышлении (черно-белое мышление без полутонов), ошибочных убеждениях и стереотипах, ложных умозаключениях, в основе которых чаще всего лежит нарушение логики из-за неумения мыслить логически. Способ мыслить ошибочно и является причиной невротических проблем, поэтому основные методы когнитивной терапии лежат вокруг выявления привычек мыслить автоматически.

1. Экспериментальные способы.

— Опытная проверка дезадаптивного суждения — терапевт учит клиента рассматривать убеждение как гипотезу, а не как истину в последней инстанции. Исходя из такого подхода можно смоделировать эксперимент — например взять типовую ситуацию в которой клиент повел себя определенным образом вследствие неверного убеждения и попросить клиента представить, что он обошелся со своим убеждением более гибко, оценить возможные последствия и сравнить их с теми, что реально произошли.

— Попросить клиента оценить свое конкретное поведение, которое привело к проблеме с точки зрения полярных аргументов — за и против. Сделать выводы.

— Найти примеры соответствующего поведения в кино, литературе, разобрать известные события, происходившие с реальными людьми.

— Найти логические ошибки и противоречия в дезадаптивных убеждениях.

2. Децентрация. Зачастую клиент имеющий невротические проявления ощущает себя как бы в качестве мишени вследствие того, что его когнитивная модель весьма эгоцентрична. Это значит, что например находясь в обществе, человек чувствует, что мир крутится вокруг него одного, ощущает себя в центре внимания, ему кажется, что все вокруг обращают внимание именно на него. Такая реакция часто приводит к дискомфорту и даже социофобии.

Подобного рода эгоцентричность лежит в основе многих психологических проблем и избавление от нее важная задача терапии. Для этого могут использоваться упражнения, позволяющие клиенту посмотреть на себя или на окружающий мир глазами других людей, принять и понять именно их точку зрения, постараться прочувствовать самому, что ощущает другой человек, в том числе и по отношению к самому клиенту.

3. Самонаблюдение. Данный метод универсален и позволяет клиенту самостоятельно отслеживать когнитивные и эмоциональные процессы, происходящие в его сознании. Наблюдая за своими реакциями на тот или иной раздражитель, клиент выявляет и причинные связи, которые приводят к именно такому поведению или эмоциональному проявлению.

4. Декастрофикация. При депрессиях, тревожных расстройствах, да и просто при когнитивных искажениях многие люди склонны рассматривать события не согласующиеся с их ожиданиями, как катастрофу. При этом, это может быть как потеря работы, так и опрокидывание на чистую скатерть чашки с чаем. При таких симптомах терапевт предлагает рассмотреть возможные реальные последствия «катастрофы», которые чаще всего оказываются лишь временными трудностями, но никак не концом света.

5. Научение желаемому поведению. Посредством многократного повторения желаемого поведения клиент вырабатывает в себе адаптивную поведенческую стратегию. Например, робкий клиент получает задание постепенно расширять свои возможности по общению в социуме.

Мы перечислили основные принципы когнитивной терапии и упомянули несколько распространенных способов работы с клиентом. Конечно же существует еще немало способов, которые в принципе может использовать когнитивный психотерапевт в своей работе.

Из написанного выше нетрудно понять, что когнитивная терапия, вовсе не ограничивается чисто когнитивными методиками в работе с клиентом. Как мы увидели, наиболее активно используются поведенческие методы, но кроме них это могут быть и психоанализ и гуманистические принципы, которые органично дополняют методику Бека.

На сегодняшний день когнитивно — поведенческая психотерапия, один из самых популярных методов в практической психологии и Аарон Бек по праву может считаться одним из его отцов-основателей. Интересен тот факт, что фактически параллельно во времени и независимо друг от друга Аарон Бек и Альберт Эллис создали во многом схожие психотерапевтические методики.

В случае Альберта Эллиса это рационально-эмоциональная терапия в основе которой лежат схожие идеи. Впрочем, их практическое применение также похоже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *