что нового по пожарной безопасности в 2021 году
Обзор новых правил противопожарного режима
Правила начнут действовать уже с 2021 года. В основном они не сильно отличаются от текущих, однако есть ряд изменений, к которым нужно подготовиться. Появились и новые разделы правил, например о том, как продавать и применять пиротехнику.
Новые разделы правил противопожарного режима
Правила дополнены разделами:
Инструкции о мерах пожарной безопасности, фиксация проверок
В инструкцию дополнительно потребуется включить информацию (п.п. 393, 394 новых правил):
Новые правила предусматривают ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. Большинство проверочных мероприятий, которые сейчас требуют составления акта или протокола, придется дополнительно фиксировать в этом журнале.
Средства противопожарной защиты
После окончания гарантированного срока эксплуатации покрытия можно не проводить повторную огнезащитную обработку, а провести испытания или обосновать расчетно-аналитическими методами, что обработанные конструкции и оборудование отвечают требованиям пожарной безопасности (п. 13 новых правил).
Правообладатель объекта защиты должен ежегодно и вплоть до замены проводить испытания средств пожарной безопасности и пожаротушения, отслуживших свой срок, если изготовитель не сообщил о возможности дальнейшего использования таких средств (п. 54 новых правил).
Указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения должны иметь светоотражающую поверхность либо снабжаться электричеством и работать как минимум в ночное время (п. 48 новых правил).
Поменяются нормы обеспечения огнетушителями. Так, помещения категорий А, Б, В1–В4, в которых может возникнуть пожар класса Е, потребуется обеспечить устройствами с рангом тушения (55В, С, Е). Все огнетушители должны быть безопасны для людей и имущества (приложение 1 к новым правилам).
Передвижными огнетушителями не потребуется оснащать здания и сооружения категории Д (п. 406 новых правил).
Огнетушители должны крепиться на высоте не более 1,5 метров до верха их корпуса (п. 409 новых правил). Текущие правила не уточняют как считается это расстояние.
Раз в год нужно будет проверять целостность покрывал для изоляции очага возгорания и делать об этом отметку в журнале (п. 412 новых правил).
Использование подвальных и цокольных этажей
Запрещено использовать подвальные и цокольные этажи (п. 8, пп. «б» п. 16 новых правил) для следующих целей:
Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей (п. 18 новых правил). Такое же требование введут для чердачных помещений и технических этажей.
Объекты с массовым пребыванием людей
Если нет норматива, определяющего максимально допустимое количество людей в помещении, нужно исходить из расчета не более 1 человека на 1 кв. м (пп. «г» п. 22 новых правил).
На учениях придется отрабатывать эвакуацию не только персонала, но и посетителей (п. 9 новых правил).
Объекты с массовым пребыванием людей должны оснащаться ручными электрическими фонарями, а также СИЗ органов дыхания и зрения по тем же нормативам, что и объекты с круглосуточным пребыванием людей, — не менее 1 фонаря и 1 СИЗ на одного дежурного. Целостность СИЗ должна проверяться ежегодно (п. 30 новых правил).
Котельные, встроенные в здания объектов с массовым пребыванием людей или пристроенные к таким зданиям не допускается переводить с твердого топлива на жидкое или газообразное (п. 39 новых правил).
Нельзя отключать системы противопожарной защиты для обслуживания или ремонта, если то же время проводятся мероприятия с массовым пребыванием людей (п. 55 новых правил).
Организации торговли
Организации торговли могут размещать торговые и игровые автоматы на путях эвакуации, если при этом не уменьшается нормативная ширина таких путей (пп. «д» п. 103 новых правил).
Медицинские организации
Каждый работник дежурной смены должен иметь СИЗ дыхания и зрения (п. 116 новых правил).
Расстояние между кроватями в больничных палатах должно быть не менее 0,8 м, а ширина центрального основного прохода — не менее 1,2 м. Стулья, тумбочки и другая мебель не должны загромождать эвакуационные пути и выходы, уменьшая ширину путей эвакуации (п. 116 новых правил).
В палатах нельзя группировать более двух кроватей (п. 117 новых правил).
АЗС
В новых правилах есть нюансы противопожарного режима на автоматических (безоператорных) АЗС. Установлено, что на таких АЗС мероприятия, которые проводятся при возникновении пожароопасной ситуации или пожара, должны осуществляться в автоматическом режиме или дистанционно (п. 390 новых правил).
На всех АЗС запрещается заправлять топливо в канистры и другую тару, в процессе наполнения которой может возникнуть искра (пп. «г» п. 385 новых правил).
Строительные работы
У въезда на территорию стройплощадок должны размещаться схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения (п. 71 новых правил).
По окончании рабочей смены запрещено оставлять внутри зданий или на их покрытиях горючий утеплитель, несмонтированные панели с ним, кровельные рулонные материалы (п. 322 новых правил).
Огневые работы
За местом, где завершились огневые работы, должно быть обеспечено не менее чем четырехчасовое наблюдение (п. 363 новых правил).
Формы нарядов-допусков на выполнение огневых работ организации будут разрабатывать сами. В новых правилах нет обязательной формы, но есть перечень обязательных реквизитов. Наряд-допуск может быть оформлен и зарегистрирован в электронном виде (п. 372 новых правил).
Новые Правила противопожарного режима в 2021 по пост. №1479 (ППБ)
Постановление от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» устанавливает Правила противопожарного режима на территории Российской Федерации и действует с 01.01.2021 г. до 31.12.2026 г.
Правила противопожарного режима ( согласно Постановлению №1479) устанавливают требования пожарной безопасности, которые определяют:
Правила противопожарного режима действующие в 2021 году (c оглавлением, навигацией, номерами страниц и подготовленные для печати, как представлено на рисунках ниже):
Данные Правила были взяты с официального интернет-портала правовой информации:
Напоминаем, что согласно п.2 Правил при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства необходимо:
Правила противопожарного режима по пост. Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 приняты взамен действовавших до 01.01.2021 г. от 25.04.2012 Правил противопожарного режима по пост. Правительства 390 от 25.04.2012.
В свою очередь, пост. 390 было введено взамен ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».
ППБ 01-03 утратил силу в соответствии с приказом от 31.05.2012 №306 МЧС России (Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)
Да не сгорит оно огнём. Обновление противопожарных требований в 2021 году
Привет, Хабр. Меня зовут Алексей, и уже 10 лет я занимаюсь проектированием и внедрением противопожарных систем. В 2021 году в нашей сфере грядут существенные изменения, связанные с внедрением новых стандартов — СП 484.1311500.2020, СП 485.1311500.2020, СП 486.1311500.2020. Эти документы вступают в действие как раз сегодня, 1 марта. Изменения концептуальные, и затронут они всех участников процесса — производителей оборудования (вендоров), проектировщиков, инсталляторов, заказчиков.
Хочу рассказать о главных нововведениях, которые коснутся систем автоматической пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты — того, с чем я работаю каждый день.
Введение
Как я вижу текущую ситуацию. Последние существенные нормативные изменения в нашей сфере были в 2010-2012 годах. При этом вскоре после этих изменений в комьюнити инженеров сформировалось мнение, что они довольно «рыхлые». Они допускают разные трактовки, содержат противоречия, не закрывают все области применения.
При этом стопка диктующих документов уже давно переросла «Москву-Сити», и постичь их суждено только избранному (ну или искусственному интеллекту от ВНИИПО, если такой когда-нибудь появится). Регуляторная гильотина немного срезала их, но на месте отрубленных голов выросло по три новых: ФЗ, ГОСТов, СП, ПП и пр.
Для заказчиков необходимость реализации всех этих требований выглядит как дополнительные затраты, поэтому в попытке экономии средств они часто стараются выполнить их в минимально необходимых объемах. Это приводит к тому, что пожаров не становится меньше, а это, в свою очередь, вызывает ужесточение требований со стороны МЧС.
Но статистика — поле интереса небольшого числа людей, а вот про «Зимнюю вишню» слышали все. Всё это и показало низкую отдачу в исполнении противопожарного режима и условности контроля за его исполнением на местах.
Обратная сторона медали тоже есть. Даже добросовестный собственник не застрахован от карательной дубинки, спрятанной в обилии нормативки, вариативности в трактовках этих норм, ведущей к злоупотреблениям на местах.
Всё это вместе и привело к изменениям, о которых я рассказываю.
Легкий оффтоп о том, как я вижу ситуацию в прекрасной России Будущего.
Вообще нужно понять, а с какого такого у инвестора должна появиться мотивация вкладывать кровные средства в пожарную безопасность? Для этого приоткроем шторы и ладонью растворим слой морозного узора на окне в Европейский Союз.
А там и увидим, что такая мотивация появляется на рынке с приходом обязательного страхования и страховых компаний, работающих с рисками. Цель которых — не выписать штраф за просроченный огнетушитель или за неработоспособную систему оповещения, а увеличить владельцу регулярный страховой взнос на основании выявленных недостатков. Такой подход работает в обе стороны: если владелец вложился финансами в модернизацию систем, он получает меньший страховой взнос, так как риски стали ниже. А при возникновении происшествия оно не разоряет его, поэтому данный подход хорошо зарекомендовал себя как рыночный механизмам регулирования. Как пример, посмотрите, как изменилась жизнь автолюбителей с приходом ОСАГО.
Среди других положительных сторон: появление финансовых средств в данном секторе жизнедеятельности общества, развитие частных экспертиз, снижение коррупционных составляющих, снятие части обременения с госструктур, позволяющее им фокусироваться на других важных задачах, исходя из специфики их функций, подготовка профильных специалистов высокого класса с достойным уровнем дохода и пр. Ну а главное, это приводит к снижению числа человеческих и материальных потерь, повышению безопасности и комфорта граждан в своей стране.
Дорожная карта
Во-первых, в новых стандартах взят курс на гармонизацию отечественных и европейских норм. Основные пересечения происходят со стандартами Европейского союза (EN) и британскими национальными стандартами (BS). Акцент сделан на полезном заимствовании, повышению требований к отказоустойчивости системы, избавлению от избыточных требований.
Приведу конкретные примеры:
Введены требования к наличию уровню доступа для пожарных приборов, благодаря которым осуществляется дифференциация функций управления для диспетчеров, эксплуатации и инженеров технического обслуживания. Данный функционал уже есть в европейских приборах благодаря EN 54-2. Некоторым же отечественным приборам нужна доработка или ставить приборы придётся только на пожарном посту, согласно п. 5.12 СП484.
По новым правилам должна быть предусмотрена защита приборов от системной ошибки, если на прибор подключено более 512 пожарных извещателей (ПИ) или контролируемая ими площадь более 48 000 кв. м. Годнота в том, что определение системной ошибки раскрыто: неисправность прибора, вызванная полным или частичным отказом (сбоем) процессора(ов) или устройства хранения информации о конфигурации прибора.
Отмечу, что на рынке встречается две основные разновидности выполнения этого требования: а) резервирование платы с контроллером (процессором) и устройствами хранения данных в приборе модульного типа и б) резервирование функций одного прибора другим (Master-Slave).
Аналогичные требования изложены в п.13.7 EN54-2 и п.4.5.3.1 EN54-13. Они приводят к необходимости децентрализации и построению распределённых систем на контроллерах с ёмкостью до 512 устройств или к применению приборов большей ёмкости, но с защитой от системной ошибки.
По моим наблюдениям, даже в проекты, где использовали титулованных вендоров, проектировщики редко закладывали резервный контроллер ввиду избыточности по текущим нормам и с точки зрения экономии бюджета. С 1 марта, соответственно, сэкономить уже не получится.
В новом СП484 п.п.6.3 вводится понятие и требования к зоне контроля пожарной сигнализации (ЗКПС). Это сделано для того, чтобы сегментировать объекты защиты для повышения отказоустойчивости системы пожарообнаружения. В частности, в ЗКПС может включаться не более 32 пожарных извещателей в одном или смежных помещениях. При этом единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных датчиков, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС. Единичная неисправность включает в себя обрыв или короткое замыкание в шлейфе. Таким образом применять нужно кольцевой шлейф непосредственно внутри ЗКПС, а по границам ЗКПС ставить изоляторы КЗ. По данному пункту идёт прямое пересечение с Приложением С и п.12.5.2 EN54-2. Согласно этих требований мы приходим к кольцевой топологии шлейфов и к увеличению количества изоляторов КЗ (менее удобный путь) или к применению адресных устройств со встроенными изоляторам КЗ (более удобный путь).
Картинка для примера, но об этом я еще скажу позже.
Во-вторых, отчетливо наметился тренд на однозначную трактовку закона. Еще и над транспарентностью требований подумали, что очень круто. Надо сказать, что тут у нормотворцев накопилась обширная обратная связь от тех, кто с этими правилами непосредственно работает.
Например, у инженеров всегда возникали сложности с выполнением контроля линий типа «сухой» контакт по требованию п.14.4 СП5. С введением СП484 эта сложность отпадает, так как есть прямое указание (п.5.17): «Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности, при условии выполнения данных линии нормально-замкнутыми».
Сюда же включаются все требования с размытыми формулировками, а также фразами «как правило» и пр.
В-третьих, подход полного цикла. Нормативку пробуют сделать на весь цикл жизни системы, включая сертификацию оборудования, разработку проектной документации, этап внедрения и испытаний, период эксплуатации системы. Это ещё в планах, данные документы не утверждены, но они, на мой взгляд, необходимы, чтобы все отдельные шестерни нормативного поля заработали как единый механизм. Комплексный подход также проявляется и в смещении приоритетов, в основе которых теперь лежит повышение устойчивости системы к дестабилизирующим факторам:
Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Дальше много конкретики по изменениям для тех, кому это правда интересно
Обзор ключевых изменений по СП484.1311500.2020
Единичная неисправность. Почти весь новый свод правил пропитан идеей защиты пожарной сигнализации и автоматики противопожарной защиты от единичной неисправности. Определение этого явления довольно лаконичное: «Единичная неисправность линий связи — единичное нарушение работоспособности одной из линий связи». А вот то, что за ним таится? Давайте разберёмся.
Вот тянем шлейф по коридору и нам удобно ответвлениями к нему подключить устройства в помещениях, но в случае КЗ или обрыва это вырубит сразу всё, что находится после неисправного сегмента. Другое дело — применить кольцевую топологию шлейфа:
Или есть здание, разделённое на различные пожарные отсеки. Классический пример — жилой дом с первым нежилым этажом, отданным под арендаторов, и подземной автостоянкой. По новым требованиям п.5.3 СП484 каждый из отсеков должен выполнять свои функции независимо от остальных, т.е. обрыв связи не должен повлиять на выполнение противопожарного алгоритма в нём или соседних пожарных отсеках:
Также единичная неисправность не должна приводить к одновременной потере автоматического и ручного канала формирования сигналов тревоги. Соответственно, все ручные пожарные извещатели и устройства дистанционного пуска должны быть отделены от автоматических пожарных извещателей таким образом, чтобы при обрывах в линии или коротких замыканий не потерять оба канала формирования тревоги.
Теперь каждый прибор контролирует свою группу ПИ и может выполнять свои функции автономно, даже при потере связи. При этом если со связью возникают проблемы, то в системе появляется сообщение, что такие-то приборы потеряны, но это не сказывается на функциях автоматического и/или ручного управления противопожарной автоматикой.
Количество датчиков. В СП484 появились чёткие критерии по размещению пожарных извещателей. Все зоны пожарообнаружения теперь делятся на две категории:
формируются сигналы управления для СОУЭ (система оповещения) 1-3 типов и не формируются сигналы управления системами пожаротушения. По такому варианту реализуются алгоритм формирования тревоги А или В, см. п. 6.4.2-6.4.3 СП484;
формируются сигналы управления для СОУЭ 4-5 типов и системами пожаротушения, по такому варианту реализуются алгоритм формирования тревоги С, см. п. 6.4.4 СП484.
Для первой категории допускается установка одного датчика в помещении, для второй категории их должно быть минимум два.
Изменились требования, исходя из которых следует выбирать место установки датчиков. Для более посвященных в отраслях эта фраза могла звучать так: «Стандартная размерная сетка размещения датчика заменена на размещение через зоны контроля датчиков, так как сейчас это реализовано в стандартах EN и BS». И это жирный плюс в сторону внедрения BIM, позволяющего глубже автоматизировать процесс проектирования, а именно расстановку датчиков.
Для наглядности разберём 2 варианта.
Вариант-1: мы должны разместить в двух помещениях дымовые ПИ — эти помещения относятся к 1 категории, высота помещений 3 метра, площадь помещений около 35 кв. м, но геометрия помещений отличается. Для начала создадим ПИ с зоной контроля в виде круга с радиусом 6,4 м (см. Таблицу 2 п.6.6.16 СП484) и нанесём его на планировку:
Для прямоугольного помещения 0.33 достаточно 1 ПИ, для помещения 0.38 с более сложной геометрией потребовалось 2 ПИ, чтобы покрыть каждую точку площади зоной контроля ПИ.
На больших пространствах появляются варианты размещать ПИ по квадратной решётке:
Или по треугольной решётке:
Вариант-2: Возьмём те же помещения 0.33 и 0.38, но они уже относятся ко 2 категории, т.е. пожарная тревога формируется по алгоритму С. В данном случае необходимо, чтобы каждая точка площади помещения контролировалась 2-мя зонами контроля ПИ. Получаем следующую картину:
Количество датчиков задублировано относительно Варианта 1 как раз для того, чтобы вся площадь помещения была покрыта зонами от двух датчиков.
В случае больших пространств получаем квадратную решётку размещения датчиков:
И треугольную решётку размещения:
Да, извещателей по Варианту 2 в помещениях стало больше, но зато появилась логика в их расстановке. Раньше трудности возникали в сложных помещениях, где было сложно выдержать расстояния от стены до каждого угла. Сейчас достаточно визуализировать расположение извещателей на плане и показать, что каждая точка в помещении попадает в зону контроля.
Но есть и другой аспект: теперь сложности будут подстерегать при монтажных работах, если в процессе возникнет необходимость подвинуть датчик. Опираться вслепую на данные рулетки или лазерного дальномера нельзя, нужно будет контролировать параметр покрытия площади зоной контроля пожарного извещателя для каждого типа датчика (тепловой/дымовой).
Та же песня и в случае проверок МЧС. Если раньше они могли измерить расстояния между датчиками, то теперь для проверки размерных показателей им нужно будет иметь документацию с зонами покрытия и привязками датчиков на плане. Это может привести к необходимости выпускать в проектах два вида планировок: датчики с кабельными трассами и датчики с привязкой размещения. Опять же как итог: увеличение трудозатрат или толчок в сторону BIM-моделирования.
СП484 также обновляет требования по размещению датчиков относительно вентиляционных решёток и осветительных приборов. СП5 регламентировал жёсткие требования по формированию «зоны отчуждения» от вентиляционных решеток не менее 1 метра, от осветительных приборов не менее 0,5 метра. Извращаться приходилось знатно, для примера:
Как видно, приходится буквально ловить небольшие фрагменты плана, где допускается монтировать датчик. А если помещение ещё меньше? Тогда остаётся последний легальный инструмент — лепить датчики на стену, что согласитесь ни разу не комильфо.
Теперь П.6.6.32 СП484 расширяет требования по размещению относительно вентиляционных решёток и допускает ставить датчик ближе 1 метра, если скорость воздушного потока в месте установки меньше 1 м/с.
Решение, мягко говоря, опять половинчатое, сложное в реализации. Скорость воздушного потока может меняться при сезонном регулировании воздушной заслонки или при открытии двери. К тому же если производитель заявляет в паспорте датчика, что максимально допустимая скорость воздуха 20 м/с, почему бы это ВНИИПО не протестировать и не допустить применение датчиков в данном диапазоне. Возможно, в 2030-х мы и до этого дойдём.
И, наконец, дореволюционное требование — отступать 0,5 м от датчиков до светильников, отсылающее нас к «досветодиодным» временам с громоздкими плафонами, потеряло силу. Требования отступать от осветительных приборов заменены на требование минимального расстояния ПИ до выступающего от перекрытия инженерного оборудования и строительных конструкций (см. п. 6.6.36 СП484): если выступает меньше 0,25 м, то отступать нужно расстояние, равное 2 высотам, а если выступает больше 0,25 м., то не менее 0,5 м.
Для примера: имеем встроенный светильник — отступать не нужно; выступает светодиодный светильник на 0,1 м — отступаем не менее 0,2 м, висит плафон высотой 0,3 м — отступ должен быть не менее 0,5 м. Аналогично и для строительных конструкций.
Также в СП много нововведений, расширяющих области/диапазон применения таких пожарных извещателей как дымовые линейные, аспирационные датчики, линейные тепловые (термокабели), извещатели пламени.
Добавились пункты для использования новых типов пожарных датчиков — многокритериальных, электроиндукционных, сателлитных и с видеоканалом обнаружения.
Зонирование. Теперь опираясь на подпункты п.6.3 СП484 проектировщику системы необходимо разбить планировку на зоны контроля пожарной сигнализации (ЗКПС). Здесь, как говорится, надо показывать. Поэтому для примера возьмем следующую планировку: